Jump to content

Высокая готика

Высокая готика (13 век)
Реймсский собор (1211-1299 гг.)

Высокая готика — период готической архитектуры 13 века, примерно с 1200 по 1280 годы, когда была построена серия изысканных и богато украшенных соборов исключительной высоты и размера. Наиболее заметно оно появилось во Франции, во многом благодаря поддержке короля Людовика IX (1226–1270). [1] Целью архитекторов высокой готики было обеспечить максимально возможный свет из витражей и вызвать трепет у прихожан церкви роскошным декором. [1]

Высокая готика была периодом, а не конкретным стилем; в период высокой готики Районант преобладал стиль . Известные высокие готические соборы в стиле Районант включали Реймсский собор , Амьенский собор , Буржский собор , Шартрский собор и собор Бове . [2]

Нововведения периода высокой готики включали сокращение уровней интерьера нефа с четырех до трех путем слияния готического трифория и фонаря . Это позволило сделать витражи гораздо большего размера, которые наполнили соборы светом. [1] Добавленное внутреннее освещение потребовало более богатого внутреннего убранства, которое было обеспечено за счет добавления каменных узоров на стенах.

В этот период также использовалась реалистичная скульптура для украшения как внутреннего, так и внешнего вида, особенно церковных порталов. На это повлияла древнеримская скульптура, недавно обнаруженная в Италии. [3]

Британские и американские историки делят эпоху готики на три периода: раннеготическая архитектура ; Высокая готика, включая искусственный стиль, и поздняя готика, включая яркий стиль. Французские историки делят эпоху на четыре похожих этапа: первичную готику , классическую готику или классическую готику , искусственную готику и позднюю готику, или яркую . Во французских терминах первые образцы высокой готики являются классическими, но большинство примеров — искусственными. Высокую готику часто называют кульминацией готического стиля. [4] [5]

Ранние образцы районной высокой готики появились в Реймсском соборе , где ранний узор барной стойки между 1215 и 1220 годами был добавлен Амьенского собора . Элементы высокой готики также появились в хорах и фонарях , которые были перестроены после 1236 года, а также в базилике Сен-Дени . когда трансепты и неф были перестроены после 1231 года. [6] Трансепт Шартрского собора перестраивался после пожара в новом стиле до 1225 года. [4]

Королевский покровительство соборам и другой готической архитектуре было расширено Людовиком VIII Франции и особенно Людовиком IX Франции , или Святым Людовиком; который спонсировал окна-розетки трансепта Rayonnant в соборе Нотр-Дам в 1250-х годах и построил Сент-Шапель в качестве своей королевской часовни, освященной в 1248 году. [7] [4] Высокая готика была экспортирована в другие части Европы. Самым ярким примером немецкой высокой готики, или Хохготика , является Кёльнский собор , строительство которого началось в 1248 году.

Французская высокая готика

[ редактировать ]

Реймсский собор был традиционным местом коронации династии Капетингов и по этой причине ему придавалось особое величие и значение. [4] Пожар 1210 года уничтожил большую часть старого собора, дав возможность построить более амбициозное сооружение. Работы начались в 1211 году, но были прерваны местным восстанием в 1233 году и возобновлены только в 1236 году. Хор был закончен к 1241 году. но работа над фасадом началась только в 1252 году и завершилась только в 15 веке, когда были завершены колокольни. [8]

В отличие от соборов ранней готики , Реймс был построен всего с тремя уровнями вместо четырех, что давало больше места для окон наверху. из четырех частей в нем также использовался более совершенный ребристый свод , который обеспечивал большую высоту и большую гармонию в нефе и хоре. Вместо чередующихся колонн и опор своды поддерживались закругленными опорами, каждая из которых была окружена группой из четырех прикрепленных колонн, принявших на себя вес сводов. В дополнение к большому окну-розе на западе к трансептам и над порталами на западном фасаде были добавлены меньшие окна-розы, занявшие место традиционного тимпана. Еще один новый декоративный элемент - ажурный слепой аркады - был прикреплен как к внутренним стенам, так и к фасаду. Даже аркбутаны были тщательно украшены; их венчали небольшие кущи со статуями святых, увенчанные башенками. Более 2300 статуй покрывали как лицевую, так и заднюю сторону фасада. [8]

Амьенский собор (1220–1266 гг.)

