Jump to content

Адольф Хоффмайстер

ЮДр.
Адольф Хоффмайстер
Доктор Адольф Хоффмайстер в Café les Deux Magots, Париж, 1969 год.
Рожденный ( 1902-08-15 ) 15 августа 1902 г.
Умер 24 июля 1973 г. ( 1973-07-24 ) (70 лет)
Образование Юридический факультет Карлова университета
Альма-матер Карлов университет
Известный иллюстрация, карикатуры, поэзия, журналистика, дипломатия, либреттист, типограф, председатель Союза чехословацких художников (1964–1968).
Движение Девять сил
Супруг (а) Мария Прушакова-Гонзикова, писательница (1926–1930), [1] Лилли Стрич, актер (1946–1973) [2]
Дети Мартин Хоффмайстер, Адам Хоффмайстер
Родители
  • ЮДр. Адольф Хоффмайстер (1870–1936) (отец)
  • Мари Шнёблинг (1881–1967) [3] (мать)
Родственники Карел Хоффмайстер (пианист, дядя), Фердинанд Хоффмайстер (филолог, дядя)
Награды Золотая медаль Всемирной выставки в Париже (1937), Почетного легиона (1946), Орден Короны Румынии , Орден Возрождения Польши (1947), Кавалер Ордена искусств и литературы (1958), Орден Республика (Чехословакия) (1960), Заслуженный деятель искусств (Чехословакия) (1962).

Адольф Хоффмайстер (15 августа 1902 — 24 июля 1973) — чешский писатель, публицист, драматург, художник, рисовальщик, сценограф, карикатурист, переводчик, дипломат, юрист, профессор университета и путешественник. Во время войны редактор радиостанции «Голос Америки» , после войны посол в Париже, с 1951 профессор Академии художеств и ремесел в Праге . Он был одним из основателей «Девецила» (1920), председателем Союза чехословацких художников-изобразителей (1964–1967, 1968–1969), членом Международной ассоциации искусствоведов . Хоффмайстер представлял Чехословакию в ЮНЕСКО , ПЕН-клубе и других международных организациях. Карьера Хоффмайстера закончилась вторжением войск Варшавского договора в Чехословакию в августе 1968 года и последующей оккупацией.

Молодежь, учеба

[ редактировать ]

Он родился в семье пражского адвоката Ю.Д. Адольф Хоффмайстер (1870–1936) и его жена Мари, урожденная Шноблинг (1881–1967). Он вырос в культурной интеллектуальной среде – его дядями были композитор и педагог Карел Хоффмейстер и филолог-классик Фердинанд Хоффмайстер. С 1914 года семья Хоффмейстеров жила в кубистском доме Диамант на углу улицы Спалена № 4, построенном по заказу доктора права Адольфа Хоффмейстера.

В 1912–1921 годах учился в I-й государственной Чехословацкой реальной гимназии имени Масарика на улице Кржеменцова в Праге, где и познакомилось большинство будущих участников авангардной группы « Девецил» . Когда 5 октября 1920 года была основана компания Devětsil, Адольф Хоффмайстер стал ее самым молодым членом и управляющим директором. В 1919 году он познакомился с братьями Чапек и С.К. Нейманом . Окончив среднюю школу, он продолжил обучение на юридическом факультете Карлова университета в Праге, которое закончил в 1925 году со степенью доктора (JUDr). В летнем семестре 1924 года он изучал египтологию в Кембриджском университете . Он присоединился к юридической фирме своего отца в качестве клерка, став одним из трех партнеров в период с 1930 по 1939 год. После прихода Гитлера к власти эта юридическая фирма представляла интересы ряда немецких эмигрантов, включая Томаса Манна .

С 1917 года он писал стихи, которые сначала публиковал в журналах под разными псевдонимами, а также занимался рисованием и линогравюрой. В 1922 году он опубликовал свою первую книгу стихов и прозы, участвовал с семнадцатью произведениями в весенней выставке Девецила и в том же году совершил поездку в Париж. Он познакомился с Ман Рэем и Осипом Цадкиным . Он стал членом Новой группы , которая отделилась от Деветсила , и выставлялся с ней в зале Манеса в 1923 году. Члены Новой группы были приняты в Союз изящных искусств Манеса , но Хоффмайстер в это время перестал рисовать и начал заниматься живописью. не подавать заявление на поступление. В последующий период он посвятил себя карикатурам, которые отправлял в газету Lidové noviny .

С осени 1925 года он стал основным сотрудником издательства «Авентинум» и публиковал карикатуры, иллюстрации, статьи о художниках и интервью с важными зарубежными авторами для «Розправы Авентина» («Aventinum Talks») .

После получения юридического образования он регулярно путешествовал за границу и работал корреспондентом многих журналов. Помимо информации о культурных мероприятиях, он также присылал собственные зарисовки личностей, с которыми встречался лично ( Г.Б. Шоу , Г.К. Честертон , Лондон, 1926). В 1926 году он опубликовал роман «Тропик Козерога» и сборник стихов «Азбука любви» . Будучи редактором журнала «Pestrý týden» , он сблизился с главным редактором журнала Сташей Йиловской.

В 1926–1930 годах он был женат на прозаике и теоретике искусства Марии Прушаковой (1903–2004, позже женился повторно на Хонциковой, жене архитектора Карела Хонцика). [1]

В 1927 году состоялась его первая персональная выставка в галерее издательства Одеон . В апреле 1927 года поэт Владимир Маяковский останавливался у него дома во время своего визита в Прагу. Фрейки В Театре Дада Иржи Э. Ф. Буриан представил программу «Голос-бэнд» с хоровым чтением стихов нескольких поэтов, в том числе А. Гофмейстера. Вместе с Незвалем сопровождал по Праге французского поэта Филиппа Супо и издателя Леона Пьера-Кента. Мирослава Хольцбахова исполнила балет Гофмейстера « Парк» на музыку Ярослава Ежека в Умелецкой беседе . Премьера его веселой пьесы « Невеста » в постановке Йиндржиха Хонцла состоялась в театре «Освобозене дивадло» . Фотографом выступления выступил Ярослав Рёсслер . Хоффмайстер начал постоянное сотрудничество с Восковцем , Верихом и Ежеком , для которых готовил программы и плакаты и рисовал многочисленные карикатуры. Союз изящных искусств Манеса организовал большую выставку рисованных портретов Гофмайстера и принял его в полноправные члены, а издательство Aventinum, для которого он подготовил рекламную кампанию по открытию торговой галереи Aventinum Mansard, опубликовало книгу его фельетоны, иллюстрированные рисунками. Он также иллюстрировал книги Г.К. Честертон для издательства Л.Кунцирж.

В 1928–1930 работал редактором в «Лидовых новинах» , в 1930–1932 – в «Литературных новинах». Он иллюстрировал собственную сатирическую страницу Pestrý týden / Красочная неделя для журнала «Кмен» , режиссером которого был Юлиус Фучик . В качестве дизайнера обложек и иллюстратора сотрудничал с издательствами Л. Кунцирж, В. Петр, А. Срдце, Одеон Й. Фромка, Квасничка и Хампл, Авентинум. он организовал Вместе с Джеймсом Джойсом чешское издание своего «Улисса» (В. Петр, 1930).

В 1928 году у него прошла первая персональная выставка в Париже ( Визы Адольфа Хоффмейстера ) в Galerie d'Art Contemporain и повторение этой выставки в Galerie l'Epoque в Брюсселе . Успех этой выставки открыл возможность сотрудничества с зарубежной прессой, особенно с газетой L'Intransigeant . Он стал членом комитета ПЕН-клуба в Праге.

С 1929 был членом прогрессивной организации чешской интеллигенции « Левый фронт» . Он выставил 149 портретов в Авентинской мансарде (каталог с предисловием Карела Тейге , открытием Иржи Восковца и Яна Вериха ) и подготовил серию чешских портретов для «Розправы» , которая была напечатана на первой полосе. Он участвовал в выставке карикатур в Луисвилле . Он иллюстрировал «Путешествия Гулливера» , календарь Элишки Юнковой « Автокомпас» и свой собственный календарь, изданный «Авентинум» (1930), а также создавал обложки для издательства «Авентинум». Он был одним из членов Союза изящных искусств Манеса , который покинул объединение в знак протеста против консервативных тенденций (так называемых сепаратистов Манеса ) и принял участие в совместной выставке сепаратистов в 1930 году. Он открыл Йозефа Шимы. выставку в мансарде Авентинум.

В 1930 году издатель Отакар Шторх-Мариен отправил его в турне по Европе, чтобы взять интервью у важных деятелей европейской культуры и проиллюстрировать их своими карикатурами. Хоффмайстер встретился с Тристаном Царой , Джеймсом Джойсом , Ле Корбюзье , Андре Жидом , Полем Валери и Джорджем Гроссом . Вернувшись в Прагу, он сдал экзамен на адвоката и стал партнером юридической фирмы Хоффмейстер-старший, Тондер, Хоффмайстер-младший.

В 1931 году художники так называемого отделения от Манеса вернулись в союз Манес, когда им была предложена полная творческая свобода. Хоффмайстер временно вернулся к живописи и осенью выставил две картины на 162-й выставке членов Манеса. Летом он ездил с Бедржихом Фейерштейном в Советский Союз и встретился с Лунчарским , Татлиным , Таировым , Пискатором , Мейером , а на обратном пути в Ленинград также с Г.Б. Шоу и А. Хаксли . Свои опыты он опубликовал в книге «Поверхность пятилетнего плана» . Он предложил декорации к В. Дыка спектаклю «Забывчивые» в Национальном театре .

