Старый арабский хиджази
Старый хиджази арабский | |
---|---|
Курайшитский арабский | |
Область | Хиджаз ( Саудовская Аравия ) |
Эра | с 1 по 7 века |
афроазиатский
| |
Даданитский , арабский , греческий | |
Коды языков | |
ИСО 639-3 | Никто ( mis ) |
глоттолог | Никто |
Старый Хиджази — это разновидность древнеарабского языка, засвидетельствованная в Хиджазе (западная часть Саудовской Аравии ) примерно с I по VII век. Считается, что этот вариант лежит в основе коранического согласного текста (QCT), а в его более поздней версии он стал престижным устным и письменным регистром арабского языка в халифате Омейядов .
Классификация
[ редактировать ]Для древнего Хиджази характерно новаторское относительное местоимение «аллахи» ( араб . ٱلَّذِي ), «аллати» ( араб . ٱلَّتِي ) и т. д., что однажды засвидетельствовано в надписи JSLih 384 и является распространенной формой в ККТ. [1] в отличие от формы ḏ , которая в остальном обычна для древнеарабского языка.
Инфинитивное глагольное дополнение заменено подчинительным предложением ʾan yafʿala , подтвержденным QCT и фрагментарной даданитской надписью.
ККТ вместе с папирусами первого столетия после исламских завоеваний свидетельствуют о форме с l-элементом между указательной основой и дистальной частицей, происходящей из исходного проксимального набора Далика и Тилка .
Выраженные межзубные и латеральные звуки были реализованы как звонкие, в отличие от северного древнеарабского языка, где они были глухими.
Фонология
[ редактировать ]Согласные
[ редактировать ]губной | Стоматологический | Зубоальвеолярный | Палатальный | Велар | глоточный | Глоттальный | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
простой | решительный | простой | решительный | |||||||
носовой | м | н | ||||||||
Останавливаться | глухой | п q | т | тˤ | к | kʼ ~ q q | ʔ 1 | |||
озвученный | б | д | ɟ ~ г с | |||||||
Фрикативный | глухой | я | с | sˤ | ʃ | х | час | час | ||
озвученный | д | С | ðˤ | ɣ | ʕ | |||||
Боковой | ɮˤ ~ d͡ɮˤ ض | |||||||||
Хлопок / Трель | р | |||||||||
аппроксимант | л | дж | В |
Звуки в таблице выше основаны на построенной фонологии протосемитского языка и фонологии современного арабского языка Хиджази .
Примечания:
- Согласные ⟨ ض ⟩ и ⟨ ظ ⟩ были звонкими, в отличие от северного древнеарабского языка, где они могли быть глухими. [2]
- Гортанная остановка /ʔ/ была потеряна в древнем хиджази, за исключением конечного слова [aː]. [3] он до сих пор сохранился В современном хиджази в нескольких позициях.
- Исторически неизвестно, на каком этапе арабского языка произошел переход от фонем старого хиджази /p/ , /g/ , /q/ и /ɮˤ/ к современным хиджази /f/ ⟨ ف ⟩ , /d͡ʒ/ ⟨ ج ⟩ , /g/ ⟨ ق ⟩ и /dˤ/ ⟨ ض ⟩ . Однако изменение /g/ и /kʼ ~ q/ было засвидетельствовано еще в восьмом веке нашей эры, и это можно объяснить сдвигом цепи / kʼ ~ q / → /g/ → /d͡ʒ/ . [4] (См. Хиджази арабский )
гласные
[ редактировать ]Короткий | Длинный | |||
---|---|---|---|---|
Передний | Назад | Передний | Назад | |
Закрывать | я | в | я | тыː |
Средний | (и) | Э | оː | |
Открыть | а | аː |
В отличие от классического арабского языка , в старом хиджази были фонемы [ eː ] и [ oː ], которые возникли в результате сокращения древнеарабского [aja] и [awa] соответственно. Он также мог иметь короткое [e] из-за сокращения [ eː ] в закрытых слогах: [5]
ККТ свидетельствует о феномене длительной паузы в конце , которое было практически обязательным. [6]
последний общий предок | QCT (Старый Хиджази) | Классический арабский | ||
---|---|---|---|---|
*-аув- | Даава | Молитва | даа | даа |
извини | слышал | Сана | Санан | |
взять напрокат вату | Выживать | наджавату > наджх | Наджатун | |
Наджавату-ка | Ваше спасение | наджавату-ка > наджавату-к | Наджату-ка | |
*-ajv- | его спина | Хода | хаде | его грудь |
Фатюн | мальчик | судьба | фатан | |
Тукаятун | Его благочестие | тукаяту > тукх | первый | |
тукаяти-ху | Бойся его | кусок-ху > кусок-ч | тукати-привет |
Пример
[ редактировать ]Вот пример реконструированного древнего хиджази рядом с его классической формой с замечаниями по фонологии:
Старый Хиджази (реконструированный) | Классизированный (Хафс) |
---|
Примечания:
- Басмала : последние краткие гласные теряются в контексте, /l/ не усваивается в определенном артикле.
- Строка 2 : гортанная остановка теряется в /qurān/ (> /qurān), протоарабский */tišqaya/ сворачивается в /tašqē/
- Строка 3 : /taḏkirah/ < */taḏkirat/ < */taḏkirata/. Женское окончание, вероятно, было диптотическим в древнем Хиджази и без нунации. [7]
- Строка 4 : /tanzila/ из-за потери нутации и последующего удлинения. Утрата голосовой смычки в /alard/ имеет свидетельства ранних традиций писцов. [8] и поддерживается Уоршем
- Строка 5 : Исключение гласной определенного артикля в /lʿarš/ подтверждается аналогичными контекстными исключениями во фрагменте Дамасского псалма. /astawē/ с фиксированным протезом /a-/ считается отличительной чертой древнего хиджази, и многочисленные примеры можно найти во фрагменте псалма Дамаска, а поддержка этого слова также встречается в иудео-христианских арабских текстах. Слово /ʿalay/ содержит развернутый конечный дифтонг.
