Халдейская католическая церковь
Халдейская католическая церковь | |
---|---|
Classical Syriac : ܥܕܬܐ ܟܠܕܝܬܐ ܩܬܘܠܝܩܝܬܐ | |
Классификация | Восточно-католический |
Ориентация | Сирийское христианство (восточное) |
Писание | Пешитта [1] |
Теология | Католическое богословие |
Управление | Священный Синод Халдейской Церкви [2] |
Папа Римский | Фрэнсис |
Патриарх | Луи Рафаэль I Сако |
Область | Ирак , Иран , Турция , Сирия , Ливан с диаспорой. |
Язык | Литургический: сирийский [3] |
Литургия | Восточно-сирийский обряд |
Штаб-квартира | Собор Скорбящей Марии , Багдад , Ирак. |
Основатель | Прослеживает окончательное происхождение апостола Фомы и апостольской эпохи через Аддай и Мари . Шимон VIII Иоанн Креститель |
Источник | 1552 |
Отдельно от | Церковь Востока |
Разделения | Ассирийская церковь Востока (1830 г.), Халдейско-Сирийская церковь (1907 г.) |
Члены | 616,639 (2018) [4] |
Другое имя (а) | Халдейский Патриархат |
Официальный сайт | Халдейский патриархат |
Халдейская католическая церковь [а] является восточно-католической особой церковью ( sui iuris ), находящейся в полном общении со Святым Престолом и остальной католической церковью и возглавляемой Халдейским Патриархатом . Используя в своей литургии восточно сирийский обряд на сирийском диалекте арамейского - языка, он является частью сирийского христианства . Штаб-квартира находится в соборе Скорбящей Богоматери в Багдаде , Ирак , с 1950 года ее возглавляет Католикос - Патриарх Людовик Рафаэль I Сако . В 2010 году в нем насчитывалось 490 371 членство, из которых 310 235 (63,27%) проживали на Ближнем Востоке (в основном в Ираке ). [5]
Комиссия США по международной религиозной свободе сообщает, что, по данным Иракского христианского фонда, агентства Халдейской католической церкви, около 80% иракских христиан принадлежат к этой церкви. [6] В своем собственном отчете о свободе вероисповедания за 2018 год Государственный департамент США назвал халдейских католиков примерно 67% христиан в Ираке . [7] В «Руководстве по Ираку» Агентства Европейского Союза по предоставлению убежища за 2019 год содержится та же информация, что и в Государственном департаменте США. [8]
Источник
[ редактировать ]Халдейская католическая церковь возникла в результате раскола внутри Церкви Востока . В 1552 году установленной «линии Элия» патриархов противостоял конкурирующий патриарх Сулака , который инициировал так называемую «линию Шимуна». Он и его первые преемники вступили в общение с католической церковью , но в течение более чем столетия ослабили свою связь с Римом и при Шимуне XIII Динкхе открыто отреклись от нее в 1672 году, приняв исповедание веры, которое противоречило исповеданию веры. Рим, при этом сохраняя свою независимость от «линии Элии». Руководство теми, кто пожелал быть в общении с Римом, перешло затем к архиепископу Амида Иосифу I , признанному католическим патриархом сначала турецкими гражданскими властями (1677 г.), а затем и самим Римом (1681 г.). [9] [10] [11] [12]
Полтора столетия спустя, в 1830 году, Рим возложил главу католиков на Йоханнана Хормизда . Член семьи «линии Элия»: он выступал против Элии XII (1778–1804), последнего представителя этой линии, избранного обычным образом патриархом, сам был избран нерегулярно в 1780 году, как Сулака был в 1552 году, и склонил к общению с Римом большинство последователей линии Элия . «Линия Шимуна», которая в 1553 году вступила в общение с Римом и прервала его в 1672 году, теперь является линией церкви, которая в 1976 году официально приняла название « Ассирийская Церковь Востока ». [9] [10] [11] [13] в то время как член семьи «линии Элии» входит в ряд патриархов Халдейской католической церкви.
Описание «Халдейский»
[ редактировать ]На протяжении многих веков, по крайней мере, со времен Иеронима (ок. 347–420), [14] термин «халдейский» был неправильным употреблением и обозначал библейский арамейский язык. [15] и все еще было обычным именем в девятнадцатом веке. [16] [17] [18] Лишь в 1445 году его стали использовать для обозначения говорящих на арамейском языке, находящихся в общении с католической церковью , на основании декрета Флорентийского Собора , [19] который принял исповедание веры, которое Тимофей, митрополит арамейцев на Кипре , произнес на арамейском языке, и который постановил, что «никто не осмелится в будущем называть [...] халдеев несторианами». [20] [21] [22]
Раньше, когда еще не было католиков, говорящих на арамейском языке месопотамского происхождения, термин «халдей» применялся с явной ссылкой на их « несторианскую » религию. Так, Жак де Витри писал о них в 1220/1, что «они отрицали, что Мария была Богородицей, и утверждали, что Христос существовал в двух лицах. Они освящали квасной хлеб и использовали «халдейский» (сирийский) язык». [23] Декрет Флорентийского Собора был направлен против использования слова «халдейский» для обозначения «некатолика».
За пределами использования католической церкви термин «халдей» продолжал применяться ко всем, кто был связан с традицией Церкви Востока, независимо от того, были ли они в общении с Римом или нет. Оно указывало не расу или национальность, а только язык или религию. На протяжении всего XIX века его продолжали использовать восточно-сирийские христиане, будь то «несторианцы» или католики. [24] [25] [26] [27] [28] и это использование продолжалось и в 20 веке. [29] В 1852 году Джордж Перси Бэджер отличал тех, кого он называл халдеями, от тех, кого он называл несторианами, но только по религии, а не по языку, расе или национальности. [30]
Патриарх Халдейской католической церкви Рафаил I Бидавид (1989–2003), принявший термин «ассирийский» как описание своей национальности и этнической принадлежности, прокомментировал: «Когда в 17 веке часть Церкви Востока стала католической, это имя было присвоено Церковь была «халдейской», основанной на царях-волхвах, которые, как полагали некоторые, пришли из того, что когда-то было землей халдеев, в Вифлеем. Название «Халдей» означает не этническую принадлежность, а просто церковь [. ..] Мы должны разделить, что такое этническая принадлежность и что такое религия [...] Я сам, моя секта халдейка, но этнически я ассирийец». [31] Ранее он заявил: «До того, как я стал священником, я был ассирийцем, до того, как я стал епископом, я был ассирийцем, я ассирийец сегодня, завтра, навсегда, и я горжусь этим». [32]
История
[ редактировать ]Церковь Востока
[ редактировать ]Халдейская католическая церковь ведет свое начало от Церкви Востока , основанной в Парфянской империи . В Деяниях апостолов парфяне упоминаются как среди тех, кому апостолы проповедовали в день Пятидесятницы (Деяния 2:9). апостол Фома , Фаддей Эдесский и апостол Варфоломей Ее основателями считаются . Одна из современных церквей, которые могут похвастаться своим происхождением от нее, говорит, что это «Церковь в Вавилоне», о которой говорится в 1 Петра 5:13, и что он посетил ее. [33]
Под властью Сасанидской империи , свергнувшей парфян в 224 году, Церковь Востока продолжала развивать свою самобытность, используя сирийский язык и сирийское письмо . Один «персидский» епископ был на Первом Никейском соборе (325 г.). [34] Нет упоминаний об участии персов в Первом Константинопольском соборе (381 г.), в котором не участвовала и западная часть Римской империи.
