Цифровой разрыв в Китае
Эту статью необходимо обновить . ( январь 2012 г. ) |
наблюдается рост использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) За последнее десятилетие в Китае . Будучи крупнейшей развивающейся страной в мире, Китай сталкивается с серьезным цифровым разрывом , который существует не только между материковым Китаем и развитыми странами, но также между его собственными регионами и социальными группами. [1]
Обзор
[ редактировать ]За последние десять лет телекоммуникационный сектор Китая рос на 30–50% в год из-за быстрых политических, экономических и социальных изменений. Однако, как и в большинстве развивающихся стран , плотность телефонной связи в стране и количество пользователей Интернета остаются относительно низкими, всего 23% и 2,18% соответственно в 2001 году. Более того, цифровой разрыв между регионами и социальными группами внутри Китая очень серьезен. [2]
Термин «цифровой разрыв» относится к разрыву между теми, кто имеет регулярный эффективный доступ к цифровым и информационным технологиям , и теми, кто его не имеет. Оно включает в себя как физический доступ к технологическому оборудованию, так и навыки и ресурсы, которые позволяют его использовать. Это может относиться как к международным, так и к внутренним различиям в доступе к информационным технологиям.
С момента реализации десятого пятилетнего плана Китая (2001-2005 гг.) КНР подчеркнула важность информационных технологий в своем экономическом развитии. В правительстве существует оптимизм по поводу того, что «Интернет и информационные технологии (ИТ) являются решающими факторами для повышения международной экономической конкурентоспособности и преодоления разрывов в межрегиональном развитии внутри страны». [3] План классифицирует построение информационного общества как ключ к экономическому развитию и модернизации Китая, с верой в то, что развитие информационных технологий естественным образом выведет экономику бедных районов из бедности.
Статистика показывает, что многие районы сельского Китая остаются позади, в то время как городские районы пожинают плоды Интернета и информационных технологий. Китайский информационный центр сети Интернет (CNNIC) опубликовал статистические данные, показывающие непрерывный ежегодный рост числа пользователей Интернета, однако такой рост является преимущественно городским явлением, поскольку большинство пользователей Интернета в Китае проживают почти исключительно в крупных городах Китая. Кроме того, у интернет-провайдеров (ISP) мало экономических стимулов для расширения деятельности в регионах с низкой покупательной способностью и/или плотностью населения. Правительству Китая предстоит преодолеть постоянно расширяющийся разрыв в области цифровых технологий. [4]
Статистика
[ редактировать ]Эту статью необходимо обновить . ( январь 2016 г. ) |
Таблицы и изображения ниже показывают географическое распределение доступа в Интернет в Китае. Плотность Интернета колеблется от 30,4% в Пекине до всего лишь 3,8% в провинции Гуйчжоу. Столь же поразительным, как и различия в уровне проникновения, является огромное неравенство в количестве веб-сайтов на человека (таблица 2). Наконец, образ пользователей всемирной сети в Китае является графическим представлением цифрового разрыва. Из этой статистики можно сделать вывод, что пользователи принадлежат к относительно привилегированным слоям населения, проживающим в высокоурбанизированных районах и сконцентрированным в благополучных восточных регионах.
Региональное распределение доступа в Интернет
[ редактировать ]Источник: [5]
Текущая ситуация с использованием телефонной связи и Интернета указывает на серьезность цифрового разрыва между регионами материкового Китая. Традиционно регионы материкового Китая делятся на три категории в зависимости от их географического положения и административного деления: восточные, центральные и западные. Восточный регион обладал наибольшим сегментом общего числа пользователей Интернета, а Центральный и Западный регион имели наименьшую долю соответственно, более чем в два раза ниже, чем Восточный регион.
Большинство исследователей обнаружили, что существует тесная связь между географическими особенностями и применением телекоммуникаций; эта связь показывает, что географическая доступность в значительной степени связана с доступом к телекоммуникациям. Как правило, географические особенности каждого региона от востока до центра и запада отмечены равниной, холмом и горой соответственно. Вторые факторы – демографические показатели; Плотность населения в этих регионах обратно пропорциональна их географической высоте: Восточный регион имеет самую высокую плотность населения, за ним следует Центральный регион, а Запад, наиболее географически возвышенный, имеет самую низкую плотность населения. Третий фактор — уровень экономического развития этих регионов, который рисует аналогичную картину: уровень экономического развития тесно связан с доступом в Интернет.
