Jump to content

Собор Святого Вита

Координаты : 50 ° 05'27 "N 14 ° 24'02" E  /  50,09083 ° N 14,40056 ° E  / 50,09083; 14.40056
(Перенаправлено из собора Святого Вита )

Собор Святого Вита
Кафедральный собор Святых Вита, Вацлава и Адальберта.
Чехия : Собор Святых Вита, Вацлава и Адальберта.
Собор Святого Вита полностью расположен на территории комплекса Пражского Града .
Собор Святого Вита находится в Праге.
Собор Святого Вита
Собор Святого Вита
50 ° 05'27 "N 14 ° 24'02" E  /  50,09083 ° N 14,40056 ° E  / 50,09083; 14.40056
Расположение Прага
Страна Чешская Республика
Номинал Католик
Веб-сайт Кафедральный собор .cz /кс
История
Статус Кафедральный собор
Основан в. 930
1344 г. (нынешняя церковь)
Посвященный 12 мая 1929 г.
Архитектура
Функциональное состояние Активный
Архитектор(ы) Питер Парлер , Матиас Аррасский
Архитектурный тип Церковь
Стиль В основном готика
Завершенный 1929
Технические характеристики
Длина 124 м (407 футов)
Ширина 60 м (200 футов)
Колокола 7
Администрация
Архиепископия Прага
Духовенство
Архиепископ Ян Граубнер
Провост Вацлав Малый
Дин Ондржей Павек
Дьякон(ы) Стивен Фабер

Кафедральный собор Святых Вита , Víto, Václava a Вацлава и Адальберта ( чеш . Metropolitní kétedralá svatého Vojtěch ) — католический столичный собор в Праге и резиденция архиепископа Праги . До 1997 года собор посвящался только Святому Виту и до сих пор обычно именуется не иначе как Св. Вита Собор Czech: katedrála svatého Víta or .

Этот собор является выдающимся примером готической архитектуры и самой большой и важной церковью в стране. Расположенный на территории Пражского Града и содержащий гробницы многих чешских королей и императоров Священной Римской империи , собор находится в собственности чешского правительства как часть комплекса Пражского Града . [1] Размеры собора составляют 124 м × 60 м (407 футов × 197 футов), высота главной башни 102,8 м (337 футов), передние башни 82 м (269 футов), высота арки 33,2 м (109 футов). [2]

Происхождение

[ редактировать ]

Нынешний собор является третьим из серии религиозных построек на этом месте, посвященных Святому Виту. Первой церковью была ранняя романская ротонда, основанная Вацлавом I, герцогом Богемии, в 930 году. Этот святой покровитель был выбран потому, что Вацлав приобрел святую реликвию – руку Святого Витта – от императора Генриха I. Возможно также, что Вацлав, желая обратить своих подданных в христианство легче , выбрал святого, имя которого (по-чешски Святый Вит ) очень похоже на имя славянского солнечного божества Свантевита . [ нужна ссылка ] Две религиозные группы, растущая христианская и уменьшающаяся языческая община, жили одновременно в Пражском Граде, по крайней мере, до 11 века.

План собора (синий) с очертаниями предыдущих романских построек (красный и черный)

В 1060 году, когда было основано Пражское епископство, князь Спитихнев II приступил к строительству более просторной церкви, поскольку стало ясно, что существующая ротонда слишком мала для размещения верующих. гораздо более крупная и представительная романская базилика На этом месте была построена . Хотя она еще не полностью реконструирована, большинство экспертов сходятся во мнении, что это была трехнефная базилика с двумя хорами и парой башен, соединенных с западным трансептом. Дизайн собора отсылает к романской архитектуре Священной Римской империи , в первую очередь к церкви аббатства в Хильдесхайме и Шпейерскому собору . Южная апсида ротонды была включена в восточный трансепт новой церкви, поскольку в ней находилась могила святого Вацлава, ставшего к тому времени покровителем чешских князей. К югу от новой церкви также был построен епископский особняк, который в середине XII века был значительно расширен и расширен.

Готический собор

[ редактировать ]
Панорама трансепта

Строительство современного готического собора началось 21 ноября 1344 года, когда резиденция Праги была возведена в ранг архиепископства. Король Богемии Иоанн заложил первый камень в фундамент нового здания. [3] Покровителями были глава собора (во главе с настоятелем), архиепископ Арност Пардубицкий и, прежде всего, Карл IV , король Богемии и будущий император Священной Римской империи , который намеревался сделать новый собор коронационная церковь, семейный склеп, сокровищница самых ценных реликвий королевства и место последнего упокоения и место паломничества святого покровителя Вацлава. Первым мастером-строителем был француз Матиас Аррасский , вызванный из папского дворца в Авиньоне . Маттиас спроектировал общую планировку здания как, по сути, импорт французской готики: трехнефная базилика с аркбутанами , короткий трансепт , пятипролетный хор и десятиугольная апсида с амбулаторными и лучистыми капеллами. Однако он дожил до того, чтобы построить только самые восточные части хора: аркады и амбулаторию. Стройная вертикальность поздней французской готики и четкое, почти жесткое соблюдение пропорций отличают его работы сегодня.

