Городское общество в Китае
Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( сентябрь 2010 г. ) |
Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( сентябрь 2010 г. ) |
Как в китайских, так и в зарубежных источниках существует значительная путаница в определениях городских мест и, следовательно, значительные различия в оценках городского населения Китая (см. Миграция в Китае ).
Проблема определения численности городского населения отражает противоречивые и меняющиеся административные категории; различие между сельским и городским домохозяйствами, между категориями поселений; практика передачи пригородных или сельских округов под управление муниципальных органов власти; и различия в статусе малых городов. В социологических терминах город относится к области, характеризующейся относительно высокой степенью специализации в профессиональных ролях, множеством специализированных учреждений и единообразным обращением с людьми в безличной обстановке. В этом смысле китайский торговый город более урбанистический, чем деревня , а поселения становятся более урбанизированными по мере их роста и экономической сложности. Такие муниципалитеты, как Пекин и Шанхай, имеют самую высокую степень разделения труда и наиболее специализированные учреждения.
Отличительные особенности [ править ]
Легальный статус городского жителя в Китае ценится. В результате различной государственной политики и практики современное китайское городское общество имеет особый характер, и жизнь в китайских городах во многом отличается от жизни в городах сопоставимых в других отношениях развивающихся обществ. Наиболее значимыми мерами стали система регистрации домохозяйств, правовые барьеры для миграции , развитие всеобъемлющей рабочей единицы и ограничение торговли и рынков , включая рынок жилья . Во многих отношениях бремя официального контроля и надзора больше ощущается в городах, администрация которых занимается контролем над населением и делает это посредством двойной административной иерархии . Двумя принципами, на которых основаны эти структуры контроля, являются местоположение и род занятий. Регистры домохозяйств ведутся полицией , присутствие которой в городах гораздо сильнее, чем в сельской местности (см. Бюро общественной безопасности ). Города были разделены на районы, кварталы и, наконец, на небольшие единицы, состоящие примерно из пятнадцати-тридцати домохозяйств, например, все они находились в одном многоквартирном доме или в небольшом переулке. Для работников крупных организаций рабочее подразделение либо совпадает с жилым, либо имеет приоритет над ним; для тех, кто работает на небольших коллективных предприятиях или в районных магазинах, жилищный комитет является их регистрационной единицей и предоставляет ряд услуг.
Контроль над жильем со стороны рабочих подразделений и местных органов власти , а также отсутствие рынка жилья привели к высокой степени стабильности жилья. Большинство городских жителей десятилетиями живут в одном и том же доме или квартире. По этой причине городские кварталы тесно связаны друг с другом, что, в свою очередь, способствует общему низкому уровню преступности в китайских городах .
С начала 1950-х годов партийное руководство последовательно делало быструю индустриализацию своей основной целью и с этой целью в целом отдавало предпочтение инвестициям в тяжелую промышленность, а не потреблению. Для городов такая политика означала расширение фабрик и занятости в промышленности, а также очень низкий уровень расходов в таких «непроизводительных» сферах, как жилищное строительство или системы городского транспорта . Акцент на производстве и тяжелой промышленности , а также подавление потребления и обмена , наряду с захватом государством торговли . и сектора услуг , привели к тому, что в городах появилось много фабрик, но не было разносчиков, закусочных или развлекательных районов В 1950-х и начале 1960-х годов были предприняты серьезные усилия по привлечению женщин к оплачиваемой рабочей силе. Это служило целям увеличения производства и достижения полового равенства посредством равного участия в производительном труде — классического марксистского средства борьбы с половым неравенством. К 1987 году почти все женщины молодого и среднего возраста в городах работали вне дома.
В китайских городах, в отличие от городов многих развивающихся стран , проживает высокая доля рабочих на фабриках и в офисах и низкая доля работников сферы услуг. Рабочие имеют высокий уровень гарантий занятости , но получают низкую заработную плату . В период с 1963 по 1977 год большая часть заработной платы была заморожена, а продвижение по службе и повышение были очень редки. Даже несмотря на восстановление материального стимулирования в конце 1970-х годов, два общих повышения заработной платы в 1980-е годы и расширение возможностей для премий и продвижения по службе, заработная плата оставалась низкой и увеличивалась в основном с увеличением стажа работы. Как и в большинстве стран мира, одна из причин того, что так много китайских городских женщин работают, заключается в том, что одного дохода недостаточно для содержания семьи.
