Чхве Чи-вон
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2007 г. ) |
Чхве Чи-вон | |
---|---|
![]() Портрет Чоэ Чи-вона | |
Рожденный | 857 |
Умер | неизвестный |
Род занятий | Философ, поэт |
Корейское имя | |
хангыль | Чхве Чи Вон |
Ханджа | Цуй Чжиюань |
Пересмотренная романизация | Чой подарок |
МакКьюн-Рейшауэр | Чое Чивон |
Название произведения | |
хангыль | доставка, хорошо |
Ханджа | Хайюн, Гуюнь |
Пересмотренная романизация | Хэ Ун, Гун |
МакКьюн-Рейшауэр | Хэын, Коун |
Чхве Чи-вон (англ. IPA: [tɕʰø tɕʰiwʌn] ; Корейский : 최치원 ; Ханджа : 崔致遠 ; 857–10 век) – корейский философ и поэт позднесредневекового периода Объединенной Силлы (668–935). Он много лет учился в Танском Китае , сдал имперский экзамен Тан и дослужился до высокого поста, прежде чем вернуться в Силла, где предпринял в конечном итоге тщетные попытки реформировать правительственный аппарат приходящего в упадок государства Силла. [ 1 ] [ 2 ]
В последние годы своей жизни Чхве больше обратился к буддизму и стал учёным-отшельником, жившим в корейском храме Хэинса и вокруг него .

Чхве Чи-вон был также известен под литературным именем Хэын ( IPA: [хэːун] ; Корейский: 해운 ; Ханджа: 海雲 ; горит. «Морское облако»), или, чаще, Коун ( МПА: [ко.ун] ; Корейский: 고운 ; Ханджа: 孤雲 ; горит. «Одинокое облако»). Сегодня он признан прародителем клана Кёнджу Чэ .
Ранняя жизнь и учеба в Тане
[ редактировать ]Чхве Чи-вон родился в районе Сарьянг столицы Силлы Кёнджу в 857 году. Он принадлежал к так называемому классу «шестого ранга головы» ( yukdupum Hanja : 六頭品 ), наследственному классу в династии Силла. строгая система костных рангов , прикрепленная к представителям смешанного аристократического и простого происхождения. Будучи членом главы шестого ранга, Чо был ограничен в уровне должности, которую он мог достичь.
К концу правления Силлы многие в шестом ранге начали искать возможности продвижения за пределы традиционных рамок социально-политического порядка Силлы. Одним из выходов было стать буддийским монахом. Другой вариант — заняться изучением конфуцианства. Китайская конфуцианская бюрократия была в ограниченной степени принята Силлой после объединения полуострова в 668 году. Конфуцианство хорошо подходило для управления территорией и поддержки центральной власти (то есть королевского абсолютизма). Принятие конфуцианских административных норм и более тесные связи Силлы с танским Китаем потребовали создания высокообразованного корпуса ученых-чиновников. Чтобы удовлетворить эту потребность, монархия Силла обратилась к неудовлетворенным талантам глав шестого ранга. Королевская поддержка главы шестого ранга также дала монарху больше рычагов воздействия на все более враждебную аристократию.
Силлы В первые годы после объединения студенты шестого ранга были зачислены в Национальную конфуцианскую академию , основанную в конце 7 века. Однако к IX веку амбициозные студенты Силла стремились получить образование у самого истока, в танской столице Чанъань (ныне Сиань ). В IX веке клан Кёнджу Чхэ установил тесные связи с монархией Силла, и в результате многие представители клана Чхэ были отправлены поступать в Китай с конечной целью – сдать китайский гражданский экзамен. служебный экзамен и возвращение на службу в суд Силла.
