Высокая готика
Высокая готика — период готической архитектуры 13 века, примерно с 1200 по 1280 годы, когда была построена серия изысканных и богато украшенных соборов исключительной высоты и размера. Наиболее заметно оно появилось во Франции, во многом благодаря поддержке короля Людовика IX (1226–1270). [1] Целью архитекторов высокой готики было обеспечить максимально возможный свет из витражей и вызвать трепет у прихожан церкви роскошным декором. [1]
Высокая готика была периодом, а не конкретным стилем; в период высокой готики Районант преобладал стиль . Известные высокие готические соборы в стиле Районант включали Реймсский собор , Амьенский собор , Буржский собор , Шартрский собор и собор Бове . [2]
Нововведения периода высокой готики включали сокращение уровней интерьера нефа с четырех до трех путем слияния готического трифория и фонаря . Это позволило сделать витражи гораздо большего размера, которые наполнили соборы светом. [1] Добавленное внутреннее освещение потребовало более богатого внутреннего убранства, которое было обеспечено за счет добавления каменных узоров на стенах.
В этот период также использовалась реалистичная скульптура для украшения как внутреннего, так и внешнего вида, особенно церковных порталов. На это повлияла древнеримская скульптура, недавно обнаруженная в Италии. [3]
Британские и американские историки делят эпоху готики на три периода: раннеготическая архитектура ; Высокая готика, включая искусственный стиль, и поздняя готика, включая яркий стиль. Французские историки делят эпоху на четыре похожих этапа: первичную готику , классическую готику или классическую готику , искусственную готику и позднюю готику, или яркую . Во французских терминах первые образцы высокой готики являются классическими, но большинство примеров — искусственными. Высокую готику часто называют кульминацией готического стиля. [4] [5]
История
[ редактировать ]Ранние образцы районной высокой готики появились в Реймсском соборе , где ранний узор барной стойки между 1215 и 1220 годами был добавлен Амьенского собора . Элементы высокой готики также появились в хорах и фонарях , которые были перестроены после 1236 года, а также в базилике Сен-Дени . когда трансепты и неф были перестроены после 1231 года. [6] Трансепт Шартрского собора перестраивался после пожара в новом стиле до 1225 года. [4]
Королевский покровительство соборам и другой готической архитектуре было расширено Людовиком VIII Франции и особенно Людовиком IX Франции , или Святым Людовиком; который спонсировал окна-розетки трансепта Rayonnant в соборе Нотр-Дам в 1250-х годах и построил Сент-Шапель в качестве своей королевской часовни, освященной в 1248 году. [7] [4] Высокая готика была экспортирована в другие части Европы. Самым ярким примером немецкой высокой готики, или Хохготика , является Кёльнский собор , строительство которого началось в 1248 году.
Французская высокая готика
[ редактировать ]- Реймсский собор , начало 1211 года, с северо-востока]
- Главный портал и боковой портал с окнами-розетками.
- Контрфорсы Реймсского собора с вершинами для дополнительного веса.
Реймсский собор был традиционным местом коронации династии Капетингов и по этой причине ему придавалось особое величие и значение. [4] Пожар 1210 года уничтожил большую часть старого собора, дав возможность построить более амбициозное сооружение. Работы начались в 1211 году, но были прерваны местным восстанием в 1233 году и возобновлены только в 1236 году. Хор был закончен к 1241 году. но работа над фасадом началась только в 1252 году и завершилась только в 15 веке, когда были завершены колокольни. [8]
В отличие от соборов ранней готики , Реймс был построен всего с тремя уровнями вместо четырех, что давало больше места для окон наверху. из четырех частей в нем также использовался более совершенный ребристый свод , который обеспечивал большую высоту и большую гармонию в нефе и хоре. Вместо чередующихся колонн и опор своды поддерживались закругленными опорами, каждая из которых была окружена группой из четырех прикрепленных колонн, принявших на себя вес сводов. В дополнение к большому окну-розе на западе к трансептам и над порталами на западном фасаде были добавлены меньшие окна-розы, занявшие место традиционного тимпана. Еще один новый декоративный элемент - ажурный слепой аркады - был прикреплен как к внутренним стенам, так и к фасаду. Даже аркбутаны были тщательно украшены; их венчали небольшие кущи со статуями святых, увенчанные башенками. Более 2300 статуй покрывали как лицевую, так и заднюю сторону фасада. [8]
Амьенский собор (1220–1266 гг.)
