Китайские боевые искусства
Китайские боевые искусства | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | боевые искусства | ||
Упрощенный китайский | боевые искусства | ||
Буквальный смысл | «Боевые искусства» | ||
| |||
Кунг-фу | |||
китайский | усилие | ||
| |||
Гошу | |||
Традиционный китайский | Китайские боевые искусства | ||
Упрощенный китайский | Китайские боевые искусства | ||
|
Часть серии о |
Китайские боевые искусства (ушу) |
---|
Китайские боевые искусства , часто называемые общими терминами кунг-фу ( / ˈ k ʌ ŋ ˈ f uː / ; китайский : 功夫 ; пиньинь : gōngfu ; кантонский Йельский язык : gūng fu ), куошу ( 國術 ; guóshù ) или ушу ( 武術 ; wengfu ). ), — это несколько стилей боя , которые на протяжении веков развивались в Большом Китае . Эти боевые стили часто классифицируются по общим чертам, определяемым как «семьи» боевых искусств. Примеры таких черт включают Шаолиньцюань ( 少林拳 физические упражнения ), включающие подражание всем другим животным ( 五形 ), или методы обучения, вдохновленные древнекитайской философией , религиями и легендами. Стили, в которых основное внимание уделяется манипулированию ци , называются внутренними ( 内家拳 ; нэйцзяцюань ), тогда как другие, концентрирующиеся на улучшении мышечной и сердечно-сосудистой системы, называются внешними ( 外家拳 ; вайцзяцюань ). Географические ассоциации, например, северные ( 北拳 ; běiquán ) и южные ( 南拳 ; nánquán ), являются еще одним популярным методом классификации.
Терминология [ править ]
Kung fu and wushu are loanwords from Cantonese and Mandarin respectively that, in English, are used to refer to Chinese martial arts. However, the Chinese terms kung fu and wushu ( ; Cantonese Yale: móuh seuht) have distinct meanings.[1] The Chinese equivalent of the term "Chinese martial arts" would be Zhongguo wushu (Chinese: 中國武術; pinyin: zhōngguó wǔshù) (Mandarin).
In Chinese, the term kung fu refers to any skill that is acquired through learning or practice. It is a compound word composed of the words 功 (gōng) meaning "work", "achievement", or "merit", and 夫 (fū) which is a particle or nominal suffix with diverse meanings.
Wushu literally means "martial art". It is formed from the two Chinese characters 武術: 武 (wǔ), meaning "martial" or "military" and 術 or 术 (shù), which translates into "art", "discipline", "skill" or "method". The term wushu has also become the name for the modern sport of wushu, an exhibition and full-contact sport of bare-handed and weapon forms (套路), adapted and judged to a set of aesthetic criteria for points developed since 1949 in the People's Republic of China.[2][3]
Quánfǎ (拳法) is another Chinese term for Chinese martial arts. It means "fist method" or "the law of the fist" (quán means "boxing" or "fist", and fǎ means "law", "way" or "method"), although as a compound term it usually translates as "boxing" or "fighting technique." The name of the Japanese martial art kempō is represented by the same hanzi characters.
History[edit]
The genesis of Chinese martial arts has been attributed to the need for self-defense, hunting techniques and military training in ancient China. Hand-to-hand combat and weapons practice were important in training ancient Chinese soldiers.[4][5]
Detailed knowledge about the state and development of Chinese martial arts became available from the Nanjing decade (1928–1937), as the Central Guoshu Institute established by the Kuomintang regime made an effort to compile an encyclopedic survey of martial arts schools.Since the 1950s, the People's Republic of China has organized Chinese martial arts as an exhibition and full-contact sport under the heading of "wushu".[citation needed]
Legendary origins[edit]
According to legend, Chinese martial arts originated before the semi-mythical Xia dynasty over 4,000 years ago. It is said that the Yellow Emperor (Huangdi), who ascended to power in 2698 BCE, introduced the earliest fighting systems to China. The Emperor is renowned as a great general who, prior to becoming China's leader, authored extensive treatises on medicine, astrology, and the martial arts. One of his primary adversaries was Chi You, credited as the progenitor of jiao di, a precursor to modern Chinese wrestling.[citation needed]
Early history[edit]
The earliest references to Chinese martial arts are found in the Spring and Autumn Annals (5th century BCE),[6] where a hand-to-hand combat theory, one that integrates notions of "hard" and "soft" techniques, is mentioned.[7] A combat wrestling system called juélì or jiǎolì (角力) is mentioned in the Classic of Rites.[8] This combat system included techniques such as strikes, throws, joint manipulation, and pressure point attacks.Jiao Di became a sport during the Qin dynasty (221–207 BCE). The Han History Bibliographies record that, by the Former Han (206 BCE – 8 CE), there was a distinction between no-holds-barred weaponless fighting, which it calls shǒubó (手搏), for which training manuals had already been written, and sportive wrestling, then known as juélì (角力).Wrestling is also documented in the Shǐ Jì, Records of the Grand Historian, written by Sima Qian (ca. 100 BCE).[9]
In the Tang dynasty, descriptions of sword dances were immortalized in poems by Li Bai. In the Song and Yuan dynasties, xiangpu(相扑) contests were sponsored by the imperial courts. The modern concepts of wushu were fully developed by the Ming and Qing dynasties.[10]
Philosophical influences[edit]
The ideas associated with Chinese martial arts changed with the evolution of Chinese society and over time acquired some philosophical bases: Passages in the Zhuangzi (莊子), a Taoist text, pertain to the psychology and practice of martial arts. Zhuangzi, its eponymous author, is believed to have lived in the 4th century BCE. The Tao Te Ching, often credited to Laozi, is another Taoist text that contains principles applicable to martial arts. According to one of the classic texts of Confucianism, Zhou Li (周禮), Archery and charioteering were part of the "six arts" (simplified Chinese: 六艺; traditional Chinese: 六藝; pinyin: Liù yì, including rites, music, calligraphy and mathematics) of the Zhou dynasty (1122–256 BCE). The Art of War (simplified Chinese: 孙子兵法; traditional Chinese: 孫子兵法; pinyin: Sūnzǐ bīngfǎ), written during the 6th century BCE by Sun Tzu (simplified Chinese: 孙子; traditional Chinese: 孫子; pinyin: Sūnzǐ), deals directly with military warfare but contains ideas that are used in the Chinese martial arts.[citation needed]
Taoist practitioners have been practicing daoyin (physical exercises similar to qigong that was one of the progenitors to tai chi) from as early as 500 BCE.[11] In 39–92 CE, "Six Chapters of Hand Fighting", were included in the Han Shu (history of the Former Han dynasty) written by Ban Gu. Also, the noted physician, Hua Tuo, composed the "Five Animals Play"—tiger, deer, monkey, bear, and bird, around 208 CE.[12] Taoist philosophy and their approach to health and exercise have influenced the Chinese martial arts to a certain extent. Direct reference to Taoist concepts can be found in such styles as the "Eight Immortals," which uses fighting techniques attributed to the characteristics of each immortal.[13]
Southern and Northern dynasties (420–589 AD)[edit]
Shaolin temple established[edit]
In 495 CE, the first Shaolin temple was constructed on Song Mountain in Henan province. The initial Buddhist monk who propagated Buddhism there was an Indian monk named Buddhabhadra, known as Batuo in Chinese. Historical records suggest that Batuo's first Chinese disciples, Huiguang and Sengchou, possessed exceptional martial skills. For instance, Sengchou's proficiency with the tin staff is documented in the Chinese Buddhist canon. Following Buddhabhadra, another Indian monk named Bodhidharma, also known as Damo in Chinese, arrived at Shaolin in 527 CE. His Chinese disciple, Huike, was likewise a highly skilled martial artist. There are indications that these first three Chinese Shaolin monks—Huiguang, Sengchou, and Huike—may have had a military background prior to embracing monastic life.[citation needed]
Shaolin and temple-based martial arts[edit]
The Shaolin style of kung fu is considered one of the earliest organized Chinese martial arts. The oldest documented evidence of Shaolin's involvement in combat dates back to a stele from 728 CE, which records two significant events: the defense of the Shaolin Monastery against bandits around 610 CE and their subsequent contribution to the defeat of Wang Shichong at the Battle of Hulao in 621 CE. However, between the 8th and 15th centuries, there are no surviving records that provide concrete proof of Shaolin's involvement in combat activities.
