Jump to content

Ягеллонские гобелены

Гобелен со щитоносными сатирами и монограммой SA короля Сигизмунда Августа, ок. 1555.

Ягеллонские гобелены ( польский : Arrasy wawelskie ) представляют собой коллекцию гобеленов, сотканных в Нидерландах и Фландрии , которая первоначально состояла из 365 частей, собранных Ягеллонами для украшения интерьеров королевского замка Вавель в Кракове , Польша . [1] [2] Коллекция также известна под общим названием « Вавельские аррассы» , так как большая часть сохранившихся тканей находится во владении Вавельского замка-музея и французского города Аррас , который когда-то был центром производства этого вида настенной отделки в начале XIX века. 16 век. [3] Работы стали государственной собственностью Короны Королевства Польского по завещанию Сигизмунда II Августа . [4] [5]

История и компоненты

[ редактировать ]

Первые гобелены привезла королева Бона Сфорца в качестве свадебного приданого . [6] Затем в 1526 и 1533 годах Сигизмунд I Старый заказал 108 тканей в Антверпене и Брюгге . [6] Однако большая часть гобеленов была заказана королем Сигизмундом II Августом в Брюсселе. [3] в мастерских Виллема и Яна де Кемпенеров, Яна ван Тигема [7] и Николя Леньерс между 1550-1565 гг. [8] Первоначально в королевской коллекции насчитывалось около 170 гобеленов, среди них [9] 84 черно-белых гобелена с королевским гербом и буквами SA , 8 гобеленов, которые Сигизмунд I Старый получил от императора Максимилиана I , [10] и др., подарки иностранных делегаций. Среди подарков - один гобелен с польским орлом и датой 1560 года, королевскими инициалами и буквами ЦКЧ (Христофор Крупский Капитан Городло) рядом с гербом Корчака и надписью SCABELLVM PEDVM TVORVM (подножка под ногами из Псалма 110). (Псалом Давида)), подарок Кшиштофа старосты городловского Крупского Сигизмунду Августу. [6] Гобелены были впервые показаны публично во время свадьбы короля Сигизмунда Августа с Екатериной Австрийской . [4] На сегодняшний день сохранилось около 138, из которых выставлено около 30. По размеру они соответствовали стенам, а некоторые из них достигают размеров 5×9 м (5,47×9,84 ярда). [4] Гобелены изготавливались из шерстяных нитей, шелка и золота. [3] и ткут на ткацких станках плотностью около 8 - 10 нитей основы на сантиметр.

Эта серия состоит из следующих тем:

Зеленый дракон сражается с пантерой (фрагмент), дизайн кружка Питера Коке ван Альста.
  • Библейские сцены — сцены из «Истории прародителей» , «Истории Ноя» и «Истории Вавилонской башни». [3] (инвентарный номер Вавельского музея 1 – 18), « История Моисея» , «История Авессалома» , « История Навуходоносора» и « История Саула» (разрозненные), созданные по эскизу Михеля Кокси — библейские сцены, филе неизвестного художника из круга художников Корнелиса Флориса и Корнелиса Боса , [11]
  • Мифологические сцены — сцены Троянской войны , Военных походов персидского царя Кира , История Ромула и Рема , История Сципиона , История Ганнибала , История Юлия Цезаря и История Октавиана Августа (разрозненные), [12]
  • пейзажи и животные сцены (зелень) [3] (инвентарный номер Вавельского музея 19 – 78) создан около 1560 года по эскизу неизвестного художника из круга Питера Кёкке ван Алста [13] (иногда ассоциируется с Уиллемом Тонсом),
  • гротескные сцены с гербами Польши и Литвы и королевскими инициалами [3] (инвентарный номер Вавельского музея 79 – 134/2) созданы около 1560 года по эскизу неизвестного художника из круга живописцев Корнелиса Флориса и Корнелиса Боса, три гротеска (инвентарные номера 92, 93, 94) созданы по рисункам Корнелис Бос.

