Jump to content

Союз изящных искусств Манес

Здание Манеса.

Ассоциация изящных художников Манеса ( чеш . Spolek výtvarných umělců Manes или SVU ; обычно сокращенно Manes ) — ассоциация художников и выставочное общество, основанное в 1887 году в Праге и названное в честь художника Йозефа Манеса .

Манес имел большое значение своими международными выставками до и после Первой мировой войны , которые способствовали взаимодействию чешских художников и зарубежного авангарда. Он сыграл важную роль в развитии чешского кубизма и рондокубизма. Между 1928 и 1930 годами Манес построил комплекс с рестораном, клубом, выставочным залом и офисами на месте Штитковской мельницы и водонапорной башни на Влтаве . Архитектором павильона Манес 1928 года был депутат Отакар Новотный [ cs ] . [ 1 ]

Союз был ликвидирован при коммунистах и ​​возрожден после Бархатной революции в 1990 году. Его штаб-квартирой стал Алмазный дом в Праге, который сам по себе является достопримечательностью кубистской архитектуры.

Годы становления (1885–1899)

[ редактировать ]

Svaz výtvarných umělců Mánes («Объединение изящных художников Манес») было основано в 1887 году как группа богемских художников Австро -Венгерской империи . Его предшественником была Škréta, spolek mladých českých výtvarníků v Mnichově («Шкрета, стипендия молодых чешских художников в Мюнхене»), организация чешских студентов-художников в Мюнхене , художественный центр, который в основном посещают студенты-художники из Центральной и Восточной Европы. Название этого общества произошло от богемского художника семнадцатого века Карела Шкреты . Основанное в 1885 году, оно стало одним из крупнейших сообществ чешских студентов за рубежом. Он имел собственную инфраструктуру и ежегодную выставку. Он имел регулярные контакты с родиной и издавал журнал в двух частях: Paleta & Špachtle («Палитра» и «Шпатель»). Этот журнал распространялся только внутри ассоциации, и все члены должны были вносить в него материалы еженедельно. Их внимание было в основном сосредоточено на немецкой художественной сцене. Группа приняла в свои члены других славянских студентов.

Товарищество «Шкрета» переименовало себя в Svaz výtvarných umělců Manes ( абб. SVU Manes), в честь художника Й. Манеса, который жил и работал в первой половине девятнадцатого века в чешских землях и Германии и посещал Мюнхенскую академию художеств . Многие члены-основатели « Шкреты» переехали в Прагу в 1887 году – вероятно, из-за реформы Пражской художественной академии – и закончили там свое обучение. Сообщество «Шкрета» продолжалось до тех пор, пока его члены Альфонс Муха и Людек Марольд не уехали из Мюнхена в Париж . [ 2 ]

Между 1885 и 1899 годами основное внимание уделялось палитре и шпателю. «Палитра» была журналом искусства и литературы, а «Шпатель» — сатирическим журналом. Эти первые четырнадцать лет были самыми важными для будущего развития современной чешской арт-сцены. СВУ Манес взял под свое крыло живопись, скульптуру и архитектуру. Эта идея была отражена в их эмблеме из трех щитов, представляющих три формы искусства. Цели СВУ Манес в основном основывались на старой идее патриотизма с аллегорическими картинами из чешской истории, но вскоре они перешли к современному искусству и его притоку в Богемию. Одним из главных отличий от соседних групп, таких как Мюнхенский и Венский Сецессион, была их постоянная борьба с пангерманизмом . Одним из отличий от польской группы Sztuka была открытость SVU Manes к международной арт-сцене.

