Jump to content

Северо-западные семитские языки

Северо-западный семитский
Левантийский
Географический
распределение
Сосредоточено на Ближнем Востоке
Лингвистическая классификация Афро-азиатский
Подразделения
глоттолог nort3165

Северо-западный семитский язык — подразделение семитских языков, включающее коренные языки Леванта . Он возник из протосемитского языка в раннем бронзовом веке . Впервые это засвидетельствовано в именах собственных, идентифицированных как аморейские, в эпоху средней бронзы . Самые древние связные тексты находятся на угаритском языке , относящемся к позднему бронзовому веку , к которому ко времени распада бронзового века присоединяются древнеарамейский , а к железному веку сутейский и ханаанский языки ( иврит , финикийский / пунический , идумейский и ханаанский языки). Моавитянка ). [1]

Этот термин был придуман Карлом Брокельманом в 1908 году. [2] кто выделил Фрица Хоммеля 1883 года классификацию семитских языков [2] на северо-западный ( ханаанский и арамейский ), восточно-семитский ( аккадский , его ассирийский и вавилонский диалекты, эблаитский ) и юго-западный ( арабский , древнеюжноаравийский языки и абиссинский ). [3]

Брокельмана Ханаанская подгруппа включает угаритский , финикийский и еврейский языки . Некоторые ученые теперь считают угаритский язык принадлежащим либо к отдельной ветви северо-западного семитского языка (наряду с ханаанеем), либо к диалекту амореев.

Центрально-семитский язык — предполагаемая промежуточная группа, включающая северо-западный семитский и арабский языки .Центрально-семитский язык является либо подгруппой западно-семитского языка , либо высшим подразделением семитского языка наряду с восточно-семитским и южно-семитским . [4] SIL Ethnologue в своей системе классификации (только живых языков) полностью исключает северо-западный семитский язык, объединяя ханаанский и арабский языки в «южно-центральную» группу, которая вместе с арамейским языком образует центрально-семитский язык. [5] Надпись Дейр-Алла и самалийский язык были идентифицированы как разновидности языка, выходящие за рамки собственно арамейского языка, но имеющие некоторые сходства с ним, возможно, в «арамоидной» или «сирийской» подгруппе. [6] [7]

Ясно, что тайманитское письмо выражало отчетливую языковую разновидность, которая не является арабской и не имеет тесного родства с хизмаитским или сафаитским языком, хотя можно предварительно предположить, что оно было более тесно связано с северо-западным семитским языком. [8]

Историческое развитие

[ редактировать ]
Арамейские алфавиты
финикийские алфавиты
Сравнение северо-западных семитских письменностей, проведенное Марком Лидзбарским в 1898 году.
Чарльза Мортона 1759 года . Обновленная версия книги Эдварда Бернарда «Orbis eruditi» [9] сравнение всех известных алфавитов по состоянию на 1689 год, включая северо-западный семитский алфавит, который описывается как «Адам, Ноах, Нини, Авраами, Phoenicum et Samaritarum ante Christe (5509) и nummis Judaicisque African Pentateucho Моисей»

Период времени отделения северо-западных семитских групп от протосемитских или от других семитских групп неизвестен. предположил Недавно Ричард К. Штайнер , что самое раннее свидетельство северо-западного семитского языка можно найти в змеиных заклинаниях из « Текстов египетских пирамид» , датируемых серединой третьего тысячелетия до нашей эры. [10] Аморейские личные имена и слова в аккадских и египетских текстах с конца третьего тысячелетия до середины второго тысячелетия до нашей эры, а также язык протосинайских надписей , датированных первой половиной второго тысячелетия, в остальном представляют собой самые ранние следы северо-западного семитского языка, первый северо-западный семитский язык, полностью подтвержденный как угаритский, в 14 веке до нашей эры. [11]

В начале 1-го тысячелетия финикийский язык был распространен по всему Средиземноморью финикийскими колонистами , особенно в Карфагене на территории сегодняшнего Туниса . Финикийский алфавит имеет фундаментальное значение в истории человечества как источник и предок греческого алфавита , более позднего латинского алфавита , арамейской ( квадратной ивритской ), сирийской и арабской систем письма, германских рун и, в конечном итоге, кириллицы .

