Щербец
Щербец | |
---|---|
Иллюстрированная документация Щербца, сделанная в 1764 году Иоганном Кристофом Вернером , придворным художником короля Станислава Августа . Польши | |
Тип | Церемониальное оружие |
Место происхождения | Польша или Германия (возможно, Рейнская область ) [1] |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 13 век как меч правосудия, 1320–1764 как коронационный меч. |
Используется | Польша [2] |
История производства | |
Произведено | Конец 12 или 13 века. [3] |
Технические характеристики | |
Масса | 1,26 кг (2,8 фунта) [4] |
Длина | 98,4 см (3,23 фута) [4] |
Длина лезвия | 82 см (2,69 фута) [4] |
Ширина | 20 см (7,9 дюйма) [4] |
лезвия Тип | Прямой двусторонний ( Оукшот тип XII) [5] [6] |
рукояти Тип | Плоское с арочной перекладиной (тип 6 по Окшотту) и плоским круглым навершием (тип I по Окшотту ). [5] [6] |
Щербец ( Польское произношение: [ˈʂt͡ʂɛr.bʲɛt͡s] ) — церемониальный меч, использовавшийся при коронациях большинства польских монархов с 1320 по 1764 год. Сейчас он выставлен в сокровищнице королевского Вавельского замка в Кракове , как единственная сохранившаяся часть средневекового Регалии польской короны . Меч известен своей рукоятью, украшенной магическими формулами. [7] Христианские символы и растительные узоры, а также узкая прорезь на клинке, в которой находится небольшой щит с гербом Польши . Название меча происходит от польского слова szczerba («зазор», «выемка» или «щепка») и ошибочно его значение воспринимается как «Зазубренный меч» или «Зазубренный меч» (что включено в легенда о мече), хотя края его лезвия прямые и гладкие. Правильное значение и перевод на английский язык будет звучать как «Меч с надрезами/зазубринами» — как «меч, предназначенный для того, чтобы наносить надрезы/зазубрины на другое оружие».
Легенда связывает Щербца с королем I Храбрым , который, как говорят, сломал меч, ударив им о Золотые ворота Киева Болеславом во время своего вмешательства в кризис киевского престолонаследия в 1018 году. Однако Золотые ворота были построены только в 1037 году, а меч на самом деле датируется концом 12 или 13 века. Впервые он был использован в качестве коронационного меча Ладиславом Коротким в 1320 году. Разграбленный прусскими войсками в 1795 году, он несколько раз переходил из рук в руки в течение XIX века, пока в 1884 году не был куплен для Эрмитажа в Санкт-Петербурге . Советский Союз вернул его Польше в 1928 году в рамках военных репараций за потери, нанесенные Польше в польско-советской войне . Во время Второй мировой войны Щербец был эвакуирован в Канаду и не возвращался в Краков до 1959 года. В 20 веке изображение меча было принято в качестве символа польскими националистическими и крайне правыми движениями.
Описание
[ редактировать ]длиной 98 см (39 дюймов) Щербец — это церемониальный меч с богатым готическим орнаментом, датированный серединой 13 века. [8] [9] Классифицируется как меч типа XII с типа I навершием типа 6 и перекладиной по типологии Окшотта . [6] хотя клинок, возможно, изменил свою форму из-за многовековой коррозии и интенсивной очистки перед каждой коронацией. [5]
Рукоять
[ редактировать ]
Рукоять состоит из круглого навершия, плоской рукоятки и дугообразной перекладины. [2] Рукоятка имеет длину 10,1 см (4,0 дюйма), толщину 1,2 см (0,5 дюйма) и ширину от 2 до 3 см (0,8–1,2 дюйма). Он имеет прямоугольное поперечное сечение, а его твердые края затрудняют обращение с ним и делают его непрактичным для боя, что указывает на чисто церемониальное использование меча. Навершие имеет диаметр 4,5 см (1,8 дюйма) и толщину 2,6 см (1,0 дюйма), со скошенным внешним кольцом шириной 1,3 см (0,5 дюйма). Поперечина образует арку шириной 1,8 см (0,7 дюйма) посередине и расширяется до 3,4 см (1,3 дюйма) на обоих концах. Его толщина около рукоятки составляет 1 см (0,4 дюйма), а длина вдоль верхнего края составляет 20 см (8 дюймов). [4]
Навершие и крестовина изготовлены из серебра. [10] Сердцевиной рукоятки является латунный выступ, закрывающий хвостовик клинка. Вероятно, он был изготовлен в 19 веке для замены разложившегося первоначального органического ядра. При этом хвостовик был приклепан к вершине навершия. [10] Головка заклепки диаметром 0,5 см (0,2 дюйма) опирается на прямоугольную шайбу размером 1,1 см × 1,4 см (0,43 × 0,55 дюйма). [4]
Все части рукояти покрыты золотыми пластинами, на которых выгравированы острые или закругленные стилусы. [10] и украшен инкрустацией из черни или черного металла, контрастирующей с золотым фоном. [2] Каждая пластина имеет толщину 1 мм (0,04 дюйма) и изготовлена примерно из 18- каратного золота. [10] Чернёвые рисунки включают надписи, написанные позднероманским мажускулом . (с некоторыми унциальными дополнениями) [11] ), христианские символы и цветочные узоры. [2] Растительный орнамент – негатив, то есть золотистый на черном чернённом фоне. [10]

На лицевой стороне рукояти навершие изображена большая стилизованная буква Т поверх буквы С или G (последняя могла быть просто декоративным элементом буквы Т). [12] ) между греческими буквами Α и ω ( альфа и омега ), увенчанными крестиками . [13] Под буквой Т находится еще один крест, помещенный в облако или цветок с двенадцатью лепестками. [13] [14] По скошенной кромке вокруг этого рисунка проходит круглая латинская надпись в два кольца, которая гласит: Rec figura talet ad amorem regum / et principum iras iudicum («Этот знак вызывает любовь королей и принцев, гнев судей»). [13] [15] На рукоятке изображены символы двух из четырех евангелистов : льва Святого Марка и быка Святого Луки , а также Agnus Dei ( Агнец Божий ). [13] На перекладине имеется следующая латинская надпись: Quicumque hec / nomina Deii secum tu/lerit nullum periculum / ei omnino nocebit («Кто будет носить с собой эти имена Бога, тому никакая опасность не причинит вреда»). [13] [16]