Инфраструктура

[ редактировать ]

В период с 1887 по 1899 год СВУ Манес насчитывало в среднем около 300 членов. Это была крупная организация для пражской среды и сепаратистской группы. Его первым избранным президентом был художник и иллюстратор Миколаш Алеш (Алеш иллюстрировал старочешские рукописи и был провозглашен критиками наивным, но СВУ Манес поддержал его и вручил ему диплом). Алеш, который был на двадцать лет старше остальных участников, обладал сильными лидерскими и организаторскими способностями. Вместе со скульптором, главным покровителем и главным организатором СВУ Манес Станиславом Сухардой они сформировали сильное лидерство. Редакционный совет избирался ежегодно. Первыми наиболее влиятельными редакторами были художник Карел Витезслав и художник и рисовальщик Ян Прейслер . Вероятно, самую важную роль в СВУ Манес сыграл Франтишек Ксавер Шалда , журналист и искусствовед.

Известные участники

[ редактировать ]
Выставка 2012 года в Манесе.

Эволюция отделения в Праге

[ редактировать ]

СВУ Манес восстал против старой и жесткой системы художественных выставок, художественной политики и пангерманизма искусства в Чехии. Многочисленные мероприятия помогли патриотическому СВУ Манес добиться успеха перед их первой выставкой в ​​1898 году.

  • Юбилейная выставка Юбилейная выставка в Праге 1891 года включала художественную выставку.
  • В 1893 году была создана студенческая политическая партия «Омладина» («Молодежь»), стремившаяся к автономии от Империи.
  • В 1893 году чешские художники опубликовали петицию в обычных газетах. Они обратились к гражданам с призывом поддержать чешское искусство заказами и посещением выставок чешского искусства.
  • В 1895 году был опубликован «Манифест чешского модернизма», подписанный главным образом писателями и критиками (в том числе Ф. С. Шалдой). Он провозгласил нейтралитет в политике и гуманистические идеалы. Их интересовала история Чехии, вопросы феминизма и индивидуализма, даже в политике. Манес был их прекрасным примером.
  • Книга Томаша Гаррига Масарика (будущего первого президента Чехословакии ) Česká otázka (Чешский вопрос), в центре внимания которой было развитие нации, основанное на гуманистических принципах, решении социальных проблем и антисемитизме . Масарик сравнил чешскую историю с мировой исторической эволюцией.
  • На первой чешской художественной выставке в салоне Топич был представлен рекламный плакат Виктора Оливы, который стал первым богемным плакатом, выставленным на международном уровне.
  • В 1897 году в Рудольфинуме (аналог парижского Салона) было выставлено 950 произведений искусства и получены насмешливые отзывы о безвкусной и переполненной инсталляции.
  • В 1898 году декреты о чешском языке (попытка сделать чешский язык равным немецкому) достигли апогея с победой чехов. Австрийское правительство в Праге пало. Национальный праздник был виден на ежегодной выставке Немецкого союза художников, пытавшегося выставить картину Франца фон Ленбаха Теодора Моммзена . Моммзен был немецким историком, которого чешская общественность считала великим шовинистом. Реакция чешской публики на эту картину привела к удалению картины в целях ее защиты. За этим последовал в газетах призыв к художникам выйти из Немецкого художественного союза и бойкотировать эту выставку.
  • В 1898 году СВУ Манес провел свою первую групповую выставку.

Важные выставки

[ редактировать ]

В 1897 году СВУ Манес открыл свою первую предварительную выставку конкурирующих плакатов. Они были разработаны для его первой выставки в следующем году.

Первая выставка СВУ Манеса прошла с 5 февраля по 5 марта 1898 года в салоне Топич (коммерческая галерея в центре) в Праге. Этой выставкой СВУ Манес провозгласило свое отделение. Тридцать участников из восьмидесяти участников с пейзажами, доминирующими в шоу. Инсталляция была аналогична инсталляции в Рудольфинуме, но работ было отобрано гораздо меньше.

3 ноября в том же месте прошла еще одна выставка, на которой были представлены пятьдесят работ художников Йожи Упрки , Франтишека Билека, Зденки Браунеровой , Антонина Худечека и Антонина Славичека . Благодаря этой выставке члены отказались от Рудольфинума как от выставочного общества и направились к своему выставочному зданию. Эта выставка открылась одновременно с подготовкой первой выставки Венского Сецессиона, с которой у них были конкурентные отношения. Выставка СВУ Манес привлекла членов венского общества, которые предложили чешским художникам участие в выставке в Вене. Франтишек Билек согласился, а Станислав Сухарда отказался от проведения независимого чешского шоу в Вене.

