Гранд-канал (Китай)
Большой канал Китая | |
---|---|
![]() Канал в Пекине, у моста Ваньнин. | |
![]() Курсы Большого канала | |
Технические характеристики | |
Длина | 1776 км (1104 мили) |
История | |
Строительство началось | Династия Суй |
География | |
Начальная точка | Пекин |
Конечная точка | Ханчжоу |
Подключается к | Река Хай , Желтая река , Река Хуай , Река Янцзы , Река Цяньтан |
Официальное название | Большой канал |
Тип | Культурный |
Критерии | я, iii, iv, vi |
Назначен | 2014 г. (38-я сессия ) |
Справочный номер. | 1443 |
Область | Азиатско-Тихоокеанский регион |
Гранд-канал | |||
---|---|---|---|
![]() «Большой канал» иероглифами упрощенного (вверху) и традиционного (внизу) китайского языка. | |||
Упрощенный китайский | Большой канал | ||
Традиционный китайский | Большой канал | ||
Буквальный смысл | «Великая транспортная река» | ||
| |||
Большой канал Пекин-Ханчжоу | |||
Упрощенный китайский | Большой канал Пекин-Ханчжоу | ||
Традиционный китайский | Большой канал Пекин-Ханчжоу | ||
|
Большой канал ( китайский : 大运河 ; пиньинь : Dà yùnhé ) представляет собой систему взаимосвязанных каналов, соединяющих различные крупные реки в Северном и Восточном Китае , служащих важной водной транспортной инфраструктурой между севером и югом в средневековом и досовременном Китае . Это самый длинный искусственный водный путь в мире и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО .
Гранд-канала Главный ствол , известный китайцам как Большой Цзин - Ханг канал , как полагают, простирается на 1776 км (1104 миль) и разделен на 6 основных подразделов. Канал Цзяннань проходит от реки Цяньтан в Ханчжоу до реки Янцзы в Чжэньцзяне ; Внутренний канал от Янцзы в Янчжоу до реки Хуай в Хуайане , который на протяжении веков также был его соединением с бывшим руслом Желтой реки ; Средний канал от Хуайаня до озер Наньси ; канал Лу от озер мимо Цзинина и нынешнего течения Желтой реки до реки Вэй в Линьцине ; Южный канал от Линьцина до реки Хай в Тяньцзине ; и Северный канал от Тяньцзиня до Тунчжоу на окраине Пекина. Таким образом, он проходит через провинции и муниципалитеты Чжэцзян , , Цзянсу , Шаньдун , Хэбэй Тяньцзинь и Пекин. В 2014 году правительство Китая и ЮНЕСКО признали канал Восточный Чжэцзян от Ханчжоу до Нинбо вдоль бывших каналов Тунцзи и Юнцзи официальными компонентами Большого канала.
Самые старые участки того, что сейчас называется Большим каналом, были построены в начале века до нашей эры во время конфликтов в Китае в период весны и осени для обеспечения поставок и транспортных маршрутов для штатов У V и Юэ . Сеть была завершена императором Яном из династии Суй в 609 году нашей эры, соединив плодородный регион Цзяннань на юге с его столицей Лоян на западе и с его армиями на крайнем севере. Его неудачные и непопулярные войны и огромное количество наемной рабочей силы, задействованной в строительстве канала, были одними из главных факторов быстрого падения Суй, но соединение основных водоразделов Китая и населенных пунктов оказалось чрезвычайно полезным. Дополнительные каналы снабжали Чанъань (ныне Сиань ) еще дальше на запад при династии Тан , а промежуточные города вдоль основного пути стали экономическими центрами империи. Периодические разливы Желтой реки угрожали безопасности и функционированию канала, а во время войны высокие дамбы рек иногда намеренно разрушались, чтобы задержать или смести наступающие войска противника. Несмотря на это, восстановление и улучшение канала и связанных с ним Работы по борьбе с наводнениями считались обязанностью каждой последующей династии. Канал играл важную роль в периодическом воссоединении северного и южного Китая, а чиновники, отвечающие за канал и близлежащие соляные заводы, стали чрезвычайно богаты. Несмотря на ущерб от наводнений , восстаний и войн , важность канала только возросла с переносом столицы в Ханбалык при монгольском Юане и в Пекин при императоре Юнлэ из династии Мин и маньчжурской династии Цин . Несмотря на важность железных и автомобильных дорог в современном Китае, Китайская Народная Республика работала над улучшением судоходства канала с момента окончания гражданской войны в Китае , и часть к югу от Желтой реки по-прежнему интенсивно используется баржами, перевозящими навалочные грузы. . Растущая обеспокоенность по поводу загрязнения в Китае и, в частности, использования Большого канала в качестве восточного маршрута проекта переброски воды с юга на север , призванного обеспечить чистую питьевую воду на севере, привела к принятию правил и нескольким проектам по улучшению ситуации. Качество воды на протяжении всего пути.