Between the 16th and 17th centuries, at least forty sources exist to provide evidence both that monks of Shaolin practiced martial arts, and that martial practice became an integral element of Shaolin monastic life. The earliest appearance of the frequently cited legend concerning Bodhidharma's supposed foundation of Shaolin kung fu dates to this period.[14] The origin of this legend has been traced to the Ming period's Yijin Jing or "Muscle Change Classic", a text written in 1624 attributed to Bodhidharma.
References of martial arts practice in Shaolin appear in various literary genres of the late Ming: the epitaphs of Shaolin warrior monks, martial-arts manuals, military encyclopedias, historical writings, travelogues, fiction, and poetry. However, these sources do not point out any specific style that originated in Shaolin.[15] These sources, in contrast to those from the Tang period, refer to Shaolin methods of armed combat. These include a skill for which Shaolin monks became famous: the staff (gùn, Cantonese gwan). The Ming general Qi Jiguang included a description of Shaolin kung fu and staff techniques in his book, Jixiao Xinshu, which can translate as New Book Recording Effective Techniques. When this book spread across East Asia, it had a great influence on the development of martial arts in regions such as Okinawa[16] and Korea.[17]
Modern history[edit]
Republican period[edit]
Most fighting styles that are being practiced as traditional Chinese martial arts today reached their popularity within the 20th century. Some of these include Baguazhang, Drunken Boxing, Eagle Claw, Five Animals, Xingyi, Hung Gar, Monkey, Bak Mei Pai, Northern Praying Mantis, Southern Praying Mantis, Fujian White Crane, Jow Ga, Wing Chun and tai chi. The increase in the popularity of those styles is a result of the dramatic changes occurring within the Chinese society.
In 1900–01, the Righteous and Harmonious Fists rose against foreign occupiers and Christian missionaries in China. This uprising is known in the West as the Boxer Rebellion due to the martial arts and calisthenics practiced by the rebels. Empress Dowager Cixi gained control of the rebellion and tried to use it against the foreign powers. The failure of the rebellion led ten years later to the fall of the Qing dynasty and the creation of the Chinese Republic.
На нынешний взгляд на китайские боевые искусства сильно повлияли события республиканского периода (1912–1949). В переходный период между падением династии Цин, а также беспорядками, вызванными японским вторжением и гражданской войной в Китае, китайские боевые искусства стали более доступными для широкой публики, поскольку многих мастеров боевых искусств поощряли открыто преподавать свое искусство. В то время некоторые считали боевые искусства средством воспитания национальной гордости и построения сильной нации. В результате было опубликовано множество учебных пособий (拳譜), создана академия обучения, организованы два национальных экзамена и демонстрационные группы отправились за границу. [18] Numerous martial arts associations were formed throughout China and in various overseas Chinese communities. The Central Guoshu Academy (Zhongyang Guoshuguan, 中央國術館) established by the National Government in 1928[19] and the Jing Wu Athletic Association (精武體育會) founded by Huo Yuanjia in 1910 are examples of organizations that promoted a systematic approach for training in Chinese martial arts.[20][21][22] A series of provincial and national competitions were organized by the Republican government starting in 1932 to promote Chinese martial arts. In 1936, at the 11th Olympic Games in Berlin, a group of Chinese martial artists demonstrated their art to an international audience for the first time.
Термин куошу (или гошу , 國術, что означает «национальное искусство»), а не разговорный термин гунфу, был введен Гоминьданом в попытке более тесно связать китайские боевые искусства с национальной гордостью, а не с индивидуальными достижениями.
Народная Республика [ править ]
Китайские боевые искусства получили быстрое международное распространение с окончанием Гражданской войны в Китае и основанием Китайской Народной Республики 1 октября 1949 года. Многие известные мастера боевых искусств предпочли бежать из-под власти КНР и мигрировать на Тайвань , в Гонконг , [23] и других частях света. Эти мастера начали преподавать в зарубежных китайских общинах, но со временем расширили свое учение, включив в него людей из других этнических групп.
В Китае практика традиционных боевых искусств не поощрялась в бурные годы Китайской культурной революции (1969–1976). [3] Как и многие другие аспекты традиционной китайской жизни, боевые искусства были подвергнуты радикальной трансформации Китайской Народной Республикой, чтобы привести их в соответствие с маоистской революционной доктриной. [3] КНР как , регулируемый комитетом, продвигала ушу замену независимым школам боевых искусств. Этот новый соревновательный вид спорта был отделен от того, что считалось потенциально подрывными аспектами самообороны и семейными традициями китайских боевых искусств. [3]
В 1958 году правительство учредило Всекитайскую ассоциацию ушу в качестве головной организации, регулирующей обучение боевым искусствам. Государственная комиссия Китая по физической культуре и спорту взяла на себя инициативу по созданию стандартизированных форм для большинства основных видов искусства. В этот период была создана национальная система ушу, включавшая стандартные формы, программу обучения и аттестацию инструкторов. Ушу было представлено как на уровне средней школы, так и на уровне университета. Подавление традиционного учения было ослаблено в эпоху Реконструкции (1976–1989) , поскольку коммунистическая идеология стала более приспособленной к альтернативным точкам зрения. [24] В 1979 году Государственная комиссия по физической культуре и спорту создала специальную рабочую группу для переоценки преподавания и практики ушу.В 1986 году был создан Китайский национальный исследовательский институт ушу как центральный орган по исследованию и управлению деятельностью по ушу в Китайской Народной Республике. [25]
Изменение государственной политики и отношения к спорту в целом привело к закрытию Государственной комиссии по спорту (центрального спортивного органа) в 1998 году. Это закрытие рассматривается как попытка частично деполитизировать организованный спорт и сдвинуть китайскую спортивную политику в сторону более рыночный подход. [26] В результате этих меняющихся социологических факторов в Китае китайское правительство продвигает как традиционные стили, так и современные подходы к ушу. [27]
Китайские боевые искусства являются неотъемлемым элементом китайской популярной культуры 20-го века. [28] Уся, или «фантастика о боевых искусствах», — популярный жанр, возникший в начале 20 века и достигший пика популярности в 1960-1980-х годах. Фильмы Уся снимались с 1920-х годов. Гоминьдан подавил уся, обвинив его в пропаганде суеверий и жестокой анархии. Из-за этого уся стал процветать в Британском Гонконге , а жанр фильмов о кунг-фу в гонконгском боевике стал чрезвычайно популярен, привлекая международное внимание с 1970-х годов. Этот жанр претерпел резкий упадок в конце 1990-х годов, когда киноиндустрия Гонконга была разрушена экономической депрессией.
После фильма Энга Ли « Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2000) произошло своего рода возрождение китайских фильмов об уся, нацеленных на международную аудиторию, в том числе Чжана Имоу » «Герой (2002), «Дом летающих кинжалов». (2004) и «Проклятие золотого цветка» Су Чаопина и Джона Ву ( (2006), а также «Царство убийц» 2010).
Стили [ править ]
Китай может похвастаться богатой историей традиций боевых искусств, охватывающих множество стилей, общее число которых исчисляется сотнями. В течение последних двух тысячелетий было разработано множество различных стилей, каждый со своими уникальными техниками и философией. Эти стили часто подразделяются на «семьи» (家; jiā), «школы» (派; пай) или «секты» (門; мужчины). Хотя каждый стиль имеет свои особенности, существуют и общие темы, пронизывающие разные стили.
Некоторые стили черпают вдохновение из движений животных, копируя ловкость и силу таких существ, как тигры, змеи или обезьяны. Другие черпают вдохновение из китайской философии, мифов и легенд, включая их принципы и символику в свои техники. Некоторые стили уделяют большое внимание использованию и управлению ци , в то время как другие отдают приоритет соревновательным аспектам, сосредотачиваясь на спаррингах и турнирах.
Разнообразие китайских боевых искусств отражает широкий спектр культурных и региональных влияний на протяжении всей истории. От изящных и плавных движений Тай Чи до взрывных и акробатических техник ушу, традиции боевых искусств Китая демонстрируют яркое сочетание физического мастерства, философских принципов и культурного наследия.