Карикатурная карта Европы Гофмайстера была использована на сцене и в печати в новой пьесе «Цезарь» Освобозене дивадло (1932). Критическая комедия Гофмайстера «Поющая Венеция» (издана в виде книги Мелантрихом , 1946) была поставлена ​​в Сословном театре . [4] Переработка Хоффмейстером Карло Гольдони пьесы «Боттега дель кафе» с успехом была поставлена ​​в Национальном театре , а затем в театрах по всей стране. Он участвовал в выставке сюрреалистического искусства в Манесе ( Поэзия 1932 ), посетил Египет и Палестину .

В 1933 году он выставил 106 карикатур в Ческе-Будеёвице (вместе с Антонином Пелцем) и был избран в комитет союза Манес . Вместе с Незвалем он посетил Джеймса Джойса в Париже и привез ему чешский перевод « Анны Ливии Плюрабеллы» . Он участвовал в замене редакционной коллегии и обеспечении финансирования журнала Volné směry , а также в качестве юриста в разработке нового устава Союза Манес . Он участвовал в пьесе «Мир за решеткой» по пьесе « Освобозене дивадло» .

В 1934 году он подготовил международную выставку карикатур и юмора в Манесе , в которой сам принял участие. Выставленные антифашистские произведения Джона Хартфилда , жившего в Праге в качестве немецкого изгнанника, вызвали неудовольствие немецкого посла Вальтера. Кох , который потребовал их удаления. На здание напали студенты правого толка , и когда профсоюз Манес в конце концов поддался давлению полиции, благодаря дипломатическому скандалу выставку посмотрели 60 000 человек. В августе в составе делегации на Первом съезде советских писателей Гофмейстер запечатлел изображения Горького , Пастернака , Бабеля , Бухарина , Бедного и Радека , которые затем были опубликованы в журналах «Огонёк» , «Свет práce» , «Доба» , выставлены на выставке Выставка членов Манеса и опубликована в альбоме « Изображения» . В конце года он посетил Испанию, где гражданская война вот-вот должна была разразиться .

Брундибар в исполнении Оперного театра Питтсбурга в 2010 году.

В 1935 выставлял карикатуры с союзом «Манес» в Остраве , Братиславе и Кошице , с А. Плеком в Бенешове . Стал членом антифашистского Клуба чешско-немецких театральных деятелей , где познакомился с кружком пражских немцев и композитором Гансом Красой , для которого позже написал либретто детской оперы «Брундибар» (1938). В 1938 его комедия « Юность в пьесе» на музыку Ганса Красы была поставлена ​​пражским театром «Кляйне Бюне» под руководством Э. Ф. Буриана и в том же году исполнена в немецком переводе ( «Анна sagt nein »). В мартовском номере Тейге журнала «Доба» он опубликовал критическую статью «Социалистический реализм» о необходимости творческой свободы, а также подверг критике условия в СССР в серии статей в «Вольных смерях » (1935–1936). В Праге он сопровождал Андре Бретона и Поля Элюара . Он создал обновленную карту Европы для сцены «Освобозене дивадло» спектакля «Реверс и аверс» (1936).

После смерти отца в 1936 году он стал главой юридической фирмы Hoffmeister, Tonder, Pacák . Э. Ф. Буриана представил Театр Д 36 « Утренник карикатур» — показ карикатур Гофмайстера, Бидло, Пелца и Хартфилда, сопровождаемый сценическими представлениями. Осенью он путешествовал с арх. Ярослав Фрагнер объехал США и опубликовал рисунки и тексты в книге «Американские качели» . Он стал членом Комитета помощи Демократической Испании .

В 1937 году он участвовал в юбилейной выставке союза Манес по случаю 50-летия его основания и читал лекции по искусству на мероприятии союза Манес и на выставке чехословацкого авангарда в Доме художественной промышленности в Праге. (Народни 38). Вместе с А. Пельцем экспонировал карикатуры на выставке в Доме искусства в Остраве. Фашисты в руководстве галереи безуспешно пытались удалить рисунки Гитлера и Муссолини , и скандал широко освещался в прессе. Он возглавил турне союза Манеса по СССР . Советская цензура исключила работы многих художников, в том числе Гофмайстера, из выставки чехословацкого искусства в Москве. Дальнейшие цензурные репрессии также затронули выставку «Сегодняшний Манес» в Праге, и Эмиль Филла предложил членам профсоюза «Манес» создать специальные работы для выставки «Художники обвиняют» .

Адольф Хоффмайстер был награжден золотой медалью на Всемирной выставке в Париже . [5]

В январе 1938 в статье в «Творбе» под названием «НЕТ!» он выступил против более ранней атаки С. К. Неймана и защитил право художника на свободу, не подчиняющуюся диктату социалистического реализма . Он участвовал в союза Манес выставке членов « Черное и белое» . Писательское сообщество делегировало его на -антифашистов собрания писателей В. Рансимана в Париже и Лондоне для защиты чехословацких интересов от планов о присоединении Судетской области к Третьему рейху . В течение года он участвовал в антифашистской деятельности — в Париже у него была выставка антифашистских карикатур в Доме культуры , которую представил Луи Арагон , и он предложил кампанию по сбору средств среди членов Союз Манес . Участвовал в конгрессе ПЕН-клуба в Праге и в деятельности Ассоциации чехословацких писателей .

В начале 1939 года его карикатуры экспонировались в Салоне Топич на посмертной выставке Карела Чапека и на выставке портретов членов союза Манеса .

Эмиграция

[ редактировать ]
Адольф Хоффмейстер, Mon Avoir , рисунок из тюрьмы Ла-Санте , раскрашенный шоколадом, табаком, грязью на стенах и чернилами, 9 х 15 см, 1940 г.

Через два дня после оккупации Чехословакии немецкими войсками и провозглашения Протектората он получил 18 марта 1939 года приглашение во Францию, организованное Арагоном . Ему была предоставлена ​​внеочередная французская виза, и 23 апреля он сбежал в Париж. Там он установил контакты с организациями сопротивления и с помощью французских коммунистов основал Дом культуры Чехословакии . В сентябре 1939 года, после оккупации восточной Польши советскими войсками , был арестован на основании анонимного доноса и обвинен вместе со многими другими чехословацкими гражданами (Пельц, Дивиш , Рейнерова , Копф и др.) как агент Москва. Он был заключен в одиночную камеру на семь месяцев в тюрьме Ла-Санте . Там он написал для своих племянниц и племянников кукольную пьесу «Бродяга или король Голод» , которую вывел из тюрьмы его адвокат.

В 1940 году военный трибунал оправдал его в антифранцузской деятельности, но он продолжал интернироваться в концентрационных лагерях Ролан Гаррос (Париж), Даминьи (Нормандия) и Бассен (Бордо). В день капитуляции Франции он бежал в Касабланку , но снова был интернирован. Под поручительства своих соотечественников, проживающих в Марокко , он был освобожден и отправился на лодке в Танжер , где снова был интернирован на неделю и наконец добрался до Лиссабона на грузовом корабле.

В январе 1941 года с помощью Яна Вериха и Иржи Восковца он отплыл в Нью-Йорк через Гавану . В США он остановился сначала у Я. Ежека и Я. Вериха , а затем, в обмен на гонорар за рисунки фабричных рабочих, поехал с Восковцем и Верихом в Голливуд , где перевел отчет о своем анабасисе на английский язык. Книга, сопровождаемая рисунками, была опубликована в 1941 году в Нью-Йорке под названием «Животные в клетках» и в Лондоне под названием «Нежелательный турист» (1946).

Он вернулся в Нью-Йорк в 1942 году и начал сотрудничать с газетами. Он печатал статьи и рисунки в журналах The Nation , Zítřek (Нью-Йорк) и Обзор (Лондон). От имени Международного ордена трудящихся (IWO) он читал лекции в центрах для экспатриантов по всей территории Соединенных Штатов, а затем был приглашен Управлением военной информации США в качестве диктора и редактора « Голоса Америки» . Он также вел программы Восковец и Верих (как профессор Пиони). В Нью-Йорке он участвовал в выставке чехословацкого искусства и опубликовал пьесу « Свисток слепого или Лидице» , которая была поставлена ​​в следующем году комитетом IWO в Нью-Йорке под руководством Я. Восковца и в польском переводе. Польский Дом Народовы, Нью-Йорк . Лилли Стрих, которую он знал по довоенному пражскому Немецкому театру , приехала к нему из лондонской ссылки.

В 1943 году он участвовал в выставке «Искусство в изгнании» в Нью-Йоркской публичной библиотеке и вместе с Антонином Плецем провел выставку политических карикатур в Музее современного искусства , который открыл Эдвард Бенеш . Затем коллекция карикатур путешествовала по другим городам США и Канады до 1944 года. Еще одна выставка « Карикатуры Хоффмайстера, Пелца, Трира, Стивена и З.К. » открылась в Лондоне и в следующем году гастролировала по английским городам. В 1944 году карикатуры были опубликованы в виде книги под названием «Шуты серьезно» в Лондоне. В воскресном выпуске журнала The New York Times Magazine были напечатаны рисунки Хоффмайстера «Антиосевая алгебра» , карикатуры на Гитлера «Сталинградский узник» , «Вождь » и аллегория Тегеранской конференции .

С марта 1944 года Хоффмайстер возглавлял чехословацкую секцию « Голоса Америки» .

