Jump to content

Щербец

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
Щербец
Иллюстрированная документация Щербца, сделанная в 1764 году Иоганном Кристофом Вернером , придворным художником короля Станислава Августа . Польши
Тип Церемониальное оружие
Место происхождения Польша или Германия (возможно, Рейнская область ) [1]
История обслуживания
В эксплуатации 13 век как меч правосудия,
1320–1764 как коронационный меч.
Используется Польша [2]
История производства
Произведено Конец 12 или 13 века. [3]
Технические характеристики
Масса 1,26 кг (2,8 фунта) [4]
Длина 98,4 см (3,23 фута) [4]
Длина лезвия 82 см (2,69 фута) [4]
Ширина 20 см (7,9 дюйма) [4]

лезвия Тип Прямой двусторонний ( Оукшот тип XII) [5] [6]
рукояти Тип Плоское с арочной перекладиной (тип 6 по Окшотту) и плоским круглым навершием (тип I по Окшотту ). [5] [6]

Щербец ( Польское произношение: [ˈʂt͡ʂɛr.bʲɛt͡s] ) — церемониальный меч, использовавшийся при коронациях большинства польских монархов с 1320 по 1764 год. Сейчас он выставлен в сокровищнице королевского Вавельского замка в Кракове , как единственная сохранившаяся часть средневекового Регалии польской короны . Меч известен своей рукоятью, украшенной магическими формулами. [7] Христианские символы и растительные узоры, а также узкая прорезь на клинке, в которой находится небольшой щит с гербом Польши . Название меча происходит от польского слова szczerba («зазор», «выемка» или «щепка») и ошибочно его значение воспринимается как «Зазубренный меч» или «Зазубренный меч» (что включено в легенда о мече), хотя края его лезвия прямые и гладкие. Правильное значение и перевод на английский язык будет звучать как «Меч с надрезами/зазубринами» — как «меч, предназначенный для того, чтобы наносить надрезы/зазубрины на другое оружие».

Легенда связывает Щербца с королем I Храбрым , который, как говорят, сломал меч, ударив им о Золотые ворота Киева Болеславом во время своего вмешательства в кризис киевского престолонаследия в 1018 году. Однако Золотые ворота были построены только в 1037 году, а меч на самом деле датируется концом 12 или 13 века. Впервые он был использован в качестве коронационного меча Ладиславом Коротким в 1320 году. Разграбленный прусскими войсками в 1795 году, он несколько раз переходил из рук в руки в течение XIX века, пока в 1884 году не был куплен для Эрмитажа в Санкт-Петербурге . Советский Союз вернул его Польше в 1928 году в рамках военных репараций за потери, нанесенные Польше в польско-советской войне . Во время Второй мировой войны Щербец был эвакуирован в Канаду и не возвращался в Краков до 1959 года. В 20 веке изображение меча было принято в качестве символа польскими националистическими и крайне правыми движениями.

Описание

[ редактировать ]

длиной 98 см (39 дюймов) Щербец — это церемониальный меч с богатым готическим орнаментом, датированный серединой 13 века. [8] [9] Классифицируется как меч типа XII с типа I навершием типа 6 и перекладиной по типологии Окшотта . [6] хотя клинок, возможно, изменил свою форму из-за многовековой коррозии и интенсивной очистки перед каждой коронацией. [5]

Принципиальная схема форм и размеров основных элементов Щербца (орнамент не показан)

Рукоять состоит из круглого навершия, плоской рукоятки и дугообразной перекладины. [2] Рукоятка имеет длину 10,1 см (4,0 дюйма), толщину 1,2 см (0,5 дюйма) и ширину от 2 до 3 см (0,8–1,2 дюйма). Он имеет прямоугольное поперечное сечение, а его твердые края затрудняют обращение с ним и делают его непрактичным для боя, что указывает на чисто церемониальное использование меча. Навершие имеет диаметр 4,5 см (1,8 дюйма) и толщину 2,6 см (1,0 дюйма), со скошенным внешним кольцом шириной 1,3 см (0,5 дюйма). Поперечина образует арку шириной 1,8 см (0,7 дюйма) посередине и расширяется до 3,4 см (1,3 дюйма) на обоих концах. Его толщина около рукоятки составляет 1 см (0,4 дюйма), а длина вдоль верхнего края составляет 20 см (8 дюймов). [4]

Навершие и крестовина изготовлены из серебра. [10] Сердцевиной рукоятки является латунный выступ, закрывающий хвостовик клинка. Вероятно, он был изготовлен в 19 веке для замены разложившегося первоначального органического ядра. При этом хвостовик был приклепан к вершине навершия. [10] Головка заклепки диаметром 0,5 см (0,2 дюйма) опирается на прямоугольную шайбу размером 1,1 см × 1,4 см (0,43 × 0,55 дюйма). [4]