Чтобы различать китайские боевые искусства, их можно разделить на несколько категорий: например, «внешние» ( 外家拳 ) и « внутренние » ( 內家拳 ). [29] Китайские боевые искусства также можно разделить по местоположению, например, на «северные» и «южные», имея в виду, из какой части Китая произошли эти стили, разделенной рекой Янцзы ; Китайские боевые искусства можно даже классифицировать по провинциям или городам. [18] Основная воспринимаемая разница между северным и южным стилями заключается в том, что северные стили, как правило, делают упор на быстрые и мощные удары ногами, прыжки в высоту и, как правило, плавные и быстрые движения, тогда как южные стили больше фокусируются на сильных техниках рук и кистей, а также на устойчивых, неподвижных стойках и быстрая работа ног. Примеры северных стилей включают чанцюань и синъицюань . Примеры южных стилей включают Бак Мэй , Узуцюань , Чой Ли Фут и Вин Чун . Китайские боевые искусства также можно разделить по религии, имитационным стилям ( 象形拳 ) и семейным стилям, таким как Хунгар ( 洪家 ). Существуют явные различия в тренировках между различными группами китайских боевых искусств, независимо от типа классификации. Однако лишь немногие опытные мастера боевых искусств проводят четкое различие между внутренними и внешними стилями или разделяют идею о том, что северные системы преимущественно основаны на ударах ногами, а южные системы в большей степени полагаются на технику верхней части тела. Большинство стилей содержат как жесткие, так и мягкие элементы, независимо от их внутренней номенклатуры. Анализируя разницу в соответствии с принципами инь и ян, философы утверждают, что отсутствие любого из них сделает навыки практикующего несбалансированными или недостаточными, поскольку инь и ян сами по себе представляют собой лишь половину целого. Если такие различия когда-то и существовали, то с тех пор они были размыты.
Обучение [ править ]
Обучение китайским боевым искусствам состоит из следующих компонентов: основы, формы, применение и оружие; В разных стилях каждому компоненту уделяется разное внимание. [30] Кроме того, философия, этика и даже медицинская практика [31] высоко ценятся в большинстве китайских боевых искусств. Полная система обучения должна также давать представление о китайских взглядах и культуре. [32]
Более того, многие стили китайских боевых искусств включают в свои тренировки традиционные медицинские практики. Это включает в себя понимание меридианов, точек давления и лекарственных трав , а также упражнения, которые способствуют здоровью, жизненной силе и долголетию. Целостный подход к тренировкам направлен на развитие как внутренней, так и внешней силы, способствуя общему благополучию и равновесию.
Более того, китайские боевые искусства служат средством сохранения и передачи культурных ценностей и взглядов. Практикующим прививаются уважение к учителям, самоотверженность, дисциплина и настойчивость, что способствует развитию чувства общности и лояльности в школах боевых искусств и линиях передачи. Китайские боевые искусства также часто включают в себя культурные элементы, такие как музыка, костюмы и ритуалы, что еще больше углубляет связь с китайским наследием и традициями.
В целом, китайские боевые искусства включают в себя не только физические техники, но и комплексную систему, включающую в себя философию, этику, медицинские знания и культурные ценности. Именно этот целостный подход отличает китайские боевые искусства не просто как средство самообороны, но и как образ жизни, способствующий личностному росту, культурному взаимопониманию и стремлению к гармонии и совершенству.
Основы [ править ]
Основы ) являются жизненно важной частью ( 基本功 любой боевой подготовки, поскольку без них ученик не сможет перейти на более продвинутые стадии. Основы обычно состоят из элементарных техник, кондиционных упражнений , включая стойки . Базовая тренировка может включать в себя простые движения, которые выполняются неоднократно; Другими примерами базовой подготовки являются растяжка, медитация, удары , броски или прыжки. Без сильных и гибких мышц, управления ци или дыханием и правильной механики тела ученик не сможет добиться прогресса в китайских боевых искусствах. [33] [34] Распространенная поговорка относительно базовой подготовки в китайских боевых искусствах гласит следующее: [35]
Внутренний и внешний аспекты гармонизированы, внешнее внимание сосредоточено на руках, глазах, теле и шагах, важно внутреннее развитие ума, духа и силы.
Что переводится как:
Тренируйтесь как внутри, так и снаружи. Внешняя тренировка включает в себя руки, глаза, тело и стойки. Внутренняя тренировка включает в себя сердце, дух, разум, дыхание и силу.
Стойки [ править ]
Стойки (шаги или 步法) — это структурные позы, используемые в тренировках китайских боевых искусств. [36] [37] [ самостоятельно опубликованный источник? ] Они представляют собой основу и форму базы бойца. Каждый стиль имеет разные названия и вариации для каждой стойки. Стойки могут различаться по положению ног, распределению веса, выравниванию тела и т. д. Тренировку стойки можно практиковать статически, цель которой состоит в поддержании структуры стойки в течение заданного периода времени, или динамически, в этом случае представляет собой серию упражнений. движения выполняются неоднократно. Стойка лошади ( 騎馬步/馬步 ; qí mǎ bù / mǎ bù ) и стойка лука — примеры стоек, встречающихся во многих стилях китайских боевых искусств.
Медитация [ править ]
Во многих китайских боевых искусствах медитация считается важным компонентом базовой подготовки. Медитация может использоваться для развития концентрации внимания, ясности ума и служить основой для цигун . тренировок [38] [39] Посредством медитации учатся практикующие боевые искусства регулировать свое дыхание, расслаблять свое тело и входить в состояние глубокой концентрации. Такая концентрация помогает им оставаться в курсе своих движений и техник , улучшая их реакцию и физическую координацию. Медитация также развивает способность к самоанализу, позволяя практикующим более остро осознавать свои телесные ощущения, потоки энергии и внутреннее состояние. Медитация также тесно связана с цигун . Благодаря концентрации и корректировке, достигнутым посредством медитации, практикующие боевые искусства могут лучше воспринимать и направлять внутреннюю энергию (известную как « ци в цигун » ). Они учатся управлять потоком ци посредством глубокого дыхания и упражнений по визуализации, чтобы способствовать телесному равновесию, гармонии и здоровью. Таким образом, медитация, как часть базовой подготовки, предлагает практикующим китайские боевые искусства комплексный подход к развитию как внутренних, так и внешних аспектов. Это помогает им развивать различные аспекты своего тела, энергии и ума, тем самым улучшая их технические навыки.
Использование ци [ править ]
Понятие ци встречается во многих китайских боевых искусствах. Ци по-разному определяют как внутреннюю энергию или «жизненную силу», которая, как говорят, оживляет живые существа; как термин, обозначающий правильное положение скелета и эффективное использование мускулатуры (иногда также известный как фа цзинь или цзинь ); или как сокращение понятий, которые изучающий боевые искусства, возможно, еще не готов понять полностью. Эти значения не обязательно являются взаимоисключающими. [18] : 26–33 Существование ци как измеримой формы энергии, обсуждаемое в традиционной китайской медицине, не имеет основы для научного понимания физики, медицины, биологии или физиологии человека. [40]
Существует множество идей относительно контроля над энергией ци до такой степени, что ее можно использовать для исцеления себя или других. [41] В некоторых стилях предполагается сосредоточение ци в одной точке при атаке и нацеливание на определенные области человеческого тела. Такие методы известны как дим мак и имеют принципы, схожие с точечным массажем . [42]
Обучение обращению с оружием [ править ]
В большинстве китайских стилей также используются тренировки с широким арсеналом китайского оружия для тренировки тела, а также упражнения на координацию и стратегию . [43] Обучение обращению с оружием ( 器械 ; qìxiè ) обычно проводится после того, как ученик освоит базовые формы и навыки применения оружия. Основная теория тренировок с оружием заключается в том, чтобы рассматривать оружие как продолжение тела. Он предъявляет те же требования к работе ног и координации тела, что и базовые упражнения. [44] Процесс обучения обращению с оружием идет по формам, формам с партнерами и затем по заявкам. В большинстве систем есть методы обучения для каждого из восемнадцати видов ушу ( 十八般兵器 ; shíbābānbīngqì ) в дополнение к специализированным инструментам, специфичным для системы.
