Рапира
Рапира/ Эспада Ропера | |
---|---|
Тип | Меч |
Место происхождения | Габсбургская Испания |
История производства | |
Разработанный | Около ок. 1540 г. |
Технические характеристики | |
Масса | Среднее 1 кг (2,2 фунта) |
Длина лезвия | Среднее 104 см (41 дюйм) |
Ширина | Среднее От 2,5 см (0,98 дюйма) до острого кончика |
лезвия Тип | Одно- или обоюдоострый прямой клинок. |
рукояти Тип | Сложная защитная рукоять |
Рапира , первоначально использовавшийся ( / ˈr eɪ ) — p i ər / ) или espada ropera ( « меч для одежды » это тип меча в Испании эпохи Возрождения . [1] Название обозначает меч с прямым, тонким и заостренным, обоюдоострым длинным клинком, который можно держать в одной руке. [2] Он был широко популярен в Западной Европе на протяжении 16 и 17 веков как символ дворянства или джентльменского статуса.
Его называют эспада ропера, потому что его носили как аксессуар к одежде, обычно использовали для моды, а также как оружие для дуэлей , самообороны и как военное оружие . [3] Его название имеет испанское происхождение и впервые появляется в «Coplas de la panadera » Хуана де Мена , написанном примерно между 1445 и 1450 годами: [4]
Скажем, пекарь.
Среда, которая ушла
Принц Энрике
искать хороший перекус
за его меч ,
он ушел, не дождавшись еще раз
из Ольмедо такая замечательная компания,
это с очень красивым мастерством
в Порт был отведен.
Фехтование распространилось по всей Западной Европе, а важные источники фехтования на рапирах возникли в Испании, известной под термином дестреза («ловкость»), в итальянских городах-государствах и во Франции . Французская маленькая шпага или придворная шпага XVIII века была прямым продолжением этой традиции фехтования.
Фехтование на рапирах является частью исторических европейских боевых искусств . [5]
Терминология
[ редактировать ]Происхождение рапиры – испанское. Его название представляет собой «насмешливое» описание испанского термина «ропера» . Испанский термин относится к мечу, используемому с одеждой ( эспада ропера , « парадный меч » ), поскольку он используется как аксессуар к одежде, обычно для моды и как оружие самообороны. Английский термин «рапира» происходит от французского rapière и появляется как в английском, так и в немецком языках почти одновременно, в середине 16 века, для обозначения легкого, длинного, заостренного обоюдоострого меча. Это заимствование из среднефранцузской шпаги-рапиры , впервые записанной в 1474 году, прозвище, означающее « терка » . [6]
XVI века Немецкий рэпер описал то, что считалось иностранным оружием, импортированным из Испании, Италии и Франции. [7] Дю Канж в своем среднелатинском словаре цитирует форму Rapperia из латинского текста 1511 года. Он предполагает происхождение от греческого ραπίζειν (rapízein) «наносить удары». [8] Аделунг в своем словаре 1798 года отмечает двойное значение немецкого глагола rappieren : « фехтовать рапирами », с одной стороны, и « скрежетать, тереть (особенно табачные листья) » — с другой.
Термины, которыми пользовались испанские, итальянские и французские мастера в период расцвета этого оружия, были просто эквивалентом «меча», т.е. эспада , спада и шпага ( espée ). Когда нужно было указать тип меча, испанцы использовали espada ropera . Имя было впервые зарегистрировано в «Лас-Коплас-де-ла-Панадера» Хуана де Мена, написанном примерно между 1445 и 1450 годами. [9]
Клементс (1997) относит колющие мечи с плохими режущими способностями к рапирам, а мечи с хорошими колющими и режущими способностями — к рубящим и колющим . [10]
Термин «рапира» археологи также применяют к несвязанному типу меча бронзового века. [11]
Описание
[ редактировать ]Слово «рапира» обычно относится к мечу с относительно длинным лезвием, характеризующимся защитной рукоятью , предназначенной для защиты руки, держащей меч. Некоторые исторические образцы рапир также имеют широкое лезвие, установленное на типичной рукояти рапиры. Термин «рапира» может сбить с толку, поскольку это гибридное оружие можно отнести к разновидности палаша. Хотя лезвие рапиры может быть достаточно широким, чтобы в некоторой степени резать (но далеко не так, как у более широких мечей, использовавшихся в средние века, таких как длинный меч ), оно предназначено для выполнения быстрых и ловких колющих атак. Лезвие могло быть заточено по всей длине или заточено только от центра к кончику (как описал Капоферро ). [12] Паллавичини, [13] Мастер рапиры в 1670 году решительно выступал за использование оружия с двумя режущими кромками. Типичный образец весит 1 килограмм (2,2 фунта) и имеет относительно длинное и тонкое лезвие шириной 2,5 сантиметра (0,98 дюйма) или меньше, длиной 104 см (41 дюйм) или более и заканчивающееся заостренным кончиком. Длина клинка многих исторических образцов, особенно итальянских рапир начала 17 века, значительно превышает 115 см (45 дюймов) и может даже достигать 130 см (51 дюйм). [14]