Все части рукояти покрыты золотыми пластинами, на которых выгравированы острые или закругленные стилусы. [10] и украшен инкрустацией из черни или черного металла, контрастирующей с золотым фоном. [2] Каждая пластина имеет толщину 1 мм (0,04 дюйма) и изготовлена ​​примерно из 18- каратного золота. [10] Чернёвые рисунки включают надписи, написанные позднероманским мажускулом . (с некоторыми унциальными дополнениями) [11] ), христианские символы и цветочные узоры. [2] Растительный орнамент – негатив, то есть золотистый на черном чернённом фоне. [10]

Лицевая сторона Щербца (искаженная перспектива)

На лицевой стороне рукояти навершие изображена большая стилизованная буква Т поверх буквы С или G (последняя могла быть просто декоративным элементом буквы Т). [12] ) между греческими буквами Α и ω ( альфа и омега ), увенчанными крестиками . [13] Под буквой Т находится еще один крест, помещенный в облако или цветок с двенадцатью лепестками. [13] [14] По скошенной кромке вокруг этого рисунка проходит круглая латинская надпись в два кольца, которая гласит: Rec figura talet ad amorem regum / et principum iras iudicum («Этот знак вызывает любовь королей и принцев, гнев судей»). [13] [15] На рукоятке изображены символы двух из четырех евангелистов : льва Святого Марка и быка Святого Луки , а также Agnus Dei ( Агнец Божий ). [13] На перекладине имеется следующая латинская надпись: Quicumque hec / nomina Deii secum tu/lerit nullum periculum / ei omnino nocebit («Кто будет носить с собой эти имена Бога, тому никакая опасность не причинит вреда»). [13] [16]

Обратная сторона Щербца (с искаженной перспективой)

Обратная сторона навершия украшена виноградным кустом, окруженным венком из виноградных листьев. На реверсе рукояти изображены орел Святого Иоанна , ангел Святого Матфея и еще один Agnus Dei . На перекладине над другим узором из виноградных листьев имеется надпись на искаженном иврите латинским шрифтом: Con citomon Eeve Sedalai Ebrebel («Пылающая вера вызывает имена Бога: Седалай и Эбрехель»). [13] [16] На противоположных концах перекладины снова расположены символы святых Иоанна и Матфея. [13]

Окружность навершия украшена ромбическим узором, а верхняя сторона перекладины – аналогичным треугольным узором. [17] Узкие стороны рукояти раньше украшались серебряными пластинами с надписью, которые, однако, были утеряны в XIX веке. Эти утраченные надписи частично известны из графической документации, сделанной короля Станислава Августа придворным художником Иоганном Кристофом Вернером в 1764 году и Яцеком Пшибыльским в 1792 году. Одна из пластин к тому времени уже была сломана, и сохранилась лишь часть надписи: Liste est glaud... h Bolezlai Duc... ("Это меч... герцога Болеслава..."); [2] [18] [16] надпись на другой пластине продолжала: Cum quo ei D[omi]n[us] SOS [ Salvator Omnipotens Salvator ] auxiletur ad[ver]sus partes amen («С которым Всемогущий Господь и Спаситель, чтобы помочь ему против его врагов»). . Аминь»). [18] [16] Недостающая часть первой надписи известна только по старой копии Щербца, которая когда-то принадлежала семье Радзивиллов (см. Исторические копии ниже) . Полная надпись гласила: Iste est gladius Principis et haeredis Boleslai Ducis Poloniae et Masoviae, Lanciciae («Это меч потомственного князя Болеслава, герцога Польского, Мазовецкого и Ленчицкого »). Личность этого герцога Болеслава неизвестна. [5]