[ редактировать ]- Неф (до 1235 г.) с темным трифорием.
- Районантский хор (после 1236 г.) с освещенным трифорием
- Тумбочка/апсида
- Скульптура «Страшный суд» в Тимпане Западного фасада.
Строительство Амьенского собора было начато в 1220 году с целью построить самый большой собор во Франции, и им это удалось. Его длина 145 м (476 футов), ширина у трансепта 70 м (230 футов), а площадь поверхности 7700 м . 2 (83 000 кв. футов). [9] Неф был закончен к 1240 году, а хор построен между 1241 и 1269 годами. [9] Необычно то, что известны имена архитекторов: Робер де Люзарш, Тома и Рено Кормоны. Их имена и изображения находятся в лабиринте нефа. [9]
Огромные размеры собора потребовали фундамента глубиной 9 м (30 футов). Неф состоит из трех частей и шести пересечений, а хор имеет двойные боковые части и заканчивается полукруглым амбулаторием с семью расходящимися часовнями. Трехуровневый фасад Амьена, как и Реймса, предшествовал Шартрскому собору, но существенно отличался. Большие аркады имеют высоту восемнадцать метров, что соответствует общей высоте трифория и высоких окон над ними. Трифорий был более сложным, чем Шартр, и имел тройные пролеты с окнами-трилистниками, состоящими из двух тонких остроконечных стрельчатых окон, увенчанных окном-розой, похожим на клевер. [9] Высокие окна также имели поразительно сложную конструкцию; в нефе каждое состояло из четырех высоких стрельчатых окон, увенчанных тремя маленькими розами; а в трансепте верхние окна имеют целых восемь отдельных ланцетов. [9]
Своды имеют исключительную высоту - 42,4 м (139 футов). Их поддерживают массивные опоры, состоящие из четырех колонн, которые придают нефу поразительное ощущение вертикальности. Высота стен, особенно шевета, стала возможной благодаря высоким аркбутанам, делающим два прыжка к стене при поддержке изящной системы арок. [9]
Снаружи наиболее примечательной особенностью высокой готики является качество скульптуры трех крыльца, украшенных в общей сложности пятьдесят двумя статуями в их первоначальном состоянии. Самые знаменитые из них находятся на центральном западном портале, посвященном Страшному суду, где доминирует статуя Христа, дающего благословение, которая образует центральную колонну дверного проема. [10] Во время интенсивной уборки собора в 1992 году были обнаружены следы краски, свидетельствующие о том, что вся внешняя скульптура изначально была окрашена яркими красками. Сейчас это иногда воспроизводят, проецируя цветной свет на собор ночью. [10]
Собор Бове (начало 1225 г.)
[ редактировать ]- С запада
- Апсида, с востока
- Хор и трансепт собора Бове (после 1284 г.)
Собор Бове в Пикардии по своей структуре является образцом районной готики. Это был самый амбициозный и самый неудачный из проектов Высокой Готики. Его целью было стать самым высоким из всех соборов. Хор был построен высотой 48,5 метров (159 футов). Однако, скорее всего, из-за недостаточного фундамента и поддержки своды хора рухнули в 1284 году. Хор был модифицирован и перестроен, были закончены многоугольная апсида и яркие трансепты, а также в 1569 году была добавлена новая центральная башня высотой 153 метра (502 фута), что сделало Бове на какое-то время самым высоким сооружением в мире. Однако в 1573 году центральная башня рухнула. Некоторые части были модифицированы или реконструированы, но башня так и не была перестроена, а неф так и не был достроен. Сегодня установлены опоры для стабилизации трансепта. Бове остается величественным, но незавершенным образцом архитектуры высокой готики. [11]
Немецкая высокая готика
[ редактировать ]Кельнский собор (хор 1248–1322 гг., западная часть 1880 г.)
[ редактировать ]- Вид с востока
- Хор с зажженным трифорием
Строительство готического собора Кельна было начато в 1248 году тем же архиепископом Конрадом фон Хохштаденом , который способствовал избранию Вильгельма Голландского правителем Священной Римской империи завершить правление династии Гогенштауфенов , чтобы таким образом . Сходство с Амьенским собором ограничивается хором. Башни были спроектированы на большую высоту, тогда как в Амьене башни немного выше крыши нефа. Хор был закончен в 1322 году, а украшение амбулатории — в 1360 году, но в 1528 году строительство прекратилось до 1823 года, а западные части собора были завершены лишь в 1880 году.
