Моравская гобеленовая фабрика
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2023 г. ) |
Входная дверь на мануфактуру | |
![]() | |
Учредил | 1898 |
---|---|
Расположение | Валашске-Мезиржичи , Чехия |
Координаты | 49 ° 28'12,7 "с.ш. 17 ° 58'5,8" в.д. / 49,470194 ° с.ш. 17,968278 ° в.д. |
Тип | Гобелен |
Директор | Ян Т. Срычек |
Веб-сайт | www |
Moravská gobelínová manufaktura ( MGM — гобеленовая мануфактура в Валашских Мезиржичи Злинского края Чехии ) . Мануфактура уже более пятидесяти лет занимается производством классических и художественных гобеленов ручной работы, реставрируя, а также создавая новые произведения на современные темы. Считается первой гобеленовой мануфактурой в Чехословакии. [ 1 ] и единственная мастерская такого рода в Моравии и Чешской Силезии . [ 2 ]
Мастерская, текстильная мануфактура и музей, также известна своими совместными работами с чешскими художниками и архитекторами. Его главная цель глубоко укоренена в сохранении основных технических методов тонкой ручной работы. [ 3 ] Мануфактура и школа гобеленов , идеализированная художником и дизайнером гобеленов Рудольфом Шлаттауэром, существует уже более ста лет.
История
[ редактировать ]Первый этап в истории Моравской гобеленовой мануфактуры в Валашских Мезиржичи относится к XIX веку, когда автор Рудольф Шлаттауэр материализовал свою идею открытия мастерской по ткачеству гобеленов . После обучения живописи в Академии изящных искусств в Вене Шлаттауэр изучал и практиковал живопись в других европейских городах, проведя некоторое время в Скандинавии. [ 4 ] Там он познакомился с местным производством гобеленов ручной работы. Пребывание Шлаттауэра в Скандинавии обычно считается поворотным моментом в его последующей профессиональной деятельности. В 1898 году, вернувшись из стран Северной Европы, он основал практику ткачества гобеленов в деревне Зашова , недалеко от моравского города Валашские Мезиржичи. [ 5 ] Традиционная в регионе кустарная текстильная промышленность и, в свою очередь, квалифицированная рабочая сила рассматривались как активы для наиболее успешной работы гобеленовой мастерской.
Сотрудничество
[ редактировать ]Однако в первые годы своего существования завод столкнулся с трудностями, в частности экономического характера. Затянувшиеся проблемы со сбытом продукции привели к обращению за официальной финансовой поддержкой, что в конечном итоге привело к поглощению мануфактуры Моравским краевым комитетом с последующим преобразованием ее в Юбилейную краевую школу гобеленов и ковров, расположенную в Валашских Межиржичи. В художественном отношении начальный период школы связан с текстильными рисунками, созданными ее директором Рудольфом Шлаттауэром: его гобелены, ширмы и мебельная обивка характеризуются мотивами, формами и орнаментом в стиле модерн . Не менее важным было сотрудничество Валашской мезиржичи мануфактуры с чешским художником Ханушем Швайгером , сокурсником Шлаттауэра по Венской академии. Фабрика выпускала гобелены по мотивам декоративных узоров Швайгера, и их вариации в последующие годы пользовались гораздо большим спросом. Тканый настенный гобелен, а также второе основное изделие мануфактуры — ковер ручной работы — были восприняты как потенциальные стилеобразующие компоненты в убранстве внутренних помещений и побудили мануфактуру обратиться к архитекторам. В их число вошли Душан Юркович , Ян Котера и большое количество их учеников и последователей, многие из которых после учебы в Праге поступили в Школу тонкой обработки дерева в Валашских Мезиржичи. Ткани, произведенные под руководством преемника Шлаттауэра Яро Кучеры, характеризуются с точки зрения стиля декоративистской идиомой ар-деко и, в тематическом отношении, поддержкой фигуральных сюжетов, связанных с недавно созданной Чехословакией, - с сюжетами работы и жизни в Чехословакии. молодая республика.
В 20 веке
[ редактировать ]Продолжало процветать творческое партнерство между фабрикой гобеленов и художниками-изобразителями, посредством которого картины переводились в текстильную форму; гобелены были сотканы по эскизам художников Вацлава Шпалы , Франтишека Зюзера и многих других. Последующие 1930-е годы были отмечены минималистским художественным выражением, характерным для ковров в стиле функционализма. В годы Первой мировой войны художественное производство мануфактуры застопорилось из-за отсутствия качественного материала для ткачества гобеленов . В 1946 году на заводе было назначено новое руководство, а его специализация расширилась за счет реставрации исторических гобеленов и производства ковров ручной работы. В следующем году было налажено сотрудничество с иностранными компаниями, в том числе с мастерской французских традиционных гобеленов в Обюссоне . в Милане был изготовлен гобелен В 1950-х годах для Триеннале по эскизу Правослака Котика, а еще один гобелен был изготовлен по образцу Людмилы Кибаловой для Всемирной выставки Expo '58. в Брюсселе. [ 6 ] В 1960-х годах мануфактура сотрудничала с дизайнером по текстилю Антонином Кибалем и значительной группой его учеников. Ян Т. Стрычек, нынешний директор Моравской гобеленовой мануфактуры, также был зачислен в студию Кибала в Академии искусств, архитектуры и дизайна в Праге . Стрычек представляет современную историю мануфактуры с начала 1990-х годов. Помимо работы по текстильному дизайну, Срычек также инициировал проект «Актуальное текстильное искусство». Целью данной инициативы было возрождение проверенного временем сотрудничества мануфактуры с современными художниками. На протяжении многих лет множество выдающихся художников, воплощающих множество различных стилей и отличительных эстетических подходов, были приглашены выразить себя через шерсть.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Периодический журнал (1969), Добро пожаловать в Чехословакию , Прага: Orbis, Vol. 4, с. 52. ISSN 0043-2210
- ^ «Моравская Валахия» . Гобеленовая мастерская в Валашских Межиржичи . CzechTourism.cz. Архивировано из оригинала 23 октября 2010 года . Проверено 19 октября 2010 г.
- ^ к.д.н. Катерина Тлахова. «Моравская галерея в 2003 году» (PDF) . Моравская галерея. Мистер. 16 . Проверено 19 октября 2010 г.
- ^ Ховард, Джереми (1997). Арт-нуво: международные и национальные стили в Европе , Manchester University Press , с. 88. ISBN 0-7190-4161-9
- ^ Неизвестный (2005). «Рецепция британского искусства в Центральной Европе, 1900 год» (PDF) . Историки немецкого и центральноевропейского искусства и архитектуры. п. 13 . Проверено 19 октября 2010 г.
- ^ Эван Детерлинг (2008). «Призраки. Часть первая» . Журнал низкоуровневой жизни . Evanonearth.net. Архивировано из оригинала 23 июля 2011 года . Проверено 19 октября 2010 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Язык волокон» , Ян Т. Стрычек, Милушка Трахтова, Павел Шопак «Язык волокон» . Моравская гобеленовая мануфактура в Валашских Мезиржичи 1898—1938 . Музей декоративного искусства в Праге . Проверено 19 октября 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Моравская мануфактура гобеленов на виртуальном туристическом глобусе
- Моравская мануфактура гобеленов на Seznam.cz