Северо-западные семитские языки
Северо-западный семитский | |
---|---|
Левантийский | |
Географический распределение | Сосредоточено на Ближнем Востоке |
Лингвистическая классификация | Афро-азиатский
|
Подразделения |
|
глоттолог | nort3165 |
Северо-западный семитский язык — подразделение семитских языков, включающее коренные языки Леванта . Он возник из протосемитского языка в раннем бронзовом веке . Впервые это засвидетельствовано в именах собственных, идентифицированных как аморейские, в эпоху средней бронзы . Самые древние связные тексты находятся на угаритском языке , относящемся к позднему бронзовому веку , к которому ко времени распада бронзового века присоединяются древнеарамейский , а к железному веку — сутейский и ханаанский языки ( иврит , финикийский / пунический , идумейский и ханаанский языки). Моавитянка ). [1]
Этот термин был придуман Карлом Брокельманом в 1908 году. [2] кто выделил Фрица Хоммеля 1883 года классификацию семитских языков [2] на северо-западный ( ханаанский и арамейский ), восточно-семитский ( аккадский , его ассирийский и вавилонский диалекты, эблаитский ) и юго-западный ( арабский , древнеюжноаравийский языки и абиссинский ). [3]
Брокельмана Ханаанская подгруппа включает угаритский , финикийский и еврейский языки . Некоторые ученые теперь считают угаритский язык принадлежащим либо к отдельной ветви северо-западного семитского языка (наряду с ханаанеем), либо к диалекту амореев.
Центрально-семитский язык — предполагаемая промежуточная группа, включающая северо-западный семитский и арабский языки .Центрально-семитский язык является либо подгруппой западно-семитского языка , либо высшим подразделением семитского языка наряду с восточно-семитским и южно-семитским . [4] SIL Ethnologue в своей системе классификации (только живых языков) полностью исключает северо-западный семитский язык, объединяя ханаанский и арабский языки в «южно-центральную» группу, которая вместе с арамейским языком образует центрально-семитский язык. [5] Надпись Дейр-Алла и самалийский язык были идентифицированы как разновидности языка, выходящие за рамки собственно арамейского языка, но имеющие некоторые сходства с ним, возможно, в «арамоидной» или «сирийской» подгруппе. [6] [7]
Ясно, что тайманитское письмо выражало отчетливую языковую разновидность, которая не является арабской и не имеет тесного родства с хизмаитским или сафаитским языком, хотя можно предварительно предположить, что оно было более тесно связано с северо-западным семитским языком. [8]
Историческое развитие
[ редактировать ]
Период времени отделения северо-западных семитских групп от протосемитских или от других семитских групп неизвестен. предположил Недавно Ричард К. Штайнер , что самое раннее свидетельство северо-западного семитского языка можно найти в змеиных заклинаниях из « Текстов египетских пирамид» , датируемых серединой третьего тысячелетия до нашей эры. [10] Аморейские личные имена и слова в аккадских и египетских текстах с конца третьего тысячелетия до середины второго тысячелетия до нашей эры, а также язык протосинайских надписей , датированных первой половиной второго тысячелетия, в остальном представляют собой самые ранние следы северо-западного семитского языка, первый северо-западный семитский язык, полностью подтвержденный как угаритский, в 14 веке до нашей эры. [11]
В начале 1-го тысячелетия финикийский язык был распространен по всему Средиземноморью финикийскими колонистами , особенно в Карфагене на территории сегодняшнего Туниса . Финикийский алфавит имеет фундаментальное значение в истории человечества как источник и предок греческого алфавита , более позднего латинского алфавита , арамейской ( квадратной ивритской ), сирийской и арабской систем письма, германских рун и, в конечном итоге, кириллицы .
С 8-го века до нашей эры использование императорского арамейского языка ( Неоассирийской империей 935–608 до н.э.) и последующей Нововавилонской империей (612–539 до н.э.) и Империей Ахеменидов (539–332 до н.э.), формой Арамейский язык распространился по всей северо-западной семитской области Леванта, северным регионам Аравийского полуострова и южным регионам Анатолии и постепенно привел к исчезновению большинства других северо-западных семитских языков. Древние иудеи части Танаха . приняли арамейский язык для повседневного использования, и на нем написаны Однако иврит был сохранен как еврейский литургический язык и язык науки и возрожден в 19 веке с современными адаптациями, чтобы стать современным ивритским языком Государства Израиль .