Утрехтский собор (1295 г.)
[ редактировать ]- Апсида и часовни снаружи
- Хор, внутри
Епископство Утрехта было суфражистом Кельна . В 1456 году епископ Генрих I ван Вианден , бывший капитуляром (ректором ) Кёльнского собора, заложил первый камень Утрехтского собора . Его амбулатория была завершена в 1295 году. Готическая замена старого романского нефа началась еще в 1467 году, а позднеготический неф был разрушен штормом в 1674 году.
Характеристики
[ редактировать ]Планы
[ редактировать ]Планы соборов высокой готики были очень похожи. Они были чрезвычайно длинными и широкими, с минимальным трансептом и максимальным внутренним пространством. Это сделало возможным проведение гораздо более масштабных церемоний и возможность принимать большее количество паломников. Особенностью плана Шартрского собора был слегка наклоненный пол. Это было сделано для облегчения уборки собора после ухода паломников, ночевавших внутри церкви. [12]
- Реймсский собор , строительство которого началось в 1211 году.
- Амьенский собор , 1220 – ок. 1266
- Собор Бове , 1190–1255 гг., неф, в этом плане нижняя часть, так и не был построен.
Возвышения
[ редактировать ]Во многом благодаря эффективности аркбутанов и шестичастным ребристым сводам все основные соборы высокой готики, за исключением Буржа, использовали трехуровневый фасад, исключив трибуны и сохранив большую галерею первого этажа, трифорий и фонарь. или высокие окна. Верхние окна, в частности, увеличились в размерах и закрыли почти всю верхнюю стену. Аркады также выросли в высоту, занимая половину стены, так что трифорий представлял собой лишь узкую полосу. [13] Верхние окна часто делались из полупрозрачного стекла гризайль, которое пропускало больше света, чем цветные витражи. [14]
- Фасад Шартра: галерея внизу, Трифорий посередине и фонарь наверху.
- Трифории сводов и верхние окна Амьенского собора [14]
- Трехчастный фасад нефа Реймсского собора
Своды, опоры и столбы
[ редактировать ]Во всех соборах высокой готики, за исключением Буржского собора, использовался новый четырехчастный ребристый свод , который позволял более равномерно распределить вес между опорами и колоннами нефа. В церквях ранней готики использовались чередующиеся опоры и колонны, чтобы выдерживать различный вес шестичастных сводов.
В 1192 году Нотр-Дам, имевший шестичастные своды, ввел новый вид опор; центральная колонна, окруженная четырьмя сцепленными валами. Колонны поддерживали галерею, а валы продолжались вверх в виде колонн, прикрепленных к стенам и поддерживающих своды. Вариации такого рода опор придали большую гармонию облику нефа. У них часто были капители, украшенные цветочной скульптурой. Они появились в Шартре, а затем в различных формах были найдены во всех соборах высокой готики. [13]
- Массивные колонны, окруженные колоннетами и увенчанные цветочными капителями Реймсского собора.
- Своды трансепта и колонны Амьенского собора
Летающий контрфорс
[ редактировать ]Аркбутан был важной особенностью архитектуры высокой готики; без них была бы невозможна большая высота и большие верхние окна. Контрфорсы с арками, отделенными от стен, существовали и в более ранние периоды, но они, как правило, были небольшими, располагались близко к стенам и часто были скрыты внешней архитектурой. В высокой готике контрфорсы были почти такой же высоты, как и само здание. массивный и предназначенный для того, чтобы его видели; они были украшены башенками и скульптурами.
Контрфорсы использовались для поддержки верхних окон апсиды аббатства Сен-Жермен-де-Пре , построенного в 1063 году. [15] а затем в Нотр-Дам де Пари . Затем их использовали более амбициозно для поддержки верхних стен Шартрского собора . Первые аркбутаны Шартра были построены на опорах стен нефа и хора более раннего собора. Они имели двойную арку, усиленную небольшими колоннами, похожими на спицы колеса. Каждая маленькая колонна с основанием и капителью была высечена из цельного каменного блока. Наверху каждой арки имелось что-то вроде каменной пирамиды для придания дополнительного веса. Позже к нефу и хору над спицевыми арками был добавлен второй набор арок, которые стали длиннее и добавили большей прочности. [16]
Подобные контрфорсы были добавлены к каждому из соборов высокой готики. Контрфорсы каждого собора были уникальны, имели свою особую форму и убранство. Контрфорсы собора Бове, последнего и самого высокого собора высокой готики, настолько высоки и многочисленны, что практически скрывают собор.