Собор Селевкии-Ктесифона сасанидской столице, признал городского епископа Исаака католикосом 410 г., состоявшийся в , имеющим власть во всей Церкви Востока. Постоянные военные конфликты между сасанидами и к тому времени христианизированной Римской империей заставили персов подозревать Церковь Востока в сочувствии врагу. Это, в свою очередь, побудило Церковь Востока все больше дистанцироваться от церкви в Римской империи. Хотя в мирное время их 420 собор открыто принимал постановления некоторых «западных» соборов, в том числе и Никейского, в 424 г. они постановили, что впредь они не будут передавать дисциплинарные или богословские проблемы никакой внешней силе, особенно какой-либо «западной» власти. епископ или совет. [35] [36]
Богословский спор, последовавший за Эфесским собором в 431 году, стал поворотным моментом в истории Церкви Востока. Собор осудил как еретическую христологию Нестория , нежелание которого присвоить Деве Марии титул Богородицы «Богоносица, Богородица» было воспринято как свидетельство того, что он верил в присутствие двух отдельных личностей (в отличие от двух единых естеств). внутри Христа. Сасанидский император предоставил убежище тем, кто в несторианском расколе отверг постановления Эфесского собора, действовавшие в Византийской империи . [37] В 484 году он казнил проримского католикоса Бабоваи . Под влиянием Варсаумы , епископа Нисибиса , Церковь Востока официально приняла в качестве нормативного учение не самого Нестория, а его учителя Феодора Мопсуестийского , чьи сочинения Второй Константинопольский собор 553 г. осудил как несторианское, но некоторые современные учёные считают его несторианским. их как православных. [38] Положение, отведенное таким образом Феодору в Церкви Востока, было усилено на нескольких последующих синодах, несмотря на противоположное учение Энаны из Адиабемы . [39]
После раскола с Западом и принятия богословия, которое некоторые называли несторианством, Церковь Востока в средневековый период быстро расширялась благодаря миссионерской работе. Между 500 и 1400 годами ее географический горизонт простирался далеко за пределы ее центра в современном северном Ираке , северо-восточной Сирии и юго-восточной Турции , создавая общины по всей Центральной Азии и вплоть до Китая (о чем свидетельствует Сианьская стела ), династии Тан Табличка , написанная китайским письмом и датируемая 781 годом, документирует 150-летнюю христианскую историю в Китае. [40] Самым продолжительным их пополнением были христиане Святого Фомы с Малабарского побережья в Индии , где у них было около 10 миллионов последователей. [41]
Однако упадок наступил уже во времена Яхбаллы III (1281–1317), когда Церковь Востока достигла своего наибольшего географического распространения: в южном и центральном Ираке, а также в южной, центральной и восточной Персии у нее было всего четыре епархии. , где в конце девятого века их было не менее 54, [42] а сам Яхбаллаха погиб от рук мусульманской толпы.
Около 1400 года тюрко-монгольский кочевой завоеватель Тимур вышел из Евразийской степи и возглавил военные кампании по всей Западной , Южной и Центральной Азии , в конечном итоге захватив большую часть мусульманского мира после победы над мамлюками Египта и Сирии , формирующейся Османской империи . и приходящий в упадок Делийский султанат . Завоевания Тимура опустошили большинство ассирийских епископств и разрушили 4000-летнюю культурную и религиозную столицу Ассура . После разрушения, вызванного Тимуром, массивная и организованная структура Церкви Востока в значительной степени сократилась до региона своего происхождения, за исключением христиан церкви Святого Фомы в Индии.
раскол 1552 г.
[ редактировать ]В Церкви Востока было немало споров о позиции Католикоса. Синод 539 года решил, что ни один из двух претендентов, Елисея и Нарсаи , которые были избраны конкурирующими группами епископов в 524 году, не был законным. [43] Подобные конфликты произошли между Варсаумой и Акацием Селевкии-Ктесифона , а также между Хнанишо I и Йоханнаном Прокаженным . Конфликт 1552 года был не просто между двумя людьми, но распространился на две конкурирующие линии патриархов, как, например, раскол 1964 года между тем, что сейчас называется Ассирийской и Древней Церковью Востока.
Разногласия по поводу практики наследственной преемственности Патриархата, обычно от дяди к племяннику, привели к действиям в 1552 году группы епископов из северных регионов Амида и Салмаса , которые избрали в качестве соперника Патриарха настоятеля монастыря Раббан Хормизд (который была резиденцией Патриарха) Йоханнан Сулака . «Чтобы укрепить позиции своего кандидата, епископы отправили его в Рим для переговоров о новой унии». [44] По традиции патриарха мог рукоположить только человек архиепископского (митрополитического) ранга, до которого возводились только члены этой одной семьи. Итак, Сулака отправился в Рим, где, представленный как новый избранный патриарх, вступил в общение с католической церковью, был рукоположен Папой и признан патриархом.
Титул или описание, под которым он был признан патриархом, дается по-разному: «Патриарх Мосула в Восточной Сирии»; [45] «Патриарх Халдейской церкви Мосула»; [46] «Патриарх Халдеев»; [44] [47] [48] [49] «Патриарх Мосула»; [50] [51] [52] или «Патриарх восточных ассирийцев», последняя версия которого дана Пьетро Строцци на предпоследней ненумерованной странице перед первой страницей его De Dogmatibus Chaldaeorum , [53] английский перевод которого дан в книге Адриана Фортескью « Меньшие восточные церкви» . [54] [55] «Восточные ассирийцы», которые если и не были католиками, то считались несторианцами, отличались от «западных ассирийцев» (к западу от реки Тигр), которых считали якобитами . [56] [57] [58] Именно в качестве Патриарха «восточных ассирийцев» преемник Сулаки Абдишо IV Марон был аккредитован для участия в Тридентском соборе . [59]
Таким образом, уже используемые имена (за исключением «несторианского») были применены к существующей церкви (а не новой), к которой с просьбой о рукоположении ее патриарха обратились эмиссары, создавшие впечатление, что патриаршая кафедра вакантна. [51] [48] [60]
Шимун VIII Йоханнан Сулака вернулся домой в том же году и, не имея возможности завладеть традиционным патриаршим престолом возле Алкоша , проживал в Амиде . Прежде чем быть казненным по наущению сторонников Патриарха, от которого он откололся, [50] он рукоположил двух митрополитов и трех других епископов, [48] [51] таким образом положив начало новой церковной иерархии в рамках так называемой «линии Шимунов» патриархов, которые вскоре двинулись из Амида на восток, поселившись после многих промежуточных мест в изолированной деревне Кудшанис под персидским правлением.
Последовательные лидеры тех, кто был в общении с Римом
[ редактировать ]Первые преемники Сулаки вступили в общение с католической церковью , но в течение более чем столетия их связь с Римом ослабла. Последний, кто запросил и получил официальное признание папы, умер в 1600 году. Они приняли наследственное правопреемство патриархата, сопротивление которому привело к расколу 1552 года. В 1672 году Шимун XIII Динкха официально разорвал общение с Римом, приняв исповедание веры, которое противоречило исповеданию Рима, сохраняя при этом свою независимость от основанной на Алкоше «линии Элии» патриархов. «Линия Шимуна» со временем стала патриархальной линией того, что с 1976 года официально называется Ассирийской Церковью Востока . [9] [10] [11] [61]
Руководство теми, кто желал быть в общении с Римом, перешло затем к архиепископу Иосифу Амидскому. В 1677 г. его лидерство было признано сначала турецкими гражданскими властями, а затем в 1681 г. Римом. власть патриарха Алкоша над Амидом, который был резиденцией Сулаки, но от которого его преемники отказались из-за необходимости перебраться на восток, в Сефевидский Иран (До этого турецкие власти признавали .)
Все (ненаследственные) преемники Амида Иосифа I, который в 1696 году вышел в отставку по состоянию здоровья и прожил в Риме до 1707 года, приняли имя Иосиф: Иосиф II (1696–1713), Иосиф III (1713–1757), Иосиф II (1696–1713), Иосиф III (1713–1757), Иосиф IV (1757–1781) . По этой причине они известны как «линия Иосифа». Иосиф IV подал прошение об отставке в 1780 году, которое было принято в 1781 году, после чего передал управление патриархией своему племяннику, еще не епископу, и удалился в Рим, где жил до 1791 года. [62]
Назначение племянника патриархом будет выглядеть как признание принципа наследственного преемства. Кроме того, «линия Элии» Алкоша приближалась к Риму, и среди ее последователей становилась преобладающей прокатолическая фракция. По разным причинам, в том числе из-за церковных и политических потрясений в Европе после Французской революции , Рим долгое время не мог выбирать между двумя конкурирующими претендентами на пост главы халдейских католиков.