[ редактировать ]

Строительство Амьенского собора было начато в 1220 году с целью построить самый большой собор во Франции, и им это удалось. Его длина 145 м (476 футов), ширина у трансепта 70 м (230 футов), а площадь поверхности 7700 м . 2 (83 000 кв. футов). [9] Неф был закончен к 1240 году, а хор построен между 1241 и 1269 годами. [9] Необычно то, что известны имена архитекторов: Робер де Люзарш, Тома и Рено Кормоны. Их имена и изображения находятся в лабиринте нефа. [9]

Огромные размеры собора потребовали фундамента глубиной 9 м (30 футов). Неф состоит из трех частей и шести пересечений, а хор имеет двойные боковые части и заканчивается полукруглым амбулаторием с семью расходящимися часовнями. Трехуровневый фасад Амьена, как и Реймса, предшествовал Шартрскому собору, но существенно отличался. Большие аркады имеют высоту восемнадцать метров, что соответствует общей высоте трифория и высоких окон над ними. Трифорий был более сложным, чем Шартр, и имел тройные пролеты с окнами-трилистниками, состоящими из двух тонких остроконечных стрельчатых окон, увенчанных окном-розой, похожим на клевер. [9] Высокие окна также имели поразительно сложную конструкцию; в нефе каждое состояло из четырех высоких стрельчатых окон, увенчанных тремя маленькими розами; а в трансепте верхние окна имеют целых восемь отдельных ланцетов. [9]

Своды имеют исключительную высоту - 42,4 м (139 футов). Их поддерживают массивные опоры, состоящие из четырех колонн, которые придают нефу поразительное ощущение вертикальности. Высота стен, особенно шевета, стала возможной благодаря высоким аркбутанам, делающим два прыжка к стене при поддержке изящной системы арок. [9]

Снаружи наиболее примечательной особенностью высокой готики является качество скульптуры трех крыльца, украшенных в общей сложности пятьдесят двумя статуями в их первоначальном состоянии. Самые знаменитые из них находятся на центральном западном портале, посвященном Страшному суду, где доминирует статуя Христа, дающего благословение, которая образует центральную колонну дверного проема. [10] Во время интенсивной уборки собора в 1992 году были обнаружены следы краски, свидетельствующие о том, что вся внешняя скульптура изначально была окрашена яркими красками. Сейчас это иногда воспроизводят, проецируя цветной свет на собор ночью. [10]

Собор Бове (начало 1225 г.)

[ редактировать ]

Собор Бове в Пикардии по своей структуре является образцом районной готики. Это был самый амбициозный и самый неудачный из проектов Высокой Готики. Его целью было стать самым высоким из всех соборов. Хор был построен высотой 48,5 метров (159 футов). Однако, скорее всего, из-за недостаточного фундамента и поддержки своды хора рухнули в 1284 году. Хор был модифицирован и перестроен, были закончены многоугольная апсида и яркие трансепты, а также в 1569 году была добавлена ​​новая центральная башня высотой 153 метра (502 фута), что сделало Бове на какое-то время самым высоким сооружением в мире. Однако в 1573 году центральная башня рухнула. Некоторые части были модифицированы или реконструированы, но башня так и не была перестроена, а неф так и не был достроен. Сегодня установлены опоры для стабилизации трансепта. Бове остается величественным, но незавершенным образцом архитектуры высокой готики. [11]

Немецкая высокая готика

[ редактировать ]

Кельнский собор (хор 1248–1322 гг., западная часть 1880 г.)