- Строка 8 : В древнем хиджази, возможно, было /huww/ < */huwwa/ < */hūwa/ < */hūʾa/ с изначально длинной гласной вместо /huwa/ < */huʾa/, как в классическом арабском языке. Это подтверждается написанием هو, которое указывает на согласную /w/, а не на هوا, если бы слово заканчивалось на /ū/.
- Строка 10 : Орфография обозначает /rāʾ/, от */rāʾa/ < */rāya/ < */raʾaya/ [9]
Грамматика
[ редактировать ]Протоарабский
[ редактировать ]Триптоты | Диптота | Двойной | Мужской род множественного числа | Женский род во множественном числе | |
---|---|---|---|---|---|
Именительный падеж | -и | - в | - свет | - облако | - Атун |
Винительный падеж | -ан | - а | - одинаковый | - в случае | - атин |
Родительный падеж | -в |
Протоарабские существительные могли принимать одно из пяти вышеуказанных склонений в своей основной, несвязанной форме.
Примечания
[ редактировать ]Определенный артикль распространился ареально среди центрально-семитских языков, и, казалось бы, в протоарабском языке не было какого-либо явного обозначения определенности.
Старый Хиджази (Коранический согласный текст)
[ редактировать ]Триптоты | Диптота | Двойной | Мужской род множественного числа | Женский род во множественном числе | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Именительный падеж | -∅ | ʾал-...-∅ | - ∅ | (Алан | (ал-)...-ун | (ʾal-)...-at |
Винительный падеж | -а | (ал-)...-айн | ('ал-)...-ин | |||
Родительный падеж | -∅ |
Коранический текст согласных представляет собой парадигму, несколько отличную от сафайтской, в которой нет различия по падежам с определенными триптотами, но неопределенный винительный падеж отмечается конечным /ʾ/.
Примечания
[ редактировать ]В JSLih 384, раннем примере древнего хиджази, протоцентрально-семитский алломорф /-t/ выживает в bnt, в отличие от /-ah/ < /-at/ в s. 1 лол .
Для древнего хеджази характерно новаторское относительное местоимение аллахи , аллати и т. д., которое однажды засвидетельствовано в JSLih 384 и является распространенной формой в QCT. [1]
Инфинитивное глагольное дополнение заменено подчинительным предложением ʾan yafʿala , подтвержденным QCT и фрагментарной даданитской надписью.
ККТ вместе с папирусами первого столетия после исламских завоеваний свидетельствуют о форме с l-элементом между указательной основой и дистальной частицей, происходящей из исходного проксимального набора Далика и Тилка .
Системы письма
[ редактировать ]Единственный текст, JSLih 384, составленный даданитским письмом из северо-западной Аравии, представляет собой единственный ненабатейский образец древнеарабского языка из Хиджаза.
Переходный набатейско-арабский
[ редактировать ]Растущий корпус текстов, вырезанных письмом, промежуточным между классическим набатейским арамейским языком и тем, что сейчас называется арабским письмом Северо-Западной Аравии, предоставляет дополнительный лексический и некоторый морфологический материал для более поздних стадий древнеарабского языка в этом регионе. Эти тексты дают важное представление о развитии арабской письменности от ее набатейского предка и дают важное представление о диалектах Старого Хиджази.
Арабский (Коранический текст согласных и папирусы I века)
[ редактировать ]QCT представляет собой архаичную форму древнего хиджази.
Греческий (фрагмент Дамасского псалма)
[ редактировать ]Фрагмент Дамасского псалма, написанный греческим шрифтом, представляет собой более позднюю форму престижного разговорного диалекта Империи Омейядов, который, возможно, имеет корни в Старом Хиджази. Он имеет общие черты с QCT, такие как неассимилирующий артикль /ʾal-/ и местоименная форма /ḏālika/. Однако это показывает фонологическое слияние [ eː ] и [a ː ] и развитие нового переднего аллофона [a( ː )] в неэмфатических контекстах, возможно, реализованного [e( ː )]. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Аль-Джаллад, Ахмад (27 марта 2015 г.). Очерк грамматики сафайских надписей . Брилл. п. 48. ИСБН 9789004289826 .
- ^ Аль-Джаллад, Ахмад (2015). «О безмолвном рефлексе *ṣ́ и *ṯ ̣ в дохилальском магрибском арабском языке» . Журнал арабской лингвистики (62): 88–95.
- ^ Путтен, Марин ван. «*ʔ в кораническом тексте согласных - представлено на NACAL45 (9–11 июня 2017 г., Лейден)» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Кантино, Жан (1960). Курс фонетики арабского языка (на французском языке). Париж, Франция: Книготорговец К. Клинксик. п. 67.
- ^ Путтен, Марин ван (2017). «Развитие трифтонгов в Коране и классическом арабском языке» . Арабские эпиграфические заметки . 3 : 47–74.
- ^ Стоукс, Филипп; Путтен, Марин ван. «М. Ван Путтен и П. У. Стоукс - Случай в кораническом тексте согласных» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) [ мертвая ссылка ] - ^ Аль-Джаллад, Ахмад. «Один вав, чтобы управлять ими всеми: истоки и судьба вава на арабском языке и его орфография» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Люди чащи: свидетельства существования нескольких писцов одного архетипического коранического текста» . Блог Феникса . Проверено 1 июня 2017 г.
- ^ «Вы видите глагол «видеть»?» . Блог Феникса . Проверено 14 августа 2017 г.