Сельское общество в Китае
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2018 г. ) |
Сельское общество |
---|
Сельское общество Китайской Народной Республики охватывает менее половины населения Китая (примерно 45%) и имеет разнообразный уровень и средства жизни. Жизнь в сельском Китае отличается от жизни в городском Китае. В южном и прибрежном Китае сельские районы развиваются и в некоторых случаях статистически приближаются к городской экономике. В северо-западных и западных регионах сельское общество по-прежнему воспринимается как низкое и примитивное. Основные потребности, такие как проточная вода и доступный транспорт, являются проблемой в этих районах.
История [ править ]
Основание Народной Республики [ править ]
Одной из основных общепризнанных целей Коммунистической партии Китая (КПК) во время ее подъема к известности в период с 1921 по 1949 год было повышение уровня жизни среднего китайского гражданина, подавляющее большинство из которых составляли сельские жители. В период до 1936 года КПК сыграла важную роль в преобразовании сельской жизни в районах, на которые она влияла или контролировала. Основным направлением была земельная реформа , в ходе которой контроль был отнят у традиционных землевладельцев и зажиточных крестьян и присвоен государству, то есть коллективизирован . В начале периода после 1949 года в Китае наблюдался рост механизации сельского хозяйства, распространение электричества, водопровода и современных технологий в сельские районы. Однако к концу 1950-х годов еще многое предстояло сделать.
Мао отметил, что большая часть выгод досталась не сельским районам, где все еще проживало подавляющее большинство китайцев и которые были мнимым центром революции, а городским центрам. Системы удостоверений личности распределяли неравную долю ресурсов, включая продовольственные пайки, между горожанами и сельскими жителями.
Большой скачок вперед [ править ]
Во время кампании «Большого скачка» 1958–1961 годов лидеры Китая пытались ускорить коллективизацию и резко увеличить темпы промышленного производства по всей стране, особенно в сельской местности. В основном это было связано с мелкомасштабным производством, например, с выплавкой «задворовой» стали . Считалось, что благодаря коллективизации и массовому труду производство стали в Китае превзойдет производство стали в Соединенном Королевстве всего за 15 лет с начала «скачка».
Экспериментальная коммуна была основана в провинции Хэнань в начале 1958 года и вскоре распространилась по всей стране. Десятки миллионов были мобилизованы для производства единственного товара, который был символом индустриализации: стали. Было создано около 25 000 коммун, в каждой из которых насчитывалось около 5 000 домохозяйств. Надеялись провести индустриализацию, используя массовое предложение дешевой рабочей силы и избегая необходимости импортировать тяжелую технику . В каждой коммуне строились небольшие приусадебные сталеплавильные печи, где крестьяне производили небольшие чугунные самородки из металлолома. Одновременно с этим была коллективизирована крестьянская община.
«Большой скачок вперед» сейчас широко рассматривается как внутри, так и за пределами Китая, как крупная экономическая катастрофа. Крестьяне часто отказывались от сельского хозяйства, чтобы производить сталь или работать в другом промышленном производстве. Три года между 1959 и 1962 годами были известны как «Три горьких года», « Три года стихийных бедствий » (хотя это название сейчас редко используется в Китае) и «Большой скачок голода», поскольку китайский народ страдал от крайней нехватки продовольствия. еда. Этот период оказал глубокое влияние на историю сельской жизни Китая.
Эпоха после Мао Цзэдуна
При Дэн Сяопине урбанизация в Китае росла с беспрецедентной скоростью после провозглашения «Реформ и открытой политики». [1] Новая политика в экономике Китая изменила подход от коллективного хозяйства к квотам на производство на уровне домохозяйств, во многом обратив вспять десятилетия усилий по коллективизации. Во многих районах Китая, особенно в южном и прибрежном Китае, уровень жизни резко улучшился после реформ Дэна. Городские и деревенские предприятия перенесли промышленное производство в сельские районы, преимущественно вдоль южного побережья, помогая этим сельским общинам добиться большего экономического процветания.(Идея промышленного производства в сельской местности была предпринята при Мао, но с гораздо меньшим успехом; например, промышленные предприятия в очень отдаленных районах обнаружили, что их окончательные производственные усилия затруднены.) Вскоре, однако, возник дисбаланс там, где северные, внутренние, а западный Китай оставался на гораздо более низком уровне экономического развития, и эта ситуация сохраняется до 21 века. Однако существует множество сложных факторов, способствующих такому положению дел. Например, в западных и внутренних регионах расстояния намного больше, а география зачастую более сложна. Население более рассредоточено; социальные структуры также могут сыграть свою роль, поскольку демография и социальная структура этих регионов часто значительно отличаются от таковых в прибрежном Китае.
Реформы Дэн Сяопина включали введение планового централизованного управления макроэкономикой технически опытными бюрократами, отказ от стиля массовой кампании экономического строительства Мао. Дэн поддержал наследие Мао в той мере, в которой он подчеркивал главенство сельскохозяйственного производства и поощрял значительную децентрализацию принятия решений в группах сельской экономики и отдельных крестьянских хозяйствах. На местном уровне для мотивации рабочей силы должны были использоваться материальные стимулы, а не политические призывы, в том числе предоставление крестьянам возможности получать дополнительный доход за счет продажи продукции своих частных участков на свободном рынке.
Сельские рынки, на которых продавались продукты собственного производства крестьян и излишки продукции коммун, были возрождены в рамках более свободного рыночного экономического подхода Дэн Сяопина. Сельские рынки не только увеличили сельскохозяйственное производство, но и стимулировали промышленное развитие. Поскольку крестьяне могли продавать излишки сельскохозяйственного урожая на открытом рынке, внутреннее потребление также стимулировало индустриализацию, а также создавало политическую поддержку для более сложных экономических реформ.
