Jump to content

Ученый-чиновник

(Перенаправлено с «Ученый-бюрократ» )
Ученый-чиновник
Картина, изображающая карьеру государственного служащего. Карьерный путь начинается со сдачи экзаменов на государственную службу (левая сторона) и продолжается до высокой должности в правительстве (правая сторона).
Китайское имя
Традиционный китайский учёный-бюрократ
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinShìdàfū
Вьетнамское имя
Вьетнамский алфавит Великий учёный
Китайские иероглифы учёный-бюрократ
Корейское имя
хангыль дворянин
Ханджа учёный-бюрократ
Транскрипции
Revised RomanizationSadaebu
McCune–ReischauerSadaebu
Японское имя
Кандзи учёный-бюрократ
Хирагана я хочу это сделать
Транскрипции
Revised HepburnShitaifu
Kunrei-shikiSitaihu
Портрет Минского чиновника Цзян Шуньфу XV века . Украшением из двух цапель на его груди является « мандариновый квадрат », указывающий на то, что он был гражданским чиновником шестого ранга.

Учёные -чиновники , также известные как литераторы , учёные-джентльмены или учёные-бюрократы ( китайский : 士大夫 ; пиньинь : ши дафу ), были правительственными чиновниками и престижными учёными в китайском обществе, образуя отдельный социальный класс.

Ученые-чиновники были политиками и правительственными чиновниками, назначенными императором Китая для выполнения повседневных политических обязанностей от династии Хань до конца династии Цин в 1912 году, . последней императорской династии Китая После династии Суй эти чиновники в основном происходили из ученых-дворян (紳士 shēnshì ), которые получили ученые степени (такие как сюцай , дзюрен или дзинши ), сдав императорские экзамены . Ученые-чиновники составляли элитный класс имперского Китая. Они были высокообразованными, особенно в области литературы и искусства, включая каллиграфию и конфуцианские тексты. Они доминировали в государственной администрации и местной жизни Китая до начала 20 века. [ 1 ]

Истоки и формирования

[ редактировать ]
Правительственные чиновники в Чанфу в эпоху Ваньли , династия Мин

Происхождение Ши и Дафу

[ редактировать ]

Ученый-чиновник как понятие и социальный класс впервые появился в период Воюющих царств ; до этого Ши и Да Фу были двумя разными классами. Во времена династии Западная Чжоу герцог Чжоу разделил социальные классы на короля, феодалов, да Фу, Ши, простых людей и рабов. Да Фу были людьми из аристократии, которые служили офицерами и были более высоким классом, чем Ши, которые были людьми из социального класса между Да Фу и обычными людьми и могли служить только чиновниками низкого уровня.

В период Воюющих царств, с аннексическими войнами между государствами и ростом бюрократии, многие талантливые люди из класса Ши оказывали ценные услуги своим лордам. Ши стал более влиятельным, и Да Фу постепенно превратился в официальную должность в бюрократии, а не в наследственное пэрство. Ши и Да Фу постепенно объединились и стали учеными-чиновниками (士大夫 Ши Да Фу).

Древние социальные классы

[ редактировать ]

Феодальная социальная структура разделила простых людей на четыре категории, на высшем уровне которых были ученые-чиновники. Эта структура является еще одной важной институциональной основой формирования и процветания ученых-чиновников. В состав этих четырех профессий входили ученые-чиновники, фермеры, ремесленники и ремесленники/торговцы.

Фреска Западной Хань , изображающая Конфуция (и Лао-цзы ) и его учеников.

Взаимодействие с конфуцианством

[ редактировать ]

Конфуцианство является ядром традиционной китайской культуры и теоретической основой самодержавной феодальной монархии. [ 2 ] Конфуцианская школа мысли стала основным направлением традиционного китайского общества, а конфуцианское образование также стало основой отбора чиновников на большинстве уровней управления.

Несмотря на иерархические тенденции конфуцианства, ученые-чиновники и министры не являются просто послушными подчиненными правителя, но теоретически играют равные роли в поддержании общественного порядка. Это включает в себя возможность выступить против правителя или противостоять ему, если он окажется неспособным поддерживать праведные принципы и не сможет обеспечить и способствовать благополучию народа. Таким образом, баланс сил в идеале разделен между меритократическими учеными-конфуцианцами и династическими императорами, и правитель должен сохранять власть с согласия своих министров, которые имеют полное право санкционировать и насильственно свергать тирана или несостоятельного правителя. [ 3 ] [ 4 ]

Во времена династий Сун и Мин конфуцианские философы объединили даосскую и буддийскую мысль, чтобы создать неоконфуцианскую школу , еще больше обогатив конфуцианскую идеологическую систему. Это напрямую увеличило процветание класса ученых-чиновников, а также способствовало формированию уникального морального кодекса ученых-чиновников, который оказал огромное влияние на китайских литераторов последующих поколений.

