Каталонская готика
Каталонская готика – это художественный стиль , имеющий особые характеристики в области архитектуры . Это произошло в Княжестве Каталония в составе Арагонской короны между 13 и 15 веками, что ставит его в конец периода европейской готики и в начало эпохи Возрождения . Термин каталонская готика ограничен Барселоной и ее зоной влияния ( Жирона , Северная Каталония , Балеарские острова и т. д.), которая имеет свои особенности.
Несмотря на свое название, каталонская готика отличается от готических стилей других частей Европы. В архитектуре он не стремится к чрезмерной высоте и не имеет бликов на аркбутанах , а его декор сдержан.
Исторический контекст
[ редактировать ]
Этот стиль возник из-за богатства, полученного в результате расширения графов Барселоны и Короны Арагона сначала на Лангедок и Балеарские острова , затем через Средиземное море на Сицилию , Сардинию , Неаполитанское королевство и Афинское герцогство . Это привело к требованию обновления существующих романских зданий и новых общественных зданий, а также к спросу на особняки для недавно обогащенных. Этот стиль достиг своего апогея в 15 веке. После объединения Корон Кастилии и Арагона и открытия Америки Севилья стала главным портом Испании в ущерб Барселоне.
Художественный контекст
[ редактировать ]Термины «готический стиль» и «готический город» используются применительно к местному времени. Его не следует путать с испанским или другими готическими стилями, хотя всегда использовались новейшие доступные технологии. Есть много различий, например, в арке, розетке и стойках.
В церковной архитектуре каталонская готика не стремится к большой высоте, а стремится уравновесить размеры ширины с высотой, поэтому здесь нет длинных покатых крыш, столь характерных для центральной и северной Европы, а ее контрфорсы столь же высоки, как и нефы . Нефы довольно широкие: например, в соборе Жироны он является самым широким в истории готики, в отличие от английской готики, в которой одни из самых длинных нефов. Контрфорсы проникают в здание и образуют также внутренние конструктивные пространства (боковые капеллы). В зданиях также меньше окон, потому что средиземноморский свет намного сильнее, чем в остальной Европе. Скудно украшенные, они не имеют фигуративных мотивов на колоннах и не имеют заметной сложности в сводах. Однако своды, как правило, имеют большие, скульптурные и раскрашенные замковые камни.
Основными особенностями каталонской готики по сравнению с международной готикой являются:
Каталонская готика | Международная готика |
---|---|
Унитарные пространства | Разделенные пространства |
Компактные и гладкие внешние формы | Внешние формы различной глубины |
Большие гладкие поверхности, где тело конструкция отмечена молдингами | Отсутствие гладких поверхностей. |
Использование деревянных настилов на диафрагменных арках | Малое использование этой техники |
Горизонтальность | Вертикальность |
Готовые башни на плоских крышах | Вершины и иглы |
Колокольня отдельная или над переходом или апсидой | Пара колоколен на западном фасаде |
Большая формальная чистота | Декоративизм и структурные потрясения |
Почти ликвидация трансептов | Выдающиеся трансепты |
Контрфорсы , проходящие внутрь, создают структурные пространства. | Внешние контрфорсы |
Часовни между контрфорсами | Внешние контрфорсы |
Плоские крыши | Наклонные крыши |
Преимущественно полно пробелов | Большинство пробелов заполнено |
Небольшое значение витража | Большое значение витража |
Три нефа одинаковой высоты создают ощущение единого нефа. | Большая разница в высоте между нефами |
Восторг в одном нефе | Малое использование единственного нефа |
Отличное разделение между колоннами | Небольшое расстояние между колоннами |
Использование арки над стрельчатой стрелой | Почти исключительное использование огива |
Восьмиугольный план таких предметов, как колонны, башни, купола. | Малое использование восьмиугольного плана |
Обычно очень широкий неф | Не такой широкий. Английская готика: длинная |
Большие замковые камни с ребристым сводом | Меньшие замковые камни с ребристым сводом |
В скульптуре и живописи особенности каталонской готики не столь выражены и самобытны, как итальянский или фламандский стили. Тем не менее, есть несколько известных художников, в том числе Феррер Басса , Пере Серра , Луис Боррасса , Бернат Марторель , Луис Далмау и Жауме Уге . [1]
Типология
[ редактировать ]Церковь
[ редактировать ]Сакральная архитектура имеет тенденцию объединять пространство, что достигается двумя методами: либо с помощью стройных и тонких колонн, расположенных достаточно далеко друг от друга, чтобы не прерывать вид на боковые нефы, которые часто имеют ту же высоту, что и неф, либо строительство с одним нефом. гораздо более широкого диапазона . отсутствуют Башни, обычно одна или две, представляют собой гладкие многоугольные призмы (шесть сторон, восемь сторон), трансепты , хотя церкви по проекту тамплиеров задуманы как греческие кресты .
Помимо своей роли в укреплении стен, опоры имеют два эффекта. На чертеже можно различить часовни, фасад здания снаружи сплошной и визуально плавный. Когда они появляются на главном фасаде (обычно западном), они образуют прямоугольник, обрамляющий дверной проем и, возможно, окно-розетку.

Дворец
[ редактировать ]Дворец с более широкой уличной стеной, чем другие жилые дома, типичен для буржуазных пространств 15-го века, лучшие примеры которых находятся на улице Каррер-де-Монкада в барселонском районе Рибера. В здание можно попасть через портал, и оно характеризуется внутренним двором, который является центром здания и содержит главную лестницу, открытую или полузакрытую.
На первом этаже расположены помещения для ведения бизнеса, а в мезонине может быть офис. Первый этаж отведен под жилую часть, главный зал, богато декорированный, тянется вдоль фасада, а иногда занимает его целиком. На следующем этаже расположены служебные помещения и второстепенные помещения. В некоторых дворцах есть небольшие башни, с которых можно наблюдать за городскими крышами.
магазин
[ редактировать ]В 15 веке каталонская готика использовалась в гражданской архитектуре, лучшим примером чего является Ллотха-де-Барселона , построенная между 1380 и 1392 годами. Эта лотья состояла из трех нефов, разделенных стрельчатыми арками, опирающихся на колонны с бисерными и плоскими крышами, построенными из дерева. Многие черты Ллотхи в Барселоне были заменены в 18 веке неоклассическим стилем .
Примеры
[ редактировать ]Примерами этого типа архитектуры являются Кафедральный собор Барселоны , строительство которого началось в 1298 году, или Кафедральный собор Жироны , строительство которого было начато в 1312 году, с тремя нефами, ведущими к перекрестку, где он продолжает иметь единую ширину. Его технические трудности пришлось решать совету директоров или архитекторам, посланным Короной Арагона .Другие хорошие примеры:
- Санта-Мария-дель-Мар в Барселоне .
- Палау Королевский Майор в Барселоне .
- Монастырь Педральбес в Барселоне .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Корнуделла, Рафаэль; Фава, Сезар; Масиас, Гуадайра (2011). Готическое искусство в коллекциях MNAC . Национальный музей искусств Каталонии. стр. 85–111. ISBN 978-84-8043-242-9 .