Альфонс Муха
Альфонс Муха | |
---|---|
![]() Муха в своей мастерской ( ок. 1899 г. ) | |
Рожденный | Альфонс Мария Муха 24 июля 1860 г. |
Умер | 14 июля 1939 г. | (78 лет)
Образование | Мюнхенская академия изящных искусств Джулиан Академия Академия Коларосси |
Известный | Живопись, иллюстрация, декоративное искусство, архитектура |
Заметная работа | Славянский эпос |
Движение | Модерн |
Награды | Почетного легиона (Франция), кавалер ордена Франца-Иосифа I (Австрия). |
Подпись | |
![]() |
Альфонс Мария Муха [1] [2] ( Чешский: [alfons ˈmuxa] ; 24 июля 1860 г. - 14 июля 1939 г.), [3] известный во всем мире как Альфонс Муха , был чешским художником, иллюстратором и графиком. Живя в Париже в период модерна , он был широко известен своими отчетливо стилизованными и декоративными театральными плакатами, особенно с Сарой Бернар . [4] Он создавал иллюстрации, рекламу, декоративные панно, а также рисунки, которые стали одними из самых известных изображений того периода. [5]
Во второй половине своей карьеры, в возрасте 57 лет, он вернулся на родину и посвятил себя серии из двадцати монументальных символистских полотен, известных как «Славянская эпопея» , изображающих историю всех славянских народов мира. [3] которую он писал между 1912 и 1926 годами. В 1928 году, к 10-летию независимости Чехословакии , он подарил серию чешскому народу. Он считал это своей самой важной работой.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Муха родился 24 июля 1860 года в небольшом городке Иванчице на юге Моравии . [6] тогда провинция Австрийской империи (ныне регион Чехии). [7] Его семья имела очень скромный доход; его отец Ондржей был судебным приставом, а мать Амалия была дочерью мельника. [8] Альфонс был старшим из шести детей, имена всех которых начинались на букву «А». [9]
Альфонс рано проявил талант к рисованию; местный торговец, впечатленный его работой, подарил ему бумагу, которая в то время была предметом роскоши. [8] В дошкольном периоде он рисовал исключительно левой рукой. У него был музыкальный талант: он был певцом- альтистом и скрипачом. После окончания Volksschule он хотел продолжить учебу, но его семья не могла ее финансировать, поскольку они уже финансировали учебу трех его сводных братьев и сестер. [9]
Учитель музыки отправил его к Павлу Кржижковскому , хормейстеру аббатства Святого Фомы в Брно , чтобы его приняли в хор и чтобы монастырь финансировал его обучение. Кржижовский был впечатлен его талантом, но не смог его признать и профинансировать, так как только что принял другого талантливого молодого музыканта, Леоша Яначека . [9]
Кржижовский отправил его к хормейстеру собора Св. Петра и Павла , [9] который принял его в качестве певчего и профинансировал его обучение в гимназии в Брно, где он получил среднее образование. [10] После того, как у него сломался голос , он отказался от должности хориста, но играл во время месс как скрипач. [9]
Он стал глубоко религиозным и позже писал: «Для меня понятия живописи, посещения церкви и музыки настолько тесно связаны, что часто я не могу решить, нравится ли мне церковь за ее музыку или музыка за ее место в тайне, которая оно сопровождает». Он вырос в среде сильного чешского национализма во всех видах искусства, от музыки до литературы и живописи. Он оформлял листовки и плакаты для патриотических митингов. [11]
Его певческие способности позволили ему продолжить музыкальное образование в Гимназии Брно в столице Моравии Брно, но его истинной целью было стать артистом. Он нашел работу, создавая театральные декорации и другие декорации. В 1878 году он подал заявление в Академию художеств в Праге , но получил отказ и посоветовал «найти другую карьеру». В 1880 году, в возрасте 19 лет, он отправился в Вену , политическую и культурную столицу Империи, и устроился на работу учеником художника-декоратора в компании, производившей декорации для венских театров. Находясь в Вене, он открыл для себя музеи, церкви, дворцы и особенно театры, в которые получил бесплатные билеты от своего работодателя. [11] Он также открыл для себя Ганса Макарта , очень выдающегося академического художника, который создавал фрески для многих дворцов и правительственных зданий в Вене, а также был мастером портретов и исторических картин большого формата. Его стиль повернул Муху в этом художественном направлении и повлиял на его более позднее творчество. [12] Он начал экспериментировать с фотографией, которая стала важным инструментом в его более поздней работе. [13]
К его несчастью, страшный пожар 1881 года уничтожил Рингтеатр , главного клиента его фирмы. Позже, в 1881 году, почти без средств, он сел на поезд настолько далеко на север, насколько позволяли его деньги. Он прибыл в Микулов на юге Моравии и начал делать портреты, декоративное искусство и надписи для надгробий. [14] Его работа была оценена по достоинству, и граф Эдуард Хуэн Беласи, местный землевладелец и дворянин, поручил ему нарисовать серию фресок для своей резиденции в замке Эммахоф, а затем в доме своих предков в Тироле , замке Гандегг. Картины в Эммахофе были уничтожены пожаром в 1948 году, но существуют его ранние версии небольшого формата (сейчас выставлены в музее в Брно). Он продемонстрировал свое мастерство в изображении мифологических тем, женских форм и пышных растительных украшений. Белази, который также был художником-любителем, брал Муху в экспедиции для знакомства с искусством в Венеции, Флоренции и Милане и знакомил его со многими художниками, в том числе со знаменитым баварским художником-романтиком Вильгельмом Краем , жившим в Мюнхене . [ нужна ссылка ]
Мюнхен
[ редактировать ]