пригласил его В июне 1945 года министр культуры Вацлав Копецкий вернуться в Чехословакию . Хоффмайстер вступил в Коммунистическую партию Чехословакии (КСЧ) и в ноябре 1945 года стал главой VI отдела Министерства информации и образования , где ему было поручено курировать зарубежные культурные связи. На этой должности он прослужил до марта 1948 года.

В 1946 году он женился на Лилли Стрич, которая жила с ним в США во время войны. [6] От брака у него были сыновья Мартин Дэвид (режиссер, *1947) и Адам (художник, *1953). Он купил дачу в Ржичках в Орлицких горах , где часто работал и отдыхал до конца жизни. На выставке Союза Манеса он выставил рисунок И. В. Сталина под названием «Даже если вороны закутаются в павлиньи перья, они не перестанут быть воронами». В составе чехословацкой делегации участвовал в Первой Генеральной ассамблее ЮНЕСКО , принимал участие в подготовке выставки «Чехословацкое искусство 1938–1946» в Париже. Французское правительство наградило его орденом Почетного легиона .

В следующем году он был членом делегации на Второй Генеральной Ассамблее ЮНЕСКО в Мексике, а затем путешествовал с Норбертом Фридом по Мексике и встретился с Диего Риверой , Фридой Кало и Дж. К. Ороско . Он был назначен кавалером Ордена Короны Румынии и кавалером Ордена Polonia Restituta . [7]

В феврале 1948 года он стал председателем комитета действий Союза чехословацких художников . В марте он возглавил чехословацкую делегацию на Международной конференции по свободе информации в Женеве . Из МИД ему предложили поступить на дипломатическую службу , и в июне он был назначен послом Чехословакии в Париже. Он работал с Йозефом Шимой , который служил советником по чехословацко-французским культурным связям с 1945 по 1950 год. Он стал постоянным представителем Чехословакии в ЮНЕСКО и заместителем главы чехословацкой делегации на Третьей и Четвертой Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Город (1948, 1949).

Во второй половине 1950 года он провел три месяца в Нью-Йорке в качестве делегата Пятой Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций и описал происходящее вместе с Мирославом Галуской в ​​строго идеологически ориентированном отчете, который он иллюстрировал карикатурами. Он был кандидатом от Чехословакии и других социалистических стран в Совет Безопасности ООН .

В 1951 году его уволили с поста посла и не разрешили вернуться в Париж. Он был назначен профессором Студии мультфильмов и кукол Академии художеств и ремесел в Праге . Пабло Неруда и Давид Афаро посетили его в Праге. В январе 1952 года Лидове новины опубликовал статью «Критика искусствоведения», направленную против догматической интерпретации социалистического реализма и в защиту чешского современного искусства.

В 1953 году он участвовал в подготовке выставки Жана Эффеля в Манесе и публикации его книги политических рисунков. В конце года принял участие в поездке деятелей культуры в Китай и Монголию , посетил китайских художников ( Ци Байши , Цзе Чэнъюй, [8] Ли Керань ), а затем совершил путешествие по Китаю на «поезде дружбы». В результате этой поездки появились рассказы о путешествиях «Открытки из Китая» , книга о китайском искусстве Гохуа и рисунки, которые он выставил в следующем году в Книжной галерее.

В 1955 году его отправили в Пекин и Шанхай в качестве комиссара культурной части выставки « Десять лет строительства Чехословакии» , и он включил свой опыт во 2-е издание « Открыток из Китая» . В своей книге «Сто лет чешской карикатуры » он был первым историком искусства, подробно изложившим историю этого жанра. Он опубликовал монографию об изобретателе глубокой печати Кличе Кареле . Он сопровождал Тристана Цару и Фернана Леже во время их визита в Чехословакию .

В начале 1956 года он посетил Жана Эффеля и Луи Арагона в Париже, а по возвращении в Прагу встретил Диего Риверу , возвращавшегося из СССР . В мае он был членом первой чехословацкой культурной делегации в Египте , в которую входили египтологи Франтишек Лекса и Збинек Жаба . Он опубликовал отчет о своем пребывании под названием «Вид с пирамид» (1957). Он присутствовал на 6-й ассамблее Европейского комитета по культуре в Венеции и стал членом бюро Чехословацкой национальной комиссии по сотрудничеству с ЮНЕСКО . В декабре он посетил Индию с чехословацкой культурной делегацией.

В 1957 году он участвовал в заседаниях Клубов друзей ЮНЕСКО в Париже и Шамони , а в июне был генеральным комиссаром представительной выставки чешского средневекового искусства L'art ancien en Tchécoslovaquie в Музее декоративного искусства в Париже . В сентябре был делегатом от Чехословакии на XXIX Международном конгрессе ПЕН-клубов иллюстрированная книга « Сделано в Японии» в Токио, затем путешествовал по Японии ( в 1958 году вышла ). В Японии он встретил Джона Стейнбека , Альберто Моравиа и Джона Дос Пассоса .

Он написал комментарии и тексты для Жана Эффеля художественного фильма «Сотворение мира» , снятого в Праге , премьера которого состоялась в 1958 году. В мае он встретился с польскими художниками и интеллектуалами в Варшаве , а затем посетил встречу Всероссийского общества. Союз художников изобразительного искусства (ВСВУ) в Москве и подписал культурное соглашение между ВСВУ и Чехословацким союзом художников изобразительного искусства. Он встретился с Лилей Брик , Леонидом Мартыновым , Ильей Эренбургом и посетил Константина Федина , председателя Союза российско-германской дружбы (СССР-ГДР), Бориса Пастернака в Переделкино .

Он участвовал в разработке концепции чехословацкого павильона на выставке «Экспо-58» в Брюсселе и был членом международного жюри. От имени Чехословакии он участвовал в подготовке документов Конгресса по разоружению и сотрудничеству народов , проходившего в Стокгольме в июле 1958 года, а также в редактировании итоговых документов Конгресса. Он был делегатом Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже и кандидатом в Исполнительный совет . Французское правительство наградило его кавалером Ордена искусств и литературы .

«Чехословацкий писатель» Издательство начало выпуск «Избранного из произведений Адольфа Гофмейстера» . Он редактировал памятную антологию Café Union , издаваемую Издательством чехословацких художников.

В 1959 году он организовал выставку Иржи Трнки в Музее декоративного искусства в Париже и создал сценарий для выставки «Чехословакия 1960» в Праге . Он написал предисловие к изданию Эффеля « Сотворение мира-сотворение человека» (SNKLHU, 1959) и иллюстрировал Вокруг книгу Верна « света за восемьдесят дней» коллажами (чеш. 1959, англ. 1965). Иллюстрации и карикатуры Гофмайстера выставлялись в Братиславе и Варшаве .

Выставка Гофмайстера в Берлине (1961).

1 мая 1960 года Адольф Хоффмейстер был награжден Орденом Республики [ cs ] . Он участвовал в деле заключенного Лако Новомесского , который был амнистирован в 1960 году. В качестве члена Центрального комитета Союза чехословацких художников-изобразителей (1960–1964) он участвовал в возрождении художественных объединений и посещал первая выставка творческой группы «Манес» . В ноябре 1960 года он выставил карикатуры и иллюстрации в галерее Вацлава Шпалы . Он был чехословацким делегатом на конференции европейских комиссий ЮНЕСКО в Турине , на 11-й Генеральной конференции ЮНЕСКО и в 1961 году на встрече ЮНЕСКО в Париже.

В 1961 году он выставлялся в Литомержице , Градце-Кралове , Восточном Берлине, Париже, в следующем году в Остраве и Пардубице .

На персональной выставке в Брненском Доме искусств (1962) экспонировал 788 работ. В 1962 году благодаря его усилиям «Весна 1962» в Манесе прошла выставка , где также был представлен новый Блок творческих групп , объединивший независимых и оппозиционных художников. В апреле в составе правительственной делегации принял участие в турне по Центральной и Южной Америке (Бразилия, Чили, Боливия , Мексика, Куба ). Он познакомился с поэтом Николасом Гильеном , Хорхе Амадо , Че Геварой и Фиделем Кастро и использовал иллюстрации, сделанные им во время поездки, для своей книги «Небоскребы в тропическом лесу» (1964).

К своему шестидесятилетию в 1962 году он получил звание Заслуженного артиста . Для 4-го тома своего собрания сочинений « Предварительные изображения » он написал предисловие, посвященное основанию Девецила и художественному авангарду того времени. Дальнейшие воспоминания о Девециле были затем опубликованы в «Литературных новинах» . Организовал и представил сборник западных научно-фантастических рассказов « Лабиринт» (СНКЛУ). [9] с собственными коллажами и иллюстрациями таких художников, как Иржи Бальчар , Микулаш Медек и Йозеф Истлер. Государственное педагогическое издательство опубликовало « Исчисление» для 3-го класса начальной школы с его рисунками и коллажами. В октябре 1962 года в Москве прошла персональная выставка карикатур, коллажей и иллюстраций Хоффмайстера (представители Борис Ефимов , Назым Хикмет ). В конце года он присутствовал на встрече ЮНЕСКО в Париже.

В 1963 году в Манесе прошла ретроспективная выставка «AH 17–63» , объединившая 890 работ Адольфа Хоффмейстера и сопровождавшаяся каталогом с текстом Мирослава Ламача. Выставку открыло стихотворение Мирослава Голуба , а Жан-Поль Сартр в качестве почетного гостя присутствовал . Он также выставлялся в Западном Берлине-Шарлоттенбурге и на выставке Рыхнова 1963 года .