В частности, пользователи Интернета концентрируются в основном в мегаполисах. Последние статистические данные Китайского интернет-центра показывают, что пользователи Интернета в Пекине составляют 12,39 процентов от общего числа пользователей в стране; На долю Шанхая приходится 8,98 процента, тогда как соответствующие показатели для Тибета и провинции Цинхай на северо-западе Китая составляют 0,0 процента и 0,31 процента соответственно.
Область | Процент местного населения, имеющего доступ в Интернет |
---|---|
Гуандун | 19.9% |
Шаньдун | 12.2% |
Цзянсу | 13.7% |
Чжэцзян | 19.9% |
Сычуань | 8.4% |
Хэбэй | 9.2% |
Хубэй | 9.3% |
Хэнань | 5.5% |
Фуцзянь | 14.6% |
Шанхай | 28.7% |
Ляонин | 11.4% |
Пекин | 30.4% |
Себя | 6.4% |
Шэньси | 10.6% |
Шаньси | 11.3% |
Гуанси | 8.0% |
Хэйлунцзян | 9.6% |
Аньхой | 5.5% |
Цзянси | 6.6% |
Юньнань | 6.2% |
Цзилинь | 10.0% |
Тяньцзинь | 24.9% |
Чунцин | 7.9% |
Внутренняя Монголия | 6.7% |
Синьцзян | 7.7% |
Ганьсу | 5.9% |
Гуйчжоу | 3.8% |
Хайнань | 14.1% |
Нинся | 7.0% |
Цинхай | 6.8% |
Тибет | 5.8% |
Сравнение развития интернета на Востоке/Среднем/Западе в Китае
[ редактировать ][6] | Уровень проникновения | Количество доменных имен/10 000 человек | Номер веб-сайта/10 000 человек |
---|---|---|---|
Восток | 14.0% | 44.5 | 12.2 |
Середина | 6.5% | 7.9 | 2.0 |
Запад | 6.9% | 8.2 | 1.8 |
Нация | 9.4% | 22.0 | 5.9 |
Концентрация пользователей Всемирной паутины в материковом Китае
[ редактировать ]Источник: [7]
Мы концентрируемся на цифровом разрыве в Китае, поскольку население этой страны огромно. Тем не менее, они также известны как быстрорастущая технологическая страна, которая также является новой индустриальной страной.
Городско-сельская местность
[ редактировать ]Одним из основных факторов цифрового неравенства в Китае является местоположение. Граждане Китая, проживающие в городских районах, имеют гораздо больше шансов получить доступ к Интернету, чем те, кто живет в сельской местности. [8] В частности, уровень проникновения Интернета составляет 50% в городских районах Китая и только 18,5% в сельских районах Китая. [9]
в Китае Развитие телекоммуникаций сильно дисбалансировано между сельскими и городскими районами. Из-за низкой плотности населения и невыгодного географического положения сельские районы испытывают сравнительно чрезвычайно высокие затраты на инвестиции в инфраструктуру ИКТ . К концу 1998 года в сельских районах Китая проживало около 70 процентов населения страны, но только 20 процентов от общего числа телефонов. По сравнению с плотностью городских телефонов в 27,7 процента, плотность телефонов в сельской местности (2,85 процента) в 10 раз ниже, чем плотность городских телефонов в 1998 году. [10]
Тем не менее, ситуация с развитием ИКТ в сельских районах Китая постепенно улучшалась благодаря общему экономическому развитию и притоку инвестиций в ИКТ в сельские районы. В 1998 году число новых телефонных абонентов в сельской местности достигло 6,913 миллиона, что на 38,7 процента больше, чем в 1997 году. Темпы роста были в два раза выше, чем в городах. К концу 1998 г. общее количество телефонных абонентов в сельской местности достигло 24,78 миллиона; среди них было 20,62 миллиона абонентов сельских домохозяйств.Большинство сельских районов испытывают цифровое неравенство, поскольку правительство не разработало здесь технологическую инфраструктуру.
