Фрагменты гобелена Осеберга
Фрагменты гобелена Осеберг | |
---|---|
![]() | |
Год | 834 год нашей эры |
Середина | Шелк, Лен |
Расположение | Музей кораблей викингов в Осло, Норвегия |
Гобелен Осеберг — это фрагментарный гобелен, обнаруженный в захоронении корабля викингов Осеберг в Норвегии .
Гобелен (около 834 г. н. э .) [1] Ширина от 16 до 23 сантиметров, полная длина неизвестна. Гобелен наполнен большим разнообразием фигурок людей и животных в различных интерпретациях. Его изготавливают из шерсти, шелка и льна.
Фрагменты были найдены в 1904 году в Норвегии внутри хорошо сохранившегося корабля викингов вместе с многочисленными другими погребальными предметами и двумя женскими телами.
Открытие и раскопки
[ редактировать ]Находка Осеберга была раскопана летом 1904 года на ферме Осеберг в Слагене, недалеко от Тёнсберга . [2] Курган раскопали профессор Габриэль Густавсон и его команда из Университета Осло . [1]
Благодаря такому количеству глины , почвы и торфа , плотно упакованных вместе, это позволило добиться невероятного качества сохранности всех деревянных предметов, а также всех других органических материалов, содержащихся на корабле, включая сам корабль. Считается, что это наиболее хорошо сохранившаяся могила эпохи викингов . [1]
К сожалению, корабль и все его содержимое не оставались нетронутыми до раскопок 1904 года. Предположительно примерно в средние века грабители проникли в могилу через дыру в носовой части корабля и в погребальную камеру корабля. [2] Весь сам корабль также находился в плохом состоянии, так как большое количество камней, содержащихся внутри корабля, привело к значительному затоплению и, в свою очередь, привело к тому, что корабль разбился на тысячи частей, которые затем пришлось кропотливо собирать обратно. вместе. [2]
Гобелен был одним из многих текстильных остатков, найденных на корабле Осеберг в 1904 году. Другие находки включали свернутые ковры, гобелены и занавески. Большинство из них вышито мифологическими и батальными сценами. Представительства владельца судна не было. [3]
Большая часть текстиля, найденного на корабле, находилась в погребальной камере. Они также были спрессованы в твердые «лепешки» из-за глины и почвы, заполнявшей внутреннюю часть корабля, которую также было очень трудно разрушить. Некоторые из этих тканей были также приклеены к большим скоплениям перьев, которые первоначально находились в ложах погребальной камеры. [2]
Останки
[ редактировать ]У входа в корабль, который создали грабители, на кроватях погребальной камеры были обнаружены скелетные останки двух человек.
Эти останки, найденные в кургане, считались женскими, даже до анализа самих физических останков. Густавсон смог прийти к выводу, что это могила пары женщин, благодаря остаткам текстиля, с которыми они были найдены, а также инструментам для изготовления текстиля. [4] [5] Женщины считались своего рода членами королевской семьи из-за сложного характера кургана и его содержимого. Их называли королевами, королевами-супругами, овдовевшими королевами или матерями королей. [4]
В кургане и вокруг него также были обнаружены скелетные останки лошадей, быков и собак. [1] [5]
Другой погребальный инвентарь
[ редактировать ]Большинство артефактов, захороненных на корабле вместе с женщинами, были найдены в носовой части корабля. [5] Здесь были найдены многие корабельные инструменты, такие как весла, сходни, черпальное судно, кадки, ведра и т. д. Среди этих артефактов также были обнаружены украшенная тележка, украшенные сани и словесные сани. [1] Скелеты животных также были найдены внутри и вокруг корабля. [5] [1]
Среди личных вещей, обнаруженных у этих женщин, были сундуки, ведра и резные столбы в форме голов животных. На останках или вокруг них не было обнаружено никаких украшений, что привело археологов к выводу, что все они были украдены грабителями, поскольку личные украшения являются важным фактором при захоронении женщины-викинга. [5]
Описание