Системы отбора талантов в Древнем Китае

[ редактировать ]

Традиционные китайские системы официального отбора являются институциональной основой формирования ученых-чиновников.

Хань до Северной и Южной династий (202 г. до н.э. - 589 г. н.э.)

[ редактировать ]
Ученые изображены на живописном кирпиче времен династии Хань, обнаруженном в Чэнду. Ученые носили шляпы под названием Цзиньсянь Гуань (进贤冠), чтобы обозначить образовательный статус. [ 5 ]

Использование рекомендательной системы и системы девяти рангов для отбора государственных чиновников и кандидатов было популярно в течение длительного периода, начиная с династии Хань и заканчивая периодом Северной и Южной династий . Ученые-чиновники в этот период обычно из видных родов, [ 6 ] включая клан Чжэн Синъяна , клан Се командования Чэня , клан Цуй Цинхэ , клан Цуй Болина , клан Ван Ланья , клан Ван Тайюаня и клан Лу Фаньяна . Эти кланы отличались наличием конфуцианских ученых и высокопоставленных государственных чиновников, при этом члены семей мужского пола служили официальными лицами на протяжении поколений, а некоторые кланы или семьи служили нескольким канцлерам. Они сформировали огромную сеть посредством политических браков друг с другом или с императорской семьей, а также сформировали монополию на образование и государственных чиновников. [ 7 ] [ 8 ]

Династии Суй и Тан (581–907)

[ редактировать ]
Ду Шэньян , политик и известный поэт.

Экзамен на государственную службу, официально учрежденный в 587 году, позволял отбирать ученых-чиновников. Начиная с династии Суй , люди с подходящим семейным происхождением, сдавшие этот экзамен, становились учеными-чиновниками. В начале правления династии Тан императрица У Цзэтянь реформировала и усовершенствовала систему императорских экзаменов, учредив Столичный экзамен ; людей, сдавших его, называли Цзиньши (столичные выпускники высшей степени), а людей, сдавших провинциальный экзамен, называли Джурен (выпускники провинций). [ 9 ] Реформы Ву постепенно привели к сегодняшней концепции ученых-чиновников и интеллектуального класса. [ 10 ] Правительство будет выбирать ученых-чиновников, проверяя их стихи и эссе на знание конфуцианских текстов и некоторых буддийских текстов. [ 11 ] Интеллигенция, сдавшая экзамен, выполняла функции чиновников. Многие известные поэты Тан были учеными-чиновниками, например, Ду Му . Однако, поскольку династия Тан была быстро меняющимся периодом окончательного формирования структуры и состава ученых-чиновников, существует некоторая двусмысленность в употреблении слов «ученые-чиновники»: согласно Старой книге Тан , ученые /интеллектуалы, сдавшие императорский экзамен, но не занявшие официальной должности, могли быть отнесены только к Ши 士; согласно Новой книге Тан , пока они были учёными, официальными или нет, их можно было называть учёными-чиновниками. [ 12 ]

Династия Сун (960-1279)

[ редактировать ]
Чжоу Вэньцзюя Литературный сад (文苑图), изображающий собрание поэтов.

Династия Сун была золотым веком для ученых-чиновников. К этому времени сдача Имперского экзамена стала для людей основным способом занять официальную должность в правительстве. Благодаря непрерывным улучшениям и реформам Имперского экзамена бюрократия полностью заменила аристократию, и государство ученого-офицера было полностью установлено. [ 13 ] [ 14 ] Сун была единственной династией в истории Китая, которая предоставляла ученым и чиновникам судебную привилегию. Благодаря влиянию императора-основателя Сун Чжао Куангинь , почти все императоры Сун проявляли большое уважение к интеллектуалам. Если учёный-чиновник из династии Сун совершил преступление, он не мог быть привлечен к прямой ответственности. Вместо этого внутренний импичмент заменил формальный судебный процесс. Если его преступление не было серьезным, его нужно было наказать только выговором вместо уголовного наказания. [ 15 ]

Династии Юань, Мин и Цин (1271–1912)

[ редактировать ]
Кандидаты собираются вокруг стены, где вывешиваются результаты. Это объявление было известно как «выпуск рулона» ( 放榜 ). ( ок. 1540, Цю Ин )
Ланьшань (襴衫) носят ученые и студенты.

