Преа Хан Рич
Преа Хан Рич | |
---|---|
Информация во вселенной | |
Тип | Королевский меч |
Владельцы | Короли Камбоджи |
Функция | Коронация |
Черты и способности | Клинок из точеной стали в золотых ножнах, украшенных драгоценными камнями. |
Преа Хан Рич ( кхмерский : ព្រះខ័នរាជ្យ ) — Кхмерский королевский священный меч — представляет собой обоюдоострый прямой меч с точеным стальным лезвием, заключенным в золотые ножны , украшенные драгоценными камнями . Хотя он исчез с 1970 года, он считался символом кхмерского суверенитета и законности престола для тех, кто им владел.
Этимология
[ редактировать ]В то время как Преа и Рич соответственно относятся к божественному и королевскому характеру меча, кхмерское слово Хан происходит от аналогичного меча на Индийском субконтиненте, называемого кханда , который берет свое начало от санскритского кханга. [1] (खड्ग) или khaṅga , от корня khaṇḍ, означающего «ломать, разделять, разрезать, разрушать».
Легенда: Меч Богов
[ редактировать ]Предел Преа Хана — это одновременно исторический и легендарный меч, который в определенный момент считался живым и магическим объектом . [2] В 19 веке король Камбоджи Нородом считал, что меч был изготовлен Вишвакармой . [3] По другому поверью, меч был изготовлен богами Шивой и Вишну по заказу другого бога Индры. [4] что объясняет, почему меч представляет собой тримурти , Шиву в окружении Индры и Вишну: вместе лезвие, рукоять и ножны образуют триптик, напоминающий структуру йони - лингама . [5]
История
[ редактировать ]Происхождение: передача королевской власти от Джаявармана II Джаяварману III.
[ редактировать ]Самая дальняя историческая справка, которую можно найти о Преа Хан Риче, относится ко времени правления Джаявармана II (~ 802–850 гг. Н.э.). Джаяварман II оставил Королевский Священный Меч – Преа Хан Рич – и палладий в качестве королевского наследства своему сыну Джаявардхану, который правил с 850 по 877 год нашей эры под именем Джаяварман III . [6] Является ли этот меч таким же, как тот, что присутствовал в Королевском дворце Пномпеня до 1970 года, является предметом дискуссий, но, по мнению некоторых очевидцев 1960-х годов, его внешний вид дает небольшой намек на такую древность. [7]
Хотя некоторые задаются вопросом, был ли комплекс храмов Преа Хана , носящий то же имя, был построен во времена правления Джаявармана VII для хранения королевского меча, несомненно, что Предел Преа Хана был объектом почитания на протяжении всей истории Кхмерская империя . [8]
Предел Преа Хан был знаком легитимности правящего монарха. Таким образом, хотя Индраварман III (1295-1307 гг. н.э.), сменивший Джаявармана VIII (1243-1295 гг. н.э.), не принадлежал к королевской крови, его претензии на трон были приняты, когда дочь короля, которая была его любовницей, украла Преах-хана. Протянул руку и передал ему. [9]
Первое исчезновение: узурпация Сдаха Корна до восстановления суверенитета кхмеров при короле Анг Чане
[ редактировать ]Королевские регалии, включавшие Священный меч, Священный лук, Стрелы и Копье Победы, исчезли во время правления узурпатора Сдаха Корна в 1498 году. После того, как Корн убил своего короля, Срея Соконтора Бата, вождя брахманов ( Преа Эсей-Фат Суус ). обеспечил себе королевские регалии, сбежав из королевского дворца как можно дальше от Кана и сиамской армии, вторгшейся в Камбоджу. Царские регалии бакинцы растущего тайно спрятали в стволе дерева чамбак, возле пруда в Батинской провинции. Сдак Корн всеми силами пытался вернуть оригинальный меч, но безуспешно.
Священный Меч не появлялся на поверхности до 1539 года, после того как король Анг Чан I победил Сдаха Корна и взошел на трон, чтобы восстановить королевскую династию. Вождь брахманов умер от старости, а его помощник Сур умер, пытаясь вернуть Меч, чтобы передать его Корну в обмен на взятку. Укушенная коброй, жившей внутри ствола дерева чамбак , последняя умерла, оставив маленького ребенка, который спустя годы обнаружил спрятанные королевские регалии и сообщил о находке королю Анг Чану. Это было воспринято как благоприятный знак возвращения суверенитета камбоджийской династии после того, как король Анг Чан успешно разгромил сиамские войска в Сиемреапе.