[ редактировать ]

Строительство готического собора Кельна было начато в 1248 году тем же архиепископом Конрадом фон Хохштаденом , который способствовал избранию Вильгельма Голландского правителем Священной Римской империи завершить правление династии Гогенштауфенов , чтобы таким образом . Сходство с Амьенским собором ограничивается хором. Башни были спроектированы на большую высоту, тогда как в Амьене башни немного выше крыши нефа. Хор был закончен в 1322 году, а украшение амбулатории — в 1360 году, но в 1528 году строительство прекратилось до 1823 года, а западные части собора были завершены лишь в 1880 году.

Утрехтский собор (1295 г.)

[ редактировать ]

Епископство Утрехта было суфражистом Кельна . В 1456 году епископ Генрих I ван Вианден , бывший капитуляром (ректором ) Кёльнского собора, заложил первый камень Утрехтского собора . Его амбулатория была завершена в 1295 году. Готическая замена старого романского нефа началась еще в 1467 году, а позднеготический неф был разрушен штормом в 1674 году.

Характеристики

[ редактировать ]

Планы соборов высокой готики были очень похожи. Они были чрезвычайно длинными и широкими, с минимальным трансептом и максимальным внутренним пространством. Это сделало возможным проведение гораздо более масштабных церемоний и возможность принимать большее количество паломников. Особенностью плана Шартрского собора был слегка наклоненный пол. Это было сделано для облегчения уборки собора после ухода паломников, ночевавших внутри церкви. [12]

Возвышения

[ редактировать ]

Во многом благодаря эффективности аркбутанов и шестичастным ребристым сводам все основные соборы высокой готики, за исключением Буржа, использовали трехуровневый фасад, исключив трибуны и сохранив большую галерею первого этажа, трифорий и фонарь. или высокие окна. Верхние окна, в частности, увеличились в размерах и закрыли почти всю верхнюю стену. Аркады также выросли в высоту, занимая половину стены, так что трифорий представлял собой лишь узкую полосу. [13] Верхние окна часто делались из полупрозрачного стекла гризайль, которое пропускало больше света, чем цветные витражи. [14]

Своды, опоры и столбы

[ редактировать ]

Во всех соборах высокой готики, за исключением Буржского собора, использовался новый четырехчастный ребристый свод , который позволял более равномерно распределить вес между опорами и колоннами нефа. В церквях ранней готики использовались чередующиеся опоры и колонны, чтобы выдерживать различный вес шестичастных сводов.

В 1192 году Нотр-Дам, имевший шестичастные своды, ввел новый вид опор; центральная колонна, окруженная четырьмя сцепленными валами. Колонны поддерживали галерею, а валы продолжались вверх в виде колонн, прикрепленных к стенам и поддерживающих своды. Вариации такого рода опор придали большую гармонию облику нефа. У них часто были капители, украшенные цветочной скульптурой. Они появились в Шартре, а затем в различных формах были найдены во всех соборах высокой готики. [13]

Летающий контрфорс

[ редактировать ]

Аркбутан был важной особенностью архитектуры высокой готики; без них была бы невозможна большая высота и большие верхние окна. Контрфорсы с арками, отделенными от стен, существовали и в более ранние периоды, но они, как правило, были небольшими, располагались близко к стенам и часто были скрыты внешней архитектурой. В высокой готике контрфорсы были почти такой же высоты, как и само здание. массивный и предназначенный для того, чтобы его видели; они были украшены башенками и скульптурами.

Контрфорсы использовались для поддержки верхних окон апсиды аббатства Сен-Жермен-де-Пре , построенного в 1063 году. [15] а затем в Нотр-Дам де Пари . Затем их использовали более амбициозно для поддержки верхних стен Шартрского собора . Первые аркбутаны Шартра были построены на опорах стен нефа и хора более раннего собора. Они имели двойную арку, усиленную небольшими колоннами, похожими на спицы колеса. Каждая маленькая колонна с основанием и капителью была высечена из цельного каменного блока. Наверху каждой арки имелось что-то вроде каменной пирамиды для придания дополнительного веса. Позже к нефу и хору над спицевыми арками был добавлен второй набор арок, которые стали длиннее и добавили большей прочности. [16]

Подобные контрфорсы были добавлены к каждому из соборов высокой готики. Контрфорсы каждого собора были уникальны, имели свою особую форму и убранство. Контрфорсы собора Бове, последнего и самого высокого собора высокой готики, настолько высоки и многочисленны, что практически скрывают собор.

