Jump to content

Средневековые витражи в Швеции

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

В хорах церкви Лай на Готланде находится самый большой набор неповрежденных средневековых витражей в скандинавских странах.

Количество сохранившихся средневековых витражей в Швеции относительно невелико по сравнению с некоторыми другими европейскими странами. Всего в 37 церквях сохранилось 165 средневековых витражей с фигуративными изображениями , общая площадь которых составляет около 60 квадратных метров (650 квадратных футов), что является фрагментом первоначального количества, но все же является самым большим количеством, найденным в любой из стран Северной Европы. . Археологические данные и старые рисунки указывают на то, что когда-то их было гораздо больше.

Большинство сохранившихся стеклянных росписей датируются примерно периодом между 1225 и 1350 годами и их можно найти в основном на Готланде . Эти витражи можно условно разделить на группы по стилистическому признаку. Самые старые из сохранившихся витражей можно найти в церкви Далхема , и они демонстрируют влияние византийского искусства , вероятно, переданного через Германию, а самые последние датируются 15 и 16 веками и находятся на материковой части Швеции. Как и везде в католической Европе в средние века , витражи использовались для передачи христианских тем через изображения прихожанам церкви. Серьезное изучение средневековых витражей Швеции историками искусства началось в XIX веке. В 1964 году был опубликован полный каталог всех сохранившихся средневековых витражей Швеции.

Акварель одного из витражей бывшей церкви Эндре работы Густавы Меукова. Знания о средневековых витражах в Швеции частично основаны на таких изображениях утраченных окон.

Хотя техника изготовления витражей была известна еще до средневековья, практика украшения церквей витражами получила широкое распространение на территории нынешней Швеции впервые с 1230-х годов. [1] На Готланде , откуда родом подавляющее большинство сохранившихся витражей, витражи производились в течение сравнительно короткого промежутка времени, около полутора веков, со второй четверти XIII века до конца XIV века. . Это было время обширного церковного строительства и восстановления на острове, который разбогател за счет внешней торговли. С концом 14 века этот период подошел к концу и церковное строительство, а вместе с ним и производство витражей, прекратилось. [2] Сохранившиеся витражи из материковой Швеции датируются в основном 14 веком и позже, и в совокупности сохранившихся частей нет никакой согласованности, сравнимой с витражами на Готланде. [3] Более того, некоторые из средневековых оконных стекол, которые сегодня можно найти на материке, были родом из Готланда. [4]

Судя как по письменным источникам, так и по археологическим находкам, на протяжении всего Средневековья было принято украшать витражами церкви, расположенные в пределах нынешних границ Швеции. [1] Вообще, церкви при постройке оснащались витражами. [5] Известно, по крайней мере, по одному случаю, что витраж был подарен церкви священнослужителем . [1] но современных письменных свидетельств производства или приобретения окон, как правило, мало. [3] В тех случаях, когда настоящих окон не осталось, сведения об их существовании были получены из других источников. Некоторые из них известны благодаря более ранним изображениям, например, рисункам , сделанным Йоханом Перингшельдом витражей церкви в Гамла Уппсале . Он и другие антиквары 17-го века в первую очередь интересовались геральдическими и другими историческими следами, которые могли быть связаны со шведской знатью , поэтому они иногда делали рисунки витражей с изображением гербов , но не обязательно других витражей. [6] Позже, в течение 19-го и начала 20-го веков, историк культуры Пер Арвид Сэве и художник и педагог Густава Меуков [ св ] сделали более полные копии церковных окон, некоторые из которых впоследствии были утеряны и рассеяны, на Готланде. [7]