Орнамент и надписи на рукояти [19]
Лицевой Узкая сторона Обеспечить регресс Узкая сторона
Навершие
Надпись на лицевой стороне навершия Щербца.
Inscription on the obverse of the pommel of Szczerbiec
Средний круг: стилизованная буква Т (или Т поверх буквы С) между буквами альфа и омега, увенчанными крестами, над крестом в розетке из двенадцатилистника.
Ромбический узор
Надпись на реверсе навершия Щербца.
Inscription on the reverse of the pommel of Szczerbiec
Средний круг: Виноградный куст.
Ромбический узор
Наружное кольцо с фаской: Надпись:
+ ЗАП. Цифры. ТАЛЕТ ЛЮБИТЬ РЕГВМ восточноевропейское время ГЛАВНЫЙ ГНЕВ СУДЬИ М
Наружное кольцо с фаской: Виноградные листья.
Схватить
Орнамент на аверсе рукояти Щербца.
Ornamentation on the obverse of the grip of Szczerbiec
Вверху: Крылатый лев Святого Марка, надпись:
МАРКВС
Надпись:
СПИСОК E. EST. ГЛАУД… х.БОЛЕЗЛАИ 'ДВЦ…
(теперь утерян и заменен ромбическим узором)
Орнамент на реверсе рукояти Щербца.
Ornamentation on the reverse of the grip of Szczerbiec
Вверху: Орел Святого Иоанна, надпись:
ИХОАННЕС
Надпись:
ЦВМ QVO ЭИ DNS ОС АВКСИЛ ЭТРР АДУС части АМИНЬ
(теперь утерян и заменен восковой пломбой)
В центре: Крылатый бык Святого Луки, надпись:
ЛВКАС
В центре: Ангел Святого Матфея, надпись:
ММТКВС
Внизу: Агнец Божий. Внизу: Агнец Божий.
Перекрестье Крылатый лев Святого МаркаЛевый край: Крылатый лев Святого Марка. Треугольный узор Ангел Святого МатфеяЛевый край: Ангел Святого Матфея. Треугольный узор
Надпись на реверсе крестовины Щербца.
Inscription on the reverse of the crossguard of Szczerbiec
В центре: Надпись:
QVICVMQVE hEC + NOMI[N]A DEII SECVM TVLERI[T] NVLLVM PERICVL[VM] CN EI OMNINO NOC[E]BIT
Надпись на аверсе крестовины Щербца.
Inscription on the obverse of the crossguard of Szczerbiec
В центре: Надпись:
КОН. ЦИТОМОН.. ИВ СЕДАЛАЙ. ЭБРЕбел
над орнаментом из виноградных листьев
Крылатый бык Святого ЛукиПравый конец: Крылатый бык Святого Луки. Орел Святого ИоаннаПравый конец: Орел Святого Иоанна.

Анализ износа показывает, что пластины на навершии и крестовине были изготовлены одним и тем же мастером, а пластины на рукоятке были добавлены позже. Последние – аверс и реверс – вероятно, были декорированы в одной мастерской и с использованием одних и тех же инструментов, но двумя разными мастерами. [20] Более того, в XIX веке взамен одной из утерянных боковых пластин с надписью была добавлена ​​боковая пластина с ромбическим узором. [21]

Сохранившиеся изображения Щербца в разные моменты времени свидетельствуют о том, что декоративные пластины несколько раз демонтировались и вновь помещались на рукоять в различной конфигурации. Нынешняя композиция с символами евангелистов, продублированными на каждой стороне рукояти, соответствует композиции, известной по самому раннему сохранившемуся изображению, составленному Иоганном Кристофом Вернером в 1794 году. Однако возможно, что первоначальное расположение золотых пластин было другим. , с символами святых Иоанна и Матфея на лицевой стороне рукоятки, так что на каждой стороне рукояти были изображены символы всех четырех евангелистов. [22] [18]

Лезвие имеет длину 82 см (32 дюйма), ширину до 5 см (2 дюйма) (около 5 см от перекладины) и толщину 3 мм (0,1 дюйма). Дол имеет длину около 74 см (29 дюймов) и ширину в среднем 2 см (0,8 дюйма). [4] Металлографический анализ показал, что клинок был выкован из неравномерно науглероженной полутвердой цветной стали. Помимо железа , материал содержит по массе 0,6 процента углерода , 0,153 процента кремния , 0,092 процента фосфора и другие элементы. Обнаруженные в стали многочисленные шлаковые включения типичны для средневековой технологии выплавки чугуна. Часть клинка была закалена закалкой . В отличие от рукояти, клинок мог быть полностью функциональным в качестве боевого оружия. [23] Поверхность клинка по всей длине покрыта глубокими царапинами в результате интенсивной очистки от ржавчины перед каждой коронацией, вероятно, песком или кирпичным порошком. По всей поверхности также могут быть обнаружены неактивные пятна коррозии. [24]

Чуть ниже рукояти в доле клинка имеются три перфорации. Самый большой из них представляет собой прямоугольную прорезь длиной 64 мм (2,5 дюйма) и шириной 8,5 мм (0,33 дюйма). Это отверстие, известное по-польски как щирба или щерба , изначально образовалось из-за ржавчины, а в 19 веке его отполировали до правильной формы. [2] [25] Небольшой геральдический щит, раскрашенный масляной краской. [26] крепится к пазу. [18] [2] Он имеет примерно треугольную форму со сторонами от 4 до 4,5 см (от 1,6 до 1,8 дюйма). [4] Щит с изображением Белого орла Польши изначально был прикреплен к ножнам или ножнам. Готические ножны с золотым или серебряным медальоном и навершием, вероятно, были созданы в 1320 году и утеряны между 1819 и 1874 годами. Щит — единственный сохранившийся элемент ножен. Когда он был прикреплен к медальону ножен, он был наклонен влево (с точки зрения наблюдателя), но сегодня он находится на одной линии с лезвием. Орел на красном поле щита белый, с золотой короной, перевязями на крыльях, кольцом на хвосте и когтями. [27] Две другие перфорации представляют собой круглые отверстия на расстоянии 24 мм (0,94 дюйма) друг от друга. Диаметр верхнего, чуть ниже прорези, составляет 28 мм (1,1 дюйма), а диаметр другого — всего 1,4 мм (0,055 дюйма). Вероятно, их пробили в XIX веке для крепления геральдического щита к клинку. [25]