Витражи и окно-роза

[ редактировать ]

Тип небольшого круглого окна, называемого окулусом , использовался в романских церквях. [17] Фасад базилики Сен-Дени имел раннее окно-розетку на западном фасаде. Это было сделано с помощью пластинчатого узора , где рисунок представлял собой группу отверстий различной формы, которые, казалось, были вырезаны в стене. Более амбициозная модель с арматурой колеса из каменных стоек появилась в соборе Санлис в 1200 году. Аналогичное окно в ранней готике было построено для фасада Шартрского собора в 1215 году. Вскоре за ним последовало окно высокой готики собора. Фасад Лаонского собора (1200-1215 гг.). [18] В 1215 году были завершены два больших окна трансепта Шартрского собора. Они стали образцом для многих подобных окон во Франции и за ее пределами. Количество витражей в Шартре было беспрецедентным – 164 ниши площадью 2600 м². 2 (28 000 кв. футов) витражей. Удивительно большое количество оригинального стекла все еще находится на месте. [19]

Вскоре после появления окна-розы в высокой готике готические архитекторы, опасаясь, что интерьеры соборов будут слишком темными, начали экспериментировать с окнами гризайль , которые подчеркивали важные фигуры в окнах, а также осветляли интерьеры. Они использовались в соборе Пуатье в 1270 году, а затем в Шартрском соборе около 1300 года. Большие полосы полупрозрачного серого стекла были окружены цветными фигурами Христа, Девы Марии и других выдающихся предметов. [14]

Узор — это термин, обозначающий замысловатые узоры тонких каменных стержней и ребер, которые использовались для поддержки стекла и украшения окон-розеток , а также других окон и проемов. Его также все чаще использовали на внешних и внутренних стенах в виде каменных ребер или лепнины для создания все более сложных форм, таких как слепые аркады. Эту форму называли слепым узором. [20]

В западном окне Шартрского собора использовалась ранняя форма, называемая ажурным узором, — геометрический узор из отверстий в каменной кладке, заполненных стеклом. До 1230 года строители Реймсского собора использовали в апсиде часовни более сложную форму, называемую решетчатым узором. Это был узор из заостренных кругов, сделанных из тонких заостренных каменных брусков, выступающих внутрь. [20] Эта модель была использована и развита в окнах трансепта Шартрского собора , Амьенского собора и других соборов высокой готики. После середины XIII века окна стали украшать еще более крупными и сложными узорами, напоминающими свет, льющийся наружу, что и дало название стилю Rayonnant . [20]

Скульптура

[ редактировать ]

Скульптура была неотъемлемой частью высокой готики. Он украшал фасады, стены, колонны и другую архитектуру внутри и снаружи. Это не считалось декоративным; он был задуман как визуальная Библия для многих прихожан, которые не умели читать.

Вероятно, некоторые из скульпторов, создававших скульптуру трансептов Шартра, отправились на север, в Реймс, где работа началась в 1210 году, а также, возможно, в Амьенский собор, где работы начались в 1218 году. Тем не менее, скульптура каждой церкви имеет свои особенности. собственные отличительные характеристики. Скульптура Амьена демонстрирует влияние древнеримской скульптуры, особенно в реалистично смоделированной драпировке их одежды. Выражения лиц пассивны, а жесты минимальны, что создает ощущение спокойствия и безмятежности. Скульптура Реймса демонстрировала такое же спокойствие. [21]

Совершенно другой, более натуралистичный стиль высокой готики появился на западном фасаде Реймсского собора в 1240-х годах. Это была работа скульптора, известного как Йозеф Реймсский, названный в честь ярко улыбающейся статуи Святого Иосифа, которую он сделал для фасада. Он также создал Улыбающегося Ангела . Это знаменитое произведение было снесено с собора во время бомбардировки во время Первой мировой войны, но было тщательно собрано и сейчас находится на своем первоначальном месте. [22] Реймс также известен Галереей королей, скульптурным изображением французских королей, коронованных в Реймсе, которое начинается на фасаде и продолжается на внутренней стороне фасада.

