Jump to content

Готическая светская и домашняя архитектура

Колокольня Брюгге , выдающийся образец гражданской готической архитектуры.
Нориджская ратуша , 1404–13 гг.
Окна 1360-х годов, Старая ратуша ( Ратхаус ), Регенсбург (построена в 1245 году) [1]

Готическая архитектура — это стиль архитектуры, который процветал в период высокого и позднего средневековья . Он развился из романской архитектуры , на смену ей пришла архитектура эпохи Возрождения .

Готическая архитектура, зародившаяся во Франции XII века и просуществовавшая до XVI века, наиболее известна как архитектура многих великих соборов , аббатств и церквей Европы. Это также архитектура многих нерелигиозных зданий, таких как замки , дворцы , ратуши , ратуши , университеты и, в менее заметной степени, частные жилища.

Хотя светская и гражданская архитектура в целом была подчинена по важности церковной архитектуре, значение гражданской архитектуры росло по мере развития Средневековья. Дэвид Уоткин , например, пишет о светской готической архитектуре в современной Бельгии : «Однако именно светская архитектура, гильдии и ратуши ее процветающих торговых городов делают Бельгию уникальной. Их великолепие часто превосходит современное великолепие. церковные основы, в то время как их декоративный язык не остался без влияния на такие церкви, как Антверпенский собор ». [2] Другим исключением была венецианская готическая архитектура , которая наиболее характерна для многих сохранившихся дворцовых фасадов.

Политический

[ редактировать ]

В конце XII века Европа была разделена на множество городов-государств и королевств. Территория, охватывающая современную Германию, южную Данию, Нидерланды, Бельгию, Люксембург, Швейцарию, Австрию, Словению, Чехию и большую часть северной Италии (исключая Венецию и Папское государство ), номинально входила в состав Священной Римской империи , но местные правители осуществляли значительные автономия. Франция , Дания, Польша , Венгрия , Португалия , Шотландия , Кастилия , Арагон , Наварра , Сицилия и Кипр были независимыми королевствами, как и Анжуйская империя , чьи короли Плантагенеты правили Англией и большими владениями на территории, которая впоследствии стала современной Францией. [3] Норвегия попала под влияние Англии, тогда как другие скандинавские страны, страны Балтии и Польша находились под влиянием торговых контактов с Ганзейским союзом . Анжуйские короли принесли готическую традицию из Франции в Южную Италию , а короли Лузиньяны представили французскую готическую архитектуру на Кипре.

Зал рыцарей — Крак де Шевалье , графство Триполи , Сирия

По всей Европе в это время наблюдался быстрый рост торговли и связанный с этим рост городов. [4] [5] В Германии и Низинах были большие процветающие города, которые росли в относительном мире, в торговле и конкуренции друг с другом или объединялись ради взаимного богатства, как в Ганзейском союзе. Гражданское строительство имело большое значение для этих городов как признак богатства и гордости. Англия и Франция оставались в значительной степени феодальными и создавали величественную внутреннюю архитектуру для своих королей, герцогов и епископов, а не величественные ратуши для своих бюргеров .

Суконные ряды Ипра , построенные в 1304 году, реконструированные после Первой мировой войны.
Ребристый свод Ллотха -де-ла-Седа , Валенсия , работы Пере Компте и Жоана Иварры, 1482 год. [6]
Башня Белен , Лиссабон , работа Франсиско де Арруда, 1519 год. [6]

Религиозный

[ редактировать ]

в Католическая церковь это время преобладала по всей Европе, влияя не только на веру, но также на богатство и власть. Епископы назначались церковью и часто управляли крупными поместьями как настоящие князья. В период раннего Средневековья наблюдался быстрый рост монашества , при этом преобладали несколько различных орденов, широко распространявших свое влияние. Прежде всего были бенедиктинцы , чьи монашеские учреждения значительно превосходили по численности любые другие в Англии. Частично их влияние заключалось в том, что они имели тенденцию строить внутри городов. Клюнийский ордены были распространены во Франции, а и цистерцианский великий монастырь Клюни разработал формулу хорошо спланированной монашеской территории, которая затем на протяжении многих столетий оказывала влияние на все последующее монастырское строительство, включая жилые помещения. [4] [5]

Географический

[ редактировать ]

С 10 по 13 века романская архитектура стала общеевропейским стилем и манерой строительства, затронув здания в таких далеких друг от друга странах, как Ирландия, Хорватия, Швеция и Сицилия. В то время развитие готической архитектуры затронуло ту же самую обширную географическую территорию, но принятие готического стиля и методов строительства различалось от места к месту, как и проявления готического вкуса. Близость некоторых регионов означала, что современные границы страны не определяют стилевые различия. С другой стороны, некоторые регионы, такие как Англия и Испания, обладали определяющими характеристиками, которые редко можно увидеть где-либо еще, за исключением тех случаев, когда они были перенесены странствующими мастерами или переведены епископами. Региональные различия, очевидные в романский период, часто становятся еще более очевидными в готический период.

