Английские готические витражи
Деталь окна Дерева Иессея из Кентерберийского собора (конец 12 – начало 13 вв.) | |
Годы активности | 12-17 века |
---|---|
Расположение | Англия |
Английские готические витражи были важной особенностью английской готической архитектуры , появившейся между концом 12 и концом 16 веков. Они превратились из узких окон, заполненных мозаикой из кусочков стекла глубокого цвета, в гигантские окна, заполнявшие целые стены, с полной гаммой цветов и более натуралистичными фигурами. В более поздних окнах фигуры часто окрашивались серебряной морилкой , эмалевыми красками и блестели стеклами . В более поздних окнах использовались большие площади белого стекла или гризайли , чтобы привнести больше света в интерьер.
Английские готические окна следовали примерно той же эволюции стилей, что и английская архитектура: они следовали окнам в нормандском или романском стиле , начиная с конца 12 века. несколько позже, чем во Франции. В 13 веке появился Декорированный стиль , который разделился на два периода: более поздний — более витиеватый криволинейный . Следующим и последним периодом была перпендикулярная готика , которая просуществовала до 16 века, дольше, чем в континентальной Европе.
Большая часть оригинального стекла была разрушена во время английской Реформации и заменена современной работой. Однако образцы оригинального стекла можно найти в Кентерберийском соборе , Уэллсском соборе , Йоркском соборе и Вестминстерском аббатстве .
Конец XII — конец XIII века: ранняя английская готика.
[ редактировать ]Характеристики
[ редактировать ]- Окно Сета и Адама из Кентерберийского собора (конец 12 – начало 13 вв.)
- Лицо из окна Томаса Бекета Кентерберийского собора (конец XII – начало XIII вв.)
- Реверс окна Томаса Бекета с изображением ведущих и железных решеток (конец 12 - начало 13 вв.)
- Часть окна Дерева Иессея, Йоркский собор (конец 12 – начало 13 вв.)
Основными характеристиками раннего английского стекла являются глубокие насыщенные цвета, особенно глубокие синие и рубиново-красные цвета, часто с полосами и неравномерным цветом, что добавляет им привлекательности; их мозаичность, состоящая из совокупности маленьких кусочков; важность железной работы, которая становится частью дизайна; и простой и смелый стиль изображения лиц и деталей. [1]
Все эффекты изображения создаются цветами осколков стекла. Единственный медальон в Кентерберийском соборе с изображением Ноева ковчега размером не более квадратного фута (0,1 м). 2 ), содержит более пятидесяти кусочков стекла голубого, зеленовато-голубого, зеленого и кусочков белого стекла для морской пены. [1]
Второй важной особенностью была обработка железа. В ранних окнах, до появления каменного узора , свинцовые панели стекла были вставлены в железную решетку или каркас из вертикальных и горизонтальных стержней, образующих квадраты. Каркас стал частью дизайна. В некоторых случаях, например в верхних окнах, фигуры были настолько большими, что заполняли все окно. В нижних окнах, ближе к глазу, каждое квадратное пространство было заполнено одним предметом или изображением, обычно обрамленным кругом. Это называлось окном-медальоном. [1]
Детали ранних окон добавлялись путем нанесения коричневой эмали, которая затем обжигалась на стекле. На стекле были выцарапаны надписи и узоры; не было моделирования светотени. [1]
В конце 13 века окна постепенно становились более живописными, изысканными и маньеристскими, следуя примеру иллюминированных рукописей. Они использовали тонкий узор узоров окон, добавляли декоративные иллюстрации на полях и часто помещали центральные фигуры под сложными арками и навесами. [2]
Окна гризайль стали более популярными в 13 веке, потому что они пропускали больше света. Их часто украшали цветочными мотивами, такими как цветы вишни и плюща, по краям. Знаменитый набор этих окон находится в Мертон -колледже в Оксфорде, датируемый концом 13 или началом 14 века. Они изображают апостолов, а также дарителя окна Генриха де Маунсфельда, который появляется примерно в двадцати медальонах. [2]
История
[ редактировать ]- Окно Томаса Бекета в Кентерберийском соборе (13 в.)