[ редактировать ]Гобелен находится в плохом состоянии и предположительно является частью погребального приношения корабельного захоронения. Из-за его ветхого состояния на его добычу потребовалось несколько лет, и сегодня его добыча еще не завершена. [2]
Гобелены состоят из множества людей и животных, а также кораблей, повозок и домов. Гобелен является примером как повествовательного искусства эпохи викингов , так и украшенного текстиля из Скандинавии того периода, причем оба из них сохранились крайне редко. [6]
Два крупнейших, которые также являются наиболее хорошо сохранившимися фрагментами, изображают фигуры вооруженных людей и животных, движущихся влево, как будто они являются частью похоронной процессии или религиозной церемонии. [3] [6] Прецессия направляется к огромному дереву, на котором свисают трупы; неизвестно, что это означает. [6] Фрагменты также содержат сцену, в которой две черные птицы парят над лошадью и, возможно, первоначально тянули повозку как часть процессии. [7] Самыми центральными и выдающимися фигурами в этой сцене являются две крытые конные повозки. [3] Между ними находится множество мужских и женских фигур, идущих и едущих вместе, некоторые из которых несут такие предметы, как копья, которые считались . особым оружием Одина [3] [6] Некоторые фигуры, изображенные в этой процессии, кажутся одетыми в ритуальные костюмы: одна фигура изображена в рогатом шлеме, а другая - в маске в виде головы животного. [6]
Из-за утраты большей части первоначальной окраски материал этих фрагментов состоит преимущественно из оттенков коричневого и серого. [3]
Интерпретации
[ редактировать ]Неизвестно, что должны изображать эти гобелены, несмотря на их изображения и фигуры. [3] Было много различных интерпретаций фрагментов, например, что на этом гобелене изображена настоящая похоронная процессия или даже похоронная церемония в самом Осеберге. [3] Анна Стайн Ингстад интерпретирует этих птиц как Хугинна и Мунинна, летающих над крытой тележкой с изображением Одина в рогатом шлеме, проводя сравнение с изображениями богини Нертус , засвидетельствованными Тацитом в 1 году нашей эры. [7]
Гобелен стилистически похож на гобелен из Байе из-за его повествовательного художественного стиля, цветов и общего движения форм. Фигуры на гобелене Осеберга движутся горизонтально, как на гобелене из Байе. Оба также называются «гобеленами», хотя оба представляют собой вышивку, поскольку рисунок не вплетен в ткань. [8] [9]
Материалы
[ редактировать ]Все фрагменты сделаны из шерсти и шелка , а также других материалов растительного происхождения, таких как лен , которые с тех пор распались до их открытия. [2] На гобелене нет следов льна из-за того состояния, в котором он был найден, но в этот период из льна выращивали лен, а на корабле также были найдены инструменты, используемые для работы с льном. Предполагается, что шелк был импортирован, а шерстяные изделия были местного производства. [2]
Исторический контекст
[ редактировать ]Захоронения викингов
[ редактировать ]У живых была обязанность заботиться об умерших и хоронить их, и ко всем мертвым относились с величайшим уважением, кем бы они ни были. Первым этапом захоронения обычно является обработка тела. И глаза, и рот тела были закрыты, и их мыли с расчесанными волосами. После лечения тело клали на соломенную подстилку, а через несколько дней труп можно было либо закопать, либо сжечь. [10] Ингумация была наиболее распространенной формой захоронения, обычно в каком-то гробу или, в более сложных случаях, в камере. кремация . Иногда практиковалась [11]
После обработки тела, если тело предназначалось для захоронения, образовывалась могила. Эти могилы могли быть созданы в самых разных формах, таких как круглые, треугольные, овальные или в форме лодки. [10] Иногда их окружали камни. Если могилы были плоскими, иногда, как в случае с погребением Осеберг, образовывались курганы. [10]