Приложение [ править ]
Применение относится к практическому использованию боевых приемов. Техники китайских боевых искусств идеально основаны на эффективности и действенности. [45] [46] Приложение включает в себя упражнения, не соответствующие требованиям, такие как «Толкающие руки» во многих внутренних боевых искусствах и спарринги , которые происходят в рамках различных уровней контакта и наборов правил.
Когда и как преподаются приложения, варьируется от стиля к стилю. Сегодня многие стили начинают обучать новых учеников, сосредотачиваясь на упражнениях, в которых каждый ученик знает предписанный диапазон боя и технику, которую нужно отрабатывать. Эти упражнения часто являются полу-совместимыми, то есть один ученик не оказывает активного сопротивления технике, чтобы обеспечить ее демонстративное и чистое выполнение. В упражнениях на сопротивление применяется меньше правил, и учащиеся учатся реагировать и реагировать. «Спарринг» относится к более продвинутому формату, который имитирует боевую ситуацию, но включает правила, снижающие вероятность серьезной травмы.
Соревновательные дисциплины спарринга включают китайский кикбоксинг Суншу ( 散手 ) и китайскую народную борьбу Шуайцзяо ( 摔跤 ), которые традиционно состязались на арене с приподнятой платформой, или Лейтай ( 擂台 ). [47] Лейтай использовались в публичных поединках-вызовах, впервые появившихся во времена династии Сун . Целью этих состязаний было сбить противника с поднятой платформы любыми необходимыми средствами. Сан Шоу представляет собой современную версию соревнований Лэй Тай, но с правилами, снижающими вероятность серьезных травм. Многие китайские школы боевых искусств преподают или работают в соответствии с наборами правил Саньшоу, стараясь включить движения, характеристики и теорию своего стиля. [48] Китайские мастера боевых искусств также соревнуются в некитайских или смешанных единоборствах , включая бокс, кикбоксинг и смешанные единоборства .
Формы ( таолу ) [ править ]
Формы или таолу (китайский: 套路 ; пиньинь: таолу ) на китайском языке представляют собой серии заранее определенных движений, объединенных так, что их можно практиковать как непрерывный набор движений. Изначально формы предназначались для сохранения происхождения определенной ветви стиля, и их часто преподавали продвинутым ученикам, отобранным для этой цели. Формы содержали как буквальные, репрезентативные, так и ориентированные на упражнения формы применимых техник, которые студенты могли извлечь, протестировать и отработать в ходе спарринг- сессий. [49]
Сегодня многие считают таолу одной из важнейших практик китайских боевых искусств. Традиционно они играли меньшую роль в подготовке к боевому применению и уступали место спаррингам, тренировкам и физической подготовке. Формы постепенно развивают гибкость практикующего, внутреннюю и внешнюю силу, скорость и выносливость, а также учат балансу и координации. Многие стили содержат формы, в которых используется оружие различной длины и типа с использованием одной или двух рук. Некоторые стили ориентированы на определенный тип оружия. Формы должны быть одновременно практичными, удобными и применимыми, а также способствовать плавному движению, медитации, гибкости, равновесию и координации. Студентам предлагается визуализировать злоумышленника во время тренировки формы.
есть два основных типа таолу В китайских боевых искусствах . Наиболее распространены сольные формы, исполняемые одним учеником. Существуют также спарринговые формы — хореографические боевые комплексы, исполняемые двумя и более людьми. Спарринговые формы были разработаны как для ознакомления начинающих бойцов с основными приемами и концепциями боя, так и для того, чтобы служить в качестве показательных выступлений для школы. Формы спарринга с использованием оружия особенно полезны для обучения студентов дальности, дальности и технике, необходимой для обращения с оружием.
традиционных китайских Формы искусств боевых
Термин таолу (套路) — это сокращенная версия Тао Лу Юн Донг (套路運動) , выражения, появившегося совсем недавно, с ростом популярности современного ушу. Это выражение относится к «комплексам упражнений» и используется в контексте легкой атлетики или спорта.
Напротив, в традиционных китайских боевых искусствах альтернативными терминами для тренировки (練) «наборов или форм» являются:
- Лянь Цюань Тао (練拳套) – практика ударов кулаками.
- лянь цюань цзяо (практика кулаков и ног) – практика кулаков и ног.
- лянь бин ци (практика с оружием) – практика с оружием.
- дуй да (бой) и дуй лянь (лонжерон) – боевые комплекты.
Традиционные «спарринговые» наборы, называемые Дуй да (對打) или Дуйлянь (對練), на протяжении веков были неотъемлемой частью китайских боевых искусств. Дуй лянь означает тренировку пары бойцов, противостоящих друг другу - иероглиф лянь (練) относится к практике; тренироваться; совершенствовать свое мастерство; сверлить. Также часто один из этих терминов включается и в название боевых наборов (雙演; шуан янь ), «парной практики» (掙勝; чжэн шэн ), «борьбы с силой за победу» (敵; ди ) , match – персонаж предлагает нанести удар противнику; и «сломать» (破; по ).
имеется 21, 18, 12, 9 или 5 упражнений или «обменов/группировок» атак и контратак дуйлянь Обычно в каждом наборе . Эти упражнения считались лишь общими шаблонами и никогда не считались негибкими «трюками». Студенты практиковали небольшие партии/обмены индивидуально, при этом противники непрерывно меняли стороны. Дуйлянь были не только сложными и эффективными методами передачи боевых знаний старшему поколению, но также важными и эффективными методами обучения. Взаимосвязь между одиночными сетами и контактными сетами сложна тем, что некоторые навыки невозможно развить с помощью одиночных «сетов» и, наоборот, с помощью дуйляня . К сожалению, похоже, что большинство традиционных дуйлянь, ориентированных на бой , и методика их обучения исчезли, особенно те, что касаются оружия. Для этого есть несколько причин. В современных китайских боевых искусствах большая часть дуйлянь — это недавние изобретения, разработанные для легких реквизитов, напоминающих оружие, с учетом безопасности и драматизма. Роль такого рода тренировок выродилась до такой степени, что стала бесполезной в практическом смысле и, в лучшем случае, представляет собой просто результативность.
К началу периода Сун сеты представляли собой не столько «отдельные изолированные техники, связанные вместе», сколько состоящие из техник и групп контртехник. Совершенно очевидно, что «сеты» и «боевые (двухместные) наборы» играли важную роль в традиционных китайских боевых искусствах на протяжении многих сотен лет, даже до династии Сун. В китайской живописи по камню есть изображения обучения обращению с оружием двух человек, восходящие, по крайней мере, к династии Восточная Хань.
Согласно тому, что передавалось от старших поколений, примерное соотношение комплектов контактов к одиночным комплектам составляло примерно 1:3. Другими словами, около 30% «сетов», практикуемых в Шаолине, представляли собой контактные сеты, дуйлянь и упражнения для двух человек. Об этом соотношении частично свидетельствует фреска династии Цин в Шаолине.
На протяжении большей части своей истории боевые искусства Шаолиня были в основном ориентированы на оружие: для защиты монастыря использовались посохи, а не голые руки. Даже недавние военные подвиги Шаолиня во времена династий Мин и Цин были связаны с применением оружия. Согласно некоторым традициям, монахи сначала в течение года изучали основы, а затем обучались боевым действиям персонала, чтобы они могли защитить монастырь. Хотя борьба была спортом в Китае на протяжении веков, оружие было неотъемлемой частью китайского ушу с древних времен. Если кто-то хочет говорить о недавних или «современных» разработках в китайских боевых искусствах (включая Шаолинь, если уж на то пошло), то это чрезмерный акцент на бое голыми руками. Во времена династии Северная Сун (976–997 гг. н.э.), когда впервые появились бои на платформах, известные как Да Лайтай (Вызов титульных боев на платформе), в этих боях использовались только мечи и посохи. Хотя позже, когда появились и рукопашные бои, наибольшую известность приобрели именно соревнования с оружием. Эти соревнования на открытом ринге имели регламент и были организованы государственными организациями; общественность также организовала некоторые из них. Правительственные конкурсы, проведенные в столице и префектурах, завершились назначением победителей на военные должности.