Во времена династий Юань , Мин и Цин стереотипный стиль письма в формате восьминогого эссе (八股文). на императорском экзамене доминировал [ 16 ] и ученые-чиновники этого периода были относительно неспособны свободно говорить и творить из-за суровой политической среды. Тесная связь между императорским экзаменом и официальным положением все еще сохранялась, хотя во всем обществе сформировался климат «хорошо учиться, чтобы стать чиновником» 学而优则仕. [ 17 ]

В 1905 году правительство Цин отменило имперскую экзаменационную систему, что привело к постепенному исчезновению ученых-чиновников.

Неправительственные функции

[ редактировать ]

Поскольку лишь немногие избранные могли стать судебными или местными чиновниками, большинство ученых-литераторов оставались в деревнях или городах в качестве социальных лидеров. Ученые-дворяне осуществляли меры социального обеспечения , преподавали в частных школах, помогали вести переговоры по мелким юридическим спорам, руководили общественными проектами, поддерживали местный закон и порядок, проводили конфуцианские церемонии, помогали правительству в сборе налогов и проповедовали конфуцианские моральные учения. Как класс, эти ученые утверждали, что олицетворяют мораль и добродетель. Окружной магистрат , которому по постановлению не разрешалось служить в своем родном округе, зависел от местных дворян в советах и ​​реализации проектов, что давало им возможность приносить пользу себе и своим клиентам.

Теоретически эта система создаст меритократический правящий класс, в котором лучшие студенты будут управлять страной. Имперские экзамены давали многим людям возможность добиться политической власти и чести и, таким образом, поощряли серьезное стремление к формальному образованию. Поскольку система формально не проводила дискриминацию по социальному статусу, она открывала возможности для восходящей социальной мобильности. Однако, несмотря на то, что сильный упор экзаменационной бюрократии на конфуцианскую литературу гарантировал, что наиболее красноречивые писатели и эрудированные ученые достигли высоких должностей, в системе отсутствовали формальные гарантии против политической коррупции, а только конфуцианская мораль. [ 18 ] учения проверяются на экзаменах. Как только их политическое будущее было обеспечено успехами на экзаменах, чиновники поддались искушению коррупции и злоупотребления властью.

Ученый из Принстона Бенджамин Элман пишет, что некоторые критиковали экзаменационную элиту за то, что она препятствовала развитию Китая в течение последнего столетия, но подготовка к экзаменам обучала правительственных чиновников общей культуре и что «классические экзамены были эффективной культурной, социальной, политической и образовательной конструкцией». это отвечало потребностям династической бюрократии и одновременно поддерживало социальную структуру поздней империи». [ 19 ]

