Джаяварман II
Джаяварман II (Пачка) | |
---|---|
Король Кхмерской империи | |
Царствование | 802 – 850 |
Предшественник | Он сам и Джьештхарья |
Преемник | Джаяварман III |
Король Нижней Ченлы (Водной Ченлы) | |
Царствование | в. 780–802 гг. н.э. [1] |
Предшественник | Махипативарман |
Преемник | Сам как король Кхмерской империи |
Король-супруга Верхней Ченлы (Земля Ченла) | |
Срок владения | в. 780-е годы |
Рожденный | что. 770 |
Умер | 850 (79–80 лет) Ангкор , Кхмерская империя (ныне Сием Рип , Камбоджа ) |
Супруг | Хьянг Амрита, Джайендрабха |
Проблема | Джьештхарья , Джаяварман III |
Религия | индуизм |
Джаяварман II ( кхмер : Джаяварман II ; ок. 770 — 850) [2] (годы правления ок. 802–850) был кхмерским принцем, основавшим и ставшим правителем Кхмерской империи ( Камбоджа ) после объединения кхмерской цивилизации. Кхмерская империя была доминирующей цивилизацией на материковой части Юго-Восточной Азии с 9 века до середины 15 века. Джаяварман II был могущественным кхмерским королем, провозгласившим независимость от государства с надписями под названием «Ява», что, скорее всего, относится к острову Ява в индонезийском архипелаге. [3] Джаяварман II основал множество столиц, таких как Махендрапарвата , Индрапура , Амарендрапура и Харихаралайя . До того, как Джаяварман II пришел к власти, между местными повелителями, управлявшими разными частями Камбоджи, велось много боевых действий. Самой известной оппозицией были короли Шайлендры. [4] В 781 году Джаяварман II принял меры, заявив о независимости земли Ченла . [5] Начав с небольших слабых королевств, он построил себя оттуда, в конечном итоге приведя к Кхмерской Империи. Никаких надписей Джаявармана II обнаружено не было. Будущие короли Кхмерской империи описывали его как воина и самого могущественного короля того времени, которого они могли вспомнить. [6] Историки ранее датировали его правление периодом с 802 по 835 год нашей эры. [7]
Универсальный монарх
[ редактировать ]Махипативарман , король Водной Ченлы , выразил желание перед своими придворными увидеть отрубленную голову короля Забага , которая отождествляется с Явой. Эта информация была известна Санджае , королю Явы. Итак, Санджая завоевал Водную Ченлу и обезглавил Махипативармана. А затем король Забага посадил на трон нового короля, Джаявармана II, в качестве своего вассала. Джаяварман сначала некоторое время оставался в подчинении Явы, а затем провозгласил независимость. [1]
Джаяварман II стал королем Индрапуры в 781 году и женился на Джайендрабхе , королеве-правительнице Ченлы Самбхупура , чтобы объединить Камбоджу под одним королем. [8] Джаяварман II стал королем-супругой Самбхупуры, женившись на ней. [9]
Джаяварман II широко известен как король, заложивший основу периода Ангкора в истории Камбоджи, начиная с грандиозного ритуала освящения, который он провел в 802 году на горе Махендрапарвата , ныне известной как Пном Кулен . [10] На этой церемонии он был провозглашен вселенским монархом ( Камратен джагад та Раджа на кхмерском языке) или королем-богом ( ទេវរាជ на кхмерском языке, Дева Раджа на санскрите). [11] : 58–59 [12] Надпись из храма Сдок Как Том повествует, что в Махендрапарвате Джаяварман II принял участие в ритуале, проведенном Брахманом Хираньядамой и его главным священником Лордом Шивакайвальей, девараджей ( кхмер : ទេវរាជា ), который поставил его в качестве чакравартина , Господа Вселенная. [13] : 99–101
В целом, записи позволяют предположить, что Джаяварман и его последователи в течение нескольких лет перемещались с юго-востока Камбоджи на северо-запад, по пути подчиняя различные княжества. [11] : 54 Джаяварман II основал Харихаралайю недалеко от современного Ролуоса , первое поселение на территории, которая позже стала Кхмерской империей. [13] : 98 Историк Клод Жак пишет, что сначала он захватил город Вьядхапур на юго-востоке, затем двинулся вверх по реке Меконг, чтобы взять Самбхупуру . Позже он обосновался в другом городе-государстве, ныне известном как Бантеай Прей Нокор . [11] : 54 недалеко от современного Компонг Чама . Жак полагает, что оттуда он направился к Ват Пу, резиденции города-государства на территории современного южного Лаоса , а затем двинулся вдоль гор Дангрек и прибыл в регион Ангкор. Позже он оказывал давление на местных кхмерских лидеров, располагавшихся к западу, но они дали отпор и оттеснили его на вершину современного Пном Кулена , примерно в 50 километрах к востоку от Ангкора, где брахман провозгласил независимость. Жак предполагает, что этот шаг мог быть направлен на подтверждение власти Джаявармана перед лицом сильного сопротивления.