За принятием в 1672 году патриархами «линии Шимуна» несторианского учения в некоторых областях последовало широкое распространение противоположной христологии, поддержанной в Риме. Это произошло не только в районе Амид-Мардина, патриархом которого по турецкому указу был Иосиф I, но и в городе Мосуле, где к 1700 году почти все жители Восточной Сирии были католиками. [63] Монастырь Раббан Хормизд, который был резиденцией патриархов «линии Элия», находится в 2 км от деревни Алькош и примерно в 45 км к северу от города Мосул.
Ввиду этой ситуации патриарх Элия XI писал Папе в 1735, 1749 и 1756 годах с просьбой об унии. Затем, в 1771 году, он и его назначенный преемник Ишоябб исповедовали веру, которую принял Рим, тем самым установив общение в принципе. Когда Элия XI умер в 1778 году, митрополиты признали его преемником Ишоябба, который соответственно взял имя Элия ( Элия XII ). Чтобы заручиться поддержкой, Элия исповедовал католическую веру, но почти сразу же отказался от нее и заявил о своей поддержке традиционалистских (несторианских) взглядов.
Йоханнан Хормизд , член семьи «линии Элия», выступал против Элии XII (1778–1804), последнего представителя этой линии, избранного обычным образом патриархом. В 1780 году Йоханнан был нерегулярно избран патриархом, как и Сулака в 1552 году. Он привлек к общению с Римом большинство последователей «линии Элия». Святой Престол не признал его патриархом, но в 1791 году назначил его архиепископом Амида и администратором католического патриархата. Яростные протесты племянника Иосифа IV, который тогда находился в Риме, и подозрения, высказанные другими относительно искренности обращения Йоаннана, помешали этому осуществиться. [63]
В 1793 году было решено, что Йоаннан должен уйти из Амида в Мосул, митрополичью кафедру, которую он уже занимал, но что пост патриарха не будет передан его сопернику, племяннику Иосифа IV. В 1802 году последний был назначен митрополитом Амидским и администратором патриархии, но не патриархом. Тем не менее, он стал широко известен как Джозеф V. Он умер в 1828 году. Соперник Йоханнана за титул патриарха Алкоша умер в 1804 году, а число его последователей настолько сократилось, что они не избрали для него никакого преемника, что положило конец линии Алкоша или Элии. [63]
Наконец, в 1830 году, через полтора века после того, как Святой Престол возложил главу халдейских католиков на Иосифа I из Амида, он признал патриархом Йоханнана, чья (ненаследственная) патриархальная преемственность с тех пор не прерывалась. Халдейская католическая церковь.
Более поздняя история Халдейской церкви
[ редактировать ]В 1838 году курды Сорана ответственными напали на монастырь Раббан Хормизд и Алкош, очевидно, думая, что жители деревни были езидами, за убийство курдского вождя, и убили более 300 халдейских католиков, в том числе Габриэля Дамбо, основателя монастыря, и других монахов. . [64]
В 1846 году Османская империя , которая ранее относила к несторианам тех, кто называл себя халдеями, предоставила им признание как отдельного проса . [65] [66]
Самым известным патриархом Халдейской церкви XIX века был Иосиф VI Аудо , которого помнят также по его столкновениям с Папой Пием IX, главным образом по поводу его попыток распространить халдейскую юрисдикцию на малабарских католиков . Это был период расширения Халдейской католической церкви.
Деятельность турецкой армии и ее курдских и арабских союзников, отчасти в ответ на вооруженную поддержку России на территории Кочанского патриархата, принесла разорение также халдейским епархиям Амида, Сиирта и Газарты и митрополитам Шеру Аддаю Сииртскому и Филипп-Жак Абрахам из Газарты был убит в 1915 году). [67]
В 21 веке 3-го века был убит отец Рагид Азиз Ганни , пастор халдейской церкви Святого Духа в Мосуле, окончивший в 2003 году Папский университет Святого Фомы Аквинского, Ангеликум в Риме со степенью лиценциата экуменического богословия. Июнь 2007 года в Мосуле вместе с иподиаконами Басманом Юсефом Даудом, Вахидом Ханной Ишо и Гасаном Исамом Бидаведом после того, как он отслужил мессу. [68] [69] С тех пор Ганни был объявлен Слугой Бога . [70]
Халдейский архиепископ Паулос Фарадж Раххо и трое его товарищей были похищены 29 февраля 2008 года в Мосуле и убиты несколько дней спустя. [71]
21 век: международная диаспора
[ редактировать ]Есть много халдеев в диаспоре в западном мире , прежде всего в американских штатах Мичиган , Иллинойс и Калифорния . [72]
В 2006 году была создана Епархия Океании с титулом «Святой Фома, Апостол Сиднейский Халдейский», юрисдикция которой включала халдейские католические общины Австралии и Новой Зеландии . [73] Его первым епископом, назначенным Папой Бенедиктом XVI 21 октября 2006 года, был архиепископ Джибраил (Джибраил) Кассаб , до сих пор архиепископ Бассоры в Ираке. [74]
Была большая иммиграция в Соединенные Штаты, особенно в Уэст-Блумфилд и округ Окленд на юго-востоке Мичигана . [75] Хотя самая большая популяция проживает в юго-восточном Мичигане, есть группы населения в некоторых частях Калифорнии и Аризоны также , которые все подпадают под епархию Святого Фомы, Апостола Детройта . Кроме того, в Канаде в последние годы наблюдается рост общин в таких провинциях, как Онтарио .
В 2008 году Бавай Соро из Ассирийской церкви Востока и 1000 ассирийских семей были приняты в полное общение с Халдейской католической церковью. [76]
В пятницу, 10 июня 2011 года, Папа Бенедикт XVI учредил новую халдейскую католическую епархию в Торонто, Онтарио , Канада , и назначил архиепископа Йоханнана Зора , который работал вместе с четырьмя священниками с католиками в Торонто (крупнейшая община халдеев ) в течение почти 20 лет. и который ранее был ad hominem архиепископом (он сохранит этот сан в качестве главы епархии) и архиепископом Архиепископии (Архепархии) Ахваза (с 1974 года). Новая епархия или епархия будет называться Халдейской католической епархией Мар-Аддай . В Канаде проживает 38 000 халдейских католиков. Архиепископ Зора родился в Батной ( Ирак ) 15 марта 1939 года. Он был рукоположен в 1962 году и работал в иракских приходах, прежде чем был переведен в Иран в 1969 году. [77]
Австралийская перепись 2006 года насчитала в этой стране в общей сложности 4498 халдейских католиков. [78]
Исторические переписи членов
[ редактировать ]Несмотря на внутренние разногласия во время правления Йоханнана Ормизда (1830–1838), Николая I Зая (1839–1847) и Иосифа VI Аудо (1847–1878), XIX век был периодом значительного роста халдейской церкви, в которой его территориальная юрисдикция была расширена, его иерархия укрепилась, а его членство увеличилось почти вдвое. В 1850 году англиканский миссионер Джордж Перси Бэджер зарегистрировал население Халдейской католической церкви как 2743 халдейских семьи, или чуть менее 20 000 человек. [79]
Цифры Бэджера не могут быть сопоставлены ни с цифрой чуть более 4000 халдейских семей, зафиксированной Фульжансом де Сент-Мари в 1796 году, ни с чуть более поздними цифрами, предоставленными Поленом Мартином в 1867 году. Известно, что Бэджер отнес к несторианским значительное количество деревень в ʿ Район Акра, который в тот период был халдейским, и ему также не удалось включить несколько важных халдейских деревень в другие епархии. Его оценка почти наверняка слишком занижена. [79]