в бою форм против кунг- фу Практика
Несмотря на то, что формы китайских боевых искусств предназначены для изображения реалистичных боевых техник, движения не всегда идентичны тому, как техники применяются в бою. Многие формы были доработаны, с одной стороны, для обеспечения лучшей боевой готовности, а с другой - для более эстетичного внешнего вида. Одним из проявлений этой тенденции к развитию, выходящему за рамки боевого применения, является использование более низких стоек и более высоких растягивающих ударов ногами. Эти два маневра нереалистичны в бою и используются в учениях. [50] Многие современные школы заменили практические движения защиты или нападения акробатическими номерами, за которыми более зрелищно наблюдать, тем самым завоевав расположение на выставках и соревнованиях. [49] : 118–119 Это привело к критике со стороны традиционалистов поддержки более акробатических, зрелищных соревнований по ушу. [51] Исторически сложилось так, что формы часто исполнялись в развлекательных целях задолго до появления современного ушу, поскольку практикующие искали дополнительный доход, выступая на улицах или в театрах. Документация в древней литературе во времена династий Тан (618–907) и династии Северная Сун (960–1279) предполагает, что некоторые наборы (в том числе наборы для двух человек: дуй да , также называемый дуй лянь ) стали очень сложными и «цветистыми», многие в основном касается эстетики. За это время некоторые системы боевых искусств развились до такой степени, что стали популярными формами развлекательных шоу, рассказывающих истории о боевых искусствах. Это создало целую категорию боевых искусств, известную как Хуа Фа Уи . Историки отметили, что в период Северной Сун этот тип обучения оказал негативное влияние на военную подготовку.
Многие традиционные китайские мастера боевых искусств, а также практикующие современные спортивные единоборства стали критически относиться к восприятию того, что работа с формами более актуальна для искусства, чем спарринги и упражнения, в то время как большинство продолжают рассматривать практику традиционных форм в традиционном контексте - как жизненно важно как для правильного боевого исполнения, эстетики Шаолиня как формы искусства, так и для поддержания медитативной функции физической формы искусства. [52]
Некоторые считают, что еще одна причина, по которой техники часто выглядят по-разному по форме в отличие от применения в спарринге, заключается в сокрытии реальных функций техник от посторонних. [53] [ самостоятельно опубликованный источник? ]
Практика форм в основном известна обучением боевым приемам, однако при отработке форм практикующий сосредотачивается на позе, дыхании и выполнении техник как правой, так и левой стороны тела. [54]
Ушу [ править ]
Слово у ( 武 ; wǔ ) означает «боевой». Его китайский иероглиф состоит из двух частей; первое означает «идти» или «остановиться» ( 止 ; zhǐ ), а второе означает «копье» ( 戈 ; gē ). Это подразумевает, что «у武» — это защитное использование боя. [ сомнительно – обсудить ] Термин «ушу武術», означающий «боевые искусства», восходит к династии Лян (502–557) в антологии, составленной Сяо Дуном ( 蕭通 ) (принц Чжаомин; 昭明太子 ум. 531), под названием « Избранная литература» . ( 文選 ; Вэньсюань ). Этот термин встречается во втором стихе стихотворения Янь Яньчжи под названием: 皇太子釋奠會作詩 «Хуан Тайцзы Шидиан Хуэй Цзоши».
Великий человек выращивает множество вещей...
Оторвавшись от военного искусства,
Он полностью продвигает культурные мандаты.
- Перевод из книги «Эхо прошлого» Янь Яньчжи (384–456).
Термин ушу также встречается в стихотворении Чэн Шао (1626–1644) времен династии Мин.
Самый ранний термин для обозначения «боевых искусств», который можно найти в истории Хань (206 г. до н.э. – 23 г. н.э.), был «военные боевые техники» ( 兵技巧 ; bīng jìqiώo ). В период Сун (около 960 г.) название изменилось на «боевые искусства» ( 武藝 ; wǔyì ). В 1928 году название было изменено на «национальные искусства» ( 國術 ; guóshù ), когда Национальная академия боевых искусств в Нанкине была основана . Этот термин вернулся к ушу при Китайской Народной Республике в начале 1950-х годов.
Поскольку с годами формы стали сложнее и количественнее, и многие формы можно практиковать на протяжении всей жизни, возникли современные стили китайских боевых искусств, которые концентрируются исключительно на формах и вообще не практикуют применение. Эти стили в первую очередь нацелены на показательные выступления и соревнования и часто включают в себя больше акробатических прыжков и движений для усиления визуального эффекта. [55] по сравнению с традиционными стилями. Тех, кто обычно предпочитает практиковать традиционные стили, меньше ориентируясь на выставку, часто называют традиционалистами. Некоторые традиционалисты считают формы соревнований в сегодняшних китайских боевых искусствах слишком коммерциализированными и теряющими большую часть своей первоначальной ценности. [56] [57]
«Боевая мораль» [ править ]
Традиционные китайские школы боевых искусств, такие как знаменитые монахи Шаолинь , часто рассматривали боевые искусства не только как средство самообороны или умственной тренировки, но и как систему этики . [32] [58] Вудэ ( 武 武德 ) можно перевести как «боевая мораль» и состоит из слов у ( 武 ), что означает боевой, и де ( 德 ), что означает мораль. Вуде рассматривает два аспекта; « Достоинство поступка» и «Достоинство ума». Добродетель поступка касается социальных отношений; мораль разума призвана развивать внутреннюю гармонию между эмоциональным разумом ( 心 ; Синь ) и разумом мудрости ( 慧 ; Хуэй ). Конечная цель — достичь «отсутствия крайностей» ( 無 無極 ; Уцзи ) — тесно связанного с даосской концепцией у вэй — где и мудрость, и эмоции находятся в гармонии друг с другом.
Достоинства:
Концепция | Имя | Традиционный китайский | Упрощенный китайский | Латинизация пиньинь | Йельский кантонский диалект романизации |
---|---|---|---|---|---|
Смирение | Цянь | скромный | скромный | Цянь | ему |
Достоинство | Ченг | Искренность | Искренность | жить | сихнг |
Уважать | Что | подарок | Спасибо | лэ | вождение |
Мораль | Делать | праведный | праведный | йи | да |
Доверять | Попросите | письмо | хн | сын |
Концепция | Имя | китайский | Латинизация пиньинь | Йельский кантонский диалект романизации |
---|---|---|---|---|
Храбрость | Ён | храбрый | Юн | Юнг |
Терпение | Рен | Терпеть | Рен | выбирать |
Выносливость | Хэн | постоянный | Привет | товары |
Упорство | Делать | Цуёси | йи | нгаих |
Воля | Чжи | амбиции | чжи | из |
Известные практики [ править ]
Примеры известных практиков на протяжении всей истории:
- Юэ Фэй (1103–1142 гг. н. э.) был известным китайским полководцем и патриотом династии Сун . Такие стили, как «Орлиный коготь» и «синъицюань», приписывают свое создание Юэ. Однако нет никаких исторических свидетельств, подтверждающих утверждение, что он создал эти стили.
- Нг Муи (конец 17 века) была легендарной женщиной-основательницей многих южных боевых искусств, таких как Вин Чун и Фуцзяньский белый журавль . Ее часто считают одной из легендарных пяти старейшин , переживших разрушение храма Шаолинь во времена династии Цин .
- Ян Лучан (1799–1872) был выдающимся учителем внутреннего боевого искусства, известного как тай-чи, в Пекине во второй половине XIX века. Ян известен как основатель тайцзи в стиле Ян , а также передал это искусство семьям У/Хао , У и Сунь тайцзи.
- Десять тигров Кантона (конец 19 века) — группа из десяти ведущих китайских мастеров боевых искусств в Гуандуне (Кантон) ближе к концу династии Цин (1644–1912). Вонг Кей-Ин, отец Вонг Фей Хуна, был членом этой группы.
- Вонг Фей Хун (1847–1924) считался китайским народным героем в республиканский период. О его жизни было снято более ста гонконгских фильмов. Саммо Хунг , Джеки Чан и Джет Ли изображали его персонажа в блокбастерах .