Уровни доходов
[ редактировать ]По данным ОЭСР , доход является ключевым фактором для доступа к ПК и Интернету. Уровень доступа между самой низкой и самой высокой группами варьируется от страны к стране в рамках ОЭСР – от 3 раз выше до 10 раз выше вероятность. Последний опрос CNNIC показывает, что 65 процентов интернет-пользователей Китая зарабатывают более 6000 юаней в год; напротив, пользователи, которые зарабатывают менее 6000 юаней в год, составляют лишь 15 процентов от общего использования Интернета. Хотя на пользователей, не имеющих дохода, приходится 20 процентов использования Интернета, этот факт, возможно, не умаляет важности дохода, поскольку эти 20 процентов, скорее всего, представляют студентов, которые обычно получают высокие субсидии на проживание от своих родителей. Исследование телефонной подписки фермерских домохозяйств в сельских районах Китая также доказывает, что фермерские домохозяйства с более высокими годовыми доходами с большей вероятностью подпишутся на телефон, чем фермерские домохозяйства с низким уровнем дохода. [11]
Уровни образования
[ редактировать ]Различия в уровнях образования также тесно связаны с доступом к ПК и Интернету: люди с более высоким уровнем образования с большей вероятностью будут иметь ИКТ дома и/или на работе. Образование тесно коррелирует с доходом, что, очевидно, облегчает приобретение ИКТ и включение в рабочую среду. Однако если принять во внимание уровень доходов, люди с более высоким уровнем образования будут иметь более высокий уровень доступа. 91 процент китайских интернет-пользователей имеют высшее образование или высшее образование. Исследование ZEF по доступу к телефонной связи в сельских районах Китая показывает, что главы фермерских домохозяйств с начальным уровнем образования чаще подписывались на телефонные звонки, чем люди без какого-либо уровня образования.
Гендерный разрыв
[ редактировать ]В Китае гендерный цифровой разрыв, по-видимому, намного меньше, чем разрыв в уровне образования и дохода. Согласно отчету CNNIC за июль 2011 года, 44,9% китайских интернет-пользователей — женщины. [12]
Факторы, способствующие увеличению разрыва
[ редактировать ]Важные структурные изменения в Китае после Мао после реформ и открытости, начавшиеся под руководством Дэн Сяопина, необходимо рассматривать в связи с цифровым разрывом. Нынешняя двойная структура города и села – или рыночно-ориентированная или ориентированная на правительство [13] — является основной причиной разрыва между городом и деревней. Цифровой разрыв между двумя секторами потенциально может усилить нынешние экономические различия, вызывая еще большее неравенство между сельским и городским секторами. [14] Также важно рассмотреть технологию приручения или теорию приручения . [15]
Кроме того, Китай сталкивается с проблемой цифрового разрыва из-за дисбаланса распространения инфраструктуры ИКТ, высоких онлайн-платежей, недостаточно обученного персонала, несовершенства сетевых представительств и нехватки информационных ресурсов на китайском языке .
Недостаточная инфраструктура является огромной проблемой для обеспечения связи в сельской местности, особенно в западных регионах. В настоящее время у телекоммуникационных провайдеров нет стимула инвестировать в расширение своих западных сетей, главным образом из-за отсутствия покупательной способности и низкой плотности населения в этих регионах. Работа рыночных сил подталкивает интернет-провайдеров «уклоняться от инвестиций в эти регионы, которые мало обещают краткосрочной прибыли». [16]
Даже если в сельской местности создана инфраструктура для подключения, высокая стоимость компьютеров, совместимых с Интернетом, остается проблемой в сельской местности. CNNIC утверждает, что 26,6% интернет-пользователей имеют ежемесячный доход менее 500 юаней, что близко к среднему городскому доходу в 523 юаня. Однако средний реальный доход сельского населения составляет всего 187 юаней, что считает это невозможным. доступ к Интернету для среднего сельского жителя обходится дорого.
Стоимость использования Интернета в Китае намного выше, чем в других странах. Многие работники с минимальной заработной платой в Китае не могут позволить себе доступ к Интернету, поскольку стоимость доступа к Интернету составляет около 10 процентов их заработной платы. Стоимость использования Интернета в Китае в процентах от дохода в 18 раз превышает стоимость в Южной Корее и в 51,5 раза выше стоимости в Японии. [17] Эти данные показывают, что из-за высокой стоимости Интернета в Китае многие граждане Китая не могут позволить себе Интернет. Цифровой разрыв в Китае напрямую связан с доходом.
недостаточное финансирование и географический охват публичных библиотек Для тех, кто не может позволить себе компьютеры, еще одним фактором является , которые могли бы обеспечить общий доступ к Интернету. Те, у кого нет компьютеров, также сталкиваются с новым ограничением доступа к интернет-кафе. Министерство культуры и Министерство информационной индустрии выпустили уведомление, запрещающее открытие любых новых интернет-баров в 2007 году. [18]
Неграмотность является серьезной проблемой, которая способствует увеличению цифрового разрыва между сельскими и городскими районами. «Нередко можно встретить районы и города, в которых 20% населения не умеют правильно читать и писать и менее 5% детей посещают школу». [19] Необходимо, чтобы правительство предприняло усилия по улучшению образования в западных регионах, если оно хочет построить свое информационное общество и преодолеть цифровой разрыв.