Граф Белази решил привезти Муху в Мюнхен для формального обучения и оплатил его обучение и расходы на проживание в Мюнхенской академии изящных искусств . Он переехал туда в сентябре 1885 года. [12] [14] Неясно, как на самом деле Муха учился в Мюнхенской академии; нет никаких записей о том, что он был зачислен туда в качестве студента. Тем не менее, он подружился там со многими известными славянскими художниками, в том числе с чехами Карелом Витезславом Машеком и Людеком Марольдом , а также с русским Леонидом Пастернаком , отцом известного поэта и романиста Бориса Пастернака . [15]
Он основал чешский студенческий клуб и публиковал политические иллюстрации для националистических изданий в Праге. В 1886 году он получил заметный заказ на картину чешских святых покровителей Кирилла и Мефодия от группы чешских эмигрантов, включая некоторых из его родственников, которые основали римско-католическую церковь в городе Писек, Северная Дакота . [16] Он был очень доволен художественной средой Мюнхена: он писал друзьям: «Вот я в своей новой стихии — живописи. Я пересекаю всевозможные течения, но без усилий и даже с радостью. Здесь впервые Я могу найти цели, которые раньше казались недостижимыми». Однако он обнаружил, что не может оставаться в Мюнхене навсегда; власти Баварии ввели все более строгие ограничения для иностранных студентов и резидентов. Граф Белази предложил ему поехать либо в Рим, либо в Париж. При финансовой поддержке Беласи он решил в 1887 году переехать в Париж. [17]
Учеба и первый успех в Париже
[ редактировать ]Муха переехал в Париж в 1888 году, где поступил в Академию Жюлиана. [18] и в следующем, 1889 году, Академия Коларосси . В двух школах преподавали самые разные стили. Его первыми профессорами в Академии Жюлиана были Жюль Лефевр , который специализировался на женских обнаженных телах и аллегорических картинах, и Жан-Поль Лоран , специализацией которого были исторические и религиозные картины в реалистическом и драматическом стиле. В конце 1889 года, когда ему исполнилось тридцать, его покровитель граф Беласи решил, что Муха получил достаточно образования, и прекратил его субсидии. [19]
Приехав в Париж, Муха нашел приют у многочисленной славянской общины. Он жил в пансионе под названием «Кремери» на улице Гранд Шомьер, 13, владелица которого, Шарлотта Карон, была известна тем, что приютила борющихся художников; при необходимости она принимала картины или рисунки вместо арендной платы. Муха решил пойти по пути другого чешского художника, которого он знал по Мюнхену, Людека Марольда , сделавшего успешную карьеру иллюстратора журналов. В 1890 и 1891 годах он начал иллюстрировать еженедельный журнал La Vie populaire , в котором романы публиковались еженедельными сегментами. Его иллюстрация к роману Ги де Мопассана « Бесполезная красота » была на обложке издания от 22 мая 1890 года. Он также делал иллюстрации для Le Petit Français Illustré , которая публиковала рассказы для молодежи как в журнальной, так и в книжной форме. Для этого журнала он предоставил драматические сцены сражений и других исторических событий, в том числе иллюстрацию на обложке сцены из Франко-прусская война , состоявшаяся 23 января 1892 года. [20]
Его иллюстрации стали приносить ему регулярный доход. Он смог купить фисгармонию, чтобы продолжить свои музыкальные интересы, и свою первую камеру, в которой использовались стеклянные негативы. Он фотографировал себя и своих друзей, а также регулярно использовал их для составления своих рисунков. [21] Он подружился с Полем Гогеном и делил с ним студию какое-то время, когда Гоген вернулся с Таити летом 1893 года. Поздней осенью 1894 года он также подружился с драматургом Августом Стриндбергом , с которым у него были общие интересы в области творчества. философия и мистика. [21]
Его журнальные иллюстрации привели к книжной иллюстрации; ему было поручено предоставить иллюстрации к «Сценам и эпизодам немецкой истории» историка Чарльза Сейнобоса . Четыре его иллюстрации, в том числе одна, изображающая смерть Фредерика Барбароссы , были выбраны для показа на Парижском Салоне художников 1894 года. Он получил почетную медаль, что стало его первым официальным признанием. [20]
В начале 1890-х годов у Муха появился еще один важный клиент; Центральная библиотека изящных искусств, специализировавшаяся на издании книг об искусстве, архитектуре и декоративном искусстве. Позже в 1897 году он запустил новый журнал под названием Art et Decoration , который сыграл раннюю и важную роль в пропаганде стиля модерн . Он продолжал публиковать иллюстрации для других своих клиентов, в том числе иллюстрировал детский сборник стихов Эжена Мануэля и иллюстрации для журнала театрального искусства под названием La Costum au théâtre . [ нужна ссылка ]
Сара Бернар и Жисмонда
[ редактировать ]
В конце 1894 года его карьера сделала резкий и неожиданный поворот, когда он начал работать у французской актрисы театра Сары Бернар . Как позже описал Муха, 26 декабря Бернхардт позвонил Морису де Брунгофу, менеджеру издательской фирмы «Лемерсье», печатавшей ее театральные афиши, и заказал новый афишу для продолжения пьесы « Жисмонда» . Спектакль Викторьена Сарду уже с большим успехом открылся 31 октября 1894 года в Театре Возрождения на бульваре Сен-Мартен. Бернхардт решил сделать плакат, рекламирующий продление спектакля после рождественских каникул, настаивая на том, чтобы он был готов к 1 января 1895 года. Из-за праздников ни один из постоянных артистов Лемерсье не был доступен. [20]
Когда Бернхардт позвонил, Муха оказался в издательстве и корректировал корректуру. У него уже был опыт рисования Бернхардта; он сделал серию иллюстраций с ее игрой в «Клеопатре» для «Театрального костюма» в 1890 году. Когда в октябре 1894 года открылась «Жисмонда» поручил Мухе , журнал Le Gaulois сделать серию иллюстраций Бернар в роли для особого случая. Рождественское приложение, которое было опубликовано на Рождество 1894 года по высокой цене в пятьдесят сантимов за экземпляр. [22]