Доступность местных материалов повлияла как на конструкцию, так и на стиль. Во Франции известняк был легко доступен в нескольких сортах, причем очень мелкий белый известняк Кана предпочитался для скульптурного оформления. В Англии был грубый известняк и красный песчаник, а также темно-зеленый мрамор Пурбек , который часто использовался для изготовления архитектурных элементов.

В Северной Германии, Нидерландах, северной Польше, Дании и странах Балтии местный строительный камень был недоступен, но существовала сильная традиция строительства из кирпича. Получившийся в результате стиль, кирпичная готика , в Германии и Скандинавии называется «Backsteingotik» и ассоциируется с Ганзейским союзом. В Италии для укреплений использовался камень, но для других построек предпочитался кирпич. Из-за обширных и разнообразных месторождений мрамора многие здания были облицованы мрамором или остались без отделки фасада, чтобы это можно было сделать позже.

Доступность древесины также повлияла на стиль архитектуры: в Скандинавии преобладали деревянные постройки. Доступность древесины повлияла на методы строительства крыш по всей Европе. Считается, что великолепные крыши с балками-молотами в Англии были задуманы как прямой ответ на нехватку длинной прямой выдержанной древесины к концу средневекового периода, когда леса были уничтожены не только для строительства огромных крыш, но и для строительства огромных крыш. судостроение. [4] [7]

Новые города, градостроительство и урбанизация

[ редактировать ]
Vicar's Close , чисто средневековая жилая улица в Уэллсе , Англия.
Четырехцентровая арка Чейн -Гейт, Уэллс , вход в Викарий-Клоуз.
Йоркская ратуша , 1449–1459 гг. [8]

В эпоху высокого и позднего средневековья в Европе было основано несколько новых городов и поселков. Начиная с XII века, урбанизация снова начала медленно распространяться по Европе, где городское развитие после падения Римской империи в целом остановилось или имело очень ограниченные масштабы. Со временем, когда города росли и создавались новые города, это стимулировало политическое развитие, которое постепенно начало бросать вызов феодальной системе господствовавшей в то время . Растущая мощь городов отражалась в возведении ратуш, гильдий и других торговых и гражданских зданий. [2] Как отмечалось выше, региональные различия в структуре политической власти отражаются в архитектуре средневековых городов.

Хотя большинство городов в эпоху готики росли в течение длительного периода более или менее бессистемно, есть несколько примеров централизованного городского планирования того периода. Несколько новых городов, построенных по сетке, были основаны на юге Франции в 13 и 14 веках и известны как Бастиды . [9] Эти города и поселки имели свои особенности: «Эти бастиды, специально построенные на незанятой земле, сразу отличались от старых средневековых деревень с извилистыми улочками, которые разрастались волей-неволей на протяжении десятилетий. Бастиды приняли правильную квадратную сетку древнеримских городов с аркадная рыночная площадь в центре. В большинстве случаев церковь располагалась сбоку от площади, что указывало на приоритет, отдаваемый торговле». [10] Город Эг-Морт на юге Франции представляет собой необычайно крупный пример сознательно перепроектированного, если не совершенно нового, города.

В Англии был задуман, но так и не реализован полностью симметричный план для Нью-Винчелси , одного из так называемых Пяти портов , постов по торговле вином в Кенте и Сассексе . [2] В Англии также находится старейшая чисто жилая улица с оригинальными зданиями, сохранившимися в Европе, — Vicar's Close в Уэллсе, Сомерсет , улица, запланированная к 1360-м годам. [11] В Уэльсе Эдуард I построил ряд замков и прилегающих к ним новых городов в рамках политики поселений с намерением умиротворить недавно завоеванное княжество Уэльс. Кернарфон и Конви - два таких запланированных города регулярной планировки. [12]

Колокольня Гента , начатая в 1313 году Яном ван Хельстом и Яном Брукаром. (современный шпиль) [13]
Палаццо Публико и площадь Пьяцца дель Кампо, Сиена.