Второе исчезновение: ссуда тайскому королю Раме I с неопределенным возвращением королю Анг Энгу.
[ редактировать ]В 1783 году регент Чау Хуа Пен отправил Преа Хан Рич сиамскому королю.
Тайский король Рама I получил копию, известную как Пхра Саенг Хан Чай Си – Тайский королевский меч победы – для своей коронации в 1785 году. [10]
Сиамский король торжественно вернул Предел Преа Хана Камбодже для коронации короля Анг Энга в 1794 году, однако оставив сомнения в подлинности возвращенного им меча. Однако сравнение современных изображений двух мечей может с уверенностью доказать, что Преа Хан Рич и Пхра Саенг Хан Чай Си — совершенно разные мечи по размеру, весу и украшению. Для сравнения, Предел Преа Хан в Камбодже намного больше, чем Пхра Саенг Хан. [11]
Третье исчезновение: меч, испорченный вьетнамцами до восстановления короля Анг Дуонга
[ редактировать ]Хотя он был коронован при поддержке тайской монархии в 1806 году, к 1811 году Анг Чан II перешел на другую сторону и попросил убежища, наверняка со своими королевскими регалиями, в Сайгоне в 1811 году. [12] После его смерти в 1835 году в Камбодже царили большие беспорядки, поскольку у короля не было наследника престола мужского пола. У него было всего четыре дочери, а именно принцессы Анг Пен, Анг Мей, Анг Пеу и Анг Снгуон. Во время правления короля Анг Чана вьетнамцы уже оккупировали Камбоджу, и два принца, Анг Эм и Анг Дуонг, остались у Сиама. Вьетнамцы провозгласили Анг Мей новой королевой Камбоджи. Она была возведена на трон по вьетнамской традиции, без какого-либо кхмерского протокола или регалий, как «принцесса-марионетка».
После нескольких лет безрезультатной войны между Вьетнамом и Сиамом король Анг Дуонг , взошедший на трон в 1841 году, был наконец официально провозглашен сомонархом Камбоджи в Бангкоке с королевскими регалиями, привезенными из Камбоджи по соглашению Сиама и Вьетнама. в то время как аналогичная церемония без регалий проводилась в Пномпене в честь королевы Анг Мэй. [13] В то время как Этьен Эмонье день и ночь наблюдал за ним утверждает, что король Анг Дуонг Хэ надежно спрятал Священный Меч в Удонге под специальным павильоном, где баку . [14] похоже, что регалии хранились в Бангкоке еще лет десять, в безопасности от вьетнамского разграбления . [ нужна ссылка ] Анг Дуонг также отправил своего сына, будущего короля Камбоджи Нородома , на обучение в Бангкок, в 1850 году, как можно ближе к регалиям.
Четвертое исчезновение: вторая попытка тайцев пресечена французским протекторатом Камбоджа
[ редактировать ]В 1860 году, когда умер король Анг Дуонг, Нородом стал его преемником, но остался некоронованным, поскольку сиамский королевский двор отказался выдать камбоджийские королевские регалии. Король Нородом бежал в Бангкок, спасаясь от восстания меньшинства чам в провинции Компонг Чам. Еще не получив должного посвящения, он обратился за помощью к Франции, чтобы вернуть Предел Преа Хана, чтобы он мог эффективно сделать это. Тайский король заявил, что сам приедет в Камбоджу, чтобы короновать Нородома, но французский адмирал Ла Грандьер отказался это позволить. Наконец, под давлением Франции тайский король согласился торжественно вернуть Предел Преа Хан , который Таиланд отобрал у Камбоджи в августе 1861 года. [15] Нородом был официально коронован королем Камбоджи 3 июня 1864 года со всеми королевскими регалиями.