- Окно доброго самаритянина из собора Санса (13 в.)
- Окно «Пять сестер» в Йоркском соборе (13 в.)
- Панно из Йоркского собора, изображающее легенду о Святом Николае, спасающем троих детей от маринования (13 в.)
- Окно гризайль в Мертон-колледже, Оксфорд (13 век)
Готический стиль в витражах впервые появился во Франции в 1142 году, когда были посвящены витражи в амбулатории базилики Сен-Дени . Самые ранние существующие окна в этом стиле в Англии, вероятно, находятся в Кентерберийском соборе , включая окно Мафусаила в фонарном помещении хора. Хор Кентербери был уничтожен пожаром и был восстановлен Вильгельмом Санским , французским мастером-каменщиком из Санса, привнесшим в Англию французский готический стиль.
Лучше всего сохранилось восточное окно в части часовни под названием «Корона Бекета», в которой только четыре или пять из двадцати четырех медальонов являются более поздними копиями. Окно Томаса Бекета имеет декоративную окантовку с повторяющимся геометрическим узором, называемую «мозаичной пеленкой», которая стала обычной чертой английских окон того периода. Еще одна новаторская особенность этого окна — фон из синей эмали, нарисованный на стекле, а затем процарапанный в виде рисунка подгузника. Это также стало общей чертой более поздних английских окон. [3]
Окно Томаса Бекета в Кентербери напоминает окно Томаса Бекета в Санском соборе во Франции, где Беккет провел свое изгнание, и дом Уильяма Санса, архитектора реконструкции Кентербери. Оба окна, вероятно, были изготовлены одними и теми же мастерами.
Во время гражданской войны в Англии в 1642–1643 годах пуритане-иконоборцы атаковали окна по всему собору, взбираясь по лестницам и размахивая пиками, чтобы разбить стекла, что они считали идолопоклонством. Однако в четырех окнах часовни Троицы сохранилась большая часть оригинального стекла, а остальные были отреставрированы в 19 веке с имитацией старого стекла. Еще одно важное окно XIII века — окно «Пять сестер» в Йоркском соборе (около 1260 г.), особенно примечательное большими размерами и плотностью изображений. Популярное название окну дал Чарльз Диккенс. [2] Другая коллекция ранних окон находится в Иерусалимской палате Вестминстерского аббатства , построенной Генрихом III Английским , зятем Людовика IX Французского , создателя Сент-Шапель . К сожалению, сохранилось лишь небольшое количество оригинальных медальонов. [2]
14 век: декорированный стиль.
[ редактировать ]В 14 веке произошли серьезные изменения в стиле и технике английских окон. Частично это было вызвано изменениями в архитектуре английских соборов и церквей, а также техническими изменениями. инновации, такие как использование серебряной морилки для окраски стекла. [4] Он примерно соответствовал английскому архитектурному стилю под названием «Декорированный» , который, в свою очередь, был разделен на два периода: более ранний геометрический , в котором узор обычно представлял собой прямые линии, кубы и круги; и более поздний Curvilinear , в узоре которого использовались изящно изогнутые линии. [5]
Во второй половине 14 века, примерно после 1360 года, в Англию пришла перпендикулярная готика . Это привело к постоянному сокращению количества цветного пространства в окнах и появлению все большего количества гризайлей. Увеличилось количество ланцетов, выросло количество маленьких окон над ланцетами, заполняющих пространство стены. [6]
Характеристики
[ редактировать ]- Сцена воскресения из Уэллсского собора (начало XIV в.)
- Западное окно Йоркского собора в криволинейном декорированном стиле с ярким верхом в форме сердца (14 в.)
- Восточное окно Уэллсского собора (14 в.)