- Двойные арки апсиды Реймсского собора , увенчанные каменными шпилями для большего веса.
- Летающие контрфорсы Амьенского собора
- Контрфорсы практически скрывают хор собора Бове.
Витражи и окно-роза
[ редактировать ]Тип небольшого круглого окна, называемого окулусом , использовался в романских церквях. [17] Фасад базилики Сен-Дени имел раннее окно-розетку на западном фасаде. Это было сделано с помощью пластинчатого узора , где рисунок представлял собой группу отверстий различной формы, которые, казалось, были вырезаны в стене. Более амбициозная модель с арматурой колеса из каменных стоек появилась в соборе Санлис в 1200 году. Аналогичное окно в ранней готике было построено для фасада Шартрского собора в 1215 году. Вскоре за ним последовало окно высокой готики собора. Фасад Лаонского собора (1200-1215 гг.). [18] В 1215 году были завершены два больших окна трансепта Шартрского собора. Они стали образцом для многих подобных окон во Франции и за ее пределами. Количество витражей в Шартре было беспрецедентным – 164 ниши площадью 2600 м². 2 (28 000 кв. футов) витражей. Удивительно большое количество оригинального стекла все еще находится на месте. [19]
Вскоре после появления окна-розы в высокой готике готические архитекторы, опасаясь, что интерьеры соборов будут слишком темными, начали экспериментировать с окнами гризайль , которые подчеркивали важные фигуры в окнах, а также осветляли интерьеры. Они использовались в соборе Пуатье в 1270 году, а затем в Шартрском соборе около 1300 года. Большие полосы полупрозрачного серого стекла были окружены цветными фигурами Христа, Девы Марии и других выдающихся предметов. [14]
- Стекло в хоре Амьенского собора
- Западная роза Реймсского собора (1252–1275 гг.)
- Окна собора Бове
- Окна-розетки северного трансепта, Шартрский собор (1250-1260 гг.)
Узор — это термин, обозначающий замысловатые узоры тонких каменных стержней и ребер, которые использовались для поддержки стекла и украшения окон-розеток , а также других окон и проемов. Его также все чаще использовали на внешних и внутренних стенах в виде каменных ребер или лепнины для создания все более сложных форм, таких как слепые аркады. Эту форму называли слепым узором. [20]
В западном окне Шартрского собора использовалась ранняя форма, называемая ажурным узором, — геометрический узор из отверстий в каменной кладке, заполненных стеклом. До 1230 года строители Реймсского собора использовали в апсиде часовни более сложную форму, называемую решетчатым узором. Это был узор из заостренных кругов, сделанных из тонких заостренных каменных брусков, выступающих внутрь. [20] Эта модель была использована и развита в окнах трансепта Шартрского собора , Амьенского собора и других соборов высокой готики. После середины XIII века окна стали украшать еще более крупными и сложными узорами, напоминающими свет, льющийся наружу, что и дало название стилю Rayonnant . [20]
Скульптура
[ редактировать ]Скульптура была неотъемлемой частью высокой готики. Он украшал фасады, стены, колонны и другую архитектуру внутри и снаружи. Это не считалось декоративным; он был задуман как визуальная Библия для многих прихожан, которые не умели читать.
Вероятно, некоторые из скульпторов, создававших скульптуру трансептов Шартра, отправились на север, в Реймс, где работа началась в 1210 году, а также, возможно, в Амьенский собор, где работы начались в 1218 году. Тем не менее, скульптура каждой церкви имеет свои особенности. собственные отличительные характеристики. Скульптура Амьена демонстрирует влияние древнеримской скульптуры, особенно в реалистично смоделированной драпировке их одежды. Выражения лиц пассивны, а жесты минимальны, что создает ощущение спокойствия и безмятежности. Скульптура Реймса демонстрировала такое же спокойствие. [21]
Совершенно другой, более натуралистичный стиль высокой готики появился на западном фасаде Реймсского собора в 1240-х годах. Это была работа скульптора, известного как Йозеф Реймсский, названный в честь ярко улыбающейся статуи Святого Иосифа, которую он сделал для фасада. Он также создал Улыбающегося Ангела . Это знаменитое произведение было снесено с собора во время бомбардировки во время Первой мировой войны, но было тщательно собрано и сейчас находится на своем первоначальном месте. [22] Реймс также известен Галереей королей, скульптурным изображением французских королей, коронованных в Реймсе, которое начинается на фасаде и продолжается на внутренней стороне фасада.
