Джаяварман VII
Джаяварман VII | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||
Король Кхмерской империи | |||||
Царствование | 1181–1218 | ||||
Коронация | 1182 [1] | ||||
Предшественник | Трибхуванадитьяварман (до вторжения чамов ) | ||||
Преемник | Индраварман II | ||||
Рожденный | в. 1122/1125 Ангкор , Кхмерская империя | ||||
Умер | 1218 г. (ок. 95 лет) Яшодхарапура , Кхмерская империя | ||||
Супруга | Джаяраджадеви , Индрадеви | ||||
Проблема | Сикхара Махадеви (королева-супруга Пхо Кхун Фа Муанг ) | ||||
| |||||
Династия | Варман | ||||
Отец | Дхараниндраварман II | ||||
Мать | Шри Джаяраджакудамани | ||||
Религия | Махаяна Буддизм | ||||
Военная служба | |||||
Верность | ![]() | ||||
Битвы/войны | |||||
Джаяварман VII ( кхмер : ជយ វរ្ម័ន ទី ၇ ), известный посмертно как Махапарамасаугата ( មហា បរម សៅ គាត , ок. 1122–1218), был королем Кхмерской империи . . Он был сыном короля Дхараниндравармана II (годы правления 1150–1160) и королевы Шри Джаяраджакудамани . [2] Он был первым королем, посвятившим себя буддизму , поскольку только один до этого кхмерский король был буддистом. Затем он построил Байон как памятник буддизму. Историки обычно считают Джаявармана VII самым могущественным из кхмерских монархов. [3] Его правительство построило множество проектов, включая больницы, автомагистрали, дома отдыха и храмы. Королю Джаяварману VII, руководствующемуся буддизмом, приписывают создание государства всеобщего благосостояния , которое удовлетворяло физические и духовные потребности кхмерского народа. [4]
Поражение Чамов и коронация
[ редактировать ]В 1177 и 1178 годах чамы вторглись в Кхмерскую империю. [5] В 1177 году король Чампа Джая Индраварман IV предпринял внезапное нападение на кхмерскую столицу, направив флот вверх по реке Меконг , через озеро Тонлесап , а затем вверх по реке Сиемреап , притоку Тонлесапа. Захватчики разграбили кхмерскую столицу Ясодхарапур и короля Трибхуванадитьявармана казнили . Также в 1178 году, когда ему было около 50 лет, Джаяварман приобрел историческую известность, возглавив кхмерскую армию, которая вытеснила захватчиков, включая морское сражение, изображенное на стенах Байона и Бантей Чмара . [2] : 169–170 Вернувшись в столицу, он застал ее в беспорядке. Он положил конец спорам между враждующими фракциями и в 1181 году сам был коронован королем. [6] : 120–121
В начале своего правления он, вероятно, отразил еще одно нападение чамов и подавил восстание вассального королевства Мальянг ( Баттамбанг ). Ему очень помогло военное мастерство принца-беженца Шри Видьянанданы , который также сыграл роль в последующем разграблении и завоевании Чампы (1190–1191). [2] : 170 Его завоевание Чампы сделало его зависимым от Кхмерской империи на тридцать лет. [7] Джаяварман расширил кхмерский контроль над долиной Меконга на север до Вьентьяна и на юг, вниз по перешейку Кра .
Общественные работы и памятники
[ редактировать ]
За 37 лет своего правления Джаяварман приступил к реализации грандиозной программы строительства, которая включала как общественные работы, так и памятники. Будучи буддистом Махаяны , он заявил, что целью было облегчить страдания своего народа. Одна надпись сообщает нам: «Он страдал от бородавок своих подданных больше, чем от своих собственных; боль, которая поражала человеческие тела, была для него духовной болью и, следовательно, более пронзительной». Эту декларацию следует читать в свете того неоспоримого факта, что многочисленные памятники, воздвигнутые Джаяварманом, должны были потребовать труда тысяч рабочих и что правление Джаявармана было отмечено централизацией государства и сгоном людей во все более крупные населенные пункты. .