- Приорат Дирхерст, Глостер, Святая Екатерина (слева) (начало 14 века) и Святой Альфедж Кентерберийский (справа) (начало 15 века)
Английские соборы были расширены за счет большего количества небольших часовен, каждая из которых требовала больше света. Это означало, что окна больше не могли полностью состоять из мозаики из маленьких круглых медальонов глубоких и насыщенных цветов, как в XII и XIII веках. В каждом отсеке была группа высоких узких стрельчатых окон, обычно увенчанных несколькими маленькими круглыми или клеверными окнами. Каждый ланцет вместо множества маленьких фигурок в медальонах имел одну главную фигуру в каждой секции, обычно святого или апостола, из цветного стекла, окруженную и оттененную изящными узорами из белого или слегка тонированного стекла. Края часто украшались узорами из цветов, плюща и других растений или геометрическими бордюрами, а верх и низ окон украшались птицами, ангелами и гротесками. Стекло в верхней части окна часто также заполнялось расписными архитектурными деталями, такими как арки, башенки и навесы, которые гармонировали с архитектурой самой церкви. Фигуры в окнах свидетельствовали о влиянии средневековых рукописей; позы были более естественными. [4]
Стекло XIV века также продемонстрировало технические улучшения; благодаря использованию песка и других ингредиентов более высокого качества, а также улучшенным методам нагрева и формирования стекла, оно стало тоньше, прозрачнее и более однородным по цвету. Оно потеряло большую часть дымчатого и полосатого вида, который придавал очарование стеклу ранней готики. [4]
Серьезным изменением в стекле XIV века стало значительное сокращение количества осколков стекла в одном окне, что придало ему мозаичный вид. Это стало возможным благодаря технике, называемой серебряной морилкой , при которой на внешнюю сторону окна добавлялся очень тонкий слой стекла, смешанный с соединениями серебра, в частности нитратом серебра. В зависимости от используемой формулы получался светло-желтый, оранжевый или зеленый цвет, который мог быть очень ярким, а в блестящем стекле его можно было поцарапать для получения более тонких тонов и оттенков. [6]
Перпендикулярный стиль в стекле характеризовался не только вертикальными линиями, но также цветом и распределением стекла. Синий и рубиновый фоны занимали всю высоту каждой альтернативной секции. Синий светлее и серее, чем у декорированного стекла. Белый цвет стал преобладать, особенно в фигурах, только что тронутых желтой морилкой. [7]
История
[ редактировать ]- Дерево Иессея или «Золотое окно» на западе Уэллсского собора (1340–1345 гг.) с использованием серебряной морилки для придания ему золотого цвета.
- Деталь короля Ине, Уэллсский собор (14 в.)
- Деталь окон часовни Леди, Уэллсский собор
Первое использование серебряного пятна в Англии было в Йоркском соборе примерно в 1309 году. [6] а к концу века он очень широко использовался в английских мастерских и постепенно изменил характер английских окон. Однако в английских окнах роспись зачастую была едва заметной. Самое изысканное украшение заключалось не в расписном стекле, а в узоре каменных стоек и железных решеток, образующих каркас окна. [8] Примеры включают западное окно Йоркского собора , стекло которого было украшено криволинейной формой, но узор которого, особенно в верхней части окна, напоминал узор более позднего французского яркого стиля. Извилистая форма наверху дала окну прозвище «Сердце Йоркшира».
Другими важными примерами Украшенного стиля являются Окно Древа Джесси, или «Золотое окно», окрашенное серебряной морилкой, в Уэллсском соборе (ок. 1345 г.). [9] [10] Другие включают окна хора часовни Мертон-колледжа в Оксфорде, подаренные Генри де Мамесфельдом. Оксфордский собор и церковь аббатства Тьюксбери в Глостершире содержат ранние белые окна, окрашенные серебряной морилкой. [8]
Окна-розетки
[ редактировать ]- Глаз декана, Линкольнский собор (завершен в 1235 г.)