Пятое исчезновение: загадочное местонахождение Предела Преа Хан после Кхмерской гражданской войны
[ редактировать ]18 марта 1970 года, когда королева Коссамак услышала, что ее сын Сианук был свергнут в результате государственного переворота , она вытащила Преа Хан Рич из ножен и обнаружила, что клинок не блестит, а имеет потускневший черноватый цвет — очень плохая примета. [16] Регалии исчезли из Королевского дворца в Пномпене после переворота 18 марта 1970 года под руководством генерала Лон Нола , и больше их никто не видел. [17]
Функция
[ редактировать ]Главный атрибут королевского достоинства
[ редактировать ]Преа Хан Рич был главным предметом королевских регалий Камбоджи. [18] вместе с пятью другими королевскими артефактами; [19] а именно, царская корона ( преа мокод ), королевский семиступенчатый шатер ( преа светчот ), победное копье ( преа ломпенг чей ), предположительно принадлежавшие садовнику-цареубийце Та Трасаку Фаему, легендарному правителю поздний ангкорский период и кинжал ( крис ), подаренный мусульманскому королю Камбоджи малайской принцессой. [20]
Один из четырех священных мечей
[ редактировать ]Придворные брахманы сказали Пиату, что Предел Преа Хана был одним из четырех священных мечей, связанных с «вассалами, защищающими королевство по четырем сторонам света». [21] — возможная ссылка на Четырех Небесных Королей ( Чатурмахараджикадева ) буддийской традиции. [22]
Знак легитимности
[ редактировать ]человек, владевший одновременно Королевским Священным Мечом ( Преа Хан Рич ) и Августовским Копьем Победы ( Преа Ломпэн Чей Согласно кхмерской традиции, истинным наследником Кхмерского королевства является ). Однако этого знака недостаточно, поскольку коронованный король также должен быть потомком короля, не выходящего за пределы пятого поколения, и этого недостаточно в современной Камбодже, поскольку Конституция интерпретируется как новый знак союза. между королем Камбоджи и его народом и безопасностью страны. [23]
Меч коронации
[ редактировать ]Самая важная, но не исключительная роль Королевского Меча заключается в коронации нового короля Камбоджи при его восхождении на престол, что можно сравнить с ролью Ла Джойез в Королевстве Франции или Меча Милосердия в Королевстве Франции. Великобритания . вручает меч Во время церемонии коронации королю брамин баку , а затем сам привязывает его к поясу — обряд, копируемый при коронации тайского монарха со времен Рамы I. [ нужна ссылка ]
Характеристики
[ редактировать ]Описание
[ редактировать ], датируемое 13 веком, Самое раннее описание Предела Преа Хана дано китайским посланником Чжоу Дагуанем в его книге «Обычаи Камбоджи» после восхождения на трон Индравармана III, назвав его «золотым мечом». [24]
На рукоятке и ножнах можно было увидеть замысловатую кхмерскую резьбу . Клинок его изготовлен из литой стали и усилен в верхней половине с обеих сторон золотыми и серебряными дамасскими рельефами . На вершине клинка изображена гаруда в окружении нагов , маска Раху , Рамы и Вишну между другими нагами. Рукоять изготовлена из точеного золота с репуссе и чеканкой и украшена цветной эмалью. Ножны отделаны золотым тиснением на тканевом фоне и разделены на шесть частей с изящно выполненными божествами. [25]
Говорят, что длина лезвия составляет локоть и большой размах , или примерно 72 сантиметра.
Опека: меч, вверенный королевским капелланам.
[ редактировать ]Охрана Преа Хана Рича была поручена главному брахману Королевского места, баку, известному как Преа Исей-Пхат. Задача главного брахмана заключалась в том, чтобы обеспечивать безопасность Предела Преа Хана , а также время от времени осматривать его клинок. Если клинок издал ржавеющий цвет, то это предвещало дурное предзнаменование. Баку должны были защищать предполагаемую магическую силу королевских мечей с помощью различных обрядов и заклинаний: если их вытащить из ножен без предписанного ритуала, это навлечет на страну катастрофу. [26]
Культурное влияние
[ редактировать ]По сей день Предел Преа Хан является объектом гордости и восхищения кхмерского народа.
Камбоджийский танцор Чей Чанкетия из средней школы изящных искусств Пномпеня в 2006 году создал кхмерский балет по мотивам легенды о Пределе Преа Хан . [27]
Область Преа Хан также дала название футбольному клубу Преа Хан Рич Свай Риенг , который участвует в C-лиге , высшем дивизионе камбоджийского футбола .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рокки Пендерграсс, 2015, Мифологические мечи , стр. 10.
- ^ «39. Преа Хан Рич» . Йосотор — Энциклопедия кхмерского Возрождения . Проверено 17 мая 2021 г.
- ^ Харрис, Ян (2005). Камбоджийский буддизм: история и практика . Гавайский университет Press. п. 255. ИСБН 978-0-8248-2765-6 . JSTOR j.ctt6wqjc1 .
- ^ Общество, Восточная керамика (1999). Труды Восточного керамического общества . Общество. п. 85.