С 8-го века до нашей эры использование императорского арамейского языка ( Неоассирийской империей 935–608 до н.э.) и последующей Нововавилонской империей (612–539 до н.э.) и Империей Ахеменидов (539–332 до н.э.), формой Арамейский язык распространился по всей северо-западной семитской области Леванта, северным регионам Аравийского полуострова и южным регионам Анатолии и постепенно привел к исчезновению большинства других северо-западных семитских языков. Древние иудеи части Танаха . приняли арамейский язык для повседневного использования, и на нем написаны Однако иврит был сохранен как еврейский литургический язык и язык науки и возрожден в 19 веке с современными адаптациями, чтобы стать современным ивритским языком Государства Израиль .

После мусульманских завоеваний VII века арабский язык начал постепенно заменять арамейский язык во всем регионе. Классический сирийско-арамейский язык сохранился и сегодня как литургический язык Ассирийской церкви Востока , Сирийской православной церкви , Халдейской католической церкви и других церквей сирийских христиан . На нем говорят на современных диалектах, на которых свободно говорит около миллиона человек представителей находящихся под угрозой исчезновения коренных народов, разбросанных по всему Ближнему Востоку, чаще всего ассирийцев , гностиков- и Джуббадина , а мандеев, арамеев (сирийцев) Маалюлы также евреев - мизрахи . имеется также Арамейский субстрат в левантийском и месопотамском арабском языке .

Фонология

[ редактировать ]

Звуковые изменения

[ редактировать ]

Фонологически угаритский потерял звук. *ṣ́ , заменив его на /sˁ/ ( ) (такой же сдвиг произошел в ханаанском и аккадском языках ). То, что этот же звук превратился в /ʕ/ на арамейском языке (хотя на древнеарамейском языке он писался с помощью qoph ), позволяет предположить, что угаритский язык не является родительским языком группы. Пример этого звукового сдвига можно увидеть в слове, обозначающем землю : угаритский /ʔarsˁ/ ( 'arṣ ), пунический /ʔarsˁ/ ( 'arṣ ), тиверийский иврит /ʔɛrɛsˁ/ ( 'ereṣ ), библейский иврит /ʔarsˁ/ ( ' арша ) и арамейский /ʔarʕaː/ ( «ар'а» ).

Сдвиг гласных с *aː на /oː/ отличает ханаанский язык от угаритского. Кроме того, в ханаанской группе ряд семитских межзубных фрикативных звуков становится свистящими : ( ), ( ) и *θ̣ ( ) стали /z/ , /ʃ/ ( š ) и /sˤ/ ( ) соответственно. Эффект этого звукового сдвига можно увидеть, сравнив следующие слова:

сдвиг Угаритовый арамейский Библейский иврит перевод
( )→ /z/ 𐎏𐎐𐎁
ḏanabu⁠
Данба
Данна
хвост
занан
хвост
( )→ /ʃ/ ( š ) 𐎘𐎍𐎘
Талату
три
талат
Три
шалош
три
*θ̣ ( )→ /sˤ/ ( ) 𐎑𐎍𐎍
Силло
Талала
Тиллала
тень
видеть
тень

Прото-северо-семитский язык имел три контрастных качества гласных и различие по длине, в результате чего образовалось шесть гласных фонем: *a, *ā, *i, *ī, *u и *ū. Хотя *aw, *ay, *iw, *iy, *uw и *uy часто называют дифтонгами, они, похоже, не имели другого статуса как такового, а скорее представляли собой нормальную последовательность короткой гласной и скользить.