- Деталь окна-глаза декана
- Глаз епископа, Линкольнский собор , украшенный криволинейным стилем (завершено в 1330 году)
- Деталь окна «Епископский глаз»
Окна-розетки были редкостью в английских готических соборах, но в соборе Линкольна было два прекрасных примера: Глаз декана в северном трансепте и Глаз епископа в южном трансепте. Строительство «Глаза декана» было начато епископом французского происхождения святым Хью Линкольнским в период ранней готики в 1192 году и завершено в 1235 году. Строительство «Глаза епископа» было завершено только столетие спустя, в 1330 году, в украшенном криволинейном стиле. .
15-начало 16 века: перпендикулярная и международная готика.
[ редактировать ]Характеристики
[ редактировать ]- Большое восточное окно, часовня Королевского колледжа , Кембридж
- Окно Мертон-колледжа в Оксфорде , демонстрирующее преобладание белого цвета.
- Перпендикулярное большое восточное окно Йоркского собора
- Фрагмент Великого восточного окна «Адам и Ева, грехопадение» (1405–08).
Благодаря использованию живописи, серебряной морилки и блестящего стекла фигуры стали более натуралистичными, с затенением и большим количеством деталей. На стиль оказали влияние сложные ниши и своды перпендикулярной архитектуры с многочисленными декоративными колонетами, ребрами и ажурным декором, распространяющимся вверх и поперек сводов. Это поощряло использование окон с изображением сонмов ангелов в верхних окнах. В витринах портреты жертвователей сменили геральдика и гербы богатых клиентов. Продолжалось использование бледного фона, особенно белых панелей, изящно украшенных цветами, животными и гербами, которые окружали и оттеняли более красочные главные фигуры. [11]
Во второй половине XV века ранняя традиция окружения фигур нарисованными архитектурными элементами в окнах стала менее распространенной, и фигуры стали появляться на более разнообразном фоне, например, на пейзажах. [11]
Совершенствование техники росписи по стеклу стекловидной эмалью ускорило тенденцию к реализму и живописности. [ нужны разъяснения ] стиль. Дизайн английских окон стал более интимным и анекдотическим. [12]
В эпоху поздней готики проблема иногда заключалась не в том, как добавить больше света в насыщенно окрашенные окна, а в том, как добавить больше цвета в бледно-белые окна. Даже плоть фигур обычно была белой. В окне XV века редко более четверти площади было составлено из цветного стекла. [7] Чтобы добавить больше цвета, иногда к фону добавляли светлый цвет. Красочные фигуры занимали окна южного трансепта Йоркского министра, окруженные нежными цветными камнями или панелями, а не белым фоном. Дополнительный цвет был придан за счет добавления штрихов золота (с серебряной морилкой) к окрашенным архитектурным навесам, вершинам и крокетам вокруг фигур и над ними. [7]
Перпендикулярный стиль требовал более длинных фигур, чтобы заполнить высокие узкие окна. В окнах Колледжа Олл Соулс фигуры занимали примерно половину длины окна. Пространство над фигурой было заполнено расписными архитектурными деталями. Лица в поздней готике были прорисованы более тонко, чем в более ранних стилях, на развитие которых повлияла фламандская живопись. [7]
История
[ редактировать ]- Дебют витражей эпохи Возрождения из собора Крайстчерч в Оксфорде (1516–1526 гг.)
