Jump to content

Неравенство в образовании в Китае

Неравенство в образовании в Китае существует на нескольких уровнях, при этом значительные различия возникают по гендерным, географическим и этническим различиям. В частности, существуют различия в распределении образовательных ресурсов по всей стране, а также в доступности образования на разных уровнях – от базового до высшего.

История после 1945 года

[ редактировать ]

Вскоре после китайской революции 1949 года коммунистическое . правительство столкнулось с серьезным неравенством в образовании по всей стране В годы, последовавшие за китайской революцией, китайское правительство пыталось устранить эти различия, используя разные подходы, создавая периоды различного акцента на противоположных образовательных моделях. Первая модель, основанная на эгалитаризме, подчеркивает равенство в регионах с различным экономическим благосостоянием и уровнем развития. И наоборот, вторая модель, основанная на конкуренции, подчеркивает индивидуалистическую конкуренцию, рационализируя любые существующие образовательные различия как необходимую жертву для национального экономического развития. [1]

Китайское правительство также сосредоточило образовательную политику на высшем образовании и специальной подготовке, оставив базовое образование недостаточно развитым на большей части страны. Государственное финансирование образования было зарезервировано для городских районов; сельским общинам, и без того находящимся в невыгодном экономическом положении, пришлось финансировать свои собственные школы, что усугубляло уже существующий разрыв между городским и сельским образованием. [2] Когда в 1955 году была принята политика коллективизации , поместившая сельские семьи в сельскохозяйственные кооперативы, которые распределяли доходы на основе рабочего времени, важность образования в этих сельских общинах еще больше упала, и они стали гораздо реже финансировать начальное образование для детей своих семей. сообщества. [2]

Также, начиная с 1950-х годов, хукоу система распределяла китайское население по городским и сельским регионам, усугубляя постоянно ухудшающееся неравенство в сфере здравоохранения, занятости, жилья и образования. [3] Политика в области образования еще больше усложняется тем, что люди со статусом сельских хукоу могут жить и работать в городских районах, не меняя своего статуса хукоу . Согласно таблице Сяогана Ву, основанной на данных китайской переписи населения 2000 года, примерно 33% городских жителей фактически были отнесены к владельцам сельских хукоу . [4]

Значительный сдвиг в политике финансирования образования произошел в 1982 году с введением децентрализации, при которой правительства провинций теперь индивидуально контролировали финансирование образования в своем регионе. Изменение политики было направлено на то, чтобы извлечь выгоду из быстрого роста доходов путем финансирования образования из неправительственных источников, и в 1980-х и 1990-х годах доля государства в расходах на образование снизилась, хотя общие расходы на образование увеличились. [5] [6] В результате семьям пришлось платить повышенную плату за обучение и сборы, а школы обратились к дополнительным сборам и социальным отчислениям, чтобы профинансировать себя. [5] Образование для детей из бедных семей можно было получить только за счет государственных субсидий, которые часто не доходили до наиболее нуждающихся семей. Плата за обучение также увеличивается по мере того, как учащиеся переходят из младших классов в более высокие, поэтому даже если эти более бедные учащиеся смогли пройти через систему образования, многие из них не смогли даже завершить обязательное образование из-за экономических барьеров. [6] Кроме того, этот переход к более широкой финансовой базе образования также совпал с ростом межпровинциального неравенства, что значительно ухудшило возможности получения образования для детей в слаборазвитых сельских провинциях. [5]

Хотя политика базового образования по-прежнему находится под контролем Коммунистической партии, растущая непредвзятость, проявленная партийными властями, указывает на возможность более существенной реформы образования в дополнение к недавним реформам национальных вступительных экзаменов в колледжи. [7] Несмотря на то, что неравенство в образовании в целом уменьшилось, большие разрывы в уровне образования по-прежнему существуют между группами населения, принадлежащими к различным группам населения, что подтверждает необходимость регионального фокуса в рамках инициатив по реформированию. [3]

Гендерная стратификация

[ редактировать ]

Хотя недавние исследования показали сокращение гендерного неравенства в китайском образовании с 1980-х годов, неравенство все еще сохраняется в разных регионах Китая. Исследования показали, что образование в сельских районах Китая демонстрирует значительно большее гендерное неравенство, чем образование в городских районах. [8] С 1981 года уровень неграмотности среди женщин в сельской местности постоянно более чем в два раза превышает уровень неграмотности среди мужчин, несмотря на общее снижение уровня неграмотности в сельских регионах. [9]