Обратная сторона навершия украшена виноградным кустом, окруженным венком из виноградных листьев. На реверсе рукояти изображены орел Святого Иоанна , ангел Святого Матфея и еще один Agnus Dei . На перекладине над другим узором из виноградных листьев имеется надпись на искаженном иврите латинским шрифтом: Con citomon Eeve Sedalai Ebrebel («Пылающая вера вызывает имена Бога: Седалай и Эбрехель»). [13] [16] На противоположных концах перекладины снова расположены символы святых Иоанна и Матфея. [13]
Окружность навершия украшена ромбическим узором, а верхняя сторона перекладины – аналогичным треугольным узором. [17] Узкие стороны рукояти раньше украшались серебряными пластинами с надписью, которые, однако, были утеряны в XIX веке. Эти утраченные надписи частично известны из графической документации, сделанной короля Станислава Августа придворным художником Иоганном Кристофом Вернером в 1764 году и Яцеком Пшибыльским в 1792 году. Одна из пластин к тому времени уже была сломана, и сохранилась лишь часть надписи: Liste est glaud... h Bolezlai Duc... ("Это меч... герцога Болеслава..."); [2] [18] [16] надпись на другой пластине продолжала: Cum quo ei D[omi]n[us] SOS [ Salvator Omnipotens Salvator ] auxiletur ad[ver]sus partes amen («С которым Всемогущий Господь и Спаситель, чтобы помочь ему против его врагов»). . Аминь»). [18] [16] Недостающая часть первой надписи известна только по старой копии Щербца, которая когда-то принадлежала семье Радзивиллов (см. Исторические копии ниже) . Полная надпись гласила: Iste est gladius Principis et haeredis Boleslai Ducis Poloniae et Masoviae, Lanciciae («Это меч потомственного князя Болеслава, герцога Польского, Мазовецкого и Ленчицкого »). Личность этого герцога Болеслава неизвестна. [5]
Лицевой | Узкая сторона | Обеспечить регресс | Узкая сторона | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Навершие | Ромбический узор | Ромбический узор | ||||
Наружное кольцо с фаской: Надпись: + ЗАП. Цифры. ТАЛЕТ ЛЮБИТЬ РЕГВМ восточноевропейское время ГЛАВНЫЙ ГНЕВ СУДЬИ М | Наружное кольцо с фаской: Виноградные листья. | |||||
Схватить | Вверху: Крылатый лев Святого Марка, надпись: МАРКВС | Надпись: СПИСОК E. EST. ГЛАУД… х.БОЛЕЗЛАИ 'ДВЦ… (теперь утерян и заменен ромбическим узором) | Вверху: Орел Святого Иоанна, надпись: ИХОАННЕС | Надпись: ЦВМ QVO ЭИ DNS ОС АВКСИЛ ЭТРР АДУС части АМИНЬ (теперь утерян и заменен восковой пломбой) | ||
В центре: Крылатый бык Святого Луки, надпись: ЛВКАС | В центре: Ангел Святого Матфея, надпись: ММТКВС | |||||
Внизу: Агнец Божий. | Внизу: Агнец Божий. | |||||
Перекрестье | Левый край: Крылатый лев Святого Марка. | Треугольный узор | Левый край: Ангел Святого Матфея. | Треугольный узор | ||
QVICVMQVE hEC + NOMI[N]A DEII SECVM TVLERI[T] NVLLVM PERICVL[VM] CN EI OMNINO NOC[E]BIT | КОН. ЦИТОМОН.. ИВ СЕДАЛАЙ. ЭБРЕбел над орнаментом из виноградных листьев | |||||
Правый конец: Крылатый бык Святого Луки. | Правый конец: Орел Святого Иоанна. |
Анализ износа показывает, что пластины на навершии и крестовине были изготовлены одним и тем же мастером, а пластины на рукоятке были добавлены позже. Последние – аверс и реверс – вероятно, были декорированы в одной мастерской и с использованием одних и тех же инструментов, но двумя разными мастерами. [20] Более того, в XIX веке взамен одной из утерянных боковых пластин с надписью была добавлена боковая пластина с ромбическим узором. [21]
Сохранившиеся изображения Щербца в разные моменты времени свидетельствуют о том, что декоративные пластины несколько раз демонтировались и вновь помещались на рукоять в различной конфигурации. Нынешняя композиция с символами евангелистов, продублированными на каждой стороне рукояти, соответствует композиции, известной по самому раннему сохранившемуся изображению, составленному Иоганном Кристофом Вернером в 1794 году. Однако возможно, что первоначальное расположение золотых пластин было другим. , с символами святых Иоанна и Матфея на лицевой стороне рукоятки, так что на каждой стороне рукояти были изображены символы всех четырех евангелистов. [22] [18]
Лезвие
[ редактировать ]Лезвие имеет длину 82 см (32 дюйма), ширину до 5 см (2 дюйма) (около 5 см от перекладины) и толщину 3 мм (0,1 дюйма). Дол имеет длину около 74 см (29 дюймов) и ширину в среднем 2 см (0,8 дюйма). [4] Металлографический анализ показал, что клинок был выкован из неравномерно науглероженной полутвердой цветной стали. Помимо железа , материал содержит по массе 0,6 процента углерода , 0,153 процента кремния , 0,092 процента фосфора и другие элементы. Обнаруженные в стали многочисленные шлаковые включения типичны для средневековой технологии выплавки чугуна. Часть клинка была закалена закалкой . В отличие от рукояти, клинок мог быть полностью функциональным в качестве боевого оружия. [23] Поверхность клинка по всей длине покрыта глубокими царапинами в результате интенсивной очистки от ржавчины перед каждой коронацией, вероятно, песком или кирпичным порошком. По всей поверхности также могут быть обнаружены неактивные пятна коррозии. [24]