Самая большая высота канала - 42 м (138 футов) над уровнем моря, достигнутая в предгорьях Шаньдуна. [1] Корабли в китайских каналах без проблем поднимались на большую высоту после того, как Сун чиновник и инженер Цяо Вэйюэ изобрели фунтовый шлюз в 10 веке. [2] На протяжении всей своей истории канал вызывал восхищение у многих посетителей, в том числе японского монаха Эннина (794–864), персидского историка Рашида ад-Дина Хамадани (1247–1318), корейского чиновника Чхве Бу (1454–1504) и Итальянский миссионер Маттео Риччи (1552–1610). [3] [4]
История [ править ]
Ранние периоды [ править ]
В конце весеннего и осеннего периода король У Фучай (чья столица находилась в современном Сучжоу ) отважился на север, чтобы напасть на государство Ци . Он приказал построить канал для торговых целей, а также для доставки достаточного количества припасов на север на случай, если его войска вступят в бой с северными штатами Сун и Лу . [5] Он стал известен как канал Хань или Хангоу ( t 邗溝 , s 邗沟 , Хангоу ). [6] Работы начались в 486 году до нашей эры, от юга Янчжоу до севера Хуайаня в Цзянсу, и в течение трех лет канал Хань соединил Янцзы с рекой Хуай, используя существующие водные пути , озера и болота . [5]
Канал Хань известен как второй старейший участок более позднего Большого канала, поскольку канал Хонг ( t 鴻溝 , s 鸿沟 , Hónggōu , «Канал диких гусей» или «Дальний канал»), скорее всего, предшествовал ему. [7] Он соединил Желтую реку возле Кайфэна с реками Си и Бянь и стал образцом формы Большого канала на севере. [8] Точная дата строительства канала Хонг неизвестна; впервые упоминается дипломатом Су Цинь в 330 г. до н. э. при обсуждении государственных границ. [9] Историк Сыма Цянь (145–90 до н. э.) не знал никакой исторической даты этого события, поместив свое обсуждение сразу после легендарных произведений Юя Великого ; современные ученые теперь считают, что он принадлежит VI веку до нашей эры. [9]
Династия Суй [ править ]

Воссоединение Китая при династии Суй (581–618) положило конец трехвековому хаосу со времен Переворота пяти варваров , а обновленная политическая стабильность позволила как тщательно отремонтировать существующие каналы и системы борьбы с наводнениями, так и построить новые. каналы. Основным соображением при строительстве каналов Суй была необходимость использования растущих экономических и сельскохозяйственных ресурсов региона Цзяннань на юго-востоке для обогащения главной столицы Суй в Лояне на западе и снабжения экспедиционных армий Суй в войнах Когурё-Суй. на северо-восток. Появление Большого канала также устранило необходимость в том, чтобы армейские гарнизоны стали самодостаточными фермерами-ополченцами, работающими по совместительству , одновременно охраняя сухие границы между Китаем, Когурё и Гёктюрком . [10]
вдоль В 587 году в рамках проекта строительства дамбы Желтой реки, которым руководил инженер Лян Жуй, были установлены шлюзовые ворота для регулирования уровня воды в канале. [11] Двойные стапели были установлены для буксировки лодок, когда разница в уровнях воды была слишком велика для шлюзового шлюза . срабатывания [11] образовались крупные скопления ила , мешавшие речным баржам, осадка которых была слишком глубокой для его вод. Точно так же к 600 году на дне канала Хонг [1] Главный инженер династии Суй Ювэнь Кай посоветовал рыть новый канал, который бы шел параллельно существующему каналу, расходясь от него в Чэньлю ( Яньчжоу ). [1] Новый канал должен был пройти не через Сюйчжоу , а через Сучжоу , чтобы не соединяться с рекой Си и вместо этого иметь прямое сообщение с рекой Хуай к западу от озера Хунцзе . [1] Благодаря зарегистрированному труду пяти миллионов человек под руководством Ма Шумоу в 605 году был завершен первый крупный участок Великого канала, получивший название Бянь Цюй. [11]
Большой канал был полностью завершен в период с 604 по 609 годы при императоре Яне . [12] во-первых, соединив свою южную столицу Янчжоу на северо-западе с Лояном каналом Тунцзи ( t 通 濟 渠 , s 通 济 渠 , Tōngjì Qú ). Затем он приступил к соединению юго-востока Янчжоу с Сучжоу и Ханчжоу каналом Цзяннань и соединению Лояна на северо-востоке со своими войнами с Кореей каналом Юнцзи ( t 永永濟 渠 , s 永永济 渠 , Yongjì Qú ). [13] Говорят, что после завершения строительства этой сети в 609 году император Ян возглавил флотилию лодок длиной 105 км (65 миль) с севера. [ где? ] в свою южную столицу Янчжоу. [10] Этот процесс снова повлек за собой массовый сбор подневольной рабочей силы. [12] [14] и подробно описано в «Записи об открытии канала» ( t 《 開開河 記 》 , s 《 开开河 记 》 , Kāihéjì ). [11]
На этом этапе Гранд-канал продолжал использовать несмежные искусственные каналы, а также канализированные и естественные водные пути, вместо того, чтобы представлять собой единый непрерывный искусственный канал. [ нужна ссылка ] Однако вдоль и параллельно руслу каналов проходила императорская дорога с конюшнями, которые содержались через регулярные промежутки времени для поддержки системы быстрой курьерской доставки. Вдоль части канала также были посажены огромные ряды деревьев в качестве ветрозащитных полос. [10] [11]
Тан до династий Юань [ править ]
Хотя столица династии Тан (618–907 гг.) Чанъань была в свое время самым процветающим мегаполисом Китая, именно город Янчжоу , расположенный недалеко от Большого канала, был экономическим центром эпохи Тан. [15] Помимо того, что Янчжоу был штаб-квартирой государственной солевой монополии и крупнейшим досовременным центром промышленного производства империи, он также был географической средней точкой вдоль торговой оси север-юг и, таким образом, стал основным центром для южных товаров, отправляемых на север. [15] Одним из величайших преимуществ системы каналов в династии Тан (и последующих династиях) было то, что она снизила стоимость доставки зерна , собираемого в виде налогов (каоюнь). [16] от дельты Янцзы до северного Китая . [17] Незначительные дополнения к каналу были сделаны после периода Суй, чтобы сократить время в пути, но в целом между Большим каналом Суй и Большим каналом Тан не существовало никаких фундаментальных различий. [18]