Расположение

[ редактировать ]
Щербец на выставке в Вавельского замка сокровищнице

Щербец принадлежит Национальной художественной коллекции Вавельского королевского замка (инвентарный номер 137). [28] в Кракове , бывшей столице Польши. Как единственный сохранившийся польский средневековый коронационный знак, он является заметной частью постоянной экспозиции музея «Сокровищница и Оружейная палата». Меч подвешен горизонтально внутри стеклянного шкафа в центре хранилища Ягелло и Ядвиги , расположенного на первом этаже в северо-восточном углу Вавельского замка . [29]

Щербец Болеслава Храброго

[ редактировать ]

Исторические сведения, связанные с ранней историей польского коронационного меча, скудны и часто смешаны с легендами. Самое раннее известное использование названия «Щербец» появилось в Великопольских хрониках на рубеже 14 века. Согласно этому источнику, меч был подарен королю Болеславу Храброму (годы правления 992–1025 гг.) ангелом; Польские короли должны были всегда носить его с собой в бою, чтобы одержать победу над врагами. время вторжения Болеслава в Киевскую Русь он ударил им по Золотым воротам Киева Во при захвате города. Именно выемка на краю клинка дала мечу название. Этот отчет, написанный через три столетия после описываемых в нем событий, неправдоподобен не только из-за обычного упоминания о сверхъестественном происхождении меча (ср. Экскалибур ), но и потому, что вмешательство Болеслава в кризис киевского престолонаследия произошло в 1018 году, или около 19 лет. до фактического строительства Золотых ворот в 1037 году. [30] [16]

Ян Матейко , Болеслав Храбрый и Святополк у Золотых ворот Киева ) (1883 г.

Однако вполне вероятно, что Болеслав сломал свой меч, ударив им о более ранние ворота в Киеве. Его правнук, Болеслав Смелый ( годы правления 1058–1079 ), в 1069 году ударил мечом по Золотым воротам, что указывает на то, что это был обычный жест для получения контроля над городом. [30] [16] Возможно также, что этот меч сохранился как память о былых победах, почитаемых преемниками Болеслава Храброго. Согласно » Винцентия Кадлубека , « Хронике у Болеслава Кримута ( годы правления 1107–1138 ) был любимый меч, который он называл Журав или Грус («Журавль»). Переписчик, переписавший летопись в 1450 году, добавил слово Щурбич над словом Журав , но были ли эти два меча одним и тем же, неизвестно. [31]

Согласно Великопольской летописи , меч хранился в сокровищнице Вавельского собора . [32] Дальнейшая судьба оригинального Щербца неизвестна. Возможно, его вместе с другими королевскими знаками привез в Прагу король Богемии Вацлав II после его коронации на пост короля Польши в Гнезно в 1300 году. Что случилось с этими знаками впоследствии, остается загадкой. [33] Хотя зубчатый меч Болеслава Храброго не сохранился и даже само его существование сомнительно, его легенда оказала большое влияние на польскую историческую память и отношение к его преемнику, современному Щербцу. [8]

От меча правосудия к коронационному мечу

[ редактировать ]

Меч, ныне известный как Щербец, был выкован и украшен в стиле, характерном для конца XII и XIII веков, поэтому он не мог принадлежать ни одному из трех великих Болеславов XI и начала XII веков. Кроме того, это чисто церемониальный меч, который, в отличие от оригинального Щербца, никогда не использовался в бою. Первоначально он использовался в качестве меча правосудия ( gladius iustitiae ) или знака судебной власти государя одним из многих местных князей в эпоху раздробленности Польши . [8] На утерянной серебряной пластине на рукоятке меча была надпись, в которой указывалось, что его первоначальным владельцем был герцог по имени Болеслав. [2] Надпись на копии Щербца, сделанной Радзивиллами, теперь также утерянной, могла бы дать дополнительный намек на личность герцога: «Болеслав, герцог Польский, Мазовецкий и Ленчицкий » - за исключением того, что ни одного герцога с таким именем и титулами никогда не существовало. Историки по-разному идентифицировали рассматриваемого герцога как Болеслава Кудрявого ( годы правления 1146–1173 ), [5] Болеслав Целомудренный ( годы правления 1226–1279 ), [34] Болеслав I Мазовецкий ( годы правления 1229–1248 ) [5] или Болеслав Благочестивый Великопольский ) ( годы правления 1239–1247 . [1]