Чуть ниже рукояти в доле клинка имеются три перфорации. Самый большой из них представляет собой прямоугольную прорезь длиной 64 мм (2,5 дюйма) и шириной 8,5 мм (0,33 дюйма). Это отверстие, известное по-польски как щирба или щерба , изначально образовалось из-за ржавчины, а в 19 веке его отполировали до правильной формы. [2] [25] Небольшой геральдический щит, раскрашенный масляной краской. [26] крепится к пазу. [18] [2] Он имеет примерно треугольную форму со сторонами от 4 до 4,5 см (от 1,6 до 1,8 дюйма). [4] Щит с изображением Белого орла Польши изначально был прикреплен к ножнам или ножнам. Готические ножны с золотым или серебряным медальоном и навершием, вероятно, были созданы в 1320 году и утеряны между 1819 и 1874 годами. Щит — единственный сохранившийся элемент ножен. Когда он был прикреплен к медальону ножен, он был наклонен влево (с точки зрения наблюдателя), но сегодня он находится на одной линии с лезвием. Орел на красном поле щита белый, с золотой короной, перевязями на крыльях, кольцом на хвосте и когтями. [27] Две другие перфорации представляют собой круглые отверстия на расстоянии 24 мм (0,94 дюйма) друг от друга. Диаметр верхнего, чуть ниже прорези, составляет 28 мм (1,1 дюйма), а диаметр другого — всего 1,4 мм (0,055 дюйма). Вероятно, их пробили в XIX веке для крепления геральдического щита к клинку. [25]
Расположение
[ редактировать ]
Щербец принадлежит Национальной художественной коллекции Вавельского королевского замка (инвентарный номер 137). [28] в Кракове , бывшей столице Польши. Как единственный сохранившийся польский средневековый коронационный знак, он является заметной частью постоянной экспозиции музея «Сокровищница и Оружейная палата». Меч подвешен горизонтально внутри стеклянного шкафа в центре хранилища Ягелло и Ядвиги , расположенного на первом этаже в северо-восточном углу Вавельского замка . [29]
История
[ редактировать ]Щербец Болеслава Храброго
[ редактировать ]Исторические сведения, связанные с ранней историей польского коронационного меча, скудны и часто смешаны с легендами. Самое раннее известное использование названия «Щербец» появилось в Великопольских хрониках на рубеже 14 века. Согласно этому источнику, меч был подарен королю Болеславу Храброму (годы правления 992–1025 гг.) ангелом; Польские короли должны были всегда носить его с собой в бою, чтобы одержать победу над врагами. время вторжения Болеслава в Киевскую Русь он ударил им по Золотым воротам Киева Во при захвате города. Именно выемка на краю клинка дала мечу название. Этот отчет, написанный через три столетия после описываемых в нем событий, неправдоподобен не только из-за обычного упоминания о сверхъестественном происхождении меча (ср. Экскалибур ), но и потому, что вмешательство Болеслава в кризис киевского престолонаследия произошло в 1018 году, или около 19 лет. до фактического строительства Золотых ворот в 1037 году. [30] [16]

Однако вполне вероятно, что Болеслав сломал свой меч, ударив им о более ранние ворота в Киеве. Его правнук, Болеслав Смелый ( годы правления 1058–1079 ), в 1069 году ударил мечом по Золотым воротам, что указывает на то, что это был обычный жест для получения контроля над городом. [30] [16] Возможно также, что этот меч сохранился как память о былых победах, почитаемых преемниками Болеслава Храброго. Согласно » Винцентия Кадлубека , « Хронике у Болеслава Кримута ( годы правления 1107–1138 ) был любимый меч, который он называл Журав или Грус («Журавль»). Переписчик, переписавший летопись в 1450 году, добавил слово Щурбич над словом Журав , но были ли эти два меча одним и тем же, неизвестно. [31]
Согласно Великопольской летописи , меч хранился в сокровищнице Вавельского собора . [32] Дальнейшая судьба оригинального Щербца неизвестна. Возможно, его вместе с другими королевскими знаками привез в Прагу король Богемии Вацлав II после его коронации на пост короля Польши в Гнезно в 1300 году. Что случилось с этими знаками впоследствии, остается загадкой. [33] Хотя зубчатый меч Болеслава Храброго не сохранился и даже само его существование сомнительно, его легенда оказала большое влияние на польскую историческую память и отношение к его преемнику, современному Щербцу. [8]
От меча правосудия к коронационному мечу
[ редактировать ]Меч, ныне известный как Щербец, был выкован и украшен в стиле, характерном для конца XII и XIII веков, поэтому он не мог принадлежать ни одному из трех великих Болеславов XI и начала XII веков. Кроме того, это чисто церемониальный меч, который, в отличие от оригинального Щербца, никогда не использовался в бою. Первоначально он использовался в качестве меча правосудия ( gladius iustitiae ) или знака судебной власти государя одним из многих местных князей в эпоху раздробленности Польши . [8] На утерянной серебряной пластине на рукоятке меча была надпись, в которой указывалось, что его первоначальным владельцем был герцог по имени Болеслав. [2] Надпись на копии Щербца, сделанной Радзивиллами, теперь также утерянной, могла бы дать дополнительный намек на личность герцога: «Болеслав, герцог Польский, Мазовецкий и Ленчицкий » - за исключением того, что ни одного герцога с таким именем и титулами никогда не существовало. Историки по-разному идентифицировали рассматриваемого герцога как Болеслава Кудрявого ( годы правления 1146–1173 ), [5] Болеслав Целомудренный ( годы правления 1226–1279 ), [34] Болеслав I Мазовецкий ( годы правления 1229–1248 ) [5] или Болеслав Благочестивый Великопольский ) ( годы правления 1239–1247 . [1]