епархия | Количество деревень | Количество церквей | Количество священников | Количество семей | епархия | Количество деревень | Количество церквей | Количество священников | Количество семей |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Мосул | 9 | 15 | 20 | 1,160 | Сирт | 11 | 12 | 9 | 300 |
Багдад | 1 | 1 | 2 | 60 | Газарта | 7 | 6 | 5 | 179 |
ʿАмадия | 16 | 14 | 8 | 466 | Киркук | 7 | 8 | 9 | 218 |
Среди | 2 | 2 | 4 | 150 | Сальма | 1 | 2 | 3 | 150 |
Мардин | 1 | 1 | 4 | 60 | Общий | 55 | 61 | 64 | 2,743 |
в 1867 году, после создания Джозефом Аудо епархий Акра , Статистическое обследование Паулина Мартина, проведенное Захо , Басра и Сена, зафиксировало общее число членов церкви в 70 268 человек, что более чем в три раза превышает оценку Бэджера. Большая часть численности населения в этой статистике округлена до ближайшей тысячи и, возможно, также немного преувеличена, но число членов Халдейской католической церкви в этот период определенно было ближе к 70 000, чем к 20 000 у Бэджера. [80]
епархия | Количество деревень | Количество священников | Количество верующих | епархия | Количество деревень | Количество церквей | Количество верующих |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Мосул | 9 | 40 | 23,030 | Мардин | 2 | 2 | 1,000 |
ʿ Агра | 19 | 17 | 2,718 | Сирт | 35 | 20 | 11,000 |
ʿАмадия | 26 | 10 | 6,020 | Сальма | 20 | 10 | 8,000 |
Басра | – | – | 1,500 | Сена | 22 | 1 | 1,000 |
Среди | 2 | 6 | 2,000 | Ваш | 15 | – | 3,000 |
Газарта | 20 | 15 | 7,000 | Киркук | 10 | 10 | 4,000 |
Общий | 160 | 131 | 70,268 |
Статистическое обследование Халдейской католической церкви, проведенное в 1896 году Ж. Б. Шабо, впервые включило в себя данные о нескольких патриархальных викариатах, созданных во второй половине XIX века для небольших халдейских общин в Адане, Алеппо, Бейруте, Каире, Дамаске. , Эдесса, Керманшах и Тегеран; для миссионерских станций, основанных в 1890-х годах в нескольких городах и деревнях Кудшанисского патриархата; и для недавно созданной халдейской епархии Урми. По словам Шабо, миссионерские станции были в городе Сераи д'Махмиде в Таймаре и в деревнях Хаккари Мар Бехишо , Сат, Зарне и Саламакка (Рагула д'Салабаккан). [81]
епархия | Количество деревень | Количество священников | Количество верующих | епархия | Количество деревень | Количество церквей | Количество верующих |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Багдад | 1 | 3 | 3,000 | ʿАмадия | 16 | 13 | 3,000 |
Мосул | 31 | 71 | 23,700 | ʿ Агра | 12 | 8 | 1,000 |
Басра | 2 | 3 | 3,000 | Сальма | 12 | 10 | 10,000 |
Среди | 4 | 7 | 3,000 | Урми | 18 | 40 | 6,000 |
Киркук | 16 | 22 | 7,000 | Сена | 2 | 2 | 700 |
Мардин | 1 | 3 | 850 | Викариатство | 3 | 6 | 2,060 |
Газарта | 17 | 14 | 5,200 | Миссии | 1 | 14 | 1,780 |
Сирт | 21 | 17 | 5,000 | Ваш | 20 | 15 | 3,500 |
Общий | 177 | 248 | 78,790 |
Последний обзор Халдейской католической церкви перед Первой мировой войной был сделан в 1913 году халдейским священником Джозефом Тфинкджи после периода устойчивого роста с 1896 года . , Киркук , Серт и Урми ), а также восемь епархий ( Акра , , Амадия и , Газарта , Мардин , Салмас Сена, Захо вновь созданная Ванская епархия). С 1896 года было создано еще пять патриарших викариатов (Ахваз, Константинополь, Басра, Ашшар и Дейр-эз-Зор), в результате чего в общей сложности образовалось двенадцать викариатов. [82] [83]
Общая цифра Тфинкджи, составляющая 101 610 католиков в 199 деревнях, немного преувеличена, поскольку его цифры включали 2310 номинальных католиков в 21 «новообращенной» или «полунесторианской» деревне в епархиях Амид, Сирт и Окра , но это ясно. что Халдейская католическая церковь значительно выросла с 1896 года. В 1913 году, насчитывая около 100 000 верующих, членство в Халдейской церкви было лишь немного меньше, чем в Кудшанисском патриархате (вероятно, самое большее 120 000 восточно-сирийских христиан, включая население номинально русского населения). Православные деревни Урминского района). Его общины были сконцентрированы в гораздо меньшем количестве деревень, чем в деревнях Кудшанисского патриархата, и, имея 296 священников, что составляет примерно три священника на каждую тысячу верующих, духовенство обслуживало его гораздо более эффективно. Лишь около дюжины халдейских деревень, в основном в округах Серт и Акра , в 1913 году не имели своих священников. [ нужна ссылка ]
епархия | Количество деревень | Количество церквей | Количество священников | Количество верующих | епархия | Количество деревень | Количество церквей | Количество священников | Количество верующих |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Мосул | 13 | 22 | 56 | 39,460 | ʿАмадия | 17 | 10 | 19 | 4,970 |
Багдад | 3 | 1 | 11 | 7,260 | Газарта | 17 | 11 | 17 | 6,400 |
Викариатство | 13 | 4 | 15 | 3,430 | Мардин | 6 | 1 | 6 | 1,670 |
Среди | 9 | 5 | 12 | 4,180 | Сальма | 12 | 12 | 24 | 10,460 |
Киркук | 9 | 9 | 19 | 5,840 | Сена | 1 | 2 | 3 | 900 |
Сирт | 37 | 31 | 21 | 5,380 | К | 10 | 6 | 32 | 3,850 |
Урми | 21 | 13 | 43 | 7,800 | Ваш | 15 | 17 | 13 | 4,880 |
ʿ Агра | 19 | 10 | 16 | 2,390 | Общий | 199 | 153 | 296 | 101,610 |
Статистика Тфинкджи также подчеркивает влияние на Халдейскую католическую церковь образовательных реформ патриарха Иосифа VI Аудо . Халдейская католическая церковь накануне Первой мировой войны становилась менее зависимой от монастыря Раббан Хормизд и Коллегии пропаганды в обучении своих епископов. В период с 1879 по 1913 год было рукоположено семнадцать халдейских епископов, из которых только один (Стефан Йоханнан Кайная) получил полное образование в монастыре Раббан Хормизд. Шесть епископов получили образование в Колледже пропаганды (Джозеф Габриэль Адамо, Тома Аудо , Джереми Тимоти Макдаси, Исаак Худабахаш, Теодор Мсае и Питер Азиз ). [84]
Будущий патриарх Юсеф VI Эммануил II Томас обучался в семинарии Газира недалеко от Бейрута . Из остальных девяти епископов двое ( Аддай Шер и Франциск Давид) прошли обучение в сиро-халдейской семинарии в Мосуле, а семь (Филип Йакоб Авраам , Йакоб Йоханнан Элия Джозеф Хайят, Шлемун Саббах, Йакоб Саххар , Авгин Манна, Хормизд Стивен Джибри и Исраэль Аудо ) в патриаршей семинарии в Мосуле. [84]
|
|
|
|
Организация
[ редактировать ]Халдейская католическая церковь имеет следующие епархии:
- Патриархат Багдада
- Митрополии Багдада , Киркука , Тегерана , Урмии
- Архиепископии Ахваза , Басры , Диярбакыра , Эрбиля , Мосула
- Епархии Алеппо , Алкоха , Амадии , Акре , Бейрута , Каира , Сан-Диего , Детройта , Торонто , Сиднея ,
Салмаса, [85] Сулеймания , Заку - Территории, зависимые от Патриарха: Иерусалим , Иордания.
Латинское название церкви — Ecclesia Chaldaeorum Catholica.
Иерархия
[ редактировать ]Нынешним Патриархом является Луи Рафаэль I Сако , избранный в январе 2013 года. В октябре 2007 года его предшественник Эммануил III Делли стал первым халдейским католическим патриархом, возведенным в сан кардинала в Католической церкви. [86]
Нынешний халдейский епископат (январь 2014 г.) выглядит следующим образом:
- Луи Рафаэль I Сако , Патриарх Багдада (с февраля 2013 г.)
- Эмиль Шимун Нона , епископ Апостола Фомы Халдейской и Ассирийской Католической епархии Австралии и Новой Зеландии (с 2015 г.)
- Башар Варда , архиепископ Эрбиля (с июля 2010 г.)
- Рамзи Гармо , архиепископ Тегеранский (с 1999 г.) и архиепископ Амида (Диярбакыра) (с 2020 г.)
- Томас Мерам , архиепископ Урмии и Салмаса (с 1984 г.)
