Jump to content

Мудехарское искусство

Колокольня церкви Сан-Сальвадор , Теруэль , Арагон.

Искусство Мудехар , или стиль Мудехар , представляло собой тип орнамента и декора, использовавшийся в иберийских христианских королевствах, в основном между 13 и 16 веками. Он применялся к романскому , готическому и ренессансному архитектурным стилям как конструктивные, орнаментальные и декоративные мотивы, заимствованные из тех, которые были привезены или развиты в Аль-Андалусе . [ 1 ] Эти мотивы и техники также присутствовали в искусстве и ремеслах , особенно в испано-мавританских люстрах , которые когда-то широко экспортировались по Европе из южной и восточной Испании.

Термин «искусство мудехар» был придуман историком искусства Хосе Амадором де лос Риос-и-Серрано в отношении мудехаров , которые сыграли ведущую роль во внедрении декоративных элементов исламского происхождения в иберийские христианские королевства. Мудехарами были мусульмане, которые остались на бывших территориях Аль-Андалуса после христианской Реконкисты в средние века , и им было разрешено исповедовать свою религию в ограниченной степени. Искусство мудехар ценно тем, что оно представляет собой мирное сосуществование мусульман и христиан в эпоху средневековья. [ 2 ] хотя все мусульмане и евреи в Испании в конечном итоге были вынуждены принять христианство или были сосланы в период с конца 15 века до начала-середины 16 века . [ 3 ]

Декоративные элементы Мудехар были разработаны в Иберии специально в контексте исторической архитектуры. В конце 19-го и начале 20-го века в Испании и Португалии произошло возрождение стиля неомудехар .

Этимология

[ редактировать ]
Фасад часовни Паррокьета в Ла-Сео-де-Сарагоса , Арагон , готического здания с искусной каменной кладкой в ​​стиле мудехар.

Первоначально термин «мудехар» использовался для обозначения мусульман Аль-Андалуса , которые остались после христианского завоевания контролируемых мусульманами территорий в позднем средневековье, но изначально не были обращены в христианство или изгнаны. Это было средневековое кастильское заимствование арабского слова Мудаджжан مدجن , означающего «прирученный», и относящегося к мусульманам, подчинявшимся правлению христианских королей. Этот термин, вероятно, возник как насмешка, поскольку это слово обычно применялось к домашним животным, таким как домашняя птица. [ 4 ] Термин «мудехар» также можно перевести с арабского как «тот, кому разрешено остаться», что относится к христианам, позволяющим мусульманам оставаться в христианской Иберии. Понятие «искусство-мудехар» было придумано и определено испанским историком искусства Хосе Амадором де лос-Риос-и-Серрано в его вводной речи « Стиль мудехар» в архитектуре в Академии изящных искусств Сан-Фернандо в 1859 году.

Мусульмане в средневековых христианских королевствах

[ редактировать ]

К мусульманам, жившим в средневековых христианских королевствах Пиренейского полуострова , называемым мудехарами , относились терпимо, и они могли исповедовать свою религию с определенными ограничениями. Однако вскоре после того, как последний мусульманский оплот на полуострове, Гранада , пал под властью христианской Кастилии в 1492 году, мусульмане были вынуждены выбирать между тем, чтобы стать христианами или покинуть страну, сначала в Кастилии, а вскоре и в Арагоне . Тех, кто решил принять ислам и остаться, называли мориско , и их часто подозревали в тайном исповедании ислама, и, наконец, после 1609 года они были изгнаны из Испании. [ 5 ]

То, что позволило культуре мудехар выжить и процветать в средневековых христианских королевствах, зависело от того, был ли захват христианами достигнут путем капитуляции путем переговоров или военного поражения, соотношения мусульманского и христианского населения, конкурирующих интересов монархии и папства, а также экономических потребностей. . [ нужна ссылка ] Благодаря балансу этих вещей родилось искусство мудехар. [ 6 ] В результате этих местных различий исламские влияния, которые были поглощены христианскими архитектурными практиками в разных регионах христианских королевств, сильно различались, но все они подпадают под общий термин « искусство мудехар» . [ 7 ]

Стиль мудехар в архитектуре.