Развитие остается неравномерным: многие высокопроцветающие районы намного опережают глубоко обедневшие регионы, где родителям очень трудно получить достаточный доход, чтобы обеспечить возможность отправить своих детей в школу, несмотря на и без того низкую плату за образование. Действительно, образовательный и социальный дисбаланс является характерной чертой этого неравномерного развития.
Одной из новых тенденций, по крайней мере с 1990-х годов, является «плавающее население» или «люди черного (например, черного рынка)», сельские мигранты (民工 min gong ), приезжающие в городские районы в поисках работы. До недавних событий у сельских жителей не было законного разрешения на переселение в городские районы без разрешения, однако от десятков до сотен миллионов людей все же переселились в поисках работы. Многие нашли работу в строительстве и других секторах с относительно низкой заработной платой и льготами, а также с высокими рисками на рабочем месте. В результате возникли многочисленные социальные проблемы, а именно дискриминация сельских жителей в городах, психологическая изоляция сельских мигрантов, некоторые из которых привели к преступности. В этом смысле сельская жизнь «вошла» в города.
Отсутствие возможностей трудоустройства все больше затрудняет жизнь во многих сельских регионах, отсюда и очевидный соблазн переселиться в городские районы. Конечно, количество рабочих мест по-прежнему ограничено, поэтому многие переезжают в города только для того, чтобы обнаружить, что перспективы гораздо более скудны, чем они ожидали. Статистика показывает, что очень высокая доля жителей сельской местности являются безработными или частично занятыми .
Развитие специальных экономических зон также стимулировало рост сельских районов в некоторых частях Китая.
Важный политический документ эпохи Си Цзиньпина в 2013 году , «Решение об основных вопросах, касающихся всестороннего углубления реформ» , описывал разрыв между городом и деревней как главное препятствие на пути продолжающейся модернизации Китая и заявлял, что необходимо предпринять усилия для дальнейшей интеграции развития. [2] : 32 Затем последовала серия проектов, направленных на уменьшение разрыва между городом и деревней. [2] : 32
В 2013 году Китай объявил о новом плане по сокращению бедности и развитию обедневших сельских регионов за счет увеличения роста доходов сельских фермеров и устранения препятствий на пути развития сельского хозяйства. План включает продвижение новых видов сельскохозяйственного бизнеса, таких как семейные фермы и организованные кооперативы, а также поощрение промышленных и коммерческих предприятий к инвестированию в сельское хозяйство. [3]
Коллективизация и классовый статус [ править ]
Первым крупным действием, изменившим деревенское общество, стала земельная реформа конца 1940-х — начала 1950-х годов, в ходе которой партия направила рабочие бригады в каждую деревню для проведения политики земельной реформы. Это само по себе было беспрецедентной демонстрацией административной и политической власти. Земельная реформа преследовала несколько взаимосвязанных целей. Рабочие бригады должны были перераспределить часть (хотя и не всю) земли от более богатых семей или землевладельческих трестов в пользу беднейших слоев населения и таким образом добиться более справедливого распределения основных средств производства; свергнуть деревенскую элиту, от которой можно было бы ожидать противодействия партии и ее программам; набирать новых деревенских лидеров из числа тех, кто продемонстрировал наибольшую приверженность целям партии; и научить всех мыслить с точки зрения классового статуса, а не родственной группы или связей покровителя и клиента.
Для достижения последней цели партийно-рабочие бригады созывали обширную серию совещаний, на которых все деревенские семьи классифицировались либо на помещиков , либо на богатых крестьян , либо на середняков, либо на бедняков. Эти ярлыки, основанные на семейных землевладениях и общем экономическом положении примерно между 1945 и 1950 годами, стали постоянной и наследственной частью идентичности каждой семьи и даже в 1980 году все еще влияли, например, на такие вещи, как шансы на поступление в вооруженные силы. , колледжи, университеты, местные административные должности и даже перспективы брака.
Коллективизация . сельского хозяйства в основном завершилась с созданием народных коммун в 1958 году. Коммуны были большими, охватывая множество деревень Они задумывались как многоцелевые организации, сочетающие в себе экономические и местные административные функции. При общинной системе основной единицей потребления оставалось домохозяйство, сохранялись и некоторые различия в уровне жизни , хотя они и не были такими заметными, как до земельной реформы. Однако в такой системе для продвижения по карьерной лестнице требовалось стать сотрудником команды или коммуны или получить дефицитную техническую должность, например, водителя грузовика.
Деколлективизация [ править ]
Коллективизация и другие политические процессы привели к массовому голоду и десяткам миллионов смертей. В конце 1970-х годов администраторы провинциальных единиц с обширными регионами с низкой урожайностью и, как следствие, низким уровнем жизни, начали экспериментировать с новыми формами владения и производства . В большинстве случаев они принимали форму разделения коллективного производственного коллектива, заключения контрактов с отдельными домохозяйствами на обработку закрепленных частей коллективной земли и расширения разнообразия сельскохозяйственных культур или домашнего скота, которые можно было выращивать. Эксперименты были признаны успешными и популярными, и вскоре они распространились на все районы. К зиме 1982–1983 гг. народные коммуны были упразднены; на смену им пришли административные поселки и ряд специализированных отрядов или предприятий, которые зачастую сдавали в аренду такое коллективное имущество, как тракторы, и оказывали услуги за деньги.