После мусульманских завоеваний VII века арабский язык начал постепенно заменять арамейский язык во всем регионе. Классический сирийско-арамейский язык сохранился и сегодня как литургический язык Ассирийской церкви Востока , Сирийской православной церкви , Халдейской католической церкви и других церквей сирийских христиан . На нем говорят на современных диалектах, на которых свободно говорит около миллиона человек представителей находящихся под угрозой исчезновения коренных народов, разбросанных по всему Ближнему Востоку, чаще всего ассирийцев , гностиков- и Джуббадина , а мандеев, арамеев (сирийцев) Маалюлы также евреев - мизрахи . имеется также Арамейский субстрат в левантийском и месопотамском арабском языке .
Фонология
[ редактировать ]Звуковые изменения
[ редактировать ]Фонологически угаритский потерял звук. *ṣ́ , заменив его на /sˁ/ ( ṣ ) (такой же сдвиг произошел в ханаанском и аккадском языках ). То, что этот же звук превратился в /ʕ/ на арамейском языке (хотя на древнеарамейском языке он писался с помощью qoph ), позволяет предположить, что угаритский язык не является родительским языком группы. Пример этого звукового сдвига можно увидеть в слове, обозначающем землю : угаритский /ʔarsˁ/ ( 'arṣ ), пунический /ʔarsˁ/ ( 'arṣ ), тиверийский иврит /ʔɛrɛsˁ/ ( 'ereṣ ), библейский иврит /ʔarsˁ/ ( ' арша ) и арамейский /ʔarʕaː/ ( «ар'а» ).
Сдвиг гласных с *aː на /oː/ отличает ханаанский язык от угаритского. Кроме того, в ханаанской группе ряд семитских межзубных фрикативных звуков становится свистящими : *ð ( ḏ ), *θ ( ṯ ) и *θ̣ ( ṱ ) стали /z/ , /ʃ/ ( š ) и /sˤ/ ( ṣ ) соответственно. Эффект этого звукового сдвига можно увидеть, сравнив следующие слова:
сдвиг | Угаритовый | арамейский | Библейский иврит | перевод |
---|---|---|---|---|
*ð ( ḏ )→ /z/ | 𐎏𐎐𐎁 ḏanabu | Данба Данна | хвост занан | хвост |
*θ ( ṯ )→ /ʃ/ ( š ) | 𐎘𐎍𐎘 Талату | три талат | Три шалош | три |
*θ̣ ( ẓ )→ /sˤ/ ( ṣ ) | 𐎑𐎍𐎍 Силло | Талала Тиллала | тень видеть | тень |
гласные
[ редактировать ]Прото-северо-семитский язык имел три контрастных качества гласных и различие по длине, в результате чего образовалось шесть гласных фонем: *a, *ā, *i, *ī, *u и *ū. Хотя *aw, *ay, *iw, *iy, *uw и *uy часто называют дифтонгами, они, похоже, не имели другого статуса как такового, а скорее представляли собой нормальную последовательность короткой гласной и скользить.
