Jump to content

Преа Хан Рич

Преа Хан Рич
Информация во вселенной
Тип Королевский меч
Владельцы Короли Камбоджи
Функция Коронация
Черты и способности Клинок из точеной стали в золотых ножнах, украшенных драгоценными камнями.

Преа Хан Рич ( кхмерский : ព្រះខ័នរាជ្យ ) — Кхмерский королевский священный меч — представляет собой обоюдоострый прямой меч с точеным стальным лезвием, заключенным в золотые ножны , украшенные драгоценными камнями . Хотя он исчез с 1970 года, он считался символом кхмерского суверенитета и законности престола для тех, кто им владел.

Этимология

[ редактировать ]

В то время как Преа и Рич соответственно относятся к божественному и королевскому характеру меча, кхмерское слово Хан происходит от аналогичного меча на Индийском субконтиненте, называемого кханда , который берет свое начало от санскритского кханга. [1] (खड्ग) или khaṅga , от корня khaṇḍ, означающего «ломать, разделять, разрезать, разрушать».

Легенда: Меч Богов

[ редактировать ]

Предел Преа Хана — это одновременно исторический и легендарный меч, который в определенный момент считался живым и магическим объектом . [2] В 19 веке король Камбоджи Нородом считал, что меч был изготовлен Вишвакармой . [3] По другому поверью, меч был изготовлен богами Шивой и Вишну по заказу другого бога Индры. [4] что объясняет, почему меч представляет собой тримурти , Шиву в окружении Индры и Вишну: вместе лезвие, рукоять и ножны образуют триптик, напоминающий структуру йони - лингама . [5]

Происхождение: передача королевской власти от Джаявармана II Джаяварману III.

[ редактировать ]

Самая дальняя историческая справка, которую можно найти о Преа Хан Риче, относится ко времени правления Джаявармана II (~ 802–850 гг. Н.э.). Джаяварман II оставил Королевский Священный Меч – Преа Хан Рич – и палладий в качестве королевского наследства своему сыну Джаявардхану, который правил с 850 по 877 год нашей эры под именем Джаяварман III . [6] Является ли этот меч таким же, как тот, что присутствовал в Королевском дворце Пномпеня до 1970 года, является предметом дискуссий, но, по мнению некоторых очевидцев 1960-х годов, его внешний вид дает небольшой намек на такую ​​древность. [7]

Хотя некоторые задаются вопросом, был ли комплекс храмов Преа Хана , носящий то же имя, был построен во времена правления Джаявармана VII для хранения королевского меча, несомненно, что Предел Преа Хана был объектом почитания на протяжении всей истории Кхмерская империя . [8]

Предел Преа Хан был знаком легитимности правящего монарха. Таким образом, хотя Индраварман III (1295-1307 гг. н.э.), сменивший Джаявармана VIII (1243-1295 гг. н.э.), не принадлежал к королевской крови, его претензии на трон были приняты, когда дочь короля, которая была его любовницей, украла Преах-хана. Протянул руку и передал ему. [9]

Первое исчезновение: узурпация Сдаха Корна до восстановления суверенитета кхмеров при короле Анг Чане

[ редактировать ]

Королевские регалии, включавшие Священный меч, Священный лук, Стрелы и Копье Победы, исчезли во время правления узурпатора Сдаха Корна в 1498 году. После того, как Корн убил своего короля, Срея Соконтора Бата, вождя брахманов ( Преа Эсей-Фат Суус ). обеспечил себе королевские регалии, сбежав из королевского дворца как можно дальше от Кана и сиамской армии, вторгшейся в Камбоджу. Царские регалии бакинцы растущего тайно спрятали в стволе дерева чамбак, возле пруда в Батинской провинции. Сдак Корн всеми силами пытался вернуть оригинальный меч, но безуспешно.

Священный Меч не появлялся на поверхности до 1539 года, после того как король Анг Чан I победил Сдаха Корна и взошел на трон, чтобы восстановить королевскую династию. Вождь брахманов умер от старости, а его помощник Сур умер, пытаясь вернуть Меч, чтобы передать его Корну в обмен на взятку. Укушенная коброй, жившей внутри ствола дерева чамбак , последняя умерла, оставив маленького ребенка, который спустя годы обнаружил спрятанные королевские регалии и сообщил о находке королю Анг Чану. Это было воспринято как благоприятный знак возвращения суверенитета камбоджийской династии после того, как король Анг Чан успешно разгромил сиамские войска в Сиемреапе.