Сельскохозяйственные реформы начала 1980-х годов привели к появлению большого количества новых производственных соглашений и контрактов. В основе изменчивости административных и договорных форм лежало несколько основных принципов и тенденций. Во-первых, земля, основное средство производства, оставалась коллективной собственностью . Она сдавалась в аренду, выделялась или заключалась по контракту с отдельными домохозяйствами , но эти домохозяйства не владели землей и не могли передавать ее другим домохозяйствам. Домохозяйство в большинстве случаев становилось основной экономической единицей и несло ответственность за собственное производство и убытки. Большая часть экономической деятельности организовывалась посредством контрактов, которые обычно обеспечивали обещания предоставить городскому правительству определенное количество товара или денежную сумму в обмен на использование земли, мастерских или тракторов.
Целью контрактной системы было повышение эффективности использования ресурсов и задействование крестьянской инициативы. Жесткое требование, чтобы все деревни производили зерно, было заменено признанием преимуществ специализации и обмена, а также гораздо большей роли рынков. Некоторые «специализированные домохозяйства» полностью посвятили себя производству товарных культур или предоставлению услуг и получили большие вознаграждения. Общая картина представляла собой растущую специализацию, дифференциацию и обмен в сельской экономике и в обществе в целом. Доходы в сельской местности быстро росли, отчасти потому, что государство существенно повысило цены на основные сельскохозяйственные культуры, а отчасти из-за экономического роста, стимулированного расширением рынков и повторным открытием сравнительных преимуществ.
Роль домохозяйства [ править ]
Деколлективизация расширила возможности, доступные отдельным домохозяйствам, и возложила на глав домохозяйств все большую ответственность за экономический успех своих домохозяйств. В 1987 году, например, можно было легально покинуть деревню и переехать в соседний город, чтобы работать на небольшой фабрике, открыть киоск с лапшой или организовать бизнес по ремонту машин. Однако фермеры по-прежнему не могли легально переселиться в средние или крупные города. Китайская пресса сообщала о растущей признательности в сельской местности за образование и возросшем интересе к газетам и журналам сельскохозяйственной направленности, а также к четко написанным руководствам по таким прибыльным профессиям, как разведение кроликов и пчеловодство. По мере роста специализации и разделения труда , а также все более заметных различий в доходах и уровне жизни становилось все труднее охватить большую часть сельского населения несколькими крупными категориями. В начале 1980-х годов темпы экономических и социальных перемен в сельских районах Китая были быстрыми, и людям, оказавшимся в этих переменах, было трудно понять смысл этого процесса.
реформы Последствия сельской
Государство сохранило как свои полномочия, так и свою роль в сельской экономике в 1980-е годы. Деколлективизация, как и коллективизация 1950-х годов, была направлена сверху вниз. Иногда, видимо, его навязывали общинам, довольствовавшимся своими коллективными методами. Но, предоставив домохозяйствам и общинам большую свободу действий в решении того, что производить, а также позволив росту сельских рынков и мелких предприятий, государство отошло от строгого надзора и обязательных квот 1960-х и 1970-х годов.
Деколлективизация устранила контролирующие функции кадров низкого уровня, которым больше не нужно было контролировать работу на коллективных полях. Некоторые кадры стали штатными администраторами в волостных управлениях, а другие воспользовались реформами, создав специализированные производственные хозяйства или сдав в аренду коллективную собственность по льготным ставкам. Бывшие кадры, с их сетями связей и знанием административных процедур, находились в лучшем положении, чем обычные фермеры, и могли воспользоваться возможностями, предоставляемыми ростом рынков и коммерческой деятельности. Даже те кадры, которые не полностью посвятили себя увеличению доходов своих семей, обнаружили, что для того, чтобы служить своим односельчанам так, как ожидалось, необходимо действовать как предприниматели . В середине 1980-х годов кадры на деревенском уровне выполняли функции не столько надзирателей, сколько агентов по распространению знаний и по маркетингу консультантов .
К 1987 году сельское общество стало более открытым и разнообразным, чем в 1960-е и 1970-е годы, а жесткие коллективные единицы того периода, отражавшие огромную заботу государства о безопасности , были заменены сетями и группами более мелких единиц. Новая, более свободная структура продемонстрировала приоритет эффективности и экономического роста . Базовая безопасность в смысле достаточного снабжения продовольствием и гарантий поддержки инвалидов, сирот и престарелых считалась само собой разумеющейся. Менее половины населения Китая помнили небезопасность и риски общества до 1950 года, но издержки и неэффективность коллективной системы были свежи в их памяти. Рост специализации и разделения труда представляли собой тенденции, которые вряд ли можно будет обратить вспять. В сельской местности значение трудовой единицы, по-видимому, уменьшилось, хотя люди по-прежнему жили в деревнях, а действия административных кадров низшего звена по-прежнему непосредственно затрагивали простых фермеров или мелких торговцев.
Государство и его чиновники по-прежнему доминировали в экономике, контролировали поставки товаров первой необходимости, облагали налогами и регулировали предприятия и рынки, а также заключали контракты. Стратификационная система маоистского периода основывалась на иерархии функционально неспециализированных кадров, руководивших трудом достаточно однородной массы крестьян. На смену ей в 1980-е годы пришла новая элита экономически специализированных домохозяйств и предпринимателей, которым удалось прийти к соглашению с административными кадрами, контролировавшими доступ ко многим ресурсам, необходимым для экономического успеха. Местные кадры по-прежнему имели право взимать сборы, налоги и всевозможные поборы . Нормы новой системы не были ясны, а экономическая и социальная система продолжала меняться в ответ на быстрый рост сельской торговли и промышленности, а также на национальную экономическую политику и реформы.