Согласные
[ редактировать ]Тип | манера | Озвучка | губной | Межзубный | Альвеолярный | Боковой | постальвеолярный | Палатальный | Велар / Увуляр | глоточный | Глоттальный |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Препятствовать | Останавливаться | глухой | *п [ п ] | *т [ т ] | *к [ к ] | ||||||
решительный | *ṭ [ тˤ ] | *q / ḳ [ кˤ ] | *ʼ , ˀ [ ʔ ] | ||||||||
озвученный | *б [ б ] | *д [ д ] | *г [ ɡ ] | ||||||||
Фрикативный | глухой | *ṯ [ θ ] | *с [ тс ] | *ś [ ɬ ] | *š [ s ~ ʃ ] | *ḫ [ х ~ χ ] | *ḥ [ ħ ] | *ч [ ч ] | |||
решительный | *ṯ̣ / θ̣ / ẓ [ t͡thˤ ] | *ṣ [ т͡сˤ ] | *ṣ́ / ḏ̣ [ t͡ɬˤ ] | ||||||||
озвученный | *ḏ [ ð ] | *з [ дз ] | *ġ / ٵ [ ɣ ~ ʁ ] | *' , ˤ [ ʕ ] | |||||||
Резонансный | Трель | *р [ р ] | |||||||||
аппроксимант | *ж [ ш ] | *л [ л ] | *у [ дж ] | ||||||||
носовой | *м [ м ] | *п [ н ] |
Сушард предполагает, что: «*s, как из исходного *s, так и из исходного *ṯ, затем сместились обратно к постальвеолярному *š, в то время как деаффрикация *ts и *dz в *s и *z придала этим фонемам их еврейские значения, как а также слияние исходного *dz с исходным *ḏ. Фактически, исходные *s могли быть реализованы как нечто среднее между [s] и [ʃ] ; оба значения засвидетельствованы в иностранных транскрипциях ранних северо-западных семитских языков». [ нужна ссылка ]
Эмфатика
[ редактировать ]В прото-северо-семитском языке эмфатические звуки произносились с помощью фарингализации. Его переход к поддержке (в отличие от протосемитской глоттализации эмфатических слов) считается центрально-семитским нововведением. [12]
По мнению Фабера, ассимиляция *-ṣt->-ṣṭ- в основе Dt на иврите (hiṭaddēḳ «он объявил себя праведным») предполагает поддержку, а не голосовализацию. Та же ассимиляция засвидетельствована и в арамейском языке (yiṣṭabba «он будет увлажнен»).
Грамматика
[ редактировать ]Существительные
[ редактировать ]Для протосеверо-семитских существительных можно реконструировать три падежа ( именительный , винительный , родительный падеж ), два рода (мужской, женский) и три числа (единственное, двойственное, множественное число). [13]
Номер/корпус | 'собака(и)' (м.) | 'сука(ы)' (ф.) |
---|---|---|
sg.именительный падеж | *кальбу(м) | *Говорящий |
sg.родительный падеж | *мое сердце) | *говорить |
сг.винительный падеж | *язык(и) | * отметьте (м) |
дю.именительный падеж | *калба(на) | *калбат(нет) |
du.родительный/винительный падеж | *калбай(на) | *обнаженность(и) |
мн.именительный падеж | *калабу(на) | *калабат(м) |
мн. родительный/винительный падеж | *калаби(на) | *калабати(м) |
Местоимения
[ редактировать ]Протосеверо-западно-семитские местоимения имели 2 рода и 3 грамматических падежа .
независимый именительный падеж | энклитический | |||
---|---|---|---|---|
именительный падеж | родительный падеж | обвинительный | ||
1.sg. | *ʔānāku/ *ʔana | *-ты | *-ī, *-ya | - там |
2.sg.masc. | *ʔante | *- | *-облицовка | |
2.сг.фем. | *ʔанти | *-к | *-из | |
3.sg.masc. | *хуа | *-ху | *-а | |
3.сг.фем. | *хиа | *- четвёртый | *-в | |
1.pl. | *нахну/ *нахна | *- | ||
2.пл.маск. | *ʔантум | *-возраст | *-цель | |
2.пл.фем. | *ʔантин | *-род | *-полагать | |
3.пл.маск. | *хм | *-хм | *- | |
3.пл.фем. | *хин(на) | *-не | *-а |
Цифры
[ редактировать ]Реконструкция протосеверо-семитских чисел.