Согласные

[ редактировать ]
Прото-северо-западно-семитские согласные фонемы
Тип манера Озвучка губной Межзубный Альвеолярный Боковой постальвеолярный Палатальный Велар / Увуляр глоточный Глоттальный
Препятствовать Останавливаться глухой *п [ п ] [ т ] [ к ]
решительный *ṭ [ тˤ ] *q / [ кˤ ] , ˀ [ ʔ ]
озвученный [ б ] [ д ] [ ɡ ]
Фрикативный глухой *ṯ [ θ ] [ тс ] [ ɬ ] [ s ~ ʃ ] *ḫ [ х ~ χ ] *ḥ [ ħ ] [ ч ]
решительный *ṯ̣ / θ̣ / [ t͡thˤ ] *ṣ [ т͡сˤ ] *ṣ́ / ḏ̣ [ t͡ɬˤ ]
озвученный *ḏ [ ð ] [ дз ] / ٵ [ ɣ ~ ʁ ] *' , ˤ [ ʕ ]
Резонансный Трель [ р ]
аппроксимант [ ш ] [ л ] [ дж ]
носовой [ м ] *п [ н ]

Сушард предполагает, что: «*s, как из исходного *s, так и из исходного *ṯ, затем сместились обратно к постальвеолярному *š, в то время как деаффрикация *ts и *dz в *s и *z придала этим фонемам их еврейские значения, как а также слияние исходного *dz с исходным *ḏ. Фактически, исходные *s могли быть реализованы как нечто среднее между [s] и [ʃ] ; оба значения засвидетельствованы в иностранных транскрипциях ранних северо-западных семитских языков». [ нужна ссылка ]

Эмфатика

[ редактировать ]

В прото-северо-семитском языке эмфатические звуки произносились с помощью фарингализации. Его переход к поддержке (в отличие от протосемитской глоттализации эмфатических слов) считается центрально-семитским нововведением. [12]

По мнению Фабера, ассимиляция *-ṣt->-ṣṭ- в основе Dt на иврите (hiṭaddēḳ «он объявил себя праведным») предполагает поддержку, а не голосовализацию. Та же ассимиляция засвидетельствована и в арамейском языке (yiṣṭabba «он будет увлажнен»).

Грамматика

[ редактировать ]

Существительные

[ редактировать ]

Для протосеверо-семитских существительных можно реконструировать три падежа ( именительный , винительный , родительный падеж ), два рода (мужской, женский) и три числа (единственное, двойственное, множественное число). [13]

Номер/корпус 'собака(и)' (м.) 'сука(ы)' (ф.)
sg.именительный падеж *кальбу(м) *Говорящий
sg.родительный падеж *мое сердце) *говорить
сг.винительный падеж *язык(и) * отметьте (м)
дю.именительный падеж *калба(на) *калбат(нет)
du.родительный/винительный падеж *калбай(на) *обнаженность(и)
мн.именительный падеж *калабу(на) *калабат(м)
мн. родительный/винительный падеж *калаби(на) *калабати(м)

Местоимения

[ редактировать ]

Протосеверо-западно-семитские местоимения имели 2 рода и 3 грамматических падежа .

независимый

именительный падеж

энклитический
именительный падеж родительный падеж обвинительный
1.sg. *ʔānāku/ *ʔana *-ты *-ī, *-ya - там
2.sg.masc. *ʔante *- *-облицовка
2.сг.фем. *ʔанти *-к *-из
3.sg.masc. *хуа *-ху *-а
3.сг.фем. *хиа *- четвёртый *-в
1.pl. *нахну/ *нахна *-
2.пл.маск. *ʔантум *-возраст *-цель
2.пл.фем. *ʔантин *-род *-полагать
3.пл.маск. *хм *-хм *-
3.пл.фем. *хин(на) *-не *-а

Реконструкция протосеверо-семитских чисел.

Число Мужской род Женственный
Один *ʔахадум *ʔахаттум
Два *няна *интана
Три *ṯalāṯatum *ṯalāṯum
Четыре *ʔarbaʕatum *arbaum
Пять * Хамисатум *потерянный
Шесть *ситатум *ситум
Семь *Суббота *sabʕum
Восемь *таманиятум *таманиюм
Девять *tisʕatum *тисум
Десять *ʕaśaratum *ʕашрум
Парадигма сильного глагола (G-основа)
Суффиксное спряжение (совершенный вариант) Префиксные спряжения (Перфект)
1-й человек единственное число *этот катал «Я убил» *ʔa-qṭul(-u/-a) «Я убью»
множественное число *катал-на «мы убили» *na-qtol(-u/-a) 'мы убьем'
2-й человек единственное число маска. *катал-та 'ты убил' *ta-qṭul(-u/-a) 'ты убьешь'
пять. *qaṭal-of 'ты убил' *ta-qṭul-ī(-на) 'ты убьешь'
единственное число маска. *катал-тум 'ты убил' *ta-qṭul-ū(-на) 'ты убьешь'
пять. *катал-тин 'ты убил' *та-ктул-на 'ты убьешь'
3-е лицо единственное число маска. *катал-а 'он убил' *ya-qtol(-u/-a) 'он убьет'
пять. *qatal-at 'она убила' *ta-qṭul(-u/-a) 'она убьет'
множественное число маска. *катал-у 'они убили' *ya-qṭul-ū(-на) 'они убьют'
пять. *катал-а 'они убили' *та-ктул-на 'они убьют'