После смерти Матиаса в 1352 году 23-летний Питер Парлер взял на себя управление мастерской собора в качестве мастера-строителя. Он был сыном архитектора Хайлиг-Кройц-Мюнстер в Швебиш-Гмюнде . Первоначально Парлер работал только по планам, оставленным его предшественником, построив ризницу на северной стороне хора и часовню на юге. Закончив все, что Матиас оставил незавершенным, он продолжил работу в соответствии со своими собственными идеями. Смелый и новаторский дизайн Парлера привел к новому уникальному синтезу готических элементов в архитектуре. Лучше всего это иллюстрируется сводами, которые он спроектировал для хора. Так называемые своды Парлера, или сетчатые своды, имеют двойные (а не одинарные, как в классических паховых сводах высокой готики ) диагональные ребра, охватывающие всю ширину хорового пролета. Пересекающиеся пары ребер создают сетчатую конструкцию (отсюда и название), значительно усиливающую свод. Они также придают живой орнамент потолку, поскольку переплетающиеся сводчатые ниши создают динамичный зигзагообразный узор по всей длине собора.

Мозаика Страшного суда у Золотых ворот (с аннотациями)

В то время как Маттиас Аррасский получил образование геометра, делая упор на строгие системы пропорций и четкие математические композиции в своих проектах, Парлер получил образование скульптора и резчика по дереву. Он относился к архитектуре как к скульптуре, словно играя со структурными формами в камне. Помимо смелых сводов, особенности его творчества можно увидеть также в дизайне колонн (с классическими колокольчатыми колоннами , почти забытыми высокой готикой ), хитроумном купольном своде новой часовни св. Вацлава, волнистом своде стены фонаря , оригинальный оконный узор (у него нет двух одинаковых окон, орнамент всегда разный) и глухие ажурные панели контрфорсов. Архитектурной скульптуре отводилась значительная роль, пока Парлер руководил строительством, что видно по карнизам, перемычкам проходов и, в частности, по бюстам на трифории , на которых изображены лица царской семьи, святых, пражских епископов. и два мастера-строителя, включая самого Парлера.

Однако работа над собором продвигалась медленно, поскольку император поручил Парлеру множество других проектов, таких как строительство нового Карлова моста в Праге и множества церквей по всему Чешскому королевству. К 1397 году, когда умер Питер Парлер, были закончены только хор и части трансепта.

Вид на собор и Пражский Град над рекой Влтавой.

После смерти Петера Парлера в 1399 году его сыновья, Венцель Парлер и особенно Йоханнес Парлер , продолжили его дело; их, в свою очередь, сменил некий мастер Петрилк, который, судя по всему, также был членом мастерской Парлера. Под руководством этих трех мастеров были построены трансепт и большая башня на его южной стороне. То же самое произошло и с фронтоном, соединяющим башню с южным трансептом. Прозванный «Золотыми воротами» (вероятно, из-за изображенной на нем золотой мозаики Страшного суда ), именно через этот портал короли входили в собор для церемоний коронации.

Весь процесс строительства остановился с началом гуситской войны в первой половине 15 века. Война положила конец мастерской, стабильно действовавшей на протяжении почти столетия, а убранство собора, десятки картин и скульптур, сильно пострадало от разрушительного воздействия гуситского иконоборчества . Мало того, сильный пожар 1541 года сильно повредил собор.

Часовня Святого Вацлава

[ редактировать ]
Часовня Святого Вацлава

Пожалуй, самым выдающимся местом собора является часовня Святого Вацлава , в которой хранятся мощи святого. Питер Парлер построил комнату с ребристым сводом между 1356 (годом, когда он вступил во владение) и 1364 . Нижние части стен украшены более чем 1300 полудрагоценными камнями и картинами со Страстями Христовыми, относящимися к первоначальному убранству часовни 1372–1373 годов. В верхней части стен находятся картины, изображающие жизнь св. Вацлава, выполненные мастером Литомержицкого алтаря между 1506 и 1509 годами. Над алтарем находится готическая статуя св. Вацлава, созданная Йиндржихом Парлером (племянником Петра) в 1373 году. Часовня закрыта для публики, но ее можно увидеть из дверных проемов.

Маленькая дверь с семью замками в юго-западном углу часовни ведет в Коронную палату, в которой хранятся драгоценности чешской короны , которые выставляются на обозрение публики только раз в (примерно) восемь лет.