Брунхофф попросил Муху быстро разработать новый плакат для Бернхардта. Плакат был больше, чем в натуральную величину; высотой чуть более двух метров, с Бернар в костюме византийской дворянки, одетой в головной убор из орхидей и палантин с цветочным рисунком и держащей пальмовую ветвь в пасхальной процессии ближе к концу пьесы. Одной из новаторских особенностей плакатов была богато украшенная арка в форме радуги за головой, почти как нимб, которая акцентировала внимание на ее лице; эта особенность появилась во всех его будущих театральных афишах. Вероятно, из-за нехватки времени некоторые участки фона остались пустыми, без привычного ему оформления. Единственным фоновым украшением была византийская мозаика за ее головой. Плакат отличался чрезвычайно тонким мастерством рисунка и нежными пастельными тонами, в отличие от типичных ярких плакатов того времени. Верх афиши, вместе с заголовком, был богато составлен и орнаментирован, и уравновешивал низ, где в максимально краткой форме была дана основная информация: только название театра. [23]
Плакат появился на улицах Парижа 1 января 1895 года и сразу произвел фурор. Бернхардт был доволен реакцией; она заказала четыре тысячи экземпляров плаката в 1895 и 1896 годах и дала Мухе шестилетний контракт на производство большего количества. Расклеив плакаты по всему городу, Муха неожиданно стал знаменитым. [24] [25] [26]
Вслед за Жисмондой Бернхардт переключился на другого печатника, Ф. Шампенуа, который, как и Муха, был привлечен к работе с Бернхардтом по контракту на шесть лет. У Шампенуа была большая типография на бульваре Сен-Мишель, в которой работало триста рабочих и было двадцать паровых прессов. Он дал Мухе щедрую ежемесячную зарплату в обмен на права публиковать все его произведения. Благодаря возросшему доходу Муха смог переехать в квартиру с тремя спальнями и большой студией внутри большого исторического дома на улице Валь -де-Грас , 6, первоначально построенного Франсуа Мансаром . [27] [28]
Муха создавал плакаты для каждой последующей пьесы Бернар, начиная с репризы одного из ее первых больших успехов, «Дамы с камелиями» (сентябрь 1896 г.), за которой следовал Лорензаччо (1896 г.); Медея (1898 г.); «Тоска» (1898 г.) и «Гамлет» (1899 г.). Иногда он работал с фотографиями Бернхардта, как он это делал для «Ла Тоски» . Помимо афиш, он оформлял для Бернхардта театральные программы, декорации, костюмы и украшения. Предприимчивый Бернхардт отложил определенное количество печатных плакатов каждой пьесы для продажи коллекционерам. [29]
- Сара Бернар в костюме Жисмонды , фотография Теобольда Шартрана (1896 г.)
- Дама с камелиями (1896)
- Бернхардт в мужской роли Лорензаччо (1896)
- Афиша театрального вечера в честь Сары Бернар (1896 г.)
- Тоска (1898)
- Медея (1898)
- В роли Гамлета (1899)
Коммерческое искусство и плакаты
[ редактировать ]Успех плакатов Бернхардта принес Мухе комиссионные на рекламные плакаты. Он разработал плакаты для сигаретной бумаги JOB , шампанского Ruinart, печенья Lefèvre-Utile, детского питания Nestlé, идеального шоколада, пива Мааса, шампанского Moët-Chandon, бренди Trappestine, а также велосипедов Waverly и Perfect. [30] Вместе с Шампенуа он также создал новый вид продукта — декоративное панно, плакат без текста, предназначенный исключительно для украшения. Они были изданы большими тиражами за скромную цену. Первой серией была «Времена года» , опубликованная в 1896 году, изображающая четырех разных женщин в чрезвычайно декоративных цветочных декорациях, символизирующих времена года. индивидуальное декоративное панно с изображением молодой женщины в цветочном декоре под названием « Грезость» В 1897 году он изготовил для Шампенуа . Он также разработал календарь с женской головой, окруженной знаками зодиака. Права были перепроданы Леону Дешаму , редактору журнала об искусстве La Plume , который выпустил его с большим успехом в 1897 году. За серией «Времена года» последовали «Цветы» , «Искусство» (1898), «Время дня» (1899), «Драгоценные камни» (1900 г.) и «Луна и звезды» (1902 г.). [31] Между 1896 и 1904 годами Муха создал более ста дизайнов плакатов для Шампенуа. Они продавались в различных форматах: от дорогих версий, напечатанных на японской бумаге или пергаменте, до менее дорогих версий, сочетающих в себе несколько изображений, до календарей и открыток. [32]
Его плакаты почти полностью были сосредоточены на красивых женщинах в роскошной обстановке с волосами, обычно вьющимися арабесками и заполняющими рамку. На его плакате с изображением железнодорожной линии между Парижем и Монако-Монте-Карло (1897 г.) не был изображен поезд или какая-либо опознаваемая сцена Монако или Монте-Карло; на нем была изображена красивая молодая женщина в своего рода задумчивости, окруженная кружащимися цветочными изображениями, напоминающими вращающиеся колеса поезда. [33]
Слава его плакатов привела к успеху в мире искусства; Дешам пригласил его показать свои работы на выставке Salon des Cent в 1896 году, а затем, в 1897 году, провести в той же галерее большую ретроспективу, на которой было показано 448 работ. Журнал La Plume выпустил специальный выпуск, посвященный его творчеству, а его выставка побывала в Вене, Праге, Мюнхене, Брюсселе, Лондоне и Нью-Йорке, что принесло ему международную репутацию. [34]
- Железнодорожный плакат, рекламирующий путешествие в Монако и Монте-Карло (1897 г.)
- Зодиакальный календарь для Ла Плюма (1897 г.)
- Плакат сигаретной бумаги JOB (1898 г.)
- Дизайн обложки журнала La Plume (1898 г.)