Факторы, способствующие сокращению разрыва
[ редактировать ]Программа развития ООН (ПРООН) в Китае реализует проект стоимостью 2,5 миллиона долларов по обеспечению доступа в Интернет в сельских районах Китая. Кроме того, проект «Идти на Запад» десятой пятилетки (2001–2005 гг.) призывает к улучшению инфраструктуры в западных регионах. Хотя в основном он направлен на улучшение транспортной инфраструктуры, в период с 2001 по 2005 год параллельно с установкой спутниковых телекоммуникационных систем было проложено около миллиона километров новой оптоволоконной линии. [20]
Политика и реформы в области телекоммуникаций
[ редактировать ]В условиях уникальной макроэкономической и политической среды Китай принял специальную телекоммуникационную политику и стратегию реформирования телекоммуникаций. Будучи фундаментальной и стратегической отраслью, Министерство почт и телекоммуникаций (MPT) Китая монополизировало телекоммуникационные операции на протяжении более четырех десятилетий. Осознав свою неспособность монополизировать огромный рынок и удовлетворить растущий спрос, Китай начал реформу телекоммуникаций, направленную на полную конкуренцию. В результате базовый рынок телекоммуникаций превратился из монополии в дуополию , и теперь он расширяется до плюралистической конкуренции. В 1994 году была создана компания China Unicom , которой было разрешено строить и эксплуатировать общенациональные сети сотовой связи. Чтобы способствовать справедливой конкуренции в сфере пейджинговых услуг, в 1998 году пейджинговый сектор China Telecom был разделен и образована компания Guoxin Paging Ltd. [21]
В 1998 году был начат новый раунд реформ, направленный на глубокую реформу. Основная идея заключалась в формировании справедливого рынка путем разделения CT и в то же время в усилении Unicom посредством реструктуризации рынка. Были сформированы China Telecom Hong Kong, China Mobile Group, Jitong и China Net Communication. Конкуренция развернулась среди государственных учреждений.
С целью полного разделения функций правительства и предприятий в 1998 году было создано Министерство информационной промышленности. MII стал нейтральным регулятором, взяв на себя регулирующие функции MPT, уступив при этом функции предприятия. MII был разделен на отделы, ответственные за разработку политики, администрацию, регулирование рынка и внутренние дела.
Параллельно с реформой и реорганизацией Китай также уделял большое внимание законодательной работе и промышленному надзору за телекоммуникациями. В 2000 году были обнародованы Положения о телекоммуникациях Китайской Народной Республики и Методы администрирования Интернет-услуг, был создан централизованный орган регулирования телекоммуникаций, а развитие телекоммуникаций и промышленного управления Китая было поставлено на путь верховенства закона.
Для дальнейшего ускорения развития ИКТ в девятой пятилетке национальный план определил информационную и телекоммуникационную отрасль как одну из важнейших отраслей. Благодаря реформе, ставшей движущей силой, телекоммуникации Китая стабильно и быстро развивались на протяжении всего периода девятой пятилетки. Десятая пятилетка будет по-прежнему оставаться основной национальной политикой, направленной на развитие Китая посредством науки и техники, ускорение индустриализации посредством развития информационных технологий и изучение пути развития информационных технологий, соответствующего национальным условиям.
Кроме того, вступление Китая в ВТО общепризнано как внешняя движущая сила для углубления и ускорения реформы телекоммуникаций, поскольку внутренний рынок телекоммуникаций постепенно открылся для иностранных инвесторов и конкурентов.