К 735 году было зафиксировано, что по каналу ежегодно отправлялось около 149 685 400 килограммов (165 000 коротких тонн) зерна. [19] Правительство Тан следило за эффективностью шлюзов канала и построило зернохранилища вдоль маршрута на случай, если наводнение или другое стихийное бедствие помешает пути доставки. [19] Чтобы обеспечить беспрепятственное перемещение партий зерна, комиссар транспорта Лю Янь (занимавший должность с 763 по 779 годы) приказал спроектировать и построить специальные речные баржи, соответствующие глубине каждого участка всего канала. [20]
После восстания Ань Лушаня (755–763 гг.) экономика Северного Китая сильно пострадала и так и не восстановилась из-за войн и постоянных наводнений Желтой реки. Подобный случай произошел в 858 году, когда огромное наводнение вдоль Большого канала затопило тысячи акров сельскохозяйственных угодий и привело к гибели десятков тысяч людей на Северо-Китайской равнине . [21] Такое прискорбное событие могло снизить легитимность правящей династии, заставив других воспринимать ее как утратившую Мандат Неба ; это было веской причиной для династических властей поддерживать бесперебойную и эффективную систему каналов. [ нужна ссылка ]

Город Кайфэн превратился в крупный центр, а затем стал столицей династии Сун (960–1279). Хотя международные морские порты династий Тан и Сун (крупнейшими из которых были Гуанчжоу и Цюаньчжоу соответственно) и морская внешняя торговля принесли купцам большое состояние, именно Большой канал в Китае стимулировал наибольшую экономическую активность и коммерческую прибыль. [22] В период Сун и в более ранние периоды баржи время от времени терпели крушение и терпели крушение на участке Шаньян Юндао Большого канала, проходя двойные эллинги, и чаще всего они затем грабили налоговое зерно местными бандитами. [23] Это побудило Цяо Вэйюэ, помощника комиссара транспорта Хуайнаня , изобрести систему двойных ворот, известную как фунт-замок . в 984 году [24] Это позволяло кораблям ждать в закрытом пространстве, пока вода не будет слита до соответствующего уровня; Китайцы также построили над этим пространством крытые ангары, чтобы обеспечить дополнительную защиту кораблей. [24]
Большая часть Большого канала была разрушена в течение нескольких лет после 1128 года, когда губернатор Кайфэна Ду Чонг ( 杜 充 , Ду Чонг , ум. 1141) решил разрушить дамбы и дамбы, сдерживающие воды Желтой реки, чтобы уничтожить приближающихся чжурчжэней. захватчики во время войн Цзинь-Сун . [25] В результате серии наводнений река полностью переместилась к югу от Шаньдуна , захватив течение реки Си и опустошив Желтую реку в озеро Хунцзе и Восточно-Китайское море на протяжении веков. Династия Чжурчжэнь Цзинь постоянно воевала с Сун в этом регионе. Война привела к обветшанию канала, пока монголы и не начали необходимый ремонт. в 13 веке не вторглись [20]

Во времена монгольской династии Юань (1271–1368) столица Китая была перенесена в Пекин, что устранило необходимость в рукаве канала, ведущем на запад в Кайфэн или Лоян. [26] Участок вершины был вырыт в предгорьях Шаньдунского массива в 1280-х годах, что сократило общую длину на целых 700 км (430 миль), в результате чего общая длина составила около 1800 км (1100 миль) и связалась с Ханчжоу и Пекином прямой магистралью. водный путь север-юг впервые. Как и в эпоху Сун и Цзинь, во время упадка династии Юань канал пришел в запустение и обветшалость. [27]
Большой канал как инфраструктура оказал влияние на другие архитектурные сооружения на западе. Канал Эри в Северной Америке спроектирован и черпает вдохновение из китайской архитектуры. Многие рассматривали канал как экономическое преимущество, которое может принести экономическое процветание, как и канал и его преимущества. В «Журналах» Маттео Риччи канал очень подробно описан, документально подтверждено его экономическое процветание. Фунтовый шлюз - одна из наиболее примечательных особенностей канала Эри , которая напрямую связана с инфраструктурой Гранд-канала, поскольку она используется в других подобных водоемах. [28]
Восстановление династии Мин [ править ]

Большой канал был почти полностью отремонтирован между 1411 и 1415 годами во времена династии Мин (1368–1644). Мировой судья Цзинина, Шаньдун направил меморандум трону императора Юнлэ, протестуя против нынешних неэффективных способов транспортировки 4 000 000 данов (428 000 000 литров ) зерна в год путем его перевозки по нескольким различным рекам и каналам на баржах разных типов, которые отправлялись из от глубины до мелководья после реки Хуай , а затем перегружается обратно на глубокие баржи, как только партия зерна достигает Желтой реки . [29] Китайские инженеры построили плотину, чтобы направить реку Вэнь на юго-запад и направить 60% ее воды на север, в Большой канал, а остальная часть - на юг. [30] Они выкопали четыре больших резервуара в Шаньдуне для регулирования уровня воды, что позволило им избежать откачки воды из местных источников и грунтовых вод. [30] Между 1411 и 1415 годами в общей сложности 165 000 рабочих углубляли русло канала в Шаньдуне и строили новые каналы, насыпи и шлюзы . [30]
В 1403 году император Юнлэ перенес столицу Мин из Нанкина в Пекин . [ нужна ссылка ] Этот шаг лишил Нанкин статуса главного политического центра Китая. Открытие Великого канала также принесло пользу Сучжоу по сравнению с Нанкином, поскольку первый находился в лучшем положении на главной артерии Великого канала и поэтому стал величайшим экономическим центром Минского Китая. [31] Единственным реальным соперником Сучжоу в регионе Цзяннань был Ханчжоу, но он был расположен в 200 км (120 миль) дальше по Большому каналу и вдали от главной дельты. [32] Даже потерпевший кораблекрушение кореец Чхве Бу (1454–1504) во время пятимесячного путешествия по Китаю в 1488 году признал, что Ханчжоу служил не конкурентом, а экономическим поставщиком на большой рынок Сучжоу. [32] Таким образом, Большой канал способствовал экономическому благополучию некоторых городов на своем пути и служил экономическим спасательным кругом местной торговли внутри Китая. [ нужна ссылка ]
Ученый Гу Яньу из ранней династии Цин (1644–1912) подсчитал, что предыдущей династии Мин приходилось нанимать 47 004 рабочих на полную ставку, нанятых системой Лицзя барщинной , чтобы поддерживать всю систему каналов. [33] Известно, что просто для эксплуатации 11 775 правительственных хлебных барж в середине XV века требовалось 121,5 тыс. солдат и офицеров. [33]