Правила и льготы [ править ]
Возросшая коммерческая активность привела к высокой степени нормативной неопределенности, особенно в таких регионах, как центральные провинции Гуандун и Цзянсу , где экономический рост в сельской местности был самым быстрым. Ни надлежащая роль местных чиновников, ни права и обязанности новых предпринимателей или торговцев не были ясны. Граница между обычным использованием личных контактов и гостеприимства и чрезвычайным и преступным фаворитизмом и коррупцией была неоднозначной. Были намеки на развитие системы покровительско-клиентских связей, в которой административные кадры оказывали услуги простым фермерам в обмен на поддержку, уважение и случайные подарки. Возросшее число случаев коррупции, о которых сообщалось в китайской прессе , и широко распространенное мнение о том, что деколлективизация и экономические реформы в сельской местности привели к росту коррупции, вероятно, отражают как возросшие возможности для сделок и услуг всех видов, так и неоднозначный характер многих транзакций и отношения. Неоднократные призывы партии к улучшению» социалистической духовной цивилизации» и попытки центральных властей как создать систему гражданского права , так и воспитать уважение к ней, могут быть истолкованы как ответы на проблему. На местном уровне, где кадры и предприниматели вели постоянные переговоры по поводу правила их игры, проблема, по-видимому, решалась более простым способом.
Семья и домашнее хозяйство [ править ]
В прошлом китайском обществе семья обеспечивала каждому человеку поддержку, средства к существованию и долгосрочную безопасность. Сегодня государство гарантирует такую безопасность тем, у кого нет семей, которые могли бы их обеспечить, а семьи и рабочие подразделения несут долгосрочную ответственность за человека. Роль семьи изменилась, но она остается важной, особенно в сельской местности. Члены семьи обязаны по закону и обычаям оказывать поддержку своим престарелым или инвалидам . Государство, действуя через рабочие подразделения , предоставляет поддержку и льготы только тогда, когда семьи не могут этого сделать. Домохозяйства обычно объединяют доходы любого человека , и уровень жизни зависит от количества наемных работников в семье и количества иждивенцев. Как в городах, так и в деревнях самые высокие доходы обычно получают домохозяйства с несколькими наемными работниками, например, не состоящие в браке взрослые сыновья или дочери.
В позднем традиционном обществе размер семьи и ее структурная сложность напрямую зависели от класса. Самые большие семьи были у сельских помещиков и чиновников, самые маленькие — у бедняков. Беднейшая часть населения, безземельные рабочие, не могла себе позволить жениться и создавать семьи. Необходимость обеспечения старости и общая связь между количеством сыновей, доживающих до совершеннолетия, и долгосрочным семейным успехом мотивировали индивидов к созданию различных нестандартных форм семьи. Пары, у которых не было сыновей или вообще не было детей, сразу усыновляли или покупали младенцев. Семьи, в которых были дочери, но не было сыновей, пытались найти мужчин, готовых жениться на их дочерях и переехать в их семьи, отказываясь от своих первоначальных семей, а иногда даже от своих первоначальных фамилий . Семьи, в которых были дочери, но не было собственности, чтобы привлечь зятя, иногда были вынуждены продавать своих дочерей в качестве наложниц или проституток . Различия в размере и сложности семей были результатом различий в классовом положении и двойной роли домохозяйства как семьи и экономического предприятия.
Начиная с 1950-х годов, Китай стремился добиться гендерного равенства, включая женщин в официальную рабочую силу. [4] : 132 В городах этому процессу способствовало развитие сети государственных яслей, детских садов и детских садов. [4] : 132 В сельской местности работающие матери получали поддержку от свекровей и других членов расширенной семьи, обычно со стороны отца. [4] : 132–133 К середине 1970-х годов расширенная семья по отцовской линии стала наиболее важной системой защиты детей в сельской местности. [4] : 133 Работа по уходу за детьми в первую очередь была связана с женщинами, особенно свекровями, которые пользовались значительным авторитетом. [4] : 133
В современном обществе сельские семьи больше не владеют землей и не передают ее следующему поколению. Однако они могут владеть и передавать дома. Сельские семьи оплачивают медицинские расходы и школьное обучение своих детей. При народно-коммунальной системе, действовавшей с 1958 по 1982 год, доход крестьянской семьи напрямую зависел от количества рабочих, которые она вносила на коллективные поля. Это, в сочетании с беспокойством по поводу уровня поддержки престарелых или инвалидов, оказываемой колхозом, побуждало крестьян иметь много сыновей. В ходе сельскохозяйственных реформ, начавшихся в конце 1970-х годов, домохозяйства взяли на себя возросшую и более ответственную экономическую роль. Труд членов семьи по-прежнему является основным фактором, определяющим доход. Но экономический рост и коммерциализация сельских районов все больше вознаграждают управленческие и технические навыки и делают неквалифицированный сельскохозяйственный труд менее желательным. Пока эта экономическая тенденция сохраняется в сельской местности в конце 1980-х годов, крестьянские семьи, вероятно, будут делать выбор в пользу меньшего количества, но более образованных детей.
Следствием общих изменений в экономике Китая и большего разделения семей и экономических предприятий стала большая стандартизация семейных форм с 1950 года. В 1987 году большинство семей приближались к нормам прошлого (крестьянин, владеющий некоторой землей). Такая семья состояла из пяти-шести человек и основывалась на браке между взрослым сыном и взрослой женщиной, перешедшей в семью мужа. Вариантные формы семьи - либо очень большие и сложные, либо основанные на мелких, нестандартных формах брака - встречались гораздо реже. Государство объявило вне закона сожительство, помолвку детей и продажу младенцев или женщин - все это раньше практиковалось, хотя и не было обычным явлением. Увеличение продолжительности жизни означало, что большая часть младенцев дожила до взрослого возраста и что больше взрослых дожили до шестидесяти или семидесяти лет. В 1980-е годы больше сельских семей смогли достичь традиционной цели создания семьи из трех поколений. Меньше было сирот, а также молодых или средних лет вдов или вдовцов. Гораздо меньше мужчин были вынуждены сохранять пожизненный статус одиночества. Развод , хотя и был возможен, был редким явлением, а семьи представляли собой стабильные и постоянные единицы.