- Моэт и Шандон Креман Империал (1899)
Декоративные панели
[ редактировать ]- Муха работает над плакатом для издательства Кассан (1896 г.)
- Декоративное панно из цикла "Времена года - Лето " (1896 г.)
- Времена года - Весна (1897)
- Мечтательность , плакат для издательства Шампенуа (1897)
- Искусство - Живопись (1898)
- Искусство - танец (1898)
- Цветы - Лилия (1898)
- Цветы - Роза (1898)
- Луна , 1902 год.
1900 Парижская универсальная выставка
[ редактировать ]Парижская универсальная выставка 1900 года , известная как первая грандиозная выставка модерна , дала Мухе возможность двигаться в совершенно другом направлении, к масштабным историческим картинам, которыми он восхищался в Вене. Это также позволило ему выразить свой чешский патриотизм. Его иностранное имя вызвало много спекуляций во французской прессе, что его огорчило. За него вступилась Сара Бернар, заявившая в газете La France, что Муха был «чехом из Моравии не только по рождению и происхождению, но и по чувствам, по убеждениям и по патриотизму». [34] Он обратился к австрийскому правительству и получил заказ на создание фресок для павильона Боснии и Герцеговины на выставке. В этом павильоне были представлены образцы промышленности, сельского хозяйства и культуры этих провинций, которые в 1878 году по Берлинскому договору были отняты у Турции и переданы под опеку Австрии. Временное здание, построенное для выставки, имело три больших двухуровневых зала с потолками высотой более двенадцати метров и естественным освещением из мансардных окон. Опыт театральных декораций дал ему возможность за короткий промежуток времени писать масштабные картины. [35]
Первоначальная концепция Мухи представляла собой группу фресок, изображающих страдания славянского населения региона, вызванные оккупацией иностранных держав. Спонсоры выставки, австрийское правительство, новый оккупант региона, заявили, что это немного пессимистично для Всемирной выставки. Он изменил свой проект, чтобы изобразить будущее общество на Балканах, где католики, православные христиане и мусульмане жили в гармонии друг с другом; это было принято, и он приступил к работе. Муха немедленно отправился на Балканы, чтобы сделать зарисовки балканских костюмов, церемоний и архитектуры, которые он воплотил в своей новой работе. Его украшение включало одну большую аллегорическую картину « Босния предлагает свои продукты Всемирной выставке» , а также дополнительный набор фресок на трех стенах, показывающий историю и культурное развитие региона. Он осторожно включил несколько изображений страданий боснийцев под иностранным правлением, которые появляются в арочной полосе в верхней части фрески. [36] Как и в театральной работе, он часто фотографировал позирующих моделей и рисовал с них, упрощая формы. Хотя в работе изображены драматические события, общее впечатление от работы было безмятежным и гармоничным. [35] Помимо фресок, Муха также разработал меню для ресторана павильона «Босния». [37]
Его работы во многих формах были представлены на выставке. Он разработал плакаты для официального участия Австрии в выставке, меню для ресторана боснийского павильона и меню для официального банкета-открытия. Он производил экспозиции для ювелира Жоржа Фуке и производителя парфюмерии Houbigant со статуэтками и панно с изображениями женщин, изображающими ароматы розы, флердоранжа, фиалки и лютика. Его более серьезные художественные работы, в том числе рисунки для Le Pater , были показаны в Австрийском павильоне и в австрийской части Гран-Пале . [38]
За свою работу на выставке он был удостоен звания кавалера ордена Франца-Иосифа от австрийского правительства и ордена Почетного легиона от французского правительства. В ходе выставки Муха предложил еще один необычный проект. Французское правительство планировало снести Эйфелеву башню , построенную специально для выставки, как только выставка закончится. Муха предложил после выставки заменить верхушку башни скульптурным памятником человечеству, построенным на постаменте. Башня оказалась популярной как среди туристов, так и среди парижан, и Эйфелева башня сохранилась после окончания выставки. [35]
- Сцена из оформления павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже 1900 года , ныне находится в музее Пти-Пале в Париже (1900 год).
- Изображение из фрески павильона Боснии, ныне находящегося в Пти-Пале (1900 г.)
- Меню, разработанное Мухой для ресторана павильона Боснии на Парижской универсальной выставке 1900 года.
Ювелирные изделия и сотрудничество с Фуке
[ редактировать ]Среди многих интересов Мухи были ювелирные изделия. Его книга 1902 года «Documents Decoratifs » содержала пластины со сложными рисунками брошей и других изделий с закрученными арабесками и растительными формами, с инкрустациями эмали и цветными камнями. В 1899 году он сотрудничал с ювелиром Жоржем Фуке, чтобы сделать для Сары Бернар браслет в форме змеи, сделанный из золота и эмали, похожий на бижутерию, которую Бернар носил в Медее . По словам Иржи Мухи , этот браслет был создан, чтобы скрыть артритное запястье Бернхардта. Спиральный дизайн змеи — отсылка к извилистому стилю живописи Мухи в стиле модерн . [39] Подвеска «Каскад», созданная Мухой для Фуке (1900 г.), имеет форму водопада, состоящего из золота, эмали, опалов, крошечных бриллиантов, пайонов и жемчужины барокко или деформированной жемчужины. После выставки 1900 года Фуке решил открыть новый магазин на улице Рю Рояль, 6, через дорогу от ресторана Maxim's. Он попросил Муху спроектировать интерьер. [40]
Центральным элементом дизайна стали два павлина, традиционный символ роскоши, выполненные из бронзы и дерева с декором из цветного стекла. Сбоку находился фонтан в форме ракушки с тремя горгульями, льющими воду в чаши, окружавшими статую обнаженной женщины. Салон был дополнительно украшен резной лепниной и витражами, тонкими колоннами с растительным орнаментом, а потолок - лепными цветочными и растительными элементами. Это ознаменовало собой вершину художественного оформления в стиле модерн. [41]
Салон открылся в 1901 году, когда вкусы начали меняться: от модерна к более натуралистическим моделям. В 1923 году его разобрали и заменили магазином более традиционной конструкции. К счастью, большая часть оригинального декора сохранилась и была подарена в 1914 и 1949 годах музею Карнавале в Париже, где его можно увидеть и сегодня. [42]
- Ювелирные изделия Мухи в Documents Decoratifs (1901 г.)