Помимо своей функции маршрута перевозки зерна и основного канала речной торговли коренных народов в Китае, Большой канал долгое время служил государственным курьерским также маршрутом. Во времена династии Мин официальные курьерские станции располагались с интервалом от 35 до 45 км (от 22 до 28 миль). [33] Каждой курьерской станции было присвоено свое название, и все они были популярны в песнях о путешествиях того периода. [34]
Династия Цин [ править ]

Маньчжуры после вторглись в Китай в середине 17 века, и китайский генерал У Сангуй пропустил их через северные проходы того , как столица династии Мин в Пекине попала в руки повстанческой армии. Маньчжуры основали династию Цин (1644–1912), и под их руководством Большой канал контролировался и содержался так же, как и в прежние времена. [ нужна ссылка ]
В 1855 году Желтая река разлилась и изменила свое русло , перерезав течение канала в Шаньдуне. Это было предвидено китайским чиновником в 1447 году, который заметил, что склонная к наводнениям Желтая река превратила Большой канал в горло, которое можно было легко задушить (что привело к тому, что некоторые чиновники потребовали возобновить поставки зерна через Восточно-Китайское море ). [30] В 1855 году дамбы канала были открыты для затопления наступающих войск восстания тайпинского Северной экспедиции . [35]
Современный Китай [ править ]
Из-за различных факторов — сложности переправы через Желтую реку, растущего развития альтернативного морского пути для судов с зерном, а также открытия железных дорог Тяньцзинь-Пукоу и Пекин-Ханькоу — канал приходил в упадок, и на протяжении десятилетий северная и южные части остались отдельными. Многие участки канала пришли в запустение, а некоторые участки были возвращены на равнинные поля. Даже сегодня Большой канал не полностью восстановил свое значение до наводнений середины 19 века. После основания Китайской Народной Республики в 1949 году необходимость экономического развития заставила власти провести масштабные восстановительные работы. [ нужна ссылка ]
Большой канал сыграл важную роль во время » Мао Цзэдуна , «Большого скачка вперед поскольку обеспечивал эффективный способ транспортировки зерна. [ нужна ссылка ] В дальнейшем он был отремонтирован после Дэн Сяопина , реформы и открытости при этом улучшение экономических условий привело к увеличению инвестиций в инфраструктуру. Экономическое значение канала, вероятно, сохранится. Правительства провинций Шаньдун , Цзянсу и Чжэцзян провели дноуглубительные работы, призванные увеличить пропускную способность судоходства на 40 процентов к 2012 году. [ нужна ссылка ] [ нужно обновить ] Центральное правительство также сделало главный маршрут Большого канала восточным маршрутом проекта переброски воды с юга на север , используя огромные насосные станции для перенаправления воды из дельты Янцзы на более засушливый север.
Канал сильно загрязнился во время индустриализации Китая. К 1990-м годам экипажи канальных барж могли определить, когда они приближались к Ханчжоу, по запаху заметно черной воды, через которую они проходили. Аналогичным образом, рыбаки на озере Дунпин в Шаньдуне возражали против использования воды из Янцзы в рамках проекта по переброске воды с юга на север, когда увидели, что это заметно убивает рыбу и влияет на ее улов. В 21 веке все больше усилий предпринималось для улучшения экологических условий вдоль канала. Например, в окрестностях Ханчжоу проект восстановления стоимостью 250 миллионов долларов, начатый в 2001 году, улучшил качество воды до такой степени, что она больше не издает заметного запаха и снова способна поддерживать некоторую фауну. [36]
22 июня 2014 года по Конференция ЮНЕСКО всемирному наследию включила Большой канал в список Всемирного наследия . [37]
Исторические разделы [ править ]

Помимо его нынешнего направления, четырнадцать веков строительства каналов оставили на Большом канале ряд исторических участков. Некоторые из них исчезли, другие частично сохранились до сих пор, а третьи составляют основу современного канала. Ниже приведены наиболее важные, но они не представляют собой исчерпывающий список.
Цзя editКанал
В 12 г. до н. э., чтобы решить проблему Большого канала, необходимого для использования 160 километров (100 миль) опасного течения Желтой реки в Северном Цзянсу, человек по имени Ли Хуалун создал канал Цзя. Названная в честь реки Цзя, по течению которой она протекала, она протекала на 140 километров (87 миль) от Сячжэня (современный Вэйшань) на берегу озера Вэйшань в Шаньдуне до Суцяня в Цзянсу. Строительство канала Цзя оставило только 100 километров (62 мили) судоходства по Желтой реке на Большом канале, от Суцяня до Хуайаня, которое к 1688 году было удалено в результате строительства Среднего канала Цзинь Фу.
Новый Наньян канал
В 1566 году, чтобы избежать проблем, вызванных разливом Желтой реки в районе Ютая (ныне на западном берегу озера Вэйшань), был открыт Новый канал Наньян. Он протянулся на 75 километров (47 миль) от Наньяна (ныне город Наньян, расположенный в центре озера Вэйшань) до небольшого поселения Лючэн (в окрестностях современной деревни Гаолоу, уезд Вэйшань, Шаньдун) к северу от города Сюйчжоу. По сути, это изменение переместило Большой канал с низменной и подверженной наводнениям территории к западу от озера Вэйшань на немного более возвышенную местность к востоку от него. Его питали реки, текущие с востока на запад от границ Шаньдунского массива.
Канал Хуэйтун [ править ]
К северу от вершины канала Цзичжоу канал Хуэйтун бежал вниз по склону, питаясь главным образом рекой Вэнь, и впадал в реку Вэй в городе Линьцин. В 1289 году его строительству, продолжавшемуся один год, предшествовали геологические изыскания. Канал Хуэйтун, построенный инженером Ма Чжичжэнем, пролегал по крутому склону, а высокая концентрация шлюзов дала ему прозвища чахе или чжахе , то есть «река шлюзов». Большое количество питающих источников (от двух до четырехсот, в зависимости от метода подсчета и времени года) также привело к тому, что ее назвали Цюаньхэ или «река источников».