Как коронационный меч Щербец впервые был упомянут Яном Длугошем в его рассказе о коронации короля Казимира IV ( годы правления 1447–1492 ), но, вероятно, впервые он был использован на церемонии коронации королём Ладиславом Коротким ( годы правления 1288). –1333 ) в 1320 году, [15] к этому времени он воссоединил большую часть основных территорий Польши. Если бы Щербец ранее принадлежал своему дяде Болеславу I Мазовецкому или тестю Болеславу Благочестивому, то он мог бы унаследовать его. Если бы он принадлежал кому-либо из двух Болеславов, которые правили из Кракова как верховные князья всей Польши, то Ладислав мог бы просто найти его в Вавельском соборе . [35] После этого Щербец стал неотъемлемой частью регалий польской короны , разделил их судьбу и был основным церемониальным мечом, использовавшимся при коронациях всех польских королей до 1764 года. [2] кроме Ягайлы (1386 г.), [36] Стефан Батори (1576 г.), [37] Станислав I Лещинский (1705 г.) и Август III Веттин (1734 г.). [38]

Болеслав Храбрый держит Щербец, [2] как нарисовано Марчелло Баччарелли в 1771 году. Обратите внимание на отсутствие прорези на лезвии и скол на краю.

вывозился с Вавельского холма Щербец вместе с другими регалиями короны в этот период несколько раз . После своей польской коронации в 1370 году король Венгрии Людовик I взял с собой драгоценности короны в Буду ; его преемник на венгерском престоле император Сигизмунд передал их Польше в 1412 году. [39] Дважды, в середине 17 и начале 18 веков, их эвакуировали через южную границу Польши, чтобы защитить их от вторжения шведских армий. В 1733 году, во время войны за польское наследство , сторонники короля Станислава I скрывали драгоценности в варшавской в течение трёх лет церкви, чтобы помешать Августу III использовать их во время своей коронации. В 1764 году их снова отправили в Варшаву, чтобы использовать их при коронации в последний раз – Станислава Августа Понятовского . После этого их вернули в Краков. [40]

Во время типичной польской церемонии коронации во времена Речи Посполитой избранный король принял Щербца после помазания и перед коронацией и возведением на престол . Предстоятель Польши , то есть архиепископ Гнезненский , взял с алтаря обнаженный меч и вручил его коленопреклоненному королю. В то же время он произнес формулу, которая просила монарха использовать меч, чтобы править справедливо, защищать Церковь, бороться со злом, защищать вдов и сирот, а также «восстанавливать то, что повреждено, поддерживать то, что восстановлено, отомстить за несправедливое». , укрепить то, что хорошо управляется» и т. д. Затем король передал меч Коронному меченосцу ( meecznik koronny ), который вложил его в ножны и передал примату. Предстоятель с помощью Короны и литовских меченосцев прикрепил ножны к поясу короля. Король встал и, глядя на зрителей, отвел Щербца, трижды перекрестил его и вытер его о левую руку, прежде чем положить в ножны. [41] Во время этой части ритуала его новые подданные внимательно следили за способностями короля владеть мечом. Когда Август III на своей коронации предал свои плохие навыки фехтования, дворяне пошутили, что у них будет «мирный лорд». [42] После Щербца епископ вручил государю Грюнвальдские мечи, символизирующие власть монарха над двумя народами, входящими в состав Речи Посполитой. [43]

На протяжении всего периода от Казимира Великого ( годы правления 1333–1370 ) до Станислава Августа считалось, что драгоценности польской короны относятся ко временам Болеслава Храброго. Это убеждение помогло сохранить ощущение преемственности польской государственности и обеспечить легитимность национальных королей, неявно делая каждого польского монарха преемником древнего и славного наследия первого короля Дома Пястов . Соответственно, коронационный меч взял на себя имя и легенду оригинального Щербца. [44] Прорезь на клинке, вызванная коррозией, стала ассоциироваться с легендарной щербой или насечкой, которую Болеслав якобы сделал на своем мече в Киеве. Сила традиции была настолько сильна, что, когда придворный художник Станислава Августа Марчелло Баччарелли , детально исследовавший регалии польской короны, нарисовал воображаемый портрет Болеслава Храброго, он решил изобразить Щербца так, чтобы его внешний вид соответствовал легенде, а не реальность. Изображения коронационной короны и меча в целом очень точны, но у Щербца Баччарелли нет прорези, а вместо этого имеется скол на краю. [27]

В иностранных руках

[ редактировать ]
Аверс рукояти
Обратная сторона рукояти
Грубые эскизы лицевой (слева, С. Смоликовский) и обратной ( Себастьяно Чампи ) сторон рукояти.