Обосновавшись в регионе Ангкор, Джаяварман II, судя по всему, правил не только в Харихаралайе, расположенном к северу от озера Тонлесап , но и в месте, которое в надписях называется Амарендрапура . [13] : 99 Его точное определение не установлено, хотя некоторые историки полагают, что это ныне утраченное поселение на западной оконечности Западного Барая , восьмикилометрового священного водоема, построенного примерно через два столетия после его смерти. Ни один храм не связан положительно с Джаяварманом, но некоторые историки предполагают, что он, возможно, построил Ак Юм , кирпичную ступенчатую пирамиду , ныне в значительной степени разрушенную, на южной окраине Западного Барая. Храм был предшественником архитектурной формы горного храма более поздних кхмерских королей. [11] : 57
Несмотря на его ключевую роль в истории Кхмера, о Джаявармане сохранилось мало убедительных фактов. Никаких авторских надписей обнаружено не было, но он упоминается во многих других, некоторые из них написаны спустя много времени после его смерти. Судя по всему, он был аристократом по происхождению и начал свою завоевательную карьеру на юго-востоке современной Камбоджи . Возможно, в то время он был известен как Джаяварман Ибис. «Ради процветания людей этой совершенно чистой королевской расы великий лотос, у которого больше нет стебля, вырос, как новый цветок», — гласит одна надпись. [14] В надписях рассказывается и другие подробности: он женился на женщине по имени Хьянг Амрита; [15] и он основал фонд в Лобок Срот, на юго-востоке. [11] : 54–56
Sdok Kak Thom
[ редактировать ]Самая ценная надпись, касающаяся Джаявармана II, датирована 1052 годом нашей эры, через два столетия после его смерти, и найдена в храме Сдок Как Том в современном Таиланде . [13] : 97 [16] : 353–354 Надпись гласит: «Когда Его Величество Парамешвара прибыл с Явы, чтобы править в царском городе Индрапура,… Шивакайвалья, пурохит семьи , служил его гуру и занимал пост королевского капеллана Его Величества», используя посмертное имя короля. [17] В более позднем отрывке текста говорится, что брахман по имени Хираньядама, «владеющий знаниями магической силы, пришел из Джанапады в ответ на приглашение Его Величества совершить возвышенный обряд, который освободит Камбуджадесу [царство] от всякого существования». больше не зависит от Java». В тексте также рассказывается о создании культа Девараджи, ключевой религиозной церемонии при дворе Джаявармана и последующих кхмеров.
Толкования на тему "Ява"
[ редактировать ]Слово в надписи, которое часто переводят как «Ява», вызвало продолжительные споры. Некоторые ранние ученые, такие как Джордж Коэдес и Лоуренс Палмер Бриггс, установили, что это относится к острову Ява в современной Индонезии . Мифические истории о сражениях между кхмерами и яванцами соответствуют, по их мнению, династии Саилендра, правившей как на Яве, так и на Суматре Шривиджая .
Более поздние ученые, такие как Чарльз Хайэм, сомневаются, что это слово относится к острову. Майкл Викери переосмыслил это слово, чтобы оно означало « чамы », соседи кхмеров на востоке, описал чвеа . [11] : 56
В 2013 году Арло Гриффитс опроверг эти теории и убедительно продемонстрировал, что почти во всех случаях в надписях упоминается Ява, речь идет об острове Ява в Индонезийском архипелаге. [3]
Историческая оценка
[ редактировать ]В более широком смысле, продолжаются споры о том, действительно ли правление Джаявармана II представляло собой поворотный момент в истории Кхмеров, создание независимого единого государства из небольших враждующих княжеств, или же оно было частью длительного процесса, направленного на достижение этой цели. Надписи указывают на то, что более поздние кхмерские короли относились к нему как к августу, первому в своей линии и источнику своей легитимности, но индуистская цивилизация существовала в этом регионе уже на протяжении веков; Тот факт, что Джаяварман был вторым монархом, носившим это имя, является признаком того, что в регионе уже существовала длинная череда королей значительных государств. [18]
Посмертное имя
[ редактировать ]Джаяварман II умер в 850 году нашей эры. [11] : 59 и получил посмертное имя Парамешвара , [13] : 103 «Верховный правитель» — эпитет Шри Шивы . После него трон принадлежал его сыну Джаяварману III и двум другим королям семьи, на которой он женился. Официально его чествовали вместе с этими двумя королями и их женами в храме Преа Ко в Рулусе, построенном королем Индраварманом I и открытом в 880 году нашей эры.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шаран, Махеш Кумар (2003). Исследования санскритских надписей древней Камбоджи . Публикации Абхинава. стр. 32–34. ISBN 978-81-7017-006-8 .