Ряд традиционных взглядов на семью сохранились, не подвергаясь сомнению. Считается само собой разумеющимся, что каждый должен жениться, и брак остается частью определения нормального статуса взрослого человека. Ожидается, что брак будет постоянным. Этот брак требует, чтобы женщина перешла в семью своего мужа и стала невесткой, а жена по-прежнему широко принята. Сохраняется норма отцовского происхождения и предположение, что именно сыновья несут основную ответственность за своих престарелых родителей. Партия и правительство приложили большие усилия для контроля над рождаемостью и попытались ограничить количество детей на пару. Но власти не пытались контролировать рост населения, предлагая некоторым людям вообще не вступать в брак.
В прошлом принципы родства распространялись за пределы домашней группы и использовались для формирования крупномасштабных групп, таких как родословные. Родословные совершенно отличались от семей; по сути, это были корпоративные экономико-политические группы. Они контролировали землю, а в некоторых районах Китая доминировали над целыми деревнями и группами деревень и владели большей частью сельскохозяйственных угодий. Как и в большинстве других поздних традиционных ассоциаций, в родословных доминировала богатая и образованная элита. Обычные крестьяне платили своей родовой группе столько же урожая, сколько они могли бы заплатить помещику. Коммунисты осудили эти организации как феодальные системы, посредством которых помещики эксплуатировали других. Роды были подавлены в начале 1950-х годов, а их земли конфискованы и перераспределены в ходе земельной реформы . Совместное поклонение далеким предкам потеряло большую часть своего оправдания с распадом родового поместья и было легко подавлено в течение следующих нескольких лет. Домашнее поклонение предкам , при котором члены одной семьи поклонялись и увековечивали память своих непосредственных предков, продолжалось по крайней мере до 1966 и 1967 годов, на ранних этапах Культурная революция , когда хунвейбины разрушили алтари и таблички предков. В 1987 году партия все еще осуждала поклонение предкам как суеверие, но не предприняла особых усилий, чтобы положить ему конец. [5]
Брак [ править ]
Закон о браке 1950 года гарантировал каждому свободу выбора брачного партнера. Тем не менее, особенно в сельской местности, возможностей встретить потенциальных партнеров было мало. В сельских районах Китая было мало уединения для ухаживания , а в деревнях общественность не терпела флирта или даже продолжительных разговоров между неженатыми мужчинами и женщинами. Знакомства и посредники продолжали играть важную роль в заключении браков. В большинстве случаев каждый из молодых людей и их родители имели эффективное право вето на любой предложенный матч.
В прошлом брак рассматривался как забота семей, а также обеих сторон брака. Предполагалось, что семьи, объединенные браком, будут иметь эквивалентный статус, а семья жениха - несколько более высокий статус. Этот аспект моделей брака сохранился, хотя определения статуса изменились. Поскольку унаследованное богатство было исключено из числа важных факторов, оценка была перенесена на оценку способности зарабатывать и будущего процветания . Самыми желанными мужьями были административные работники, члены партии и сотрудники крупных государственных предприятий. И наоборот, мужчинам из бедных деревень было трудно найти жену. С начала 1950-х до конца 1970-х годов, когда наследственные классовые ярлыки были очень значимы, любой человек с «контрреволюционным» прошлым, то есть тот, кто ранее отождествлялся с классом помещиков или даже богатых крестьян, представлял собой плохую перспективу для брака. У таких изгоев часто не было другого выбора, кроме как жениться на отпрысках других семей с «плохим» классовым происхождением. На другом конце социальной шкалы оказался высокий уровень смешанных браков среди детей высокопоставленных чиновников.
Структура сообщества [ править ]
Большинство сельских китайцев жили в одной из примерно 900 000 деревень со средней численностью населения от 1 000 до 2 000 человек. Деревни никогда не были автономными, самодостаточными единицами, а социальный мир китайских крестьян простирался за пределы их родных деревень. Почти все новые жены приезжают в деревню из других поселений, а дочери выходят замуж. Все жители деревни имеют тесные родственные связи с семьями в других деревнях, а брачные посредники курсируют из деревни в деревню.
До 1950 года группы деревень были сосредоточены в небольших торговых городках, которые связывали их с более широкой экономикой и обществом. Большинство крестьян находились всего в нескольких часах ходьбы или меньше от торгового города , который предоставлял не только возможности покупать и продавать, но также возможности для развлечений , информации , общественной жизни и множества специализированных услуг. Деревни вокруг рынка образовывали социальную единицу , которая, хотя и менее заметна, чем деревни, но имела не менее важное значение.
С начала 1950-х годов революционное правительство Китая прилагало большие усилия, чтобы поставить государство и его идеологию в прямой контакт с деревнями и устранить посредников и посредников, которые традиционно интерпретировали центральную политику и национальные ценности для сельских жителей. Государство и партия в целом добились успеха, установив беспрецедентную степень политической и идеологической интеграции деревень в государство, а также осведомленности на уровне деревень о государственной политике и политических целях.
