Апокалипсис Гобелен
Гобелен Апокалипсис | |
---|---|
![]() | |
Художник | Жан Бондоль и Николас Батай |
Год | 1377–1382 |
Тип | Гобелен |
Расположение | Музей гобеленов, Замок Анжер , Анжер |
Гобелен «Апокалипсис» — это большой средневековый комплект гобеленов, изготовленный по заказу Людовика I , герцога Анжуйского , и сотканный в Париже между 1377 и 1382 годами. Он изображает историю Апокалипсиса из Книги Откровения Святого Иоанна Богослова в красочных образах. разбросаны по шести гобеленам, которые первоначально насчитывали 90 сцен, имели высоту около шести метров и общую длину 140 метров. [1]
Это наиболее значительный и почти единственный пережиток первых десятилетий великого периода гобеленов, когда в этой отрасли развивались крупные мастерские и представлялась наиболее эффективная форма искусства для демонстрации великолепия королевских покровителей, не в последнюю очередь потому, что большие гобелены были очень дорого. Этот период начался примерно в 1350 году и продолжался, по крайней мере, до 17 века, поскольку гобелены постепенно уступали по значимости картины. [2] На этом раннем этапе относительно мало гобеленов было изготовлено по эскизам, указанным покровителем, что, по-видимому, и имело место в данном случае. [3]
Главными ткацкими центрами управляли французская и бургундская ветви Дома Валуа , которые были чрезвычайно важными покровителями в тот период. Это началось с четырех сыновей Иоанна II Французского (ум. 1362): Карла V Французского , Людовика Анжуйского, Иоанна, герцога Беррийского и Филиппа Смелого , герцога Бургундского . [ нужна ссылка ]
Их соответствующие описи показывают, что им принадлежало несколько сотен гобеленов. Гобелен «Апокалипсис» — почти единственный сохранившийся из этих коллекций и самый известный гобелен 14 века. [4]

Его выживанию способствовало то, что более поздний герцог Анжуйский в 1480 году передал его собору Анжера , где он хранился до Французской революции , во время которой он был рассеян, а большая часть его разрушена. Большая часть гобеленов была восстановлена и отреставрирована в 19 веке и сейчас выставлена в замке Анжер . Это самый большой из сохранившихся наборов средневековых гобеленов, и историк Жан Мески считает его «одной из величайших художественных интерпретаций откровения святого Иоанна и одним из шедевров французского культурного наследия». [5]
История
[ редактировать ]
Гобелен «Апокалипсис» был заказан Людовиком I, герцогом Анжуйским, примерно в 1373 году. Жан Бондоль , фламандский художник, который был придворным художником брата Анжуйского короля Франции Карла V, разработал эскизы или модели для этого набора; Вероятно, они были довольно маленькими и позже превратились в полноразмерные мультфильмы для ткачей. [ нужна ссылка ]
В качестве частичной модели Бондоль использовал иллюминированную рукопись «Апокалипсис» из королевской библиотеки. Комиссия была организована через парижского купца Николаса Батая, которого в прошлом часто считали главным ткачом, но теперь считают лишь посредником и, возможно, финансистом парижской мастерской, которой руководил Роберт Пуансон. Это стоило 6000 франков. [1] На тот момент Париж все еще оставался ведущим центром ткачества гобеленов, и Батай снабжал Людовика множеством гобеленов с 1363 по 1380-е годы. [6] Набор, вероятно, был окончательно завершен к 1380 году. [7] или 1382. [8]
Подобный заказ гобелена по конкретному дизайну покупателем по-прежнему был необычным.
Неизвестно, как Людовик использовал гобелен; Вероятно, он предназначался для показа снаружи, поддерживаемый шестью деревянными конструкциями, возможно, расположенными так, чтобы расположить зрителя ближе к центру экспозиции, имитируя рыцарское поле. [9]
Гобелен и его тема также помогли бы укрепить статус династии Людовика Валуа , которая тогда участвовала в Столетней войне с Англией. [9]
На гобелене изображена история Апокалипсиса из Книги Откровения святого Иоанна Богослова. [10] В XIV веке Апокалипсис был популярной историей, в которой основное внимание уделялось героическим аспектам последнего противостояния добра и зла, а также сцены битв между ангелами и зверями. [11]
Хотя многие сцены в рассказе включали разрушение и смерть, рассказ завершился триумфальным успехом добра, составив воодушевляющую историю. [12] В то время в Европе циркулировали различные версии истории или цикла Апокалипсиса, и Людовик решил использовать англо-французский готический стиль цикла, частично заимствованный из рукописи, которую он позаимствовал у своего брата, Карла V Французского , в 1373 году. . [8]
Эта версия Апокалипсиса сначала была записана в Меце , а затем адаптирована английскими художниками; Рукопись Чарльза была создана в Англии около 1250 года. [13]
На Людовика, возможно, также повлиял особенно величественный гобелен, подаренный Карлу магистратами Лилля в 1367 году. [14]
После столетия владения герцогами Анжуйскими Рене Анжуйский в 1480 году завещал гобелен собору Анжера , где он оставался в течение многих лет. [5]