- ^ «39. Преа Хан Рич» . Йосотор — Энциклопедия кхмерского Возрождения . Проверено 17 мая 2021 г.
- ^ Бриггс, Лоуренс Палмер (1951). «Древняя кхмерская империя» . Труды Американского философского общества . 41 (1): 96. дои : 10.2307/1005620 . ISSN 0065-9746 . JSTOR 1005620 .
- ^ Нэшнл Географик . Национальное географическое общество. 1960. с. 536.
- ^ Эмонье, Этьен (1900–1904). Камбоджа. Группа Ангкора и история (на французском языке). Париж: Эрнест Леру. п. 70.
- ^ Эмонье, Этьен (1900–1904). Камбоджа. Группа Ангкора и история (на французском языке). Париж: Эрнест Леру. п. 645.
- ^ Харрис, Ян (2005). Камбоджийский буддизм: история и практика . Гавайский университет Press. п. 255. ИСБН 978-0-8248-2765-6 . JSTOR j.ctt6wqjc1 .
- ^ Путра Данаю (30 марта 2021 г.). Меч: истории мечей в истории человечества . Путра Аю. п. 168.
- ^ Кодес, Джордж (1983). Становление Юго-Восточной Азии . Издательство Калифорнийского университета.
- ^ Якобсен, Труди (2008). Потерянные богини: отрицание женской власти в истории Камбоджи . НИАС Пресс. п. 114. ИСБН 978-87-7694-001-0 .
- ^ Эмонье, Этьен (1900–1904). Камбоджа. Группа Ангкора и история . Париж: Эрнест Леру. п. 70.
- ^ Преа Бором Рич Веанг Чатомук Монгкул: Королевский дворец . Департамент консервации Министерства Королевского дворца. 2004. с. 204.
- ^ Харрис, Ян (2005). Камбоджийский буддизм: история и практика . Гавайский университет Press. п. 156. ИСБН 978-0-8248-2765-6 . JSTOR j.ctt6wqjc1 .
- ^ Джелдрес, Хулио А. (2003). Королевский дом Камбоджи . Книги-памятники. п. 77.
- ^ Эмонье, Этьен (1900–1904). Камбоджа. Группа Ангкора и история (на французском языке). Париж: Эрнест Леру. п. 645.
- ^ «39. Преа Хан Рич» . Йосотор — Энциклопедия кхмерского Возрождения . Проверено 17 мая 2021 г.
- ^ Харрис, Ян (2005). Камбоджийский буддизм: история и практика . Гавайский университет Press. п. 255. ИСБН 978-0-8248-2765-6 . JSTOR j.ctt6wqjc1 .
- ^ Пиат, Мартина (1975). «Современная камбоджийская литература». Журнал сиамских исследований . 63 (2): 251–259.
- ^ Харрис, Ян (2005). Камбоджийский буддизм: история и практика . Гавайский университет Press. п. 255. ИСБН 978-0-8248-2765-6 . JSTOR j.ctt6wqjc1 .
- ^ Кеннет Т. Итак. «Преа Хан Рич и генеалогия кхмерских королей» (PDF) . Камбозастра. п. 27 . Проверено 17 мая 2021 г.
- ^ «Zhenla Customs — Wikisource, бесплатная библиотека» . zh.wikisource.org (на китайском языке) Проверено 17 мая 2021 г. .
- ^ Грослиер, Джордж (1921). Исследования камбоджийцев на основе текстов и памятников начиная с первых веков нашей эры; (на французском языке). Библиотеки Университета Дьюка. Пэрис, А. Шаламель. п. 92.
- ^ Макалистер, Джон Т. (1973). Юго-Восточная Азия: политика национальной интеграции . Случайный дом. п. 85. ИСБН 978-0-394-31409-9 .
- ^ Берридж, Стефани; Фрумберг, Фред (2010). За пределами апсары: праздник танца в Камбодже . Рутледж. п. 39. ИСБН 978-0-415-56445-8 .
Библиография
[ редактировать ]- С.-Э. Тиунн , министр королевского дворца, финансов и изящных искусств Камбоджи, «Пра Хан (священный меч Камбоджи)», Кхмерское искусство и археология, Огюстен Шаламель, Париж, том 1, 1921–1923, выпуск 1, стр. 59–63.
- Сиюн Софеарит, « Преа Хан Рич », Йосоторский культурный словарь , Культура кхмерского Возрождения.