С развитием международного влияния системы экзаменов на государственную службу в древнем регионе Восточной Азии ученые-чиновники также стали важной социальной основой древней Кореи (включая Когурё , Силла и Пэкче ), Королевства Рюкю и Вьетнама.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Ли, Су (31 декабря 2018 г.), Юнлэ, Чжан; Белл, Дэниел А. (ред.), «ГЛАВА 3. Ученые-официальные лица» , Конституция Древнего Китая , Принстон: Princeton University Press, стр. 98–138, doi : 10.23943/9781400889778-006 , ISBN  978-1-4008-8977-8 , S2CID   186384234 , получено 4 декабря 2020 г.
  2. ^ ДиЧИККО, ДЖОЭЛ М. (2003). «Развитие лидеров в Древнем Китае, Риме и Персии» . Ежеквартальный журнал государственного управления . 27 (1/2): 6–40. дои : 10.1177/073491490302700102 . ISSN   0734-9149 . JSTOR   41288186 .
  3. ^ Юй, Ин-ши (2021). «Конфуцианская культура против династической власти в истории Китая». Большая Азия . 34 (1–2).
  4. ^ Гарднер, Дэниел К. (26 июня 2014 г.). Конфуцианство: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр. 33–44, 54–58, 98–100. ISBN  9780190236809 .
  5. ^ «120». Книга Поздней Хань . Корона Цзиньсяня, древняя корона из шелковой ткани и униформа ученых. Высота передней части составляет семь дюймов, высота задней части — три дюйма, а длина — восемь дюймов. У герцогов есть три ляна: от среднего класса в две тысячи ши до двух лян доктора и от степени доктора до частного ученика Сяо Ши, у всех есть один лян. Семья клана Лю также имела две балки и короны, что свидетельствовало о том, что они носили больше одежды.
  6. ^ Ван, Юнпин (01 января 2010 г.). «Разрыв и преемственность: ученая-официальная клановая культура шести династий и наследие китайской цивилизации» . Границы истории в Китае . 5 (4): 549–575. дои : 10.1007/s11462-010-0111-y . ISSN   1673-3401 . S2CID   162213370 .
  7. ^ Холкомб, Чарльз (2019). «Восточный Цзинь» . В Дьене, Альберт Э; Кнапп, Кейт Н. (ред.). Кембриджская история Китая . стр. 96–118. дои : 10.1017/9781139107334 . ISBN  978-1-139-10733-4 .
  8. ^ Ван, Жуй (2012). Китайская императорская экзаменационная система: аннотированная библиография . Пугало Пресс. ISBN  978-0-8108-8703-9 . [ нужна страница ]
  9. ^ Ван, Жуй (08 ноября 2012 г.). Китайская императорская экзаменационная система: аннотированная библиография . Пугало Пресс. ISBN  978-0-8108-8703-9 .
  10. ^ «Эволюция системы отбора должностных лиц и литературное творчество - «Журнал Пекинского университета (философия и социальные науки)», 2017年06期» . ru.cnki.com.cn. ​Проверено 18 декабря 2020 г.
  11. ^ Соколова, Анна (2020). «Ученые-чиновники Мидтан как местные покровители буддийских монастырей» . Журнал Немецкого восточного общества . 170 (2): 467–490. doi : 10.13173/zeitdeutmorggese.170.2.0467 . ISSN   0341-0137 . JSTOR   10.13173/zeitdeutmorggese.170.2.0467 . S2CID   226765849 .
  12. ^ «Характеристики и изменения «ученых-бюрократов» в династии Тан» www.1xuezhe.exuezhe.com Проверено 18 декабря 2020 г.
  13. ^ «Сочетание ученых и бюрократии: установление гражданской политики ученого-офицера в династии Сун - Журнал Аньхойского педагогического университета (Философия и социальные науки, 2005年05期») . en.cnki.com.cn. Проверено в 2020-12 гг. -18 .
  14. ^ Ван, Жуй (2012). Китайская императорская экзаменационная система: аннотированная библиография . Пугало Пресс. ISBN  978-0-8108-8703-9 . [ нужна страница ]
  15. ^ Ву, Чин-шань (2008). Подчиненные и злодеи: восприятие клерков песноведами-чиновниками (Тезис). OCLC   312130272 . ПроКвест   304329586 .
  16. ^ Ван, Жуй (2012). Китайская императорская экзаменационная система: аннотированная библиография . Пугало Пресс. ISBN  978-0-8108-8703-9 . [ нужна страница ]
  17. ^ «Эволюция системы отбора должностных лиц и литературное творчество - Журнал Пекинского университета (философия и социальные науки), 2017年06期» . ru.cnki.com.cn. ​Проверено 18 декабря 2020 г.
  18. ^ «Протест: моральный императив китайского ученого-чиновника» . Ассоциация азиатских исследований . Проверено 9 октября 2020 г.
  19. ^ Элман (2009) , с. 405.

Источники

[ редактировать ]
  • Элман, Бенджамин А. (2009), «Экзамены на государственную службу (Кеджу)» (PDF) , Китайская энциклопедия Беркшира , Грейт-Баррингтон, Массачусетс: Беркшир, стр. 405–410
  • Юнлэ, Чжан и Дэниел А. Белл, редакторы. «Ученые-чиновники». «Конституция Древнего Китая», Су Ли и Эдмунд Райден, Princeton University Press, ПРИНСТОН; ОКСФОРД, 2018 г., стр. 98–138. ДЖСТОР [ 1 ]
  • Лю, Бо. «Многовалентный образ быка в песенной живописи». Журнал исследований Сун-Юань, том. 44, 2014, стр. 33–84. ДЖСТОР [ 2 ]
  • «Ученые-чиновники: борьба за правильную позицию». Процветание в условиях кризиса: буддизм и политические потрясения в Китае, 1522–1620 гг., Дьюэй Чжан, издательство Columbia University Press, Нью-Йорк, 2020, стр. 119–155. ДЖСТОР [ 3 ]
  • Ван, Руи. Вклад У Цзэтяня в культурное развитие династии Тан . ПроКвест, 2008.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  1. ^ Ли, Су; Райден, Эдмунд (2018). Конституция Древнего Китая . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-17159-3 . JSTOR   j.ctt20fw8c6 .
  2. ^ Лю, Бо (2014). «Многовалентный образ Быка в песенной живописи» . Журнал исследований Сун-Юань . 44 : 33–84. ISSN   1059-3152 . JSTOR   44511239 .
  3. ^ Чжан, Дэвэй (2020). Процветание в условиях кризиса: буддизм и политическая нестабильность в Китае, 1522–1620 гг . Издательство Колумбийского университета. дои : 10.7312/zhan19700 . ISBN  978-0-231-19700-7 . JSTOR   10.7312/zhan19700 . S2CID   227777467 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cb637c856199474c658a34e4a646d335__1721610720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cb/35/cb637c856199474c658a34e4a646d335.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Scholar-official - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)