Цзянь
Цзянь | |||
---|---|---|---|
![]() Одноручный цзянь и ножны XVIII–XIX веков. | |||
Традиционный китайский | меч | ||
Упрощенный китайский | меч | ||
|
Цзянь ɛ ( мандаринский китайский: [tɕjɛ̂n] , китайский : 劍 , английское приближение: / dʒ j использовавшийся n / jyehn , кантонский диалект: [kim˧] ) — это обоюдоострый прямой меч, в Китае в течение последних 2500 лет. Первые китайские источники, в которых упоминается цзянь , относятся к VII веку до нашей эры, в период весны и осени ; [1] одним из самых ранних образцов является Меч Гуцзяна . Исторические одноручные версии имеют лезвия длиной от 45 до 80 сантиметров (от 18 до 31 дюйма). Вес среднего меча с длиной лезвия 70 см (28 дюймов) будет находиться в диапазоне примерно от 700 до 900 граммов (от 1,5 до 2 фунтов). [2] Существуют также более крупные двуручные версии, используемые для тренировок во многих стилях китайских боевых искусств .
Профессиональных практикующих цзянь называют цзянькэ ( китайский : 劍客 ; пиньинь : jiànkè ; букв. «гости с мечом» или «фехтовальщики»; термин, относящийся к династии Хань ). [3]
В китайском фольклоре он известен как « Джентльмен с оружием » и считается одним из четырех основных видов оружия, наряду с ружьем (посохом), цян (копье) и дао (сабля). Эти мечи также иногда называют тайцзицзянь или « мечами тай-чи », что отражает их нынешнее использование в качестве тренировочного оружия для практикующих тай-чи, хотя исторических типов цзянь, созданных специально для тай-чи, не существовало. [4]
Части цзянь
[ редактировать ]Гарда или рукоять защищает руку от противоположного клинка. Формы охранников были разными, но часто имели короткие крылья или лепестки, направленные вперед или назад, причем последние иногда имели вид «пикового туза». Ранний цзянь часто имел очень маленьких и простых охранников. Начиная с периодов Сун и Мин , охранники могли иметь зооморфные формы или иметь перекладины и крестовины. У меньшинства цзянь были охранники в форме дисков, связанные с дао .
Рукоять цзянь может вмещать обе руки или одну руку плюс два или три пальца другой руки. Двуручный цзянь длиной до 1,6 метра (63 дюйма), известный как шуаншоу цзянь , существовал, но не был так распространен, как одноручный вариант. Более длинную двуручную рукоятку можно было использовать в качестве рычага для блокировки руки противника в случае необходимости. Рукоятки обычно изготовлены из рифленого дерева или покрыты кожей ската , некоторые из них обмотаны шнуром.
Конец рукоятки был снабжен навершием для баланса, чтобы предотвратить соскальзывание рукоятки через руку, если хватку следует ослабить, а также для нанесения ударов или захвата противника в ловушку при необходимости, например, в техниках «отхода». Исторически навершие было заточено на хвостовике клинка; тем самым удерживая лезвие, гарду, рукоятку и навершие как единое целое. Большинство цзянь прошлого века или около того собирались с хвостовиком с резьбой, на который навинчивалось навершие или гайка навершия.