Согласно историческому труду XII века «Самгук Саги» , когда Чое было двенадцать лет, в 869 году отец отправил его учиться в Тан, провожая его предостережением, что, если он не сдаст китайский императорский экзамен в течение десяти лет он перестанет быть его сыном. В течение десятилетия Чоэ действительно сдал высший из экзаменов на государственную службу Китая, желанную степень дзинши (進士), и был должным образом назначен на должность в префектуре на юге. Чэ прослужил в Китае почти десять лет и даже познакомился с императором Тан Сицзуном (годы правления 873–888). Чоэ также заслужил заслуги за свою службу под командованием танского генерала Гао Пяня в борьбе против восстания Хуан Чао , неудавшегося восстания, которое, тем не менее, положило начало последним годам искалеченной китайской династии. Когда восстание было подавлено и мир, по крайней мере временно, восстановился, мысли Ч'э обратились к дому. Одно сохранившееся стихотворение, написанное ранее, когда Чоэ направлялся на свою первую официальную должность в Китае («десять лет пыли» — это его десять лет, потраченных на подготовку к экзамену), давало выход его эмоциям по поводу родины и семьи, которую он не видел десять лет:
Кто у себя дома жалеет заморских людей? |
Кто в Китае может ему сочувствовать? |
«Самгук -Саги» снова сообщает нам, что Чоэ — совершенный конфуцианец — думал о своих стареющих родителях, когда просил у Танского императора разрешения вернуться в Силлу. Это ему было должным образом предоставлено, и он вернулся домой в 885 году. Ему тогда было 28 лет.
Попытки реформы
[ редактировать ]Вскоре по возвращении в Силлу Чо был назначен инструктором и чтецом в Конфуцианской академии Халлим Силлы. Его меняли различные должности, в том числе военного министра и главы различных региональных префектур. Хотя в 893 году он был назначен главным посланником дипломатической миссии в Танском Китае, голод и последующие волнения в Силле помешали его путешествию. Вскоре после этого Тан пал, и Чоэ больше никогда не увидел Китай.
Будучи членом класса юкдупум , Чхве вернулся в Силлу с юношескими надеждами на реформы. Чхве не был первым из конфуцианских литераторов юкдупум, который попытался способствовать реформам в государстве Силла, однако его случай является одним из самых ярких, дошедших до нас в письменной истории Кореи. В 894 году Чхве представил королеве Силлы Джинсон (годы правления 887–897) свои «Десять неотложных пунктов реформы» Силлы ( 시무십여조 ; 時務十餘條 ). Как и предыдущие попытки предшественников Чоэ, они в конечном итоге остались без внимания. К моменту возвращения Ч'э Силла находилась в поздней стадии коллапса. Центральная монархия была значительно ослаблена междоусобной борьбой: власть перешла сначала в руки аристократии, а затем – что еще более угрожающе для выживания Силлы – в руки региональных военачальников, которые контролировали сельскую местность за пределами столичного региона, а в некоторых корпуса командовали собственными частными армиями.
Пенсия и дальнейшая жизнь
[ редактировать ]О средних и поздних годах Чоэ сохранилось мало записей. Примерно в 900 году Чхве ушел из общественной жизни и начал странствовать по многочисленным местам Кореи. Как рассказывает «Самгук Саги» : «Живя на пенсии, Чхэ вел свободную жизнь горного мудреца, строя павильоны вдоль рек и берегов, сажая сосны и бамбук, читая книги и сочиняя историю, а также сочиняя оды природе. известно, что он жил в таких местах, как Намсан в Кёнджу , Бинсан в Канджу, храм Чхоннян в Хабджу, храм Ссанге в Чирисане и коттедж в Хабпохёне». Район Хэундэ в современном Пусане получил свое название от псевдонима Чхэ Хэын, поскольку он якобы был очарован этим местом и поэтому построил там павильон с видом на пляж. Там до сих пор сохранился фрагмент каллиграфии Чоэ, выгравированной на камне.
В конце концов Чэ поселился в храме Хэинса, где его старший брат Хёнджун ( 현준 ; 賢俊 ) служил настоятелем. Его последние годы наиболее примечательны его длинными надписями на стелах, житиями самых известных буддийских священников Силлы, которые оказались основным источником информации о буддизме Силлы.