Канал Цзичжоу [ править ]
Это первая настоящая вершина Гранд-канала, построенная монголом Окрукчи в 1238 году для соединения Цзинина с южной оконечностью канала Хуэйтун. Он поднялся на высоту 42 метра (138 футов) над Янцзы, но экологические и технические факторы привели к хронической нехватке воды, пока в 1411 году он не был реконструирован Сун Ли из династии Мин . Усовершенствования Сун Ли, рекомендованные местным жителем по имени Бай Ин, включали запруживание рек Вэнь и Гуан и проведение от них боковых каналов для питания водохранилищ на самой вершине, в небольшом городке под названием Наньван .
Проводник герцога Хуана [ править ]
В 369 году нашей эры генерал Хуань Вэнь из династии Восточная Цзинь соединил мелководные долины рек Хуай и Желтый. Он добился этого, соединив два притока этих рек, Си и Цзи соответственно, в их ближайшей точке, через низкий водораздел массива Шаньдун. Примитивный вершинный канал Хуань Вэня стал образцом для инженеров канала Цзичжоу.
Канал Илоу [ править ]
Канал Шаньян первоначально выходил на Янцзы недалеко к югу от Янчжоу . Поскольку северный берег Янцзы постепенно заилился, образовав песчаную отмель острова Гуачжоу, лодкам, пересекающим канал Цзяннань и обратно, стало необходимо пройти долгий путь вокруг восточной окраины этого острова. После особенно трудного перехода через Янцзы из Чжэньцзяна местный префект понял, что канал, проложенный прямо через Гуачжоу, сократит время в пути и, таким образом, сделает переправу более безопасной. Канал Илоу был открыт в 738 году и существует до сих пор, хотя и не является частью современного маршрута Большого канала.
Современный курс [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2021 г. ) |
Гранд-канал номинально проходит между Пекином и Ханчжоу общей длиной 1794 км (1115 миль); только участок от Ханчжоу до уезда Ляншань однако в настоящее время судоходен . Сегодня его курс разделен на семь разделов. С юга на север это канал Цзяннань, канал Ли, Внутренний канал, Средний канал, канал Лу, Южный канал, Северный канал и река Тунхуэй.
Искусственное озеро Ляньху
Учебное озеро «Ляньху» использовалось для подачи воды на участок Большого канала возле Цзяннани. Поскольку канал был искусственным, естественной воды не хватало, чтобы поддерживать канал на должной глубине, чтобы по нему могли проходить лодки. Поэтому искусственное озеро использовалось для подачи воды на участок Цзяннань Большого канала. Правительство защищало его от мелиорации, и любое использование воды озера без надлежащего налогообложения считалось незаконным. Предполагалось, что оно будет защищено от прибыльной эксплуатации, но поскольку с годами правительство менялось, озеро Ляньху много раз осваивалось, и оно начало мелеть. Правительство изменило озеро, чтобы сделать его более прибыльным сельскохозяйственным угодьем, что привело к мелиорации и сельскохозяйственному орошению с использованием озера. Это начало приводить к тому, что озеро Ляньху не могло должным образом подавать воду в Большой канал. Потеря глубины из-за затрат на рекультивацию и техническое обслуживание стала слишком высокой, чтобы озеро стало практичным для использования. Несмотря на то, что это озеро было искусственным, оно все равно представляло собой прекрасное зрелище. Множество разных людей восхваляли его красоту, об озере были написаны различные стихи. В последние годы рекреационное использование озера стало более популярным и может привести к его восстановлению. [38]
Канал [ править Цзяннань
Этот самый южный участок канала проходит от Ханчжоу в провинции Чжэцзян, где канал соединяется с рекой Цяньтан, до Чжэньцзяна в провинции Цзянсу, где он впадает в Янцзы. Покинув Ханчжоу, направляясь на север в сторону Пекина, канал проходит вокруг восточной границы озера Тай , через крупные города Цзясин , Сучжоу , Уси и Чанчжоу , прежде чем достичь Чжэньцзяна .

Канал Цзяннань (или «к югу от Янцзы») активно используется баржами, доставляющими уголь, контейнеры и строительные материалы в бурно развивающуюся дельту. Обычно ее ширина составляет минимум 100 метров в густонаселенных городских центрах и часто в два или три раза больше ширины в соседней сельской местности. В последние годы вокруг крупных городов были прорыты широкие объездные каналы, чтобы уменьшить «пробки».
Сучжоуский участок канала Цзяннань протекает через западную часть города. Он включает в себя десять городских ворот и более 20 каменных мостов традиционного дизайна и хорошо сохранившиеся исторические районы, а также храмы и павильоны. [39] [40] [41]
Внутренний канал [ править ]
Внутренний канал проходит между реками Янцзы и Хуай , огибая озера Шаобо , Гаою и Хунцзе в центре Цзянсу. Этот участок соединяет города Хуайань и Янчжоу . Здесь земля, лежащая к западу от канала, выше его русла, а земля к востоку ниже. Исторически регион Шанхэ к западу от канала был склонен к частым наводнениям, в то время как регион Сяхэ к востоку от него пострадал от менее частых, но чрезвычайно разрушительных наводнений, вызванных разрушением дамб Большого канала. Недавние работы позволили безопасно отвести паводковые воды из Шанхэ в море. Как и канал Цзяннань, Внутренний канал активно используется движением барж, доставляющих уголь, строительные материалы и все больше контейнеров для перевозки по провинции Цзянсу.
Средний канал [ править ]
Этот участок «Среднего канала» проходит от Хуайаня до озера Вэйшань , проходит через озеро Луома и проходит более чем по одному руслу, что является результатом многовекового наводнения Желтой реки. После Пичжоу северный курс проходит через Тайэрчжуан и впадает в озеро Вэйшань в Ханьчжуане, направляясь в Наньян и Цзинин (этот курс является остатком Нового канала Наньян 1566 года - см. Ниже). Южный курс проходит недалеко от Сюйчжоу и впадает в озеро Вэйшань недалеко от Пэйсяня . Этот последний курс сегодня используется реже. Канал используется для движения барж, перевозящих уголь и строительные материалы по северной провинции Цзянсу.