Историки выявили множество аспектов интенсивной строительной программы Джаявармана. На одном этапе он сосредоточился на полезных сооружениях, таких как его знаменитые 102 больницы , [6] : 127 дома отдыха вдоль дорог и водоёмы. После этого он построил пару храмов в честь своих родителей: Та Пром в честь своей матери и Преа Хан в честь своего отца. [6] : 125–129
Наконец, он построил свой собственный «храм-гору» в Байоне и развил вокруг нее город Ангкор-Том . [6] : 121 Он также построил Неак Пеан («Свернувшийся змей»), один из самых маленьких, но самых красивых храмов комплекса Ангкор, фонтан с четырьмя окружающими его прудами, расположенный на острове в этом искусственном озере. [6] : 124–125
Надпись Преа Хана гласит, что король воздвиг каменные изображения Будды, Джаябуддхамаханатха , в двадцати трёх городах в разных частях своей империи. Среди этих городов были Лаводаяпура (современный Лопбури ), Сварнапура, Самбукапаттана, Шриджаяраджапури (современный Ратчабури ), Шриджаясимхапури (современный Канчанабури ) и Шриджаяваджрапури (современный Пхетбури ), которые, как полагают, располагались дальше. [9]
Та Пром
[ редактировать ]В 1186 году Джаяварман посвятил Та Пром («Предок Брахмы») своей матери. Надпись указывает, что когда-то за этим огромным храмом следили 80 000 человек, в том числе 18 первосвященников и 615 танцовщиц. [6] : 126
Ангкор Том и Байон
[ редактировать ]Ангкор Том («Великий Ангкор» или «Ангкор Дхам(ма)») был новым центром города. [10] : 378–382 назывался в свое время Индрапатхой. В центре нового города стоит одно из его самых значительных достижений — храм, который теперь называется Байон , многогранный храм с множеством башен, в котором сочетаются буддийская и индуистская иконография. На его внешних стенах изображены потрясающие барельефы, изображающие не только военные действия, но и повседневную жизнь кхмерской армии и ее последователей. На этих рельефах изображены сопровождающие лагеря, движущиеся с животными и повозками с волами, охотники, женщины, готовящие еду, торговцы-женщины, продающие китайским купцам, и празднование простых пехотинцев. Рельефы также изображают морское сражение на великом озере Тонлесап. [6] : 123–124
Популярный значок
[ редактировать ]Бюст Джаявармана VII на протяжении многих лет был любимцем кхмерских семей и шедевром Национального музея. Недавнее обнаружение частей остальной части его статуи подтвердило предположения о его духовной ауре как правителя. [11]

Хронология
[ редактировать ]
Король Сурьяварман (Солнечный Щит) II , строитель великого Ангкор-Вата , умер в 1150 году. Ему наследовал Дхараниндраварман II , правивший до 1160 года. Из-за отсутствия Джаявармана VII на престол унаследовал Яшоварман II, который сам был свергнут Трибхуванадитьяварман (Покровитель Солнца трех миров), предположительно узурпатор. В 1177 году чамы во главе с Джайей Индраварманом IV вторглись, и Ангкор был разграблен. [6] : 120 [12] : 78–79 Тем не менее, эта дата, не говоря уже о самом событии, подверглась сомнению Майклом Викери , который сомневается в достоверности китайских источников за этот период. [13] В 1181 году Джаяварман VII стал королем после того, как возглавил кхмерские войска против чамов. [6] : 121 Затем в 1190 году Джаяварман VII отомстил Чампе за предыдущий набег 1177 года. [12] : 78–80
Джаяварман умер около 1218 года. [14] Ему наследовал Индраварман II, который умер к 1243 году. Далее Индраварману наследовал Джаяварман VIII , шиваит . Он приступил к уничтожению или порче буддийских произведений Джаявармана VII. Ниши вдоль верхней части стены вокруг города содержали изображения Будды, и большинство из них было удалено. Сюда входила великая статуя Будды в Байоне и изображения Будды в Ангкор Томе, которые были преобразованы в лингам . [6] : 121, 133
Наследие
[ редактировать ]Историю кхмерской империи нельзя читать в духе европейских моделей королевской власти, наследования или государственности. Сыновья кхмерского короля не обязательно унаследовали трон своего отца; У самого Джаявармана VII было много сыновей, таких как Сурьякумара и Виракумара (суффикс кумара обычно переводится как «принц», один из сыновей короля), а также Сриндракумарапутра, наследный принц, умерший раньше своего отца, но трон унаследовал только Индраварман II. . [6] : 125, 128, 132
Джаяварман VII построил 121 «дом с огнем», дома отдыха, построенные каждые пятнадцать километров вдоль эстакад для путешественников, и 102 больницы. Это был « Буддизм Великой Колесницы ». Однако брахманы продолжали играть «роль при дворе», а Хришикеша был назначен главным священником с титулом Джаямахапрадхана. [2] : 173, 176
Он женился на принцессе Джаяраджадеви, а затем, после ее смерти, женился на ее сестре Индрадеви . [2] : 169, 172 Обычно считается, что эти две женщины были для него большим источником вдохновения, особенно из-за его сильной преданности буддизму .