G-фиентив или G-основа (иврит qal ) — основная, наиболее распространенная, немаркированная основа. Основа G выражает события. Гласная префикса префиксных спряжений в прото-северо-семитском языке была *-a-, а основа была *-qṭul- или *-qṭil-, как в *ya-qṭul-u «он убьет», а основа в суффиксном спряжении было две гласные *a, как в *qatal-a «он убил».

Статив G похож на фиентив, но выражает состояния, а не события. Префиксное спряжение стативных корней, гласная префиксов была *-i- и содержала и *гласную, например *yi-kbad-u 'он станет тяжелым', а вторая гласная суффиксного спряжения была либо * -i-, как в *kabid-a 'он есть/был/будет тяжелым', или *-u-, как в *ʕamuq-a 'он/был/будет глубоким'. Имеет ли спряжение стативного суффикса G-основы *i или *u в основе, определяется лексически.

N-основа (иврит nip̄ʕal ) отмечена префиксом *n(a)-. Медиопассивный залог представляет собой грамматический залог, включающий в себя значения как среднего, так и пассивного залога. Другими словами, оно выражает ряд значений, в которых субъект является пациентом глагола, например, пассивный, средний и реципрокный. Основа спряжения суффикса - *naqṭal, а основа спряжения приставок - *-nqaṭil-; как и в случае со стативными глаголами Gstem, гласная префикса - *-i-, что приводит к таким формам, как *yi-nqaṭil-u 'он будет убит'.

Основа D (ивр. piʕel ) отмечена геминацией второго радикала во всех формах. Оно имеет множество различных значений, в основном переходных. Основа спряжения суффикса — *qaṭṭil-, и та же основа используется для спряжения приставок. Неясно, следует ли реконструировать прото-северо-западно-семитскую префиксную гласную как *-u-, форму, унаследованную от протосемитской (т.е. *yuqaṭṭil-u), или как *-a-, что в некоторой степени подтверждается фактами. из угаритского и иврита (*yaqṭṭil-u).

Основа С (ивр. hip̄ʕil ) чаще всего выражает причинное значение. Наиболее вероятными реконструкциями являются *haqṭil- (от более старого *saqṭil-) для основы суффиксного спряжения и *-saqṭil- для основы приставочных спряжений. Восстановленная префиксная гласная такая же, как и в основе D, и аналогичным образом причастие должно быть восстановлено как *musaqṭilum.

Все перечисленные здесь основы, кроме N-основы, могут привести к дальнейшему происхождению. «Внутренние пассивные основы» (Gp, Dp и Cp; ивритский пассивный qal , puʕal и hɔp̄ʕal ) не отмечены аффиксами, но выражают свою пассивность через другой образец гласных. Спряжение префикса Gp можно реконструировать как *yu-qṭal-u 'он будет убит'. Возвратные или взаимные значения могут быть выражены с помощью t-основ, образованных буквой *t, которая либо ставится после первого радикала (Gt, Ct), либо стоит перед ним (tD).

Точная реконструкция неизвестна.