Лу Канал [ править ]
У озера Вэйшань оба курса входят в провинцию Шаньдун. Отсюда до Линьцина канал называется Лу или канал «Шаньдун». Он пересекает ряд озер — Чжаоян, Душань и Наньян, которые номинально образуют сплошной водоем. В настоящее время из-за отвода воды озера зачастую представляют собой преимущественно сушу. К северу от самого северного озера Наньян находится город Цзинин . Далее, примерно в 30 км (19 миль) к северу от Цзинина, самая высокая точка канала (38,5 м или 126 футов над уровнем моря) достигается в городе Наньван . В 1950-х годах к югу от старой части вершины был прорыт новый канал. Старый участок вершины теперь высох, а в новом канале слишком мало воды, чтобы по нему можно было судоходство. Примерно в 50 км (31 милях) дальше на север, проходя недалеко от озера Дунпин , канал достигает Желтой реки. К этому моменту безводный, он больше не соединяется с рекой. Он снова появляется в городе Ляочэн на северном берегу, где, периодически протекая по отремонтированному каменному каналу, достигает города Линьцин на берегу реки. Граница Шаньдун – Хэбэй . Уезд Ляншань является северной конечной точкой канала для движения барж.
Южный канал [ править ]
Пятый участок канала простирается на расстояние 524 километров (326 миль) от Линьцина до Тяньцзиня по течению канализированной реки Вэй . Хотя это один из самых северных участков, его название происходит от его положения относительно Тяньцзиня. Река Вэй в этом месте сильно загрязнена , а засуха и промышленный забор воды сделали ее слишком низкой для судоходства. Канал, ныне находящийся в провинции Хэбэй, проходит через города Дэчжоу и Цанчжоу . Хотя зрителям канал в этих центрах городов кажется глубоким водным путем, его глубина поддерживается плотинами , а там, где он проходит через окружающую сельскую местность, канал практически пересыхает. В конечной точке канал соединяется с рекой Хай в центре города Тяньцзинь, а затем поворачивает на северо-запад.
Северный канал Тунхуэй и река
В Тяньцзине канал направляется на северо-запад, некоторое время следуя по течению Юндина, притока реки Хай , а затем разветвляется в сторону Тунчжоу на окраине муниципалитета Пекин. Именно здесь заканчивается современный канал и парк культуры Гранд-канала построен . Во времена династии Юань еще один канал на реке Тунхуэй соединил Тунчжоу с пристанью под названием Хоухай, или «тыловое море», в центре Пекина. Однако во времена династий Мин и Цин уровень воды в реке Тунхуэй упал, и корабли не могли путешествовать из Тунчжоу в Пекин. Затем Тунчжоу стал северной конечной судоходной станцией канала. Груз был выгружен в Тунчжоу и доставлен в Пекин по суше. Река Тунхуэй до сих пор существует как широкий, облицованный бетоном ливневой канал и сток для пригородов Пекина.
Канал Восточный Чжэцзян
Канал Восточный Чжэцзян простирается на 239 километров (149 миль) через прибрежную равнину к югу от залива Ханчжоу на севере Чжэцзяна. Он начинается у реки Цяньтан в Сисине, район Биньцзян , Ханчжоу; пересекает реку Цаоэ в Шаосине ; и соединяется с рекой Юн и портами Восточно-Китайского моря в Нинбо .
Этот канал Ханчжоу-Нинбо начался как канал Шаньинь, раскопанный в Юэ Фань Ли Шаосине чиновником в в Китае начале V века до нашей эры в период весны и осени . Несмотря на сложность соединения различных водоразделов маршрута, нынешний маршрут был завершен со строительством канала Сисин цзиньским чиновником Хэ Сюнем в конце III века нашей эры. Канал был важной артерией транспорта и снабжения региона в периоды разобщенности в средневековом Китае и был особенно процветающим и жизненно важным во времена Южной Сун , которая основала свою столицу в Линьане на территории современного Ханчжоу. Во времена Юаня , Мин и Цин значение канала уменьшилось, но оставалось судоходным до развития железных и автомобильных дорог в 19 и 20 веках. Реконструкция канала для использования современными баржами началась в 2002 году, была завершена, за исключением районов вокруг Нинбо, к 2009 году и полностью завершена в конце 2013 года.
В ноябре 2008 года Восточный Чжэцзянский канал был добавлен к номинации Великого канала ЮНЕСКО, а в мае 2013 года был официально включен в состав Великого канала и внесен в 7-ю группу крупных исторических и культурных объектов, охраняемых на национальном уровне Китайское правительство. В 2014 году он был включен вместе с каналами Пекин-Ханчжоу и Суй и Тан в список Большого канала ЮНЕСКО.
Возвышения [ править ]
Хотя номинально канал пересекает водоразделы пяти речных систем, на самом деле различия между ними настолько малы, что у него есть только одна вершинная секция. Высота русла канала варьируется от 1 м ниже уровня моря в Ханчжоу до 38,5 м над его вершиной. В Пекине она достигает 27 м и питается ручьями, стекающими с гор на запад. Вода течет из Пекина в Тяньцзинь, из Наньваня на север в Тяньцзинь и из Наньваня на юг в Янчжоу. Уровень воды в канале Цзяннань остается едва выше уровня моря (хребет Чжэньцзян на 12 метров выше уровня реки Янцзы). [ нужна ссылка ]
Использует [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2021 г. ) |
Транспорт [ править ]
От династий Тан до Цин Большой канал служил главной артерией между северным и южным Китаем и имел важное значение для транспортировки зерна в Пекин. Хотя он в основном использовался для перевозки зерна, он также перевозил и другие товары, и коридор вдоль канала превратился в важный экономический пояс. Записи показывают, что на пике своего развития каждый год более 8000 лодок [42] перевезено от четырех до шести миллионов данов (240 000–360 000 метрических тонн) зерна. Удобство транспорта также позволяло правителям совершать инспекционные поездки в южный Китай. Во времена династии Цин императоры Канси и Цяньлун совершили двенадцать поездок на юг, во всех случаях, кроме одного, достигнув Ханчжоу.