Как коронационный меч Щербец впервые был упомянут Яном Длугошем в его рассказе о коронации короля Казимира IV ( годы правления 1447–1492 ), но, вероятно, впервые он был использован на церемонии коронации королём Ладиславом Коротким ( годы правления 1288). –1333 ) в 1320 году, [15] к этому времени он воссоединил большую часть основных территорий Польши. Если бы Щербец ранее принадлежал своему дяде Болеславу I Мазовецкому или тестю Болеславу Благочестивому, то он мог бы унаследовать его. Если бы он принадлежал кому-либо из двух Болеславов, которые правили из Кракова как верховные князья всей Польши, то Ладислав мог бы просто найти его в Вавельском соборе . [35] После этого Щербец стал неотъемлемой частью регалий польской короны , разделил их судьбу и был основным церемониальным мечом, использовавшимся при коронациях всех польских королей до 1764 года. [2] кроме Ягайлы (1386 г.), [36] Стефан Батори (1576 г.), [37] Станислав I Лещинский (1705 г.) и Август III Веттин (1734 г.). [38]

вывозился с Вавельского холма Щербец вместе с другими регалиями короны в этот период несколько раз . После своей польской коронации в 1370 году король Венгрии Людовик I взял с собой драгоценности короны в Буду ; его преемник на венгерском престоле император Сигизмунд передал их Польше в 1412 году. [39] Дважды, в середине 17 и начале 18 веков, их эвакуировали через южную границу Польши, чтобы защитить их от вторжения шведских армий. В 1733 году, во время войны за польское наследство , сторонники короля Станислава I скрывали драгоценности в варшавской в течение трёх лет церкви, чтобы помешать Августу III использовать их во время своей коронации. В 1764 году их снова отправили в Варшаву, чтобы использовать их при коронации в последний раз – Станислава Августа Понятовского . После этого их вернули в Краков. [40]
Во время типичной польской церемонии коронации во времена Речи Посполитой избранный король принял Щербца после помазания и перед коронацией и возведением на престол . Предстоятель Польши , то есть архиепископ Гнезненский , взял с алтаря обнаженный меч и вручил его коленопреклоненному королю. В то же время он произнес формулу, которая просила монарха использовать меч, чтобы править справедливо, защищать Церковь, бороться со злом, защищать вдов и сирот, а также «восстанавливать то, что повреждено, поддерживать то, что восстановлено, отомстить за несправедливое». , укрепить то, что хорошо управляется» и т. д. Затем король передал меч Коронному меченосцу ( meecznik koronny ), который вложил его в ножны и передал примату. Предстоятель с помощью Короны и литовских меченосцев прикрепил ножны к поясу короля. Король встал и, глядя на зрителей, отвел Щербца, трижды перекрестил его и вытер его о левую руку, прежде чем положить в ножны. [41] Во время этой части ритуала его новые подданные внимательно следили за способностями короля владеть мечом. Когда Август III на своей коронации предал свои плохие навыки фехтования, дворяне пошутили, что у них будет «мирный лорд». [42] После Щербца епископ вручил государю Грюнвальдские мечи, символизирующие власть монарха над двумя народами, входящими в состав Речи Посполитой. [43]
На протяжении всего периода от Казимира Великого ( годы правления 1333–1370 ) до Станислава Августа считалось, что драгоценности польской короны относятся ко временам Болеслава Храброго. Это убеждение помогло сохранить ощущение преемственности польской государственности и обеспечить легитимность национальных королей, неявно делая каждого польского монарха преемником древнего и славного наследия первого короля Дома Пястов . Соответственно, коронационный меч взял на себя имя и легенду оригинального Щербца. [44] Прорезь на клинке, вызванная коррозией, стала ассоциироваться с легендарной щербой или насечкой, которую Болеслав якобы сделал на своем мече в Киеве. Сила традиции была настолько сильна, что, когда придворный художник Станислава Августа Марчелло Баччарелли , детально исследовавший регалии польской короны, нарисовал воображаемый портрет Болеслава Храброго, он решил изобразить Щербца так, чтобы его внешний вид соответствовал легенде, а не реальность. Изображения коронационной короны и меча в целом очень точны, но у Щербца Баччарелли нет прорези, а вместо этого имеется скол на краю. [27]
В иностранных руках
