Акакий Селевкийско-Ктесифонский
Акакий Селевкийско-Ктесифонский | |
---|---|
Католикос-Патриарх Селевкии-Ктесифонской | |
Установлено | 485 |
Срок закончился | 496 |
Предшественник | Бабоваи |
Преемник | отец |
Личные данные | |
Номинал | Церковь Востока |
Акакий был католикосом Селевкии-Ктесифона и патриархом Церкви Востока с 485 по 496 год. [ 1 ] Его пребывание в должности было отмечено внутренними христологическими и экклезиологическими спорами. Он изо всех сил старался помешать Церкви Востока присоединиться к « несторианскому » учению, которого придерживался митрополит Варсаума Нисибисский. Он включен в традиционный список патриархов Церкви Востока.
Исторические источники
[ редактировать ]Краткие сведения о правлении Акакия даны в «Церковной хронике» якобитского писателя Бар-Гебреуса ( флорит 1280 г.) и в церковных историях несторианских писателей Мари (XII век), Амра (XIV век) и Слибы (XIV век). ). Его жизнь также освещена в « Хронике Серта» .
Патриархат Акакия
[ редактировать ]Акакий сыграл ключевую роль в событиях, которые привели к захвату Церкви Востока несторианами в последние два десятилетия пятого века. Умеренный церковник, он был назначен патриархом в 485 году политическими врагами могущественного митрополита Барсаумы Нисибисского, поборника несторианства , в надежде, что тот предотвратит захват Церкви Востока несторианцами. Но, несмотря на частые ссоры с Барсаумой, Акакию не удалось помешать победе могущественной фракции несториан. Синоды в Бет-Эдрее (485 г.) и Селевкии-Ктесифоне (486 г.) [ 2 ] укоренилась несторианская христология в Церкви Востока. [ 3 ]
Следующее описание правления Акакия [с некоторыми незначительными упущениями] дано Баром Гебреем, который, как якобитский автор, имел предубеждения против несториан. В первом предложении Барсаума (имя означает «сын поста») насмешливо прозван «Бар Сула», «сын обуви».
Затем епископы, бежавшие из Бар-Сулы, встретились в Селевкии и посвятили некоего Акакия в сан своего католика. Когда Барсаума из Нисибиса и Магна из Фарса услышали об этом, они пригрозили убить Акакия, как и его предшественника, если он не примет их слова. И он, испугавшись, уступил им, главным образом из-за старой привязанности, которую он еще испытывал к ним; ибо он был однокурсником Варсаумы , Магны и Нарсаи в школе Эдессы и бежал оттуда вместе с ними; и поэтому он не стал противиться их планам. Он также созвал синод, на котором подтвердил веру Нестория . С этого времени несторианство распространилось по всему Востоку, а блуд стал настолько распространен среди епископов, священников, дьяконов и простого народа, что христианских младенцев клали на свалки и на улицы, а многих из них съедали собаки, так что что Акакий был вынужден строить дома для размещения сирот и пропитания женщин, чтобы они могли воспитать потомство своей похоти. Таким образом, под трагическим предлогом, несторианская вера на Востоке утвердилась .
В это время Акакий был послан царем персидским послом к императору греков, и с ним встретились западные епископы. Его спросили о несторианской ереси, но он отрицал какое-либо знание ни о Нестории , ни о его ереси, и говорил, что это всего лишь позорное имя, данное им их врагом Аксеная . По возвращении на Восток Акакий обнаружил, что Барсаума уже умер. Некоторые говорят, что монахи Тур Абдина окружили его толпой в церкви и убили ключами от своих келий, а другие говорят, что его могилу можно увидеть в церкви Мар Йа Гоб в Нисибисе. [ 4 ]
Во время католикосата Акакия персидский царь Кавад I приказал всем религиозным общинам Персии представить письменные описания своих верований. Акакий поручил Елисею бар Кузбайе , переводчику школы Нисибиса , написать его на сирийском языке . Затем католикос приказал перевести его на персидский язык и представить Каваду. Должно быть, это произошло между 488 годом (воцарение Кавада) и 496 годом (смерть Акака). [ 5 ] [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Виграм 1910 , с. 17.
- ^ Кертин, ДП (сентябрь 2018 г.). Совет Селевкии-Ктесифона: Под морем Акация 486 г. н.э. ISBN 9781088000656 .
- ^ Мейендорф 1989 , с. 287.
- ^ Бар Гебреус, Церковные хроники (изд. Абелос и Лами), ii. 72–8
- ^ Беккер 2006 , с. 92.
- ^ Выубус 1965 , стр. 126–127.
Источники
[ редактировать ]- Аббелос, Дж. Б., и Лами, Т. Дж., Бар Гебреус, Chronicon Ecclesiasticum (3 тома, Париж, 1877 г.)
- Ассемани, Джузеппе Луиджи (1775). Историко-хронологический комментарий о католиках или патриархах халдеев и несториан . Рим
- Беккер, Адам Х. (2006). Страх Божий и начало мудрости: школа Нисибиса и развитие схоластической культуры в позднеантичной Месопотамии . Издательство Пенсильванского университета.
- Баум, Вильгельм ; Винклер, Дитмар В. (2003). Церковь Востока: Краткая история . Лондон-Нью-Йорк: Рутледж-Керзон. ISBN 9781134430192 .
- Брукс, Э.В., Хронологический труд Илии, митрополита Нисибисского (Рим, 1910 г.)
- Шабо, Жан-Батист (1902). Восточный синодик или собрание несторианских соборов (PDF) . Париж: Национальная империя.
- Жисмонди, Х., Марис, Амри и др Салиба: De Patriarchis Nestorianorum Commentaria I: Amri et Salibae Textus (Рим, 1896 г.)
- Жисмонди, Х., Марис, Амри и Салибы: Комментарий к несторианским патриархам II: арабский текст Мариса и латинская версия (Рим, 1899 г.)
- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450-680 гг. н.э. Церковь в истории. Том. 2. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 9780881410563 .
- Виграм, Уильям Эйнгер (1910). Введение в историю Ассирийской церкви или церкви Сасанидской Персидской империи 100–640 гг. н.э. Лондон: Общество распространения христианских знаний. ISBN 9780837080789 .
- Ворбус, Артур (1965). История школы Нисибиса Секретариат по Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium.