Академия искусств, архитектуры и дизайна в Праге
Университет прикладных искусств в Праге | |
![]() | |
Другое имя | ВШУП |
---|---|
Тип | Общественный |
Учредил | 1885 |
ректор | Йиндржих Сметана |
Расположение | , Чешская Республика 50 ° 5'19,3 ″ с.ш. 14 ° 24'53,4 ″ в.д. / 50,088694 ° с.ш. 14,414833 ° в.д. |
Кампус | Городской |
Веб-сайт | www |
![]() |
Академия искусств, архитектуры и дизайна в Праге (AAAD, чешский : Vysoká škola uměleckoprůmyslová v Praze , сокращенно VŠUP , также известная как UMPRUM ) — государственный университет, расположенный в Праге , Чехия. Университет предлагает изучение дисциплин живописи, иллюстрации и графики, дизайна одежды, дизайна изделий, графического дизайна, керамики и фарфора, фотографии и архитектуры.
Учреждение
[ редактировать ]Академия была основана в 1885 году как Школа прикладного искусства в Праге (UPŠ). На момент основания это была первая и единственная государственная художественная школа в Чехии . Его миссия, согласно учредительному уставу, заключалась в «воспитании квалифицированных кадров в области искусства для художественной индустрии и подготовке педагогических кадров для преподавания прикладного искусства и преподавания рисования в средних школах». Она была разделена на трехлетнюю общеобразовательную школу и последующие трех-пятилетние профессионально-технические и специальные школы с дисциплинами архитектура, скульптура, рисунок, живопись, кино- и телеграфика, обработка металла, резьба по дереву, цветочная живопись. и текстиль.
Преподавательский состав был выбран из числа ведущих деятелей чешской культуры. Первым директором школы был архитектор Франтишек Шморанц-младший. Среди преподавателей были Франтишек Женишек (1885–1896), Йозеф Вацлав Мысльбек (1885–1896), Якуб Шиканедер (1885–1923), Сельда Клоучек (1887–1917), Феликс Еневейн (1890–1902), Отакар Хостинский (1847). –1910) и Фридрих Оман (1888–1898).
Среди первых выпускников были Ян Прейслер , Станислав Сухарда , Йозеф Маржатка , Войтех Прейссиг , Франтишек Коблиха , Богумил Кафка , Милош Словак и Юлиус Маржак .
В 1896 году позиции Академии художеств (АВУ) были усилены ее национализацией. Часть преподавателей покинула UPŠ, и школа сосредоточилась в основном на прикладном искусстве. Новым директором стал архитектор Иржи Стибрал (1886–1920). В состав профессорско-преподавательского состава входили Станислав Сухарда, Ян Прейслер, Карел Витезслав Машек , Алоис Дряк , Ладислав Шалоун и Ян Котера . Позже к ним присоединился Карел Боромейски Мадл , который работал профессором искусств и администратором библиотеки. Котера выступал за «единство визуальной культуры и создание современного стиля».
Период модерна
[ редактировать ]На рубеже веков УПШ стал одним из центров движения модерн, вдохновленный его достижениями конца XIX века. Так школа представляла чешское искусство на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, где завоевала престижный Гран-при.В новое поколение студентов начала 20 века вошли будущие представители чешского кубизма и межвоенного авангарда — Йозеф Чапек , Вацлав Бенеш , Йозеф Гочар , Франтишек Кисела , Богумил Кубишта , Отакар Новотный , Линка Прохазкова , Ян Зрзавы , Вацлав Шпала , Йозеф Шима , Эмилия Паличкова , Ярослав Рёсслер и Православ Котик .
Чехословацкая Республика
[ редактировать ]В 1918 году, после образования Чехословакии, УПШ не смог получить статус «Высшей школы декоративного искусства», к которому стремился, но тем не менее укрепил свою автономию.С 1920 года им руководил избранный ректор, и к коллективу факультета присоединились новые художественные личности - Павел Янак , Франтишек Кисела, Ярослав Горейц , Вратислав Гуго Бруннер и Хелена Джонова , а также историки искусства Антонин Матейчек , Вацлав Вилем Штех и Яромир Печирка .В первые годы своего независимого статуса школа стремилась создать «новый национальный стиль», хотя и основанный на орнаменте в традиции ар-деко (преемника модерна с теоретическими манифестами начала века). В 1925 году школа представляла Чехословакию на Международной выставке декоративного искусства в Париже, где получила как официальное признание, так и критику с точки зрения европейского авангарда.Под растущим международным влиянием в конце 1920-х годов школа стала уделять особое внимание конструктивизму и функционализму. Архитектор Отакар Новотный находился под сильным влиянием немецкого Баухауза. Среди выпускников межвоенного периода были Ян Баух , Кирилл Боуда , Карел Черный , Тойен , Франтишек Фолтын , Людовит Фулла , Микулаш Галанда , Франтишек Гросс , Франтишек Гудечек , Йозеф Каплицкий , Антонин Кибаль , Зденек Скленарж , Карел Соучек , Ладислав , Сутнар , Карел Сволинский Иржи Трнка и Ладислав Зивр .
