Ягеллонские гобелены
Ягеллонские гобелены ( польский : Arrasy wawelskie ) представляют собой коллекцию гобеленов, сотканных в Нидерландах и Фландрии , которая первоначально состояла из 365 частей, собранных Ягеллонами для украшения интерьеров королевского замка Вавель в Кракове , Польша . [1] [2] Коллекция также известна под общим названием « Вавельские аррассы» , так как большая часть сохранившихся тканей находится во владении Вавельского замка-музея и французского города Аррас , который когда-то был центром производства этого вида настенной отделки в начале XIX века. 16 век. [3] Работы стали государственной собственностью Короны Королевства Польского по завещанию Сигизмунда II Августа . [4] [5]
История и компоненты
[ редактировать ]Первые гобелены привезла королева Бона Сфорца в качестве свадебного приданого . [6] Затем в 1526 и 1533 годах Сигизмунд I Старый заказал 108 тканей в Антверпене и Брюгге . [6] Однако большая часть гобеленов была заказана королем Сигизмундом II Августом в Брюсселе. [3] в мастерских Виллема и Яна де Кемпенеров, Яна ван Тигема [7] и Николя Леньерс между 1550-1565 гг. [8] Первоначально в королевской коллекции насчитывалось около 170 гобеленов, среди них [9] 84 черно-белых гобелена с королевским гербом и буквами SA , 8 гобеленов, которые Сигизмунд I Старый получил от императора Максимилиана I , [10] и др., подарки иностранных делегаций. Среди подарков - один гобелен с польским орлом и датой 1560 года, королевскими инициалами и буквами ЦКЧ (Христофор Крупский Капитан Городло) рядом с гербом Корчака и надписью SCABELLVM PEDVM TVORVM (подножка под ногами из Псалма 110). (Псалом Давида)), подарок Кшиштофа старосты городловского Крупского Сигизмунду Августу. [6] Гобелены были впервые показаны публично во время свадьбы короля Сигизмунда Августа с Екатериной Австрийской . [4] На сегодняшний день сохранилось около 138, из которых выставлено около 30. По размеру они соответствовали стенам, а некоторые из них достигают размеров 5×9 м (5,47×9,84 ярда). [4] Гобелены изготавливались из шерстяных нитей, шелка и золота. [3] и ткут на ткацких станках плотностью около 8 - 10 нитей основы на сантиметр.
Эта серия состоит из следующих тем:
- Библейские сцены — сцены из «Истории прародителей» , «Истории Ноя» и «Истории Вавилонской башни». [3] (инвентарный номер Вавельского музея 1 – 18), « История Моисея» , «История Авессалома» , « История Навуходоносора» и « История Саула» (разрозненные), созданные по эскизу Михеля Кокси — библейские сцены, филе неизвестного художника из круга художников Корнелиса Флориса и Корнелиса Боса , [11]
- Мифологические сцены — сцены Троянской войны , Военных походов персидского царя Кира , История Ромула и Рема , История Сципиона , История Ганнибала , История Юлия Цезаря и История Октавиана Августа (разрозненные), [12]
- пейзажи и животные сцены (зелень) [3] (инвентарный номер Вавельского музея 19 – 78) создан около 1560 года по эскизу неизвестного художника из круга Питера Кёкке ван Алста [13] (иногда ассоциируется с Уиллемом Тонсом),
- гротескные сцены с гербами Польши и Литвы и королевскими инициалами [3] (инвентарный номер Вавельского музея 79 – 134/2) созданы около 1560 года по эскизу неизвестного художника из круга живописцев Корнелиса Флориса и Корнелиса Боса, три гротеска (инвентарные номера 92, 93, 94) созданы по рисункам Корнелис Бос.