В 1964 году он выставлялся в Лондоне, Мангейме и Каире , на Венецианской биеннале и в нескольких местах в Чехословакии . Он участвовал в Каннском кинофестивале и был председателем Карловарского международного кинофестиваля .

На Втором съезде Союза чехословацких художников-изобразителей , состоявшемся в декабре 1964 года, где сменилось 3/4 руководства Союза, Адольф Хоффмейстер выиграл тайное голосование на пост председателя у кандидата, выдвинутого Коммунистической партией Чехословакии ( Станислав Либенский ). Во время конгресса Союз был реформирован, и в последующие годы чешское искусство процветало благодаря зарубежным контактам, которые Хоффмайстер поддерживал и облегчал. Коммунистическая партия Чехословакии вообще не рассчитывала на его избрание, поскольку он даже фигурировал в качестве так называемого главного объекта в акции госбезопасности под названием «Сноб» , в ходе которой полиция пыталась скомпрометировать некоторых влиятельных деятелей искусства, казалось бы, симпатизирующих западным культура.

В 1965–1967 годах, будучи председателем Союза чехословацких художников-изобразителей (СЧВУ), обеспечивал сотрудничество с чиновниками блока , Министерством культуры и Отделом культуры Коммунистической партии Чехословакии , занимался общественной и посреднической деятельностью Фонда изящных искусств , и курировал деятельность вновь созданного Арт-центра , который отвечал за продажу произведений искусства за границу и налаживание нормальных рыночных отношений. сеть небольших галерей Он предложил построить на улице Гусова по образцу Парижа. Вместе с Йиндржихом Халупецким он пытался стимулировать издательскую деятельность, меняя редакции журналов и издательство SČVU. Он поддержал первый Международный симпозиум скульптуры в Вышних Ружбахах . Уже в 1965 году ему удалось реформировать руководство СЧВУ, упразднить должности некоторых секретарей, контролируемых ЦК Коммунистической партии Чехословакии , и децентрализовать управление выставочной программой. [10]

В 1965 году он выставлялся в Гаване , Бохуме , Бадене , Либерце (текст каталога Людмилы Вахтовой ), Братиславе и Галерее братьев Чапек в Праге (текст каталога Вацлава Гавела ).

В 1966 году организовал вторую часть конгресса Международной ассоциации искусствоведов в Чехословакии , включая сопутствующие выставки. Он развивал официальные контакты с Францией, Италией и Германской Демократической Республикой , Польшей и Австрией . По инициативе Я. Халупецкого установил контакты с неофициальной арт-сценой СССР . Он был членом жюри в Туре кинофестиваля , где Макурека был показан отмеченный наградами фильм «Кто хочет убить Джесси?» был представлен впервые (он также получил призы в Триесте и Локарно в 1966 году). В феврале 1966 года он открыл выставки чехословацких художников-графиков в Эссене и Бохуме , а в марте был генеральным комиссаром совместной выставки чешского и французского кубизма в Национальном музее современного искусства в Париже (Париж-Прага, 1906–1930).

Он участвовал в качестве главы делегации в симпозиуме чехословацких и советских художников, организованном в Москве по инициативе СССР , посетил Армению , Азербайджан , а в мае и июне посетил выставку, подготовленную к Всемирной выставке 1967 года в Монреале. Затем он присутствовал на заседании ПЕН-клуба в Нью-Йорке, где Артур Миллер и Сол Беллоу выступали . Он посетил Иржи Восковца и Эдварда Олби . Выставлялся на Весенней выставке в галерее Манес и выставке «Современные тенденции в чешском искусстве» , организованной чехословацким отделением AICA . Был делегатом Чехословацкой Республики на Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже.

В 1967 году, будучи председателем Союза чехословацких художников-изобразителей , он предложил создать Координационный комитет творческих союзов . На Пражском конгрессе AICA он был избран полноправным членом. Выставлялся в Лондоне, в Университете политических наук Коммунистической партии Чехословакии, в Йиндржихуве Градце , Ческе-Будеевице , в музее Фолькванг в Эссене и в Прешове . Он побывал в Париже и Венеции .

В январе 1968 года он был переизбран председателем Союза чехословацких художников-изобразителей и активно участвовал в деятельности по возрождению Пражской весны . Он пытался возродить идеалы авангарда , одновременно подавляя радикальные взгляды. (См., например, его подпись на письме деятелей культуры в ЦК Коммунистической партии Чехословакии в марте 1968 г.). [11] В мае он представлял художников-изобразителей на первом заседании Координационного комитета творческих союзов . [12] Он стал членом консультативной комиссии Коммунистической партии под председательством Яна Вериха и участвовал во встрече художников-коммунистов в Валленштейнском дворце (5 июня 1968 г.). вынесло ему судебное удаление 14 июня Министерство иностранных дел . В конце июня он был представителем национальной комиссии на конференции ЮНЕСКО в Монте-Карло .

В июле он присутствовал на заседании Чешского национального совета , где беседовал с Дубчеком и был назначен членом Комиссии по культуре Коммунистической партии Чехословакии . После вторжения оккупационных войск 21 августа он впал в депрессию. Крушение своих идеалов культурного и политического авангарда он воспринял как поражение в своей жизни. [13] Ему предложили должность профессора в недавно основанном экспериментальном университете Centre Universitaire в Винсенне , Франция. Он был избран председателем жюри Международной выставки гобеленов в Лозанне . Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар посетили его в Праге . В течение года он рисовал образы современных чешских писателей для А. Я. Лима « предстоящей книги интервью Поколение » , которая будет опубликована издательством «Ческословенский список в 1969 году» (опубликована на чешском языке в 1988 году издательством в изгнании «Индекс цензуры» и в 1990 году в «Индексе цензуры» в изгнании). издательство Чехии). Он создал несколько коллажей, посвященных вторжению в Чехословакию в августе 1968 года .

В 1968 году он выставлял свои коллажи в Риме , Хебе , Праге, Гавличкуве-Броде и был представлен на выставках « 50 лет чехословацкой живописи» (Южночешская галерея Алеша в Глубоке-над-Влтавой ) и «Пятьдесят лет чехословацкой живописи 1918–1968 – 300 художников, скульпторов». и графики пяти поколений ( Национальная галерея Праги , Словацкая национальная галерея в Братиславе ).

В 1969 году в качестве председателя Союза чехословацких художников поддержал выставку «Скульптура и город» , организованную Ханой Зейфертовой в Либерце ( «Кадиш» Алеша Веселы был выставлен ). В связи с федерализацией государства Союз чехословацких художников был распущен и на его месте были созданы два национальных объединения. Хоффмайстер выступил на учредительном собрании Союза чешских художников-визуалистов в апреле 1969 года и одновременно объявил о своем намерении не баллотироваться на пост председателя. Министерство внутренних дел Чехии впоследствии отказалось утвердить устав Союза . Этот акт стал поводом для масштабной чистки , и вместе с Хоффмайстером своих должностей лишились члены бывшего президиума. Впоследствии, в мае 1969 года, на своем последнем (и официально запрещенном) заседании Координационный комитет чешских творческих союзов решил прекратить свою деятельность из-за препятствий, препятствующих нормальной деятельности. [14]

Адольф Хоффмайстер принимал Грэма Грина в Праге в феврале 1969 года, посетил Макса Эрнста в Париже в марте и присутствовал на заседании ПЕН-клуба в Лондоне. Он прочитал серию лекций по чешской культуре в Венсенне , а после окончания семестра в Академии искусств, архитектуры и дизайна в Праге отправился в Швецию читать лекции о чешских авангардных театрах и чешской сценографии довоенного времени. В октябре он в качестве генерального комиссара готовил выставку « Тысяча лет чешской и словацкой культуры» , которая должна была состояться в 1970 году в Гран-Пале в Париже, но в связи с новыми обстоятельствами нормализации выставка была отменена. Его следующая серия лекций в Венсенне была прервана забастовками левых студентов . Он познакомился с Эрнстом , Шагалом , Мальро , Эффелем и Арагоном . Выставлялся во Дворце изящных искусств в Брюсселе , в Гамбурге , Карловых Варах и подготовил выставку Иржи Трнки .

В 1970 году он вышел на пенсию после того, как его заявление о продлении его работы в Академии искусств, архитектуры и дизайна в Праге было отклонено. До мая он все еще читал лекции в Венсенне . Он был вызван в ЦК Коммунистической партии Чехословакии на дознание и впоследствии исключен из Коммунистической партии Чехословакии и от всякой общественной, издательской и выставочной деятельности.

Он уединился и посвятил себя рисункам и коллажам и вернулся к написанию пьес ( «Греческая трагедия» , 1970, «Казнь» , 1971, «Писсуар» , 1973). В 1971 году он создал иллюстрации к книге «Сюрприз Алисы» , парафразу Льюиса Кэрролла произведения .