[ редактировать ]В 1794 году, во время неудавшегося восстания Костюшко привело к окончательному разделу Польши , которое годом позже , прусские войска захватили Краков. В следующем году по приказу короля Фридриха Вильгельма II сокровищница Вавельского замка была разграблена, а драгоценности короны вывезены в Бреслау (ныне Вроцлав в Польше), затем в Берлин и, наконец, в Кенигсберг (ныне Калининград в России). ). Между 1809 и 1811 годами большая часть драгоценностей была переплавлена, но некоторые, в том числе Щербец, были выставлены на продажу. [45] Коронационный меч приобрел будущий российский министр юстиции князь Дмитрий Лобанов-Ростовский , который, вероятно, надеялся перепродать его кому-нибудь из польских аристократов. В 1819 году он обратился к генералу Винцентию Красинскому , спикеру сейма ( парламента) «Конгрессного» Королевства Польского . Князь не раскрыл фактического происхождения меча и утверждал, что купил его в Москве у армянского купца, который нашел оружие где-то между Белградом и Русчуком (ныне Русе в Болгарии) во время недавней русско-турецкой войны . Красинский, который был известным коллекционером старинного оружия, подозревал, что это мог быть Щербец, но спросил мнение профессора Себастьяно Чампи , историка Варшавского университета . Чампи изучил литографию меча, которую Красинский сделал, но не был уверен, действительно ли это Щербец. В результате Красинский отклонил предложение Лобанова-Ростовского. [46]
Лобанов-Ростовский в конечном итоге продал Щербец князю Анатолию Демидову , который хранил его вместе с остальной частью демидовской коллекции на своей вилле Сан-Донато недалеко от Флоренции . В 1870 году меч был куплен за 20 000 французских франков Александром Василевским , послом России во Франции и крупным коллекционером произведений искусства. В 1878 году он выставил Щербца на Всемирной выставке в Париже . К тому времени ножны были утеряны, а сам меч представлялся тевтонским . Его видели несколько польских посетителей, которые размышляли, может ли это быть польский коронационный меч. В 1884 году вся коллекция Василевского была приобретена российским императором Александром III для Эрмитажа в Санкт-Петербурге . И польские, и другие эксперты в то время выражали сомнение в подлинности Щербца, хранящегося в крупнейшем музее России (см. Исторические реплики ниже) . Международный музейный конгресс, состоявшийся в Санкт-Петербурге в 1913 году, признал меч копией 17 века. [47]
В 1917 году в результате Октябрьской революции Россия стала коммунистическим государством. после Первой мировой войны В следующем году Польша вновь стала независимой страной. С 1919 по 1921 год два государства вели польско-советскую войну , которая завершилась Рижским миром . Статья 11 мирного договора требовала, чтобы советская сторона вернула все культурно значимые коллекции и предметы, которые были вывезены из Польши после Первого раздела в 1772 году. Для осуществления реституции культурных ценностей был создан специальный двусторонний комитет. [48] В 1928 году усилия комитета привели к возвращению Польше, среди других национальных сокровищ, Щербца, [49] который через 133 года был отдан на хранение обратно в Вавельский замок. [2]
Эвакуация во время Второй мировой войны
[ редактировать ]
3 сентября 1939 года, через два дня после того, как Германия вторглась в Польшу, спровоцировавшую Вторую мировую войну , началась эвакуация самых ценных национальных сокровищ, в том числе Щербца, из Вавельского замка. Груз был перевезен на баржах, вагонах, автобусах и грузовиках в Румынию. Оттуда его отправили морем во Францию, а затем в Великобританию. [51] По пути из Бордо в Фалмут корабль с польскими национальными сокровищами попал под обстрел люфтваффе . [52] Кароль Эстрайхер , курировавший эвакуацию, решил тогда вынуть Щербца из сундука и зажать его между двумя деревянными досками, а к ним прикрепить объяснительную записку в бутылке – чтобы в случае, если корабль затонет, хотя бы Коронационный меч можно было спасти. [53] Когда в июле 1940 года начались немецкие бомбардировки Британии , ценности были перевезены на борту польского океанского лайнера MS Batory в Канаду. [51] и, наконец, передано на хранение в польское консульство, а затем и в другие места в Оттаве . [54] После войны один из хранителей национальных сокровищ, оставшийся верным находившемуся в польскому Лондоне правительству в изгнании , не хотел возвращать их в Польшу, которая попала под коммунистическое правление и советское влияние. [55] После длительных переговоров первая партия важнейших объектов, в том числе Щербец, была наконец возвращена в 1959 году; остальные последовали в 1961 году. С тех пор польский коронационный меч находится в постоянной экспозиции в сокровищнице Вавельского замка. [51]
Исторические реплики
[ редактировать ]Казначейская опись Радзивиллов Несвижского замка (ныне Несвиж в Беларуси), составленная в 1740 году, включает подробное описание меча, украшенного символами евангелистов и надписями, идентичными надписям на Щербце. Согласно описи, это был подарок наследного принца Якуба Собеского князю Михалу Радзивиллу , однако первоисточник предполагаемой копии не указан. В описи, сделанной в 1738 году в сокровищнице Жулкевского замка семьи Собеских (ныне Жолква на Украине), упоминается « эсток ( концерц ), покрытый золотыми пластинами с изображениями четырех евангелистов; Скандербека». Основываясь на этой записи, историк Александр Чоловский выдвинул гипотезу, что копия Щербца была выкована еще в 1457 году и вручена Георгию Кастриоти Скандербегу , национальному лидеру Албании, в знак признания его победы над османскими войсками (см. Битву при Уджебарде ). После того, как король Иоанн III Собеский разбил османов в битве при Вене в 1683 году, албанцы, по-видимому, вернули ему меч. Его сын Якуб, возможно, передал его Михалу Радзивиллу в подарок. [47]