Термин «рапира» обычно относится к колющему мечу с лезвием, более длинным и тонким, чем у так называемого бокового меча, но намного тяжелее, чем у маленького меча , более легкого оружия, которое появилось в 18 веке и позже. [15] но точная форма клинка и рукояти часто зависит от того, кто и когда пишет. Это может относиться к более раннему spada da lato и аналогичному espada ropera , в период высокого рапирного периода 17 века, к маленькому мечу и дуэльным мечам; [16] таким образом, контекст важен для понимания того, что подразумевается под этим словом. (Термин «боковой меч», используемый некоторыми современными историками-реконструкторами боевых искусств , представляет собой перевод итальянского spada da lato — термина, придуманного спустя много времени после этого кураторами итальянских музеев — и не относится к тонкой, длинной рапире, но только итальянскому мечу начала XVI века с более широким и коротким лезвием, который считается одновременно его предком и современником.) [17]
Части меча
[ редактировать ]Рукоять
[ редактировать ]Рапиры часто имеют сложные широкие рукояти, предназначенные для защиты руки, держащей меч. Кольца выступают вперед из крестовины. В некоторых более поздних образцах кольца были покрыты металлическими пластинами, которые со временем превратились в рукоятки чашек многих более поздних рапир. [18] До 1600-х годов практически не существовало образцов с пластинами, закрывающими кольца. Многие рукояти имеют дугу, идущую вниз от крестовины, защищающей рукоятку, которая обычно была деревянной, обернутой шнуром, кожей или проволокой. Большое навершие (часто украшенное) фиксирует рукоять оружия и обеспечивает некоторый вес для балансировки длинного клинка.
Лезвие
[ редактировать ]Различные мастера рапиры делили клинок на две, три, четыре, пять и даже девять частей. – Сильная сторона это та часть клинка, которая ближе всего к рукояти; в тех случаях, когда мастер делит клинок на четное количество частей, это первая половина клинка. Деболе . , слабая, — это часть клинка, включающая в себя острие, и вторая половина клинка, когда меч разделен на четное количество частей Однако некоторые мастера рапиры разделяли клинок на три части (или даже кратные трем), и в этом случае центральную треть клинка, между форте и деболе, часто называли медио, меццо или терцо. Другие использовали четыре дивизии (Фабрис) или даже 12 (Тибо).
Рикассо — это задняя часть лезвия, обычно незаточенная. Он выступает вперед от крестовины или крестовины, а затем постепенно переходит в более тонкую и острую часть лезвия.
Общая длина
[ редактировать ]Исторически существовали разногласия по поводу того, какой длины должна быть идеальная рапира: некоторые мастера, такие как Тибо, унижали тех, кто рекомендовал более длинные клинки; Длина, рекомендованная самим Тибо, была такой, чтобы крестовина меча находилась на уровне пупка (пупка), когда он стоит естественно, а острие лежит на земле. [19] Было изготовлено небольшое количество рапир с выдвижными лезвиями, четыре из которых сохранились в современных коллекциях. [20] Цель этой способности неясна, есть предположения, в том числе попытка получить преимущество внезапности в дуэли или попытка обойти законы, ограничивающие длину оружия. [20]
Дополнительное оружие
[ редактировать ]Рапиры — это одноручное оружие, и их часто использовали с баклерами , кинжалами , плащами и даже вторыми мечами для защиты. Баклер — это небольшой круглый щит, который использовался и с другими клинками, например, с боевым мечом . В » Капо Ферро трактат «Gran Simulacro описывает, как использовать оружие с ротеллой, которая представляет собой значительно больший щит по сравнению с баклером. Тем не менее, использование рапиры с парирующим кинжалом является наиболее распространенной практикой и, возможно, считается наиболее подходящим и эффективным сопутствующим оружием для рапиры. [21]
Несмотря на то, что тонкое лезвие рапиры позволяет пользователю начать быструю атаку на довольно большом и удобном расстоянии между пользователем и противником, а защитная рукоять может отклонить лезвие противника, когда он или она также использует рапиру, оружие, ориентированное на укол, ослаблен его слабой режущей силой и относительно низкой маневренностью на более близком расстоянии, когда противник благополучно миновал смертельную точку рапиры. [22] Из-за такой недостаточной режущей силы и маневренности в ситуации, когда противник проходит смертельную точку, этот сценарий оставляет противнику возможность атаковать пользователя.
