Тулут

Тулут ( арабский : ثُلُث , Ṯuluṯ или арабский : خَطُّ الثُّلُثِ , Ḵaṭṭ-uṯ-Ṯuluṯ ; персидский : ثلث , Sols ; турецкий : Sülus , от сулут «одна треть») разновидность , арабская письменность исламской каллиграфии . Прямые угловатые формы куфика были заменены в новом письме изогнутыми и косыми линиями. В Тулуте наклонена одна треть каждой буквы, от чего и происходит название (означающее «треть» на арабском языке). Альтернативная теория значения состоит в том, что наименьшая ширина буквы составляет одну треть самой широкой части. Это элегантный рукописный шрифт, использовавшийся в средневековье для украшения мечетей . Различные каллиграфические стили произошли от Тулута путем небольших изменений формы.
История
[ редактировать ]Наибольший вклад в эволюцию письма Тулут произошел в Османской империи за три последовательных этапа, которые османские историки искусства называют «каллиграфическими революциями»:
- Первая революция произошла в 15 веке и была инициирована мастером-каллиграфом шейхом Хамдуллой . [1] [2]
- Вторая революция произошла в результате работы османского каллиграфа Хафиза Османа в 17 веке. [3] [4]
- Наконец, в конце 19 века Мехмед Шевки Эфенди придал письменности ту особую форму, которую она имеет сегодня. [5] [6] [7]
Художники
[ редактировать ]Самым известным художником, написавшим письмо Тулут в период его расцвета, считается Мустафа Раким Эфенди (1757–1826), художник, установивший стандарт османской каллиграфии, который, по мнению многих, не превзойден и по сей день. [8]
Использование
[ редактировать ]Тулут использовался для написания заголовков сур , Корана глав . Некоторые из древнейших копий Корана были написаны на Тулуте . Более поздние копии были написаны на комбинации сулута и насха или мухаккака . После 15 века насх стал использоваться исключительно.
Этот сценарий используется на флаге Саудовской Аравии , где его текст, Шахада аль- Таухид , написан на сулуте .
Стиль
[ редактировать ]Важным аспектом письма Тулут является использование хараката ( «хареке» по-турецки) для обозначения гласных звуков и некоторых других стилистических знаков для украшения письма. Правила, регулирующие первое, аналогичны правилам для любого арабского письма. Стилистические знаки имеют свои собственные правила размещения и группировки, которые позволяют проявить большую креативность в отношении формы и ориентации. Например, один из методов группировки — отделить знаки, написанные под буквами, от знаков, написанных выше.
Сценарии, разработанные на базе Тулута
[ редактировать ]С момента своего создания Тулут породил множество шрифтов, используемых в каллиграфии, и со временем допускал многочисленные модификации. Джели Тулут был разработан для использования в больших панелях, например, на надгробиях. Сценарий Мухаккак был разработан путем расширения горизонтальных секций. [ нужны разъяснения ] букв в Тулуте . В сценарий Насх внесен ряд модификаций, в результате чего размер шрифта стал меньше, а текст стал более тонким. Тауки — уменьшенная версия Тулута.
Рука, вероятно, произошла от стилей Тулута и Насха, причем последний сам произошел от Тулута .
Галерея
[ редактировать ]- Строка на сулуте, написанная Якутом аль-Мустасими (ум. 1298). Библиотека Конгресса .
- Михраб в зимнем молитвенном зале мечети Джаме в Исфахане с надписью из резной лепнины сулутом по проекту Хайдара (ум. 1325/1326)
- Мамлюкская эмалированная фляга. На его плече имеется широкая полоса с посвящением безымянному султану в Тулуте. Египет или Сирия, первая половина XIV века. Коллекция исламского искусства Халили.
- Первые страницы мамлюкского Корана с первым стихом Аль-Фатихи , написанным монументальным шрифтом сулут. Египет, конец 1350-х годов. Египетская национальная библиотека .
- Альбомный лист из муракки , написанный шейха Хамдуллы сулутом (верхняя панель) и шрифтом насх . Стамбул , 1500–1520 гг. (иллюминация 18 века). Библиотека Честера Битти .
- Надпись сулутом на южном портале Тадж-Махала , спроектированная Аманатом Ханом Ширази . Агра , между 1631–1638 гг.
- Альбомный лист из муракки , написанный Хафиза Османа сулутом (верхняя панель) и шрифтом насх . Стамбул, 1693/1694 гг. Музей исламского искусства, Берлин .
- Табличка (каллиграфическая надпись) в джели-тулуте работы Мустафы Ракима . Стамбул, 1809–1826 гг. Музей Сакипа Сабанджи .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Хюсейн Кутлу: Каллиграфия означает умение поощрять перо – Красота пера» . www.kalemguzeli.net . Проверено 17 апреля 2018 г.
- ^ Притчетт, Фрэнсис. "хамдуллах1500с" . www.columbia.edu . Проверено 17 апреля 2018 г.
- ^ Университет, Стамбул. «Стамбульский университет – научный мост из истории в будущее – 145» . www.istanbul.edu.tr . Проверено 17 апреля 2018 г.
- ^ Али, Видждан . « От буквального к духовному: развитие образа Пророка Мухаммеда от миниатюр Ильханидов 13 века до османского искусства 17 века. Архивировано 3 декабря 2004 г. в Wayback Machine ». В материалах 11-го Международного конгресса турецкого искусства под ред. М. Киль, Н. Ландман и Х. Теуниссен. № 7, 1–24. Утрехт, Нидерланды, 23–28 августа 1999 г., с. 7
- ^ «Мехмед Шевки Эфенди» . WordPress.com . 1 октября 2006 года . Проверено 17 апреля 2018 г.
- ^ «Архивная копия» . www.bilgininadresi.net . Архивировано из оригинала 5 марта 2008 года . Проверено 15 января 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Турецкое исламское искусство - Изобразительное искусство. Архивировано 30 июня 2012 г. на archive.today.
- ↑ Журнал османской каллиграфии :: РАКИМ: «Мустафа Раким» (1757–1826) :: Апрель :: 2006 г. Архивировано 6 марта 2008 г. в Wayback Machine.
Внешние ссылки
[ редактировать ]