Число | Мужской род | Женственный |
---|---|---|
Один | *ʔахадум | *ʔахаттум |
Два | *няна | *интана |
Три | *ṯalāṯatum | *ṯalāṯum |
Четыре | *ʔarbaʕatum | *arbaum |
Пять | * Хамисатум | *потерянный |
Шесть | *ситатум | *ситум |
Семь | *Суббота | *sabʕum |
Восемь | *таманиятум | *таманиюм |
Девять | *tisʕatum | *тисум |
Десять | *ʕaśaratum | *ʕашрум |
Глаголы
[ редактировать ]Суффиксное спряжение (совершенный вариант) | Префиксные спряжения (Перфект) | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
1-й человек | единственное число | *этот катал | «Я убил» | *ʔa-qṭul(-u/-a) | «Я убью» | |
множественное число | *катал-на | «мы убили» | *na-qtol(-u/-a) | 'мы убьем' | ||
2-й человек | единственное число | маска. | *катал-та | 'ты убил' | *ta-qṭul(-u/-a) | 'ты убьешь' |
пять. | *qaṭal-of | 'ты убил' | *ta-qṭul-ī(-на) | 'ты убьешь' | ||
единственное число | маска. | *катал-тум | 'ты убил' | *ta-qṭul-ū(-на) | 'ты убьешь' | |
пять. | *катал-тин | 'ты убил' | *та-ктул-на | 'ты убьешь' | ||
3-е лицо | единственное число | маска. | *катал-а | 'он убил' | *ya-qtol(-u/-a) | 'он убьет' |
пять. | *qatal-at | 'она убила' | *ta-qṭul(-u/-a) | 'она убьет' | ||
множественное число | маска. | *катал-у | 'они убили' | *ya-qṭul-ū(-на) | 'они убьют' | |
пять. | *катал-а | 'они убили' | *та-ктул-на | 'они убьют' |
G-фиентив или G-основа (иврит qal ) — основная, наиболее распространенная, немаркированная основа. Основа G выражает события. Гласная префикса префиксных спряжений в прото-северо-семитском языке была *-a-, а основа была *-qṭul- или *-qṭil-, как в *ya-qṭul-u «он убьет», а основа в суффиксном спряжении было две гласные *a, как в *qatal-a «он убил».
Статив G похож на фиентив, но выражает состояния, а не события. Префиксное спряжение стативных корней, гласная префиксов была *-i- и содержала и *гласную, например *yi-kbad-u 'он станет тяжелым', а вторая гласная суффиксного спряжения была либо * -i-, как в *kabid-a 'он есть/был/будет тяжелым', или *-u-, как в *ʕamuq-a 'он/был/будет глубоким'. Имеет ли спряжение стативного суффикса G-основы *i или *u в основе, определяется лексически.
N-основа (иврит nip̄ʕal ) отмечена префиксом *n(a)-. Медиопассивный залог представляет собой грамматический залог, включающий в себя значения как среднего, так и пассивного залога. Другими словами, оно выражает ряд значений, в которых субъект является пациентом глагола, например, пассивный, средний и реципрокный. Основа спряжения суффикса - *naqṭal, а основа спряжения приставок - *-nqaṭil-; как и в случае со стативными глаголами Gstem, гласная префикса - *-i-, что приводит к таким формам, как *yi-nqaṭil-u 'он будет убит'.
Основа D (ивр. piʕel ) отмечена геминацией второго радикала во всех формах. Оно имеет множество различных значений, в основном переходных. Основа спряжения суффикса — *qaṭṭil-, и та же основа используется для спряжения приставок. Неясно, следует ли реконструировать прото-северо-западно-семитскую префиксную гласную как *-u-, форму, унаследованную от протосемитской (т.е. *yuqaṭṭil-u), или как *-a-, что в некоторой степени подтверждается фактами. из угаритского и иврита (*yaqṭṭil-u).
Основа С (ивр. hip̄ʕil ) чаще всего выражает причинное значение. Наиболее вероятными реконструкциями являются *haqṭil- (от более старого *saqṭil-) для основы суффиксного спряжения и *-saqṭil- для основы приставочных спряжений. Восстановленная префиксная гласная такая же, как и в основе D, и аналогичным образом причастие должно быть восстановлено как *musaqṭilum.
Все перечисленные здесь основы, кроме N-основы, могут привести к дальнейшему происхождению. «Внутренние пассивные основы» (Gp, Dp и Cp; ивритский пассивный qal , puʕal и hɔp̄ʕal ) не отмечены аффиксами, но выражают свою пассивность через другой образец гласных. Спряжение префикса Gp можно реконструировать как *yu-qṭal-u 'он будет убит'. Возвратные или взаимные значения могут быть выражены с помощью t-основ, образованных буквой *t, которая либо ставится после первого радикала (Gt, Ct), либо стоит перед ним (tD).
Точная реконструкция неизвестна.