[ редактировать ]
Столярные изделия в стиле мудехар , ратуша Сегорбе (бывший герцогский дворец), регион Валенсия

Стиль мудехар в архитектуре относится к применению декоративных мотивов и узоров в стиле исламского искусства к христианским стилям архитектуры. Считается, что это началось с мусульманских мастеров, которые применили традиционные конструктивные, орнаментальные и декоративные элементы, заимствованные из исламского искусства, в христианские стили архитектуры. Эти методы стали частью местных христианских строительных традиций и применялись к романским , готическим и ренессансным архитектурным стилям в расширяющихся христианских королевствах Иберии. [ 8 ] Эти декоративные методы включали каллиграфию, сложную геометрию и растительные формы, заимствованные из исламского искусства и архитектуры. [ 9 ]

Конструктивные системы мудехар были очень простыми и чрезвычайно эффективными. В качестве материалов использовался кирпич, другие искусственные каменные материалы и дерево, которым была поручена не только конструктивная, но и декоративная функция. [ 7 ] Кирпич имел большое значение как строительный материал, его маневренность и прочность, эстетические характеристики и недорогая стоимость делали его пригодным для архитектуры, которую необходимо было построить своевременно. [ 10 ]

Основные места, украшенные мудехаром, в Испании и Португалии: ранние образцы (серые) и региональные подтипы: Арагон (желтый); Кастилия и Леон (красный); Толедо (фиолетовый); Португалия (синий); Андалусия (оливково-зеленый); другое (белое)

Декорации и орнаменты в стиле мудехар включают стилизованную каллиграфию и сложные геометрические и растительные формы. Классические элементы мудехара включают подкову и многолепестковую арку, мукарны своды , альфиз (лепку вокруг арки), деревянную кровлю, обожженный кирпич, глазурованную керамическую плитку и декоративную лепнину. [ 11 ] Мудехарская штукатурка, иногда называемая Есерией , включает в себя все исламские мотивы, такие как эпиграфика, «атаурики» или арабески , а также геометрические мотивы, хотя включены и мотивы христианского искусства, такие как готические овощи и щиты. ритм исламской традиции, играющий важную роль в хроматике. Мудехар часто использует гирих геометрические украшения , которые используются в архитектуре Ближнего Востока, где в зданиях Магриба обычно используются растительные арабески . Ученые иногда считали геометрические формы, как гирих, так и сложные своды мукарн , новаторскими, а арабески - тормозящими, но в Аль-Андалусе как геометрические, так и растительные формы свободно использовались и комбинировались. [ нужна ссылка ]

Пиренейский полуостров

[ редактировать ]
Нуэстра-Сеньора-де-Лорето, Альхесарес , город Мурсия: деревянный потолок на «диафрагменных» арках
Церковь Санта-Эулалия в Тотане , регион Мурсия
Геометрический дизайн : Королевский монастырь Санта-Клары в Тордесильясе с потолком с узором гирих. артесонадо

С восстановлением христианского правления на территориях Иберии, ранее контролируемых мусульманами, появились различные методы строительства мудехар для создания зданий с использованием недорогих материалов, таких как кирпич, дерево и штукатурка. [ 12 ] Ученые общепринято, что искусство мудехар в архитектуре впервые появилось в северном городе Саагун в христианском королевстве Леон XII века . [ 13 ] Мудехар распространился на другие части Королевства Леон: известные примеры можно найти в Толедо , Авиле , Сеговии , Торо , Куэльяре , Аревало и Мадригал-де-лас-Альтас-Торрес . Позже мудехар распространился на юг Испании благодаря Королевству Кастилия . Особенно прекрасным примером эпохи Возрождения Мудехар является Дом Пилатос , построенный в начале 16 века в Севилье . В Севилье есть много других примеров искусства мудехар. считается Севильский Алькасар одним из величайших сохранившихся примеров мудехарской готики и мудехарской архитектуры эпохи Возрождения, хотя его так называемые комнаты мудехар напрямую связаны с мавританской архитектурой Насиридов Альгамбры, а не с художественными техниками мудехар; Для их строительства христианский король Педро Кастильский нанял архитекторов из тогдашнего Исламского эмирата Гранада .