- Подвеска «Каскад», созданная Альфонсом Мухой для ювелиров Фуке (1900, Музей Пти-Пале, Париж)
- Ювелирный магазин Жоржа Фуке , созданный Мухой (1901 г.)
- Деталь украшения ювелирного магазина
Документы, украшения и обучение
[ редактировать ]Следующим проектом Мухи была серия из семидесяти двух печатных пластинок с акварельными рисунками под названием Documents Decoratifs , которые были опубликованы в 1902 году Центральной библиотекой изящных искусств. Они представляли способы использования цветочных, растительных и природных форм в украшениях и декоративных объектах. Примерно в 1900 году он начал преподавать в Академии Коларосси , где сам учился, когда впервые приехал в Париж. Его курс был точно описан в каталоге: «Цель курса Мухи — дать студенту необходимые знания по художественному оформлению, применяемому к декоративным панно, окнам, фарфору, эмали, мебели, украшениям, плакатам и т. д.». [43]
- Обложка декоративных документов (1901 г.)
- Выкройка из декоративных документов (1901 г.)
- Выкройка из декоративных документов (1901 г.)
- Идеи посуды в Documents Decoratifs (1901 г.)
Отец
[ редактировать ]

Муха получал значительный доход от своей театральной и рекламной работы, но еще больше он желал, чтобы его признали серьезным художником и философом. Он был преданным католиком, но также интересовался мистикой. В январе 1898 года он вступил в парижскую масонскую ложу Великого Востока Франции . Незадолго до выставки 1900 года, как он писал в своих мемуарах: «Я не нашел настоящего удовлетворения в своей старой работе. Я видел, что мой путь нужно искать в другом месте, немного выше. Я искал способ распространить свет, который проник даже в самые темные уголки, мне не пришлось долго искать. « Патер Ностер» (Молитва Господня): почему бы не придать словам образное выражение?». [44] Он обратился к своему издателю Анри Пьяцца и предложил книгу, такими словами: «Сначала титульный лист с символистским орнаментом; затем тот же орнамент развился в своего рода вариацию каждой строки молитвы; страница, объясняющая каждую строку в каллиграфической форме; и страница, передающая идею каждая строка в виде изображения». [44]
Le Pater был опубликован 20 декабря 1899 года тиражом всего 510 экземпляров. Оригинальные акварельные рисунки страницы были выставлены в австрийском павильоне на выставке 1900 года. Он считал «Патера» своим печатным шедевром и назвал его в газете «Нью-Йорк Сан» от 5 января 1900 года произведением, в которое он «вложил свою душу». Критик Чарльз Массон, рецензировавший его для Art et Decoration , писал: «В этом человеке есть провидец; это работа воображения, о которой не подозревают те, кто знает только его талант к приятному и очаровательному». [44]
Американские путешествия и брак
[ редактировать ]В марте 1904 года Муха отплыл в Нью-Йорк и начался его первый визит в США. Его намерением было найти финансирование для своего грандиозного проекта «Славянская эпопея» , который он задумал во время выставки 1900 года. [45] У него были рекомендательные письма от баронессы Саломон де Ротшильд. Когда он приземлился в Нью-Йорке, он уже был знаменитостью в Соединенных Штатах; его плакаты широко выставлялись во время ежегодных турне Сары Бернар по Америке с 1896 года. Он арендовал студию недалеко от Центрального парка в Нью-Йорке, делал портреты, давал интервью и читал лекции. Он также установил контакты с панславянскими организациями. На одном панславянском банкете в Нью-Йорке он встретил Чарльза Ричарда Крейна , богатого бизнесмена и филантропа, который был страстным славянофилом. Он поручил Мухе сделать портрет дочери в традиционном славянском стиле. Что еще более важно, он разделял энтузиазм Мухи по поводу серии монументальных картин по славянской истории и стал самым важным покровителем Мухи. Когда Муха создавал чехословацкие банкноты , он использовал свой портрет дочери Крейна в качестве модели Славии для купюры в 100 крон. [26] [46]
Из Нью-Йорка он писал своей семье в Моравию: «Вы, должно быть, были очень удивлены моим решением приехать в Америку, может быть, даже поражены. Но на самом деле я уже некоторое время готовился приехать сюда. Стало ясно, что мне казалось, что у меня никогда не будет времени делать то, что я хочу, если бы я не убежал от беговой дорожки Парижа, я был бы постоянно связан с издателями и их прихотями... в Америке я не ожидаю, что найди себе богатство, комфорт или славу, а только возможность сделать еще какую-нибудь полезную работу». [8]
Ему еще предстояло выполнить заказы во Франции, и он вернулся в Париж в конце мая 1904 года. Он завершил свои заказы и вернулся в Нью-Йорк в начале января 1905 года, а в период с 1905 по 1910 год совершил еще четыре поездки, обычно оставаясь на пять-шесть человек. месяцев. В 1906 году он вернулся в Нью-Йорк со своей новой женой (Марией/Марией) Хитиловой, на которой он женился 10 июня 1906 года в Праге. Он оставался в США до 1909 года. Их первый ребенок, Ярослава , родилась в Нью-Йорке в 1909 году. [47]
Его основной доход в Соединенных Штатах приходился на преподавание; он преподавал иллюстрацию и дизайн в Нью-Йоркской школе прикладного дизайна для женщин , в Филадельфийской школе искусств в течение пяти недель и стал приглашенным профессором в Чикагском институте искусств . Он отклонил большинство коммерческих предложений, но принял одно предложение в 1906 году по разработке коробок и витрины для Savon Mucha куска мыла . В 1908 году он реализовал один большой проект оформления интерьера Немецкого театра Нью-Йорка; он создал три большие аллегорические фрески в стиле модерн, представляющие трагедию, комедию и правду. Помимо декораций, он занимался графическим дизайном, эскизами сцены и костюмов. [48]
В художественном отношении поездка не увенчалась успехом; Портретная живопись не была его сильной стороной, и Немецкий театр закрылся в 1909 году, через год после открытия. Он делал плакаты для американской актрисы миссис Лесли Картер (известной как «Американка Сара Бернар») и бродвейской звезды Мод Адамс , но они во многом были отголосками его плакатов Бернар. Его лучшей работой в Америке часто считают портрет Жозефины Крейн Брэдли, дочери его покровителя, в образе Славии, в славянском костюме и в окружении символов славянского фольклора и искусства. Его контакт с Крейном сделал возможным его самый амбициозный художественный проект - «Славянский эпос». [46]
- Автопортрет Мухи за работой (1907 г.)