Один хорошо известный анекдот о Чхэ в эти годы касается предполагаемого отрывка стиха, который он отправил Ван Кону , основателю Корё . Очевидно, убежденный в величии Ван Кона, особенно в обнародовании его Десяти предписаний, Чхэ пришел к выводу, что Ван Кон унаследовал Мандат Неба, чтобы стать преемником приходящей в упадок династии Силла на посту правителя полуострова. Отражая это, он тайно послал пророческий стих, отражающий его поддержку новой династии: «Листья Петушиного леса [Силла] желтые, сосны перевала Снежного гуся [Корё] зеленые». ( 계림황엽 곡령청송 ; 鷄林黃葉 鵠嶺靑松 ). Петушиный лес (Гьерим) - древнее прозвище Силла, а перевал Снежного гуся (Коннён) - родовой дом Ван Кона и, по ассоциации, династии Корё. XII века Однако этот анекдот впервые появился в Самгук Саги , спустя много времени после смерти Чоэ, и некоторые современные ученые сходятся во мнении, что Чоэ, коренной житель и ярый сторонник Силлы, никогда не писал его, но что он был приписан ему молодой династии Корё, чтобы укрепить свою легитимность и заручиться поддержкой своего предприятия молодых ученых Силла. [ 3 ]
Дата смерти Чоэ неизвестна, хотя он все еще жил в 924 году, дате одной из сохранившихся гравюр на стеле. Одно фантастическое сообщение повествует о том, что соломенные туфли Чоэ были обнаружены на опушке леса на горе Гая ( Гаясан ), местечке Хэинса, и что Чоэ стал даосским бессмертным и вознесся на небеса. Более обоснованные исторические теории предполагают, что он покончил жизнь самоубийством, но в конечном итоге это всего лишь предположение.
Более поздние просмотры
[ редактировать ]За долгие столетия после его смерти из Чхве вышло несколько ручьев. С одной стороны, по мере того как Корея становилась все более конфуцианской в конце Корё и особенно в период Чосон , Чхве стал одним из самых прославленных членов корейского пантеона конфуцианцев, заняв почетное место в конфуцианском храме страны. Король Хёнджон (годы правления 1009–1031), признавая конфуцианские достижения Чэ, даровал ему посмертный титул маркиза яркой культуры ( 문창후 ; 文昌侯 ). В начале 13 века его портрет был помещен в национальную конфуцианскую святыню и с тех пор стал объектом почитания.
С другой стороны, со временем Чоэ стал почитаться и как поэт, во многом благодаря относительно большому количеству сохранившихся его стихов, написанных на китайском языке. Вокруг Чэ также вырос богатый фольклор, приписывающий ему фантастические деяния и сверхъестественные силы.
В конце XIX века, когда корейские интеллектуалы начали пересматривать свои интеллектуальные и исторические корни перед лицом растущей национальной слабости и иностранного посягательства, возникла растущая критика исторического уважения Кореи к Китаю.
Наиболее красноречивым голосом таких националистических настроений был журналист, историк и философ Син Чэхо (1880–1936). Шин осудил Чхэ Чи Вона как один из наиболее ярких примеров корейского интеллектуального подчинения Китаю, образец сдержанного поведения со стороны интеллектуального класса Кореи (по мнению Шина), который в долгосрочной перспективе ослабил национальный дух Кореи. и сделал его рабом мысли « Садаэ » («служение великому»).
Клан Кёнджу Чхэ теперь называет Чхэ Чи Вона своим основателем. Место его дома в Кёнджу теперь представляет собой небольшой храмовый зал, посвященный его памяти.
Сочинения
[ редактировать ]Относительно обширные дошедшие до нас сочинения Чое служат свидетельством его важности в обществе позднего Силла, а также обеспечивают ему ту степень важности среди последних поколений, которая ускользнула от его современников, многие из которых, как и он, были талантливыми поэтами, учеными чиновниками, и усердны в своих попытках реформ.
Помимо его утраченных работ, таких как «Джеван ёндэрёк» («Хронологическая история монархов») и других, сохранившиеся сочинения Чэ можно условно разделить на четыре основные категории: официальная проза (включая мемориалы, депеши и т. д. во время его службы как в Танском Китае, так и в Силле). ); частная проза (на такие темы, как чаепитие и природные пейзажи); поэзия; и надписи на стелах .
Вскоре после возвращения Чхэ в Силлу в 885 году он собрал свои различные сочинения, как официальные, так и неофициальные (включая некоторые стихи), и представил их королю Хонгану . Предисловие к этому сборнику сохранилось, что позволяет нам узнать его первоначальное содержание. Однако вся коллекция уже не сохранилась. Что действительно сохранилось, так это одна часть, озаглавленная « Кевеон Пильгён» (계원필경, 桂苑筆耕, «Вспашка рощи Кассии пишущей кистью»), которая представляет собой десять томов, состоящих в основном из официальных писем и мемориалов, написанных во время службы Тану. Это произведение также включает в себя некоторую частную прозу.
Значительный сборник стихов Чхэ, который, предположительно, первоначально был включен в упомянутое выше произведение, подаренное королю Хонгану, дошел до нас через другие корейские источники, в первую очередь из «Тонмунсона» , династии Чосон сборника корейской поэзии . Некоторые его стихи также включены в «Самгук Саги» XII века .