В других случаях фрагменты цветного стекла были обнаружены в церковных окнах или рядом с ними (например, в церкви Джумкиль ). [1] Можно также отметить, что между 1440 и 1540 годами по меньшей мере одиннадцать стекольщиков , как известно, работало в Стокгольме (по крайней мере, один из них, судя по всему, первоначально был немцем), но можно ли предполагать, что он был частью Стокгольма или нет? их навыки производства декорированного стекла вызывают разные мнения. [3] [8] Как и в остальной католической Европе, витражи играли роль в передаче христианских тем и историй прихожанам. [9] Декоративные стеклянные окна известны почти исключительно в церквях; в Швеции есть лишь несколько известных примеров светской витражной живописи того времени, очень простого, монохромного дизайна (например, в Глиммингехусе ). [10]

Сохранился лишь фрагмент этих окон. Открытое положение и хрупкий материал стеклянных окон означали, что большинство из них было потеряно в результате штормов, пожаров и насилия в последующие столетия. После Реформации новые декоративные стеклянные окна не делались, и часто старые окна заменялись прозрачным стеклом, поскольку распространялся более рационалистический взгляд на христианство. [10] Во второй половине XIX века церкви Готланда также пострадали, когда отдельные оконные стекла были сняты и проданы или переданы частным коллекционерам, включая таких общественных деятелей, как король Швеции Карл XV и художник Андерс Цорн . [11] [12] Лишь в конце XIX века витражи в некоторых случаях снова стали устанавливать. [10] [13] Первые зарегистрированные сознательные усилия по консервации и сохранению средневековых витражей на месте датируются серединой XIX века, когда британский поверенный в делах , некий г-н Гордон, выделил деньги на защиту окон в Лай и Эндре. церкви на Готланде с проволочной сеткой . [11]

Исследование и инвентаризация

[ редактировать ]

Попытки более систематического изучения средневековых витражей в Швеции начались в XIX веке. [6] Комплексное исследование собранных сохранившихся средневековых витражей на Готланде было проведено в 1940-х годах. Хотя Швеция оставалась нейтральной во время Второй мировой войны и избегала прямых военных действий , Совет национального наследия Швеции в 1939 году приказал снять все средневековые витражи на Готланде и перевезти их на материк для хранения в качестве меры предосторожности на случай войны. Исследовательская группа под руководством историка искусства Джонни Русвала воспользовалась этой возможностью, чтобы тщательно изучить все оконные стекла и опубликовала результаты в книге в 1950 году. [14] Русваль сгруппировал окна и присвоил имена предполагаемым художникам или мастерским по стилистическим соображениям. В целом Роосваль утверждал, что выявил 19 мастерских, школ или художников, производящих витражи для церквей Готланда. [15] В 1964 году историк искусства Арон Андерссон опубликовал полный перечень всех известных средневековых витражей Швеции. [1] Андерссон признает, что имена Русваля не являются именами, но использует их весьма умеренно. Он также подчеркивает трудности с определением художественного влияния разных мастерских друг на друга и того, были ли некоторые работы созданы разными мастерскими или разными художниками в одной мастерской. Он также указывает на проблемы с определением хронологии между этими предполагаемыми мастерскими и поднимает вопрос о том, насколько сложно убедительно доказать, что на Готланде вообще существовали независимые стекольные мастерские, учитывая отсутствие письменных источников. [16] [17] В стандартном многотомном издании по истории искусства Швеции Signmus svenska konstistoria 1996 года Мерет Линдгрен упоминает только три нот-имена, придуманные Русвалем. [18]

Всего в Швеции сохранилось 165 средневековых витражей с фигуративными изображениями и несколько чисто декоративных витражей, происходящих из 37 церквей страны. Из них 31 — из церквей на Готланде . Из стекол, найденных на материковой части Швеции, лишь немногие находятся на своем первоначальном месте и ни одно не находится в оригинальной раме. [19] Общая площадь средневековых витражей составляет около 60 квадратных метров (650 квадратных футов), большая часть которых относится к периоду между 1225 и 1350 годами. [1] [20] Среди стран Северной Европы Швеция имеет наибольшее количество сохранившихся средневековых витражей. [20] Однако по сравнению с такой страной, как Франция или Великобритания, это очень небольшая сумма; оставшихся в Швеции средневековых витражей не хватило бы, чтобы украсить готический собор среднего размера. [1] Очень небольшое количество средневековых витражей в последнее время также попало в Швецию; например, часовня во дворце Ульриксдаль содержит несколько панелей швейцарского происхождения, купленных шведским Карлом XV. [21]

Стиль и развитие

[ редактировать ]
Церковь Далхема: один из старейших витражей в Швеции, демонстрирующий византийское влияние, смешанное с западными атрибутами.