В 1972 году проходил длительное лечение после инфаркта миокарда . В баре «Марс» в Кладно прошла церемония вручения колонн с коллажами Хоффмайстера, созданных в прошлом году. На учредительном съезде Нормализационного Союза чешских художников в декабре 1972 года Адольф Хоффмейстер упоминался чаще всего в связи с критикой прошедших реформаторских лет. Его обвинили в том, что он «поставил под вопрос основы социалистической художественной культуры». [15] В отчете президиума нового нормализации подготовительного комитета по Союза для Учредительного съезда от 20 декабря 1972 г. о нем говорится, что «после января 1968 г. он усилил свои ревизионистские и все более явные антипартийные агрессивные усилия». [16]

В 1973 году он написал короткую пьесу «Писсуар» , посвященную Эдварду Олби (не публиковавшуюся до 1990 года), и провел частную выставку своих последних коллажей в своей квартире на улице Под Бруску. Он умер от сердечного приступа 24 июля 1973 года на своей даче в Ржички в Орлицких горах . [18] Похоронен на Ольшанском кладбище. [17]

Культурное и политическое участие

[ редактировать ]

В 1920 году он стал сооснователем Союза современной культуры — Девецил , был членом Манесского союза изящных искусств , членом культурно-политических организаций ( «Левый фронт» , «Общество экономического и культурного сближения с Новороссией» , «Клуб чешских и немецких театральных деятелей ). После эмиграции во Францию ​​он поддерживал контакты с организациями сопротивления и основал центр чехословацких деятелей культуры в изгнании . С марта 1944 года Хоффмайстер возглавлял чехословацкую секцию « Голоса Америки» .

С 1945 г. до исключения в 1970 г. [18] он был членом Коммунистической партии Чехословакии . В 1945–1948 годах он был начальником VI отдела Министерства информации и просвещения, где курировал зарубежные культурные связи.

В феврале 1948 года он стал председателем комитета действий Союза чехословацких художников-изобразителей . С 1948 года он был постоянным представителем Чехословакии при ЮНЕСКО , а в 1948–1950 годах — послом Чехословакии во Франции. Он был заместителем главы чехословацкой делегации на Третьей и Четвертой Генеральных ассамблеях ООН в Нью-Йорке (1948, 1949) и кандидатом в Совет Безопасности ООН . В качестве комиссара организовал ряд зарубежных выставок.

В 1964–1968 годах он был председателем Союза чехословацких художников-изобразителей и председателем Чехословацкого ПЕН-клуба . На Пражском конгрессе 1967 года он был избран действительным членом Международной ассоциации искусствоведов . Во время Пражской весны он был назначен членом Комиссии по культуре ЦК Коммунистической партии Чехословакии.

С 1951 — профессор Студии мультфильмов и кукольных фильмов Академии художеств и ремесел в Праге , с 1968 — профессор вновь основанного экспериментального колледжа Centre Universitaire в Венсенне .

Адольф Хоффмайстер был не только юристом и политиком, но, что более важно, карикатуристом , иллюстратором, художником-коллажистом , писателем, поэтом, драматургом, организатором зарубежных выставок и коллекционером произведений искусства. Если некоторые из его текстов имеют ценность лишь подлинных современных свидетельств или исторических документальных фильмов, то большая часть того, что он нарисовал, отредактировал и наклеил в виде коллажей, сохраняет непреходящую ценность живого произведения искусства. [19] Филипп Супо описал Хоффмейстера на его выставке 1961 года в Париже как одного из самых известных портретистов нашего времени. [20]

Хоффмайстер был одной из ведущих фигур второго поколения довоенного чешского авангарда , который имел возможность познакомиться с западным современным искусством до начала Первой мировой войны и публиковал свои художественные и литературные эксперименты еще в гимназии. . В «Настоящей гимназии на улице Кржеменцова» он учился рисовать по образцу у Камилло Стухлика и на уроках рисования у Ладислава Шимы. Его первые рисунки и линогравюры , основанные на чешском кубоэкспрессионизме, были выполнены между 1917 и 1919 годами ( «Натюрморт у окна» , линогравюра, 1917). В следующей серии пастелей стремление выразить реальность простыми синтетическими символами привело его на грань абстракции ( «Пейзаж у озера» , 1918). С 1920 года для него стали важны социальные темы, требовавшие более драматических экспрессионистских средств артикуляции ( «Война» , 1920).

Он постепенно впитал влияния Кубишты , Моранди , Руссо и синтетического кубизма и интегрировал их в свой собственный стиль поэтического наивизма, который был скорее интеллектуальной конструкцией или особой примитивистской формой дадаизма . Девецил сознательно тяготел к творцам вне течений современного модернизма, таким как Анри Руссо и Ян Зрзавы , в то время как послевоенная примитивистская идиома была призвана вызвать возрождение первоначального чувства, разрушенного цивилизацией. [21] Руссо привлекал Гофмейстера на протяжении всей своей жизни, и он никогда не переставал к нему возвращаться ( «Корабль Колумба» , 1921–1922, « Мост» , 1922). [22] Представление Руссо об Эдеме переплеталось с идеей бесклассового общества, продвигаемой Коммунистической партией .

Во время своей первой поездки в Париж (1922 г.) он встретил Тристана Цару лично и осознал освободительную функцию и абсурдистский юмор дадаизма , а также его способность обесценивать традиционные фетиши цивилизации. [23] Другим источником авангардных работ Хоффмайстера был советский конструктивизм , который пропагандировал в Богемии особенно Карел Тейге . Он заменил живопись и скульптуру «утилитарными» дисциплинами, такими как фотография и фотомонтаж, карикатура, промышленный дизайн, типографика, сценическое искусство, мода и архитектура.

Сходства

[ редактировать ]

Хоффмайстер начал публиковать свои первые карикатуры в 1924 году в журнале Lidové noviny. [24] а с 1927 года использовал их для иллюстрации собственных текстов, опубликованных в книгах. [25]

Как карикатурист , у Гофмейстера было развито чувство достоинства человека, отражающее демократические традиции, в которых он вырос и корни которых он впитал, а не социалистический образ жизни, к которому он впоследствии присоединился, не приняв его всем сердцем. [26] В его творчестве карикатура не является ни описательным подражанием, ни психологизирующим интроспективным прозрением. Он всегда стремился к простоте и достижению неизменного стандарта – типа, который можно было повторить в любое время и который подчеркивал обобщающие качества характера и физиономии.

Стиль рисунка Гофмайстера, основанный на деликатном, экономном и точном рисовании пером, в более или менее определенной форме сложился между 1925 и 1927 годами. Он почти никогда не использовал штриховку, растушевку или растушевку и испытывал явное отвращение к технике рисования кистью. Самые ранние карикатуры Хоффмайстера (1924–1925) показывают, что, найдя адекватное художественное выражение, он не менял его впоследствии. Основной техникой был линейный рисунок тушью, иногда дополненный коллажем после 1928 года. Рисунок был скупым, экономным, выразительным, лаконичным, пуристическим и дисциплинированным ( «Масарик одним мазком» , 1936). влияние поэтизма и сюрреализма Хотя в рисунках очевидно , они больше параллельны конструктивизму и функционализму . По собственному афоризму Гофмайстера: «Рисунок — это одновременно стихотворение, телеграмма и архитектурное сооружение». [27]

Карикатуры Гофмайстера, за исключением политических времен Второй мировой войны , редко носят насмешливый характер. [28] и слиться с обобщенным портретным рисунком. [29] его рисунок «Пятничный сбор» и портреты Т. Г. Масарика Хорошо известны .

Важнейшей и многочисленной составляющей его творчества являются «Подобия» ( «Лики» ), которые создавались на протяжении более полувека сначала как стенографические зарисовки по живой модели, обычно снятые во время разговора. Хоффмайстер использует стандартные приемы карикатуры, такие как преувеличение, сокращение, искажение или выделение характерных деталей, чтобы докопаться до более глубокой истины. Он лишает общественных деятелей ореола почитаемых гениев и изображает их в гражданских или комических ситуациях, которые очеловечивают их. Окончательный портрет возникает как реконструкция психической и физической формы модели за счет подчеркивания характерных деталей и подавления постороннего. Если к определенным личностям неоднократно возвращаться, тело или жизненная ситуация могут претерпевать удивительные трансформации, но форма лица остается практически неизменной. [30] Так, например, изображен портрет Г.К. Честертона у Гофмайстера – из милого, забавного толстяка за столом, заваленным бумагами, превратившийся в комического апостола католицизма и путешественника, изображенного в виде парящего воздушного шара с крестом посередине. лоб. [31]

Первая небольшая выставка рисунков Хоффмайстера в издательстве Фромек в 1927 году привлекла такое внимание, что вскоре ему была предоставлена ​​возможность выставляться в галерее Манеса и он был принят полноправным членом Союза изящных искусств Манеса . В следующем году он выставился в Галерее современного искусства в Париже и после положительных отзывов в зарубежной прессе начал печатать свои рисунки в некоторых французских периодических изданиях. В 1929 году представитель Девецила написал Карел Тейге введение к каталогу выставки своих рисунков в Авентинской мансарде , признав их законной частью чешского авангардного искусства. [32] В следующем году издатель Отакар Шторх-Мариен поручил ему взять интервью и нарисовать важных деятелей культуры для журнала Rozpravy Aventina . В результате появились портреты Цари , Джойса , Ле Корбюзье , Валери , Х. Мейера , Пискатора , Лунчарского и других.