G пятнадцать | G статический | Д | С | |
---|---|---|---|---|
идеальный | *катал-а | *кабид-а | *qaṭṭil-a | *ха-qṭil-а |
несовершенный | *йа-ктол-у | *это кбад-у | *yV-qaṭṭil-u | *yVsa-qṭil-u |
причастие | *qātil-um | *cap-имя | *му-катиль-ум | *musa-qṭil-um |
Гп | Н | Дп | КП | |
идеальный | *quṭVl-a | *на-ктал-а | *quṭṭВл-а | *hu-qṭVl-a |
несовершенный | *yu-qṭal-u | *инь-катил-у | *yu-qVṭṭal-u | *yusV-qṭal-u |
причастие | *qaṭīl-um, *qaṭul-um | *na-qṭal-um или *mun-qaṭil-um? | *mu-qVDelete-um | *musV-qṭal-um |
Гт | тД | Кт | ||
идеальный | *qtaṭVl-a? | *ta-qaṭṭVl-a | *sta-qṭVl-a? | |
несовершенный | *yi-qtaṭVl-u | *yVt-qaṭṭVl-u | *yVsta-qṭVl-u | |
причастие | *mu-qtaṭVl-um | *mut-qaṭṭVl-um | *musta-qṭVl-um |
Союзы
[ редактировать ]- *ва, 'и'
- *pa/ʔap, 'а потом, и так'
- *ʔaw, 'или'
- *hu'āti и *hi'āti, прямые маркеры объекта.
- *ха, 'чтобы, для'
- *ka также *kī, (и *kaj?) 'типа, как'
- *bal, 'без, не-'
- *bi, 'в, с'
- *la, 'чтобы, для' (этот/реж.)
- *мин(В), 'от'
- *ʕad(aj), 'до, пока'
- *ʕal(aj), 'за, против'
- *jiθ, 'есть/есть'
Примечания
[ редактировать ]- ^ Аарон Д. Рубин (2008). «Подгруппа семитских языков» . Язык и лингвистический компас . 2 (1): 61–84. дои : 10.1111/j.1749-818x.2007.00044.x .
- ^ Jump up to: а б Семитские языки: Международный справочник, глава V , стр. 425.
- ^ Краткая сравнительная грамматика семитских языков, элементы теории звуков и форм (1908 г.), цитата: «Западно-семитский язык делится на две основные группы: северный и юго-западный семитский... Северо-западный семитский язык включает ханаанский и арамейский... Юго-западный семитский язык. включает арабский и абиссинский».
- ^ Список лингвистов Центрально-семитское составное дерево (арамейский и ханаанский языки сгруппированы вместе в северо-западном семитском языке, а арабский и древнеюжноаравийский языки являются сестрами). Архивировано 14 октября 2009 г. в Wayback Machine.
Список лингвистов, библиография источников составного дерева. Архивировано 23 июля 2011 г. на Wayback Machine.
Рубин, Аарон Д. 2007. Подгруппа семитских языков, Языковой и лингвистический компас, том. 1.
Хюнергард, Джон. 2004. «Афро-азиатский», Кембриджская энциклопедия древних языков мира (Кембридж, стр. 138–159).
Фабер, Алиса. 1997. «Генетическая подгруппа семитских языков», Семитские языки (Routledge, стр. 3–15).
Хюнергард, Джон. 1991. «Замечания о классификации северо-западных семитских языков», Переоценка Валаамского текста из Дейр Аллы (Брилл, стр. 282–293).
Хюнергард, Джон. 1992. «Языки Древнего Ближнего Востока», The Anchor Bible Dictionary , том 4, стр. 155–170.
Фойгт, Райнер М. 1987. «Классификация центрально-семитских языков», Журнал семитских исследований 32: 1–19.
Гольденберг, Гидеон. 1977. «Семитские языки Эфиопии и их классификация», Бюллетень Школы восточных и африканских исследований 40: 461–507.
Этнологическая центрально-семитская запись (с арабским и ханаанским языками, сгруппированными вместе против арамейского языка)
Классификация этнологов основана на Хецроне, Роберте. 1987. «Семитские языки», Основные языки мира (Оксфорд, стр. 654–663).