Несмотря на относительно короткий период времени и несмотря на то, что количество оконных стекол осталось меньше, среди витражей из Швеции можно выделить определенные стилистические характеристики и тенденции. [22] [23] [24] Особое внимание было уделено церквям на Готланде, поскольку именно оттуда поступает наибольшее количество средневековых витражей. Предполагалось, что окна в этих сельских церквях были изготовлены мастерскими, действовавшими в Висбю . Однако, за исключением Висбюского собора , все средневековые церкви Висбю сегодня находятся в руинах , поэтому в Висбю нет окон, с которыми можно было бы сравнить сохранившиеся окна. [25]

Ранний витраж

[ редактировать ]

Самые старые витражи, сохранившиеся на месте в Швеции, находятся в церкви Далхем на острове Готланд. [26] Пять из тринадцати оконных стекол восточного хора являются оригинальными; остальные датируются реставрацией, выполненной в стиле средневекового возрождения 1899–1914 годов. [27] Размер каждого оконного стекла составляет примерно 50 сантиметров (20 дюймов) на 60 сантиметров (24 дюйма). [28] Эти пять окон, вероятно, датируются ок. 12:30–12:50; Несколько более позднее окно в одной из северных стен хора (ок. 1250–1280) имеет схожие стилистические черты. Эти ранние работы характеризуются влиянием византийского искусства . Стилистически связанные работы можно найти в Западной Германии, особенно в Вестфалии , и особенно в церкви Святой Елизаветы в Марбурге . [27] [28] [29] Также были проведены сравнения с окнами в Барфюсеркирхе [ de ] [30] in Erfurt and Neukloster monastery . [25] Таким образом, византийское влияние, как видно, например, в изображении Христа Пантократора в Далхеме, вероятно, пришло с ремесленниками из западной Германии, которые, как известно, также действовали на острове в качестве торговцев в это время. Таким образом, явно западным элементом в вышеупомянутом изображении Христа является, например, крест-флаг , который держит Христос. [31] Роосваль также отмечает, что особый способ изображения волос Христа можно увидеть в окне в Далхеме, в Марбурге и в византийских мозаиках собора Чефалу на Сицилии; его вывод состоит в том, что стилистическое влияние Сицилии могло достичь Германии, возможно, через двор императора Фридриха II , а также из Германии на Готланд. [32] Помимо Далхема, оконные стекла примерно того же стиля и возраста также известны в церквях Атлингбо , Барлингбо , Экста , Эндре , Лойста , Роне , Сьонхем и Вяскинде . [33]

Ранняя готика

[ редактировать ]
Влияние ранней готики можно увидеть в контрапостах фигур в окне бывшей церкви Клинте.

В период c. В 1270–1310 гг. были изготовлены витражи для церквей Альскога , Ардре и Клинте . Окна в Альскоге светлее, чем более ранние окна в Далхеме, и, по мнению Русвала, стилистическое влияние могло прийти через Норвегию из Англии, а не из Германии, как раньше. [34] Арон Андерссон критически относится к этому предположению, но отмечает, что в композиции есть элементы, которые будут развиваться во многих интернациональной готики произведениях искусства , и особенно цитирует контрапост фигур в сцене Распятия в Клинте. Окна в Альскоге, кроме того, содержат изображения готических архитектурных элементов . [35] Однако некоторые византийские элементы все еще сохраняются, например, в изображении Тайной вечери в Альскоге. [35]

Высокая готика

[ редактировать ]