В покоях второго этажа замка поочередно выставлены библейские гобелены, а на обоих этажах - гобелены с животными, а также гротески с вензелями и гербами. Это самая большая коллекция гобеленов, когда-либо заказанная одним правителем. По завещанию последнего ягеллонского короля фламандские Аррасы в золоте или с рисунками, а также более простые экземпляры. [14] были переданы трем сестрам короля, а после их смерти перешли в собственность государственной казны. [4] под опекой парламента Содружества [15] служить общественному благу Речи Посполитой, а не частной выгоде будущих королей (фрагмент резолюции сейма). [16]

Зелень Выдра с рыбой во рту , мастерская Яна ван Тигема, ок. 1555.

К сожалению, не совсем точное завещание стало причиной многих конфликтов по поводу права собственности на гобелены между королями и знатью. Вся коллекция недолгое время находилась в замке Тыкоцин, до 1572 года. [17] Затем сестры короля разбросали его по своим резиденциям в Кракове , Неполомицах , Варшаве , Вильнюсе и Гродно , а часть даже отправили в Швецию . [17] Король Сигизмунд III Ваза привез обратно 30 пьес, которые Анна Ягеллон отправила в Стокгольм своей сестре Екатерине (матери Сигизмунда). В 1633 году три гобелена со сценами из « Истории Моисея » были подарены Ежи Оссолинским от имени короля Владислава IV Вазы папе Урбану VIII . [18] Во время Потопа коллекция была спрятана Ежи Себастьяном Любомирским в его поместье в Спише . [19] В последующие годы король Иоанн II Казимир Ваза купцу Яну Гратте. заложил 157 гобеленов гданьскому без согласия парламента [20] Чтобы добиться пожизненной заработной платы, после своего отречения король также вывез часть гобеленов во Францию . [21] Это вызвало протесты дворянства, и долг короля не был погашен до 1724 года. [20] Парламент передал гобелены на хранение в монастырь кармелитов в Варшаве [21] и в последний раз они были выставлены во время коронации короля Станислава Августа в 1764 году. После капитальной реконструкции интерьеров Варшавского королевского замка в неоклассическом стиле король заказал во Франции новые гобелены, а коллекция Ягеллонов была свернута и отправлена ​​на хранение. в здании Комитета казначейства — Дворце Республики . [19] По данным инвентаризации, проведенной во время правления Станислава Августа, насчитывалось около 156 арасов. В 1795 году, после Третьего раздела Польши , гобелены вместе с другими товарами, награбленными из царских резиденций, были вывезены Александром Суворовым в Россию . [20]

Райское блаженство , мастерская Яна де Кемпенера, ок. 1550.