Однако в условиях быстрого экономического роста увеличение доходов родителей позволяет большему количеству детей получить хотя бы базовое образование, а это также значительно увеличивает шансы девочек пойти в школу. Раньше родители обычно отдавали приоритет образованию сыновей над образованием дочерей; чем больше возможностей, тем легче удовлетворить спрос на женское образование, что также способствует увеличению фактического спроса на женское образование. [3]

Эффект политики одного ребенка

[ редактировать ]
Правительственный знак в деревне Таншань уезда Дэн , Цзюцзян , Цзянси , гласящий: «Ради процветания страны и счастья семей, пожалуйста, осуществите планирование семьи»

Политика «одного ребенка» в Китае играет важную роль в неравенстве в образовании. Политика «одного ребенка» была введена в Китае в 1979 году с целью замедлить бурный рост населения страны и была отменена в 2016 году. До появления политики «одного ребенка» родителям разрешалось иметь более одного ребенка, и у них была возможность отдавать предпочтение дети мужского пола; это так называемое «предпочтение сына» преобладало среди большинства китайских родителей на протяжении веков. [10] Однако после принятия политики «одного ребенка» девочки, имеющие единственного ребенка, смогли получить больше возможностей для получения образования, поскольку не было такой большой конкуренции за ресурсы домохозяйства, как в домохозяйствах с несколькими детьми. Благодаря политике «одного ребенка» гендерное неравенство улучшилось, и, следовательно, возможности получения образования для женщин увеличились. Благодаря этой политике была решена серьезная проблема гендерного неравенства. [10]

Географическая стратификация

[ редактировать ]

Существует ряд факторов, которые способствуют существующему неравенству между городским и сельским образованием, причем последнее значительно отстает от первого в результате экономического, социального и политического неравенства. В Китае система регистрации домохозяйств разделяет граждан на городское и сельское жительство. [11] Недостаточное финансирование сельских школ, недостаточные усилия правительства по предоставлению финансовой помощи сельским учащимся и существующая система регистрации домохозяйств – все это способствует разрыву в образовании между городом и деревней. [8]

Межрегиональное неравенство в финансировании школ увеличилось, а также усилилась зависимость от внебюджетных источников финансирования. [5] Исследования показывают, что разница между расходами на начальное образование в провинциях на одного учащегося увеличилась почти вдвое в период с 1990 по 2000 год. [5] Кроме того, хотя общий уровень неграмотности снизился с 1980 года, неравенство между уровнями неграмотности в городах и сельской местности продолжало увеличиваться: в 2000 году уровень неграмотности в сельской местности вдвое превысил уровень неграмотности в городских районах. [9]

Еще одной недавней проблемой, вызывающей региональное неравенство в образовании, является миграция значительной части сельского населения Китая в городские районы. [12] Во многих сельских регионах, особенно в небольших сельских городах, такое сокращение населения также создает проблемы для школ. В результате, чтобы противостоять резкому увеличению набора учащихся, многие школы объединяют учащихся разных классов в многоклассные классы, и эта практика не только бросает вызов учителям, но и отрицательно влияет на качество образования, которое получают учащиеся. [12]

В результате того, что огромное количество сельских рабочих мигрирует в города в поисках возможностей трудоустройства, многие дети остаются дома, оставляя этих детей в сельских школах, которые по-прежнему сильно отстают от своих городских сверстников. Для сельских детей, которые следуют за своими родителями в город, система хукоу запрещает им посещать городские государственные школы. Этим детям часто приходится посещать частные школы, в которых взимается более высокая плата за обучение, даже если они предлагают некачественное образование. [13]

Этническое расслоение

[ редактировать ]

Население Китая в основном состоит из этнического большинства хань , при этом 55 этнических меньшинств составляют около 8% от общей численности населения. Тем не менее, это небольшое меньшинство составляет почти половину абсолютного бедняка Китая, что подчеркивает серьезное неравенство в доходах, существующее между ханьским населением, составляющим большинство в Китае, и многочисленными группами меньшинств. [14]

