Раматипади I
Раматипади I Султан Ибрагим Султан Ибрагим | |||||
---|---|---|---|---|---|
Султан Камбоджи | |||||
Царствование | 1642–1658 | ||||
Предшественник | Батом Ричеа (Не Я) | ||||
Преемник | Barom Reachea V | ||||
Рожденный | 1614 | ||||
Умер | 1659 | ||||
Супруг | Нажмите «Загрузить», чтобы сохранить Neak Moneang Kapah Pau mp3 com. youtube | ||||
Проблема | Принцесса Дав Кшатрии | ||||
| |||||
Дом | Дом Трасака Паема | ||||
Отец | Чей Четта II | ||||
Мать | Неак Монеанг Пусса (из Лан Ксанга ) | ||||
Религия | Раньше буддизм , обратился в суннитов при восшествии на престол |
Раматипади I ( кхмерский : រា មា ធធី ទី ទី 1 ; 1614–1659), также известный как Понхеа Чан ( кхмерский : ពញា ចន្ទ) произносится [pʰñiə.cɑn] ), Кау Бана Канд , Ботум Реачеа I, Нак Чам, [ 1 ] или Султан Ибрагим ( Джави : سلطان إبراهيم), правивший с 1642 по 1658 год, был первым и единственным камбоджийским королем, принявшим ислам . Раматипади I был третьим сыном Чея Четты II .
Биография
[ редактировать ]Вступление на престол и обращение
[ редактировать ]После смерти короля Анг Тонг Ричеа в 1640 году его дядя Баром Ричеа посадил на трон своего собственного сына как Батум Ричеа I (Анг Нон). Цареубийство было хорошо спланировано. Ситта сначала заручился лояльностью кхмерской знати, а также лидеров местных японских, малайских и португальских общин, из которых он нанял киллера для совершения преступления.
«В назначенный день, вечером 5 января 1642 года, когда Парамараджа играл в свою обычную карточную игру с некоторыми из своих дворян, камергер подошел к нему сзади и зарезал его японским кинжалом, который он спрятал под своим одежда."
С помощью мусульманских купцов из Малайи и при поддержке вьетнамской королевы Нгок Ван Понеа Чан убил своего двоюродного брата Анг Нона I, а также своего дядю Барома Ричеа в 1642 году и взошел на трон как Ботум Ричеа I.
Он принял ислам и сменил имя на Султан Ибрагим . Раматипади I находился под сильным влиянием жизни и практики малайских купцов-мусульман. Во время его правления Пномпень по-прежнему был местом значительной прибыли: купцы приезжали со всего региона, японские христиане нашли убежище в Камбодже, а также китайцы, разросшиеся с прибытием сторонников Мин после падения династии в 1644 году, которые сформировали крупнейшая иностранная община в Камбодже. В 1630-х годах Голландская Ост-Индская компания открыла в Пномпене пост, главным образом для закупки оленьих шкур; генерал-губернатором в то время был Антонис ван Димен . [ 2 ] Однако напряженность возросла среди групп, представляющих различные интересы: голландцев, португальцев и малайцев. Раматипади планировал вытеснить Голландскую Ост-Индскую компанию . В 1643 году камбоджийско-голландская война . разразилась [ 3 ] Представители Голландской Ост-Индской компании были убиты, а остальные заключены в тюрьму, согласно голландским источникам, по наущению конкурирующего португальца.
Популярное недовольство
[ редактировать ]Однако большинство камбоджийцев были буддистами и хотели свергнуть его и обратились за помощью к вьетнамским лордам Нгуен . В 1658 году король Сиама Нарай готовился вторгнуться в Камбоджу с запада, поощряя Анг Со возглавить восстание с востока против Раматипади I.
В 1658 году вьетнамская армия вторглась в Камбоджу, свергла его и заключила в тюрьму. [ 4 ] в Куангбине . Он умер в следующем году, вероятно, убитый вьетнамцами или умер от болезни. [ 5 ]
Последствия
[ редактировать ]После его убийства трое сыновей Чана укрылись в Сиаме. Последующие годы были отмечены почти непрекращающимся конфликтом, поскольку придворная политика разделилась на тех, кто был связан с Аюттхая , и тех, кто был провьетнамским, а надежды на стабильность были еще больше подорваны очередным Нгуена в 1673 году. вторжением [ 3 ]
Политика
[ редактировать ]Растущее влияние Вьетнама на Камбоджу
[ редактировать ]Во время правления Раматипади I влияние Вьетнама на политическую жизнь Камбоджи еще больше возросло и стало еще одним фактором нестабильности. Нгуен Фук Нгок Ван , супруга его отца, которая поддержала его восхождение на престол на раннем этапе, сохранила свое положение «королевы-матери» со своим собственным дворцом и двором. Она продолжала отражать предварительные попытки кхмеров вернуть себе Прей Нокор и Кампонг Крабей. Она также защитила двух оставшихся в живых сыновей Барома Ричи, Анг Со и Анг Тана. В это время вьетнамские торговцы стали более активными в Камбодже, особенно закупая рис, необходимый для снабжения сильно военизированного населения, живущего у стен на их северной границе. [ 6 ]
Война с голландцами
[ редактировать ]Султан Ибрагим «начал десятилетнюю войну против торговых интересов Герцогской Ост-Индской компании в Камбодже». [ 3 ] Заручившись поддержкой португальцев в своем дворцовом перевороте, король Рамадипати был еще менее склонен, чем его предшественники, отдавать предпочтение голландцам перед португальцами в вопросах торговли. Это сильно раздражало представителя Герцогской Ост-Индской компании Питера ван Регемортеса, который упорно пытался отговорить нового короля от его антиголландской позиции, что неизбежно привело к ухудшению отношений между двумя людьми. В ноябре 1642 года новый король пригрозил ван Регемортесу «затоптать его до смерти слонами», побуждая последнего найти убежище в Батавии . [ 7 ] Опасаясь за свою жизнь, ван Регемортес бежал в Батавию. 27 ноября 1643 года, после того как ван Регемортес вернулся в Камбоджу с титулом посла Компании, он потребовал возмещения понесенных убытков. [ 8 ] Оскорбленный его высокомерным тоном, король приказал убить его и 36 его людей по пути во дворец. В ответ Компания направила флот из 432 человек на 5 кораблях, который прибыл в Меконг 3 июня 1644 года. [ 9 ]
Наследие
[ редактировать ]В современной Камбодже Раматипади I является важной фигурой для общины чамов в Камбодже , поскольку он предполагает давние отношения между чамами и кхмерами, хотя многие люди об этом не знают. [ 10 ]
Историография
[ редактировать ]Жизнь Раматипади I в первую очередь известна через три различных современных источника: Королевские хроники Камбоджи , дневники голландских купцов и отчеты французских миссионеров .