Образы Гофмайстера создавались параллельно с другими его произведениями на протяжении всей его жизни. В 1960-е годы он вновь рисовал личностей, знакомых ему до войны ( Йозеф Шима , Пабло Пикассо , Сальвадор Дали , Луи Арагон и др.), а также новые лица, пойманные им во время заграничных поездок на ЮНЕСКО конгрессы или конференции ( Фернан Леже , Альберто Джакометти , Эрнест Хемингуэй , Джон Стейнбек , Рэй Брэдбери , Оскар Кокошка и др.) Однако стиль портретов варьируется, и Хоффмейстер чаще добавляет коллаж или цветные области. Для его рисунков пером характерна также более сильная геометрическая стилизация форм. Физиогномические черты изображены с большим мастерством в виде пересекающихся прямых линий и кривых, но в результате получается яркая личность натурщика ( Джеймс Джойс , 1966, Дилан Томас , 1966). [33]

Хоффмайстер уже в двадцать с небольшим общался с пражскими немцами и знал Франца Кафку и его окружение с ранней юности. Однако его цикл Кафки был создан лишь через 40 лет после смерти писателя, во время постепенной реабилитации его творчества в 1960-х годах. В период с 1963 по 1973 год он создал серию воображаемых портретов Франца Кафки , состоящую из нескольких десятков рисунков и коллажей, ставших последней частью и кульминацией его портретной работы ( ФК, Предложение по почтовой марке , 1967). реальная политическая ситуация и оккупация в августе 1968 года – как коллаж с Кафкой и грозным скелетом, вцепившимся в Прагу ( Франц Кафка – Прага все еще под угрозой , 1968). [34]

Живописный дизайн

[ редактировать ]
Эскиз декорации Хоффмайстера к спектаклю «Невеста» (1927)

В 1926 году был основан Освобожене дивадло на территории Девецила в качестве театральной секции (Освобожденный театр). С самого начала Хоффмайстер участвовал в ее программе как автор ( «Невеста» , 1927) и соавтор пьес ( «Мир за решеткой» , 1935) и особенно как карикатурист и сценограф ( «Цезарь» , 1932, «Реверс и аверс» , 1936). Восковца и Вериха Сочинение постепенно менялось от чистого юмора и абсурдистской дадаистской комедии к антифашистским комедиям конца 1930-х годов, а вместе с этим менялось и сценическое оформление Хоффмайстера ( «Карта Европы к пьесе «Реверс и аверс »). [35]

Сюрреалистическая живопись

[ редактировать ]
Адольф Хоффмейстер, Лихорадочный сон, 1931–32 гг.

В начале 1930-х годов под влиянием сюрреализма Хоффмайстер ненадолго вернулся к живописи ( «Лихорадочный сон» , 1931–1932) и принял участие в важной выставке поэзии 1932 года в Манесе, где также была представлена ​​парижская группа сюрреалистов. Однако он не стал членом группы «Пражские сюрреалисты» (основана в 1934 году). Хоффмайстер продолжал бескомпромиссно защищать свободу и принципы современного искусства даже в довоенной левой среде и в 1937 году принял участие в Выставке чехословацкого авангарда в Буриана Театре Д 37 . [36]

Политическая карикатура

[ редактировать ]

Под влиянием мировых событий он вернулся к рисованию еще до середины 1930-х годов и стал заниматься преимущественно политической карикатурой . В Праге он сотрудничал преимущественно с журналом «Симпликус» (позже «Симпл» , 1934–1935), а после вынужденной эмиграции в США рисовал для «Соотечественника» и американских газет. В американском изгнании, где он создал свои лучшие карикатуры ( Тегеранская конференция , 1943, серия «Антиосевая алгебра» у него была персональная выставка с Антонином Пелцем в Музее современного искусства , 1943), в конце войны в Нью-Йорке. .

Иллюстрация

[ редактировать ]

В 1950-е годы рассказы о путешествиях с его собственными иллюстрациями стали основной составляющей литературного творчества Хоффмайстера. Его «Открытка из Китая» (1953) сопровождалась более или менее реалистичными рисунками пером, но под влиянием восточной каллиграфии его рисунки отказались от описательности и приобрели знаковый характер. В «Сделано в Японии» (1958) рисунок представляет собой свободную игру линейных арабесок и контрастов геометрически структурированных поверхностей. В «Виде пирамид» (1957) коллаж использовался наряду с дальнейшим упрощением и геометризацией рисунка, что затем стало его основным художественным приемом. [37]

К иллюстрации он вернулся после 1970 года, когда создал большую серию картинок для книги « Сюрприз Алисы» . [38]

Новое направление в творчестве Хоффмайстера в 1959 году представляют иллюстрации к любимой книге детства « Вокруг света за восемьдесят дней» , с помощью которых он попытался обновить Жюля Верна книгу для современных читателей. Наряду с вырезками из старомодных ксилографических репродукций, окрашенных юмористическим преувеличением и вызывающих странное очарование старины, он применял собственные рисунки, которые благодаря использованию геометрических сеток, цветных поверхностей и запасных литературных знаков явно отсылают к межвоенному авангарду. -гард . В качестве полноценного аналога изображения в коллажах представлены типографские композиции, собранные из различных типов шрифтов. В своих текстах Хоффмайстер также стремится реабилитировать наследие чешского левого авангарда , такого как Девецил или сюрреализм и дадаизм . [39]

В своих иллюстрациях к антологии западной научной фантастики «Лабиринт» (1961) и ( » Уэллса «Первые люди на Луне 1963) он сочетал вырезки из старых гравюр и фотографий с рисунками (в случае Уэллса рисунки вдохновлены Франтишеком). Худечека «Ночной странник» ). Он иллюстрировал » Сендрара « Золото ( L'Or ) (1964) коллажем. Остальные его иллюстрации представляют собой в основном коллажи с рисунками тушью (АХ, Небоскребы в тропическом лесу , 1964, Лотреамон , Поэзия , 1967, АХ, Сюрприз Алисы , 1971–1973).

Во время поездки в Абхазию (1959) он использовал художественный потенциал письма как самостоятельного элемента в своих типографских коллажах и создал там первый из своих «альбомов-пейзажей». Каллиграфические качества абхазской письменности, связывающие формы окружающей природы, придавали коллажам динамичное движение, а газетные вырезки с их непонятными буквами становились абстрактным материалом для создания новой конкретной реальности. Однако художник уважал определенную смысловую информацию шрифта, и в последующих поездках за границу в Грецию , Сицилию или на Лазурный берег , в Лондон и Монреаль он всегда использовал вырезки из местных газет и журналов. Рисунок в этих пейзажах ограничивается набросками и акцентами пространственных планов, составленных по принципу кубизма ( plans superposes ). Помимо письма, Хоффмайстер использовал множество реальных элементов местной архитектуры, рекламных вывесок и абстрактных цветных поверхностей. В коллаже Карловы Вары (1961), где отголоски дадаизма сохранились наиболее сильно, исторический стиль курортных колоннад навеян вырезками из шахматных досок, домино или карточных игр, помещенными в орнаментальные рамки. Типографские пейзажи Хоффмайстера включают крупномасштабную серию « Старое еврейское кладбище в Праге» (1963–1966), в которой он повторно использовал рисунок наряду с каллиграфическим качеством еврейского письма . [40]

Эта работа, заменяющая основную коммуникативную функцию письма на изобразительную функцию, не была просто мимолетным развлечением. Хоффмейстер прекрасно осознавал превосходство визуальной информации над письменным текстом и в то же время размышлял о своем личном опыте 1950-х годов, когда речь стала ширмой, закрывающей истинную реальность и создававшей ложную реальность, смысловой тратой или инструментом дезинформации, пропаганды и лжи. Это привело к обоснованному скептицизму в отношении того, что речь перестала быть инструментом познания, что ее смысл становится пустым и вместе с ним теряет смысл письмо. Новая реальность, созданная из фрагментов девальвированной письменности, становится образом мира, полного газетных фраз и рекламных лозунгов. [40] В период с 1964 по 1967 год он создавал типографские натюрморты , в которых письмо вновь обретало свою коммуникативную функцию, хотя слова он составлял по принципу случайных встреч. Однако вырезанные слова связаны общей темой и, таким образом, образуют визуальное стихотворение. Другие типографские натюрморты 1970–1971 годов по своей иконографии и овальной форме продолжают наследие кубизма, а шрифт является материалом для создания бутылок, банок или гитар. [41]

Начиная с 1961 года, Хоффмайстер опирался на свой довоенный опыт работы с сюрреализмом и воспоминания о детских мечтах, которые коллажи из романов Макса Эрнста ему предоставили . В этом ключе он составляет коллажи из вырезок старых ксилографических репродукций, но сказочные сюжеты и фантастические рассказы сочиняет с иронической дистанцией, скорее пародируя и преуменьшая классические методы сюрреализма . [42] Тематически эти коллажи очень разнообразны — от сказочных приключений на фоне глубин космоса ( «Несчастье маленькой Софи» , 1965) [41] и поэтических видений ( «В созвездии рыб» , 1963), через пародии на литературные жанры и саркастические комментарии к событиям жизни ( «Перспективы брака» , 1964) до абсурдных головоломок с эротическим или ироническим подтекстом ( «Новая анатомия» , 1965). Сюрреалистическое наследие находит отражение в его фроттажах, коллажированных с причудливыми существами, собранными из вырезок анатомических атласов ( «Новый анатомический атлас» , 1966).