Стилистические изменения также произошли в первой половине 14 века. На Готланде сохранилось множество окон этого периода. [36] Среди немногих хорошо сохранившихся средневековых витражей на материковой части Швеции, один из церкви Скаркинд [ sv ] в Эстергётланде и три из церкви Скёллерста [ sv ] в Нярке также относятся к этому периоду. [37] [38] Единственный сохранившийся средневековый витраж из Норрланда также представляет собой высокое готическое стекло, родом из церкви Бьюрокер [ sv ] ; оно мало похоже на другие шведские стеклянные окна, но стилистически близко к окнам, найденным в аббатстве Винхаузен в Германии. [39] Однако наиболее хорошо сохранившимся набором средневековых витражей является витраж церкви Лай ; это наиболее хорошо сохранившийся набор средневековых витражей в странах Северной Европы. [40] [41] [42] На стиль этих окон, возможно, повлияло современное искусство Англии или Северной Германии (возможно, Любека ). [42] [43] Готический характер выражается через вытянутые, воздушные фигуры, воздушную композицию, тонкий орнамент и более холодную цветовую гамму. На некоторых панелях иконография также явно готическая (например, в изображении одной из фигур в сцене насмешки над Иисусом ), хотя изображение сюжета на Готланде оставалось консервативным. [44] Другими церквями с высокими готическими окнами на Готланде являются Бунге , Бурс , Эскельхем , Этельхем и Валл . [40]

Середина и вторая половина 14 века.

[ редактировать ]

Этот период в шведской литературе называется «контрготикой» и обозначает более тяжелые линии и более грубые фигуры. Цвета более резкие, а изображения более четкие, чем в предыдущих окнах, с попытками более реалистичного изображения предметов, включая попытки передать правильную перспективу . Иконография была частично обновлена, например, в обработке вертепа, ранее находившегося в церкви Хёрсне , или в относительно хорошо сохранившейся серии витражей, которая все еще находится в церкви Хейде . Последний также является последним из средневековых церковных окон, найденных на Готланде; более поздние примеры неизвестны. Они датируются концом 14 века. Другие примеры известны из церквей Барлингбо , Хаблингбо и Мастерби . [37] [45]

Позже витражи

[ редактировать ]