ТОЧКА Форс
[ редактировать ]Согласно Окинавской хартии глобального информационного общества , Целевая группа по цифровым возможностям (DOT Force) изучила деятельность, направленную на устранение этой угрозы глобальному развитию. [22] Хотя Китай не принимал участия в конференции «Большой восьмерки» , Китай сформировал собственную стратегию DOT Force. Вообще говоря, DOT Force представлял собой комплексный проект системной инженерии. Все заинтересованные стороны, включая правительство Китая, государственные предприятия, частные компании, исследовательские институты и университеты, сыграли свою роль в попытке преодолеть национальный цифровой разрыв. [23]
Сначала была создана национальная стратегия информатизации . Китай сформулировал политику национальной информатизации, направленную на содействие обновлению и оптимизации китайской промышленности, одновременно осуществляя индустриализацию и модернизацию . В девятом и десятом пятипланах Китай уделяет приоритетное внимание важной роли информационно-коммуникационной индустрии. Между тем, один за другим был инициирован ряд важных прикладных проектов информатизации, представленных «Золотой картой», «Золотым мостом» и «Золотыми воротами», которые сильно способствовали строительству информатизации. Социальная информатизация была задумана как стратегическая инициатива, лежащая в основе всей модернизации, направленной на достижение стремительного социального и экономического развития.
Во-вторых, это онлайн-программа и корпоративная онлайн-программа, которая была начата в середине 1990-х годов с целью мобилизовать правительства на всех уровнях онлайн, чтобы облегчить доступ к информации для всех граждан. Цель программы заключалась в том, чтобы к 1998, 1999 и 2000 годам 30%, 60% и 80% органов власти всех уровней были подключены к Интернету; В течение 2000 года будут подключены 100 крупных конгломератов, 10 000 средних фирм и 1 000 000 малых фирм. Эти программы электронного правительства не только позволяют людям оперативно получать информацию о государственной политике, нормативных актах, законах и корпоративных услугах, но также являются важнейшей инициативой, направленной на преодолеть внутренний цифровой разрыв между информационными «имеющими» и «неимущими» по всей стране.
В-третьих, это специальные расходы на преодоление цифрового разрыва между регионами. Было ясно, что преодоление цифрового неравенства будет затруднено без специальных расходов из национальных бюджетов. Китай вложил значительные средства не только в создание телекоммуникационной инфраструктуры, но и в обеспечение всеобщего доступа к телекоммуникациям в сельских и отдаленных районах. Чтобы преодолеть увеличивающийся разрыв в доступе к Интернету между сельскими и городскими районами, Китай недавно запустил проекты «В каждой деревне есть телефон» и «Инжиниринг золотых ферм», которые способствуют развитию телефонного доступа и использованию Интернета в сельских районах. В сельской местности установлено 5000 сетевых телефонов и создано более 200 сельскохозяйственных веб-сайтов. В частности, большие усилия были приложены для ускорения строительства и совершенствования ИТ-инфраструктуры для удовлетворения социально-экономических потребностей западных регионов страны. Китай разработал ряд излюбленных мер, призванных побудить отечественных и иностранных инвесторов участвовать в инвестициях и создании информационной индустрии в западных регионах. Более того, особые усилия правительство приложило для развития ряда перспективных ИТ-отраслей в западных регионах.
В-четвертых, это действия по сокращению цифрового разрыва, вызванного различиями в образовании и гендере. Китай поддерживал колледжи и университеты, обучая людей тому, как использовать ИКТ и как извлечь выгоду из приложений ИКТ. После объединения университетов и важных институтов в сеть Китай открыл возможности дистанционного обучения в менее развивающихся регионах, в частности, в сельских и западных регионах. Например, при поддержке Австралии и Всемирного банка . в Нинся недавно был открыт центр дистанционного обучения (DLC), который будет способствовать развитию и сокращению бедности в этой западной провинции Китая путем внедрения использования информационных и коммуникационных технологий для продвижения дистанционного обучения а также распространение информации и знаний. Используя современную технологию дистанционного обучения , DLC позволяет участникам со всего Китая, других стран Восточной Азии и даже других континентов обмениваться информацией и учиться вместе, не покидая своих родных городов.
В-пятых, государство разрешило частному сектору предоставлять информационные услуги. Эта политика существенно способствовала распространению разработки веб-сайтов и интернет-кафе по всей стране. В результате жесткая конкуренция со стороны частного сектора подорвала монополию государственных интернет-провайдеров и привела к снижению стоимости доступа в Интернет до уровня, доступного для значительной части населения, а также к быстрому увеличению числа пользователей Интернета. .
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]Организации
[ редактировать ]- Интернет-сообщество Китая
- Китайский сетевой центр образования и исследований
- Информационный центр Интернет-сети Китая
- Информационное общество ЕС-Китай
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Цифровой разрыв: уроки Китайской Народной Республики» д-р Джонатан Харрингтон; Государственный университет Трои
- Преодоление цифрового разрыва в образовании внутри страны: улучшение образования в Западном Китае посредством инновационного использования ИКТ Чжоу Нань-чжао; Руководитель APEID , ЮНЕСКО
- Проект дистанционного обучения устраняет цифровой разрыв в Китае Ронг Цзяоцзяо; ЮНИСЕФ – Китай
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «CWDF использует социальные сети и электронную коммерцию для обучения женщин» . Социальный бренд Watch . 21 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала 13 августа 2018 г. . Проверено 23 апреля 2015 г.