- Картина Жозефины Крейн Брэдли в образе Славии (1908)
- Плакат с изображением актрисы Мод Адамс в роли Жанны д'Арк (1909)
Переезд в Прагу и Славянская эпопея (1910–1928)
[ редактировать ]Во время своего длительного пребывания в Париже Муха никогда не отказывался от своей мечты стать художником-историком и иллюстрировать достижения славянских народов Европы. Он завершил свои планы по созданию « Славянского эпоса» в 1908 и 1909 годах, а в феврале 1910 года Чарльз Крейн согласился профинансировать проект. В 1909 году ему предложили нарисовать фрески внутри новой ратуши Праги . Он принял решение вернуться в свою старую страну, которая тогда еще входила в состав Австрийской империи. Он писал жене: «Я смогу сделать что-то действительно хорошее не только для искусствоведа, но и для наших славянских душ». [49]
Его первым проектом в 1910 году стало украшение приёмной мэра Праги. [50] Это быстро вызвало споры, поскольку местные пражские художники были возмущены тем, что работы были переданы художнику, которого они считали посторонним. Был достигнут компромисс: он украсил зал лорд-мэра, а другие художники украсили другие комнаты. Он спроектировал и создал серию масштабных фресок купольного потолка и стен с атлетическими фигурами в героических позах, изображающих вклад славян в европейскую историю на протяжении веков и тему славянского единства. Эти картины на потолке и стенах резко контрастировали с его парижскими работами и были призваны передать патриотическое послание. [51]
Зал лорд-мэра был построен в 1911 году, и Муха смог посвятить свое внимание тому, что он считал своей самой важной работой; Славянская эпопея — серия больших картин, иллюстрирующих достижения славянских народов в истории. В серию входило двадцать картин, половина из которых посвящена истории чехов , а десять — другим славянским народам ( русским , полякам , сербам , венграм , болгарам , Балканам , включая православные монастыри Афона ). Полотна были огромными; Размер готовых работ шесть на восемь метров. Для их написания он снял квартиру и мастерскую в замке Збирог в западной Чехии, где жил и работал до 1928 года. [51]
Живя в Париже, Муха представлял себе этот сериал как «свет, проникающий в души всех людей своими ясными идеалами и жгучими предостережениями». Для подготовки проекта он объездил все славянские страны, от России и Польши до Балкан, делая зарисовки и фотографируя. Для создания сцен он использовал костюмированных моделей, фото- и кинокамеры, часто поощряя моделей создавать свои собственные позы. Он использовал яичную темперную краску, которая, согласно его исследованиям, быстрее сохнет, светится и держится дольше. [51]
Он создал двадцать полотен в период с 1912 по 1926 год. Он работал на протяжении всей Первой мировой войны , когда Австрийская империя находилась в состоянии войны с Францией, несмотря на ограничения военного времени, из-за которых холст было трудно достать. Он продолжил свою работу после окончания войны, когда была создана новая Чехословацкая Республика. Цикл завершился в 1928 году, к десятой годовщине провозглашения Чехословацкой Республики. [ нужна ссылка ]
По условиям контракта он подарил свое произведение городу Праге в 1928 году. « Славянская эпопея» при его жизни была показана в Праге дважды, в 1919 и 1928 годах. После 1928 года ее свернули и положили на хранение. [51]
С 1963 по 2012 год серия экспонировалась в замке Моравский Крумлов в Южно-Моравском крае в Чехии. В 2012 году серия была выставлена в Велетржном дворце Национальной галереи в Праге. [52] В 2021 году было объявлено, что для картин будет найден новый постоянный дом в центре Праги, который будет завершен в 2026 году. [53]
Работая над « Славянской эпопеей» , он также работал на чешское правительство. В 1918 году он разработал банкноту в кронах с изображением Славии, дочери его американского покровителя Чарльза Крейна. [54] Он также разработал почтовые марки для своей новой страны. Он отказался от коммерческой работы, но время от времени делал плакаты для благотворительных и культурных мероприятий, таких как лотерея Союза Юго-Западной Моравии, а также для культурных мероприятий в Праге. [55]
- Изображение Мухи на банкноте Чехословацкой Республики номиналом 100 чехословацких крон 1920 года выпуска.
- Декорированный потолок Муниципального дома в Праге (1910–1912 гг.).
- Женщина в пустыне , изображающая умирающую во время голода русскую крестьянку (фрагмент; 1923 г.)
- Витраж Мухи для собора Святого Вита в Праге (1931 г.)
- Муха в Праге (1928)
Создание Славянского эпоса
[ редактировать ]- Мухи «Славянский эпос» в том виде, в котором он появился в Национальной галерее Праги.