На материковой части Швеции сохранилось фрагментарное количество витражей 15 и 16 веков. Они существенно отличаются по стилю от более ранних работ; Вместо того, чтобы использовать несколько кусочков цветного стекла для создания своего рода мозаики, в это время использовалась техника рисования на прозрачном стекле, создавая совершенно иное впечатление. Примером может служить стеклянное стекло, изображающее Коронацию Богородицы, первоначально находившееся в церкви Торсонг [ sv ] . [37]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Линдгрен 1996 , стр. 414.
  2. ^ Андерссон 1964 , стр. 11–12.
  3. ^ Jump up to: а б с Андерссон 1964 , стр. 12.
  4. ^ Линдблом 1914 , стр. 71–72.
  5. ^ Роосваль 1950 , с. 3.
  6. ^ Jump up to: а б Андерссон 1964 , стр. 13.
  7. ^ Андерссон 1964 , стр. 14.
  8. ^ фон Бонсдорф 1996 , с. 443-447.
  9. ^ Линдгрен 1996 , стр. 413.
  10. ^ Jump up to: а б с Нисбет, Оке (1993). «Картины по стеклу и неземная красота» (на шведском языке). Шведская ассоциация по сохранению зданий . Проверено 15 февраля 2020 г.
  11. ^ Jump up to: а б Андерссон 1964 , стр. 41.
  12. ^ Бергман, Матс (1993). Силтская церковь . Церкви Швеции, искусствоведческий инвентарь (на шведском языке). Том. 215. Стокгольм: Альмквист и Викселл. стр. 60. ISBN  9789171928665 . ISSN   0284-1894 .
  13. ^ Хаас, Йонас (2005). Витражное стекло. Культурно-исторический инвентарь церковных витражей в епархии Векшё, уезд Йёнчёпинг (PDF) . Отчет об эксплуатации здания 2005:6 (на шведском языке). Музей округа Йёнчёпинг. стр. 7.
  14. ^ Роосваль 1950 , с. vii–ix.
  15. ^ Роосваль 1950 , с. 154–214.
  16. ^ Андерссон 1964 , стр. 45.
  17. ^ Андерссон 1964 , стр. 57.
  18. ^ Линдгрен 1996 , стр. 415–418.
  19. ^ Андерссон 1964 , стр. 132.
  20. ^ Jump up to: а б Андерссон 1964 , стр. 11.
  21. ^ Андерссон 1964 , стр. 148.
  22. ^ Андерссон 1964 , стр. 46–111.
  23. ^ Роосваль 1950 , с. 4–69.
  24. ^ Линдгрен 1996 , стр. 415–419.
  25. ^ Jump up to: а б Роосваль 1950 , с. 7.
  26. ^ Русваль, Джонни (1952). Церковь Далхема (в: Церкви в Халлатинге, северная часть) . Церкви Швеции, искусствоведческий инвентарь (на шведском языке). Том. 66. Стокгольм: Литографиска Анштальт Генерального штаба. стр. 184. ISSN   0284-1894 .
  27. ^ Jump up to: а б Линдгрен 1996 , стр. 415.
  28. ^ Jump up to: а б Линдблом 1914 , стр. 72.
  29. ^ Роосваль 1950 , с. 6.
  30. ^ Андерссон 1964 , стр. 46.
  31. ^ Андерссон 1964 , стр. 47.
  32. ^ Роосваль 1950 , с. 5-7.
  33. ^ Линдгрен 1996 , стр. 415–417.
  34. ^ Роосваль 1950 , с. 25–42.
  35. ^ Jump up to: а б Андерссон 1964 , стр. 85.
  36. ^ Роосваль 1950 , с. 43.
  37. ^ Jump up to: а б с Линдгрен 1996 , стр. 419.
  38. ^ Андерссон 1964 , стр. 139.
  39. ^ Андерссон 1964 , стр. 141.
  40. ^ Jump up to: а б Линдгрен 1996 , стр. 418.
  41. ^ Роосваль 1950 , с. 46.
  42. ^ Jump up to: а б Лагерлёф, Эрланд (1965). Церковь Щелока (в: Церкви на Готланде: Гарде Тинг: южная часть) . Церкви Швеции, искусствоведческий инвентарь (на шведском языке). Том. 105. Стокгольм: Эссельте. стр. 51–55. ISSN   0284-1894 .
  43. ^ Андерссон 1964 , стр. 105.
  44. ^ Андерссон 1964 , стр. 98.
  45. ^ Андерссон 1964 , стр. 124.

Библиография

[ редактировать ]
  • Андерссон, Арон (1964). Die Glasmalereien des Mittelalters in Skandinavien (Corpus vitrearum Medii Aevi Skandinavien) (на немецком языке). Стокгольм: Королевский истории и древностей Шведская королевская академия литературы, .
  • фон Бонсдорф, январь (1996). «Ремесленники в позднесредневековом Стокгольме». Ин Аугустссон, Ян-Эрик (ред.). Готическое искусство . История шведского искусства Signum (на шведском языке). Сигнум. стр. 442–450. ISBN  9187896257 .
  • Линдблом, Андреас (1914). «Старый и новый шведский витраж» . Технический журнал. Архитектура. ): 71–78 (на шведском языке) ( 44 . Проверено 27 февраля 2020 г.
  • Линдгрен, Мерет (1996). «Витраж». Ин Аугустссон, Ян-Эрик (ред.). Готическое искусство . История шведского искусства Signum (на шведском языке). Сигнум. стр. 413–419. ISBN  9187896257 .
  • Русваль, Джонни (1950). Gotland vitriarius (на шведском языке). Стокгольм: Издательство Института литографии Генерального штаба.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f728cb7d6f575f13cf27890e6e1ddeec__1711715760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/ec/f728cb7d6f575f13cf27890e6e1ddeec.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Medieval stained glass in Sweden - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)