Второе исчезновение: ссуда тайскому королю Раме I с неопределенным возвращением королю Анг Энгу.

[ редактировать ]

В 1783 году регент Чау Хуа Пен отправил Преа Хан Рич сиамскому королю.

Тайский король Рама I получил копию, известную как Пхра Саенг Хан Чай Си – Тайский королевский меч победы – для своей коронации в 1785 году. [10]

Сиамский король торжественно вернул Предел Преа Хана Камбодже для коронации короля Анг Энга в 1794 году, однако оставив сомнения в подлинности возвращенного им меча. Однако сравнение современных изображений двух мечей может с уверенностью доказать, что Преа Хан Рич и Пхра Саенг Хан Чай Си — совершенно разные мечи по размеру, весу и украшению. Для сравнения, Предел Преа Хан в Камбодже намного больше, чем Пхра Саенг Хан. [11]

Третье исчезновение: меч, испорченный вьетнамцами до восстановления короля Анг Дуонга

[ редактировать ]

Хотя он был коронован при поддержке тайской монархии в 1806 году, к 1811 году Анг Чан II перешел на другую сторону и попросил убежища, наверняка со своими королевскими регалиями, в Сайгоне в 1811 году. [12] После его смерти в 1835 году в Камбодже царили большие беспорядки, поскольку у короля не было наследника престола мужского пола. У него было всего четыре дочери, а именно принцессы Анг Пен, Анг Мей, Анг Пеу и Анг Снгуон. Во время правления короля Анг Чана вьетнамцы уже оккупировали Камбоджу, и два принца, Анг Эм и Анг Дуонг, остались у Сиама. Вьетнамцы провозгласили Анг Мей новой королевой Камбоджи. Она была возведена на трон по вьетнамской традиции, без какого-либо кхмерского протокола или регалий, как «принцесса-марионетка».

После нескольких лет безрезультатной войны между Вьетнамом и Сиамом король Анг Дуонг , взошедший на трон в 1841 году, был наконец официально провозглашен сомонархом Камбоджи в Бангкоке с королевскими регалиями, привезенными из Камбоджи по соглашению Сиама и Вьетнама. в то время как аналогичная церемония без регалий проводилась в Пномпене в честь королевы Анг Мэй. [13] В то время как Этьен Эмонье день и ночь наблюдал за ним утверждает, что король Анг Дуонг Хэ надежно спрятал Священный Меч в Удонге под специальным павильоном, где баку . [14] похоже, что регалии хранились в Бангкоке еще лет десять, в безопасности от вьетнамского разграбления . [ нужна ссылка ] Анг Дуонг также отправил своего сына, будущего короля Камбоджи Нородома , на обучение в Бангкок, в 1850 году, как можно ближе к регалиям.

Четвертое исчезновение: вторая попытка тайцев пресечена французским протекторатом Камбоджа

[ редактировать ]

В 1860 году, когда умер король Анг Дуонг, Нородом стал его преемником, но остался некоронованным, поскольку сиамский королевский двор отказался выдать камбоджийские королевские регалии. Король Нородом бежал в Бангкок, спасаясь от восстания меньшинства чам в провинции Компонг Чам. Еще не получив должного посвящения, он обратился за помощью к Франции, чтобы вернуть Предел Преа Хана, чтобы он мог эффективно сделать это. Тайский король заявил, что сам приедет в Камбоджу, чтобы короновать Нородома, но французский адмирал Ла Грандьер отказался это позволить. Наконец, под давлением Франции тайский король согласился торжественно вернуть Предел Преа Хан , который Таиланд отобрал у Камбоджи в августе 1861 года. [15] Нородом был официально коронован королем Камбоджи 3 июня 1864 года со всеми королевскими регалиями.

Пятое исчезновение: загадочное местонахождение Предела Преа Хан после Кхмерской гражданской войны

[ редактировать ]

18 марта 1970 года, когда королева Коссамак услышала, что ее сын Сианук был свергнут в результате государственного переворота , она вытащила Преа Хан Рич из ножен и обнаружила, что клинок не блестит, а имеет потускневший черноватый цвет — очень плохая примета. [16] Регалии исчезли из Королевского дворца в Пномпене после переворота 18 марта 1970 года под руководством генерала Лон Нола , и больше их никто не видел. [17]

Главный атрибут королевского достоинства

[ редактировать ]