Непреднамеренным последствием экономической и политической политики 1950-х и 1960-х годов стало усиление закрытости, корпоративного качества китайских деревень и сужение социальных горизонтов сельских жителей. Земельная реформа и реорганизация деревень в подразделения народных коммун привели к тому, что деревни стали коллективными землевладельческими единицами и имели четкие границы между своими землями и землями соседних деревень. Централизованное руководство трудом на коллективных полях сделало невозможным прежнюю практику обмена рабочей силой между деревнями. Системы регистрации домохозяйств и карточной системы ограничивали жителей деревень их родными поселениями и не позволяли им искать счастья где-либо еще. Сотрудничество с односельчанами и хорошие отношения с сельскими руководителями стали еще более важными, чем в прошлом. Подавление сельских рынков, сопровождавшее стремление к самообеспеченности в производстве зерна и других видах экономической деятельности, имело серьезные социальные и экономические последствия. У большинства крестьян не было ни оснований, ни возможности для регулярных поездок в город, а их возможности для обмена и сотрудничества с жителями других деревень сократились. Деревни стали рабочие единицы , со всем вытекающим.
Деколлективизация в начале 1980-х годов привела к возрождению сельского маркетинга, а ограниченное ослабление контроля за эмиграцией открыло деревни и ослабило социальные границы вокруг них. Социальный мир крестьян расширился, и более широкое торговое сообщество приобрело большее значение, поскольку сообщество собственно деревни уменьшилось. Принадлежность к деревне, которая когда-то была самым важным фактором, определяющим положение человека, стала лишь одним из ряда важных факторов, которые также включали род занятий, личные связи и управленческий талант.
Здравоохранение [ править ]
После 1949 года в системе здравоохранения Китая в сельской местности первый уровень составляли « босоногие врачи », работавшие при сельских врачебных пунктах. Они оказывали профилактические и первичные услуги, в среднем два врача на 1000 человек. «Босоногие врачи» появились в 1968 году, когда в Китае не хватало квалифицированных медицинских работников в сельской местности, а в 1985 году Китай перестал использовать термин «босоногий врач». Большинство из них были переведены к сельским врачам в качестве частнопрактикующих врачей, зарабатывая на жизнь продажей лекарств за счет абонентской платы. [6] На следующем уровне располагались поселковые поликлиники, которые функционировали в основном как амбулатории, рассчитанные примерно на 10-30 тысяч человек каждая. В каждом из этих центров было от десяти до тридцати коек, а наиболее квалифицированными сотрудниками были фельдшеры. Два нижних уровня составляли «сельскую коллективную систему здравоохранения», которая обеспечивала большую часть медицинской помощи в стране. Только наиболее тяжелобольные пациенты направлялись в третий и последний уровень - окружные больницы, которые обслуживали от 200 000 до 600 000 человек каждая и укомплектованы старшими врачами, имеющими ученые степени пятилетних медицинских школ.
В конце 20-го и начале 21-го века доступность и качество медицинской помощи сильно различались от города к сельской местности. По данным переписи 1982 года, в сельской местности общий коэффициент смертности был на 1,6 на 1000 выше, чем в городской местности, а продолжительность жизни была примерно на 4 года ниже. Число старших врачей на 1000 населения в городах было примерно в 10 раз больше, чем в сельской местности; государственные расходы на медицинскую помощь составляли более -26 иен на душу населения в городских районах и менее -3 иен на душу населения в сельской местности. В городах также было примерно в два раза больше больничных коек, чем в сельской местности. Однако это совокупные цифры, и в некоторых сельских районах уровень медицинского обслуживания и питания был намного лучше, чем в других.
и выразительная культура Деревенская жизнь
Традиционная китайская деревенская жизнь была сосредоточена на сельскохозяйственных, ритуальных и фестивальных мероприятиях, тесно связанных с сезонными и экологическими требованиями. Ранние западные исследования китайской деревенской жизни касались деревень в Гонконге или Тайване, поскольку материковый Китай в то время был недоступен для западных ученых. Полезный сборник исследований по Новым территориям Гонконга см. в работе Джеймса Л. Уотсона и Руби С. Уотсон (2004), в которой представлены исследования, основанные на полевых исследованиях, проведенных с 1969 по 1997 год. [7] Об исследованиях деревенской жизни на Тайване см. Seaman (1978), [8] и Ахерн и Гейтс (1981). [9] В 1980-х и 1990-х годах стало возможным проводить полевые исследования в материковом Китае. Антропологи, работающие на материке, заметили возрождение религиозных и фестивальных практик, существовавших до 1949 года, по всему сельскому Китаю в эпоху после Мао. Томас Дэвид Дюбуа исследовал деревенскую жизнь в округе Цан провинции Хэбэй с 1997 по 2002 год. По словам Дюбуа: «Что осталось неизменным, так это то, что религия продолжает пронизывать все аспекты жизни в сельских районах Северного Китая» (Дюбуа 2005, стр. 2). . [10]
Похороны в сельских деревнях могут длиться несколько дней и включают в себя тысячи людей и сложные погребальные ритуалы . [4] : XXII
В эпоху реформ (после 1978 г.) на уровне деревень и округов были восстановлены тысячи храмов. Храмы обеспечивают развлечения и праздники, а также религиозную деятельность. По словам Адама Юэт Чау, изучавшего храм Короля Драконов в сельской местности Шаанбэй на севере Китая, храм был центром развлечений, таких как народные оперы, танцевальные труппы, рассказчики и музыканты (Чао, 2006, стр. 242). [11] Далее он утверждает, что «храмовые ассоциации… сыграли важную роль в расширении народного культурного пространства и аграрной общественной сферы в современном Китае» (Чау, 2006, 242). Храмовая деятельность способствует хорошим отношениям между сообществами и дает гарантии взаимной помощи в трудную минуту. (Чау, Чудесный ответ , 144). Об исследованиях роли храмов в возрождении даосских жертвоприношений в провинции Фуцзянь см. Dean (1993). [12] Он отмечает важность храмов в экономической, политической и социальной жизни деревни (Дин, 1993, 17). Дэвид Джонсон изучил тесную связь между деревенской храмовой оперой и территориальными единицами, известными как ш (Джонсон, 2009). [13] Он утверждает, что общинные ритуалы на уровне деревни были «высшим выражением ценностей и убеждений простых людей» (Джонсон 2009, 10).