- Хо Юаньцзя (1867–1910) был основателем Спортивной ассоциации Чин Ву , который был известен своими широко освещаемыми матчами с иностранцами. Его биография недавно была отражена в фильме «Бесстрашный» (2006).
- Ип Ман (1893–1972) был мастером Вин Чун и первым, кто открыто преподавал этот стиль. Ип Ман был учителем Брюса Ли . Большинство основных направлений Вин Чун, преподаваемых сегодня на Западе, были разработаны и продвинуты учениками Ип Мана.
- Гу Жучжан (1894–1952) был китайским мастером боевых искусств, который Бак Сиу Лум (Северный Шаолинь) в начале 20 века распространил систему боевых искусств по всему южному Китаю. Гу был известен своим опытом в подготовке рук «Железной ладонью» среди других упражнений по китайским боевым искусствам.
- Брюс Ли (1940–1973) был китайско-американским мастером боевых искусств и актером, считавшимся важной иконой 20 века. [59] Он практиковал Вин Чун и прославил его. Используя Вин Чун в качестве своей основы и изучая влияние других боевых искусств, с которыми он столкнулся на своем опыте, он позже разработал свою собственную философию боевых искусств, которая превратилась в то, что сейчас называется Джит Кун До .
- Джеки Чан (р. 1954) — знаменитый гонконгский мастер боевых искусств, киноактер, каскадер, хореограф боевиков, режиссер и продюсер, а также икона мировой поп-культуры, широко известный тем, что привносил физическую комедию в свои выступления по боевым искусствам, а также выполнял сложные упражнения. трюки во многих своих фильмах.
- Джет Ли (р. 1963) — пятикратный по спортивному ушу , позже продемонстрировавший свои способности в кино. чемпион Китая
- Донни Йен (род. 1963) — гонконгский актер, мастер боевых искусств, кинорежиссер и продюсер, хореограф боевиков и мира по ушу . призер чемпионата
- У Цзин (род. 1974) — китайский актер, режиссер и мастер боевых искусств. Он был членом пекинской команды ушу и начал свою карьеру как хореограф боевиков, а затем как актер.
В популярной культуре [ править ]
Ссылки на концепции и использование китайских боевых искусств можно найти в популярной культуре. Исторически влияние китайских боевых искусств можно найти в книгах и исполнительских искусствах, характерных для Азии. [60] [ нужна страница ] В последнее время это влияние распространилось на кино и телевидение, ориентированное на гораздо более широкую аудиторию. В результате китайские боевые искусства вышли за рамки своих этнических корней и приобрели глобальную привлекательность. [61] [62]
Боевые искусства играют заметную роль в литературном жанре, известном как уся ( 武俠小說 ). Этот тип художественной литературы основан на китайских концепциях рыцарства, отдельном обществе боевых искусств ( 武林 ; Улин ) и центральной теме, связанной с боевыми искусствами. [63] Истории Уся можно проследить еще во 2-м и 3-м веках до нашей эры, они стали популярными при династии Тан и превратились в новую форму при династии Мин . Этот жанр до сих пор чрезвычайно популярен в большей части Азии. [64] и оказывает большое влияние на общественное восприятие боевых искусств.
Влияние боевых искусств можно также найти в танце, театре. [65] и особенно китайская опера которой является пекинская опера , одним из самых известных примеров . Эта популярная форма драмы восходит к династии Тан и продолжает оставаться примером китайской культуры. Некоторые движения боевых искусств можно найти в китайской опере, а некоторых мастеров боевых искусств можно найти в качестве исполнителей в китайских операх. [60] [ нужна страница ]
В наше время китайские боевые искусства породили жанр кино, известный как фильм о кунг-фу . Фильмы Брюса Ли сыграли важную роль в начальном всплеске популярности китайских боевых искусств на Западе в 1970-х годах. [66] Брюс Ли был знаковой международной суперзвездой, которая популяризировала китайские боевые искусства на Западе с помощью своей собственной вариации китайских боевых искусств под названием Джит Кун До . Это гибридный стиль боевого искусства, который практиковал и освоил Брюс Ли. Джит Кун До — это его собственный уникальный стиль боевого искусства, который использует минимум движений, но максимизирует эффект для противников. Влияние китайского боевого искусства широко признано и имеет глобальную привлекательность в западных кинотеатрах, начиная с Брюса Ли.
Мастера боевых искусств и актеры, такие как Джет Ли и Джеки Чан, продолжают привлекать внимание к фильмам этого жанра. Джеки Чан успешно привнес в свои фильмы чувство юмора в свой боевой стиль. Фильмы о боевых искусствах из Китая часто называют «фильмами о кунг-фу» ( 功夫片 ) или «проволокой-фу», если для спецэффектов выполняется обширная работа с проволокой, и до сих пор они наиболее известны как часть традиции театра кунг-фу. (см. также: Уся, гонконгский боевик ). Талант этих людей расширил кинематографическое производство Гонконга и приобрел популярность за рубежом, оказав влияние на западные кинотеатры.
На западе кунг-фу стало постоянным элементом боевиков и появляется во многих фильмах, которые обычно не считаются фильмами о боевых искусствах. Эти фильмы включают, помимо прочего, «Матрица» франшизу , «Убить Билла» и «Перевозчик» .
Темы боевых искусств также можно найти в телевизионных сетях. Американский также телесериал -вестерн начала 1970-х годов под названием «Кунг-фу» послужил популяризации китайских боевых искусств на телевидении. С 60 эпизодами за три года это было одно из первых телешоу в Северной Америке, которое попыталось передать философию и практику китайских боевых искусств. [67] [68] Использование техник китайских боевых искусств сейчас можно встретить в большинстве телевизионных сериалов, хотя философия китайских боевых искусств редко изображается подробно. В музыкальном видео Muse «Knights of Cydonia» 2006 года можно в начале , как главный герой увидеть тренируется в китайских боевых искусствах. В 2022 году боевые искусства и боевые сцены, вдохновленные гонконгским кино, можно будет найти в фильме «Все повсюду и сразу» . [69]
«Дневники кунг-фу: жизнь и времена мастера драконов» (1920–2001) — художественное произведение, сочетающее в себе аспекты биографии, исторической фантастики и руководства по обучению, предположительно из коллекции дневников или документов, оставленных мастером кунг-фу. Мастер Драконов. [70]
на хип Влияние - хоп
В 1970-х годах Брюс Ли начал набирать популярность в Голливуде благодаря своим фильмам о боевых искусствах. Тот факт, что он был небелым мужчиной, который изображал уверенность в своих силах и праведную самодисциплину, нашел отклик у чернокожей аудитории и сделал его важной фигурой в этом сообществе. [71] Примерно в 1973 году фильмы о кунг-фу стали хитом в Америке среди людей всех слоев общества; однако чернокожая публика сохранила популярность фильмов даже после того, как широкая публика потеряла к ним интерес. Чернокожая молодежь Нью-Йорка по-прежнему каждый вечер собиралась из каждого района на Таймс-сквер, чтобы посмотреть последние фильмы. [72] Среди этих людей были выходцы из Бронкса, где в это время хип-хоп начал обретать форму. Одним из пионеров, ответственных за развитие основополагающих аспектов хип-хопа, был DJ Kool Herc , который начал создавать эту новую форму музыки, беря ритмические разбивки песен и зацикливая их. Из новой музыки возникла новая форма танца, известная как би-боинг или брейк-данс , стиль уличного танца, состоящий из импровизированных акробатических движений. Пионеры этого танца считают кунг-фу одним из факторов, оказавших на него влияние. Такие движения, как подмах ног приседая и «раскачивание вверх» (боевые движения стоя), созданы под влиянием хореографических боев кунг-фу. [73] Способность танцоров импровизировать эти движения привела к сражениям, которые представляли собой танцевальные соревнования между двумя танцорами или командами, оцениваемые по их творчеству, навыкам и музыкальности. В документальном фильме Crazy Legs участник брейк-данс-группы Rock Steady Crew описал битву брейк-данса как в старом фильме о кунг-фу, «где один мастер кунг-фу говорит что-то вроде: «Хун, твое кунг-фу хорошее, но мое лучше», — тогда вспыхивает драка». [73]
См. также [ править ]
- Восемнадцать рук ушу
- Твердое и мягкое (боевые искусства)
- Кунг-фу (значения)
- Квун
- Список китайских боевых искусств
- Оружие и доспехи в китайской мифологии
- Ушу (спорт)
Ссылки [ править ]
- ^ Джеймисон, Джон; Тао, Лин; Шухуа, Чжао (2002). Кунг-фу (I): элементарный китайский текст . Издательство Китайского университета. ISBN 978-962-201-867-9 .