- Муха за работой над «Славянской эпопеей» (1920-е)
- Фотоэтюд «Встреча в Кружках» , 1914/1915, вероятно, коллодий. Альфонса Мухи
- Славянский эпос
- » Мухи Цикл «Славянская эпопея №1 : Славяне на своей исконной родине (1912)
- Мухи Цикл Славянской эпопеи № 2: Праздник Свантовита (1912)
- Мухи Цикл «Славянский эпос» № 3: Введение славянской литургии в Великой Моравии (1912)
- Мухи Цикл «Славянский эпос» № 4: Царь Симеон I Болгарский (1923)
- Мухи Цикл славянского эпоса № 5: Король Богемии Пршемысл Отакар II (1924)
- Мухи Цикл славянского эпоса № 6: Коронация сербского царя Штепана Душана (1926)
- Мухи Цикл «Славянский эпос» №7: Кромержижское ополчение (1916)
- Мухи Цикл «Славянский эпос» № 8: Мастер Ян Гус Проповедует в Вифлеемской часовне: Истина торжествует (1916)
- Мухи Цикл славянской эпопеи №9: Встреча в Кржижках (1916)
- Мухи Цикл «Славянская эпопея» №10: После Грюнвальдской битвы (1924)
- Мухи Цикл «Славянская эпопея» № 11: После битвы при Виткове (1916)
- Мухи Цикл «Славянский эпос» № 12: Петр Хелчицкий (1918)
- Мухи Цикл славянского эпоса № 13: Гуситский король Иржи из Подебрада (1923)
- Мухи Цикл «Славянский эпос» № 14: Защита Сигета от турок Николая Зринского (1914)
- Мухи Цикл славянского эпоса № 15: Печать Кралицкой Библии в Иванчицах (1914)
- Мухи Цикл «Славянский эпос» № 16: Ян Амос Коменский (1918)
- Мухи Цикл Славянского эпоса №17: Святая Гора Афон (1926)
- Мухи Цикл Славянской эпопеи №18: Клятва Омладиной под славянской липой (1926)
- № 19 Мухи Славянская эпопея : Отмена крепостного права в России (1914)
- Мухи Цикл «Славянская эпопея» № 20: Апофеоз славян, славяне для человечества (1926)
Последние годы и смерть
[ редактировать ]Во время политических потрясений 1930-х годов работа Мухи не уделяла особого внимания в Чехословакии. состоялась крупная ретроспектива Однако в 1936 году в Париже в музее «Же-де-Пом» , на которой было представлено 139 работ, в том числе три полотна из «Славянской эпопеи». [56]
Гитлер и нацистская Германия начали угрожать Чехословакии в 1930-х годах. Муха начал работу над новой серией — триптихом, изображающим Эпоху разума, Эпоху мудрости и Эпоху любви, над которой он работал с 1936 по 1938 год, но так и не завершился. 15 марта 1939 года немецкая армия прошла парадом по Праге, и Гитлер в Пражском Граде объявил земли бывшей Чехословакии частью Великого Германского Рейха в качестве Протектората Богемии и Моравии . Роль Мухи как славянского националиста и масона сделала его главной мишенью. [57] Его арестовали, несколько дней допрашивали и отпустили. К тому времени его здоровье было подорвано. Он заболел пневмонией и умер 14 июля 1939 года, за 10 дней до своего 79-летия и более чем за месяц до начала Второй мировой войны . Хотя публичные собрания были запрещены, огромная толпа пришла на его погребение на памятнике Славину на Вышеградском кладбище , предназначенном для выдающихся деятелей чешской культуры. [58]
Наследие
[ редактировать ]Муха был и остается широко известным благодаря своим работам в стиле модерн , которые его разочаровывали. По словам его сына и биографа Иржи Мухи , он не очень много думал о стиле модерн. «Что это, модерн ?» — спросил он. «...Искусство никогда не может быть новым». [32] Он очень гордился своей работой как исторический художник. [ нужна ссылка ]
Хотя сегодня он пользуется большой популярностью, на момент смерти стиль Мухи считался устаревшим. Его сын, писатель Иржи Муха , посвятил большую часть своей жизни написанию о нем и привлечению внимания к его произведениям искусства. В его собственной стране новые власти Мухой не интересовались. «Славянскую эпопею» прокатывали и хранили двадцать пять лет, прежде чем показать в Моравском Крумлове. В Национальной галерее в Праге сейчас выставлен «Славянский эпос» и собрана большая коллекция работ Мухи. [59]
Мухе также приписывают восстановление движения чешского масонства . [60]
Музей Мухи, единственный музей, посвященный художнику, открылся в Праге в 1998 году.
Одна из крупнейших коллекций работ Мухи - это коллекция девятилетних №1 мира профессиональных теннисистов Ивана Лендла , который начал собирать свои работы после встречи с Иржи Мухой в 1982 году. Его коллекция впервые была выставлена публично в 2013 году в Праге. [61]
24 июля 2010 года Google отметила 150-летие со дня рождения Альфонса Мухи дудлом. [62] [63]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Муха, Альфонс» , Онлайн- словарь искусства Grove . Проверено 3 октября 2009 г. (требуется подписка).
- ^ Новый город , Frommers Eastern Europe, с. 244. Проверено 8 октября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Ян Чилверс (2017). Оксфордский словарь искусства и художников . Издательство Оксфордского университета. п. 891. ИСБН 9780191024177 .
- ^ «Муха, известный художник, отказался от имени; смерть произошла от шока, вызванного захватом немцами Праги» . Нью-Йорк Таймс . 18 июля 1939 года . Проверено 20 апреля 2008 г.
Здесь умер художник Муха — свои работы он всегда подписывал без имени, которое предпочитал игнорировать…
- ^ Тибо 2018 , стр. 64–77.
- ^ Виктория Чарльз; Клаус Карл (2014). 1000 портретов гениев . Паркстоун Интернэшнл. п. 401. ИСБН 9781783104017 .
- ^ Жан Лахор (2012). Арт нуво . Паркстоун Интернэшнл. стр. 111. ИСБН 9781780427904 .