Иногда кисточку к рукоятке прикрепляют . Во времена династии Мин их обычно пропускали через ажурное навершие, а в эпоху Цин — через отверстие в самой рукоятке; современные мечи обычно прикрепляют кисточку к концу навершия. Исторически они, вероятно, использовались в качестве шнурков , позволяя владельцу удерживать меч в бою. Есть некоторые формы меча, которые используют кисточку как неотъемлемую часть своего стиля фехтования (иногда в наступательных целях), в то время как другие школы полностью обходятся без кисточек. Движение кисточки, возможно, служило для отвлечения противников, а некоторые школы также утверждают, что когда-то в кисточки были вделаны металлические проволоки или тонкие шелковые шнуры, которые ухудшали зрение и вызывали кровотечение при проведении по лицу. [ нужна ссылка ] Сейчас кисточка используется преимущественно декоративно. [5] [6]
Сам клинок обычно делится на три части для использования в различных наступательных и защитных приемах. Наконечник клинка — цзяньфэн — предназначен для колющих, рубящих и быстрых ударных порезов. Цзяньфэн обычно плавно изгибается к точке , хотя в период Мин острые углы были обычным явлением. Некоторые предметы антиквариата имеют закругленные кончики, хотя, скорее всего, это результат износа. Средняя часть — это чжунжэнь , или средний край, и используется для различных наступательных и защитных действий: рассекающих ударов, растягивающих ударов и отражений. Часть клинка, ближайшая к гарде, называется цзянген или корень и в основном используется для защитных действий; В какой-то поздний период цзянь основание клинка было превращено в рикассо . Эти секции не обязательно имеют одинаковую длину: длина цзяньфэн составляет всего три или четыре дюйма. [7] [8]
Лезвия Цзянь обычно имеют небольшой конус профиля (уменьшение ширины), но часто имеют значительную дистальную конусность (уменьшение толщины), при этом толщина лезвия возле кончика составляет лишь половину толщины основания корня. Цзян также может иметь дифференциальную заточку, при которой лезвие становится все более острым к кончику, что обычно соответствует трем секциям лезвия. Поперечное сечение лезвия обычно двояковыпуклое (в форме глаза) или сплющенное ромбовидное с видимым центральным выступом; древние бронзовые цзянь иногда имеют шестиугольное сечение.
Материалы
[ редактировать ]Первоначально Цзянь изготавливались из бронзы , а затем, по мере развития технологии обработки металла , из стали . Есть некоторые, возможно, церемониальные , цзянь, вырезанные из цельного куска нефрита .
Традиционные лезвия цзянь обычно имеют конструкцию санмэй (три пластины), в которой сердечник из твердой стали помещается между двумя пластинами из более мягкой стали. Центральная пластина слегка выступает из окружающих ее частей, обеспечивая острый край, а более мягкий позвоночник защищает хрупкое ядро. Некоторые лезвия имели конструкцию вумэй или пять пластин, причем на центральном гребне использовались еще две мягкие пластины. [9] Бронзовые цзянь часто изготавливались похожим способом: в этом случае для изготовления упругого сердечника и стержня использовался сплав с высоким содержанием меди, а кромка для остроты изготавливалась из сплава с высоким содержанием олова и приваривалась. на остальную часть лезвия.
Китайским кузнецам мечей часто приписывают технологии ковки , которые пришли во Вьетнам, Японию и Корею, чтобы позволить тамошним кузнецам создавать такое оружие, как катана . Эти технологии включают фальцовку, вставку сплавов и дифференциальную закалку кромки. [10] [11] Хотя на японцев больше повлияли китайские дао (однолезвийные мечи различных форм), ранние японские мечи, известные как кэн, часто основаны на цзянь. Корейская версия цзянь известна как геом или камеди , и эти мечи часто сохраняют черты, присущие цзянь эпохи Мин, такие как ажурные навершия и остроугольные кончики.
В школах боевых искусств для тренировок используются деревянные мечи, поэтому большинство студентов, занимающихся боевыми искусствами, в наше время впервые сталкиваются с цзянь с одним из этих видов оружия. До того, как школы стали формальным способом передачи знаний о мече, ученики могли начать с простой деревянной палки во время тренировок со своим учителем. [12] В некоторых религиозных даосских сектах эти деревянные тренировочные мечи стали иметь эзотерическое ритуальное назначение. Некоторые утверждают, что эти деревянные мечи метафорически символизируют дисциплину опытного ученика.
Современные версии цзянь часто подделываются (формуются с помощью тепла и молотка) и собираются в основном традиционными методами для обучения практикующих китайские боевые искусства по всему миру. Эти цзянь сильно различаются по качеству и исторической точности.