- ^ Прайс, Монро (2008). Владение Олимпийскими играми: рассказы о Новом Китае . Издательство Китайского университета Мичигана. п. 309. ИСБН 978-0-472-07032-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Фу, Чжунвэнь (2006) [1996]. Освоение тайцзицюань стиля Ян . Луи Суэйн, Калифорния: ISBN Blue Snake. 1-58394-152-5 .
- ^ Ван де Вен, Ханс Дж. (октябрь 2000 г.). Война в истории Китая . Академическое издательство «Брилл». п. 328. ИСБН 90-04-11774-1 .
- ^ Графф, Дэвид Эндрю; Хайэм, Робин (март 2002 г.). Военная история Китая . Вествью Пресс. стр. 15–16. ISBN 0-8133-3990-1 . Пирс, CJ (27 июня 2006 г.). Солдаты Дракона: китайские армии 1500 г. до н.э. – 1840 г. н.э. Издательство Оспри. п. 130 . ISBN 1-84603-098-6 .
- ^ «Журнал азиатских боевых искусств, том 16» . Журнал азиатских боевых искусств . Через Медиа Паб. Co., оригинал из Университета Индианы : 27. 2007. ISSN 1057-8358 .
- ^ пер. и изд. Чжан Цзюэ (1994), стр. 367–370, цитируется по Хеннингу (1999), с. 321 и примечание 8.
- ^ Классика обрядов . Глава 6, Юэлин. Строка 108.
- ^ Хеннинг, Стэнли Э. (осень 1999 г.). «Академические круги знакомятся с китайскими боевыми искусствами». Китайское обозрение Интернэшнл . 6 (2): 319–332. дои : 10.1353/cri.1999.0020 . ISSN 1069-5834 . JSTOR 23732172 . S2CID 145378249 .
- ^ Спорт и игры в Древнем Китае (серия «В центре внимания Китая») . China Books & Periodicals Inc., декабрь 1986 г. ISBN 0-8351-1534-8 .
- ^ Лао, Цен (апрель 1997 г.). «Эволюция Тайцзи-цюань». Международный журнал Тайцзи-цюань . 21 (2). Публикации Путника. ISSN 0730-1049 .
- ^ Динбо, Ву; Патрик Д. Мерфи (1994). Справочник китайской народной культуры . Гринвуд Пресс. п. 156. ИСБН 0-313-27808-3 .
- ^ Падмор, Пенелопа (сентябрь 2004 г.). «Пьяный кулак» . Журнал «Черный пояс» . Активные СМИ : 77.
- ^ Шахар, Меир (2000). «Эпиграфика, буддийская историография и боевые монахи: на примере монастыря Шаолинь». Большая Азия . Третья серия. 13 (2): 15–36.
- ^ Шахар, Меир (декабрь 2001 г.). «Свидетельства боевой практики Шаолиня периода Мин». Гарвардский журнал азиатских исследований . 61 (2). Гарвардский институт Йенчин: 359–413. дои : 10.2307/3558572 . ISSN 0073-0548 . JSTOR 3558572 . S2CID 91180380 .
- ^ Кансуке, Ямамото (1994). Хэйхо Окугисё: Секрет высокой стратегии . У.М. Хоули. ISBN 0-910704-92-9 .
- ^ Ким, Санг Х. (январь 2001 г.). Муедоботонгджи: Комплексное иллюстрированное руководство по боевым искусствам Древней Кореи . Черепаха Пресс. ISBN 978-1-880336-53-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с Кеннеди, Брайан; Элизабет Го (11 ноября 2005 г.). Учебные пособия по китайским боевым искусствам: исторический обзор . Североатлантические книги. ISBN 1-55643-557-6 .
- ^ Моррис, Эндрю (2000). Национальные навыки: боевые искусства Гошу и государство Нанкин, 1928–1937 гг . Ежегодное собрание AAS 2000 г., 9–12 марта 2000 г. Сан-Диего, Калифорния, США. Архивировано из оригинала 4 апреля 2011 г. Проверено 4 июня 2008 г.
- ^ Браунелл, Сьюзен (1 августа 1995 г.). Тренировка тела для Китая: спорт в моральном порядке Народной Республики . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-07646-6 .
- ^ Манган, Дж.А.; Фань Хун (29 сентября 2002 г.). Спорт в азиатском обществе: прошлое и настоящее . Великобритания: Рутледж. п. 244. ИСБН 0-7146-5342-Х .
- ^ Моррис, Эндрю (13 сентября 2004 г.). Сердце нации: история спорта и физической культуры в республиканском Китае . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-24084-7 .
- ^ Амос, Дэниел Майлз (1986) [1983]. Маргинальность и искусство героя: мастера боевых искусств в Гонконге и Гуанчжоу (Кантон) . Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе: Международный университет микрофильмов. п. 280. АСИН B00073D66A . Проверено 7 декабря 2011 г.
- ^ Краус, Ричард Курт (28 апреля 2004 г.). Партия и искусство в Китае: новая политика культуры (государство и общество в Восточной Азии) . Rowman & Littlefield Publishers, Inc. с. 29. ISBN 0-7425-2720-4 .
- ^ Бинь, Ву; Ли Синдун; Юй Гонбао (1995-01-01). иностранных языков . Пекин: ISBN 7-119-01477-3 .
- ^ Риордан, Джим (14 сентября 1999 г.). Спорт и физическое воспитание в Китае . Спон Пресс (Великобритания). ISBN 0-419-24750-5 . стр.15
- ↑ Протокол 8-го Конгресса IWUF. Архивировано 14 июня 2007 г. в Wayback Machine , Международная федерация ушу, 9 декабря 2005 г. (по состоянию на 01.01.2007 г.).
- ^ Чжан, Вэй; Тан Сюцзюнь (1994). «Ушу». Справочник китайской народной культуры . Издательская группа Гринвуд. стр. 155–168. 9780313278082.
- ^ Тяньцзи, Ли; Ду Силиан (1 января 1995 г.). Путеводитель по китайским боевым искусствам . Издательство иностранных языков. ISBN 7-119-01393-9 .
- ^ Лян, Шоу-Ю; Вэнь-Цзин Ву (1 апреля 2006 г.). Элементы кунг-фу . Издательство «Путь Дракона». ISBN 1-889659-32-0 .
- ^ Шмиг, Энтони Л. (декабрь 2004 г.). На страже своей спины: китайские боевые искусства и традиционная медицина . Издательство Гавайского университета. ISBN 0-8248-2823-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Сюй, Адам (15 апреля 1998 г.). Записи полировщика мечей: Путь кунг-фу (1-е изд.). Издательство Таттл. ISBN 0-8048-3138-6 .
- ^ Вонг, Киев Кит (15 ноября 2002 г.). Искусство шаолиньского кунг-фу: секреты кунг-фу для самообороны, здоровья и просветления . Издательство Таттл. ISBN 0-8048-3439-3 .
- ^ Кит, Вонг Кью (1 мая 2002 г.). Полная книга Шаолиня: комплексная программа физического, эмоционального, умственного и духовного развития . Издательство Космос. ISBN 983-40879-1-8 .
- ^ Чжунго да бай ке цюань шу цзун бянь цзи вэй юань хуэй «Цун суо инь» бянь цзи вэй юань хуэй, Чжунго да бай ке цюань шу чу бан она бянь цзи бу бянь (1994) . Комитет энциклопедии) [Байке чжиши (中国大циклопедия, Китайская энциклопедия)] (на китайском языке: Синь хуа шу дянь сяо, стр. 30. ISBN) . 7-5000-0441-9 .
- ^ Марк, Боу-Сим (1981). Базовая тренировка ушу (серия книг Китайского научно-исследовательского института ушу) . Китайский научно-исследовательский институт ушу. АСИН B00070I1FE.