Однако есть сомнения, что мечи, о которых известно, что они находились в Жулкеве в 1738 году и в Несвиже два года спустя, на самом деле были одним и тем же мечом. Замок Радзивиллов был разграблен русской армией в 1812 году, и дальнейшая судьба их копии Щербца неизвестна. Этот факт поставил под сомнение подлинность хранящегося в Эрмитаже Щербца. Некоторые эксперты подозревали, что меч, хранящийся в Российском императорском музее, на самом деле был точной копией Несвижа, а не частью оригинального королевского знака отличия. [56]
Другая исторически известная копия Щербца была изготовлена, вероятно, в Дрездене , Саксония , в то время, когда оригинал находился в руках Пруссии. Это скромно и неточно; ручка вырезана из бычьей кости, чернь имитирована черной краской. Рисунок на рукоятке повторяет узор настоящего Щербца, за исключением того, что кресты и буквы на навершии были заменены гербом Речи Посполитой . Лезвие изначально было короче, чем у оригинала, что фактически типично для стилета . [57] Его приобрел в Дрездене историк искусства Эдвард Расставецкий , который в 1869 году подарил его археологической коллекции Ягеллонского университета в Кракове. Университет потерял его во время немецкой оккупации во Второй мировой войне. После войны копия оказалась в руках Тадеуша Яновского, который в 1947 году переправил ее контрабандой в США. [58] Примерно в это же время короткое лезвие стилета было заменено длинным лезвием немецкого меча 16 века. Для имитации Щербца в клинке делали прорезь и к ней с обеих сторон прикрепляли небольшие геральдические щитки. Во время коммунистического правления в Польше польско -американская община Чикаго считала копию символом независимости Польши. В 1968 году его продемонстрировали сенатору США Роберту Ф. Кеннеди, когда он встречался с американцами польского происхождения во время своей президентской кампании . Яновский вернул меч Ягеллонскому университету в 2003 году. [59]
Современный символизм
[ редактировать ]

В межвоенный период упрощенное изображение Щербца, трижды обмотанного бело-красной лентой, было принято как символ польских националистических организаций во главе с Романом Дмовским — Лагеря Великой Польши ( Obóz Wielkiej Polski ), Национальной партии ( Stronnictwo Narodowe ) и Всепольской молодежи ( Młodzież Wszechpolska ). Их члены носили его как значок под названием Мечик Хробрего , или «Маленький меч [Болеслава] Храброго ». Символ также был пришит на левом рукаве песочной рубашки, входившей в униформу Лагеря Великой Польши. [60] Среди политиков, носивших этот значок до Второй мировой войны, были Роман Дмовский, Владислав Грабский , Войцех Корфанты , Роман Рыбарский , [61] и Войцех Ярузельский . [62] [ нужно независимое подтверждение ] Он был запрещен в 1938 году в период « санации ». [63] Во время Второй мировой войны этот значок использовался правыми антифашистскими и антисоветскими группами военного сопротивления — Национальными вооруженными силами ( Narodowe Siły Zbrojne ). [60] и Национальная военная организация ( Narodowa Organizacja Wojskowa ). После падения коммунизма в Польше символ Мечика Хробрего был повторно принят новыми или возрожденными националистическими и крайне правыми организациями, включая Лигу польских семей ( Liga Polskich Rodzin ), [61] Всепольская молодежь и Лагерь Великой Польши . Кроме того, «Щербец» — это название периодического издания, издаваемого с 1991 года незначительной радикальной националистической партией « Национальное возрождение Польши » ( Narodowe Odrodzenie Polski ). [64]
В 2005 году Польская футбольная ассоциация , пытаясь бороться с расизмом среди польских футбольных болельщиков, подготовила черный список наиболее распространенных расистских и фашистских символов, которые должны быть запрещены на польских футбольных стадионах. В каталоге, соавтором которого является независимая антифашистская организация Never Again ( Nigdy Więcej ), Мечик Хробрего указан как один из крайне правых символов, которые часто выставляются на польских стадионах. В каталоге были перечислены другие расистские и фашистские символы, такие как нацистская свастика , кельтский крест и флаг Конфедерации . [65] [66] [67] После протеста депутата Европарламента Сильвестра Хруща от Лиги польских семей, [68] были проведены дополнительные консультации с историками, академическими исследователями и другими экспертами, в результате чего символ до сих пор числится в каталоге крайне правых символов, запрещенных на польских футбольных стадионах. [69] Он также был запрещен УЕФА во время Евро-2008 и 2012. [70]
Символическое использование Щербца снова стало яблоком раздора в 2009 году. После того, как памятник Украинской повстанческой армии ( Украинской повстанской армии ) на горе Хрищата на юго-востоке Польши подвергся вандализму, власти украинского города Львов потребовал убрать изображение Щербца с местного польского военного кладбища . Украинцы, вспоминая легендарное использование оригинального меча во время польского вторжения в Киев, утверждали, что это был польский националистический, милитаристский и антиукраинский символ. [71] [72]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Чижевский
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Лилейко (1987) , с. 70
- ^ Лилейко (1987) , с. 69
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Биборский, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 111.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лилейко (1987) , с. 76
- ^ Jump up to: а б с Биборский, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 126.