Искусство мудехар возникло в северо-восточном христианском королевстве Арагон в 12 веке и включает более сотни сохранившихся образцов, расположенных преимущественно в долинах Эбро , Халон и Хилока . Его первые проявления имеют два источника: с одной стороны, дворцовая архитектура, связанная с христианской монархией, которая изменила и расширила первоначально мавританский дворец Альхаферия и сохранила исламскую декоративную традицию, а с другой стороны, традицию, которая развивала романскую архитектуру с использованием кирпичная кладка, а не каменная конструкция, которая часто демонстрирует латиноамериканские орнаменты. Примеры элементов мудехар последнего типа можно увидеть в церквях в Дароке , строительство которых было начато из камня и завершено в 13 веке кирпичными панелями мудехар.

Деревянная крыша-мудехар часовни Королевского дворца Синтры (Португалия) с 4-, 6-, 8- и 12-конечными звездами в гирих . ремнях

Португалия построила меньше зданий, украшенных мудехаром, которые обычно включали более простые элементы мудехар. Церковь Кастро-де-Авелас в Брагансе украшена кирпичной кладкой в ​​стиле мудехар. Мудехар также часто применялся к готическому стилю мануэлино в Португалии, который был очень роскошным и богато украшенным. [ 14 ] Португальское использование искусства мудехар особенно развито в 15 и 16 веках, а такие сооружения, как Дворец графов Басто и Королевский дворец, имеют характерные деревянные крыши в стиле мудехар, которые также можно найти в некоторых церквях в таких городах, как Синтра и Лиссабон. . Поскольку торговля была важной частью культуры Португалии в 16 веке, импортированные из Севильи плитки, украшенные искусством мудехар, появляются в церквях и дворцах, таких как Королевский дворец Синтры. [ 15 ]

Испаноязычная Америка

[ редактировать ]

Христианские строители и мастера принесли элементы стиля мудехар на заморские территории Испанской империи, особенно в 16 веке, дополняя архитектуру эпохи Возрождения до появления барокко. [ 16 ] «Стиль» мудехар в архитектуре наиболее точно описывается как «общий визуальный язык», а не как связная структура с конкретными правилами. Это привело к тому, что темы дизайна мудехар в Новом Свете стали рассматриваться исключительно как продолжение архитектурного сочетания, уникального для Испании. [ 17 ]

Церковь Сан-Мигель в Сукре представляет собой пример мудехара в латиноамериканской Америке , Боливия, с ее внутренним убранством и открытой планировкой . Геометрический дизайн Мудехар можно увидеть через восьмиугольный узорчатый деревянный потолок и нижнюю часть опорных арок, которые вырезаны с растительным мотивом на основе арабески . Сан-Мигель является прямым наследником мудехара и традиции расширения и умножения первоначального образца. Вокруг восьмиугольного купола есть еще несколько деревянных потолочных панелей, вырезанных по тому же узору, что и потолок церкви. [ 18 ] Кроме того, белые оштукатуренные стены демонстрируют влияние барокко на церковь, иллюстрируя транскультурацию, присущую испанской архитектуре.

Некоторые другие известные примеры дизайна мудехар в латиноамериканской Америке:

Стиль мудехар в других искусствах

[ редактировать ]

Декоративное искусство

[ редактировать ]
Ковер, вероятно, был сделан для Фадрике Энрикеса , чей герб — вертикальный лев под двумя замками с тройными башнями, окаймленными якорями и веревками — трижды повторяется в центре поля. Художественный музей Филадельфии
Деталь плитки в стиле мудехар из дворцового сада Карла V в Севилье .

Ремесленники мудехар принесли в христианские королевства сложные геометрические узоры, встречающиеся в плитке , кирпичной кладке , резьбе по дереву , штукатурке , керамике и декоративных металлах Аль-Андалуса. Предметы, а также потолки и стены часто украшались богатым и сложным орнаментом, поскольку художники мудехар были заинтересованы не только в передаче чуда, ключевой особенности исламского искусства и архитектурных традиций, но и в передаче роскоши материалов и орнамента. [ 19 ] Многие декоративные искусства применялись в архитектуре, например, облицовка плиткой и керамикой, а также резьба. [ 20 ]

Чтобы оживить поверхности стен и пола, искусство мудехар разработало сложные плитки узоры . Мотивы на плитке часто абстрактны, больше опираются на растительные узоры и отклоняются от фигуральных изображений (что характерно для исламских работ). Цвета изразцов периода Мудехар намного ярче и живее, чем в других европейских стилях. Производственный процесс также был типичным для технологий, которые использовались в исламской Иберии: плитка обжигалась перед тем, как ее разрезали на более мелкие, более удобные в обращении части. Такой подход означал, что плитка и глазурь меньше сжимались в процессе обжига и более четко сохраняли свой рисунок. Это позволило укладывать плитки ближе друг к другу с меньшим количеством затирки, делая композиции более сложными и сплоченными. [ 20 ]

Керамика

[ редактировать ]
Христианская испано-мавританская посуда : блестящая посуда в стиле мудехар с фигуративными мотивами животных и псевдокаллиграфией.