После восстановления независимости и победоносной войны с Советским Союзом польскому правительству удалось вернуть 137 тканей, [20] в разной степени сохранности, между 1922-1924 гг. Гобелены вырезали по размерам стен Зимнего дворца и Гатчинского дворца или использовали в качестве обивки мебели. [20] Некоторые из них до сих пор находятся в России, выставлены в разных музеях, без указания их происхождения. Советы утверждали, что гобелены эквивалентны польским долгам. [22] Когда Вторая мировая война в 1939 году разразилась , гобелены, хранившиеся в Вавельском замке, были перевезены через Румынию , Францию ​​и Англию в Канаду. [21] [23] быть окончательно возвращен, после 15 лет переговоров, Польской Народной Республике в 1960-х годах. [24] [25] В 1961 году, когда королевская коллекция возвращалась из долгого путешествия, ее встречали колокол Сигизмунда и краковцы. Сегодня 137 тканей принадлежат Вавельскому королевскому замку (2 из них — «Лесной пейзаж с оленем и уткой, ловящей рыбу» и « Лесной пейзаж с оленями и жирафами» Николаса Леньерса — экспонируются в Варшавском королевском замке), « Моральное падение» человечества до потопа , возвращенного в Польшу в 1977 году в подарок от Советского Союза, находится в Королевском замке в Варшаве и один из пропавших, который появился на антикварном рынке в 1950-х годах и был куплен Рейксмузеумом в Амстердам . [26] Сегодня 136 гобеленов, до сих пор находящихся во владении Вавельского замка, составляют лучшие коллекции гобеленов Европы.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ (на польском языке) Совет национального наследия Польши. Архивировано 29 января 2012 г. в Wayback Machine.
  2. ^ Войновский, Тадеуш (1984). Путеводитель американца польского происхождения по Польше . Издательство «Интерпресс». п. 98. ИСБН  83-223-1978-9 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Леннард, Фрэнсис; Хейворд, Мария (2006). Консервация гобеленов: принципы и практика . Баттерворт-Хайнеманн. п. 171. ИСБН  0-7506-6184-4 .
  4. ^ Jump up to: а б с д Свогер 2004 , с. 22
  5. ^ Бросенс ​​2003 , с. 89
  6. ^ Jump up to: а б с Бочнак 1971 , с. 36
  7. ^ Бросенс ​​2003 , с. 87
  8. ^ Лоренц, Станислав (1982). по музеям и коллекциям Польши ( Путеводитель на польском языке). Интерпресс. стр. 148. ISBN  83-223-1936-3 .
  9. ^ Бедфорд, Нил (2008). Польша . Одинокая планета. п. 171. ИСБН  978-1-74104-479-9 .
  10. ^ Шабловский 1994 , стр. 43.
  11. ^ Питер Мейсон (1998). Неудачи: представления экзотики . Джу Пресс. п. 20. ISBN  0-8018-5880-1 .
  12. ^ Министерство образования, отдел науки (1982 г.). «Том 15». Меандр: miesięcznik póswięcony kulturze świata staroźytnego (Меандр: периодическое издание, посвященное истории древнего мира) (на польском языке). Польское научное издательство PWN . п. 352.
  13. ^ Питер Мейсон (2001). Жизнь образов . Книги реакции. п. 84. ИСБН  1-86189-114-8 .
  14. ^ Джеймс Томас Герберт Бейли (1956). «Том 138». Знаток: иллюстрированный журнал для коллекционеров . Национальная журнальная компания, Limited. п. 3.
  15. ^ Тадеуш Хрусцицкий, Францишек Столот (1994). Музеи Кракова (на польском языке). Аркады. стр. 72. ISBN  83-213-3699-Х .
  16. ^ Шабловский 1994 , стр. 17.
  17. ^ Jump up to: а б Шабловский 1994 , стр. 57.
  18. ^ Шабловский 1994 , стр. 70.
  19. ^ Jump up to: а б Шабловский 1994 , стр. 59.
  20. ^ Jump up to: а б с д и Свогер 2004 , с. 23
  21. ^ Jump up to: а б с Ян Адамчевский (1980). Краков от А до Я (Краков от А до Я) (на польском языке). Национальное издательское агентство. стр. 10.
  22. ^ Шабловский 1994 , стр. 60.
  23. ^ Балавидер 1980 , с. 188
  24. ^ Балавидер 1980 , с. 200
  25. ^ Гордон Свогер, «Странная одиссея национальных сокровищ Польши, 1939–1961», ISBN   1-55002-515-5 , 2004 г., Дандурн
  26. ^ Шабловский 1994 , стр. 273, 294

Библиография

[ редактировать ]
  1. Балавидер, Балавидер (1980), Кленовый лист и белый орел: канадско-польские отношения, 1918-1978 , Восточноевропейские монографии, ISBN  0-914710-59-1 .
  2. Бочнак, Адам; Бучковский, Казимеж (1971), Художественные ремесла в Польше (Прикладное искусство в Польше) (на польском языке), Аркадий {{citation}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) .
  3. Бросенс, Коенраад; Дельмарсель, Гай (2003), Фламандские гобелены в европейских и американских коллекциях: этюды в честь Гая Дельмарселя , Бреполс, ISBN  2-503-52174-6 {{citation}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) .
  4. Свогер, Гордон (2004), Странная одиссея национальных сокровищ Польши, 1939–1961: польско-канадская история , Dundurn Press Ltd, ISBN  1-55002-515-5 .
  5. Шабловский, Ежи (1994), Вавельские аррассы ( на польском языке), Аркадий, ISBN  83-213-3518-7 .
  6. Шабловский, Ежи (1972), Фламандские гобелены в замке Вейвел в Кракове , Антверпен: Fonds Mercator, OCLC   86116782
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 41f567ea90c118608da2649ca10ad0b1__1710795600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/41/b1/41f567ea90c118608da2649ca10ad0b1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jagiellonian tapestries - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)