Оккупация и послевоенный период
[ редактировать ]После закрытия университетов в 1939 году школа заменила АВУ до конца Второй мировой войны. Таким образом, она укрепила свои позиции и согласно Закону 1946 года получила новый статус и название Vysoká škola uměleckoprůmyslová (Академия прикладных искусств). Годом позже, в 1947 году, обучение было продлено до пяти лет, с открытием студий на факультетах прикладной архитектуры , прикладной живописи , прикладной графики , текстиля и одежды, прикладной скульптуры , изготовления стекла , гончарного дела и керамики .
После февраля 1948 г.
[ редактировать ]После коммунистического путча в феврале 1948 года школа также подверглась влиянию идеологического и политического догматизма. Новые учителя были подчинены социалистическому реализму. Тем не менее, ремесленные дисциплины – текстиль, стекло, металл и керамика – сохранили свое качество, и в пятидесятые годы к факультету присоединились знаменитые деятели, такие как Адольф Хоффмейстер , Арсен Погрибный и Йозеф Вагнер . Среди выпускников того периода были Владимир Янушек , Вера Янушкова , Меличарова , Гермина Честмир Кафка , Милан Грыгар , Станислав Колибал , Станислав Либенский , Зденек Пальцр , Адриена Шимотова , Иржи Джон , Ева Кментова , Квета Пацовска , Ольбрам Зубек , Ян Хладик , Дженни Хладикова , Владимир Копецкий , Иржи Балькар и Рене Рубичек .Одним из успехов школы стало награждение чешского павильона на выставке «Экспо 58» в Брюсселе. В 1860-х годах период обучения был продлен до шести лет, и произошло интенсивное развитие, особенно в области искусства и ремесел. Кафедра промышленного дизайна была также создана в бывшей Злинской художественной школе, которая была объединена с Академией в 1959 году.
После 1968 года
[ редактировать ]Так называемая «консолидация», вызванная политической «нормализацией» в начале 1970-х годов, также затронула школу. Ряд личностей, сохранивших его качество, были вынуждены уйти. Среди них были Франтишек Музика, Адольф Хоффмайстер, Антонин Кибаль, Карел Сволинский и Иржи Трнка. Школой руководили конформистские чиновники Коммунистической партии под руководством ректора Яна Симоты (1973-1985) и его преемника Яна Микулы.
Сегодня
[ редактировать ]Школа была реорганизована после Бархатной революции в ноябре 1989 года. В настоящее время (2014 г.) в ее состав входят пять практических отделений: архитектуры, дизайна, изобразительного искусства, прикладного искусства и графики и шестое теоретическое отделение, преподающее историю искусств и эстетику. Всего в академии 23 студии.
Среди современных выпускников и преподавателей — архитекторы Ева Йиржична , Ян Каплицкий и Томаш Пиларж, дизайнеры Боржек Шипек и Доминика Нелл Апплова, прекрасные художники Адриена Шимотова , Ян Кубичек , Давид Черны , Курт Гебауэр, Иржи Черницкий , Мартин Майнер , Карел Готт , Вацлав Циглер и Ярослав Рона , графические дизайнеры Зденек Циглер и Клара Квизова , скульптор Карен Ламонте , типограф Франтишек Шторм , аниматоры Иржи Барта , Павел Коутский и Михаэла Павлатова , а также теоретики Йозеф Главачек и Ян Томеш.
Здание школы
[ редактировать ]Фасад школы 1882 г.
[ редактировать ]Здание школы было построено в 1882-1885 годах по проектам Франтишека Шморанца-младшего и Яна Мачитки, вдохновленных непосредственно художественными академиями Парижа и Вены. Первоначально школа занимала только флигель на набережной Алшове-набржежи, а в флигеле, выходящем на площадь Яна Палаха (чеш. Náměstí Jana Palacha), располагалась Академия живописи.
Имя
[ редактировать ]Академия искусств, архитектуры и дизайна по-чешски называется Vysoká škola uměleckoprůmyslová (VŠUP) (буквально «Колледж промышленных искусств»), что в народе сокращается до «UMPRUM», хотя та же аббревиатура также часто используется для обозначения Музея декоративного искусства. (Uměleckoprůmyslové muzeum – UPM). Однако ни в одном случае аббревиатура не является официальной и никогда ею не была.