В 1794 году, во время неудавшегося восстания Костюшко привело к окончательному разделу Польши , которое годом позже , прусские войска захватили Краков. В следующем году по приказу короля Фридриха Вильгельма II сокровищница Вавельского замка была разграблена, а драгоценности короны вывезены в Бреслау (ныне Вроцлав в Польше), затем в Берлин и, наконец, в Кенигсберг (ныне Калининград в России). ). Между 1809 и 1811 годами большая часть драгоценностей была переплавлена, но некоторые, в том числе Щербец, были выставлены на продажу. [45] Коронационный меч приобрел будущий российский министр юстиции князь Дмитрий Лобанов-Ростовский , который, вероятно, надеялся перепродать его кому-нибудь из польских аристократов. В 1819 году он обратился к генералу Винцентию Красинскому , спикеру сейма ( парламента) «Конгрессного» Королевства Польского . Князь не раскрыл фактического происхождения меча и утверждал, что купил его в Москве у армянского купца, который нашел оружие где-то между Белградом и Русчуком (ныне Русе в Болгарии) во время недавней русско-турецкой войны . Красинский, который был известным коллекционером старинного оружия, подозревал, что это мог быть Щербец, но спросил мнение профессора Себастьяно Чампи , историка Варшавского университета . Чампи изучил литографию меча, которую Красинский сделал, но не был уверен, действительно ли это Щербец. В результате Красинский отклонил предложение Лобанова-Ростовского. [46]

Лобанов-Ростовский в конечном итоге продал Щербец князю Анатолию Демидову , который хранил его вместе с остальной частью демидовской коллекции на своей вилле Сан-Донато недалеко от Флоренции . В 1870 году меч был куплен за 20 000 французских франков Александром Василевским , послом России во Франции и крупным коллекционером произведений искусства. В 1878 году он выставил Щербца на Всемирной выставке в Париже . К тому времени ножны были утеряны, а сам меч представлялся тевтонским . Его видели несколько польских посетителей, которые размышляли, может ли это быть польский коронационный меч. В 1884 году вся коллекция Василевского была приобретена российским императором Александром III для Эрмитажа в Санкт-Петербурге . И польские, и другие эксперты в то время выражали сомнение в подлинности Щербца, хранящегося в крупнейшем музее России (см. Исторические реплики ниже) . Международный музейный конгресс, состоявшийся в Санкт-Петербурге в 1913 году, признал меч копией 17 века. [47]

В 1917 году в результате Октябрьской революции Россия стала коммунистическим государством. после Первой мировой войны В следующем году Польша вновь стала независимой страной. С 1919 по 1921 год два государства вели польско-советскую войну , которая завершилась Рижским миром . Статья 11 мирного договора требовала, чтобы советская сторона вернула все культурно значимые коллекции и предметы, которые были вывезены из Польши после Первого раздела в 1772 году. Для осуществления реституции культурных ценностей был создан специальный двусторонний комитет. [48] В 1928 году усилия комитета привели к возвращению Польше, среди других национальных сокровищ, Щербца, [49] который через 133 года был отдан на хранение обратно в Вавельский замок. [2]

Эвакуация во время Второй мировой войны

[ редактировать ]
С 1945 по 1959 год Щербец находился запертым в хранилище Банка Монреаля отделения по адресу Веллингтон-стрит, 144 , Оттава . [50]

3 сентября 1939 года, через два дня после того, как Германия вторглась в Польшу, спровоцировавшую Вторую мировую войну , началась эвакуация самых ценных национальных сокровищ, в том числе Щербца, из Вавельского замка. Груз был перевезен на баржах, вагонах, автобусах и грузовиках в Румынию. Оттуда его отправили морем во Францию, а затем в Великобританию. [51] По пути из Бордо в Фалмут корабль с польскими национальными сокровищами попал под обстрел люфтваффе . [52] Кароль Эстрайхер , курировавший эвакуацию, решил тогда вынуть Щербца из сундука и зажать его между двумя деревянными досками, а к ним прикрепить объяснительную записку в бутылке – чтобы в случае, если корабль затонет, хотя бы Коронационный меч можно было спасти. [53] Когда в июле 1940 года начались немецкие бомбардировки Британии , ценности были перевезены на борту польского океанского лайнера MS Batory в Канаду. [51] и, наконец, передано на хранение в польское консульство, а затем и в другие места в Оттаве . [54] После войны один из хранителей национальных сокровищ, оставшийся верным находившемуся в польскому Лондоне правительству в изгнании , не хотел возвращать их в Польшу, которая попала под коммунистическое правление и советское влияние. [55] После длительных переговоров первая партия важнейших объектов, в том числе Щербец, была наконец возвращена в 1959 году; остальные последовали в 1961 году. С тех пор польский коронационный меч находится в постоянной экспозиции в сокровищнице Вавельского замка. [51]

Исторические реплики

[ редактировать ]

Казначейская опись Радзивиллов Несвижского замка (ныне Несвиж в Беларуси), составленная в 1740 году, включает подробное описание меча, украшенного символами евангелистов и надписями, идентичными надписям на Щербце. Согласно описи, это был подарок наследного принца Якуба Собеского князю Михалу Радзивиллу , однако первоисточник предполагаемой копии не указан. В описи, сделанной в 1738 году в сокровищнице Жулкевского замка семьи Собеских (ныне Жолква на Украине), упоминается « эсток ( концерц ), покрытый золотыми пластинами с изображениями четырех евангелистов; Скандербека». Основываясь на этой записи, историк Александр Чоловский выдвинул гипотезу, что копия Щербца была выкована еще в 1457 году и вручена Георгию Кастриоти Скандербегу , национальному лидеру Албании, в знак признания его победы над османскими войсками (см. Битву при Уджебарде ). После того, как король Иоанн III Собеский разбил османов в битве при Вене в 1683 году, албанцы, по-видимому, вернули ему меч. Его сын Якуб, возможно, передал его Михалу Радзивиллу в подарок. [47]