Следовательно, необходимо обеспечить некоторую защиту пользователя на ближней дистанции, если пользователь намеревается использовать рапиру оптимальным образом, особенно когда противник использует какой-либо рубящий меч, такой как сабля или палаш . Парирующий кинжал не только позволяет пользователям защищаться в этом сценарии, в котором рапира не очень хорошо защищает пользователя, но также позволяет им атаковать на таком близком расстоянии.
История
[ редактировать ]Эспада ропера 16-го века была гражданским оружием рубящего и колющего действия для самообороны и дуэлей , в то время как более раннее оружие одинаково хорошо себя чувствовало на поле боя. На протяжении XVI века разрабатывалось множество нового одноручного гражданского оружия. В 1570 году итальянский мастер Рокко Бонетти впервые поселился в Англии, пропагандируя использование рапиры для колющих ударов, а не для рубящих или рубящих ударов во время дуэли. [23] Тем не менее, английское слово «рапира» обычно относится к преимущественно колющему оружию, разработанному к 1600 году в результате геометрических теорий таких мастеров, как Камилло Агриппа , Ридольфо Капо Ферро и Винченцио Савиоло . [23]
Рапира стала чрезвычайно модной по всей Европе среди более богатых классов, но не обошлась и без недоброжелателей. Некоторые люди, такие как Джордж Сильвер , не одобряли его технический потенциал и то, как он использовался в дуэлях. [24] [25]
- Стреловидная рукоять, итальянская мода.
- Стреловидная рукоять, итальянская мода.
- Паппенхаймер , немецкая инновация.
- Рукоять чашки, более поздняя испанская мода, созданная в начале 1600-х годов.
Обеспечивая быструю реакцию и большую дальность действия, рапира хорошо подходила для гражданского боя в 16 и 17 веках. По мере того, как рубящие и колющие мечи военного типа продолжали развиваться для удовлетворения потребностей на поле боя, рапира продолжала развиваться для удовлетворения потребностей гражданского боя и приличия, в конечном итоге становясь легче, короче и менее громоздкой в ношении. Именно тогда рапира начала уступать место колихемарде , которая позже была заменена маленьким мечом , который позже был заменен шпагой . Примечательно, что в ту эпоху существовало несколько «боевых рапир», которые имели относительно широкое лезвие, установленное на типичной рукояти рапиры. Эти гибридные мечи использовались в армии, даже на поле боя. Меч, который носил король Густав-Адольф во время Тридцатилетней войны, является типичным примером «военной рапиры».
К 1715 году рапира была в значительной степени заменена более легким маленьким мечом на большей части территории Европы, хотя первая продолжала использоваться, о чем свидетельствуют трактаты Дональда Макбейна (1728 г.), П. Ж. Жирара (1736 г.) и Доменико Анджело ( 1787). Рапира до сих пор используется офицерами Швейцарской гвардии Папы. [26] [27]
Исторические школы фехтования на рапирах
[ редактировать ]Италия
[ редактировать ]- Ахилле Мароццо , Новая опера «Дуэль», «О истинный цветок оружия исключительного наступления и ослабления обороны» - 1536 г.
- Анджело Виджани даль Монтоне, «Трактат на экране », 1575 г.
- Анонимо Болоньезе , L'Arte della Spada (Рукописи M-345/M-346) - (начало или середина 16 века) [28] [29] датируйте это «около 1550 года» [30] [31]
- Антонио Манчолино , Opera Nova для обучения бою и фехтованию всеми видами оружия – 1531 г.
- Бонди ди Мазо, Мастер-меч - 1696 г.
- Камилло Агриппа , Трактат о науке оружия с диалогом о философии – 1553 г.
- Франческо Альфьери , Фехтование Франческо Альфьери – 1640 г.
- Франческо Антонио Марчелли, Правила фехтования – 1686 г.
- Джакомо ди Грасси , Причина безопасного использования оружия как для нападения, так и для защиты – 1570 г.
- Джованни далль'Агокки , Dell'Arte di Scrimia - 1572 г.
- Джузеппе Морсикато Паллавичини, La Scherma Illustrata - 1670 г.
- Марко Доччолини, Трактат о фехтовании - 1601 г.
- Николетто Джиганти , Театр Скола Оверо – 1606 г.