- ^ Понимание цифрового разрыва, ОЭСР 2001, Публикации ОЭСР, 2rue Andre Pascal, 75775 Paris Cedex 16, Франция.
- ^ Гизе, Карстен. «Рост Интернета и цифровой разрыв». Китай и Интернет. Рутледж Керзон, 2003. Стр. 30
- ^ Рост китайского интернет-рынка. Архивировано 4 июля 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Китайский информационный центр сети Интернет. «Отчет о статистическом исследовании развития Интернета в Китае». Архивировано 22 апреля 2007 г. в Wayback Machine . Январь 2007 г.
- ^ Китайский информационный центр сети Интернет. 18-й «Отчет о статистическом исследовании развития Интернета в Китае». Архивировано 8 марта 2007 г. в Wayback Machine . июль 2006 г.
- ^ Гизе, Карстен. «Рост Интернета и цифровой разрыв». Китай и Интернет. Рутледж Керзон, 2003. Стр. 43
- ^ Хунг, К., 27 мая 2003 г. «Доход, образование, местоположение и Интернет - цифровое неравенство в Китае» Документ, представленный на ежегодном собрании Международной коммуникационной ассоциации, отель Marriott, Сан-Диего, Калифорния Online <. PDF>. 26 мая 2009 г., http://www.allacademic.com/meta/p111509_index.html .
- ^ Лоутон, Тейт. «Использование Интернета в сельской местности в Китае – инфографика и интервью» . Восток-Запад-Connect.com . Архивировано из оригинала 10 октября 2013 года . Проверено 31 октября 2011 г.
- ^ Барр, Дэвид Ф. SR Telecom Inc. Канада. Комплексное развитие сельских районов посредством телекоммуникаций, 1999 г.
- ^ Ван, Вэньшэн. «Влияние ИКТ на фермерские хозяйства в Китае», ZEF Боннского университета, 2001 г.
- ^ Лоутон, Тейт. «15 лет использования Интернета в Китае в 13 красивых графиках» . Восток-Запад-Connect.com . ЦННИК. Архивировано из оригинала 8 ноября 2011 года.
- ^ См. Липин Сунь, Чжуаньсин юй дуаньли: гайгэ илай Чжунго шэхуэй цзиегоу де бяньцянь (Переход и раскол: изменения в китайской социальной структуре после реформы) (Пекин: Tsinghua University Press, 2004), стр. 318–22.
- ^ Юхуа Го и Пэн Чен (2011). Цифровое неравенство и социальный раскол: тематические исследования использования ИКТ среди крестьян в современном Китае. The China Quarterly, 207, стр. 580-599. дои : 10.1017/S030574101100066X .
- ^ Гуорун Сюн, «Сяофэй чжуйи шицзяо: shouji kuosan yanjiu» («Исследование распространения мобильных телефонов: взгляд на потребительство»), магистерская диссертация, Университет Цзинань, Гуанчжоу, 2006, стр. 3.
- ^ Гизе, Карстен. «Рост Интернета и цифровой разрыв». Китай и Интернет. Рутледж Керзон, 2003. Стр. 46
- ^ Шэньшен, З. (20 января 2011 г.). «Самый медленный интернет в Китае» . Шанхай Дейли .
- ↑ Агентство новостей Синьхуа, 6 марта 2007 г.
- ↑ Агентство новостей Синьхуа, 27 декабря 2000 г.
- ^ Гизе, Карстен. «Рост Интернета и цифровой разрыв». Китай и Интернет. Рутледж Керзон, 2003. Стр. 46
- ^ Гао, Пин; Калле Лютинен, Трансформация телекоммуникационного сектора Китая: макроперспектива, Telecommunication Policy 24 (2000) 719-730.
- ↑ Цифровые возможности для всех: решение проблем, отчет DOT Force, 11 мая 2001 г.
- ^ Пресс, Ларри. Университет штата Калифорния, Уильям А. Фостер, Университет Аризоны, Сеймур Э. Гудман, Стэнфордский университет, Интернет в Индии и Китае