В покоях второго этажа замка поочередно выставлены библейские гобелены, а на обоих этажах - гобелены с животными, а также гротески с вензелями и гербами. Это самая большая коллекция гобеленов, когда-либо заказанная одним правителем. По завещанию последнего ягеллонского короля фламандские Аррасы в золоте или с рисунками, а также более простые экземпляры. [14] были переданы трем сестрам короля, а после их смерти перешли в собственность государственной казны. [4] под опекой парламента Содружества [15] служить общественному благу Речи Посполитой, а не частной выгоде будущих королей (фрагмент резолюции сейма). [16]
К сожалению, не совсем точное завещание стало причиной многих конфликтов по поводу права собственности на гобелены между королями и знатью. Вся коллекция недолгое время находилась в замке Тыкоцин, до 1572 года. [17] Затем сестры короля разбросали его по своим резиденциям в Кракове , Неполомицах , Варшаве , Вильнюсе и Гродно , а часть даже отправили в Швецию . [17] Король Сигизмунд III Ваза привез обратно 30 пьес, которые Анна Ягеллон отправила в Стокгольм своей сестре Екатерине (матери Сигизмунда). В 1633 году три гобелена со сценами из « Истории Моисея » были подарены Ежи Оссолинским от имени короля Владислава IV Вазы папе Урбану VIII . [18] Во время Потопа коллекция была спрятана Ежи Себастьяном Любомирским в его поместье в Спише . [19] В последующие годы король Иоанн II Казимир Ваза купцу Яну Гратте. заложил 157 гобеленов гданьскому без согласия парламента [20] Чтобы добиться пожизненной заработной платы, после своего отречения король также вывез часть гобеленов во Францию . [21] Это вызвало протесты дворянства, и долг короля не был погашен до 1724 года. [20] Парламент передал гобелены на хранение в монастырь кармелитов в Варшаве [21] и в последний раз они были выставлены во время коронации короля Станислава Августа в 1764 году. После капитальной реконструкции интерьеров Варшавского королевского замка в неоклассическом стиле король заказал во Франции новые гобелены, а коллекция Ягеллонов была свернута и отправлена на хранение. в здании Комитета казначейства — Дворце Республики . [19] По данным инвентаризации, проведенной во время правления Станислава Августа, насчитывалось около 156 арасов. В 1795 году, после Третьего раздела Польши , гобелены вместе с другими товарами, награбленными из царских резиденций, были вывезены Александром Суворовым в Россию . [20]
После восстановления независимости и победоносной войны с Советским Союзом польскому правительству удалось вернуть 137 тканей, [20] в разной степени сохранности, между 1922-1924 гг. Гобелены вырезали по размерам стен Зимнего дворца и Гатчинского дворца или использовали в качестве обивки мебели. [20] Некоторые из них до сих пор находятся в России, выставлены в разных музеях, без указания их происхождения. Советы утверждали, что гобелены эквивалентны польским долгам. [22] Когда Вторая мировая война в 1939 году разразилась , гобелены, хранившиеся в Вавельском замке, были перевезены через Румынию , Францию и Англию в Канаду. [21] [23] быть окончательно возвращен, после 15 лет переговоров, Польской Народной Республике в 1960-х годах. [24] [25] В 1961 году, когда королевская коллекция возвращалась из долгого путешествия, ее встречали колокол Сигизмунда и краковцы. Сегодня 137 тканей принадлежат Вавельскому королевскому замку (2 из них — «Лесной пейзаж с оленем и уткой, ловящей рыбу» и « Лесной пейзаж с оленями и жирафами» Николаса Леньерса — экспонируются в Варшавском королевском замке), « Моральное падение» человечества до потопа , возвращенного в Польшу в 1977 году в подарок от Советского Союза, находится в Королевском замке в Варшаве и один из пропавших, который появился на антикварном рынке в 1950-х годах и был куплен Рейксмузеумом в Амстердам . [26] Сегодня 136 гобеленов, до сих пор находящихся во владении Вавельского замка, составляют лучшие коллекции гобеленов Европы.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ (на польском языке) Совет национального наследия Польши. Архивировано 29 января 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Войновский, Тадеуш (1984). Путеводитель американца польского происхождения по Польше . Издательство «Интерпресс». п. 98. ИСБН 83-223-1978-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Леннард, Фрэнсис; Хейворд, Мария (2006). Консервация гобеленов: принципы и практика . Баттерворт-Хайнеманн. п. 171. ИСБН 0-7506-6184-4 .