Во время Французской революции гобелен Апокалипсиса был разграблен и разрезан на части. Кусочки гобелена использовались для различных целей: в качестве напольных ковриков, для защиты местных апельсиновых деревьев от мороза, для заделывания дыр в зданиях, для утепления конюшен. [15]
Во время революции многие средневековые гобелены были уничтожены как из-за пренебрежения, так и из-за того, что их переплавили, чтобы восстановить золото и серебро, использованное в их рисунках. [16] В данном случае это неприменимо, поскольку гобелены были сделаны только из шерсти. [1]
Уцелевшие фрагменты были заново открыты в 1848 году и сохранены, а в 1870 году возвращены в собор. [17]
Собор не был идеальным местом для демонстрации и сохранения гобеленов. [18]
Соседний замок Анжер много лет использовался в качестве французской военной базы, но после Второй мировой войны был передан в гражданское пользование . В 1954 году гобелен был перенесен туда и выставлен в новой галерее, спроектированной французским архитектором Бернаром Витри. [17]
Между 1990 и 2000 годами сама галерея замка была улучшена: для защиты гобелена были установлены дополнительные средства управления освещением и вентиляцией. [18]
Описание и стиль
[ редактировать ]Гобелен состоял из шести секций, каждая шириной 78 футов (24 м) и высотой 20 футов (6,1 м), состоящих из 90 различных сцен. [10] Каждая сцена имела красный или синий фон, чередующийся между разделами. [19] Для производства потребовались бы значительные усилия: от 50 до 84 человеко-лет . ткацким бригадам потребовалось бы [20] Из 90 оригинальных сцен сохранилась только 71. [21] В гобелене преобладают нити синего, красного и цвета слоновой кости, поддерживаемые оранжевым и зеленым цветами, с вплетением в шерсть и шелк позолоты и серебра. [22] Эти цвета теперь значительно выцвели на лицевой стороне гобелена, но изначально были похожи на глубокие и яркие оттенки, которые можно увидеть на обратной стороне гобелена. [23]
Дизайн Жана Бондоля следует франко-фламандской школе дизайна гобеленов: богатые, реалистичные, плавные образы помещены в простую и четкую структуру по всему гобелену. [24] В результате ангелы и монстры изображены со значительной энергией и цветом, а эффект усиливается за счет огромного размера гобелена, который позволяет изображать их немного больше, чем в натуральную величину. [25] В гобелене использованы различные подходы к интерпретации аллегорического языка, использованного святым Иоанном в его оригинальном тексте; в частности, в гобелене использован необычный подход к изображению Четвертого Всадника Апокалипсиса, Смерти . Изображение Смерти на этом гобелене соответствует стилю, который тогда стал популярным в Англии: он представлен в виде разлагающегося трупа, а не в более распространенном изображении Смерти 14 века как обычного живого человека. [26]
-
Первый всадник: Завоевание
-
Третий всадник: Голод
-
Четвертый всадник: Смерть - представлен в виде разлагающегося трупа.
-
Орел Судьбы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Кэмпбелл и Эйнсворт, 15 лет
- ^ Кэмпбелл и Эйнсворт, стр. 13-15.
- ^ Белл, стр.64.
- ^ Кэмпбелл и Эйнсворт, стр. 14-17.
- ^ Перейти обратно: а б Мески, стр. 49.
- ↑ Кэмпбелл и Эйнсворт, стр. 15, 29–31.
- ^ Кэмпбелл и Эйнсворт, с. 16
- ^ Перейти обратно: а б Мески, с. 44
- ^ Перейти обратно: а б Мески, с. 50
- ^ Перейти обратно: а б Баусум, с. 70.
- ^ Жертвоприношение, с. 186; Бентон, с. 199.
- ^ Мески, с. 45.
- ^ Кляйн, стр. 188-89, 191; Аберт, с. 190.
- ^ Белл, с. 88.
- ^ Benton, p.200; Belozerskaya, p. 92.
- ^ Belozerskaya, p. 92.
- ^ Перейти обратно: а б Мески, с. 39.
- ^ Перейти обратно: а б Мески, с. 40
- ^ Бентон, стр.199.
- ^ Белл, стр.66.
- ^ Бентон, стр.200.
- ^ Баусум, стр. 70; Мески, стр. 48; Белл, стр. 66.
- ^ Баусум, стр. 70; Мески, стр. 48.
- ^ Мески, стр.48
- ^ Бентон, стр.200; Баусум, стр.70.
- ^ Жертвоприношение, стр. 187, 190.
Библиография
[ редактировать ]- Аберт, Джон (2001). На пороге апокалипсиса: борьба с голодом, войной, чумой и смертью в позднем средневековье . Лондон: Рутледж. ISBN 9780415927154 .
- Баусум, Долорес (2001). Время резьбы: культурная история работы с резьбой . Форт-Уэрт, США: TCU Press. ISBN 9780415927154 .
- Белл, Сьюзан Гроаг (2004). Утраченные гобелены женского города: наследие Кристины де Пизан в стиле Возрождения . Беркли, США: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520234109 .
- Белозерская, Марина (2004). Роскошное искусство эпохи Возрождения . Лос-Анджелес, США: Музей Дж. Пола Гетти. ISBN 9780892367856 .
- Бентон, Джанетта Реболд (2009). Материалы, методы и шедевры средневекового искусства . Санта-Барбара, США: Прегер. ISBN 9780275994181 .
- Кэмпбелл, Томас П. и Эйнсворт, Мэриан Винн, Гобелены в эпоху Возрождения: искусство и великолепие , 2002, Метрополитен-музей, ISBN 9780300093704 , полностью онлайн
- Кляйн, Питер К. (1992). «Введение: Апокалипсис в средневековом искусстве». В Эммерсоне, Ричард К.; Макгинн, Бернард (ред.). Апокалипсис в средние века . Нью-Йорк, США: Издательство Корнельского университета. ISBN 9780801495502 .
- Мески, Жан (2001). Замок Анже . Париж: Центр национальных памятников. ISBN 9782858226047 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]