- ^ Биборский, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 118.
- ^ Jump up to: а б с Лилейко (1987) , стр. 69–70.
- ^ Биборски, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 137–139
- ^ Jump up to: а б с д и Биборский, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 107.
- ^ Биборски, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 122.
- ^ Биборски, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 115.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Биборский, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 112.
- ^ Принке (1983)
- ^ Jump up to: а б Рожек (1987) , стр. 135.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Рожек (1987) , стр. 134.
- ^ Биборски, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 109.
- ^ Jump up to: а б с д Биборский, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 113.
- ^ Биборски, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 111–113
- ^ Биборски, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 109–111
- ^ Биборски, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 107–108
- ^ Лилейко (1987) , стр. 75–76.
- ^ Биборски, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 102–105
- ^ Биборски, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 105–106
- ^ Jump up to: а б Биборский, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 106.
- ^ Биборский, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 140.
- ^ Jump up to: а б Лилейко (1987) , стр. 70–72.
- ^ Биборски, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 94.
- ^ Шабловский (1969) , стр. 25.
- ^ Jump up to: а б Лилейко (1987) , с. 16
- ^ Лилейко (1987) , стр. 16–17.
- ^ Биборский, Стемпинский и Жабинский (2011) , стр. 95.
- ^ Лилейко (1987) , с. 18
- ^ Лилейко (1987) , с. 77
- ^ Лилейко (1987) , стр. 76–77.
- ^ Лилейко (1987) , с. 79
- ^ Лилейко (1987) , с. 89
- ^ Лилейко (1987) , с. 105
- ^ Лилейко (1987) , с. 135
- ^ Лилейко (1987) , с. 137
- ^ Лилейко (1987) , стр. 40–42.
- ^ Лилейко (1987) , стр. 54–55.
- ^ Лилейко (1987) , с. 42
- ^ Рожек (1987) , стр. 136.
- ^ Лилейко (1987) , стр. 70–72, 138–141.
- ^ Лилейко (1987) , стр. 72–74.
- ^ Jump up to: а б Лилейко (1987) , с. 74
- ^ Войчик (1997)
- ^ Лилейко (1987) , с. 75
- ^ Свогер (2004) , с. 77
- ^ Jump up to: а б с Рожек (1987) , стр. 138–139
- ^ Свогер (2004) , с. 53
- ^ Рожек (1987) , стр. 139.
- ^ Свогер (2004) , с. 58
- ^ Свогер (2004) , с. 76
- ^ Лилейко (1987) , стр. 74–75.
- ^ Жигульский (2003)
- ^ Рожек (1987) , стр. 140.
- ^ Валтось (2003)
- ^ Jump up to: а б Добровольский
- ^ Jump up to: а б Хрущ (2007)
- ^ Ярузельский (2009)
- ^ «Геральдика тоскующих по фашизму. Эмблемы прошлого возвращаются» , Выборча , 24 августа 2019 г.
- ^ Возобновление выхода журнала «Щербец»...
- ^ Улиг (2007)
- ^ Давайте выгоним расизм со стадионов.
- ^ Учебный материал...
- ↑ Хрущ: Размещение "беззубых"...
- ^ Рекомендации для делегатов матчей PZPN
- ^ Уважайте разнообразие
- ^ Львов: Польский символ...
- ^ Мижнародный скандаль...
Источники
[ редактировать ]- Биборски, Марцин; Стемпинский, Януш; Жабинский, Гжегож (2011), «Щербец (Зазубренный меч) – коронационный меч королей Польши», Gladius , 31 (XXXI), Madrid Teksto de Publicaciones del CSIC: 93–148, doi : 10.3989/gladius.2011.0006 , ISSN 0436-029X
- Хрущ, Сильвестр (20 июня 2007 г.), меч Болеслава Храброго ( Хрущ защищает на польском языке), Endecja.pl, заархивировано из оригинала 9 марта 2012 г.
- Хрущ: Включение «Щербца» в список запрещенных символов недопустимо [ Хрущ: Внесение Щербца в черный список неприемлемо ] (на польском языке), Веб-сайт Лиги польских семей, заархивировано из оригинала 4 марта 2012 г.
- Чижевский, Кшиштоф. «Военные объекты» . Вавельский королевский замок . Государственные собрания произведений искусства на Вавеле.
- Добровольский, Рафал, «Щербец» , Leksykon (на польском языке), Endecja.pl, заархивировано из оригинала 19 февраля 2012 г.