Еще одной отличительной чертой скульптуры высокой готики было растительное оформление капителей колонн нефа. Они были выполнены в искусно обработанных растительных формах, дополненных птицами и другими существами. Это было сделано по древнеримской модели и использовалось в Сен-Дени, но в Реймсе они стали гораздо более реалистичными и подробными. По мере того как работа продолжалась в нефе на западе, листва становилась все более обильной и наполнялась жизнью. Эту модель копировали в готических соборах сначала во Франции, а затем и по всей Европе. [23]
- « Улыбающийся ангел » (1236–1245) из Реймсского собора.
- Скульптура в галерее королей Реймсского собора.
- Центральный тимпан на фасаде Амьенского собора
- Точно вылепленная растительность (конские каштаны) на капителях колонн Реймсского собора.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Высокая готика», Британская онлайн-энциклопедия (по подписке), получено в феврале 2024 г.
- ↑ Британская энциклопедия онлайн (по подписке), «Высокая готика»
- ^ «Скульптура высокой готики», Британская энциклопедия онлайн, получено в феврале 2024 г. (по подписке)
- ^ Jump up to: а б с д Уоткин 1986 , с. 132.
- ^ « Églises de l'Oise работы Доминика Вермана, подстраница собора Бове » . Архивировано из оригинала 1 мая 2023 г. Проверено 2 мая 2023 г.
- ^ Онлайн-энциклопедия Британская энциклопедия (по подписке), «Высокая готика»
- ^ Браннер, Роберт (1965). Сент-Луис и придворный стиль в готической архитектуре . Лондон: А. Цвеммер. ISBN 0-302-02753-Х .
- ^ Jump up to: а б Миньон 2015 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Миньон 2015 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б Миньон 2015 , с. 29.
- ^ Уоткин 1986 , с. 135.
- ^ Уве 2019 , стр. 23.
- ^ Jump up to: а б Дюшер 2014 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б с Частель 2000 , с. 146.
- ^ Мило 2015 , с. 19.
- ^ Уве 2019 , стр. 20.
- ^ О'Рейли 1921 , Глава первая, Loc. 2607 (текст проекта Гутенберг).
- ^ Частель 2000 , с. 144–146.
- ^ Частель 2000 , с. 129.
- ^ Jump up to: а б с «Трассе» . Британская энциклопедия . Проверено 11 июля 2020 г.
- ^ Мартиндейл 1993 , с. 48.
- ^ Мартиндейл 1993 , с. 50–51.
- ^ Мартиндейл 1993 , с. 51.
Библиография
[ редактировать ]По-английски
[ редактировать ]- Бони, Джин (1985). Французская готическая архитектура двенадцатого и тринадцатого веков . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-05586-1 .
- Уве, Э (2019). Миллер, Малкольм Б. (ред.). Шартр - Путеводитель по собору . Издания Уве. ISBN 2-909575-65-9 .
- Мартиндейл, Эндрю (1993). Готическое искусство . Темза и Гудзон. ISBN 978-2-87811-058-6 .
- Уоткин, Дэвид (1986). История западной архитектуры . Барри и Дженкинс. ISBN 0-7126-1279-3 .
- О'Рейли, Элизабет Бойл (1921). Как Франция строила свои соборы - исследование двенадцатого и тринадцатого веков . Харпер и братья.
На французском языке
[ редактировать ]- Частель, Андре (2000). Французское искусство досредневековья Средневековья (на французском языке). Фламмарион. ISBN 2-08-012298-3 .
- Дюшер, Роберт (2014). Характеристика стилей (на французском языке). Фламмарион. ISBN 978-2-0813-4383-2 .
- Миньон, Оливье (2015). Архитектура готических соборов (на французском языке). Издания Ouest-France. ISBN 978-2-7373-6535-5 .
- Рено, Кристоф и Лазе, Кристоф, Стили архитектуры и мебели , (2006), Жиссеро (на французском языке); ISBN 9-782877-474658
- Венцлер, Клод (2018), Готические соборы - средневековый вызов , Éditions Ouest-France, Ренн (на французском языке) ISBN 978-2-7373-7712-9
- Путеводитель по наследию во Франции (2002 г.), Éditions du Patrimoine, Centre des Monuments Nationaux (на французском языке) ISBN 978-2-85822-760-0