Сохранившиеся надписи на стеле Чэ, так называемые Сасан-бимён (사산비명, 四山碑銘, «Четыре горные стелы»), следующие (все на территории современной Южной Кореи):
- Чингамгукса бимён ( 진감국사비명 ; 眞鑑國師碑銘 ) Мемориальная стела мастеру Джингаму [Хесо] из храма Ссанге, 887 год, в храме Ссанге, Южный Кёнсан . провинция
- сохранилась не ) ( полностью Стела храма Тэсонбок, 885 г., Кёнджу .
- Нанхёхвасан бимён ( 낭혜화상비명 ; 朗慧和尙碑銘 ) Мемориальная стела мастеру Ранхе из храма Сонджу, 890 г., в храме Сонджу, Южный Чхунчхон . провинция
- Джиджунгдэса бимён ( 지증대사비명 ; 智證大个碑銘 ) Мемориальная стела мастеру Джиджунгу из храма Понам, 924 год, в Мунгёне, Северный Кёнсан . провинция
Авторство Чоэ было высказано предположением. [ кем? ] для Силла Суджон (신라수이전, 新羅殊異傳, чудесные сказки Силла), самого раннего и старейшего известного сборника корейских буддийских сказок и популярных басен. Произведения больше не сохранилось, но тринадцать его оригинальных рассказов сохранились в других произведениях. Однако почти все ученые согласны с тем, что Чоэ не был автором. Это кажется очевидным из того факта, что одна из сказок, включенных в сборник, была басней о Чхве Ци-воне, Коун Чоэ Чи-вон чон ( 고운 최치원전 ; 孤雲崔致遠傳 ). [ 4 ] Точно так же в начале 20 века Чхве был выдвинут как автор «Юселгёнкхак тэчжан» ( 유설경학대장 ; 類說經學隊仗 конфуцианского педагогического труда ). Основываясь на характере языка и используемых выражениях, ученые также довольно единодушно отрицают, что это произведение Чоэ.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Чхве Чи-вон, Чхве Чи-вон» . Энциклопедия Doosan (на корейском языке). 1982 год . Проверено 18 мая 2023 г.
- ^ Картрайт, Марк (27 октября 2016 г.). «Чхве Чивон» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 18 мая 2023 г.
- ^ И Пхёндо , «Исследования истории Корё». Хангук Мунхва Чхонсо 4 (1948), 6.
- ^ Вос, Ф. «Сказки о необыкновенном: исследование содержания, природы и авторства Суй чон». Корееведение 5 (1981), с. 1-25.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чанг, Ток-сун. «Чое Чи-вон и легендарная литература». Корейский журнал (август 1977 г.): 56–64. [1]
- Чунг, Кей-вон. «Биографии Чхве Чи-вона и Чунг Монг-чу». Корейский исследовательский бюллетень 1 (1944): 21–24.
- Ха, Тэ Хун. «Могила сестер-близнецов». В народных сказках Старой Кореи . Сеул: Издательство Университета Йонсей: 100-110. [легендарный рассказ о Чоэ во время его службы в Китае, перевод с Суй чон ]
- Джонс, Джордж Хибер. «Чхэ Ци-вун: его жизнь и времена». Труды Корейского отделения Королевского азиатского общества 3 (1903): 1-17.
- Дэвид А. Мейсон «Одинокий мудрец: глубокая жизнь, мудрость и наследие корейского «Go-un» Чхве Чи Вона». Книга опубликована в марте 2016 г. как в печатной, так и в электронной версии; 214 страниц, 310 сносок глоссария и литературы; множество фотографий исторических картин с его изображением и мест, связанных с ним. [2]
- Рян, Ки С. [Ян Ки Сон]. «Танская поэзия Чое Ци-вона (р. 857) и ее современная интерпретация». Журнал современных корееведческих исследований 5 (1996): 1-30.
- Рян, Ки С. [Ян Ки Сон]. «Чхэ Чи-вон, Силла Сасан пимён (四山碑銘: Четыре стелы гор Силлы)». Обзорная статья. Журнал современных корееведов 6 (ноябрь 1996 г.): 119–129.
- Рян, Ки С. «Биография Чое Чи Вона (р. 857) и саги Самгук Кима Пусика (1145)». Журнал современных корееведов 8 (декабрь 2005 г.): 1-36.