Хотя у него было много сыновей, мы знаем имена только четырех: Сурьякумара (упоминается в «Та Пром»), Виракумара (упоминается в «Преах Хан»), Сриндракумара (упоминается в «Бантей Чхмар») и Тамалинда (позже стал монахом ) . [2] : 178, 180 Он также является отцом Сикхары Махадеви , главных супругов Пхо Кхун Фа Муанга , которая появилась на стеле из сценария Ват Шри чум в историческом парке Сукхотай . [15] [16]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Джаяварман VII появляется в качестве загружаемого контента для 4X видеоигры Civilization VI , где он возглавляет кхмерскую цивилизацию. [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Жан Буазелье: Размышления об искусстве Джаявармана VII., BSEI (Париж), 27 (1952) 3: 261–273.
- Жорж Кудес: Великий король Камбоджи - Джаяварман VII, Пномпень, 1935 г.
- Жорж Коэдес: Больницы Джаявармана VII., BEFEO (Париж), 40 (1940): 344–347.
- Луи Фино: Локешвара в Индокитае, Париж: EFEO, 1925.
- Пол Мюс: Ангкор во времена Джаявармана VII., Bulletin de Société des Études Indochinoises (Париж), 27 (1952) 3: 261–273.
- Ян Мюрдал / Ган Кессл: Ангкор - Очерк искусства и империализма, Нью-Йорк, 1970.
- Филипп Штерн : Памятники в стиле Байона и Джаявармана VII., Париж, 1965 год.
Художественный рассказ о жизни Джаявармана VII составляет основу одной из нитей романа Джеффа Раймана 2006 года «Последняя песня короля» .
Примечания
[ редактировать ]
- ^ Чендлер, Дэвид (2008). История Камбоджи . Авалон. ISBN 978078673-3156 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Коэдес, Джордж (1968). Велла, Уолтер Ф. (ред.). Индианизированные государства Юго-Восточной Азии . Перевод Брауна Кауинга, Сьюзен. Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-0368-1 .
- ^ «Правление Джаявармана VII (Часть 16)» (на кхмерском языке). Радио Свободная Азия . 4 июня 2014 года . Проверено 4 июня 2014 г.
- ^ Рейнольдс, FE (nd). Джаяварман VII. Британский. Получено 24 марта 2022 г. из Британской энциклопедии .
- ^ Дэвид П. Чендлер , История Камбоджи (Боулдер: Westview Press, 1992.)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Хайэм, К., 2001, Цивилизация Ангкора, Лондон: Вайденфельд и Николсон, ISBN 9781842125847
- ^ Чаттерджи, Б. (1939). ДЖАЯВАРМАН VII (1181-1201 гг. н. э.) (Последний из великих монархов Камбоджи). Труды Индийского исторического конгресса, 3, 377–385. Получено 4 июня 2020 г. с сайта www.jstor.org/stable/44252387.
- ^ «Восьмирукий Авалокитешвара» . Художественный музей Уолтерса . Архивировано из оригинала 12 мая 2017 г. Проверено 20 сентября 2012 г.
- ^ Вудворд, Х.В., и Дуглас, Дж.Г. (1994). Изображения Джаябуддхамаханатхи Камбоджи. Журнал Художественной галереи Уолтерса, 52/53, 105–111. http://www.jstor.org/stable/20169099
- ^ Хайэм, К., 2014, Ранняя материковая Юго-Восточная Азия, Бангкок: River Books Co., Ltd., ISBN 9786167339443
- ^ Киммарита, Лонг (11 декабря 2019 г.). «Апсара раскрывает позу статуи Джаявармана VII» . Почта Пномпеня . Получено 30 сентября .
- ^ Jump up to: а б Масперо, Г., 2002, Королевство Чампа, Бангкок: White Lotus Co., Ltd., ISBN 9747534991
- ^ «НУС: ARI > Публикации > Серия рабочих документов ARI» . Ari.nus.edu.sg. Архивировано из оригинала 05 февраля 2012 г. Проверено 17 марта 2012 г.
- ^ Приблизительный путеводитель по Камбодже : «После непродолжительного периода, когда Ангкором правили Чамы, статус-кво был восстановлен Джаяварманом VII (1181–1218)»
- ^ Сиамская история до основания Аюдхьи . thesiamsociety.org
- ^ Wisonk.wordpress.com
- ^ «Цивилизация VI: Джаяварман VII возглавляет кхмеров» . Civilization® VI – Официальный сайт . Проверено 1 декабря 2020 г.