В 1899 году СВУ Манес начал организовывать передвижные выставки в других городах Чехии и Моравии для повышения осведомленности общественности.

В 1900 году СВУ Манес выставлялся в венском Кюнстлерхаусе.

Также в 1900 году СВУ Манес открыл свою третью выставку, на которой в салоне Топича было показано шестьдесят работ. КУ Министериум поддержал это шоу. Он гастролировал по Брно и Вене, получив больше признания на своей родине как конкурент Рудольфинума, но принес новую аудиторию и признание в международной прессе. Среди художников-экспонентов были Ян Прейслер с его «Ветром и бризом» , Франтишек Билек, вызвавший удивление, и Франтишек Купка . После этой выставки Антонин Славичек и Максимилиан Швабинский ( «Бедная страна ») были приглашены в галерею Митке в Вене, и Швабинский стал самым экспортируемым богемным художником. Впервые на выставке СВУ Манес дизайнером стал архитектор Ян Котера, который сосредоточил внимание на простоте и чистоте живописи, скульптуры и гравюр. Это отличалось от перенаселенности Рудольфинума и чрезмерного украшения Венского Сецессиона. Скульптуры предназначались не для украшения, а устанавливались как самостоятельные произведения искусства.

В 1902 году СВУ Манес выставлялся в Хагенбунде, который стал его частым хозяином.

После посещения парижской выставки 1900 года Альфонс Муха и Йозеф Маржатка пригласили скульптора Огюста Родена выставить свои работы в Праге. Это мероприятие состоялось в новом выставочном здании Манеса, павильоне Манеса, построенном в 1902 году по проекту Яна Котеры . Котера воплотил в жизнь идею рая: каждая скульптура представлена ​​в своем собственном пространстве, не конкурируя с другими, с полами, покрытыми гравием, и кустарниками, расширяющими тему сада. Эта выставка полностью затмила Рудольфинум, сделав СВУ Манес главной выставочной организацией в Богемии. Выставка также повысила интерес общественности к зарубежному искусству. Роден оказал влияние на таких художников, как Сухарда, Ладислав Шалун и Богумил Кафка . Это шоу имело политическую основу: чешские интеллектуалы смотрели на Францию, апеллируя к французской республиканской свободе творчества. Роден показал восемьдесят скульптур и семьдесят рисунков. Его скульптуры, раскрывающие интимные детали тела, сексуальность и психологическое выражение, были новинкой для Праги. Художники и критики считали его гением, призывая чешских художников следовать его путем, глядя на себя. Эта выставка оказала дальнейшее влияние на Австрию и Германию. После Праги Роден привез некоторые из своих произведений в Вену. Эта выставка сделала Прагу международным выставочным городом.

После выставки Родена СВУ Манес представил ретроспективу современной французской живописи «Наби», которых чешские художники знали с 1890-х годов по парижским визитам за свободу формы и целенаправленные эксперименты.

Другая выставка представила работы Миколаша Алеша, Худечека и французскую графику.

Последней выставкой в ​​этом году стала выездная выставка в Кракове, организованная Sztuka. Среди 132 чешских художников, выставившихся там, были Франтишек Билек, Сухарда, Кафка, Шалоун, Йожа Упрка, Максимилиан Швабинский, Алоис Кальвода, Антонин Славичек, Франтишек Купка и другие.

Похожая выставка открылась в 1903 году в павильоне Манеса, посвященная чешскому художественному производству, за которой последовала ретроспектива Йозефа Манеса. Он был единственным несовременным художником, выставленным в СВУ Манес.

Выставка Ворпсведе продолжила интерес СВУ Манеса к международной арт-сцене наряду с еще одной выставкой хорватского современного искусства, организованной «Ассоциацией искусств».