- Джибраил Кассаб , почетный епископ, бывший епископ Сиднея (2006–2015 гг.)
- Жак Исхак , титулярный архиепископ Нисибисский и куриальный епископ Вавилона (с декабря 2005 г.)
- Хабиб ан-Науфали, архиепископ Басры (с 2014 г.)
- Юсиф Миркис, архиепископ Киркука и Сулеймании (с 2014 г.)
- Миха Пола Макдасси, епископ Алкошский (с декабря 2001 г.)
- Шлемон Вардуни , куриальный епископ Вавилонский (с 2001 г.)
- Саад Сироп, вспомогательный епископ Вавилонский (с 2014 г.) и апостольский визитер халдейских католиков в Европе (с 2017 г.)
- Антоний Аудо, епископ Алеппо (с января 1992 г.)
- Михаил Кассарджи, епископ Ливана (с 2001 г.)
- Раббан Аль-Кас, почетный епископ, бывший епископ Амадии ( 2001-2022)
- Ибрагим Ибрагим , почетный епископ, бывший епископ Святого Фомы, апостола Детройта (апрель 1982–2014 гг.)
- Фрэнсис Калабат , епископ Святого Фомы, апостола Детройта (с июня 2014 г.)
- Сархад Яусип Джаммо , почетный епископ Святого апостола Петра Сан-Диего (2002–2016)
- Бавай Соро , почетный епископ, бывший епископ Св. Аддайская Халдейская епархия Канады (2017-2021 гг.)
- Михаил Наджиб , архиепископ Халдейской католической архиепархии Мосула (с 2018 г.)
- Саад Феликс Шаби , епископ Захо (с 2020 г.)
- Роберт Джарджис, бывший епископ-помощник Багдада (2018-2022 гг.) и исполняющий обязанности епископа Арсамосаты (с 2019 г.), епископ Багдадского собора Святого Петра (2018-2022 гг.) Халдейская епархия Канады (с 2021 г.)
- Эмануэль Хана Шалета , епископ Св. Апостол Петр Халдейский католик ( Сан-Диего , США, с 2016 г.)
- Базель Ялдо, куриальный епископ Вавилона и титулярный епископ Беф-Забды (с 2015 г.)
- Паулюс Табет Мако, епископ-помощник Алкоша (с 2021 г.)
- Азад Сабри Шаба, епископ Дахука и Амадии (с 2022 г.)
Несколько кафедр вакантны:Архиепархия Ахваза,Епархия Акры,Каирская епархия.
Дочери Непорочной Марии
[ редактировать ]Дочери Непорочной Марии — халдейский католический апостольский орден с патриархальными правами, основанный в Багдаде 7 августа 1922 года , во времена правления Патриарха Мар Юсефа Эммануила II Фомы . [87]
Организация «Халдейские сестры» была основана отцом Антоном Зебуни, родившимся 17 января 1883 года в Мосуле , Ирак . Зебуни был рукоположен в сан священника 15 мая 1907 года Патриархом Эммануилом II Томой. После Первой мировой войны многие жители Ирака столкнулись с нищетой и лишениями. Отец Зебуни, тронутый тяжелыми условиями, стремился создать женскую общину для поддержки халдейской общины. С разрешения Патриарха была основана община, посвященная Непорочной Марии . [88] Миссия ордена включает жизнь в созерцательном единении с Богом . Сестры занимаются апостольской работой и молитвой, стремясь раскрыть и следовать воле Божией для спасения душ. [87]
Первоначально «Халдейские сестры» стремились решить проблему бездомной халдейской молодежи. В 1927 году они основали приют в Багдаде, который позже был перенесен из соображений безопасности. В конце концов детский дом обосновался в Алкоше . За прошедшие годы община выросла до почти 100 сестер, служащих в различных местах, включая Ирак , Ливан , Рим , Австралию , Объединенные Арабские Эмираты , Детройт , Чикаго , Аризону , Терлок и Сан-Диего . [89]
Халдейские сестры сыграли важную роль в различных образовательных и социальных услугах, включая управление школами, детскими домами и домами престарелых. Их приверженность образованию и социальному обслуживанию оказала значительное влияние на сообщества, которым они служат. В 2022 году Халдейские сестры отпраздновали свое 100-летие мероприятием по сбору средств для покрытия расходов на образование, а также для создания дома послушничества в Фармингтон-Хиллз , штат Мичиган. [90]
Орден известен своей преданностью молитве, общественной жизни и служению, руководствуясь своим девизом «С Марией к Всевышнему», подчеркивающим смирение и преданность своему служению. [91] Халдейские сестры продолжают оставаться важной частью халдейской католической общины, внося свой вклад в духовное и социальное благополучие людей, которым они служат.
Литургия
[ редактировать ]Халдейская католическая церковь использует восточно-сирийский обряд .
Небольшая реформа литургии вступила в силу с 6 января 2007 года и была направлена на унификацию множества различных видов использования каждого прихода, удаление многовековых дополнений, которые просто имитировали римский обряд , и по пастырским причинам. Основными элементами вариаций являются: анафора, произносимая священником вслух, возвращение к древней архитектуре церквей, восстановление древнего использования, когда хлеб и вино готовятся перед началом службы, а также исключение из Символа веры Филиокве пункт о . [92]
Экуменические отношения
[ редактировать ]Отношения Церкви с ее собратьями -ассирийцами в Ассирийской Церкви Востока за последние годы улучшились. В 1994 году Папа Иоанн Павел II и Патриарх Ассирийской Церкви Востока Динха IV подписали Совместную христологическую декларацию . [93] 20 июля 2001 года Святой Престол по согласованию с Ассирийской Церковью Востока издал документ под названием «Правила допуска к Евхаристии между Халдейской Церковью и Ассирийской Церковью Востока» , который также подтвердил действительность Анафоры . Аддаи и Мари . [94]
В 2015 году, когда патриархат Ассирийской Церкви Востока был вакантным после смерти Динхи IV , халдейский Патриарх Людовик Рафаэль I Сако предложил объединить три современных патриархата в восстановленную Церковь Востока с одним Патриархом в полном составе. общение с Папой. [95] [96] Ассирийская Церковь Востока почтительно отклонила это предложение, сославшись на «еще сохраняющиеся экклезиологические разногласия». [97] и приступил к избранию нового патриарха.
2020-е годы
[ редактировать ]В 2024 году Патриарх Луи Рафаэль Сако , глава Халдейской католической церкви Ирака, возглавил трехдневный пост христиан своей страны за мир в Ираке , Израиле , Украине и остальном мире. [1]
См. также
[ редактировать ]- Список халдейских католических патриархов Багдада
- Восточно-католические церкви
- Литургии: Восточно-сирийский обряд , Литургия Аддаи и Мари.
- Фильм о халдейских христианах-католиках: Последние ассирийцы
- Католический университет в Эрбиле
- Ассирийский народ
- Список этнических ассирийцев, халдеев и сирийцев
- Условия для сирийских христиан
- Сиро-Малабарская церковь
Примечания
[ редактировать ]- ^ Классический сирийский язык : . ���������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������� знать Арабский : Собор аль-Калдания ; Латынь : Ecclesia Chaldaeorum Catholica , букв. «Католическая церковь Халдеев»
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Введение в библиологию: что должен знать каждый христианин о происхождении, составе, вдохновении, интерпретации, каноничности и передаче Библии
- ^ Синод Халдейской церкви | GCatholic.org
- ^ «Халдейская католическая церковь» . ЦНЕВА . Проверено 11 мая 2013 г.
- ^ Восточно-католические церкви мира, 2018 г.
- ^ Статистика о христианах на Ближнем Востоке
- ^ Краткое описание иракских христиан
- ^ Отчет о международной религиозной свободе в Ираке за 2018 год, стр. 3
- ^ Европейское бюро поддержки беженцев: Руководство для страны – Ирак (июнь 2019 г.), стр. 70
- ^ Перейти обратно: а б с Баум и Винклер 2003 , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б с Эккарт Фрам (24 марта 2017 г.). Спутник Ассирии . Уайли. п. 1132. ИСБН 978-1-118-32523-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с Джозеф 2000 , с. 1.