- ^ Jump up to: а б с д Свогер 2004 , с. 22
- ^ Бросенс 2003 , с. 89
- ^ Jump up to: а б с Бочнак 1971 , с. 36
- ^ Бросенс 2003 , с. 87
- ^ Лоренц, Станислав (1982). по музеям и коллекциям Польши ( Путеводитель на польском языке). Интерпресс. стр. 148. ISBN 83-223-1936-3 .
- ^ Бедфорд, Нил (2008). Польша . Одинокая планета. п. 171. ИСБН 978-1-74104-479-9 .
- ^ Шабловский 1994 , стр. 43.
- ^ Питер Мейсон (1998). Неудачи: представления экзотики . Джу Пресс. п. 20. ISBN 0-8018-5880-1 .
- ^ Министерство образования, отдел науки (1982 г.). «Том 15». Меандр: miesięcznik póswięcony kulturze świata staroźytnego (Меандр: периодическое издание, посвященное истории древнего мира) (на польском языке). Польское научное издательство PWN . п. 352.
- ^ Питер Мейсон (2001). Жизнь образов . Книги реакции. п. 84. ИСБН 1-86189-114-8 .
- ^ Джеймс Томас Герберт Бейли (1956). «Том 138». Знаток: иллюстрированный журнал для коллекционеров . Национальная журнальная компания, Limited. п. 3.
- ^ Тадеуш Хрусцицкий, Францишек Столот (1994). Музеи Кракова (на польском языке). Аркады. стр. 72. ISBN 83-213-3699-Х .
- ^ Шабловский 1994 , стр. 17.
- ^ Jump up to: а б Шабловский 1994 , стр. 57.
- ^ Шабловский 1994 , стр. 70.
- ^ Jump up to: а б Шабловский 1994 , стр. 59.
- ^ Jump up to: а б с д и Свогер 2004 , с. 23
- ^ Jump up to: а б с Ян Адамчевский (1980). Краков от А до Я (Краков от А до Я) (на польском языке). Национальное издательское агентство. стр. 10.
- ^ Шабловский 1994 , стр. 60.
- ^ Балавидер 1980 , с. 188
- ^ Балавидер 1980 , с. 200
- ^ Гордон Свогер, «Странная одиссея национальных сокровищ Польши, 1939–1961», ISBN 1-55002-515-5 , 2004 г., Дандурн
- ^ Шабловский 1994 , стр. 273, 294
Библиография
[ редактировать ]- Балавидер, Балавидер (1980), Кленовый лист и белый орел: канадско-польские отношения, 1918-1978 , Восточноевропейские монографии, ISBN 0-914710-59-1 .
- Бочнак, Адам; Бучковский, Казимеж (1971), Художественные ремесла в Польше (Прикладное искусство в Польше) (на польском языке), Аркадий
{{citation}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) . - Бросенс, Коенраад; Дельмарсель, Гай (2003), Фламандские гобелены в европейских и американских коллекциях: этюды в честь Гая Дельмарселя , Бреполс, ISBN 2-503-52174-6
{{citation}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) . - Свогер, Гордон (2004), Странная одиссея национальных сокровищ Польши, 1939–1961: польско-канадская история , Dundurn Press Ltd, ISBN 1-55002-515-5 .
- Шабловский, Ежи (1994), Вавельские аррассы ( на польском языке), Аркадий, ISBN 83-213-3518-7 .
- Шабловский, Ежи (1972), Фламандские гобелены в замке Вейвел в Кракове , Антверпен: Fonds Mercator, OCLC 86116782