Современные цзянь также иногда представляют собой подделки (искусственно состаренные и выдаваемые за оригинальный антиквариат), предназначенные для продажи туристам и коллекционерам, которые не могут отличить их от настоящего антиквариата.
Историческое использование
[ редактировать ]
Первоначально похожие на бронзовые обоюдоострые кинжалы различной длины, цзянь достиг современной длины примерно к 500 г. до н.э. существуют значительные различия в длине, балансе и весе цзянь Хотя в разные периоды , в любой конкретный период основная цель цзяня состоит в том, чтобы быть многоцелевым рубящим и колющим оружием, способным наносить колющие удары, а также наносить как точные разрезы, так и удары. косые черты, в отличие от специализации на одной форме использования. Хотя многие формы и школы фехтования цзянь также различаются, общая цель и использование по-прежнему не утрачиваются.
Во времена династий Цинь и Хань , первых двух династий, объединивших Китай, цзянь из уже несуществующей династии Чу пользовался большим уважением. Чу стал особенно известен своими мечами после завоевания государства Юэ , которое ранее славилось своими мечами и которое приписывало свои техники владения мечом южной женщине неизвестного происхождения, известной как Юэнюй .
Среди терракотовых воинов в гробнице Цинь Шихуанди фигуры, изображающие офицеров, изначально были вооружены цзянь, изготовленными из сплава меди, олова и других элементов, включая никель, магний и кобальт. Современные археологи обнаружили несколько обоюдоострых бронзовых мечей, но большинство из них были украдены много веков назад вместе с древковым оружием и луками рядовых. [13]
Исторические владельцы цзянь участвовали в пробной резке, называемой шижан , отрабатывая свои навыки на мишенях, известных как каорэн , или «травяные люди». Такие мишени делались из бамбука, рисовой соломы или саженцев. и похож на японское искусство тамэсигири , Хотя шижан оно никогда не было формализовано в такой степени, как последнее искусство. [14]

Сегодня многие китайские боевые искусства, такие как тай-чи , и их мастера боевых искусств по-прежнему активно тренируются с помощью цзянь , и . многие из них считают, что знание этой техники является высшим физическим выражением их кунг-фу Известные цзянь формы включают Санцай Цзянь ( 三才劍 ), Куньу Цзянь ( 崑吾劍 ), Удан Сюаньмэнь Цзянь ( 武當玄門劍 ) и тайцзицзянь ( 太極劍 ). Большинство цзянь сегодня представляют собой гибкие тайцзицюань или ушу цзянь, используемые в основном для церемониальных или исполнительских целей, а не для реального боя. Эти мечи имеют чрезвычайно тонкие лезвия или высокую степень гибкости по сравнению с историческими боевыми мечами Цзянь , свойства, предназначенные для добавления слуховой и визуальной привлекательности к выступлениям ушу. Эти же свойства делают их непригодными для исторически достоверного боя.
Военное использование
[ редактировать ]С 2008 года офицерам ВМС Китая выдаются церемониальные мечи, напоминающие традиционный цзянь . [15] выгравировано имя владельца На клинке каждого меча после окончания военной академии . [16]
Тайцзицзянь и упражнение с мечом
[ редактировать ]В настоящее время формы тайцзицзянь обычно практикуются в целях упражнений, как и тай-чи. Тренировки направлены не столько на физическую форму оружия, сколько на улучшение баланса и координации посредством выполнения медленных движений. Таким образом, мечи тай-чи для повседневных упражнений обычно отличаются от мечей, упомянутых выше. В целом они неопасны, с закругленными краями, без острого лезвия, выдвижные для удобства использования.
Мифология и наследие
[ редактировать ]
связано несколько даосских бессмертных С цзянь . Одним из примеров является Люй Дунбинь . Бодхисаттва , который Манджушри ( Ch : 文殊 Wénshū ) часто изображается держащим цзянь затем называют «мечом мудрости».