Однако есть сомнения, что мечи, о которых известно, что они находились в Жулкеве в 1738 году и в Несвиже два года спустя, на самом деле были одним и тем же мечом. Замок Радзивиллов был разграблен русской армией в 1812 году, и дальнейшая судьба их копии Щербца неизвестна. Этот факт поставил под сомнение подлинность хранящегося в Эрмитаже Щербца. Некоторые эксперты подозревали, что меч, хранящийся в Российском императорском музее, на самом деле был точной копией Несвижа, а не частью оригинального королевского знака отличия. [56]

Другая исторически известная копия Щербца была изготовлена, вероятно, в Дрездене , Саксония , в то время, когда оригинал находился в руках Пруссии. Это скромно и неточно; ручка вырезана из бычьей кости, чернь имитирована черной краской. Рисунок на рукоятке повторяет узор настоящего Щербца, за исключением того, что кресты и буквы на навершии были заменены гербом Речи Посполитой . Лезвие изначально было короче, чем у оригинала, что фактически типично для стилета . [57] Его приобрел в Дрездене историк искусства Эдвард Расставецкий , который в 1869 году подарил его археологической коллекции Ягеллонского университета в Кракове. Университет потерял его во время немецкой оккупации во Второй мировой войне. После войны копия оказалась в руках Тадеуша Яновского, который в 1947 году переправил ее контрабандой в США. [58] Примерно в это же время короткое лезвие стилета было заменено длинным лезвием немецкого меча 16 века. Для имитации Щербца в клинке делали прорезь и к ней с обеих сторон прикрепляли небольшие геральдические щитки. Во время коммунистического правления в Польше польско -американская община Чикаго считала копию символом независимости Польши. В 1968 году его продемонстрировали сенатору США Роберту Ф. Кеннеди, когда он встречался с американцами польского происхождения во время своей президентской кампании . Яновский вернул меч Ягеллонскому университету в 2003 году. [59]

Современный символизм

[ редактировать ]
Эмблема Национальной партии (Польша).
Демонстрация Всепольской молодежи в 2003 году. Символ Мечика Хробрего виден на баннере с левой стороны.

В межвоенный период упрощенное изображение Щербца, трижды обмотанного бело-красной лентой, было принято как символ польских националистических организаций во главе с Романом Дмовским Лагеря Великой Польши ( Obóz Wielkiej Polski ), Национальной партии ( Stronnictwo Narodowe ) и Всепольской молодежи ( Młodzież Wszechpolska ). Их члены носили его как значок под названием Мечик Хробрего [ pl ] , или «Маленький меч [Болеслава] Храброго ». Символ также был пришит на левом рукаве песочной рубашки, входившей в униформу Лагеря Великой Польши. [60] Среди политиков, носивших этот значок до Второй мировой войны, были Роман Дмовский, Владислав Грабский , Войцех Корфанты , Роман Рыбарский , [61] и Войцех Ярузельский . [62] [ нужно независимое подтверждение ] Он был запрещен в 1938 году в период « санации ». [63] Во время Второй мировой войны этот значок использовался правыми антифашистскими и антисоветскими группами военного сопротивления — Национальными вооруженными силами ( Narodowe Siły Zbrojne ). [60] и Национальная военная организация ( Narodowa Organizacja Wojskowa ). После падения коммунизма в Польше символ Мечика Хробрего был повторно принят новыми или возрожденными националистическими и крайне правыми организациями, включая Лигу польских семей ( Liga Polskich Rodzin ), [61] Всепольская молодежь и Лагерь Великой Польши . Кроме того, «Щербец» — это название периодического издания, издаваемого с 1991 года незначительной радикальной националистической партией « Национальное возрождение Польши » ( Narodowe Odrodzenie Polski ). [64]

Изображение Щербца, высеченное на Кладбище польских орлят во Львове , Украина. Надпись гласит: «Здесь покоится польский солдат, павший за Отечество».