Преа Хан Рич был главным предметом королевских регалий Камбоджи. [18] вместе с пятью другими королевскими артефактами; [19] а именно, царская корона ( преа мокод ), королевский семиступенчатый шатер ( преа светчот ), победное копье ( преа ломпенг чей ), предположительно принадлежавшие садовнику-цареубийце Та Трасаку Фаему, легендарному правителю поздний ангкорский период и кинжал ( крис ), подаренный мусульманскому королю Камбоджи малайской принцессой. [20]

Один из четырех священных мечей

[ редактировать ]

Придворные брахманы сказали Пиату, что Предел Преа Хана был одним из четырех священных мечей, связанных с «вассалами, защищающими королевство по четырем сторонам света». [21] — возможная ссылка на Четырех Небесных Королей ( Чатурмахараджикадева ) буддийской традиции. [22]

Знак легитимности

[ редактировать ]

человек, владевший одновременно Королевским Священным Мечом ( Преа Хан Рич ) и Августовским Копьем Победы ( Преа Ломпэн Чей Согласно кхмерской традиции, истинным наследником Кхмерского королевства является ). Однако этого знака недостаточно, поскольку коронованный король также должен быть потомком короля, не выходящего за пределы пятого поколения, и этого недостаточно в современной Камбодже, поскольку Конституция интерпретируется как новый знак союза. между королем Камбоджи и его народом и безопасностью страны. [23]

Меч коронации

[ редактировать ]

Самая важная, но не исключительная роль Королевского Меча заключается в коронации нового короля Камбоджи при его восхождении на престол, что можно сравнить с ролью Ла Джойез в Королевстве Франции или Меча Милосердия в Королевстве Франции. Великобритания . вручает меч Во время церемонии коронации королю брамин баку , а затем сам привязывает его к поясу — обряд, копируемый при коронации тайского монарха со времен Рамы I. [ нужна ссылка ]

Характеристики

[ редактировать ]

Описание

[ редактировать ]

, датируемое 13 веком, Самое раннее описание Предела Преа Хана дано китайским посланником Чжоу Дагуанем в его книге «Обычаи Камбоджи» после восхождения на трон Индравармана III, назвав его «золотым мечом». [24]

На рукоятке и ножнах можно было увидеть замысловатую кхмерскую резьбу . Клинок его изготовлен из литой стали и усилен в верхней половине с обеих сторон золотыми и серебряными дамасскими рельефами . На вершине клинка изображена гаруда в окружении нагов , маска Раху , Рамы и Вишну между другими нагами. Рукоять изготовлена ​​из точеного золота с репуссе и чеканкой и украшена цветной эмалью. Ножны отделаны золотым тиснением на тканевом фоне и разделены на шесть частей с изящно выполненными божествами. [25]

Говорят, что длина лезвия составляет локоть и большой размах , или примерно 72 сантиметра.

Опека: меч, вверенный королевским капелланам.

[ редактировать ]

Охрана Преа Хана Рича была поручена главному брахману Королевского места, баку, известному как Преа Исей-Пхат. Задача главного брахмана заключалась в том, чтобы обеспечивать безопасность Предела Преа Хана , а также время от времени осматривать его клинок. Если клинок издал ржавеющий цвет, то это предвещало дурное предзнаменование. Баку должны были защищать предполагаемую магическую силу королевских мечей с помощью различных обрядов и заклинаний: если их вытащить из ножен без предписанного ритуала, это навлечет на страну катастрофу. [26]

Культурное влияние

[ редактировать ]

По сей день Предел Преа Хан является объектом гордости и восхищения кхмерского народа.

Камбоджийский танцор Чей Чанкетия из средней школы изящных искусств Пномпеня в 2006 году создал кхмерский балет по мотивам легенды о Пределе Преа Хан . [27]

Область Преа Хан также дала название футбольному клубу Преа Хан Рич Свай Риенг , который участвует в C-лиге , высшем дивизионе камбоджийского футбола .