- ^ «Фред Априм, «Ассирия и ассирийцы после американской оккупации Ирака в 2003 году»» ( PDF) . Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ «Фред Априм, «Ассирия и ассирийцы после американской оккупации Ирака в 2003 году»» ( PDF) . Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ Галлахер, Эдмон Луи (23 марта 2012 г.). Еврейское Писание в святоотеческой библейской теории: канон, язык, текст . БРИЛЛ. стр. 123, 124, 126, 127, 139. ISBN. 978-90-04-22802-3 .
- ^ Рассам, Ормузд (1897). Ассур и земля Нимрода . Куртс и Дженнингс. п. 180 – через Интернет-архив.
- ^ Юлиус Фюрст (1867). Еврейский и халдейский лексикон Ветхого Завета: с введением, дающим краткую историю еврейской лексикографии . Таухниц.
- ^ Вильгельм Гезениус; Самуэль Придо Трежель (1859). Еврейский и халдейский лексикон Гесениуса к Священным Писаниям Ветхого Завета . Бэгстер.
- ^ Бенджамин Дэвис (1876). Сводный и полный еврейский и халдейский лексикон Ветхого Завета, основанный главным образом на трудах Гезениуса и Фюрста ... А. Кон.
- ^ Коакли, Дж. Ф. (2011). Брок, Себастьян П.; Баттс, Аарон М.; Кираз, Джордж А.; ван Ромпей, Лукас (ред.). Халдеи . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. п. 93. ИСБН 978-1-59333-714-8 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ "Совет Базель-Феррара-Флоренция, 1431-49 гг.
- ^ Баум и Винклер 2003 , с. 112.
- ^ О'Махони 2006 , с. 527.
- ^ Баум и Винклер 2003 , с. 83.
- ^ Эйнсворт, Уильям (1841). «Отчет о посещении халдеев, населяющих Центральный Курдистан, и о восхождении на пик Ровандис (Тур Шейхива) летом 1840 года». Журнал Лондонского королевского географического общества . 11 . например 36. doi : 10.2307/1797632 . JSTOR 1797632 .
- ^ Уильям Ф. Эйнсворт, Путешествия и исследования в Малой Азии, Месопотамии, Халдее и Армении (Лондон, 1842 г.), том. II, с. 272, цитируется по Джону Джозефу, Современные ассирийцы Ближнего Востока (BRILL 2000), стр. 2 и 4.
- ^ Лейард, Остин Генри (3 июля 1850 г.). Ниневия и ее руины: исследование нравов и искусства древних ассирийцев . Мюррей. п. 260 – через Интернет-архив.
Халдеи Несториане.
- ^ Симон (Ораториан), Ричард (3 июля 1684 г.). «Критическая история веры и обычаев народов Леванта» . Chez Фредерик Арно - через Google Книги.
- ^ Ньюман, Джон Филип (1876). Престолы и дворцы Вавилона и Ниневии от моря до моря: тысяча миль верхом на лошади . Нельсон и Филлипс. п. 381 – через Google Книги.
все халдеи, будь то несториане или папы.
- ^ Эли Банистер Соан, В Месопотамию и замаскированный Курдистан: с историческими заметками о курдских племенах и халдеях Курдистана (Смолл, Мейнард и компания, 1914)
- ^ Джордж Перси Бэджер (1852 г.). Несториане и их ритуалы: с рассказом о миссии в Месопотамию и Кордистан в 1842-1844 годах и о позднем посещении этих стран в 1850 году: также исследования нынешнего состояния сирийских якобитов, папских сирийцев и халдеев, и исследование религиозных догматов езиды . Джозеф Мастерс. ISBN 9780790544823 .
- ^ Парпола, Симо (2004). «Национальная и этническая идентичность в Неоассирийской империи и ассирийская идентичность в постимперские времена» (PDF) . Журнал ассирийских академических исследований . 18 (2). JAAS: 22. Архивировано из оригинала (PDF) 17 июля 2011 г.
- ^ Мар Рафаэль Дж. Бидавид. Ассирийская звезда . Сентябрь – октябрь 1974 г.: 5.
- ^ «Святая Апостольская Католическая Ассирийская Церковь Востока» . Oikoumene.org. Январь 1948 года . Проверено 15 мая 2016 г.
Св. Петр, главный из апостолов, добавил свое благословение к Восточной Церкви во время своего посещения Вавилонской кафедры, в первые дни Церкви: «...Избранная Церковь, которая в Вавилоне, и Марк, сын мой, приветствую тебя» (1 Петра 5:13).
- ^ Дэвид М. Гвинн (20 ноября 2014 г.). Христианство в Поздней Римской империи: Справочник . Издательство Блумсбери. п. 46. ИСБН 978-1-4411-3735-7 .
- ^ Хилл 1988 , с. 105.
- ^ Кросс, Флорида и Ливингстон Е.А. (редакторы), Оксфордский словарь христианской церкви, Oxford University Press, 1997, стр. 351
- ^ Аутербридж 1952 .
- ^ Джорджтаунский университет, Месопотамская схоластика: История христианской богословской школы на сирийском Востоке: Введение в Instituta Regularia Юниллуса
- ^ Баум и Винклер 2003 , с. 37.
- ^ Хилл 1988 , с. 108-109.
- ^ К. К. Захария (1 ноября 2001 г.). «Сирийские христиане Кералы: Нарсай (несторианский патриарх) Демографический и социально-экономический переход в двадцатом веке» (PDF) . www.cds.edu . Архивировано из оригинала (PDF) 28 июля 2019 года . Проверено 10 июня 2016 г.
- ^ Уилмшерст 2000 , с. 17.
- ^ Баум и Винклер 2003 , с. 30.
- ^ Перейти обратно: а б Энтони О'Махони; Эмма Лусли (16 декабря 2009 г.). Восточное христианство на современном Ближнем Востоке . Рутледж. п. 45. ИСБН 978-1-135-19371-3 .
- ^ Патриарх Мозаля в Восточной Сирии ( Антон Баумстарк (редактор), Oriens Christianus , IV:1, Рим и Лейпциг, 2004, стр. 277)
- ^ Мусал Патриарх Халдейской церкви ( Джузеппе Симоне Ассемани (редактор), Bibliotheca Orientalis Clementino-Vaticana (Рим, 1725 г.), т. 3, часть 1, стр. 661)
- ^ «Несторианская церковь» в Словаре католического богословия (Librairie Letourzey et Ané (1931), том.
- ^ Перейти обратно: а б с Баумер 2006 , с. 248.
- ^ Джон Ньютон (12 июля 2023 г.). Восточно-католические церкви – Краткое введение . АЦН. п. 57. ИСБН 978-1-907541-04-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Фрейзи 2006 , с. 57.
- ^ Перейти обратно: а б с Дитмар В. Винклер; Дэниел Кинг (редактор) (12 декабря 2018 г.). «7. Деноминация сирийской церкви: обзор». Сирийский мир . Тейлор и Фрэнсис. п. 194. ИСБН 978-1-317-48211-6 .
{{cite book}}
:|author2=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Мар Апрем Мукен, История Ассирийской церкви Востока (Институт экуменических исследований Св. Ефрема, 2000), стр. 10. 33
- ^ Пьетро Строцци (1617 г.). Обсуждение халдейских догматов Отцу... Адаму Патриаршей Палаты Вавилонской... из печати Варфоломеи Заннетти.
- ^ Хроники кармелитов в Персии (Эйр и Споттисвуд, 1939), том. Я, стр. 382–383.
- ^ В своем вкладе «Миф против реальности» в журнал JAA Studies , Vol. XIV, № 1, 2000 с. 80. Архивировано 13 июля 2020 г. в Wayback Machine . Джордж В. Яна (Бебла) представил в качестве «исправления» заявления Строцци цитату из несвязанного источника (см. стр. xxiv) о том, что Сулаку называли «Патриархом Халдеев». ".
- ^ Ганнибал Трэвис (20 июля 2017 г.). Ассирийский геноцид: культурное и политическое наследие . Тейлор и Фрэнсис. п. 94. ИСБН 978-1-351-98025-8 .
- ^ Джонсон, Рональд (1994). «Ассирийцы» (PDF) . Левинсон, Дэвид (ред.). Энциклопедия мировых культур . Том. 9. ГК Холл и компания. стр. 27–28. ISBN 0-8161-1815-9 . Проверено 16 июля 2020 г.