Старая группа арабского языка с южносемитским была «основана на культурных и географических принципах», а не на принципах эмпирической исторической лингвистики (Faber, 1997, стр. 5). «Однако совсем недавно [арабский] вместо этого был сгруппирован с ханаанским и арамейским языками под рубрикой «Центрально-семитский...», и эта классификация, безусловно, более подходит для древнего североаравийского языка» (Macdonald, MCA 2004. «Древний североаравийский, « Кембриджская энциклопедия древних языков мира (Кембридж), стр. 488–533. Цитата на стр. 489). - ^ «Семитский» . Этнолог . СИЛ Интернешнл . Проверено 2 июня 2014 г.
- ^ Хюнергард, Джон (1995). «Что такое арамейский?». Арам (7): 282.
- ^ Коган, Леонид (2015). Генеалогическая классификация семитов . де Грюйтер. п. 601. дои : 10.1515/9781614515494 . ISBN 9781614517269 .
- ^ Коотстра, Фокелиен. «Язык тайманитских надписей и его классификация» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Эдвин ДЖИНС (1860). Каталог книг по всем разделам литературы, как древней, так и современной... в продаже у книготорговца Э. Джинса... Норвич . Дж. Флетчер. стр. 33–.
- ^ Штайнер, Ричард К. (2011). Ранние северо-западные семитские заклинания змей в текстах пирамид . Айзенбрауны. ISBN 9789004369214 .
- ^ Хюнергард, Джон и Пат-Эл, Наама (2019). Семитские языки . Рутледж. стр. 11–12. ISBN 9780429655388 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Хецрон, Роберт (2011). Семитские языки. Международный справочник . Де Грюйтер Мутон. пп. 1.3.1.3. ISBN 9783110186130 .
- ^ Сушард, Бенджамин (2019). Развитие библейских гласных иврита: включая краткую историческую морфологию . Брилл. стр. 37–50. ISBN 978-90-04-39025-6 .
Библиография
[ редактировать ]- Блау, Дж. 1968. «Некоторые трудности в реконструкции слов «протоеврейский» и «протоханаанский», в книге «Памяти Пола Кале». BZAW , 103. стр. 29–43.
- Кросс, FM 1965. «Развитие еврейских письменностей», в Библии и Древнем Ближнем Востоке: Очерки в честь У. Ф. Олбрайта , изд. Дж. Е. Райт. Нью-Йорк. Перепечатано в 1965 году, издание Anchor Book; Нью-Йорк, стр. 133–202.
- Кросс, FM 1967. «Происхождение и ранняя эволюция алфавита», EI 5: 8*-24*.
- Кросс, FM 1982. «Алфавиты и горшки: размышления о типологическом методе датировки человеческих артефактов», MAARAV 3: 121–136.
- Кросс, Ф.М. 1989. «Изобретение и развитие алфавита», в книге «Происхождение письма » (под ред. В.М. Сеннера; Линкольн: Университет Небраски), стр. 77–90.
- Кросс, Ф.М. и Фридман, Д.Н. 1952. Ранняя еврейская орфография: исследование эпиграфических свидетельств Нью-Хейвен: Американское восточное общество.
- Дэниелс, Питер. 1996. Мировые системы письменности . Нью-Йорк: Оксфорд.
- де Моор, Йоханнес К. 1988. «Повествовательная поэзия в Ханаане», UF 20: 149–171.
- Доннер Х. и Роллиг В. 1962–64. Ханаанские и арамейские надписи . 3 тома. Висбаден. (5-е изд.)
- Драйвер, Г. Р. 1976. Семитское письмо: от пиктограммы к алфавиту . 3-е издание. Лондон.
- Гарбини, Дж. 1960. Семиты Северо-Запада . (И критика Э. Я. Кучера, JSS 10 (1965): 21–51.)
- Гарнье, Ромен ; Жак, Гийом (2012). «Забытый фонетический закон: ассимиляция претонического йода следующему корональному звуку в северо-западном семитском языке» . Бюллетень Школы востоковедения и Африки . 75 (1): 135–145. CiteSeerX 10.1.1.395.1033 . дои : 10.1017/s0041977x11001261 . S2CID 16649580 .
- Гарр, Р. 1985. Диалектная география Сирии и Палестины, 1000–586 гг. До н.э. , Филадельфия: UPenn.
- Гелб, И.Дж. 1961. «Ранняя история западносемитских народов», JCS 15:27-47.