Ренессанс и Барокко

[ редактировать ]

Большую часть последующих столетий собор стоял лишь наполовину законченным. К нему была пристроена большая башня и трансепт, который был закрыт временной стеной. На месте строящегося трехнефного нефа стояло деревянное сооружение, и службы там совершались отдельно от внутреннего помещения хора. Несколько попыток продолжить работы над собором в большинстве случаев не увенчались успехом. Во второй половине XV века король Владислав II поручил великому ренессансно-готическому архитектору Бенедикту Риду продолжить работы над собором, но почти сразу же, как только работы начались, они были прерваны из-за отсутствия средств. Более поздние попытки закончить собор лишь привнесли в готическое здание некоторые элементы эпохи Возрождения и барокко , в первую очередь явно отличающийся шпиль южной башни в стиле барокко работы Николауса Пакасси (1753–1775 гг.) и большой орган в северном крыле трансепта.

Южная дверь и башня, включая шпиль

Завершение в 19 и 20 веках.

[ редактировать ]
Коронация короля Богемии Фердинанда V в 1836 году.

В 1844 году Вацлав Пешина , энергичный каноник Святого Вита , вместе с неоготическим архитектором Йозефом Краннером представил на собрании немецких архитекторов в Праге программу реконструкции и завершения великого собора. В том же году было образовано общество под полным названием «Союз достройки собора Святого Вита в Праге», целью которого было восстановление, завершение и избавление строения от всего изуродованного и стилистически враждебного . Йозеф Краннер возглавлял работы с 1861 по 1866 год, которые заключались в основном в ремонте, удалении считавшихся ненужными украшений в стиле барокко и восстановлении интерьера. В 1870 году рабочие наконец заложили фундамент нового нефа, а в 1873 году, после смерти Краннера, архитектор Йозеф Мокер реконструкцию взял на себя . Он спроектировал западный фасад в типичной классической готической манере с двумя башнями, и тот же дизайн был принят после его смерти третьим и последним архитектором реставрации Камилом Гильбертом.

скульптор Войтех Сухарда В 1920-х годах над фасадом работал в стиле модерн известный чешский художник Альфонс Муха , а новые окна в северной части нефа украсил . Франтишек Кисела спроектировал окно-розу с 1925 по 1927 год, на котором изображены сцены из библейской истории творения . К юбилею Святого Вацлава в 1929 году собор Святого Вита был окончательно завершен, почти через 600 лет после начала его строительства. Несмотря на то, что вся западная половина собора является неоготической пристройкой, при реставрации была использована значительная часть дизайна и элементов, разработанных Питером Парлером, что придало собору в целом гармоничный, единый вид.

Орган северного трансепта

В соборе Святого Вита есть два органа. Верхний фасад принадлежал органу в стиле барокко, построенному в 1765 году Антоном Гартнером. У него было 40 остановок на 3 мануалах и педалях. Этот чехол носит чисто декоративный характер. Соответствующая работа была перевезена примерно в 1909 году и потеряна.

В нижнем неоклассическом корпусе находится сегодняшний главный орган. Он был построен Йозефом Мельцелем в 1929–31 годах. Капитальный ремонт провел органостроитель Брахтль а Канский (1999–2001). [4] Достаточно скромный по отношению к большому церковному пространству инструмент имеет 58 упоров на 3 мануала и педали, всего 4475 труб. Действие чисто пневматическое. Благодаря большому количеству основных труб (флейт и главных партий) и небольших язычков (труб), инструмент имеет довольно мягкий тембр - типичную особенность постромантических органов. [5]

Вид на запад и главный портал
Восточный фасад

Собор Святого Вита оказал огромное влияние на развитие стиля поздней готики, характерного для Центральной Европы. Члены мастерской Парлера, а также семья Парлер (обе из которых были основаны на строительной площадке Святого Вита) спроектировали многочисленные церкви и здания по всей Центральной Европе. Более известные примеры включают Стефана собор в Вене , Страсбургский собор , церковь Св. Марка в Загребе и церковь Св. Варвары в Кутной Горе , также в Чехии. Региональные готические стили Словении , северной Хорватии , Австрии , Чехии и южной Германии находились под сильным влиянием дизайна Парлера.

Парлера Особый интерес представляют сетчатые хранилища . Поздняя готика Центральной Европы характеризуется богато украшенными и необычными сводами, практика, которая началась с разработки Парлером собственной системы сводов для хора собора Святого Вита. Другой региональный готический стиль также демонстрирует удивительную изобретательность и орнамент в дизайне сводов — перпендикулярный стиль английской готики . Остается вопрос, на что и что повлияло. Некоторые британские историки искусства и архитектуры подозревали, что Питер Парлер мог в какой-то момент своей жизни поехать в Англию, изучая великие английские готические соборы, которые затем вдохновили его на работу над Святым Витом. Однако, учитывая, что перпендикулярный стиль и использование поистине экстравагантных сводов в английской готике начались в самом конце 14 века, вполне возможно также, что именно пражский собор Святого Вита оказал влияние на развитие английской готики. [6]