Керамика была сложной формой искусства в период исламского правления на Пиренейском полуострове, а керамика в стиле мудехар создавалась на основе методов, разработанных в предыдущие века исламского искусства. [ 21 ] Гончарные центры по всей Испании – например, Патерна , Толедо , Севилья – сосредоточились на изготовлении самых разных предметов, от чаш и тарелок до подсвечников. Керамика в стиле мудехар обычно обрабатывалась в трех «стилях»: зелено-фиолетовая посуда (марганцево-зеленая), ( кобальтовая ) синяя посуда и позолоченная посуда ( люстровая посуда ). Ремесленники мудехар представили свои усовершенствованные методы глазурования в средневековой Европе, где керамика мудехар из Манисеса, Патерны и Теруэля была самой популярной. Прозрачную глазурь можно было получить путем смешивания свинца и олова для получения непрозрачной блестящей белой глазури, а на глазурованные и обожженные поверхности наносились смеси оксидов металлов для создания блестящего декора. [ 22 ] Эта техника сохранилась с периода Насридов . Обычно мастера перед нанесением цветов наносят слой непрозрачной белой глазури. Помимо белого, синего кобальта, зеленой меди и фиолетового оксида марганца использовались для создания ярких, мерцающих поверхностей, имитирующих золото и другие драгоценные металлы. Подобно изразцу и лепнине, керамические мотивы, помимо фигуративных мотивов, каллиграфии, геометрических узоров и изображений, включали растительные узоры. В изображениях также присутствуют христианские влияния, такие как лодки, листья папоротника, сердца и замки. [ 23 ]

Нео-мудехар

[ редактировать ]
Неомудехарский стиль в офисном здании в Мадриде.

Искусство мудехар пережило современное возрождение, наиболее важным в Испании и Португалии является нео-мудехар , появившийся в конце 19 - начале 20 веков. Он сочетал в себе современную архитектуру и материалы, в том числе чугун и стекло, с арками в стиле мудехар, плиткой и кирпичной кладкой. [ 24 ]