- ^ Ассирийское международное информационное агентство Питер БетБасу, «Краткая история ассирийцев»
- ^ Маркантоний Амулил (1562 г.). Род патриарха восточных ассирийцев от Священного Вселенского Тридентского Собора [!] одобрение и исповедание, и грамота преславнейшего владыки Маркиантония кардинала Амулия к легатам Священного Тридентского Собора .
- ^ К. Кристиан Гирлинг, «Халдейская католическая церковь: исследование современной истории, экклезиологии и отношений между церковью и государством (2003–2013)» (Лондонский университет, 2015, стр. 35)
- ^ «Фред Априм, «Ассирия и ассирийцы после американской оккупации Ирака в 2003 году»» ( PDF) . Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ Папский католический справочник 1914 года, стр. 459−460
- ^ Перейти обратно: а б с Уилмшерст 2000 , с. 28-30.
- ^ Уилмшерст 2000 , с. 32, 253.
- ^ Джордж Перси Бэджер (1852 г.). Несториане и их ритуалы с рассказом о миссии в Месопотамию и Кордистан в 1842-1844 годах и о позднем посещении этих стран в 1850 году: также исследования нынешнего состояния сирийских якобитов, папских сирийцев и халдеев, и исследование религиозных догматов йезидов . Джозеф Мастерс. п. 169.
- ^ О'Махони 2006 , с. 528.
- ^ Уилмшерст 2000 , с. 37.
- ^ AsiaNews.it. «В Мосуле убиты халдейский священник и три дьякона» . www.asianews.it . Проверено 15 октября 2018 г.
- ^ «Халдейская церковь скорбит об отце Рагиде Ганни и его мучениках» . АзияНьюс . Проверено 5 ноября 2019 г.
- ^ «Слуга Божий отец Рагид Ганни» . Папский ирландский колледж, Рим . 27 мая 2018 года . Проверено 5 ноября 2019 г.
- ^ «Похитители захватывают иракского архиепископа, убивают троих его товарищей» . Католическая служба новостей . Архивировано из оригинала 11 марта 2008 г. Проверено 14 марта 2008 г.
- ^ «Краткий обзор халдейских американцев» . Халдейско-Американская торговая палата. Архивировано из оригинала 25 июня 2020 года . Проверено 27 апреля 2020 г.
- ^ «Епархия святого Фомы и апостола Сиднея (Халдейского)» . Catholic-Hierarchy.org . Дэвид М. Чейни . Проверено 21 января 2015 г.
- ^ «Архиепископ Джибраил Кассаб» . Catholic-Hierarchy.org . Дэвид М. Чейни . Проверено 21 января 2015 г.
- ^ «Епархия святого Фомы, апостола Детройтского (Халдейского)» . Catholic-Hierarchy.org . Дэвид М. Чейни . Проверено 21 января 2015 г.
- ^ «Ассирийский епископ Мар Бавай Сото объясняет свой путь к общению с католической церковью» . калдая.нет . Проверено 11 сентября 2012 г.
- ^ «CNS NEWS BRIEFS, 10 июня 2011 г.» . Catholicnews.com. Архивировано из оригинала 30 марта 2012 года . Проверено 11 мая 2013 г.
- ^ 2006 Религиозная принадлежность (полная классификация). «» Религиозная принадлежность 2006 года (Полная классификация) Кампания по переписи населения Австралии» . Census-campaign.org.au. Архивировано из оригинала 9 апреля 2013 года . Проверено 11 мая 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Барсук, несториане , т.е. 174–5
- ^ Мартин, Халдея , 205–12.
- ^ Шабо 1896 , с. 433-453.
- ^ Тфинкджи 1914 , с. 476–520.
- ^ Уилмшерст 2000 , с. 362.
- ^ Перейти обратно: а б Уилмшерст 2000 , с. 360-363.
- ↑ Запрещено и позже включено в Урмийскую/Урмийскую архиепископию.
- ^ АП
- ^ Перейти обратно: а б «О нас – Дочери Непорочной Марии» . Проверено 1 июня 2024 г. [ нужен неосновной источник ]
- ^ «Дочери Непорочной Марии» . Проверено 1 июня 2024 г. [ нужен неосновной источник ]
- ^ «Дочери Непорочной Марии: халдейские сестры празднуют 100-летие» . Март 2022 года . Проверено 1 июня 2024 г. [ нужен неосновной источник ]
- ^ «Ужин в честь 100-летия Халдейских сестер» . Проверено 1 июня 2024 г. [ нужен неосновной источник ]
- ^ «Призвания – халдейские сестры, дочери Непорочного зачатия Марии» . Проверено 1 июня 2024 г. [ нужен неосновной источник ]
- ^ «Вопросы и ответы о реформатской халдейской мессе» . Архивировано из оригинала 28 января 2014 года . Проверено 13 февраля 2016 г.
- ^ «Общая христологическая декларация между Католической церковью и Ассирийской церковью Востока» . Ватикан. Архивировано из оригинала 4 января 2009 г. Проверено 1 апреля 2009 г.
- ^ «Руководящие принципы, изданные Папским советом по содействию христианскому единству» . Ватикан. Архивировано из оригинала 03.11.2015 . Проверено 1 апреля 2009 г.
- ^ Валенте, Джанни (25 июня 2015 г.). «Халдейский Патриарх делает ставку на восстановление «Церкви Востока» » . Ватиканский инсайдер .
- ^ «Халдейский Патриарх делает ставку на восстановление «Церкви Востока»» La Stampa, 25 июня 2015 г. По состоянию на 11 мая 2017 г.
- ^ «Ассирийский епископ Мар Ава Ройель отвечает на предложение халдейского католического патриарха о единстве» . 10 июля 2015 г. Архивировано из оригинала 13 сентября 2021 г. Проверено 9 марта 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- Ассемани, Джузеппе Симоне (1719). Восточная библиотека Клементины-Ватикана . Том. 1. Рим.
- Ассемани, Джузеппе Луиджи (1775). Историко-хронологический комментарий о католиках или патриархах халдеев и несториан . Рим
- Ассемани, Джузеппе Луиджи (2004). История халдейских и несторианских патриархов . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press.
- Беккетти, Филиппо Анджелико (1796). История последних четырех веков Церкви . Том 10. Рим.
- Бэджер, Джордж Перси (1852). Несториане и их ритуалы . Том. 1. Лондон: Джозеф Мастерс.
- Бэджер, Джордж Перси (1852). Несториане и их ритуалы . Том. 2. Лондон: Джозеф Мастерс. ISBN 9780790544823 .
- Баум, Вильгельм ; Винклер, Дитмар В. (2003). Церковь Востока: Краткая история . Лондон-Нью-Йорк: Рутледж-Керзон. ISBN 9781134430192 .
- Баумер, Кристоф (2006). Церковь Востока: иллюстрированная история ассирийского христианства . Лондон-Нью-Йорк: Таурис. ISBN 9781845111151 .
- Беккетти, Филиппо Анджелико (1796). История последних четырех веков Церкви . Том 10. Рим.
- Бельтрами, Джузеппе (1933). La Chiesa Chaldea nel secolo dell'Unione . Рим: Папский институт востоковедения. ISBN 9788872102626 .
- Борбоне, Пьер Джорджио (2014). «Халдейский бизнес: начало восточно-сирийской типографии и исповедание веры патриарха Илии» . Разное Bibliothecae Apostolicae Vaticanae . 20 : 211–258.
- Берлесон, Сэмюэл; Ромпей, Лукас ван (2011). «Список патриархов главных сирийских церквей на Ближнем Востоке» . Энциклопедический словарь сирийского наследия Горгия . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. стр. 481–491.
- Шабо, Жан-Батист (1896). «Религиозное состояние епархий, образующих Халдейский Вавилонский Патриархат» . Христианский восточный обзор . 1 :433–453.
- Шомон, Мария-Луиза (1988). Христианизация Иранской империи: от истоков до великих гонений IV века . Левен: Питерс. ISBN 9789042905405 .
- Фий, Жан Морис (1967). «Этапы осознания Восточно-Сирийской Церковью своей патриархальной идентичности» . Сирийский Восток . 12 :3–22.