- Ридольфо Капо Ферро , Великий симулякр искусства и использования фехтования – 1610 г.
- Сальватор Фабрис , Де ло Шермо или Наука оружия – 1606 г.
Испания
[ редактировать ]- Жирар Тибо , Академия де л'Эспе, или демонстрация себя с помощью математических правил на основании Cercle Mysterieux (1630 г.)
- Херонимо Санчес де Карранса , «О философии оружия» (1569 г.)
- Луис Пачеко де Нарваес , Книга величия меча (1599 г.)
Франция
[ редактировать ]- Андре Деборд, Беседы о теории и практике совершенства оружия (1610 г.)
- Шарль Беснар, либеральный магистр оружия (1653 г.)
- Франсуа Данси , «Рассуждение об оружии и методах стрельбы из мечей и кинжалов» ( ок. 1610 г. ) и «L'Espee de Combat» (1623 г.)
Англия
[ редактировать ]- Джозеф Светнэм , Школа благородных и достойных оборонных наук (1617 г.)
- Паллада Армата (1639 г.)
- Винченцио Савиоло , его практика , 1595 г.
Германия
[ редактировать ]- Якоб Сутор, Книга по искусственному фехтованию (1612 г.)
- Иоахим Мейер , Подробное описание свободного рыцарского и благородного искусства фехтования (1570 г.)
- Иоганнес Джордж Брухиус (1671)
- Паулюс Гектор Майр , Opus Amplissimum de Arte Athletica (1542 г.)
Традиция классического фехтования.
[ редактировать ]Школы классического фехтования утверждают, что унаследовали аспекты форм рапиры в своих системах. В 1885 году ученый-фехтовальщик Эгертон Касл писал: «Нет никаких сомнений в том, что французская система фехтования в своем происхождении восходит к древнему итальянскому фехтованию; современная итальянская школа, конечно же, непрерывно происходит из того же источника. " Далее Касл отметил, что «итальянцы сохранили форму рапиры с чашкой, па д'анэ и крестами, но с тонким четырехугольным лезвием». [32]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Меч-рапира» . Асерос де Испания . Проверено 23 ноября 2023 г.
- ^ Перес, Хуан Хосе. Меч-рапира, 2003 год. Мадрид, Испания. Статьи Испанской ассоциации фехтования Антигуа . http://www.esgrimaantigua.com/ArmasRopera.php . https://web.archive.org/web/20071221093653/http://www.esgrimaantigua.com/ArmasRopera.php
- ^ Гримм, Немецкий словарь sv «Rapier» цитирует постановление Шпейера о артиллерийском вооружении от 1570 года, требующее, чтобы вся пехота была оснащена «хорошим, сильным оружием, а именно, либо двуручными [мечами], либо хорошими рапирами на обеих руках», либо хорошими. рэп ).
- ^ Онрубия де Мендоса, Джозеф (1975). Куртуазные поэты 15 века, 1975. Барселона, Редакция Bruguera, S.A. Бругера. ISBN 84-02-04053-5 .
- ^ Воутерс, Шон (2016). «Профиль травм при фехтовании на длинных мечах в исторических европейских боевых искусствах» . Журнал единоборств и боевых искусств . 7 (2): 81–87. дои : 10.5604/20815735.1227843 .
- ^ TFLi "1474 (Arch., JJ 195, позиция 1155 ds GDF.); Рапира 1485 года (Archives du Nord, B 1703, fo 100 ds IGLF). Дер. рашпиля*, рукоять этого меча с отверстиями сравнивают с терка (НЕСКОЛЬКО т. 16, с. 672б, прим. 6)».
- ^ Мейерс, Иоахим (1570). Подробное описание свободного рыцарского и благородного искусства боя всеми обычными видами оружия .
- ^ Дю Канж , Глоссарий средней и низкой латыни , св:
- Рапер, более длинный и дешевый меч, по-французски Raper . Монстры, сделанные в Чассаньи: у Клавдия Джорнанди есть одна хорошая рапперия и одна дага. Борелл происходит от греческого ῥαπίζειν — сдаваться.
- Рэперское прилагательное sumitur, лит. передал. Энн. 1474, бывший рег. 195. Чартоф. рег. гл. 1155: Иселлуи Пьер вручил просителю упомянутый меч Насильника по голове и т. д.
- ^ Онрубия де Мендоса, Хосе (1975). Куртуазные поэты 15 века . Барселона: редакционный ISBN Bruguera SA 84-02-04053-5 .
- ^ Клементс, Джон (1997). Фехтование эпохи Возрождения: Иллюстрированная книга о рапирах, рубящих и колющих мечах и их использовании . Паладин Пресс. ISBN 978-0-87364-919-3 .