Некоторые испанские архитектурные фирмы обратили свое внимание на строительные проекты в современном арабоязычном мире, особенно в Марокко , Алжире и Восточной Аравии , где влияние искусства Мудехар считается предпочтительным стилем жилья. Характеристики мудехара продолжают служить основой для модернизации стилей. Мусульманские архитекторы в настоящее время также добиваются больших успехов в современной архитектуре, отражая технические и инженерные достижения, а также эстетический опыт, напоминающий стили мудехар. [ 25 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Лопес Гусман, Рафаэль. Мудехарская архитектура. Стул. ISBN   84-376-1801-0 .
  2. ^ «Мудехарская архитектура Арагона» .
  3. ^ Харви, LP (16 мая 2005 г.). Мусульмане в Испании, 1500–1614 гг . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-226-31963-6 .
  4. ^ Харви 1992 , с. 4.
  5. ^ Джонс, LG (2009). Энциклопедия ислама . Факты в файле. стр. 486–487.
  6. ^ Джонс, LG (2009). Энциклопедия мировых религий. Энциклопедия ислама . Факты в файле. стр. 486–487.
  7. ^ Перейти обратно: а б Санс, А. (2018). Исторические и структурные аспекты архитектуры мудехар испанского города Гвадалахара. На 10-м Международном симпозиуме по сохранению памятников Средиземноморского бассейна . Международное издательство Спрингер. стр. 415–423. дои : 10.1007/978-3-319-78093-1_44 .
  8. ^ Гуалис, Б (2006). Мудехар: альтернативная архитектурная система в кастильской модели городского населения. Средневековые встречи . стр. 329–340. дои : 10.1163/157006706779166075 .
  9. ^ Камминс, Ф. (2017). В «Спутнике исламского искусства и архитектуры» . John Wiley & Sons, Inc., стр. 1023–1050. дои : 10.1002/9781119069218.ch39 .
  10. ^ Центр, У. «Архитектура Мудехар Арагона» . ЮНЕСКО . Проверено 30 ноября 2020 г.
  11. ^ Репутация садового гида: семена цветов, садовые семена, садовые луковицы, семена трав / . Дулут, Миннесота: Duluth Floral Co., 1930. doi : 10.5962/bhl.title.147501 .
  12. ^ Чалмета, П. (2012). «Мудехар», в: Энциклопедия ислама, второе издание .
  13. ^ Гарма, Дэвид де ла. «Архитектура Мудехар (АРТЕГИАС)» . www.arteguias.com . Архивировано из оригинала 5 февраля 2016 г.
  14. ^ «Мануэлино | архитектурный стиль» . Британская энциклопедия . Проверено 9 мая 2019 г.
  15. ^ Макрикас, Августас. «Исламское влияние на западную архитектуру» .
  16. ^ КУЭЛЬАР, ИГНАСИО ЭНАРЕС; ГУЗМАН, РАФАЭЛЬ ЛОПЕС; Судерман, Мишель; АЛЬФАРО, АЛЬФОНСО; Фокс, Лорна Скотт; ЛАРЕХ, УМАМА АУАД; Штромберг, Елена; САНЧЕС, АЛЬБЕРТО РУЙ; ЗАХАР, ЛЕОН Р. (2001). «Мудехар: вариации». Искусство Мексики (55): 81–96. ISSN   0300-4953 . JSTOR   24314027 .
  17. ^ Камминс, Томас (20 июня 2017 г.). «Мудехар Американо». Спутник исламского искусства и архитектуры . стр. 1023–1050. дои : 10.1002/9781119069218.ch39 . ISBN  9781119069218 .
  18. ^ Шерен, Ила Николь (01 июня 2011 г.). «Транскультурная архитектура: новая интерпретация эпического путешествия Мудехара» . Современность: историческое присутствие в визуальной культуре . 1 : 137–151. дои : 10.5195/contemp.2011.5 . ISSN   2153-5914 .
  19. ^ Саба, Мэтью (2012). «Аббасидская люстровая посуда и эстетика джаба». Мукарнас: Ежегодник визуальных культур исламского мира . 29 : 187–212.
  20. ^ Перейти обратно: а б Свитман, Джон; Гарднер, Арканзас (2003). Мавританский стиль . Оксфордское искусство онлайн. Том. 1. Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.t059437 .
  21. ^ «Мудехар | Испанская мусульманская община» . Британская энциклопедия . Проверено 9 марта 2019 г.
  22. ^ «Откройте для себя виртуальные выставки исламского искусства: искусство мудехар» . Музей без границ . Проверено 16 ноября 2020 г.
  23. ^ «Керамика Мудехар» . www.arteguias.com . Проверено 9 марта 2019 г.
  24. ^ Тайм-аут Мадрид (8-е изд.). Лондон: Тайм-аут. 2010. ISBN  9781846701207 . OCLC   655671274 .
  25. ^ Гонсалес, Елена. «Испанская архитектура в арабском мире». Искусство Андалусии и мудехар в международном масштабе: наследие и современность, 9 сентября 2015 г., стр. 197–211.