- Ярузельский, Войцех (2 марта 2009 г.). «Я также носил меч Болеслава Храброго – интервью с генералом Войцехом Ярузельским». Бибула (Интервью) (на польском языке). Беседовал Ян Энгельгард; Адам Веломски . Проверено 15 июля 2010 г.
- Лилейко, Ежи (1987), Польские регалии на ( польском языке), Варшава: Krajowa Agencja Wydawnicza, ISBN 83-03-02021-8
- «Львов: Уберут ли польский символ на Орлятском кладбище?» [Львов: Польский символ на Орлятинском кладбище уберут?], Wiadomości24 (на польском языке), 23 июня 2009 г. , дата обращения 19 декабря 2009 г.
- Учебные материалы по борьбе с расизмом, ксенофобией и другой дискриминационной практикой – «Давайте выгоним расизм со стадионов» doc ( ] ) (на польском языке), Коллегия судей Хшанув, 19 апреля 2007 г. , получено 19 декабря 2009 г.
- "Международный скандаль: при Левове могут демонтировать польские mech-shcherbets" Международный скандал: во Львове могут демонтировать польский меч-щербец [Международный скандал: польский меч Щербец могут убрать во Львове], Zaxid.net (на украинском языке), 23 июня 2009 г. , дата обращения 15 мая 2012 г.
- Принке, Рафаль Т. (1983), «Зазубренный меч и польские розенкрейцеры» , Журнал розенкрейцерских исследований , 1 : 8–13 , получено 6 декабря 2009 г.
- «Возрождение журнала Щербец – «Фашизм возвращается в салоны» ] , Narodowe Oddrożenie Polski (на польском языке), 14 июля 2009 г. , дата обращения 15 мая 2012 г.
- Уважайте разнообразие – футбол объединяет: программа деятельности сети FARE на Евро-2012 (PDF) , сеть FARE , получено 29 апреля 2015 г.
- Рожек, Михал (1987), и короны ( Польские коронации на польском языке), Краков: Krajowa Agencja Wydawnicza, ISBN 83-03-01913-9
- Свогер, Гордон (2004), Странная одиссея национальных сокровищ Польши, 1939–1961: польско-канадская история , Торонто: Dundurn Press, ISBN 1-55002-515-5
- Шабловский, Ежи (1969), ( Коллекции Королевского Вавельского замка на польском языке), Варшава: Аркадий
- Улиг, Доминик (26 июня 2007 г.), «Допустят ли «Гладиолус Хробры» на стадионы?» [Разрешат ли они носить меч Болеслава Храброго на стадионах?], Gazeta Wyborcza (на польском языке), архивировано с оригинала 16 марта 2012 г.
- Валтось, Станислав (2003). « Сентиментальная реликвия». Альма-матер (интервью) (на польском языке). Беседовала Рита Пагач-Мочарска. Ягеллонский университет . Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года.
- Войчик, Кароль (1997), «Возрождение коллекций и памятников после Рижского договора» , Свитки (на польском языке), 4 , ISSN 1496-6115
- ( на Давайте выгоним расизм со стадионов польском языке), Ассоциация Never Again , получено 19 декабря 2009 г.
- матчей Польской футбольной ассоциации ( Руководство для делегатов PDF) (на польском языке), Польская футбольная ассоциация , получено 29 апреля 2015 г.
- Жигульский, Здислав, июл. (2003), «Stara kopia Szczerbiec» [Старая копия Щербца], Альма-матер (на польском языке), Ягеллонский университет , заархивировано с оригинала 27 сентября 2011 г.
{{citation}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Будзиох, Дагмара; Томаль, Мачей (2010), «Надпись на иврите на польском коронационном мече», Scripta Judaica Cracoviensia , 8 , Краков: Издательство Ягеллонского университета: 39–47, ISBN 978-83-233-3049-3 , ISSN 1733-5760
- Глогер, Зигмунт , изд. (1900). . Энциклопедия Старопольская [ Старопольская энциклопедия ] (на польском языке). Том IV. Варшава: П. Ласкауэр и В. Бабицкий – через Wikisource .
- Копера, Феликс (1900). Глогере, Зигмунт (ред.). Энциклопедия Старопольская [ Старопольская энциклопедия ] (на польском языке). Том III. Варшава: П. Ласкауэр и В. Бабицкий – через Wikisource . . В
- Мониторинг дискриминационных знаков и символов в европейском футболе (PDF) , FARE Network , получено 29 апреля 2015 г.
- Садовский, Ян Непомуцен (1892 г.), польский коронационный меч «Щербец» под названием [ Польский коронационный меч, известный как Щербец ] (на польском языке), Краков: Akademia Umiejętności , получено 31 мая 2014 г. - через Polska Biblioteka Internetowa
- Жуков-Карчевский, Марек (1987). "Корональные регалии и знаки различия в бывшей Польше. Правда и легенды" . Правда и легенда]. Życie Literackie (на польском языке). Ага. 32. стр. 5. ISSN 0591-2369 .
- Жигульский, Здислав, июл. ) ( 2008 Urbs Celeberrima: Księga pamiątkowa na 750-lecie lokacji Krakowa [, Краков: Национальный музей в Кракове , стр. 309–355, ISBN 978-83-89424-77-8 , получено 22 мая 2014 г. - из библиотеки Гейдельбергского университета.
{{citation}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Коронная казна и оружейная палата» . Вавельский королевский замок . Государственные собрания произведений искусства на Вавеле.