- ^ Ву, Рэймонд (20 марта 2007 г.). Основы высокоэффективного ушу: прыжки и вращения таолу . Лулу.com. ISBN 978-1-4303-1820-0 .
- ^ Цзин-Мин, Ян (25 июня 1998 г.). Цигун для здоровья и боевых искусств, второе издание: упражнения и медитация (цигун, здоровье и исцеление) (2-е изд.). Издательский центр YMAA. ISBN 1-886969-57-4 .
- ^ Рапоса, Майкл Л. (ноябрь 2003 г.). Медитация и боевые искусства (исследования в области религии и культуры) . Университет Вирджинии Пресс. ISBN 0-8139-2238-0 .
- ^ Эрнст, Эдзард ; Саймон Сингх (2009). Уловка или лечение: неоспоримые факты об альтернативной медицине . WW Нортон и компания . ISBN 978-0-393-33778-5 .
- ^ Коэн, Кеннет С. (1997). Путь цигун: искусство и наука китайского энергетического исцеления . Баллантайн. ISBN 0-345-42109-4 .
- ^ Монтегю, Эрль; Уолли Симпсон (март 1997 г.). Главные меридианы (Энциклопедия Дим-Мака) . Паладин Пресс. ISBN 1-58160-537-4 .
- ^ Ян, Цзин-Мин (25 июня 1999 г.). Древнее китайское оружие, второе издание: Руководство по боевым искусствам . Издательский центр YMAA. ISBN 1-886969-67-1 .
- ^ Ван, Джу-Ронг; Вэнь-Цзин Ву (13 июня 2006 г.). Императивы владения мечом: освоение меча кунг-фу и тайцзи . Издательство «Путь Дракона». ISBN 1-889659-25-8 .
- ^ Ло, Ман Кам (1 ноября 2001 г.). Полицейское кунг-фу: Справочник по личному бою Тайваньской национальной полиции . Издательство Таттл. ISBN 0-8048-3271-4 .
- ^ Шэнли, Лу (9 февраля 2006 г.). Боевые приемы Тайцзи, Синъи и Багуа: принципы и практика внутренних боевых искусств . пер. Чжан Юнь. Книги о Синей Змее. ISBN 1-58394-145-2 .
- ^ Хуэй, Мичжоу (июль 1996 г.). Сан Шоу Кунг Фу Китайской Красной Армии: Практические навыки и теория рукопашного боя . Паладин Пресс. ISBN 0-87364-884-6 .
- ^ Лян, Шоу-Ю; Тай Д. Нго (25 апреля 1997 г.). Китайская быстрая борьба для борьбы: искусство бросков Сан Шоу Куай Цзяо, тейкдаунов и борьбы в партере . Издательский центр YMAA. ISBN 1-886969-49-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Болелли, Даниэле (20 февраля 2003 г.). На пути воина: философия, борьба и мифология боевых искусств . Книги о лягушках. ISBN 1-58394-066-9 .
- ^ Кейн, Лоуренс А. (2005). Путь Ката . Издательский центр YMAA. п. 56. ИСБН 1-59439-058-4 .
- ^ Джонсон, Ян; Сью Фэн (20 августа 2008 г.). «Внутренний мир? Олимпийский спорт? Назревает драка» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 22 августа 2008 г.
- ^ Фаулер, Джеффри; Джульетта Йе (14 декабря 2007 г.). «Монахи кунг-фу не получают удовольствия от боя» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 22 августа 2008 г.
- ^ Сибрук, Джейми А. (2003). Раскрытие боевых искусств . iUniverse. п. 20. ISBN 0-595-28247-4 .
- ^ Ферстаппе, Стефан (4 сентября 2014 г.). «Три скрытых значения китайских форм» . Архивировано из оригинала 4 сентября 2014 г. Проверено 12 апреля 2019 г.
- ^ Шоуде, Се (1999). Программа международных соревнований по ушу . Hai Feng Publishing Co., Ltd. ISBN. 962-238-153-7 .
- ^ Парри, Ричард Ллойд (16 августа 2008 г.). «Воины кунг-фу сражаются за будущее боевого искусства» . Лондон: Таймс Онлайн . Проверено 22 августа 2008 г.
- ^ Полли, Мэтью (2007). Американский Шаолинь: летающие удары ногами, буддийские монахи и легенда о железной промежности: одиссея в Новом Китае . Готэм. ISBN 978-1-59240-262-5 .
- ^ Дэн, Миндао (19 декабря 1990 г.). Ученый-воин: Введение в Дао в повседневной жизни (1-е изд.). ХарперУан . ISBN 0-06-250232-8 .
- ^ Джоэл Штайн (14 июня 1999 г.). «ТИМЕ 100: Брюс Ли» . Время . Архивировано из оригинала 14 января 2008 года . Проверено 9 июня 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мроз, Дэниел (29 апреля 2011 г.). Танцующее слово: воплощенный подход к подготовке исполнителей и композиции выступлений. (Сознание, литература и искусство) . Родопи . ISBN 978-90-420-3330-6 – через Интернет-архив .
- ^ Прашад, Виджай (18 ноября 2002 г.). Все сражались кунг-фу: афро-азиатские связи и миф о культурной чистоте . Маяк Пресс. ISBN 0-8070-5011-3 .
- ^ Като, Монтана (8 февраля 2007 г.). От кунг-фу до хип-хопа: глобализация, революция и популярная культура (серия Suny, Исследования в области постколониальных исследований) . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-6992-7 .
- ^ Дентон, Кирк А.; Брюс Фултон; Шаралин Орбо (15 августа 2003 г.). «Глава 87. Художественная литература о боевых искусствах и Цзинь Ён» . В Джошуа С. Мостоу (ред.). Колумбийский спутник современной восточноазиатской литературы . Издательство Колумбийского университета. стр. 509 . ISBN 0-231-11314-5 – через Интернет-архив .
- ^ Цао, Чжэньвэнь (23 августа 1994 г.). «Глава 13. Китайская галантная фантастика». В Ву, Динбо; Мерфи, Патрик Д. (ред.). Справочник китайской народной культуры . Издательская группа Гринвуд . п. 237. ИСБН 978-0-274-94163-6 .
- ^ Мроз, Дэниел (июль 2009 г.). «От движения к действию: боевые искусства в практике разработанного физического театра». Практика разработанного физического театра, исследования в области театра и перформанса . 29 (2): 161–172. дои : 10.1386/stap.29.2.161_1 . eISSN 2040-0616 . ISSN 1468-2761 – через Тейлора и Фрэнсиса .
- ^ Шнайдерман, РМ (23 мая 2009 г.). «Претендент укрепляет репутацию каратэ среди фанатов UFC» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 30 января 2010 г.
- ^ Пилато, Херби Дж. (15 мая 1993 г.). Книга Кунг-фу Каина: Полный путеводитель по первому мистическому восточному вестерну на телевидении (1-е изд.). Издательство Таттл . ISBN 978-0-8048-1826-1 .
- ^ Кэррадин, Дэвид (15 января 1993 г.). Дух Шаолиня . Издательство Таттл. ISBN 0-8048-1828-2 .
- ^ Ян, Мелисса (23 декабря 2022 г.). «Лучшей боевой сценой 2022 года стала драка с анальными пробками в фильме «Все повсюду и сразу» » . GQ . Проверено 22 февраля 2023 г.
- ^ Грант, Патрик (28 апреля 2018 г.). «Вперед». Дневники кунг-фу: жизнь и времена мастера драконов (1920–2001) . Лестершир, Великобритания: The Book Guild Ltd., с. ix. ISBN 978-1-912362-37-0 .
- ^ Хоад, Фил (18 июля 2012 г.). «Почему фильмы о Брюсе Ли и кунг-фу понравились чернокожей аудитории» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ «Знай свою историю хип-хопа: Би-бой» . Журнал Возврата . 05.06.2017. Архивировано из оригинала 16 июня 2018 г. Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фридман, Крис (октябрь 2017 г.). «Кунг-фу влияет на такие аспекты культуры хип-хопа, как брейк-данс» . Джет Ли . Архивировано из оригинала 27 февраля 2018 г. Проверено 11 февраля 2024 г.