- Окно эпохи Возрождения в соборе Крайстчерч в Оксфорде работы Авраама ван Линге (17 век)
Международный готический стиль, возникший в первой половине 15 века, был окончательной формой европейской готики, заимствованной у французских, голландских и немецких художников и оказавшей влияние на английский стиль. Немецкая гравюра и фламандская живопись того периода оказали особое влияние на витражи не только в Англии, но и по всей Европе. [11]
Английский перпендикулярный стиль оказал еще одно большое влияние. [11] Производство нового стекла было в изобилии, несмотря на Войну роз . Английские мастера по стеклу открыли важные мастерские в Йорке, Норидже и Оксфорде, которые обслуживали клиентов в близлежащих регионах. В число этих клиентов входили не только соборы и знать, но и богатые купцы и землевладельцы, которым нужны были впечатляющие окна для своих новых резиденций. [11]
У стекольщиков выработался собственный стиль, и их имена стали известны. Примерами были Томас Оксфордский, который сделал окна часовни Уильяма Уикхемского колледжа в Винчестере, и Уильям Ковентри, стекольщик Великого восточного окна в Йоркском соборе (1405–1408). Другим примером был Джон Прудд , королевский стекольщик, который изготовил стекло для часовни Бошампа церкви Святой Марии в Уорике, которая была сдана в эксплуатацию в 1447 году. [12] Другими важными примерами нового стиля были восточное окно монастыря Грейт-Малверн в Вустершире (1423–1439 гг.) И окна часовни Колледжа всех душ в Оксфорде (1441–47 гг.). [12]
Еще одно важное влияние оказала фламандская живопись. Англия установила тесные торговые и политические связи с Фландрией, и фламандские стекольщики начали прибывать в Англию, что вызвало некоторые споры с Лондонской гильдией стекольщиков. Несколько важных английских работ, таких как окна в церкви Фэрфилд в Глостершире и в часовне Королевского колледжа в Кембридже , вероятно, были созданы фламандскими художниками, такими как Дирк Валлет. К началу 17 века искусство английских готических окон находилось в окончательном упадке. Некоторые из последних окон, например, окна Авраама Ван Линге в соборе Крайст-Черч в Оксфорде , были просто похожи на большие картины, рассматриваемые через сетку ведущих линий. [12]
Разделительная линия между готическим витражом и стеклом эпохи Возрождения традиционно проводится примерно в 1530 году. Первая важная группа окон эпохи Возрождения в Англии была введена в эксплуатацию между 1516 и 1526 годами и установлена в часовне Королевского колледжа в Кембридже . [13]
См. также
[ редактировать ]Примечания и цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Арнольд 1913 , Глава III.
- ^ Jump up to: а б с д Бризак 1994 , с. 74.
- ^ Арнольд 1913 , Глава IV.
- ^ Jump up to: а б с Бризак 1994 , с. 83.
- ^ Смит 1922 , стр. 45–47.
- ^ Jump up to: а б с Бризак 1994 , с. 92.
- ^ Jump up to: а б с д День 1897 года , Глава XVI — «Позднеготические окна».
- ^ Jump up to: а б Бризак 1994 , с. 96.
- ^ Лебедь 1984 , с. 193.
- ^ «Уэллсский собор» . Фотоархив средневековых витражей. Архивировано из оригинала 27 декабря 2013 года . Проверено 10 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Бризак 1994 , с. 120.
- ^ Jump up to: а б с д витражи в Британской энциклопедии
- ↑ День 1897 года , Глава XVII — «Окна шестнадцатого века».
Библиография
[ редактировать ]- Арнольд, Хью (1913). Витражи средневековья в Англии и Франции . Лондон: Адам и Чарльз Блэк. (Полный текст проекта Гутенберг)
- Брисак, Катрин (1994). Витраж (на французском языке). Париж: Ла Мартиньер. ISBN 2-73-242117-0 .
- Дэй, Льюис (1897). Окна: книга о витражах и росписях . Лондон: Б.Т. Брастфорд. (Полный текст проекта Гутенберг)
- Дюшер, Роберт (1988). Характеристика стилей (на французском языке). Париж: Фламмарион. ISBN 2-08-011539-1 .
- Мартиндейл, Эндрю (1967). Готическое искусство . Темза и Гудзон. ISBN 2-87811-058-7 .
- Смит, А. Фриман (1922). Английская церковная архитектура средневековья — элементарный справочник . Т. Фишер Анвин .
- Лебедь, Вим (1984). Готический собор . Омега. ISBN 978-0-907853-48-0 .
- Уоткин, Дэвид (1986). История западной архитектуры . Барри и Дженкинс. ISBN 0-7126-1279-3 .