Цзянь часто появляется в об уся художественных произведениях и фильмах . Мечи или методы, используемые для владения ими, могут быть явно или явно сверхъестественными. [18] и поиск таких мечей или техник может быть основным элементом сюжета.
См. также
[ редактировать ]- Китайские мечи
- Дао (китайский меч)
- Цзянь (мечеломатель)
- Кунг-фу
- Тайцзицзянь
- Малыш
- Цуруги ( японский меч )
- Всемирная лига Цзяньшу
- Горы Удан
- Ушу (спорт)
- Чжан Саньфэн
- Шуаншоу Цзянь
Примечания
[ редактировать ]- ^ Эбри 1999 , с. 41.
- ^ Роделл 2003, с. 19
- ^ Лорге 2011 , с. 69.
- ^ Роделл 2003 , с. 20.
- ^ Сугавара 1998 , стр. 204.
- ^ Чжан 1998 , стр. 38–39.
- ^ Роделл 2003, стр. 22-23.
- ^ Чжан 1998, стр.37-38.
- ^ Роделл 2003, стр. 16-17.
- ^ Сугавара 1998, стр. 298-299.
- ^ Роделл 2003, с. 17
- ^ Ся, 2017, стр. 30.
- ^ Мартинон-Торрес, М.; Ли, Х.; Ся, Ю.; Бенцонелли, А.; Беван, А.; Ма, С.; Хуанг, Дж.; Ван, Л.; Земля.; Лю, Дж.; Лю, С.; Чжао, З.; Чжао, К.; Ререн, Т. (2019). «Поверхностное хромирование бронзового оружия Терракотовой армии не является ни древней антикоррозионной обработкой, ни причиной его хорошей сохранности» . Научные отчеты . 9 (1): 5289. Бибкод : 2019НатСР...9.5289М . дои : 10.1038/s41598-019-40613-7 . ПМК 6449376 . ПМИД 30948737 .
- ^ Роделл 2007, стр. 2, 10, 39
- ^ Китайский офицер с мечом
- ^ Фотография шпаги китайского офицера.
- ^ Вернер, ETC (1922). Мифы и легенды Китая . Нью-Йорк: Джордж Г. Харрап и компания Ltd. Проверено 14 марта 2007 г. ( Проект Гутенберг eText 15250)
- ^ Лю 1967, стр. 130.
Ссылки
[ редактировать ]- Чен, Фанмей (1995). Иллюстрированный каталог древнего бронзового оружия в Национальном дворце-музее . Национальный дворец-музей. ISBN 957-562-199-9 .
- Эбри, Патрисия Бакли (1999). Кембриджская иллюстрированная история Китая . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-66991-Х .
- Джеймс Дж. Ю. Лю (1967). Китайский странствующий рыцарь . Издательство Чикагского университета. LCCN 66-14112 .
- Лорхе, Питер А. (2011). Китайские боевые искусства: от древности до XXI века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-87881-4 .
- Роделл, Скотт М. (2003). Китайское фехтование: традиция Тайцзи Цзянь семьи Ян . Книги и видео «Семь звезд». ISBN 9780974399942 .
- Роделл, Скотт М. (2007). Практическое руководство по пробной рубке исторического искусства фехтования . Книги и видео «Семь звезд». ISBN 978-0-9743999-5-9 .
- Тецутака, Сугавара; Син, Луцзянь; Джонс, Марк Б. (1998). Айкидо и китайские боевые искусства . Том. 2: Айкидо и тренировка с оружием. Институт боевых искусств Сугавара. ISBN 0-87040-963-8 .
- Ся, Чуни (2017). Принципы фехтования Тайцзи, Том 1. . Лулу 978-1-387-34346-1 .
- Чжан, Юн (1998). Искусство китайского фехтования . Уэтерхилл. ISBN 0-8348-0412-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]