- ^ Моллой, Барри ПК (9 января 2017 г.). «Воины-охотники: трансформация оружия, боевых практик и общества в бронзовый век в Ирландии» . Европейский журнал археологии . 20 (2): 280–316. дои : 10.1017/eaa.2016.8 .
- ^ «Полоса» . Школа древнего и исторического фехтования . Римская академия оружия . Проверено 23 ноября 2023 г.
- ^ Евангелиста, Ник (1995). Энциклопедия меча . АВС-КЛИО. п. 450.
- ^ Уилсон, Уильям. «Раперы» . Елизаветинское фехтование и искусство защиты . Университет Северной Аризоны . Проверено 16 мая 2017 г.
- ^ «Меч — Рапира — начало 18 века» . Королевские оружейные палаты . Проверено 23 ноября 2023 г.
- ^ Норман, Александр Веси Бетьюн (1980). Рапира и маленький меч, 1460-1820 гг . Пресса «Оружие и доспехи». п. 27. ISBN 9780853682738 . Проверено 23 ноября 2023 г.
- ^ «Список рапирных трактатов для HEMA» . Исторические ресурсы европейских боевых искусств . Проверено 23 ноября 2023 г.
- ^ Валентин, Эрик (1968). Рапиры: иллюстрированный справочник по рапирам 16 и 17 веков и их товарищам . Книги Стэкпола. стр. 49–50 . Проверено 23 ноября 2023 г.
- ^ Тибо, Жирар (1630). Академия меча .
- ^ Перейти обратно: а б Импи, Эдвард , изд. (2022). Оружейный арсенал Сокровища королевской оружейной палаты . . Королевский оружейный музей. п. 144. ИСБН 9781913013400 .
- ^ «Парирующий кинжал» . МЕТ: Парирующий кинжал . Проверено 14 октября 2023 г.
- ^ Берджесс, Колин; Герлофф, Сабина (1981). Кортики и рапиры Великобритании и Ирландии . Бек. стр. 32–33. ISBN 9783406070839 . Проверено 23 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уилсон, Уильям Э. «Мастера фехтования 16 и 17 веков» . Елизаветинское фехтование и искусство защиты . Проверено 23 ноября 2023 г.
- ^ «Парадоксы защиты Джорджа Сильвера (1599 г.)» . pbm.com .
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 29 июня 2017 г. Проверено 11 апреля 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ "Главная страница КиРаКа, дети, детское радио, WDR - дети" . Архивировано из оригинала 10 марта 2021 г. Проверено 30 июня 2012 г.
- ^ «Стартсайт Швейцарской гвардии, Ватикан» .
- ^ Рубболи и Чезари (2005) датируют эту работу 1500–1525 гг. Леони и Райх Ордена Семи Червей
- ^ «Salvatorfabris.com» . Salvatorfabris.com . Проверено 13 января 2013 г.
- ^ «Раздаточный материал для занятий 2006 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2011 года.
- ^ «Chicagoswordplayguild.com» . Архивировано из оригинала 30 марта 2010 года.
- ^ Замок, Эгертон (1885 г.). Школы и мастера фехтования: от средневековья до восемнадцатого века . Лондон : Джордж Белл и сыновья . стр. iv, 257.
Школы и мастера фехтования.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кирби, Джаред (2004). Итальянский бой на рапирах: Ридольфо Капо Ферро . Книги Гринхилла. ISBN 978-1-85367-580-5 .
- Леони, Том (2010). Венецианская рапира: Школа или Зал. Учебная программа Николетто Гиганти 1606 года по фехтованию на рапирах . Издательство Внештатной Академии. ISBN 978-0-9825911-2-3 .
- Леони, Том. Искусство дуэли: рапира 17 века, преподанная Сальваторе Фабрисом . Хайленд-Виллидж, Техас: Рыцарская книжная полка , 2005. ISBN 978-1-891448-23-2
- Валентин, Эрик (1968). Рапиры: иллюстрированный справочник по рапирам 16 и 17 веков и их аналогам . Лайонел Левенталь - Arms and Armor Press.
- Уилсон, Уильям Э (2002). Искусство защиты: введение в использование рапиры . Хайленд-Виллидж, Техас: Рыцарская книжная полка. ISBN 978-1-891448-18-8 .
- Виндзор, Гай (2006). Спутник дуэлянта: Учебное пособие по итальянской рапире 17 века . Хайленд-Виллидж, Техас: Рыцарская книжная полка. ISBN 978-1-891448-32-4 .