В 2005 году Польская футбольная ассоциация , пытаясь бороться с расизмом среди польских футбольных болельщиков, подготовила черный список наиболее распространенных расистских и фашистских символов, которые должны быть запрещены на польских футбольных стадионах. В каталоге, соавтором которого является независимая антифашистская организация Never Again ( Nigdy Więcej ), Мечик Хробрего указан как один из крайне правых символов, которые часто выставляются на польских стадионах. В каталоге были перечислены другие расистские и фашистские символы, такие как нацистская свастика , кельтский крест и флаг Конфедерации . [65] [66] [67] После протеста депутата Европарламента Сильвестра Хруща от Лиги польских семей, [68] были проведены дополнительные консультации с историками, академическими исследователями и другими экспертами, в результате чего символ до сих пор числится в каталоге крайне правых символов, запрещенных на польских футбольных стадионах. [69] Он также был запрещен УЕФА во время Евро-2008 и 2012. [70]

Символическое использование Щербца снова стало яблоком раздора в 2009 году. После того, как памятник Украинской повстанческой армии ( Украинской повстанской армии ) на горе Хрищата [ pl ] на юго-востоке Польши подвергся вандализму, власти украинского города Львов потребовал убрать изображение Щербца с местного польского военного кладбища . Украинцы, вспоминая легендарное использование оригинального меча во время польского вторжения в Киев, утверждали, что это был польский националистический, милитаристский и антиукраинский символ. [71] [72]

  1. ^ Jump up to: а б Чижевский
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Лилейко (1987) , с. 70
  3. ^ Лилейко (1987) , с. 69
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Биборский, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 111.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Лилейко (1987) , с. 76
  6. ^ Jump up to: а б с Биборский, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 126.
  7. ^ Биборский, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 118.
  8. ^ Jump up to: а б с Лилейко (1987) , стр. 69–70.
  9. ^ Биборски, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 137–139
  10. ^ Jump up to: а б с д и Биборский, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 107.
  11. ^ Биборски, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 122.
  12. ^ Биборски, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 115.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г Биборский, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 112.
  14. ^ Принке (1983)
  15. ^ Jump up to: а б Рожек (1987) , стр. 135.
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж Рожек (1987) , стр. 134.
  17. ^ Биборски, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 109.
  18. ^ Jump up to: а б с д Биборский, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 113.
  19. ^ Биборски, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 111–113
  20. ^ Биборски, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 109–111
  21. ^ Биборски, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 107–108
  22. ^ Лилейко (1987) , стр. 75–76.
  23. ^ Биборски, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 102–105
  24. ^ Биборски, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 105–106
  25. ^ Jump up to: а б Биборский, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 106.
  26. ^ Биборский, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 140.
  27. ^ Jump up to: а б Лилейко (1987) , стр. 70–72.
  28. ^ Биборски, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 94.
  29. ^ Шабловский (1969) , стр. 25.
  30. ^ Jump up to: а б Лилейко (1987) , с. 16
  31. ^ Лилейко (1987) , стр. 16–17.
  32. ^ Биборский, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 95.
  33. ^ Лилейко (1987) , с. 18
  34. ^ Лилейко (1987) , с. 77
  35. ^ Лилейко (1987) , стр. 76–77.
  36. ^ Лилейко (1987) , с. 79
  37. ^ Лилейко (1987) , с. 89
  38. ^ Лилейко (1987) , с. 105
  39. ^ Лилейко (1987) , с. 135
  40. ^ Лилейко (1987) , с. 137
  41. ^ Лилейко (1987) , стр. 40–42.
  42. ^ Лилейко (1987) , стр. 54–55.
  43. ^ Лилейко (1987) , с. 42
  44. ^ Рожек (1987) , стр. 136.
  45. ^ Лилейко (1987) , стр. 70–72, 138–141.
  46. ^ Лилейко (1987) , стр. 72–74.
  47. ^ Jump up to: а б Лилейко (1987) , с. 74
  48. ^ Войчик (1997)
  49. ^ Лилейко (1987) , с. 75
  50. ^ Свогер (2004) , с. 77
  51. ^ Jump up to: а б с Рожек (1987) , стр. 138–139
  52. ^ Свогер (2004) , с. 53
  53. ^ Рожек (1987) , стр. 139.
  54. ^ Свогер (2004) , с. 58
  55. ^ Свогер (2004) , с. 76
  56. ^ Лилейко (1987) , стр. 74–75.
  57. ^ Жигульский (2003)
  58. ^ Рожек (1987) , стр. 140.
  59. ^ Валтось (2003)
  60. ^ Jump up to: а б Добровольский
  61. ^ Jump up to: а б Хрущ (2007)
  62. ^ Ярузельский (2009)
  63. ^ «Геральдика тоскующих по фашизму. Эмблемы прошлого возвращаются» , Выборча , 24 августа 2019 г.
  64. ^ Возобновление выхода журнала «Щербец»...
  65. ^ Улиг (2007)
  66. ^ Давайте выгоним расизм со стадионов.
  67. ^ Учебный материал...
  68. Хрущ: Размещение "беззубых"...
  69. ^ Рекомендации для делегатов матчей PZPN
  70. ^ Уважайте разнообразие
  71. ^ Львов: Польский символ...
  72. ^ Мижнародный скандаль...

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4fa5e7b55fdc9c4697106b2558e6f093__1704789840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4f/93/4fa5e7b55fdc9c4697106b2558e6f093.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Szczerbiec - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)