Мертвых обычно хоронили вместе с предметами и утварью из их повседневной жизни. Некоторые погребальные предметы также выполняли символическую функцию, например, лодки и повозки, как в захоронении Осеберг, были символом их путешествия в загробную жизнь. [11] Все эти предметы предназначались для снаряжения мертвых для их путешествия в загробный мир. [10]
Иногда их также сопровождали собаки или лошади. [11] Умерших в кремационных могилах мог сопровождать и погребальный инвентарь. [11]
Текстиль
[ редактировать ]Текстиль эпохи викингов очень разнообразен: он имеет множество стилей переплетения, цветные узоры, крашение и декоративные дополнения. [12] Возникла потребность в таком широком разнообразии стилей. Текстиль был необходим для одежды, будь то повседневная одежда или специальные костюмы. Они были необходимы для обивки, постельных принадлежностей, ковров и драпировок, а также для многих других целей. Одной из наиболее важных потребностей в текстиле были паруса и палатки. [13] Материалы были разными, в основном шерсть и растительные волокна, такие как лен, но также использовались и другие материалы, такие как шелк, золото и серебро. [13]
Фрагменты текстиля были найдены во многих различных захоронениях вместе с текстильными орудиями труда. [13]
Производство текстиля было важным в эпоху викингов, но оно также требовало труда нескольких человек. Производственный процесс включал сбор волокон, их последующую подготовку к прядению и ткачеству, прежде чем окончательно сшить из них готовое изделие. [13]
Текстиль и сырье, необходимое для текстильного производства, продавались и обменивались на ценные товары. [13]
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж Веделер, Марианна (2014). Шелк для викингов . Серия старинного текстиля. Оксфорд: Книги Оксбоу. ISBN 978-1-78297-215-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Сьёвольд, Торлейф (1966). Находка Осеберга: и находки другого корабля викингов . Осло: Университетская коллекция древностей.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Веделер, Марианна (01 января 2019 г.). «Осебергские гобелены» . Гобелены Осеберга .
- ^ Jump up to: а б Педерсен, Унн (18 октября 2023 г.). «Сила красоты: Захоронение корабля Осеберг и его прихоть» . Primitive Times (специальный выпуск): 173–182. дои : 10.5617/pt.10695 . hdl : 10852/105890 . ISSN 2535-6194 .
- ^ Jump up to: а б с д и Сьёвольд, Торлейф (1958). «Королевские похороны викингов» . Археология . 11 (3): 190–199. ISSN 0003-8113 . JSTOR 41663599 .
- ^ Jump up to: а б с д и Грэм-Кэмпбелл, Джеймс (2013). Искусство викингов . Мир искусства (1-е изд.). Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-20419-1 .
- ^ Jump up to: а б Ингстад, Энн Стайн (1995). «Интерпретация находки Осеберга», опубликованная в журналах Крамлин-Педерсен, Оле и Тай, Биргитте Мунк (редакторы). Корабль как символ в доисторической и средневековой Скандинавии : материалы международного исследовательского семинара в Датском национальном музее , Копенгаген, 5–7 мая 1994 г. Стр. 141–142, Национальный музей. ISBN 87-89384-01-6
- ^ "гобелен, в." , Оксфордский словарь английского языка (3-е изд.), Oxford University Press, 2 марта 2023 г., номер doi : 10.1093/oed/2035099957 , получено 14 мая 2024 г.
- ^ Сол, Найджел (2005). Спутник средневековой Англии, 1066–1485 гг. (1-е изд.). Страуд: Темпус. ISBN 978-0-7524-2969-4 .
- ^ Jump up to: а б с д Спатасин, К. (2006). Женщины в эпоху викингов: смерть, жизнь после смерти и погребальные обычаи (Магистерская диссертация).
- ^ Jump up to: а б с д Йеш, Джудит (2005). Женщины в эпоху викингов . Вудбридж: Бойделл Пресс. ISBN 978-0-85115-360-5 .
- ^ Хуанг, Анджела Линг; Янке, Карстен, ред. (30 июня 2014 г.). Текстиль и средневековая экономика: производство, торговля и потребление текстиля, 8–16 века . Том. 16. Книги Оксбоу. дои : 10.2307/j.ctvh1dm0t . ISBN 978-1-78297-650-9 . JSTOR j.ctvh1dm0t .
- ^ Jump up to: а б с д и Стрэнд, Э.А. Путешествие по текстилю – производство, потребление и торговля в эпоху викингов. МУЗЕЙ , 65.