- Гелб, И.Дж. 1963. Исследование письма . 2-е издание. Чикаго.
- Гибсон, JCL 1971–87. Учебник сирийских семитских надписей . 3 тома. Оксфорд: Кларендон.
- Гинзберг, Х.Л. 1970. «Северо-западные семитские языки», во Всемирной истории еврейского народа , том 1/2: Патриархи. Тель-Авив.
- Гринфилд, Дж. К. 1969. «Амурриты, угариты и ханаанцы», в материалах Международной конференции семитских исследований . Иерусалим. стр. 92–101.
- Халперн, Б. 1987. «Распространение диалектов в Ханаане и надписи Дейр Алла», в книге «Работа без данных»: семитские и египетские исследования, представленные Томасу О. Ламбдину . Эд. ДМ Голомб. Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. стр. 119–39.
- Харрис, З. 1939. Развитие ханаанских диалектов . AOS, 16. Нью-Хейвен: AOS.
- Герр, Ларри Г. 1980. «Формальные письмена железного века Трансиордании», BASOR 238: 21–34.
- Хофтейзер Дж. и Йонгелинг К. 1995. Словарь северо-западных семитских надписей . 2 тома. Лейден/Нью-Йорк: Брилл. Не считая Угарита.
- Хюнергард, Дж. 1990. «Замечания о классификации северо-западных семитских языков», в « Валаамском тексте из Дейр Алла: переоценка: материалы международного симпозиума, состоявшегося в Лейдене, 21–24 августа 1989 г.» . стр. 282–93.
- Кауфман, С.А. 1988. «Классификация северо-западных семитских диалектов библейского периода и некоторые ее последствия», в материалах девятого Всемирного конгресса иудаистов (панельные заседания: иврит и арамейский языки) . Иерусалим: Всемирный союз еврейских исследований. стр. 41–57.
- Моран, Уильям Л. 1961. «Ивритский язык на его северо-западном семитском фоне», в книге «Библия и древний Ближний Восток: Очерки в честь У. Ф. Олбрайта» , изд. Дж. Е. Райт. Нью-Йорк. Перепечатано в 1965 году, издание Anchor Book; Нью-Йорк, стр. 59–84.
- Моран, Уильям Л. 1975. «Сирийский писец иерусалимских писем Амарны», в книге « Единство и разнообразие: очерки по истории, литературе и религии древнего Ближнего Востока» (под ред. Х. Годикке и Дж. Дж. М. Робертса; Балтимор/Лондон). : Издательство Университета Джонса Хопкинса) 146–166.
- Москати, Сабатино, изд. 1969. Введение в сравнительную грамматику семитских языков: фонология и морфология . Porta Linguarum Orientalium, ns, 6. Висбаден: Отто Харрасовиц.
- Наве, Дж. 1987. Ранняя история алфавита: введение в западносемитскую эпиграфику и палеографию . 2-е издание. Иерусалим: Магнес. Особенно разделы о западно-семитском языке.
- Паркер, Саймон Б. 1997. Истории в Священных Писаниях и надписях: сравнительные исследования повествований в северо-западных семитских надписях и еврейской Библии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Рабин, К. 1971. «Семитские языки», Энциклопедия иудаики , том 14, стр. 1149–57.
- Рабин, К. 1991. Семитские языки (Иерусалим: Бялик). [на иврите]
- Рейни, А. Ф. 1986 «Спряжение древних еврейских префиксов в свете Амарны Хананеянина», Ивритские исследования 27: 1–19.
- Рейни, А. Ф. 1990. «Модели спряжения префиксов раннего северо-западного семитского языка», стр. 407–420 в Абуше, Ц., Хюнергарде, Дж. и Стейнкеллере, П., ред. Задержавшись над словами, исследования древней ближневосточной литературы в честь Уильяма Л. Морана . Атланта: Ученые.
- Ренц, Дж. 1995. Справочник по древнееврейской эпиграфике . 3 тома. Дармштадт.
- Сушард, Б. 2019. «Развитие гласных библейского иврита: включая краткую историческую морфологию». Брилл, стр. 37–50, 232–252.
- Вон, А. 1999. «Палеографическое датирование иудейских печатей и его значение для библейских исследований», BASOR , 313:43–64.