Еще одной отличительной чертой скульптуры высокой готики было растительное оформление капителей колонн нефа. Они были выполнены в искусно обработанных растительных формах, дополненных птицами и другими существами. Это было сделано по древнеримской модели и использовалось в Сен-Дени, но в Реймсе они стали гораздо более реалистичными и подробными. По мере того как работа продолжалась в нефе на западе, листва становилась все более обильной и наполнялась жизнью. Эту модель копировали в готических соборах сначала во Франции, а затем и по всей Европе. [23]

  1. ^ Jump up to: а б с «Высокая готика», Британская онлайн-энциклопедия (по подписке), получено в феврале 2024 г.
  2. Британская энциклопедия онлайн (по подписке), «Высокая готика»
  3. ^ «Скульптура высокой готики», Британская энциклопедия онлайн, получено в феврале 2024 г. (по подписке)
  4. ^ Jump up to: а б с д Уоткин 1986 , с. 132.
  5. ^ « Églises de l'Oise работы Доминика Вермана, подстраница собора Бове » . Архивировано из оригинала 1 мая 2023 г. Проверено 2 мая 2023 г.
  6. ^ Онлайн-энциклопедия Британская энциклопедия (по подписке), «Высокая готика»
  7. ^ Браннер, Роберт (1965). Сент-Луис и придворный стиль в готической архитектуре . Лондон: А. Цвеммер. ISBN  0-302-02753-Х .
  8. ^ Jump up to: а б Миньон 2015 , с. 26.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж Миньон 2015 , с. 28.
  10. ^ Jump up to: а б Миньон 2015 , с. 29.
  11. ^ Уоткин 1986 , с. 135.
  12. ^ Уве 2019 , стр. 23.
  13. ^ Jump up to: а б Дюшер 2014 , с. 42.
  14. ^ Jump up to: а б с Частель 2000 , с. 146.
  15. ^ Мило 2015 , с. 19.
  16. ^ Уве 2019 , стр. 20.
  17. ^ О'Рейли 1921 , Глава первая, Loc. 2607 (текст проекта Гутенберг).
  18. ^ Частель 2000 , с. 144–146.
  19. ^ Частель 2000 , с. 129.
  20. ^ Jump up to: а б с «Трассе» . Британская энциклопедия . Проверено 11 июля 2020 г.
  21. ^ Мартиндейл 1993 , с. 48.
  22. ^ Мартиндейл 1993 , с. 50–51.
  23. ^ Мартиндейл 1993 , с. 51.

Библиография

[ редактировать ]

По-английски

[ редактировать ]

На французском языке

[ редактировать ]
  • Частель, Андре (2000). Французское искусство досредневековья Средневековья (на французском языке). Фламмарион. ISBN  2-08-012298-3 .
  • Дюшер, Роберт (2014). Характеристика стилей (на французском языке). Фламмарион. ISBN  978-2-0813-4383-2 .
  • Миньон, Оливье (2015). Архитектура готических соборов (на французском языке). Издания Ouest-France. ISBN  978-2-7373-6535-5 .
  • Рено, Кристоф и Лазе, Кристоф, Стили архитектуры и мебели , (2006), Жиссеро (на французском языке); ISBN   9-782877-474658
  • Венцлер, Клод (2018), Готические соборы - средневековый вызов , Éditions Ouest-France, Ренн (на французском языке) ISBN   978-2-7373-7712-9
  • Путеводитель по наследию во Франции (2002 г.), Éditions du Patrimoine, Centre des Monuments Nationaux (на французском языке) ISBN   978-2-85822-760-0
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 32324cc5fad267629c242353d7886851__1722547260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/32/51/32324cc5fad267629c242353d7886851.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
High Gothic - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)