Хоффмайстер также представил новую технику коллажа, основанную на перспективе или параллельном удвоении изображения, которую он назвал стереовидением . В серии «История повторяется» (1964–1965) главной задачей является не создание пространственной иллюзии, а семантическая оценка принципа двойственности. Хоффмайстер также иллюстрирует различные экзистенциальные темы ( «Куда мы идем?» , 1967), умножая одну и ту же цифру. [43]

С 1963 года в центре его творчества находятся сочетания черно-белых или цветных коллажей с цветными рисунками, которые, среди прочего, отражают реальность современного сверхтехнизированного мира ( «Нервозность и эротическое напряжение между человеком-машиной» , 1967 ). ). Хоффмайстер нашел связь с ранними импульсами, породившими Союз современной культуры Девецил, в антиэстетизме поп-арта и его художественном понимании банальности. Таким образом, он создал свои собственные вариации поп-арт -коллажей , в которых он окружал коллажные рисунки героев старых детективов и любовных романов вырезками оригинальных обложек и иллюстраций или сопоставлял их с женскими и мужскими обнаженными телами из эротических журналов ( Баффало Билл , 1963, Левая рука Ника Картера , 1964). Коллажи также частично связаны с визитом Роберта Раушенберга в Прагу (1964). Однако Хоффмайстера определяло его романтическое происхождение и, в отличие от бескорыстных и утилитарных отношений американских Поп-арт к реальности, его работы, использующие цветные репродукции современной печатной продукции, больше носят характер иронии или критического комментария. Он освещает, например, сексуальную революцию 1960-х годов ( «Пейзаж фотографов» , 1966, «Пейзаж влюбленных» , 1967). Коллаж « Внутриполитическая борьба утюгов с петухами» носит характер легкого глянца на политические события 1968 года. [44]

Со второй половины 1960-х годов творчество Хоффмайстера все чаще отмечается оттенками тревоги и напоминаниями об окончательности человеческого существования ( «Таможня смерти» , 1965). После вынужденного выхода на пенсию в 1970 году Хоффмейстер уединился в принудительном заточении в сельской местности и интенсивно посвятил себя художественному творчеству. Тема смерти повторяется в его творчестве в различных вариациях начиная с 1970-х годов ( «Смерть скрывается повсюду для детей» (Memento Mori) , 1970, «Убийство» , 1972) вплоть до его последнего коллажа «Жизнь и смерть II» (1973). В его сознании эта тема смешана с мрачным видением кризиса цивилизации и , с беспокойством о состоянии планеты ( « На Земле остались белые места после людей» 1973). [38] После сердечного приступа и длительной реабилитации к июню 1973 года он создал более 70 масштабных цветных коллажей, которые затем в частном порядке выставил своим друзьям. Сериал «Похмелье времен людей» — это мир без людей после катастрофы, населенный фантастическими существами и остатками человеческой деятельности или вызывающий воспоминания об обстановке далекого будущего. Многие из бесплатных коллажей посвящены современникам ( «Посвящение Битлз» , 1973, «Посвящение Антониони» , 1973), но зачастую сюжеты очень частные ( «Судьба Давида» , 1973, «Сломанная жизнь» , 1973). [45]

Литературное творчество

[ редактировать ]

Гофмейстер писал стихи, пьесы (для театра «Освобозене дивадло» , театра «Д 34» Э. Ф. Буриана ), писал и рисовал для периодических изданий («Трибуна», «Розправы Авентина», «Пестри тиден» , «Лидовые новины» и др.). Он является соавтором чешского перевода отрывка « Анна Ливия Плюрабелла» из романа «Поминки по Финнегану» Джеймса Джойса , которого он знал лично.

Поэзия, проза, эссе

[ редактировать ]
  • 1918/1921 – Предисловия и проза (готовится к первому изданию, не опубликовано из-за банкротства издательства Борового)
  • 1922 - «Подводные звезды», стихи, опубликованные Борове. Чин, Прага
  • 1926 – «Азбука любви», стихи, издательство Боржов, Прага. Ф. Свобода
  • 1926 – Кембридж – Прага, фельетоны, изд. издательства «Свобода». А. Срдце
  • 1926 – «Козерог Тернер», роман, издатель. Авентинум, О. Шторх-Мариен
  • 1927 – Закуска: Фельетоны, карикатуры, эпиграммы, Авентин.
  • 1927 – Ищу человека, у которого достаточно времени, издателя. А. Срдце
  • 1929/1930 – «Глобус»
  • 1930 - Календарь, Авентин
  • 1930/1960 – Поэзия и мультфильмы.
  • 1930 – Пишите, как слышите, Rozpravy Aventinum, краткое содержание в виде книги, Совместная работа, Прага, 1931.
  • 1931 – Поверхность пятилетнего плана, сводки из СССР, изд. Сфинкс
  • 1931 – Светобол, сборник путевых заметок, издательство. Прокоп Томан
  • 1937 – Франтишек Ксавер Шалда
  • 1937 - «Американские качели» в переплете Л. Сутнара, изданные Европейским литературным клубом, 1937 г.
  • 1938 - Брундибар (либретто к опере Ганса Красы, премьера которого состоялась в 1943 году в Терезине)
  • 1939 – Бродяга, или Король-голод
  • 1939/1940 – Тюрьма
  • 1941 – Звери в клетках/Невольный турист
  • 1951 – Три месяца в Нью-Йорке
  • 1954/1956 – Открытки из Китая.
  • 1954 - Го-хуа: отчет о путешествии по китайской живописи, немецкая Artia 1957 (Го-хуа, Die Chineschische Painting)
  • 1954 – «Как я знал В. Х. Бруннера»
  • 1955 – Сто лет чешским мультфильмам
  • 1955 – Карел Вацлав Клич: О забытом художнике, ставшем изобретателем
  • 1956 - Телескоп, или Кто не верит, пусть идет туда (путеводитель для детей), 2-е издание 1959 г., 3-е издание с новыми иллюстрациями 1966 г.
  • 1957 - Вид с пирамид: рассказ о путешествии о новой молодежи старейшей культуры мира.
  • 1958 г. - Отчет о Конгрессе по разоружению и сотрудничеству народов в Стокгольме, 16–22 июля 1958 г.
  • 1958 – «Сделано в Японии»: отчет о путешествии по стране, где взорвалась первая атомная бомба.
  • 1958 - «Три пути» - избранное из произведений Адольфа Хоффмайстера (первый из шести томов, включая «Поверхность пятилетнего плана», «Американские качели», «Турист против своей воли»), опубликованное издательством Калифорнийского университета. Čs spisovatel Прага
  • 1958 – Каварненский союз (редактор сборника воспоминаний свидетелей), Издательство чехословацких изобразительных художников.
  • 1959 – Современная китайская живопись (А. Хоффмайстер, Л. Гаек, Э. Рыхтерова), Чехословацкое издательство изобразительного искусства.
  • 1959 – «Полёты против Солнца» (2-й том ТЗ, в т.ч. «Открытки из Китая», «Вид с пирамид», «Сделано в Японии»), издатель. Čs spisovatel Прага
  • 1961 - Поэзия и карикатура (комитет размышлений Хоффмайстера о карикатуре 1929–1960 гг.)
  • 1961 – Приветствие Пикассо (И. Эренбург, А. Гофмайстер), СНКЛУ, Прага
  • 1961 — «О Незвале», чехословацкий писатель, Прага.
  • 1962 - Предисловия - 4-й том комитета сочинений с предисловием о Девециле, 297 стр., иллюстрации Зденека Зейдля, Адольфа Хоффмайстера, чехословацкого писателя, Прага.
  • 1964 – Небоскребы в лесу, 232 стр., Чехословацкий писатель Прага
  • 1965 – Время не возвращается! , чехословацкий писатель Прага
  • 1966 – «Иду по земле», иллюстрированный сборник всех книг Гофмайстера, издатель. Прогресс, Москва
  • 1967 – Париж и окрестности, 220 стр., чехословацкий писатель, Прага.
  • 1968 - История восстания одних против других, рассказ, впервые опубликованный в 1930 году в антологии «Вино».
  • 1988 – «Подобы и пршедобразы», ​​иллюстрированная подборка фельетонов и эссе, чехословацкий писатель, Прага.
  • 1921 Одноактная пьеса без названия, поставленная в Пьештянах.
  • Одноактная пьеса 1922 года «Мертвые на улице» (напечатано в «Дивадло II», № 20)
  • 1927 Невеста (веселая пьеса), Паспарту, Парк, Каторжник (короткие балеты), изданы издательством. Одеон Дж. Фромека
  • 1932 Поющая Венеция (Мелантрих, 1946)
  • 1933 Мир за решеткой, Osvobozené divadlo (авторский вклад в либретто и сценографию)
  • 1933 «Мир» (по мотивам Аристофана), антивоенная комедия, запрещенная цензурой, не ставилась до 1964 года, опубликована в виде книги в 1963 году.
  • 1935 «Молодежь в пьесе», текст опубликован в программе театра Д 35.
  • 1942 Свисток слепого или Лидице
  • 1949 «Поющая Венеция», комедия в трёх действиях по мотивам «Кафе Гольдони», «Мелантрич».
  • 1963 Пьесы и контрпьесы (Поющая Венеция; Бродяга или Король Голод; Брундибар; Свисток слепого или Лидице) Орбис, Прага, 1963.
  • 1963 Пьесы авангарда (Невеста; Парк; Паспарту; Каторжник; Молодежь в игре; Освобожденный театр) Мир, Орбис, Прага 1963
  • Греческая трагедия 1970 года
  • 1971 Казнь, 1973 Писсуар, опубликовано как совместное издание Дилии, 1990
  • 1993, 1998 Брундибар, детская опера (впервые исполнена в 1943 году в Терезине, печатается только после 1989 года, как комикс в 2003 году)

Подборки рисунков, опубликованных в печати

[ редактировать ]
  • Визаж, СВУ Манес Прага, 1934 г.
  • Пакеты (рисунки), опубликованные издательством. Крокодил, Москва 1935 г.
  • Серьёзные шуты, Джон Мюррей, Лондон, 1944 г.
  • Рисунок Адольфа Хоффмайстера (введение Восковца и Вериха, тексты Вайланда, Супо и др., графический дизайн Зденека Скленаржа), опубликовано SVU Manes and Melantrich, Прага, 1948 г.
  • Цифры, Комитет из работы Адольфа Хоффмейстера; том 3, 395 стр., чехословацкий писатель Прага, 1961 г.
  • Написанные и нарисованные лица (с предисловием Жана Эффеля), Париж, 1964 г.
  • Искусство Адольфа Хоффмайстера (предисловие Мирослава Ламача), 204 стр., Издательство чехословацких художников, Прага, 1966 г.
  • Адольф Хоффмайстер: Лица и коллажи. Работы 1926–1973 годов, Galerie le Minotaure, Париж, 2006 г.