  1. ^ Рокки Пендерграсс, 2015, Мифологические мечи , стр. 10.
  2. ^ «39. Преа Хан Рич» . Йосотор — Энциклопедия кхмерского Возрождения . Проверено 17 мая 2021 г.
  3. ^ Харрис, Ян (2005). Камбоджийский буддизм: история и практика . Гавайский университет Press. п. 255. ИСБН  978-0-8248-2765-6 . JSTOR   j.ctt6wqjc1 .
  4. ^ Общество, Восточная керамика (1999). Труды Восточного керамического общества . Общество. п. 85.
  5. ^ «39. Преа Хан Рич» . Йосотор — Энциклопедия кхмерского Возрождения . Проверено 17 мая 2021 г.
  6. ^ Бриггс, Лоуренс Палмер (1951). «Древняя кхмерская империя» . Труды Американского философского общества . 41 (1): 96. дои : 10.2307/1005620 . ISSN   0065-9746 . JSTOR   1005620 .
  7. ^ Нэшнл Географик . Национальное географическое общество. 1960. с. 536.
  8. ^ Эмонье, Этьен (1900–1904). Камбоджа. Группа Ангкора и история (на французском языке). Париж: Эрнест Леру. п. 70.
  9. ^ Эмонье, Этьен (1900–1904). Камбоджа. Группа Ангкора и история (на французском языке). Париж: Эрнест Леру. п. 645.
  10. ^ Харрис, Ян (2005). Камбоджийский буддизм: история и практика . Гавайский университет Press. п. 255. ИСБН  978-0-8248-2765-6 . JSTOR   j.ctt6wqjc1 .
  11. ^ Путра Данаю (30 марта 2021 г.). Меч: истории мечей в истории человечества . Путра Аю. п. 168.
  12. ^ Кодес, Джордж (1983). Становление Юго-Восточной Азии . Издательство Калифорнийского университета.
  13. ^ Якобсен, Труди (2008). Потерянные богини: отрицание женской власти в истории Камбоджи . НИАС Пресс. п. 114. ИСБН  978-87-7694-001-0 .
  14. ^ Эмонье, Этьен (1900–1904). Камбоджа. Группа Ангкора и история . Париж: Эрнест Леру. п. 70.
  15. ^ Преа Бором Рич Веанг Чатомук Монгкул: Королевский дворец . Департамент консервации Министерства Королевского дворца. 2004. с. 204.
  16. ^ Харрис, Ян (2005). Камбоджийский буддизм: история и практика . Гавайский университет Press. п. 156. ИСБН  978-0-8248-2765-6 . JSTOR   j.ctt6wqjc1 .
  17. ^ Джелдрес, Хулио А. (2003). Королевский дом Камбоджи . Книги-памятники. п. 77.
  18. ^ Эмонье, Этьен (1900–1904). Камбоджа. Группа Ангкора и история (на французском языке). Париж: Эрнест Леру. п. 645.
  19. ^ «39. Преа Хан Рич» . Йосотор — Энциклопедия кхмерского Возрождения . Проверено 17 мая 2021 г.
  20. ^ Харрис, Ян (2005). Камбоджийский буддизм: история и практика . Гавайский университет Press. п. 255. ИСБН  978-0-8248-2765-6 . JSTOR   j.ctt6wqjc1 .
  21. ^ Пиат, Мартина (1975). «Современная камбоджийская литература». Журнал сиамских исследований . 63 (2): 251–259.
  22. ^ Харрис, Ян (2005). Камбоджийский буддизм: история и практика . Гавайский университет Press. п. 255. ИСБН  978-0-8248-2765-6 . JSTOR   j.ctt6wqjc1 .
  23. ^ Кеннет Т. Итак. «Преа Хан Рич и генеалогия кхмерских королей» (PDF) . Камбозастра. п. 27 . Проверено 17 мая 2021 г.
  24. ^ «Zhenla Customs — Wikisource, бесплатная библиотека» . zh.wikisource.org (на китайском языке) Проверено 17 мая 2021 г. .
  25. ^ Грослиер, Джордж (1921). Исследования камбоджийцев на основе текстов и памятников начиная с первых веков нашей эры; (на французском языке). Библиотеки Университета Дьюка. Пэрис, А. Шаламель. п. 92.
  26. ^ Макалистер, Джон Т. (1973). Юго-Восточная Азия: политика национальной интеграции . Случайный дом. п. 85. ИСБН  978-0-394-31409-9 .
  27. ^ Берридж, Стефани; Фрумберг, Фред (2010). За пределами апсары: праздник танца в Камбодже . Рутледж. п. 39. ИСБН  978-0-415-56445-8 .

Библиография

[ редактировать ]
  • С.-Э. Тиунн , министр королевского дворца, финансов и изящных искусств Камбоджи, «Пра Хан (священный меч Камбоджи)», Кхмерское искусство и археология, Огюстен Шаламель, Париж, том 1, 1921–1923, выпуск 1, стр. 59–63.
  • Сиюн Софеарит, « Преа Хан Рич », Йосоторский культурный словарь , Культура кхмерского Возрождения.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a31da8818400cc0f136234644d46bfb5__1718848500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a3/b5/a31da8818400cc0f136234644d46bfb5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Preah Khan Reach - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)