Прото-северо-западно-семитские глагольные основы
G пятнадцать G статический Д С
идеальный *катал-а *кабид-а *qaṭṭil-a *ха-qṭil-а
несовершенный *йа-ктол-у *это кбад-у *yV-qaṭṭil-u *yVsa-qṭil-u
причастие *qātil-um *cap-имя *му-катиль-ум *musa-qṭil-um
Гп Н Дп КП
идеальный *quṭVl-a *на-ктал-а *quṭṭВл-а *hu-qṭVl-a
несовершенный *yu-qṭal-u *инь-катил-у *yu-qVṭṭal-u *yusV-qṭal-u
причастие *qaṭīl-um, *qaṭul-um *na-qṭal-um или *mun-qaṭil-um? *mu-qVDelete-um *musV-qṭal-um
Гт тД Кт
идеальный *qtaṭVl-a? *ta-qaṭṭVl-a *sta-qṭVl-a?
несовершенный *yi-qtaṭVl-u *yVt-qaṭṭVl-u *yVsta-qṭVl-u
причастие *mu-qtaṭVl-um *mut-qaṭṭVl-um *musta-qṭVl-um
  • *ва, 'и'
  • *pa/ʔap, 'а потом, и так'
  • *ʔaw, 'или'
  • *hu'āti и *hi'āti, прямые маркеры объекта.
  • *ха, 'чтобы, для'
  • *ka также *kī, (и *kaj?) 'типа, как'
  • *bal, 'без, не-'
  • *bi, 'в, с'
  • *la, 'чтобы, для' (этот/реж.)
  • *мин(В), 'от'
  • *ʕad(aj), 'до, пока'
  • *ʕal(aj), 'за, против'
  • *jiθ, 'есть/есть'