- ^ Жан Буасселье (1956). Тенденции в кхмерском искусстве. Том 6 исследований Юго-Восточной Азии . Итака, Нью-Йорк: Программа Юго-Восточной Азии, Корнельский университет, 1989. с. 118. ИСБН 0877277052 .
- ^ Jump up to: а б Гриффитс, Арло (2013). «Проблема древнего названия Ява и роль Сатьявармана в международных отношениях Юго-Восточной Азии на рубеже девятого века нашей эры». Архипел . 85/1 : 43–81. ISSN 0044-8613 .
- ^ «Возвышение Ангкора и Кхмерской империи» . Национальная библиотека Австралии . Проверено 24 апреля 2024 г.
- ^ «Джаяварман II | Камбоджийский правитель, основатель Ангкора | Британника» . www.britanica.com . 15 марта 2024 г. Проверено 24 апреля 2024 г.
- ^ Уолтерс, О. (1973). Военная мощь Джаявармана II: Территориальный фонд Империи Ангкор. Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии, (1), 21. Получено 8 июля 2020 г. с сайта www.jstor.org/stable/25203407.
- ^ Чарльз Хайэм (2001). Цивилизация Ангкора . Издательство Калифорнийского университета. п. 192-54. ISBN 9780520234420 .
- ^ Якобсен, Труди (2008). Потерянные богини: отрицание женской власти в истории Камбоджи . НИАС Пресс. п. 28. ISBN 978-87-7694-001-0 .
- ^ Якобсен, Труди (2003). «Автономное королевство в Камбодже, 1–9 века нашей эры» . Журнал Королевского азиатского общества . 13 (3): 371–375.
- ^ Альбанезе, Марилия (2006). Сокровища Ангкора . Италия: Белая Звезда. п. 24. ISBN 88-544-0117-Х .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хайэм, К., 2001, Цивилизация Ангкора, Лондон: Вайденфельд и Николсон, ISBN 9781842125847
- ^ Видьоно, Бенни (2008). Танцы в тени: Сианук, красные кхмеры и Организация Объединенных Наций в Камбодже . Издательство Rowman & Littlefield. ISBN 9780742555532 . Проверено 25 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Коэдес, Джордж (1968). Уолтер Ф. Велла (ред.). Индианизированные государства Юго-Восточной Азии . пер. Сьюзен Браун Коуинг. Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-0368-1 .
- ^ Бриггс, Древняя кхмерская империя, с. 83.
- ^ ДиБиасио, Джейм (2013). «Глава 1: Король богов» . История Ангкора . Книги шелкопряда. ISBN 978-1-6310-2259-3 . Проверено 2 декабря 2014 г.
- ^ Хайэм, К., 2014, Ранняя материковая Юго-Восточная Азия, Бангкок: River Books Co., Ltd., ISBN 9786167339443
- ^ Сак-Хамфри, «Надпись Сдак Кок Том», стр. 46.
- ^ Маббетт и Чендлер, Кхмеры, стр. 87-89.
Ссылки
[ редактировать ]- Сак-Хамфри, Чхани. Надпись Сдок Как Том . Издание Буддийского института 2005 г.
- Хайэм, Чарльз. Цивилизация Ангкора . Калифорнийский университет Press 2001.
- Бриггс, Лоуренс Палмер. Древняя Кхмерская империя . Труды Американского философского общества 1951 года.
- Маббетт, Ян и Чендлер, Дэвид. Кхмеры. Блэквелл Паблишерс Лтд., 1996.
- Коэдес, Жорж. Столицы Джаявармана II. . Бюллетень де l'EFEO (Париж), 28 (1928).
- Уолтерс, Огайо (1973). «Военная мощь Джаявармана II: Территориальный фонд Империи Ангкор». Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 105 (1). Издательство Кембриджского университета: 21–30. дои : 10.1017/S0035869X00130400 . JSTOR 25203407 .
- Жак, Клод и Лафон, Филипп. Кхмерская империя: города и святилища с 5 по 13 век . Речные книги [2007].
- Жак, Клод. Карьера Джаявармана II. , Bulletin de l'EFEO (Париж), 59 (1972): 205–220.
- Жак, Клод. О Джаявармане II, основателе Кхмерской империи . Археология Юго-Восточной Азии 3 (1992): 1-5.
- Джексон, Рис и Дау Дю Гау. Кхмерская империя: Джаяварман II / История (2001) (Новая Зеландия)