Возвращаясь на отечественную арт-сцену, СВУ Манес провел ретроспективу Йожи Упрки.

Члены SVU Manes провели свою первую групповую выставку в новом здании, за которой последовала групповая выставка Антонина Славичека, Богумила Кафки, Йозефа Маржатки, Станислава Сухарды и Ладислава Шалоуна.

СВУ Манес представил выставку Эдварда Мунка .

После выставки Мунка была еще одна групповая выставка, а затем выставка Т. Ф. Симона.

Зимой 1905–06 годов СВУ Манес принимал датских художников.

1906 год принес выставку Н. К. Рериха вместе с Франсиско Гойей и еще одного участника выставки.

В следующем году Анри ле Сиданер вместе с Луи Дежаном выставлялся. После этого французский импрессионизм занял павильон Манес.

Члены и архитекторы основали Sdružení Architektů Mánese [Ассоциацию архитекторов Манеса], которая год спустя начала издавать свой журнал Styl [Стиль], посвященный современному искусству и дизайну.

На рубеже 1907 и 1908 годов английские офорты прибыли в Прагу под эгидой СВУ Манес.

Огюст Роден вместе с Людвигом против. Хофманн выставлялся в 1908 году, после чего состоялась групповая выставка СВУ Манеса.

Эмиль Бернар; Э. А. Бурдель; Групповая выставка СВУ Манеса состоялась в 1909 году.

В 1910 году СВУ Манес представил групповую выставку эскизов: «Независимые»; Соловей; Аксель Геллен-Келлела; Жевать; и шведское искусство.

Влияние Шоу Мунка

[ редактировать ]

Когда СВУ Манес представил Эдварда Мунка, публика была шокирована. Этот художник оказал огромное влияние на дальнейшее развитие современного искусства в Богемии. Ни одно другое шоу не разделило чешских артистов так сильно. Сообщество художников разделилось на два враждебных лагеря. В 1907 году восемь студентов-художников сформировали «Осму» («Восемь»), посчитав СВУ Манес слишком провинциальным.

FX Šalda был единственным критиком, который согласился с новой группой. Двумя основными членами Osma были Богумил Кубишта и Эмиль Филла. Кубишта ответил « Ночью любви» в 1908 году, а Филла — «Читателем Достоевского» в 1907 году. Ян Прейслер был единственным членом SVU Manes, который ответил Мунк своей картиной «Женщина у озера» , однако после резкой критики он отказался от этого стиля. Критика творчества Прейслера еще больше разозлила Осму.

1912–1914: кубистский раскол.

[ редактировать ]

В 1912 году СВУ Манес раскололся вслед за кубистской художественной сценой в Париже: монмартрским кубизмом Пабло Пикассо и Жоржа Брака и секцией д'Ор кубизма под руководством Альберта Глейзеса и Жана Метцингера . Ключевыми последователями монмартрского кубизма в Праге были художники Эмиль Филла и Отто Гутфройнд , а ядро ​​противоположного лагеря было создано вокруг братьев Чапек. Богемские кубисты сочетали кубизм с экспрессионизмом , некоторые с футуризмом , орфизмом и лучизмом , в то время как другие концентрировались на национальных или экзистенциальных темах. Художники под влиянием монмартрского кубизма основали Skupina výtvarných umelců [Группу художников].

бесплатных направлений Журнал

[ редактировать ]

Свободные Free Currentsтоки [ 3 ] был журналом СВУ Манес, впервые опубликованным в 1896 году. Поначалу ассоциация ориентировала свой журнал в основном на литературу, еще одну движущую силу чешского сепаратистского движения. Члены ассоциации соревновались на ее страницах. Журнал работал как Gesamtkunstwerk [тотальное произведение искусства]. Редакция также включила информацию о международной и отечественной арт-сцене и художественной критике.