Хотя общий уровень зачисления в школу вырос как среди ханьского населения, так и среди китайского меньшинства, уровень зачисления меньшинств остается ниже, чем у ханьского большинства. [15] Помимо количества учащихся, этнические различия в образовании также проявились в форме культурной маргинализации, особенно с появлением спонсируемой государством учебной программы, которая обеспечивает ассимиляцию. Чтобы сохранить индивидуальные культуры и языки, многие этнические группы создали многоязычные школьные системы. [16]

Стратификация доходов семьи

[ редактировать ]

Влияние образования на семейный доход в основном проявляется в двух вещах: один касается физической среды для детей, а другой – нефизического влияния на рост детей. Прежде всего, «при котором бедные домохозяйства имеют меньше материальных ресурсов, а дети, выросшие в малообеспеченных семьях, как правило, отстают в образовании и других областях». [17] Расходы домохозяйств на образование детей в Китае отличаются от расходов других стран, таких как США или Великобритания. Китайские родители придают большое значение инвестициям в частное образование своих детей, которые включают частных репетиторов, внеклассные занятия, классы по интересам и так далее. Родители с более высоким доходом могут предоставить детям больше возможностей для обучения и посещения большего количества учебных заведений. Однако семьи с меньшей финансовой поддержкой часто неспособны обеспечить эти дополнительные инвестиции в образование. Более того, бедность влияет на способность родителей следить за различными потребностями своих детей во время их роста, и есть данные, указывающие на то, что экономические трудности могут уменьшить общение между родителями и детьми. Согласно опросу 2011 года, дети, растущие в семьях с низким доходом, могут столкнуться с большими проблемами из-за экономических трудностей, и это увеличивает вероятность того, что они бросят школу или у них возникнут эмоциональные проблемы, такие как склонность к насилию и преступности. В Китае доход родителей является одной из причин неравенства в образовании, и этим нельзя пренебрегать, поскольку он оказывает большое влияние на рост детей. [17]

Последствия неравенства в образовании

[ редактировать ]

Образование сильно влияет на социальную и экономическую мобильность, при этом исследования показывают, что более высокий уровень образования родителей положительно влияет на уровень образования их детей. Эта связь особенно важна в сельских общинах, где образование играет большую роль в разрыве порочного круга бедности. [2]

Однако противоположный анализ существующих исследований, проведенный Гуанцзе Нином, показывает, что неравенство в доходах и равенство в образовании являются взаимоусиливающими факторами, увековечивающими собственный порочный круг. Таким образом, по логике Нина, в соответствии с популярным представлением об образовании как средстве спасения от бедности, дети из более бедных семей теоретически больше всего нуждаются в образовании, но сталкиваются с более серьезными экономическими барьерами, которые мешают продолжению образования. [18]

Текущая политика в области образования

[ редактировать ]

В настоящее время различия в образовательной политике на разных уровнях обучения продолжают способствовать образовательному неравенству. Даже в пределах одного региона посещение школы и оплата обучения регулируются по-разному, что часто приводит в замешательство семьи, впервые знакомые с системой образования. [3]

Типичный класс средней школы в Китае.

С начала 1980-х годов 1-6 классы были признаны обязательными; только в середине 1990-х годов 7-9 классы были признаны обязательными. [3] Это регулирование раннего образования было усилено за счет отмены платы за обучение в 1–9 классах в начале 2000-х годов, и в последние годы бедняки теперь могут получать субсидии на образование своих детей. [3] Эта система обязательного 9-летнего образования оказалась частично успешной в сельской местности, при этом регионы сообщают об очень высоких показателях набора и окончания начального образования. [12] Однако 10–12 классы не были признаны обязательными, а высокие показатели отсева из средней школы нарушают девятилетний цикл обязательного образования еще раньше. [12] Кроме того, в сельской местности плата за обучение в государственной средней школе сравнительно выше, чем в большинстве других развивающихся стран, что еще больше отбивает у сельских домохозяйств желание концентрировать свои доходы на старших классах среднего образования. [3]

Кроме того, из-за большой численности населения Китая количество мест для поступления в колледжи по-прежнему ограничено, а плата за обучение настолько высока, что расходы намного превосходят доход типичной бедной семьи. Недавние усилия по расширению доступности высшего образования в сочетании с растущим акцентом на стипендии и кредиты могут помочь противостоять росту стоимости обучения (и другим препятствиям на пути к высшему образованию, связанным с доходами). [3] Несмотря на проблемы с обучением, все больше и больше студентов смогли окончить колледж, причем число выпускников колледжей за последнее десятилетие увеличилось в четыре раза. [13]