Большой канал также позволил осуществить культурный обмен и политическую интеграцию между севером и югом Китая. Канал даже произвел отчетливое впечатление на некоторых первых европейских посетителей Китая. Марко Поло рассказал об арочных мостах Большого канала, а также о складах и процветающей торговле городов XIII века. Знаменитый римско-католический миссионер Маттео Риччи путешествовал из Нанкина в Пекин по каналу в конце 16 века.
С момента основания Китайской Народной Республики в 1949 году канал использовался в основном для перевозки огромного количества сыпучих грузов, таких как кирпичи, гравий, песок, дизельное топливо и уголь. Судовые шлюзы Цзяньби на Янцзы в настоящее время переваливают около 75 000 000 тонн. [ нечеткий ] каждый год, а канал Ли, по прогнозам, достигнет 100 000 000 тонн. [ нечеткий ] в ближайшие несколько лет. Когда канал был впервые построен, он служил основным источником транспорта, связывая северный и южный Китай. С появлением в современном Китае скоростных , железных и высокоскоростных железных дорог пассажирские перевозки по каналу стали гораздо менее распространенными. [43]
В настоящее время корабли могут добираться только до Цзинина . Участок от Цзинина до Пекина недоступен для транспорта из-за накопления ила из Желтой реки и отсутствия источников воды. [44] Есть планы восстановить транспортное сообщение до Тайаня . [45]
юга на север переброски воды с Проект
![]() | этого раздела Фактическая точность может быть нарушена из-за устаревшей информации . ( март 2012 г. ) |

Гранд-канал в настоящее время модернизируется, чтобы служить восточным маршрутом проекта переброски воды с юга на север . [46] [47] Дополнительная вода будет закачиваться в канал из реки Янцзы в Цзянду недалеко от Янчжоу с помощью 400-метрового 3 / с (14 000 куб футов / с) насосная станция. Дополнительная вода затем будет подаваться вверх с помощью насосных станций вдоль маршрута и проходить под Желтой рекой через туннели, откуда она может течь вниз по склону к водохранилищам недалеко от Тяньцзиня. Проект обсуждался с 1960-х годов, а насосная станция Цзянду была построена в 1980-х годах, но официально строительство Восточного маршрута началось 27 декабря 2002 года. Предполагалось, что чистая питьевая вода достигнет Тяньцзиня к 2012 году, но вода загрязняется в источнике и вдоль реки. Маршрут повлиял на жизнеспособность этого проекта.
Известные путешественники [ править ]
В 1169 году, когда Китай был разделен между чжурчжэней под руководством династией Цзинь на севере и династией Южная Сун на юге, император Южной Сун Сяоцзун отправил делегацию к чжурчжэням, чтобы пожелать их правителю всего наилучшего в Новом году. Ученый-чиновник по имени Лу Юэ, секретарь делегации, записал путешествие, большая часть которого была совершена по Большому каналу, и свой дневник путешествия на Север . по возвращении представил императору [48]
В 1170 году поэт, политик и историк Лу Ю путешествовал по Великому каналу от Шаосина до реки Янцзы , записывая свои успехи в дневник. [49]
В конце 1200-х годов Марко Поло много путешествовал по Китаю, и его поездки включали посещение Большого канала, который в то время был главной артерией для доставки шелка, фарфора и вина. [50]
В 1345 году магрибский путешественник Ибн Баттута путешествовал по Китаю и прошел через реку Абэ Хаят (Большой канал) до столицы Ханбалык (Пекин). [ нужна ссылка ]
В 1488 году потерпевший кораблекрушение корейский ученый Чхве Бу преодолел всю длину Большого канала на пути из Чжэцзяна в Пекин (и далее в Корею) и оставил подробный отчет о своем путешествии. [51]
В 1600 году Маттео Риччи отправился в Пекин из Нанкина по водному пути Большого канала, чтобы заручиться поддержкой императора Ваньли из династии Мин с помощью Ван Чжундэ, директора Управления обрядов центрального правительства Китая в то время. . [52]
В 1793 году, после практически безрезультатной дипломатической миссии в Джехоле , большая часть посольства лорда Макартни вернулась на юг, в дельту Янцзы, через Большой канал. [53]
В 1848 году Роберт Форчун достиг Ханг Чоу Фу у Гранд-канала в поисках чайных растений. [54] [55]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Нидэм, Том 4, Часть 3, 307.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 3, 350–352.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 3, 308 и 313.
- ^ Брук, 40–51.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нидэм, Том 4, Часть 3, 271–272.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 3, 271.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 3, 269–270.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 3, 269.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нидэм, Том 4, Часть 3, 270.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эбри, Кембриджская иллюстрированная история Китая , 116.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Нидэм, Том 4, Часть 3, 308.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эбри, Кембриджская иллюстрированная история Китая , 114: «[…] Большой канал, вырытый между 605 и 609 годами с помощью огромного набора подневольных рабочих».
- ^ Эбри, Кембриджская иллюстрированная история Китая , стр. 115
- ^ Эбри, П.Б., Уолтхолл, А. (2014). Восточная Азия: культурная, социальная и политическая история (третий) . Обучение Уодсворта Сенгеджа. п. 76.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бенн, 46 лет.
- ^ Теобальд, Ульрих. «caoyun 漕運 (www.chinaknowledge.de)» . www.chinaknowledge.de . Проверено 27 июля 2022 г.
- ^ Бенн, 7.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 3, 309.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нидэм, Том 4, Часть 3, 310.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нидэм, Том 4, Часть 3, 311.
- ^ Боуман, 105.
- ^ Фэрбанк, 89.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 3, 350–351.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нидэм, Том 4, Часть 3, 351.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 3, 266.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 3, 227.
- ^ Брук, 46.
- ^ Ханьян, Крейг Р. (1961). «Китай и канал Эри» . Обзор истории бизнеса . 35 (4): 558–566. дои : 10.2307/3111758 . ISSN 2044-768X . JSTOR 3111758 . S2CID 154748621 .