В 1980-е годы на рынке можно было приобрести такие потребительские товары длительного пользования , как телевизоры и велосипеды , но жилья оставалось мало, и его приходилось распределять по предприятиям или муниципальным жилищным бюро. Хотя жилье было бедным и перенаселенным, условия в китайских кварталах значительно улучшились по сравнению с условиями трущоб , существовавшими до 1950 года. Большинство людей получали оплачиваемую, хотя и низкооплачиваемую работу; муниципальное правительство обеспечивало минимальный уровень услуг и коммунальных услуг ( водоснабжение и канализация ); улицы были довольно чистыми и упорядоченными; и уровень преступности был низким.
Жилье [ править ]
Китайские городские жители как категория получают субсидии на питание , жилье и транспортные услуги. В 1980-е годы такие субсидии стали занимать все большую долю государственного бюджета . Даже с учетом субсидий покупка продуктов питания занимала наибольшую долю семейных бюджетов . Арендная плата, напротив, была очень низкой и редко превышала 5 процентов дохода домохозяйства, даже с учетом платы за воду и электричество. В период с 1950 по 1980 год было построено мало нового жилья, и хотя в период с 1980 по 1985 год было построено больше городского жилья, чем за предыдущие тридцать лет, жилья по-прежнему не хватало. Целые семьи часто жили в одной комнате и делили кухню и туалет с другими семьями. Браки иногда откладывались до тех пор, пока муниципальное управление или рабочее подразделение не предоставили жилье. Молодые люди должны были жить со своими родителями по крайней мере до брака . Это соответствовало традиционным семейным моделям, но также усиливалось нехваткой жилья. Модель долгосрочной жилищной стабильности и сильное давление на фонд доступного жилья означали, что городские кварталы были менее стратифицированы по занятости или доход, чем во многих других странах. Мало того, что доходы с самого начала были более эгалитарными , но и на большее количество денег нельзя было купить большую или лучше оборудованную квартиру. Менеджеры и технические специалисты жили почти в тех же условиях, что и рабочие, часто в тех же зданиях. Хотя в 1980-х годах многие городские семьи имели более высокие реальные доходы, они обычно не могли перевести эти доходы на улучшение жилищных условий, как это могли делать крестьяне.
До недавнего времени жилье предоставлялось индивидуальному рабочему месту в виде одно- или двухкомнатной квартиры . В 1990-е годы начал развиваться рынок частного жилья, что привело к многочисленных сяоцюй появлению в городах (букв. «маленькие зоны»). В этих районах были недавно обставленные квартиры и таунхаусы . Дома больших размеров, в просторечии называемые «особняками» ( биешу ) на китайском языке, представляют собой довольно новую концепцию и обычно доступны только бизнес-элите.
Сочетание полной занятости взрослого населения с минимальным сектором услуг ложится тяжелым бременем на городские домохозяйства. К 1980-м годам и общественность, и правительство осознали бремя городских домохозяйств и связанную с этим потерю энергии рабочих, менеджеров и специалистов. После 1985 года в бюджете было выделено больше денег на жилье и такие муниципальные услуги, как водопроводный для приготовления пищи газ . Но государственное поощрение частного или коллективного сектора услуг имело больший эффект. Безработной городской молодежи разрешалось, а иногда и рекомендовалось открывать небольшие рестораны или предприятия сферы услуг. Крестьянам было разрешено приезжать в города для продажи продуктов или местных продуктов. Муниципальные власти, похоже, игнорировали перемещение значительного числа сельских жителей в городской сектор услуг в качестве разносчиков, плотников и других квалифицированных рабочих, а иногда и в качестве домашней прислуги. В середине 1980-х годов китайская пресса сообщила о притоке девочек-подростков из страны, ищущих краткосрочную работу домработницами. или няни . Как и другие сельские мигранты, для поиска работы они обычно использовали связи с родственниками или односельчанами, проживающими в городе.
Семья и брак [ править ]
Городские семьи отличаются от своих сельских сверстников прежде всего тем, что состоят в основном из наемных работников, которые рассчитывают на свои рабочие места в плане жилья, обеспечения старости и возможностей для лучшей жизни, которые в сельской местности по-прежнему являются обязанностью семьи. За исключением занятых в недавно возрожденном секторе городского обслуживания ( рестораны , швейные или ремонтные мастерские), которые иногда занимаются семейным бизнесом, городские семьи не совмещают семью и предпринимательство, как это происходит в крестьянских семьях. В городских семьях обычно несколько кормильцев, но дети не приносят дополнительный доход или заработную плату так же охотно, как в сельской местности. Городские семьи, как правило, меньше, чем их сельские коллеги, и, вопреки традиционным моделям, именно у менеджеров и кадров высшего звена самые маленькие семьи. Поздние браки и наличие одного-двух детей характерны для городских управленческих и профессиональных групп. Как и в прошлом, элитные формы семьи пропагандируются как модель для всех.