В качестве попытки уравнять правила игры гаокао , или китайский университетский экзамен, предлагал дополнительные баллы студентам, принадлежащим к этническим меньшинствам, хотя это было сокращено в ходе реформы национальной экзаменационной политики 2014 года после того, как многочисленные случаи изменения этнической принадлежности вызвали негативную реакцию в стране. . [16] Новые реформы также включали положения о провинциальных квотах, требующих от университетов резервировать определенное количество мест для приема студентов из-за пределов региона университета. [19] [20]

Реализация политики двойного сокращения в 2021 году стала новой попыткой китайских регулирующих органов сократить неравенство в распределении образовательных ресурсов, вызванное региональным неравенством и экономическими различиями в период обязательного образования . [21] Согласно « Мнениям о дальнейшем сокращении бремени домашних заданий и бремени обучения за пределами кампуса учащихся системы обязательного образования» , школы должны сократить разрыв в качестве образования и уменьшить необходимость для учащихся полагаться на репетиторские учреждения путем оптимизации методов обучения, разработки учебных материалов на основе знаний учащихся. различные способности и предоставление учащимся обильных образовательных ресурсов. [21] [22] Поскольку в школах проводились «занятия на территории кампуса как по учебным предметам, так и по внеклассной деятельности», а репетиторским учреждениям больше не разрешалось быть коммерческими учреждениями, политика двойного сокращения облегчила явление неравенства, в результате которого бедные семьи не имели доступа к адекватному образованию. образовательные ресурсы, в то время как богатые семьи могут улучшить академическую успеваемость через репетиторские учреждения. [23] А Министерство образования Китайской Народной Республики также отметило, что более высокий уровень образовательной справедливости может быть реализован с помощью метода обучения, ориентированного на учащихся, который удовлетворяет потребности индивидуального роста учащихся. [22]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Ханнум, Эмили; Се, Ю (1994). «Тенденции гендерного неравенства в образовании в Китае: 1949-1985» (PDF) . Исследования в области социальной стратификации и мобильности . 13 . Архивировано из оригинала (PDF) 21 ноября 2015 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Ли, Ши; Сато, Хироши; Сикуляр, Терри (31 октября 2013 г.). Рост неравенства в Китае: вызовы гармоничному обществу . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9781107002913 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Цзэн, Цзюнься; Пан, Сяопэн; Чжан, Линьсю; Медина, Алексис; Розелл, Скотт (01 апреля 2014 г.). «Гендерное неравенство в образовании в Китае: мета-регрессионный анализ». Современная экономическая политика . 32 (2): 474–491. дои : 10.1111/coep.12006 . ISSN   1465-7287 . S2CID   12357943 .
  4. ^ Ву, Сяоган (01 марта 2010 г.). «Экономический переход, расширение школ и образовательное неравенство в Китае, 1990–2000». Исследования в области социальной стратификации и мобильности . Новые направления в исследованиях переходного периода в образовании. 28 (1): 91–108. дои : 10.1016/j.rssm.2009.12.003 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ХАННУМ, Эмили; ВАН, Мэйян (01 января 2006 г.). «География и образовательное неравенство в Китае». Экономический обзор Китая . Симпозиум по вопросам неравенства, развития рынка и источников роста в Китае в условиях ускорения реформ, технологий, человеческого капитала и экономического развития. 17 (3): 253–265. doi : 10.1016/j.chieco.2006.04.003 .
  6. ^ Jump up to: а б Сунь, Ваньнин; Го, Инцзе (7 мая 2013 г.). Неравный Китай: политическая экономия и культурная политика неравенства . Рутледж. ISBN  9781136229985 .
  7. ^ Чен, Теодор Си-энь (19 мая 2014 г.). Китайское образование с 1949 года: академические и революционные модели . Эльзевир. ISBN  9781483188904 .