В современную эпоху (после 1978 года) деревенские администраторы, в том числе чиновники коммунистической партии, могут активно участвовать в управлении деятельностью деревенских храмов (Цай 2007, 140). [14] Однако другие аспекты деревенской культуры, такие как выступления странствующих народных музыкантов, подлежат минимальному регулированию со стороны государства (Джонс 2009, xxi). [15] Народные музыканты выполняют ритуальные роли, а также развлекают. Джонс проводит различие между «институциональной» ролью храмовых буддийских и даосских монахов и более «распространенной» деятельностью мирских буддийских и даосских ритуальных практиков, многие из которых являются «обычными крестьянами, выполняющими жизненные и календарные церемонии» (Джонс, 2009, XXI). Очень талантливые сельские певцы, возможно, смогут адаптировать свой репертуар, чтобы привлечь как элитную, так и популярную аудиторию (Гиббс, 2018). [16] В приграничных районах неформальные и зачастую скрытые песенные традиции помогают укреплять этническую идентичность. Об исследовании возрождения традиций песен и повествований народа Тай Люэ из Сипсонгпанны, Юньнань, см. Davis (2005). [17]
Деревенские ритуалы, выразительная культура и фестивальные мероприятия отражают борьбу жителей деревни с местной средой. В южных рисоводческих регионах, где требуется интенсивное орошение, проблемой могут стать как засуха, так и наводнения. Известный китайский антрополог Фэй Сяотун исследовал деревенскую жизнь в районе дельты Нижнего Янцзы в 1920-х годах. Он заметил, что жители деревни проводили религиозные церемонии и ритуалы во время засухи, наводнений и нашествий саранчи (Фей, 2010, 134). [18] Подробное исследование ритуальной и выразительной культуры, связанной с выращиванием риса в районе Нижней Дельты Янцзы, см. в Jiang Bin (1996). [19] Рисоводы, выращивающие рис на берегу озера Тай в провинции Цзянсу, считали, что «росток риса превратился из молодой девушки в беременную жену и, наконец, в Мать риса, приносящую детские зерна» (McLaren, 2022, xviii). [20] Песни и истории озера Тай включают в себя рассказы о местном герое, который вернул искусство выращивания риса из райской земли в свою родную деревню (McLaren, 2022, 77–110). Песни народа кам из Гуйчжоу отражают местные «природопользование и методы ведения сельского хозяйства» в этой зоне выращивания риса (Ингрэм 2011, 445). [21] Ингрэм отмечает, что эти обучающие песни «дополняют и помогают сохранить давние методы ведения сельского хозяйства» (Ингрэм 2011, 446). Засуха является серьезной проблемой для жителей деревень, проживающих в районе Желтой реки. Короля-Дракона почитают, потому что он может вызвать дождь и спасти сообщество от засухи (Чау, 2006, 79). Ритуальные оперы Аоши в Шаньси исполнялись, «чтобы вызвать дождь во время засухи, изгнать болезни и предотвратить пожары, а также для празднования Нового года» (Джонсон 2009: 71–72).
Возрождение популярных народных обычаев и верований после 1980 года во многом было связано с отсутствием экономического прогресса в большинстве сельских районов Китая в период высокого социализма. Как отмечает Стивен Джонс: «В Шэньбэе, как и везде в Китае, можно частично связать сохранение докоммунистических систем верований (таких как поклонение богам и церемониальные практики) на протяжении всех этих периодов с неспособностью современных правительств изменить окружающую среду». . Преимущественно аграрное общество оставалось бедным и частично зависимым от божественного благословения даже с 1980-х годов, когда в некоторых частях региона наблюдался явный экономический прогресс». (Джонс, 2009, XIX-XX).
Фильм [ править ]
На момент основания КНР в 1949 году в стране было менее 600 кинотеатров. [22] : 102 Киномеханики путешествовали по сельским районам Китая, демонстрируя фильмы. Этот процесс был создан по образцу использования в Советском Союзе мобильных съемочных групп для распространения революционной культуры. [23] : 45 Сельские передвижные бригады киномехаников и городские кинотеатры, как правило, управлялись через культурную бюрократию КНР. [23] : 47 До 1990-х годов подавляющее большинство людей в Китае жили в сельской местности и поэтому не сталкивались с фильмами до тех пор, пока их не привезли мобильные киномеханики в 1950-х и 1960-х годах. [23] : 148
Телекоммуникации и Интернет [ править ]
В 2004 году Министерство промышленности и информационных технологий начало проект «Соединение каждой деревни», направленный на содействие всеобщему доступу к телекоммуникационным и интернет-услугам в сельских районах Китая. [2] : 24–25 МИИТ потребовал, чтобы шесть государственных компаний, в том числе основные телекоммуникационные и интернет-провайдеры China Mobile , China Unicom и China Telecom , построили коммуникационную инфраструктуру и оказали помощь в финансировании проекта. [2] : 25 По состоянию на декабрь 2019 года 135 миллионов сельских домохозяйств пользовались широкополосным доступом в Интернет. [2] : 25 Программа успешно расширила интернет-инфраструктуру по всей сельской местности Китая и способствовала развитию Интернета. [2] : 25
Расширение электронной коммерции в Китае привело к развитию деревень Таобао — кластеров предприятий электронной коммерции, работающих в сельской местности. [24] : 112 Поскольку деревни Таобао увеличили доходы сельских жителей и предпринимательство в сельских районах Китая, деревни Таобао стали компонентом стратегий возрождения сельских районов. [25] : 278
См. также [ править ]
- Хукоу - система регистрации домохозяйств, используемая в материковом Китае.