- ^ Брук, 46–47.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Брук, 47 лет.
- ^ Брук, 74–75.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брук, 75 лет.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Брук, 48 лет.
- ^ Брук, 48–49.
- ^ Ю, Маочунь (2002). Восстание тайпинов: военная оценка революции и контрреволюции, напечатано в «Военной истории Китая» . Ред. Дэвид А. Графф и Робин Хайэм. п. 138.
- ^ На древнем канале гранж уступает место величию.
- ^ Большой канал Китая одобрен для включения в Список всемирного наследия. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Вермеер, Э.Б. (2008). «Взлет и падение искусственного озера: обучение в Цзяннани, Китай, 300–2000 гг. Н.э.». Журнал экономической и социальной истории Востока . 51 (2): 209–251. doi : 10.1163/156852008X307438 — через JSTOR.
- ^ «Большой канал» . Посетите наш Китай . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ «Большой канал Сучжоу – золотой водный путь Китая» . Открытие Китая . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ Бан Сюй (11 октября 2013 г.). Туризм и местное развитие в Китае: тематические исследования Гуйлиня, Сучжоу и Бэйдайхэ . Рутледж. п. 47. ИСБН 9781136823404 . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ Китай в войне: Энциклопедия ISBN 978-1-598-84415-3 стр. 141
- ^ Цао, Р. (2016). «БОЛЬШОЙ КАНАЛ КИТАЯ». Китайско-Американский форум . 32 (2): 31–34 – через EBSCOhost.
- ^ «京杭运河» . Министерство водных ресурсов . Архивировано из оригинала 6 марта 2019 года . Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ «Ожидается, что на участке Шаньдун Тайань канала Пекин-Ханчжоу судоходство полностью возобновится в начале 2019 года» . People.com.cn. Архивировано из оригинала 6 марта 2019 года. Проверено 5 марта 2019 года .
- ^ «Утоление жаждущего дракона: проект переброски воды с юга на север — старая водопроводная система для Нового Китая?» . Международный центр ученых Вудро Вильсона .
- ^ «Новый канал в огромном проекте по переброске воды с юга на север принесет облегчение пересохшему Пекину» . Южно-Китайская Морнинг Пост .
- ^ Д'Арси Браун, Лиам, Река Императора: Путешествие в сердце возрождающегося Китая Eye Books, февраль 2010 г.
- ^ Уотсон, Филип, Большой канал, Великая река (Фрэнсис Линкольн, 2007).
- ^ Джеффри Хейс (8 августа 2013 г.). «Описания Китая Марко Поло» . Факты и детали . Проверено 7 декабря 2018 г.
- ^ «Дрейф по морю: история Китая эпохи династии Мин | Для путешественников, внесенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО» . www.worldheritagesite.org . Проверено 6 октября 2023 г.
- ^ «Миссионеры путешествовали по Большому каналу – MildChina.com» . Архивировано из оригинала 24 февраля 2014 г. Проверено 24 июля 2014 г.
- ^ Пейрефит, Алан, Столкновение двух цивилизаций (Харвилл, 1993).
- ^ Коулз, Питер (15 октября 2019 г.). Шелковица . Книги реакции. ISBN 9781789141740 .
- ^ «Великое британское чайное ограбление» . Великое британское чайное ограбление .
Источники [ править ]
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 6 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 168.
- Бенн, Чарльз. (2002). Золотой век Китая: повседневная жизнь во времена династии Тан . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-517665-0 .
- Бишоп, Кевин (1997). Имперский путь Китая . Гонконг: Одиссея.
- Боуман, Джон С. (2000). Колумбийские хронологии азиатской истории и культуры . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
- Брук, Тимоти . (1998). Путаница удовольствий: торговля и культура в Минском Китае . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-22154-0
- Карлес, WR (1900). Большой канал Китая . Шанхай: Журнал Северо-Китайского отделения РАН, Том. 31, стр. 102–115, том 1896–1897 гг., Но фактически опубликовано в 1900 году.
- Эбри, Патрисия Бакли (1999). Кембриджская иллюстрированная история Китая . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-66991-X (мягкая обложка).
- Фэрбанк, Джон Кинг и Мерл Голдман (1992). Китай: новая история; Второе расширенное издание (2006 г.). Кембридж: Массачусетс; Лондон: Издательство Belknap Press Гарвардского университета. ISBN 0-674-01828-1
- Гандар, Доминик (1903). Императорский канал: историко-описательное исследование . Шанхай: Типография католической миссии. Синологические разновидности № 4.
- Гарнетт, JW (1907). Отчет г-на Дж. У. Гарнетта о путешествии по провинциям Шаньдун и Цзянсу . Документы британского парламента, Китай № 1, CD3500. Лондон: HMSO.
- Хинтон, Гарольд К. (1956). Система хлебной дани Китая (1845-1911) . Кембридж: Издательство Гарвардского университета.
- Ляо Пин, изд. (1987). Большой канал: Одиссея . Пекин: Издательство иностранных языков.
- Мартин, WAP (1897 г.). Цикл Катая .
- Нидэм, Джозеф . (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии, Часть 3, Гражданское строительство и мореплавание . Тайбэй: Caves Books, Ltd. ISBN 0-521-07060-0
- New China News Ltd. (1984). Большой канал Китая . Гонконг: South China Morning Post Ltd.
- Стонтон, Джордж (1797). Подлинный отчет о посольстве... императору Китая .
- Древняя линия жизни Китая. Архивировано 28 января 2018 г. в Wayback Machine, май 2013 г. опубликовано в журнале National Geographic,
- Китайский канал, под редакцией Цзин Фана и Ду Цзяцзюй, Книжное общество Цзиньлин, 1997 г .; Китайский канал , под редакцией Цзин Фана и Ду Цзяцзюй, Книжное общество Цзиньлин, 1997 г.;
Внешние ссылки [ править ]

30 ° 15'41 "N 120 ° 13'26" E / 30,26139 ° N 120,22389 ° E