- Фий, Жан Морис (1970). Вехи истории Церкви в Ираке . Левен: Секретариат CSCO.
- Фий, Жан Морис (1979) [1963]. Сирийские общины в Иране и Ираке от зарождения до 1552 года . Лондон: Перепечатки Variorum. ISBN 9780860780519 .
- Фий, Жан Морис (1993). Для Oriens Christianus Novus: Справочник восточно- и западно-сирийских епархий . Бейрут: Институт Востока. ISBN 9783515057189 .
- Фрейзи, Чарльз А. (2006) [1983]. Католики и султаны: Церковь и Османская империя 1453-1923 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521027007 .
- Джамиль, Самуэль (1902). Подлинные отношения между Апостольским Престолом и Церковью восточных ассирийцев или халдеев . Рим: Эрманно Лешер.
- Гулик, Вильгельм ван (1904). «Консистория действует о создании униатского Халдейского Патриархата Мосула при Папе Юлии III» (PDF) . Ориенс Христианус . 4 : 261-277.
- Хабби, Джозеф (1966). «Значение халдейского союза Мар Сулаки с Римом в 1553 году» . Сирийский Восток . 11 :99–132, 199–230.
- Хабби, Джозеф (1971a). «Объединение халдейской иерархии в первой половине XIX века» (PDF) . Слово Востока . 2 (1): 121–143. Архивировано из оригинала (PDF) 19 июня 2021 г. Проверено 14 августа 2017 г.
- Хабби, Джозеф (1971b). «Объединение халдейской иерархии в первой половине XIX века (Продолжение)» (PDF) . Слово Востока . 2 (2): 305–327. Архивировано из оригинала (PDF) 19 июня 2021 г. Проверено 14 августа 2017 г.
- Хаге, Вольфганг (2007). Восточное христианство . Штутгарт: Кольхаммер Верлаг . ISBN 9783170176683 .
- Хартманн, Клаус-Петер (1980). Исследования по социальной географии христианских меньшинств на Ближнем Востоке . Висбаден: Райхерт. ISBN 9783882260809 .
- Хилл, Генри, изд. (1988). Свет с Востока: Симпозиум, посвященный Восточным Православным и Ассирийским церквям . Торонто: Англиканский книжный центр. ISBN 9780919891906 .
- Якоб, Иоахим (2014). Восточно-сирийские христиане и курды в Османской империи XIX и начала XX веков . Мюнстер: LIT Verlag. ISBN 9783643506160 .
- Джозеф, Джон Б. (2000). Современные ассирийцы Ближнего Востока: история их встречи с западными христианскими миссиями, археологами и колониальными державами . Лейден: Брилл. ISBN 9004116419 .
- Лабур, Жером (1908). «Записка о расколах несторианской церкви с XVI по XIX век» . Азиатский журнал . 11 : 227–235.
- Лампарт, Альберт (1966). Мученик союза с Римом: Иосиф I 1681–1696, патриарх Халдейский . Айнзидельн: Бензигер Верлаг.
- Лемменс, Леонард (1926). «Отношения между халдейским народом и Хранителем Святой Земли (1551-1629)» . архив Францисканский исторический 19 :17–28.
- Марталер, Берард Л., изд. (2003). «Халдейская католическая церковь (восточно-католическая)». Новая католическая энциклопедия . Том. 3. Томпсон-Гейл. стр. 366–369. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Мурре ван ден Берг, Хелен (1999). «Патриархи Церкви Востока с пятнадцатого по восемнадцатый века» (PDF) . Хьюгойе: Журнал сирийских исследований . 2 (2): 235–264. дои : 10.31826/hug-2010-020119 . S2CID 212688640 .
- Мурре ван ден Берг, Хелен (2008). «Классический сирийский, неоарамейский и арабский языки в Церкви Востока и Халдейской церкви между 1500 и 1800 годами» . Арамейский язык в его историческом и лингвистическом контексте . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 335–352. ISBN 9783447057875 .
- Мутлу-Нумансен, София; Оссеварде, Маринус (2019). «Борьба за признание Геноцида: как арамейская, ассирийская и халдейская диаспоры связывают прошлое и настоящее» (PDF) . Исследования Холокоста и геноцида . 33 (3): 412–428. дои : 10.1093/hgs/dcz045 .
- Николс, Эйдан (2010) [1992]. Рим и восточные церкви: исследование раскола (2-е исправленное изд.). Сан-Франциско: Игнатиус Пресс. ISBN 9781586172824 .
- О'Махони, Энтони (2006). «Сирийское христианство на современном Ближнем Востоке» . В Ангольде, Майкл (ред.). Кембриджская история христианства: восточное христианство . Том. 5. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 511–536. ISBN 9780521811132 .
- Аутербридж, Леонард М. (1952). Затерянные церкви Китая . Филадельфия: Вестминстер Пресс.
- Роберсон, Рональд (1999) [1986]. Восточно-христианские церкви: краткий обзор (6-е изд.). Рома: Orientalia Christiana. ISBN 9788872103210 .
- Тфинкджи, Джозеф (1914). «Халдейская католическая церковь тогда и сейчас». Папский католический справочник . 17 : 449–525.
- Тиссеран, Эжен (1931). «Несторианская церковь». Словарь католического богословия . Полет. 11.стр. 157–323.
- Вайн, Обри Р. (1937). Несторианские церкви . Лондон: Независимая пресса.
- Восте, Жак Мари (1925). «Миссия двух мальтийских братьев ОП на Восток в XVI веке и теперь публикуемый впервые отчет о том, что они делали в этих регионах » . Аналекты Ордена проповедников 33 (4): 261–278.
- Восте, Жак Мари (1928). «Каталог сиро-халдейской библиотеки монастыря Богоматери Семян близ Алькоша (Ирак)» . Ангеликум . 5 :3–36, 161–194, 325–358, 481–498.
- Восте, Жак Мари (1930). «Надписи Раббана Хормизда и Богоматери Семен близ Алькоша (Ирак)» . Музеон . 43 : 263–316.
- Восте, Жак Мари (1931). «Мар Иоаннан Сулака, первый патриарх Халдеев, мученик унии с Римом (†1555)» . Ангеликум . 8 : 187–234.
- Виграм, Уильям Эйнгер (1929). Ассирийцы и их соседи . Лондон: Дж. Белл и сыновья.
- Уилмшерст, Дэвид (2000). Церковная организация Церкви Востока, 1318–1913 гг . Лувен: Издательство Peeters. ISBN 9789042908765 .
- Уилмшерст, Дэвид (2011). Церковь мучеников: история Церкви Востока . Лондон: East & West Publishing Limited. ISBN 9781907318047 .
- Зора, Субхи (1994). «Некоторые выдающиеся события в истории халдейских христиан Востока (1551-1992)» . 6-й Сирийский симпозиум 1992 г. Рим: Папский институт востоковедения. стр. 347–359. ISBN 9788872103050 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Якуб, Афрам (2020). Путь в Ассирию: призыв к национальному возрождению. Швеция: Тигрис Пресс. ISBN 978-91-981541-6-0
Лундгрен, Сванте (2016). Ассирийцы - От Ниневии до Сёдертелье. Энсхеде, Нидерланды: Nineveh Press. ISBN 978-9198344127
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Время мессы Халдейской католической церкви
- Видео на YouTube: доцент Сванте Лундгрен объясняет историю и происхождение термина «Сурайе».
- Статья Рональда Роберсона о Халдейской католической церкви на веб-сайте CNEWA.
- Халдейско-католическая епархия Святого Петра
- Восточно-сирийский обряд ( Католическая энциклопедия )
- Дочери Непорочного Зачатия, община, расположенная в Мичигане. Архивировано 8 декабря 2015 г. в Wayback Machine.
- Рекомендации для халдейских католиков, принимающих Евхаристию в ассирийских церквях
- История Халдейской Церкви
- Камбель Маран - сирийские песнопения из Южной Индии - новый взгляд на литургическую музыкальную традицию сирийских христиан.
- [2] Архивировано 8 декабря 2015 г. в Wayback Machine.
- [3]
- [4] Архивировано 25 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- Домашняя страница о. Дамиан Хунгс (на немецком языке)
- Дочери Непорочной Марии