Семьи, состоящие из трех поколений, не редкость в городах, и здоровые бабушка и дедушка, вероятно, являются идеальным решением проблем ухода за детьми и работы по дому для большинства семей. Дедушки и бабушки заботят примерно столько же маленьких детей, сколько посещают рабочие ясли или детский сад - учреждения, которые далеко не универсальны. Решение о том, где жить молодоженам, часто зависит от наличия жилья. Супруги чаще всего заводят собственное хозяйство, часто переезжают к родителям мужа или, гораздо реже, к родителям жены. И государство, и общество ожидают от детей заботы о своих престарелых родителях. Кроме того, у пенсионера государственного предприятия будет пенсия относительно желанная квартира , а зачастую и . В этих обстоятельствах пожилые люди являются активом семьи. Городские семьи, нанимающие незарегистрированных горничных из сельской местности, скорее всего, не имеют здоровых бабушек и дедушек.
Семья играет меньшую роль в выборе брака в городах, чем в сельской местности, по крайней мере отчасти потому, что семья сама по себе не является ячейкой, обещающей долгосрочную безопасность и выгоды своим членам. К концу 1970-х годов, возможно, половина всех городских браков заключалась в результате знакомства коллегами по работе, родственниками или родителями. Брачный возраст в городах был позже, чем в сельской местности, что отражает большее соответствие государственным правилам и принципам, а также социальным и экономическим факторам, общим для многих других стран. Жители городов, а также люди со средним и высшим образованием или профессиональной работой, как правило, вступают в брак позже, чем фермеры. В Китае считалось, что брак уместен только для тех, кто имеет работу и, следовательно, может быть полноправным членом общества. Крестьянская молодежь, которая автоматически претендует на долю коллективных полей и семейного дома, соответствует требованиям, а студенты колледжей или городская молодежь, «ожидающая назначения» на пожизненную работу, - нет. В любом случае для заключения брака необходимо было одобрение рабочего подразделения.
Городские свадьбы обычно были меньше и более сдержанными, чем их сельские аналоги, что отражало меньшую роль семьи в этом процессе. Семьи часто резервируют ресторан и труппу свадебной церемонии, в которую входят свадебный ведущий и аниматоры. Среди гостей будет больше коллег или друзей жениха и невесты, чем дальних родственников или соратников родителей. Свадебная церемония фокусируется на женихе и невесте как паре, а не на их статусе как членов семьи. Точно так же все более распространенной практикой становится короткое свадебное путешествие, а не трехдневное празднование, в котором принимает участие вся деревня. Длительные помолвки распространены в городах, иногда потому, что пара ждет, когда появится жилье.
следующего поколения Обеспечение
Хотя китайские семьи по-прежнему отличаются уважением к родителям и значительной степенью сыновней почтительности , у родителей также есть серьезные обязательства по отношению к своим детям. Дети обязаны поддерживать родителей в старости, а родители обязаны предоставить своим детям как можно более благоприятное место в мире на раннем этапе их жизни. В прошлом это означало оставить им собственность и обеспечить наилучшее возможное образование или подготовку . Сегодня для большинства сельских родителей выбор профессии для своих детей не является главным вопросом. Большинство крестьянских детей будут такими же крестьянами, как и их родители, и высшая реалистичная амбиция — это должность низшего специалиста , учителя или, возможно, техника . Главным фактором, определяющим статус и благополучие сельского ребенка, остается его или ее семья, что является одной из причин серьезного беспокойства по поводу брачного выбора сыновей и дочерей и большей степени участия родителей в этих решениях.
Городские родители меньше озабочены тем, на ком женятся их дети, но больше озабочены их образованием и возможной карьерой. Городские родители могут рассчитывать на то, что оставят своим детям очень мало имущества, но они делают все возможное, чтобы подготовить их к надежной и желанной работе в государственном и коммерческом секторах. Трудность в том, что количество таких рабочих мест ограничено, конкуренция острая, а критерии приема на работу радикально менялись несколько раз с начала 1950-х годов. Многие динамики городского общества вращаются вокруг вопроса распределения рабочих мест и попыток родителей из более обеспеченных слоев общества передать свое привилегированное положение своим детям. Распределение дефицитных и желательных благ, в данном случае рабочих мест, является политическим вопросом, который стал эндемичным с конца 1950-х годов. Эти вопросы лежат в основе изменений в образовательной политике, попыток 1960-х и 1970-х годов переселить городскую молодежь в деревню, потрясений Культурной революции и поощрения после 1980-х годов мелкой частной и коллективной торговли и сферы обслуживания в города. Все это попытки решить проблему, и каждая попытка имеет свои издержки и недостатки.