- ^ Jump up to: а б с Сато 2015 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б с д и Муха, Иржи (1982). Альфонс Муха (на чешском языке) (2-е изд.). Прага: Млада фронта. OCLC 9692391 . 23-051-82.
- ^ Патрик, Баде, Муха , Parkstone Press; ISBN 978-1-78042-230-5
- ^ Jump up to: а б Сато 2015 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б Тибо 2018 , с. 19.
- ^ Сато 2015 , с. 9–10.
- ^ Jump up to: а б Сато 2015 , с. 11.
- ^ Сато 2015 , с. 12-13.
- ^ Тибо 2018 , с. 20.
- ^ Тибо 2018 , с. 22.
- ^ (фр) Патрик Бэйд, Муха
- ^ Тибо 2018 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б с Тибо 2018 , стр. 24–25.
- ^ Jump up to: а б Сато 2015 , с. 18.
- ^ Тибо 2018 , с. 43.
- ^ Сато 2015 , с. 22.
- ^ Тибо 2018 , стр. 43–44.
- ^ Сато 2015 , стр. 21–22.
- ^ Jump up to: а б Введение в творчество Альфонса Мухи и модерн. Архивировано 16 апреля 2016 года в Wayback Machine , лекция Яна Джонстона из Университетского колледжа Маласпина , Нанаймо , Британская Колумбия (март 2004 г.). Этот документ находится в свободном доступе и может использоваться кем угодно, полностью или частично, без разрешения и бесплатно при условии указания источника.
- ^ Сато 2015 , с. 26.
- ^ Тибо 2018 , с. 70.
- ^ Тирчант 2009 , стр. 238–240.
- ^ Сато 2015 , стр. 26–36.
- ^ Тибо 2018 , стр. 74–77.
- ^ Jump up to: а б Сато 2015 , с. 43.
- ^ Тибо 2018 , с. 1897.
- ^ Jump up to: а б Сато 2015 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б с Тибо 2018 , стр. 86–88.
- ^ Сато 2015 , с. 62.
- ^ Сато 2015 , с. 58.
- ^ Сато 2015 , с. 64.
- ^ Баде, Патрик; Чарльз, Виктория (2013). Альфонс Муха . Паркстоун Интернэшнл. п. 123. ИСБН 9781783100408 .
- ^ Тибо 2018 , стр. 133–142.
- ^ Тибо 2018 , стр. 133–134.
- ^ Тибо 2018 , стр. 134–138.
- ^ Тибо 2018 , стр. 148.
- ^ Jump up to: а б с Тибо 2018 , с. 111.
- ^ Сато 2015 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б Тибо 2018 , с. 159.
- ^ Сато 2015 , с. 68.
- ^ Сато 2015 , стр. 68–71.
- ^ Сато 2015 , с. 73.
- ^ Тибо 2018 , с. 162.
- ^ Jump up to: а б с д Сато 2015 , с. 78.
- ^ Йиржична, Клара (16 мая 2012 г.). «Славянская эпопея наконец-то вышла на экран» . Пражская почта . Архивировано из оригинала 29 июля 2014 года.
- ^ «Славянская эпопея пионера ар-нуво Альфонса Мухи наконец-то нашла дом — и она спроектирована Томасом Хизервиком» . 22 января 2021 г.
- ^ «Чарльз Крейн» . Фонд Мухи . Проверено 19 ноября 2018 г.
- ^ Тибо 2018 , с. 162–166.
- ^ Сато 2015 , с. 90.
- ^ «Кому принадлежит «Славянская эпопея» Альфонса Мухи?» . Экономист . 6 декабря 2016 года . Проверено 8 декабря 2016 г.
- ^ Сато 2015 , стр. 90–91.
- ^ «Прага и внук Альфонса Мухи положили конец спору по поводу «Славянской эпопеи»» . Радио Прага Интернешнл . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ «Тайное общество в Чехии – масоны» (на чешском языке). СТ24 . 30 декабря 2009 года . Проверено 25 января 2011 г.
- ↑ Иван Лендл: Альфонс Муха , получено 16 июля 2014 г.
- ^ Стол, OV Digital (23 июля 2023 г.). «24 июля: Вспоминая Альфонса Муху в день рождения» . Голос наблюдателя . Проверено 23 июля 2023 г.
- ^ «150 лет со дня рождения Альфонса Мухи» . www.google.com . Проверено 23 июля 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Рогаш, Вильфрид, изд. (2020). Альфонс Чайлд . Великие мастера искусства. Мюнхен: Издательство Хирмер. ISBN 978-3-7774-3488-9 . ОСЛК 1129022058 .
- Сато, Томоко (2015). Альфонс Муха: Художник как провидец . Кёльн: Ташен. ISBN 978-3-8365-5009-3 .
- Тибо, Филипп (2018). Муха и модерн (на французском языке). Париж: Éditions du Chêne. ISBN 978-2-81231-806-1 .
- Тиршан, Элен (2009). Сара Бернар - Мадам Однако (на французском языке). Париж: SW Телемак. ISBN 978-2-7533-0092-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- 1860 рождений
- 1939 смертей
- Чешские художники-мужчины XIX века
- Чешские художники XIX века.
- Чехи XIX века
- Чешские художники-мужчины 20-го века
- Чешские художники 20 века.
- Чехи 20-го века
- Выпускники Академии изящных искусств Мюнхена
- Выпускники Академии Коларосси
- Выпускники Джулианской Академии
- Художники Маркграфства Моравии
- Иллюстраторы в стиле модерн
- Художники в стиле модерн
- Похороны на Вышеградском кладбище.
- Чешские эмигранты во Франции
- Чешские масоны
- Чешские художники-мужчины
- Чешские художники плаката
- Чешские дизайнеры марок
- Члены Венского Сецессиона
- Люди из Иванчице
- Художники по открыткам