Не только новые, основанные города имели обширные строительные правила. В Лондоне , Флоренции , Париже , Венеции и многих небольших городах Испании и Италии существовали правила, касающиеся не только высоты и формы зданий, но также, например, регулирования ширины улиц, выступа крыш и правил, касающихся обращения с отходами, дренажа и пожарной безопасности. правила. Пьяцца дель Кампо в Сиене , Италия, является одним из самых ранних примеров «последовательного городского планирования по эстетическим принципам, возможно, впервые со времен античности». [2] Официальные правила, регулирующие размеры дворцов, выходящих на площадь, датируются 1298 годом. На знаменитой площади доминирует Палаццо Публико , ратуша. С ростом благосостояния и возникающим чувством гражданской гордости такие ратуши, как Палаццо Публико, часто становились образцом растущей уверенности городов. В городах северной Италии это развитие началось рано, и многие готические ратуши и другие гражданские памятники в значительной степени сохранились до наших дней. [2]

За пределами Италии наблюдался сильный рост торговли, не в последнюю очередь в Нидерландах , а также вдоль рек Рейн и Рона . Современная Бельгия по праву славится своими хорошо сохранившимися средневековыми городами, такими как Брюгге и Гент , а также богатым наследием некоторых из лучших образцов гражданской готической архитектуры, таких как огромные ратуши Монса , Гента , Левена и Ауденарде . [2]

Любек , основанный в 1143 году, быстро зарекомендовал себя как центр Ганзейского союза и источник вдохновения для городов, основанных и расширявшихся в регионе Балтийского моря , поскольку значение торговых путей в этом районе росло. Пример Любека повлиял и способствовал аналогичному архитектурному развитию во многих городах региона, хотя, конечно, с местными вариациями. Яркие примеры таких ганзейских городов с богатым средневековым наследием включают Висбю , [14] Таллинн , [15] Торунь , [16] Штральзунд и Висмар [17] чтобы назвать несколько. Характерной чертой многих из этих городов является широкое использование кирпича в так называемом стиле кирпичной готики . [2]

Замки, крепости и военные сооружения

[ редактировать ]
Замок Торрелобатон в Испании, строительство которого началось в 1406 году.

Немногие страны Европы могут соперничать с Испанией по количеству хорошо сохранившихся готических замков, построенных в основном в 15 веке. Типичными примерами этих часто суровых, строго военных построек являются Торрелобатон , Эль-Барко-де-Авила и Монтеалегре замки . Нетипичным, но изобретательным образцом готической архитектуры является полностью круглый замок Бельвер на острове Майорка , построенный в 1300-1314 годах для Якова II Майоркского архитектором Пере Сальва. [2]

Во Франции в период позднего средневековья, особенно во время Столетней войны , было построено большое количество новых феодальных замков и городов-крепостей. Обычно французские замки того времени имели в центре круглую или многоугольную крепость. Примеры включают замки в Жизоре и Провене . [2]

В некоторых частях нынешней Польши и стран Балтии крестоносцы Тевтонского ордена возводили замки, так называемые Орденсбургены, на недавно завоеванных территориях. Бывшая штаб-квартира ордена крестоносцев в замке Мальборк ( нем . Мариенбург ) в Польше вместе с папским дворцом в Авиньоне является одним из величайших светских зданий средневековья. [2] Другие примеры включают Квидзын (Польша) и Турайду (Латвия).

Многие города Европы в это время были защищены более или менее обширными городскими стенами . Яркие примеры сохранившихся готических городских стен до сих пор окружают исторические центры Каркассона (Франция), Таллина (Эстония) и Йорка (Англия).

Университеты и школы

[ редактировать ]

Колледжи Оксфордского и Кембриджского университетов в Англии представляют собой выдающийся образец английской готической архитектуры. Источником вдохновения для этих английских колледжей является не архитектура монастырей, а усадебные дома 14 и 15 веков . [2] Структура колледжей изначально развивалась бессистемно, но Новый колледж Оксфорда , основанный в 1379 году, с самого начала получил плановую структуру, сосредоточенную на четырехугольнике и монастыре . Архитектурный ансамбль, включавший зал, часовню, библиотеку и жилые помещения, был спроектирован Уильямом Винфордом . Эта концепция получила дальнейшее развитие в Куинс-колледже в Кембридже в 1440-х годах и, вероятно, была разработана Реджинальдом Эли . [2] Пример колледжа, вдохновленного монастырской архитектурой, можно найти в Париже, в Колледже Бернардинов. [18] Это здание, ранее принадлежавшее Парижскому университету, было построено по заказу аббата Стефана Лексингтонского в 1245 году и построено в стиле цистерцианской архитектуры .