В 1902 году стали появляться конструкции инсталляций. По содержанию и форме журнал конкурировал главным образом с Ver Sacrum Венского сецессиона. На тот момент его основной целью было продвижение чешского искусства, а также представление и комментарии о международной художественной сцене. Первоначально его финансирование поступило от членов. Главными редакторами были Войтех Прейслер и Арношт Хофбауэр. «Вольне смэри» достигла широкой публики, и ее освещение было лучше, чем у его основного конкурента, журнала Moderní revue [Modern Review]. Другими конкурирующими чешскими журналами в то время были: L'Art , L'Art et industrie , Gazette des Beaux-Arts , Revue des Arts Decoratifs , La Plume , L'Art et les Artistes , The Art Любительское , Art Journal , Art Pictorial. и Индастриал , Студия , Formenschatz , Декоративное искусство , Die Kunst , Deutsche Kunst und Dekoration , Kunst und Handwerk , Skulpturenschatz , Zeitschrift für Bildende Kunst и Die Graphischen Kunste . Во втором томе 1897 года специальный выпуск был посвящен художнику-краеведу Упрке.

Год спустя Котера опубликовал эссе, призывающее граждан Чехии думать самостоятельно, глядя на искусство и архитектуру. Он заявил, что чешское искусство и архитектура должны быть чешскими, с чешской формой, с использованием местных материалов и технологий. Форма должна отражать современность и не должна имитировать зарубежное искусство и архитектуру. Котера использовал в своем эссе универсальный и прагматичный тон, не давая определения чешской формы. Открытые дебаты в Volné směry и других журналах обсуждали запланированное разрушение исторического центра Праги.

В 1899 году специальный выпуск был посвящен скульптору-символисту Франтишеку Билеку. В том же году Котера стал одним из главных редакторов и профессором Университета архитектуры и прикладного искусства в Праге. Он учился непосредственно у Отто Вагнера в Вене. На рубеже веков для венской публики впервые был выпущен специальный выпуск, посвященный Третьей выставке СВУ Манес. Выставку Родена сопровождал специальный двойной выпуск, посвященный скульптору, в 1901 году, за год до ее открытия. К 1903 году журнал занял удобное финансовое положение, имея около 1800 подписчиков.

Павильон Манес

[ редактировать ]

В 1902 году Котера спроектировал павильон Манеса для выставки Родена. Это должно было быть лишь временное здание, возведенное за четыре недели. Павильон был функциональным и гибким. Освещенный сверху, он имел подвижные стены, а Карел Шпиллар украсил его патриотической славянской деревянной перемычкой и аллегорической мозаикой. Манес использовал ее до 1914 года. Она располагалась недалеко от центра города, недалеко от места, где пражские власти хотели построить современную галерею.

  1. Реставрация Манеса направлена ​​​​на возвращение былой славы функционалистской галереи. Автор Ян Уиллоуби, czechposition.com, 12 января 2012 г. Проверено 24 мая 2013 г. Архивировано здесь.
  2. ^ «СВУ Манес» . 17 декабря 2014 г. Архивировано из оригинала 17 декабря 2014 г. Проверено 8 августа 2023 г.
  3. ^ «Бесплатные маршруты — Просмотр по названию — Коллекция Princeton Blue Mountain» . bluemountain.princeton.edu . Проверено 22 апреля 2024 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Элизабет Клегг (2006). Искусство, дизайн и архитектура в Центральной Европе, 1890-1920 гг . Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-11120-0 .
  • Кшиштофович-Козаковска, Стефани. «Штука – Винерский Сецессион – Манес. Центральноевропейский художественный треугольник». Артибус и истории 53 (2006): 217–259.
  • Лахода, Войтех, Махулена Неслехова, Мария Платовска, Ростислав Свача и Ленка Быдзовска, ред. История чешского изобразительного искусства (IV/1, IV/2) 1890-1938 гг . Прага: Институт истории искусств AV CR Academia, 1998.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c64cbc554f5e436318d248ff2a104bf2__1713818040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c6/f2/c64cbc554f5e436318d248ff2a104bf2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mánes Union of Fine Arts - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)