Возможности и конкуренция [ править ]
Города по определению являются местами с высокой степенью профессиональной специализации и разделения труда . Это места, предлагающие своим жителям широкий выбор профессии, а также, в той степени, в которой некоторые профессии считаются лучшими, чем другие, конкуренцию за лучшие профессии. Города также обеспечивают подготовку по специальным профессиям либо в школах, либо на рабочем месте.
В Китае существует культурная модель, подчеркивающая индивидуальные достижения и мобильность по карьерной лестнице . Этого лучше всего достичь посредством формального образования и оно связано с взаимными ожиданиями и обязательствами родителей и детей. Существует также социальная структура , в которой единая бюрократическая структура определяет желательные должности, то есть управленческие или профессиональные должности в государственном или частном секторах или гарантированные рабочие места на фабриках. Ограниченная миграция, пожизненная занятость, эгалитарная структура заработной платы и изолированный характер рабочих мест были призваны государством, по крайней мере частично, ограничить индивидуальную конкуренцию. Тем не менее, некоторые рабочие места по-прежнему считаются более предпочтительными по сравнению с другими, и именно горожане и их дети имеют наибольшие возможности конкурировать за дефицитные рабочие места. Вопрос для большинства семей заключается в том, как люди отбираются и распределяются на эти должности. Пожизненное владение большинством должностей и жесткий контроль распределения рабочих мест со стороны партии делают эти центральные проблемы для родителей из привилегированных групп, а также для местных властей и партийных организаций.
В период с начала 1950-х до середины 1980-х годов политика набора персонала и его распределения на желаемые должности менялась несколько раз. Когда стали очевидными издержки и недостатки каждого метода, усилилось давление с целью изменить политику. В начале и середине 1950-х годов проблема не стояла остро. Государственные учреждения быстро расширялись, и вакансий было больше, чем людей, способных их занять. Крестьяне переселились в города и нашли работу в расширяющемся промышленном секторе. Большинство из тех, кто укомплектовал новые бюрократические сектора, были молоды и не собирались выходить на пенсию до 1980-х и 1990-х годов. те, кто окончил средние школы или университеты Однако или был уволен из вооруженных сил в конце 1950-х и начале 1960-х годов, нашли мало рабочих мест, на которые они имели право или которые рассчитывали занять.
Попытки справиться с конкуренцией за гарантированные рабочие места были среди многих причин радикальной , утопической политики периода с 1962 по 1976 год. уменьшить конкуренцию и, возможно, снизить нереалистичные ожидания. Замораживание заработной платы и нормирование как основных, так и дефицитных потребительских товаров в городах пытались уменьшить расслоение и, следовательно, конкуренцию . Сосредоточение внимания на страданиях и эгалитарных общинных традициях прошлого, которое было столь заметно в маоистской риторике и заменило ориентацию на будущее 1950-х годов, частично отвлекало внимание от разочарования в настоящем. Напряженность была наиболее острой в системе образования, которая, как и в большинстве обществ, служила для сортировки детей и отбора тех, кто пойдет на управленческие и профессиональные должности. Именно по этой причине Культурная революция так негативно сосредоточилась на системе образования. Из-за растущей конкуренции в школах и за рабочие места, к которым может привести обучение, становилось все более очевидным, что те, кто лучше всего учился в школе, были детьми « буржуазия » и городские профессиональные группы, а не дети рабочих и крестьян (см. « Просвещение в Китайской Народной Республике »).
Политика эпохи культурной революции ответила публичным осуждением образования . и опыта , включая закрытие всех школ на год или более и университетов почти на десятилетие, превознесение обучения на рабочем месте и политической мотивации над опытом, а также предоставление преференций для рабочей и крестьянской молодежи. Образованную городскую молодежь, большая часть которой происходила из «буржуазных» семей, уговаривали или принуждали селиться в сельской местности, часто в отдаленных приграничных районах. Поскольку в городах не было рабочих мест, партия ожидала, что городская молодежь будет применять свое образование в сельской местности в качестве начальной школы учителей , бухгалтеров производственных бригад или босоногих врачей ; многие занимались ручным трудом . Эта политика была крайне непопулярна не только среди городских родителей и молодежи, но и среди крестьян, и от нее отказались вскоре после падения «Банды четырех» в конце 1976 года. в деревню, сумели вернуться в города, где у них не было ни работы, ни продовольственных книжек. К середине 1980-х годов большинство из них нашли работу в недавно расширившемся секторе услуг.