Больницы и богадельни

[ редактировать ]

Организация и практика больничной системы в средневековой Европе произошли от христианского монашества . Но в средние века развивались как специально построенные, иногда специализированные больницы, так и богадельни , предназначенные для предоставления жилья пожилым людям или длительно больным. В 13 веке ответственность за уход за больными постепенно взяли на себя городские общины. [19] Что касается архитектуры таких специально построенных больниц, по крайней мере в Англии, «основная планировка более крупных специально построенных больниц была вполне последовательной. Большой «лазаретный зал» с рядами кроватей с каждой стороны размещал больных и немощных. часовня была на виду — забота о душе была так же важна, как и забота о теле». [20] Известные примеры богаделен включают отель Dieu в Боне , Франция, больницу Святого Креста в Винчестере , Англия, и больницу Святого Духа в Любеке, Германия.

Среди наиболее впечатляющих достижений средневековой инженерии — строительство мостов, «сравнимых с великими соборами того периода». [21] Мосты этого периода характеризуются типично готическими стрельчатыми арками. На таких мостах нередко размещались магазины, часовни и другие постройки. [22] Это все еще можно увидеть на Понте Веккьо во Флоренции (Италия). Другими прекрасными примерами до сих пор сохранившихся средневековых мостов являются мост Сен-Бенезе или мост Авиньон , мост Валентре и мост Ортез , все во Франции, а также знаменитый Карлов мост в Праге (Чехия).

Владиславский зал в Праге (построен в 1493-1502 годах) работы Бенедикта Рейта — крупнейший светский зал позднего средневековья.
Интерьер Риддерзааля ( «Рыцарского зала»), Гаага. (1256–96, реставрация 19 и 20 веков). Вдохновлен Вестминстер-холлом. [13]

Дома и дворцы

[ редактировать ]

Чисто жилые и даже дворцовые постройки сохранились и в ряде французских городов. , Папский дворец резиденция Папы во времена Авиньонского папства , является одним из крупнейших и важнейших готических зданий в Европе. [2] Частично сохранившийся Консьержери в Париже , бывший королевский дворец, является менее сохранившимся примером средневековой дворцовой архитектуры во Франции. Дом Жака Кера в Бурже и Отель де Клюни в Париже являются примерами меньших (не королевских или папских), но все же роскошных городских резиденций периода позднего средневековья. [2]

В самом конце готического периода Бенедикт Рейт в Богемии (современная Чехия ), опираясь на местную традицию тщательно продуманного узора и изобретательности (так называемый зондерготик ), лучше всего представленную Питером Парлером , создал некоторые из наиболее сложных образцов. сложных сводов в готической архитектуре Пражского Града . Владиславский зал (построен в 1493-1502 гг.) работы Рейта — крупнейший светский зал позднего средневековья. [2] Здесь, а также на так называемой «Лестнице всадников» (также в Пражском Граде) Рейт изобрел уникальные своды: «Удивительный свод [Владиславского зала] может похвастаться переплетенными двояко изогнутыми или трехмерными лиернскими ребрами, доходящим почти до пола. Точно так же изобретательным является свод над Лестницей Всадников с ее извилистыми, асимметричными, усеченными ребрами». [2]

Замок Олите в Наварре , Испания, изначально был построен как оборонительный замок, но позже был переоборудован в чисто жилой дворец для королей Наварры. Он был оборудован такой роскошью, как сад на крыше, вольер , бассейн и логово льва. [2]

Другие постройки и здания

[ редактировать ]
Школа Пифагора , старейшее светское здание Кембриджа.

Ряд средневековых верфей, особенно Драссан. [23] в Барселоне , Испания, и Венецианский арсенал в Венеции, Италия, сохранились до наших дней. Из этих двух комплекс Драссанов является наиболее чисто готическим строительным комплексом, а венецианский арсенал, возможно, был самым важным — действительно, это был крупнейший промышленный комплекс в Европе до промышленной революции .