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Аарон Д. Рубин (2008). «Подгруппа семитских языков» . Язык и лингвистический компас . 2 (1): 61–84. дои : 10.1111/j.1749-818x.2007.00044.x .
  2. ^ Jump up to: а б Семитские языки: Международный справочник, глава V , стр. 425.
  3. ^ Краткая сравнительная грамматика семитских языков, элементы теории звуков и форм (1908 г.), цитата: «Западно-семитский язык делится на две основные группы: северный и юго-западный семитский... Северо-западный семитский язык включает ханаанский и арамейский... Юго-западный семитский язык. включает арабский и абиссинский».
  4. ^ Список лингвистов Центрально-семитское составное дерево (арамейский и ханаанский языки сгруппированы вместе в северо-западном семитском языке, а арабский и древнеюжноаравийский языки являются сестрами). Архивировано 14 октября 2009 г. в Wayback Machine.
    Список лингвистов, библиография источников составного дерева. Архивировано 23 июля 2011 г. на Wayback Machine.
    Рубин, Аарон Д. 2007. Подгруппа семитских языков, Языковой и лингвистический компас, том. 1.
    Хюнергард, Джон. 2004. «Афро-азиатский», Кембриджская энциклопедия древних языков мира (Кембридж, стр. 138–159).
    Фабер, Алиса. 1997. «Генетическая подгруппа семитских языков», Семитские языки (Routledge, стр. 3–15).
    Хюнергард, Джон. 1991. «Замечания о классификации северо-западных семитских языков», Переоценка Валаамского текста из Дейр Аллы (Брилл, стр. 282–293).
    Хюнергард, Джон. 1992. «Языки Древнего Ближнего Востока», The Anchor Bible Dictionary , том 4, стр. 155–170.
    Фойгт, Райнер М. 1987. «Классификация центрально-семитских языков», Журнал семитских исследований 32: 1–19.
    Гольденберг, Гидеон. 1977. «Семитские языки Эфиопии и их классификация», Бюллетень Школы восточных и африканских исследований 40: 461–507.
    Этнологическая центрально-семитская запись (с арабским и ханаанским языками, сгруппированными вместе против арамейского языка)
    Классификация этнологов основана на Хецроне, Роберте. 1987. «Семитские языки», Основные языки мира (Оксфорд, стр. 654–663).
    Старая группа арабского языка с южносемитским была «основана на культурных и географических принципах», а не на принципах эмпирической исторической лингвистики (Faber, 1997, стр. 5). «Однако совсем недавно [арабский] вместо этого был сгруппирован с ханаанским и арамейским языками под рубрикой «Центрально-семитский...», и эта классификация, безусловно, более подходит для древнего североаравийского языка» (Macdonald, MCA 2004. «Древний североаравийский, « Кембриджская энциклопедия древних языков мира (Кембридж), стр. 488–533. Цитата на стр. 489).
  5. ^ «Семитский» . Этнолог . СИЛ Интернешнл . Проверено 2 июня 2014 г.
  6. ^ Хюнергард, Джон (1995). «Что такое арамейский?». Арам (7): 282.
  7. ^ Коган, Леонид (2015). Генеалогическая классификация семитов . де Грюйтер. п. 601. дои : 10.1515/9781614515494 . ISBN  9781614517269 .
  8. ^ Коотстра, Фокелиен. «Язык тайманитских надписей и его классификация» . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  9. ^ Эдвин ДЖИНС (1860). Каталог книг по всем разделам литературы, как древней, так и современной... в продаже у книготорговца Э. Джинса... Норвич . Дж. Флетчер. стр. 33–.
  10. ^ Штайнер, Ричард К. (2011). Ранние северо-западные семитские заклинания змей в текстах пирамид . Айзенбрауны. ISBN  9789004369214 .
  11. ^ Хюнергард, Джон и Пат-Эл, Наама (2019). Семитские языки . Рутледж. стр. 11–12. ISBN  9780429655388 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  12. ^ Хецрон, Роберт (2011). Семитские языки. Международный справочник . Де Грюйтер Мутон. пп. 1.3.1.3. ISBN  9783110186130 .
  13. ^ Сушард, Бенджамин (2019). Развитие библейских гласных иврита: включая краткую историческую морфологию . Брилл. стр. 37–50. ISBN  978-90-04-39025-6 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Блау, Дж. 1968. «Некоторые трудности в реконструкции слов «протоеврейский» и «протоханаанский», в книге «Памяти Пола Кале». BZAW , 103. стр. 29–43.
  • Кросс, FM 1965. «Развитие еврейских письменностей», в Библии и Древнем Ближнем Востоке: Очерки в честь У. Ф. Олбрайта , изд. Дж. Е. Райт. Нью-Йорк. Перепечатано в 1965 году, издание Anchor Book; Нью-Йорк, стр. 133–202.
  • Кросс, FM 1967. «Происхождение и ранняя эволюция алфавита», EI 5: 8*-24*.
  • Кросс, FM 1982. «Алфавиты и горшки: размышления о типологическом методе датировки человеческих артефактов», MAARAV 3: 121–136.
  • Кросс, Ф.М. 1989. «Изобретение и развитие алфавита», в книге «Происхождение письма » (под ред. В.М. Сеннера; Линкольн: Университет Небраски), стр. 77–90.
  • Кросс, Ф.М. и Фридман, Д.Н. 1952. Ранняя еврейская орфография: исследование эпиграфических свидетельств Нью-Хейвен: Американское восточное общество.