С точки зрения создания рабочих мест и успокоения городских родителей политика 1980-х годов по обеспечению занятости в городах была весьма успешной. Работа во многих случаях не та, которую выбрали бы образованные молодые люди или их родители, но она значительно лучше, чем пожизненная командировка в отдаленные приграничные районы.
Маоистская политика в области образования и распределения работы оказалась успешной в предотвращении того, чтобы очень многие городские «буржуазные» родители передали своим детям свой привилегированный социальный статус. Однако эта реформа дорого обошлась экономике, а также престижу и авторитету самой партии.
передача должностей и , наследственная связи Экзамены
Начиная с конца 1970-х годов, лидеры Китая сделали упор на знания и образование, а не на мотивацию и идеологию, и, следовательно, снова сделали акцент на экзаменах . Конкуренция в школах была явной, экзамены были частыми. Важным шагом в борьбе за желаемую работу был переход из старшей средней школы в колледж и университет, а успех определялся результатами общенациональных вступительных экзаменов в колледж и университет (см. Вступительный экзамен в национальный колледж ). Экзамены также использовались для отбора претендентов на работу на фабриках, и даже директорам фабрик приходилось сдавать экзамены, чтобы сохранить свои должности. Содержание этих экспертиз не разглашается, но их использование представляет собой логический ответ на проблему недобросовестной конкуренции, фаворитизма и коррупции .
Одной из крайних форм отбора посредством фаворитизма в 1980-х годах была простая наследственная передача, и этот принцип, действовавший де-факто на сельских рабочих местах , по-видимому, довольно широко использовался в промышленном секторе Китая. С 1960-х по 1980-е годы фабрики и шахты во многих случаях разрешали детям заменять своих родителей на рабочих местах, что упрощало прием на работу и было эффективным способом побудить стареющих работников выйти на пенсию . Правительство запретило эту практику в 1980-х годах, но в некоторых случаях государственные заводы и шахты, особенно расположенные в сельских или отдаленных районах, использовали свои ресурсы для создания дочерних компаний или вспомогательных предприятий, чтобы обеспечить работой детей своих рабочих. Руководители этих отрядов, очевидно, чувствовали ответственность за трудоустройство детей членов отрядов. Рабочие места также передаются через других родственников или их друзей в соответствии со сложной китайской социальной концепцией гуаньси .
Партия и ее роль в кадровых вопросах, включая распределение должностей, могут стать препятствием для последовательного применения стандартов найма. На низовом уровне контроль партийной ветви над назначением на должности и продвижением по службе является одной из основ ее власти, и некоторые местные партийные кадры в середине 1980-х годов, очевидно, рассматривали расширенное использование экзаменов и образовательных квалификаций как угрозу своей власть. Партия, действуя через местные комиссии по трудоустройству, контролировала все рабочие места. Члены партии занимали самые влиятельные и желанные должности; то, как члены партии оценивались и отбирались на должности, оставалось неясным. Власти часто подозревали местных партийных работников в использовании своих связей для обеспечения рабочих мест своим родственникам или клиентам.
См. также [ править ]
- Список городов Китая
- Урбанизация в Китае
- Городское планирование в Китае
- Сельское общество в Китайской Народной Республике
- Общественное здравоохранение в Китайской Народной Республике
- Экономика Китая
Ссылки [ править ]
В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел . [1]
- «中国城市年鉴» «Ежегодник китайских городов» (ранее известный как «Ежегодник городской экономики и общества Китая»), одобренный Государственным управлением печати и публикаций, основанным в 1985 году, Китайской академией социальных наук, отвечающей за исследования городского развития Китая. Ассоциация.
Внешние ссылки [ править ]
- Китайская сеть городских исследований
- Центр современных китайских городских исследований , Восточно-Китайский педагогический университет
- Современные городские исследования
- Министерство жилищного городского и сельского развития
- Китайская сеть городского развития
- Китайская академия городского строительства
- Китайская академия городского планирования и дизайна
- Китайский институт городского развития
- Китайская академия городского развития
- Китайская академия городского планирования и дизайна-Шэньчжэнь
- Институт городского развития
- Китайская сеть обмена городским управлением
- Инновационный форум Китайского города - Пекинский университет
- Институт городской среды Китайской академии наук