Королевские хроники Камбоджи с 1594 по 1677 год были отредактированы и опубликованы Мак Фёном в 1981 году при поддержке Французской школы Крайнего Востока , но такие историки, как Майкл Викери или Сок Кхин, [ 11 ] раскритиковали их точность. Королевские хроники Камбоджи «осуждают мусульманского монарха страны, единственного в истории Камбоджи, за то, что он дал исламским чамам и малайским мандаринам больше власти, чем кхмерам», опасаясь, что «кхмерская нация исчезнет». [ 3 ]
Существуют также голландские источники, все они основаны на отчетах должностных лиц Голландской Ост-Индской компании , описывающих «странные события», произошедшие в Камбодже между 1635 и 1644 годами, во время восшествия на престол Раматипади. [ 12 ] В этих голландских источниках есть пробел относительно Камбоджи, вызванный временным прекращением торговли с Камбоджей после резни 1643 года и неудачной карательной экспедиции 1644 года, после которой Голландская Ост-Индская компания восстановила свою контрагенту под руководством Хендрика Индийка. [ 13 ]
Французские миссионеры упоминали Раматипади I и его обращение в ислам в своих отчетах с 1682 по 1685 год. [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лоурейро, Ванесса (июнь – декабрь 2005 г.). «Иезуиты в Камбодже: взгляд на камбоджийскую религию (вторая половина XVI — первая четверть XVIII века)» (PDF) . Бюллетень португальско-японоведов . 10–11. Лиссабон, Португалия: Universidade Nova de Lisboa: 193–222.
- ^ Андайя, Барбара Уотсон; Андайя, Леонард Ю. (19 февраля 2015 г.). История Юго-Восточной Азии раннего Нового времени, 1400–1830 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 226. ИСБН 978-0-521-88992-6 .
- ^ Jump up to: а б с д Кирнан 2008 , с. 157.
- ^ Кирнан 2008 , с. 158.
- ^ Чендлер, Дэвид П. (2008). История Камбоджи (4-е изд.). Вествью Пресс. п. 105. ИСБН 978-0813343631 .
- ^ Тейлор, К.В. (9 мая 2013 г.). История вьетнамцев . Издательство Кембриджского университета. п. 304. ИСБН 978-1-107-24435-1 .
- ^ Крейн, Альфонс Ван дер (2009). Убийство и хаос в Камбодже семнадцатого века: Энтони Ван Димен против. Царь Рамадипати I. Книги шелкопряда. п. 11. ISBN 978-974-9511-62-6 .
- ^ Бернон, Оливье де (2010). «Альфонс Ван дер Краан, убийство и хаос в Камбодже семнадцатого века. Энтони Ван Димен против короля Рамадипати I, 2009» . Асеания, Гуманитарные науки в Юго-Восточной Азии . 25 (1): 198–201.
- ^ Бух, WJM (1937). «II. Голландская Ост-Индская компания и Индокитай» . Вестник Французской школы Дальнего Востока . 37 (1): 121–237. дои : 10.3406/befeo.1937.5351 .
- ^ Осман, Мохамед Наваб Мохамед (19 июня 2017 г.). Ислам и миростроительство в Азиатско-Тихоокеанском регионе . Всемирная научная. п. 12. ISBN 978-981-4749-83-1 .
- ^ Хин, Сок (1986). «Некоторые мысли об исторической ценности королевских хроник Камбоджи» . Вестник Французской школы Дальнего Востока . 75 (1): 197–214. дои : 10.3406/befeo.1986.1705 .
- ^ Кастелейн, Питер (1669). в королевствах Камбоджа и Лаос (1635-1644 гг.) в Ост-Индии ( Странные события на голландском языке). Харлем.
- ^ Керстен, Кэрол (2006). «Мусульманский король Камбоджи: кхмерские и голландские источники об обращении Реамеатипадеи I, 1642–1658» . Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 37 (1): 1–22. дои : 10.1017/S0022463405000408 . ISSN 0022-4634 . JSTOR 20072683 . S2CID 162730366 .
- ^ Лоне, Адриан (2000). История миссии Кочинчины, 1658-1823 гг.: исторические документы из архивов иностранных миссий . Зарубежные миссии Парижа. ISBN 2-914402-00-7 . OCLC 48265959 .
Библиография
[ редактировать ]- Кирнан, Бен (2008). Кровь и почва: всемирная история геноцида и истребления от Спарты до Дарфура . Мельбурнский университет. Издательский. ISBN 978-0522854770 . Проверено 16 февраля 2014 г.
- Чан Чонг Ким (2005). Краткая история Вьетнама (на вьетнамском языке). Хошимин: Главное издательство Хошимина.