  • Дэниелс, Питер. 1996. Мировые системы письменности . Нью-Йорк: Оксфорд.
  • де Моор, Йоханнес К. 1988. «Повествовательная поэзия в Ханаане», UF 20: 149–171.
  • Доннер Х. и Роллиг В. 1962–64. Ханаанские и арамейские надписи . 3 тома. Висбаден. (5-е изд.)
  • Драйвер, Г. Р. 1976. Семитское письмо: от пиктограммы к алфавиту . 3-е издание. Лондон.
  • Гарбини, Дж. 1960. Семиты Северо-Запада . (И критика Э. Я. Кучера, JSS 10 (1965): 21–51.)
  • Гарнье, Ромен ; Жак, Гийом (2012). «Забытый фонетический закон: ассимиляция претонического йода следующему корональному звуку в северо-западном семитском языке» . Бюллетень Школы востоковедения и Африки . 75 (1): 135–145. CiteSeerX   10.1.1.395.1033 . дои : 10.1017/s0041977x11001261 . S2CID   16649580 .
  • Гарр, Р. 1985. Диалектная география Сирии и Палестины, 1000–586 гг. До н.э. , Филадельфия: UPenn.
  • Гелб, И.Дж. 1961. «Ранняя история западносемитских народов», JCS 15:27-47.
  • Гелб, И.Дж. 1963. Исследование письма . 2-е издание. Чикаго.
  • Гибсон, JCL 1971–87. Учебник сирийских семитских надписей . 3 тома. Оксфорд: Кларендон.
  • Гинзберг, Х.Л. 1970. «Северо-западные семитские языки», во Всемирной истории еврейского народа , том 1/2: Патриархи. Тель-Авив.
  • Гринфилд, Дж. К. 1969. «Амурриты, угариты и ханаанцы», в материалах Международной конференции семитских исследований . Иерусалим. стр. 92–101.
  • Халперн, Б. 1987. «Распространение диалектов в Ханаане и надписи Дейр Алла», в книге «Работа без данных»: семитские и египетские исследования, представленные Томасу О. Ламбдину . Эд. ДМ Голомб. Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. стр. 119–39.
  • Харрис, З. 1939. Развитие ханаанских диалектов . AOS, 16. Нью-Хейвен: AOS.
  • Герр, Ларри Г. 1980. «Формальные письмена железного века Трансиордании», BASOR 238: 21–34.
  • Хофтейзер Дж. и Йонгелинг К. 1995. Словарь северо-западных семитских надписей . 2 тома. Лейден/Нью-Йорк: Брилл. Не считая Угарита.
  • Хюнергард, Дж. 1990. «Замечания о классификации северо-западных семитских языков», в « Валаамском тексте из Дейр Алла: переоценка: материалы международного симпозиума, состоявшегося в Лейдене, 21–24 августа 1989 г.» . стр. 282–93.
  • Кауфман, С.А. 1988. «Классификация северо-западных семитских диалектов библейского периода и некоторые ее последствия», в материалах девятого Всемирного конгресса иудаистов (панельные заседания: иврит и арамейский языки) . Иерусалим: Всемирный союз еврейских исследований. стр. 41–57.
  • Моран, Уильям Л. 1961. «Ивритский язык на его северо-западном семитском фоне», в книге «Библия и древний Ближний Восток: Очерки в честь У. Ф. Олбрайта» , изд. Дж. Е. Райт. Нью-Йорк. Перепечатано в 1965 году, издание Anchor Book; Нью-Йорк, стр. 59–84.
  • Моран, Уильям Л. 1975. «Сирийский писец иерусалимских писем Амарны», в книге « Единство и разнообразие: очерки по истории, литературе и религии древнего Ближнего Востока» (под ред. Х. Годикке и Дж. Дж. М. Робертса; Балтимор/Лондон). : Издательство Университета Джонса Хопкинса) 146–166.
  • Москати, Сабатино, изд. 1969. Введение в сравнительную грамматику семитских языков: фонология и морфология . Porta Linguarum Orientalium, ns, 6. Висбаден: Отто Харрасовиц.
  • Наве, Дж. 1987. Ранняя история алфавита: введение в западносемитскую эпиграфику и палеографию . 2-е издание. Иерусалим: Магнес. Особенно разделы о западно-семитском языке.
  • Паркер, Саймон Б. 1997. Истории в Священных Писаниях и надписях: сравнительные исследования повествований в северо-западных семитских надписях и еврейской Библии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Рабин, К. 1971. «Семитские языки», Энциклопедия иудаики , том 14, стр. 1149–57.
  • Рабин, К. 1991. Семитские языки (Иерусалим: Бялик). [на иврите]
  • Рейни, А. Ф. 1986 «Спряжение древних еврейских префиксов в свете Амарны Хананеянина», Ивритские исследования 27: 1–19.
  • Рейни, А. Ф. 1990. «Модели спряжения префиксов раннего северо-западного семитского языка», стр. 407–420 в Абуше, Ц., Хюнергарде, Дж. и Стейнкеллере, П., ред. Задержавшись над словами, исследования древней ближневосточной литературы в честь Уильяма Л. Морана . Атланта: Ученые.
  • Ренц, Дж. 1995. Справочник по древнееврейской эпиграфике . 3 тома. Дармштадт.
  • Сушард, Б. 2019. «Развитие гласных библейского иврита: включая краткую историческую морфологию». Брилл, стр. 37–50, 232–252.
  • Вон, А. 1999. «Палеографическое датирование иудейских печатей и его значение для библейских исследований», BASOR , 313:43–64.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 20a64dfd8d021dee4f9f422166e8ce00__1720668300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/20/00/20a64dfd8d021dee4f9f422166e8ce00.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Northwest Semitic languages - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)