  1. ^ Гайдошова, Яна (2019). «Священная Римская империя (Центральная и Восточная Европа), 1075–1450». У Фрейзера, Мюррей (ред.). Всемирная история архитектуры сэра Банистера Флетчера . Том. Я (21-е изд.). Блумсбери Паблишинг Plc. стр. 928–941. дои : 10.5040/9781474207768.046 . ISBN  978-1-4742-0776-8 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Уоткин, Дэвид (2005). История западной архитектуры (4-е изд.). Нью-Йорк: Уотсон Гуптилл. ISBN  0-8230-2277-3 .
  3. ^ «Готическое искусство», раздел: «Готическая архитектура в Англии» Уте Энгеля: Англия была одним из первых регионов, принявших во второй половине XII века новую готическую архитектуру, зародившуюся во Франции. Исторические отношения между двумя странами сыграли решающую роль: в 1154 году на английский престол взошел Генрих II (1154–1189) из французской династии Плантагенетов» . половина XII века, новая готическая архитектура, зародившаяся во Франции Англии ).
  4. ^ Jump up to: а б с Банистер Флетчер, История архитектуры на основе сравнительного метода .
  5. ^ Jump up to: а б Джон Харви, Готический мир
  6. ^ Jump up to: а б Коррейя, Хорхе; Гонсалес Торнель, Пабло (2019). «Испания и Португалия, 1200–1492». У Фрейзера, Мюррей (ред.). Всемирная история архитектуры сэра Банистера Флетчера . Том. Я (21-е изд.). Блумсбери Паблишинг Plc. стр. 978–992. дои : 10.5040/9781474207768.048 . ISBN  978-1-4742-0776-8 .
  7. ^ Алек Клифтон-Тейлор, Соборы Англии
  8. ^ Историческая Англия . «Ратуша и Палатный хребет, квартал Аткинсон, Коммон-Холл-лейн и ограждающая стена, ведущая к входу в переулок (1257929)» . Список национального наследия Англии . Проверено 31 августа 2019 г.
  9. ^ «Укрепленные города Аквитании» . Туризм Аквитания. Архивировано из оригинала 24 декабря 2013 года . Проверено 21 декабря 2013 г.
  10. ^ Валлуа, Тирза (16 марта 2011 г.). «Интригующие бастиды» . Франция сегодня . Проверено 21 декабря 2013 г.
  11. ^ «Близость Викария, Уэллс» . Служба посетителей Уэллса . Проверено 21 декабря 2013 г.
  12. ^ Jump up to: а б «Замки и городские стены короля Эдуарда в Гвинеде» . ЮНЕСКО . Проверено 21 декабря 2013 г.
  13. ^ Jump up to: а б ден Хартог, Элизабет (2019). «Низкие страны, 1000–1430». У Фрейзера, Мюррей (ред.). Всемирная история архитектуры сэра Банистера Флетчера . Том. Я (21-е изд.). Лондон: Bloomsbury Publishing Plc. стр. 993–1002. дои : 10.5040/9781474207768.049 . ISBN  978-1-4742-0776-8 .
  14. ^ «Ганзейский город Висбю» . ЮНЕСКО . Проверено 21 декабря 2013 г.
  15. ^ «Исторический центр (Старый город) Таллина» . ЮНЕСКО . Проверено 21 декабря 2013 г.
  16. ^ «Средневековый город Торунь» . ЮНЕСКО . Проверено 21 декабря 2013 г.
  17. ^ «Исторические центры Штральзунда и Висмара» . ЮНЕСКО . Проверено 21 декабря 2013 г.
  18. ^ «Восемь веков истории» .
  19. ^ Буклияш, Татьяна (апрель 2008 г.). «Медицина и общество в средневековой больнице» . Хорватский медицинский журнал . 49 (2): 151–154. дои : 10.3325/cmj.2008.2.151 . ПМК   2359880 .
  20. ^ «Инвалидность в средневековых больницах и богадельнях» . Английское наследие . Проверено 22 декабря 2013 г.
  21. ^ Харрисон, Дэвид. Мосты средневековой Англии: транспорт и общество 400–1800 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-170976-0 . Проверено 22 декабря 2013 г. {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
  22. ^ Ширли-Смит, Хьюберт. «Мост (инженерный)» . Британская энциклопедия . Проверено 22 декабря 2013 г.
  23. ^ «Гражданская готическая архитектура» . Женералитат Каталонии. Архивировано из оригинала 24 декабря 2013 года . Проверено 22 декабря 2013 г.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e186a475d2af8c8c9683a3704cf768c8__1722530760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/c8/e186a475d2af8c8c9683a3704cf768c8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gothic secular and domestic architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)