Иллюстрации (подборка)

[ редактировать ]
  • Анархистский четверг (Г. К. Честертон; перевод Иржи Фустки), Ладислав Кунцирж, Прага, 1928 г.
  • Клуб странных профессий (Г.К. Честертон, перевод Иржи Фустки), Ладислав Кунцирж, Прага, 1928 г.
  • 10 HP (Ilja Erenburg, translated by V. Koenig), Ot. Štorch-Marien, Prague 1930
  • Чудесный волшебник (Витезслав Незвал, вступительное эссе написано, аранжировка тома, биографические и библиографические данные предоставлены Миланом Кундерой), чехословацкий писатель, Прага, 1963 г.
  • Первые люди на Луне (Герберт Джордж Уэллс, перевод Дагмар Книттловой), SNKLU, Прага, 1964 г.
  • Золото (Блез Сандрар), СНКЛ Прага, 1964 г.
  • Жираф или тюльпан? (Милош Мацурек), Млада фронта, Прага, 1964 г.
  • Филателистические сказки (Франтишек Лангер), Чехия. писатель Прага 1964 г.
  • Сказки Иржи Волкера, СНДК Прага, 1964 г.
  • Generations, тексты интервью А.Я. Лима, иллюстрации Адольфа Хоффмайстера, 466 стр., первоначально для издателя. Čs spisovatel 1969, опубликовано Index, Кельн, 1988 г., чехословацкий писатель, Прага, 1990 г.

Фильмография

[ редактировать ]
  • 1957 Сотворение мира (слова)
  • 1966 Трубка (литературное сотрудничество над рассказом «Господская трубка»)
  • 1969 Невеста (словацкий телефильм, автор темы)
  • 1970 Судьба маленького моряка (автор темы и сценария, художник)
  • 1970 Руженка, ты спишь одна? (Автор темы телеспектакля по пьесе «Невеста»)
  1. ^ Перейти обратно: а б Мария Прушакова, Словарь чешской литературы после 1945 г.
  2. ^ Лилли Хоффмайстер
  3. ^ [1]
  4. ^ Срп К, 2004, с. 340
  5. ^ Перейти обратно: а б Срп К, 2004, с. 343
  6. ^ Шмейкал Ф, 2016, стр. 256.
  7. ^ Срп К, 2004, с. 345
  8. ^ Портрет Адольфа Хоффмайстера работы Цзе Чьен-дзю
  9. ^ Книги Google: Лабиринт
  10. ^ Бинарова А, 2016, стр. 125–126
  11. ^ Красный Закон 3/27, 1968, стр. 2.
  12. ^ Квета Ехова: К истории Координационного комитета творческих объединений, в: Пецка Дж, Пречан В, 1993.
  13. ^ Срп К, 2004, с. 357
  14. ^ Бинарова А, 2016, стр. 179–181
  15. ^ Бинарова А, 2016, стр. 193.
  16. ^ Слоупова А, 2016, стр. 59.
  17. ^ Могила А.Х., Ольшанское кладбище.
  18. ^ Бинарова А, 2017, стр. 297.
  19. ^ Шмейкал Ф, 2016, стр. 11.
  20. Филипп Супо, Les Lettres Françaises, 16–22 ноября 1961 г.
  21. ^ Срп К, 2004, с. 30
  22. ^ Срп К, 2004, с. 39
  23. ^ Шмейкал Ф, 2016, стр. 20.
  24. ^ Адольф Хоффмайстер: Из галереи участников Кубка Дэвиса в Праге, Lidové noviny. 13 июня 1924 г., с. 8.
  25. ^ Шмейкал Ф, 2016, стр. 32.
  26. ^ Срп К, 2004, с. 12
  27. ^ Шмейкал Ф, 2016, стр. 33.
  28. ^ Йозеф Чапек: Выставка сходств Хоффмайстера. Народная газета. 14 апреля 1929 г., стр. 9.
  29. ^ Срп К, 2004, с. 11
  30. ^ Шмейкал Ф, 2016, стр. 34.
  31. ^ Шмейкал Ф, 2016, стр. 34–35
  32. ^ Шмейкал Ф, 2016, стр. 74.
  33. ^ Шмейкал Ф, 2016, стр. 148, 178, 179
  34. ^ Шмейкал Ф, 2016, стр. 188.
  35. ^ Шмейкал Ф, 2016, стр. 76.
  36. ^ Шмейкал Ф, 2016, стр. 84.
  37. ^ Шмейкал Ф, 2016, стр. 96.
  38. ^ Перейти обратно: а б Шмейкал Ф, 2016, с. 200.
  39. ^ Шмейкал Ф, 2016, стр. 97–98
  40. ^ Перейти обратно: а б Шмейкал Ф, 2016, стр. 108–111
  41. ^ Перейти обратно: а б Шмейкал Ф, 2016, стр. 146.
  42. ^ Шмейкал Ф, 2016, стр. 115.
  43. ^ Шмейкал Ф, 2016, стр. 118.
  44. ^ Шмейкал Ф, 2016, стр. 133.
  45. ^ Шмейкал Ф, 2016, стр. 202.

Источники

[ редактировать ]
  • Деветсил 1920–1931, каталог выставки, Городская галерея Праги, 2019, ISBN 9788070101605
  • Алена Бинарова, Союз художников-визуалистов чешских земель 1956–1972, Университет Палацкого в Оломоуце, 2017, ISBN 978-80-87895-84-9
  • Франтишек Шмейкал, Hoffmeisterova kronika doby / Хроника Гофмайстера того времени, 270 стр., Северочешская галерея визуальных искусств в Литомержице, Мемориал Терезин 2016, ISBN 9788087784150
  • Алена Бинарова, Союз художников-визуалистов чешских земель в 1956–1972 годах: официальное визуальное творчество в условиях смены коммунистического режима. Диссертация, FF UP в Оломоуце 2016 онлайн
  • Катерина Букалова, Драматургия Адольфа Хоффмайстера, дипломная работа, FF MUNI Брно 2007 онлайн
  • Андреа Слоупова, Художественные галереи и политика закупок в эпоху нормализации. Диссертация, FF и UDU UK Прага 2016
  • Алена Пертлова, Адольф Хоффмайстер: читатель и создатель / Adolf Hoffmeister: читатель и создатель, дипломная работа, FF UK Прага, 2014
  • Адольф Хоффмайстер, Лица и коллажи. Работы 1926–1973 годов, Galerie le Minotaure, Париж, 2006 г.
  • Карел старший (редактор), Адольф Хоффмайстер, 400 стр., Галерея Прага 2004, ISBN 8086010864
  • Власта Чихакова-Ноширо: Адольф Хоффмайстер, в: А. Хорова (редактор), Новая энциклопедия чешского изобразительного искусства (AM), стр. 272–273, Академия Праги, 1995, ISBN 80-200-0521-8.
  • Йиндржих Пецка, Вилем Пречан (ред.), Преобразования Пражской весны 1968–1969: Сборник исследований и документов о некапитулирующих отношениях в чехословацком обществе. Чехословацкое общество, 446 стр., Брно, 1993 г.
  • Владимир Форст и др., Лексикон чешской литературы: личности, произведения, учреждения / Лексикон чешской литературы: личности, произведения, учреждения.. 2/I. Х – Дж. Прага: Академия, 1993. 589 стр. ISBN 80-200-0468-8.
  • Мари Вальтрова – Ота Орнест: Твой отец все еще играет на скрипке? / Твой папа все еще играет на скрипке?, Primus, Прага, 1993, ISBN 8085625199, стр. 53, 66, 146–7, 287
  • Яромир Пельц, Osvobozené divadlo, 488 стр., Mladá fronta, Прага, 1990, ISBN 8020401652
  • Зденек Хедбавны: Театр «Ветряная мельница», Панорама, Прага, 1988, стр. 45–6, 49
  • Яромир Пелц, Отчет об освобожденном театре, 216 стр., Праце, Прага, 1982 г.
  • Яромир Пелч, Межвоенный авангард и освобожденный театр / Межвоенный авангард и освобожденный театр, 247 стр., Институт культурной и просветительской деятельности, Прага, 1981
  • Мирослав Ламач, Výtvarné dilo Adolf Hoffmeister / Работа Адольфа Хоффмейстера, 204 стр., NČVU Прага, 1966 г.
  • Адольф Хоффмайстер, Время не поворачивает вспять, Прага, 1965 г.
  • AH 17–63, Работа Адольфа Хоффмайстера, каталог 20 стр., Выставочный зал Манес, Прага, ноябрь 1963 г. (текст Мирослава Ламача)
  • Б. Шмераль (ред.) Антология художников-антифашистов, Прага, 1936 г., 565 пронумерованных экземпляров, подписанные иллюстрации Тойена, Йиндржиха Штырского, Адольфа Хоффмайстера, Антонина Пелца, Франтишека Бидло.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9b0ae92a8c2eedf2cc033e0855bebd75__1716511320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9b/75/9b0ae92a8c2eedf2cc033e0855bebd75.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Adolf Hoffmeister - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)