Библиография

[ редактировать ]
  • АРТЕИСТОРИЯ, режиссёр. Мудехарское искусство . YouTube , YouTube, 17 июня 2008 г., www.youtube.com/watch?v=xLuE7w1Zszo.
  • Босуэлл, Джон (1978). Королевское сокровище: мусульманские общины под короной Арагона в четырнадцатом веке . Издательство Йельского университета. ISBN   0-300-02090-2
  • Боррас Гуалис, Г. (2006). Мудехар: альтернативная архитектурная система в кастильской модели городского населения. Средневековые встречи, 12 (3), 329–340. https://doi.org/10.1163/157006706779166075
  • Британника, Редакторы энциклопедии. «Мануэлино | архитектурный стиль». Британская энциклопедия . Проверено 9 мая 2019 г.
  • Британника, Редакторы энциклопедии. «Мудехар». Британская энциклопедия , Британская энциклопедия, Inc., 20 июля 1998 г., www.britannica.com/topic/Mudejar.
  • Центр, У. (nd). Мудехарская архитектура Арагона. Получено 30 ноября 2020 г. с https://whc.unesco.org/en/list/378/.
  • Чалмета, П., «Мудехар», в: Энциклопедия ислама, второе издание, под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс. Консультация онлайн 30 октября 2020 г. < https://referenceworks-brillonline-com [ постоянная мертвая ссылка ] .
  • Камминс, Ф. (2017). Мудехар Американо. В «Спутнике исламского искусства и архитектуры» (стр. 1023–1050). John Wiley & Sons, Inc. https://doi.org/10.1002/9781119069218.ch39
  • Энциклопедия. «Искусство Испании и Португалии | Encyclepedia.com». www.энциклопедия.com . Проверено 9 мая 2019 г.
  • Гарма, Дэвид де ла. «Керамика Мудехар». Arte Celta (ARTEGUIAS) , 2012, www.arteguias.com/ceramica-mudejar.htm.
  • Гонсалес, Елена. «Испанская архитектура в арабском мире». Искусство Андалусии и мудехар в международном масштабе: наследие и современность, 9 сентября 2015 г., стр. 197–211.
  • Харви, LP (1 ноября 1992 г.). Исламская Испания, 1250–1500 гг . Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-226-31962-9 .
  • Харви, LP (16 мая 2005 г.). Мусульмане в Испании, 1500–1614 гг . Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-226-31963-6 .
  • Кинг, Джорджиана Годдард . Мудехар . Лонгманс Эд, 1927 год.
  • Линехан, П. (ред.), Нельсон, Дж. (ред.), Костамбейс, М. (ред.). (2018). Средневековый мир. Лондон: Рутледж, https://doi.org/10.4324/9781315102511.
  • Джонс, LG (2009). Мудехар. В Дж. Э. Кампо, Дж. Г. Мелтоне (ред.), Факты о файловой библиотеке религии и мифологии: Энциклопедия мировых религий. Энциклопедия ислама (стр. 486–487). Факты в файле. https://link.gale.com/apps/doc/CX1692200398/GVRL?u=txshracd2598&sid=GVRL&xid=8772a220
  • Макрикас, Августас. «Исламское влияние на западную архитектуру». Академия.edu , 2013.
  • Менокал, Мария Роза (2002). «Украшение мира: как мусульмане, евреи и христиане создали культуру толерантности в средневековой Испании». Литтл, Браун и Ко. ISBN   0-316-16871-8
  • Музей без границ. (2004). Откройте для себя виртуальные выставки исламского искусства: Искусство Мудехар. Получено 16 ноября 2020 г. с сайта http://islamicart.museumwnf.org/exhibitions/ISL/mudejar_art/?lng=en .
  • Рубинштейн, Ричард (2003). «Дети Аристотеля: как христиане, мусульмане и евреи заново открыли древнюю мудрость и осветили средневековье». Книги Харкорта. ISBN   0-15-603009-8
  • Саба, Мэтью. «Аббасидская люстровая посуда и эстетика джаба». Мукарнас: Ежегодник визуальных культур исламского мира 29 (2012): 187–212.
  • Санс, А. (2018). Исторические и структурные аспекты архитектуры мудехар испанского города Гвадалахара. На 10-м Международном симпозиуме по сохранению памятников Средиземноморского бассейна (стр. 415–423). Международное издательство Спрингер. https://doi.org/10.1007/978-3-319-78093-1_44
  • «Разбрасывание семян из сада Аллаха». Teposcolula Retablo , 2000, interamericaninstitute.org/work_in_progress.htm.
  • Шерен, И. (2011). Транскультурная архитектура: новая интерпретация эпического путешествия Мудехара. Современность (Питтсбург, Пенсильвания), 1, 137–151. https://doi.org/10.5195/CONTEMP.2011.5
  • Тайм-аут. "Архитектура." TimeOut Мадрид , Путеводители по тайм-ауту, 2010 г., стр. 32–34.
  • Фойгт. «Стиль плитки». История мавританской плитки , 1 января 1970 г., letstalktile.blogspot.com/2011/01/moorish-tile-history.html.
  • Вакс, Дэвид А. Культурный обмен в литературе и языках средневековой Иберии . 30 октября 2013 г., davidwacks.uoregon.edu/tag/aljamiado/.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9d45589bf31b13018af245956409a5fa__1721457120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/fa/9d45589bf31b13018af245956409a5fa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mudéjar art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)