  8. ^ Jump up to: а б Ян, Цзюнь; Хуан, Сяо; Лю, Синь (01 июля 2014 г.). «Анализ неравенства в образовании в Китае». Международный журнал развития образования . 37 : 2–10. дои : 10.1016/j.ijedudev.2014.03.002 .
  9. ^ Jump up to: а б ЧЖАН, Сяобо; КАНБУР, Рави (1 января 2005 г.). «Пространственное неравенство в образовании и здравоохранении в Китае» (PDF) . Экономический обзор Китая . 16 (2): 189–204. doi : 10.1016/j.chieco.2005.02.002 . hdl : 1813/58074 . S2CID   7513548 .
  10. ^ Jump up to: а б Ли, Мин-Сюань (октябрь 2011 г.). «Политика одного ребенка и гендерное равенство в образовании в Китае: данные домохозяйств». Журнал семейных и экономических проблем . 33 (1, 2012): 41–52. дои : 10.1007/s10834-011-9277-9 . S2CID   145217120 .
  11. ^ Лу, Ю (2008). «Имеет ли «хукоу» все еще значение? Система регистрации домохозяйств и ее влияние на социальное расслоение и мобильность в Китае». Общественные науки в Китае . 29 (2): 56–75. дои : 10.1080/02529200802091250 . S2CID   145493205 .
  12. ^ Jump up to: а б с д Лю, Фэншу (1 января 2004 г.). «Базовое образование в сельской местности Китая: юридическое обязательство или индивидуальный выбор?». Международный журнал развития образования . 24 (1): 5–21. дои : 10.1016/j.ijedudev.2003.09.001 .
  13. ^ Jump up to: а б Гао, Хелен (04 сентября 2014 г.). «Разрыв в образовании Китая» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 20 ноября 2015 г.
  14. ^ Сай, Дин (01 мая 2007 г.). «Бедность и неравенство среди китайских меньшинств - А.С. Бхалла и Шуфан Цю». Азиатско-Тихоокеанская экономическая литература . 21 (1): 83–84. дои : 10.1111/j.1467-8411.2007.193_15.x . ISSN   1467-8411 .
  15. ^ Ханнум, Эмили (1 февраля 2002 г.). «Образовательное расслоение по этническому признаку в Китае: набор и успеваемость в первые годы реформ» . Демография . 39 (1): 95–117. дои : 10.1353/dem.2002.0005 . ISSN   0070-3370 . ПМИД   11852842 . S2CID   21421704 .
  16. ^ Jump up to: а б Лейболд, Джеймс (04 февраля 2014 г.). Образование меньшинств в Китае: баланс единства и разнообразия в эпоху критического плюрализма . Издательство Гонконгского университета. ISBN  9789888208135 .
  17. ^ Jump up to: а б Цай, Ванчунь; У, Фусян (январь 2019 г.). «Влияние неравенства доходов на образование детей и подростков в Китае: обзор литературы» . Новые направления развития детей и подростков . 2019 (163, 2019): 97–113. дои : 10.1002/cad.20268 . ПМИД   30614607 .
  18. ^ Нин, Гуанцзе (01 декабря 2010 г.). «Может ли расширение образования улучшить неравенство доходов? Данные CHNS за 1997 и 2006 годы». Экономические системы . 34 (4): 397–412. дои : 10.1016/j.ecosys.2010.04.001 . S2CID   54210529 .
  19. ^ Буркхофф, А. (2015). Один экзамен определяет жизнь: реформа вступительного экзамена в китайский национальный колледж в 2014 году. Международный аэропорт Фордэм, LJ , 38 лет , 1473 год.
  20. ^ «Китай продвигает равенство на вступительных экзаменах в колледжи» . news.xinhuanet.com . Архивировано из оригинала 4 сентября 2014 года . Проверено 2 ноября 2015 г.
  21. ^ Jump up to: а б «Главный аппарат ЦК КПК и Генеральный аппарат Госсовета опубликовали «Заключения о дальнейшем снижении нагрузки на домашние задания и нагрузки за пределами кампуса обучения студентов в системе обязательного образования» - Правительственный портал министерства Министерства образования Китайской Народной Республики» . www.moe.gov.cn. Проверено 11 апреля 2023 г.
  22. ^ Jump up to: а б «Ван Хуан: Содействовать осуществлению «двойного сокращения» и вернуть образованию его истинный характер — Правительственный портал Министерства образования Китайской Народной Республики» www.moe.gov.cn Проверено 11 апреля 2023 г.
  23. ^ Вэй, Сун. «Приведет ли политика «двойного сокращения» к более справедливому образованию?» . www.chinadaily.com.cn . Проверено 11 апреля 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 16398d3c04ad9dfab1cad1f4bfa44c9c__1684822500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/16/9c/16398d3c04ad9dfab1cad1f4bfa44c9c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Education inequality in China - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)