Новейшая история

[ редактировать ]

В 1997 году, к 1000-летию со дня смерти святого Адальберта , патроциний (посвящение) церкви был повторно посвящен святым Вацлаву и святому Адальберту. Предыдущая романская базилика имела этот тройной патроциний главных богемских покровителей с 1038 года, когда здесь были помещены мощи святого Адальберта. Череп Святого Адальберта хранится в Сокровищнице Гильберта. [7]

В 1954 году постановлением правительства весь Пражский Град был передан в собственность «всего чехословацкого народа» и в управление канцелярии президента. Начиная с 1992 года, после Бархатной революции , церковь подала несколько петиций с просьбой установить истинного владельца сооружения. Спустя 14 лет, в июне 2006 года, городской суд Праги постановил, что указ 1954 года не изменил права собственности на собор и владельцем является митрополичий капитул Святого Вита. В сентябре 2006 года Администрация президента передала управление столичному капитулу. Однако в феврале 2007 года Верховный суд Чехии отменил решение городского суда и вернул дело в общий суд. В сентябре 2007 года Окружной суд Праги 7 постановил, что собор принадлежит Чехии, это решение подтвердил Городской суд Праги, а Конституционный суд отклонил апелляцию Митрополичьего капитула, однако отметил, что капитул бесспорно владеет внутреннее убранство собора. Столичный капитул рассматривал возможность продолжения дела в Однако в мае 2010 года в Европейском суде по правам человека новый пражский архиепископ Доминик Дука и президент страны Вацлав Клаус вместе заявили, что не желают продолжать судебные конфликты. Они установили, что семь человек, которые традиционно являются хранителями ключей от палаты Святого Вацлава с драгоценностями чешской короны, становятся также советом по координации и организации управления и использования собора. Однако споры о принадлежности некоторых связанных канонических домов продолжаются.

В июле 2012 года Палата депутатов приняла законопроект о компенсации церквям имущества, конфискованного коммунистическим правительством. [8] Сенат . одобрил законопроект в ноябре 2012 года, а правительство реализовало его в июне следующего года после устранения юридических проблем [9]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Фучикова, Элишка, Мартин Халата, Клара Халманова, Пвел Шойфлер. «Пражский Град в фотографиях /1956-1900». Прага: Администрация Пражского Града и издательство КАНТ, 2005. ISBN   80-86217-94-9
  • К. Бенешовска, П. Чотебор, Т. Дурдик, М. Пласек, Д. Прикс, В. Разим. «Архитектура готики», т. 2 из серии «Десять веков архитектуры», Администрация Пражского Града и DaDa, as, Прага 2001, ISBN   80-86161-41-2 (английская версия)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Держи, Габриэлла (26 мая 2010 г.). «Церковь признает битву за Святого Вита» . Пражская почта . Архивировано из оригинала 25 сентября 2012 года . Проверено 13 сентября 2011 г.
  2. ^ «Собор Святого Вита» [Св. Вита] (на чешском языке). Пражский Град. Архивировано из оригинала 20 июня 2017 года . Проверено 13 марта 2017 г. .
  3. ^ «Собор Святого Вита» . Пражский Град . Архивировано из оригинала 5 мая 2016 года . Проверено 17 мая 2016 г.
  4. ^ Прага – Собор Св. Вита, Ваклава и Войтех. Архивировано 20 февраля 2019 года в Wayback Machine . См. также домашнюю страницу. Архивировано 12 августа 2022 года в Wayback Machine.
  5. ^ «Дополнительная информация об органах» . Архивировано из оригинала 20 февраля 2019 года . Проверено 19 февраля 2019 г.
  6. ^ П. Затлукал, «Архитектура XIX века», том. 5 из серии «Десять веков архитектуры», Администрация Пражского Града и DaDa, as, Прага 2001, ISBN   80-86161-41-2 (английская версия)
  7. ^ «Мощи покровителя Богемии святого Адальберта обретают новое пристанище» . 24 апреля 2014 года. Архивировано из оригинала 28 апреля 2014 года . Проверено 30 января 2020 г.
  8. ^ «Чехи близки к компенсационным церквям» . Экономист . 18 июля 2012 года. Архивировано из оригинала 14 марта 2017 года . Проверено 13 марта 2017 г.
  9. ^ Люксмур, Джонатан (7 июня 2013 г.). «Чешский кардинал приветствует компенсацию от правительства» . Католический вестник . Лондон . Архивировано из оригинала 25 июля 2017 года . Проверено 13 марта 2017 г.

См. также

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6be68d434cc47f6fae6d9fdb27c76af9__1721656560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6b/f9/6be68d434cc47f6fae6d9fdb27c76af9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
St. Vitus Cathedral - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)