- Десятизвездочная семья
- Городское общество в Китайской Народной Республике
- Женское здравоохранение в Китайской Народной Республике
- Wokai — организация, которая объединяет участников со всего мира с микропредпринимателями в сельских районах Китая, чтобы помочь им начать малый бизнес.
Ссылки [ править ]
- ^ Чжан, Цзэнсян (октябрь 2016 г.). «Городская экспансия в Китае и ее влияние на обрабатываемые земли до и после начала «Реформы и открытой политики» ». Наука Китай Науки о Земле . 59 (10): 1930–1945. Бибкод : 2016СЧД..59.1930З . дои : 10.1007/s11430-015-0160-2 . S2CID 133182671 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Ши, Сун (2023). Китай и Интернет: использование новых медиа для развития и социальных перемен . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса . ISBN 9781978834736 .
- ^ "Китай ожидает дальнейшего развития сельских районов в 2013 году - Синьхуа | English.news.cn" . Архивировано из оригинала 10 мая 2013 г. Проверено 27 мая 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Сантос, Гонсалу (2021). Китайская деревенская жизнь сегодня: создание семьи в переходный период . Сиэтл: Вашингтонский университет Press . ISBN 978-0-295-74738-5 .
- ^ «Китай – Семья и быт» . Countrystudies.us . Проверено 15 августа 2018 г.
- ^ Лю, Сяоюнь; Чжао, Шичао; Чжан, Минмин; Ху, Дэн; Мэн, Цинъюэ (16 февраля 2015 г.). «Развитие сельской первичной медико-санитарной помощи в реформе системы здравоохранения Китая». Журнал азиатской государственной политики . 8 (1): 88–101. дои : 10.1080/17516234.2015.1008195 . S2CID 153321167 .
- ^ «Деревенская жизнь в Гонконге» . Издательство Китайского университета Гонконга . Проверено 1 ноября 2022 г.
- ^ Моряк, Гэри (1978). Храмовая организация в китайской деревне . Китайская ассоциация фольклора.
- ^ Антропология тайваньского общества . Издательство Стэнфордского университета. 1981. ISBN 978-0-8047-1043-5 .
- ^ Дюбуа, Томас (31 января 2005 г.). Священная деревня: социальные изменения и религиозная жизнь в сельской местности Северного Китая . Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-2837-0 .
- ^ Чау, Адам (21 июля 2008 г.). Чудесный ответ: популяризация религии в современном Китае . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-6100-0 .
- ^ Дин, Кеннет (1993). Даосский ритуал и народные культы Юго-Восточного Китая . Издательство Принстонского университета.
- ^ Зрелище и жертвоприношение — Дэвид Джонсон . Гарвардские восточноазиатские монографии. Издательство Гарвардского университета. 15 марта 2010 г. ISBN. 9780674033047 . Проверено 1 ноября 2022 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Цай, Лили Л. (2007). Подотчетность без демократии: группы солидарности и обеспечение общественными благами в сельских районах Китая . Кембриджские исследования в области сравнительной политики. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-87197-6 .
- ^ «Ритуалы и музыка Северного Китая: Том 2: Шэньбэй» . Рутледж и CRC Press . Проверено 1 ноября 2022 г.
- ^ «Король песни: соединяя людей, места и прошлое в современном Китае» . УХ Пресс . 24 июня 2020 г. Проверено 1 ноября 2022 г.
- ^ Дэвис, Сара Л.М. (2006). Песня и тишина: этническое возрождение на юго-западных границах Китая . Книги о шелковом черве. ISBN 974-9511-17-4 . OCLC 298412652 .
- ^ Фэй, Сяотун (2010). Крестьянская жизнь в Китае: полевое исследование сельской жизни в долине Янцзы (на английском и китайском языках). Пекин: Издательство по исследованию иностранных языков и преподавания. п. 134. ИСБН 978-7-5135-0268-9 .
- ^ Цзян Бинь (1996). Культура выращивания риса и народные обычаи Цзяннань издательства литературы и искусства). (на китайском языке, ISBN 978-7-5321-1383-5 .
- ^ «Создание памяти в народных эпосах Китая: интимное и локальное в региональной культуре Китая, Энн Э. Макларен» . www.cambriapress.com . Проверено 1 ноября 2022 г.
- ^ Ингрэм, Кэтрин (01 декабря 2011 г.). «Отражая окружающую среду в Кам Биг Сонг» . Обзор азиатских исследований . 35 (4): 439–455. дои : 10.1080/10357823.2011.628008 . ISSN 1035-7823 . S2CID 145471425 .
- ^ Ли, Цзе (2022). «Мобильные киномеханики и вещи, которые они несли». В Альтехенгере, Дженнифер; Хо, Дениз Ю. (ред.). Материальные противоречия в Китае Мао . Сиэтл: Вашингтонский университет Press . ISBN 978-0-295-75085-9 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ли, Цзе (2023). Кинематографические партизаны: пропаганда, киномеханики и зрители в социалистическом Китае . Издательство Колумбийского университета . ISBN 9780231206273 .
- ^ Ху, Ричард (2023). Переосмысление китайского города . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0-231-21101-7 .
- ^ Ян, Саиди; Ван, Пуцин; Чжоу, Дэйи (2021). «Трансформация и развитие Taobao Village в Китае на основе «режима Чжицзян» ». Материалы 3-го Международного семинара по исследованиям в области образования и социальных наук (ISERSS 2020) 2020 г. Париж, Франция: Атлантис Пресс. дои : 10.2991/assehr.k.210120.053 . ISBN 978-94-6239-316-5 .