Ишояхб II
Ишоьяб II из Гдала был Патриархом Церкви Востока с 628 по 645 год. Он правил в период великих потрясений в Сасанидской империи . Он стал патриархом в конце катастрофической войны между Римом и Персией, ослабившей обе державы. Два года спустя арабы-мусульмане начали завоевательную карьеру, свергнув империю Сасанидов и оккупировав восточные провинции Римской империи. Ишоъях пережил этот знаменательный период и, как говорят, встретился как с римским императором Ираклием , так и со вторым мусульманским халифом Умаром ибн аль-Хаттабом .
Сирийское имя Ишоъяхб означает «Иисус дал» и пишется по-разному на английском языке. Альтернативные варианты написания включают Йешуяб и Ишу-яхб. Ишоъяхб II широко известен как Ишояхб из Гдалы, чтобы отличать его от двух почти современников несторианских патриархов, Ишоъяхба I из Арзуна (582–95) и Ишоъяхба III из Адиабены (649–59).
Источники
[ редактировать ]Патриархат Ишоъяхба, арабское завоевание Ирака и отношения Ишоъяхба с мусульманскими лидерами подробно описаны в « Хрониках Сирта» . [ 1 ] Более краткие сведения даны в «Церковной хронике» якобитского писателя Бар-Гебреуса (XIII век) и церковных историях несторианских писателей Мари (XII век), Амра (XIV век) и Слибы (XIV век).
Жизнь
[ редактировать ]Ишоьяхб был уроженцем деревни Гдала в округе Бет-Арбай между Нисибисом и Мосулом. [ 2 ]
Ишоьяхб учился в школе Нисибиса, когда ею руководил противоречивый богослов Хнана, который искал общую богословскую основу между несторианством Церкви Востока и халкидонскими доктринами, существовавшими в Римской империи. Он был одним из 300 студентов, покинувших колледж после исключения Хнаны. После длительного пребывания в патриархии в 628 году он был избран патриархом Церкви Востока.
В 630 году Ишояхб возглавил делегацию персидских священнослужителей в Алеппо, чтобы обсудить с римским императором Ираклием возможность примирения между Римской и Персидской церквями. Хотя о содержании бесед Ишоьяба с Ираклием известно мало, он, очевидно, убедил императора в том, что, несмотря на традиционное почтение к учению Феодора Мопсуестийского, доктринальная позиция Церкви Востока была ортодоксальной. Его спросили о его взглядах на моноэнергизм , доктрину единой энергии, недавно поддержанную Константинопольским патриархатом, и он ответил исповеданием веры, которое было принято римскими епископами. Затем были отслужены две мессы: одну провел Ишояхб по обряду, используемому Церковью Востока, в ходе которой Ираклий и его епископы получили евхаристию из его рук, а другую - по халкидонскому обряду. В своей мессе Ишояхб опустил обычные ссылки на «трех врачей» Диодора, Теодора и Нестория, надеясь, что римляне будут избегать любого упоминания о Кирилле Александрийском в своей мессе; но на его примирительный жест римляне не ответили взаимностью. По возвращении в Персию епископ Сузы Бар Савма обвинил Ишоьяба в том, что он пошел на вредные уступки римлянам. [ 3 ]
Ишоъяхб II был патриархом во время арабского завоевания Ирака и, согласно более поздней несторианской традиции, обратился к мусульманским лидерам с просьбой получить гарантии обращения с христианами в Сасанидской империи. В « Хрониках Сирта» , написанных, вероятно, в девятом веке, зафиксированы два подхода к мусульманам: один — со стороны эмиссаров Ишоъяхба к преемнику Мухаммеда Абу Бакру (632–634 гг.), а второй — со стороны самого Ишоъяха к халифу Умару ибн аль-Хаттабу (634 г.). –44). Говорят, что Умар предоставил Церкви Востока охранную хартию. [ 4 ] Подлинность этих предполагаемых подходов весьма сомнительна, и современные авторитеты склонны их отвергать. [ 5 ]
Селевкия-Ктесифон, столица Сасанидской империи и резиденция несторианских патриархов в этот период, перешла к Сааду б. Аби Ваккас весной 637 года. [ 6 ] Саад перенес его ворота, символизирующие власть центрального Ирака, в Куфу, и до конца своего правления Ишоъяхб проживал в Карка д'Бет Слох (современный Киркук) в Бет Гармае. [ 7 ]
В 645 году Ишояхб отправился в Нисибис, чтобы уладить спор между городскими христианами-несторианцами и их митрополитом Куриаком. Он умер в Карх-Гуддане и был похоронен там. [ 8 ]
Литературное достижение
[ редактировать ]Ишояхб II включен в список сирийских авторов, составленный несторианским писателем четырнадцатого века Абдишо из Нисибиса. По словам Абдишо, его основными произведениями были комментарии к псалмам и ряд писем, историй и проповедей. Его гимн сохранился в несторианском псалтыре ( Добавить MS 14675 Британской библиотеки ). [ 9 ]
Несторианская миссия в Китай, 635 г.
[ редактировать ]Первая зарегистрированная христианская миссия в Китай прибыла в китайскую столицу Чанъань в 635 году, во время правления Ишоьяба. Миссию, история которой записана на знаменитой несторианской стеле , воздвигнутой в Чанъане в 781 году, возглавил несторианский монах с китайским именем А-ло-пен. Возможно, но далеко не факт, что за этой инициативой стоял Ишояхб.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хроника Сирта (изд. Шер ), ii. 234–305
- ^ Хроника Сирта (ред. Шер), ii. 234
- ^ Уилмшерст, Церковь мучеников , 69.
- ^ Хроника Сирта (ред. Шер), ii. 298–304
- ^ Робинсон, Империя и элиты , 1–32; Уилмшерст, Церковь мучеников , 102–3.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 8 мая 2012 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Роберт Дж. Хойланд (1998). «Летописец Хузистана». Взглянуть на ислам так, как его видели другие . Дарвин Пресс. стр. 182–9 [186].
- ^ Хроника Сирта (ред. Шер), ii. 304–5
- ^ Райт. Краткая история сирийской литературы . стр. 169–70.
Ссылки
[ редактировать ]- Аббелос, Дж. Б., и Лами, Т. Дж., Бар Гебреус, Chronicon Ecclesiasticum (3 тома, Париж, 1877 г.)
- Ассемани, Дж. А., О католиках или патриархах халдеев и несториан (Рим, 1775 г.)
- Брукс, Э.В., Хронологический труд Илии, митрополита Нисибисского (Рим, 1910 г.)
- Жисмонди, Х., Марис, Амри и др Салиба: De Patriarchis Nestorianorum Commentaria I: Amri et Salibae Textus (Рим, 1896 г.)
- Жисмонди, Х., Марис, Амри и Салибы: Комментарий к несторианским патриархам II: арабский текст Мариса и латинская версия (Рим, 1899 г.)
- Чейз Робинсон (2000). Империя и элиты . Издательство Кембриджского университета.
- Шер, Аддай (ред. и тр.). Неопубликованная несторианская история: Хроника Серта. Первая часть. Patrologia Orientalis 4.3 (1908) , 5.2 (1910) .
- Шер, Аддай (ред. и тр.). Неопубликованная несторианская история: Хроника Серта. Вторая часть. Patrologia Orientalis 7.2 (1911) , 13.4 (1919) .
- Селезнев, Николай Н. , Ираклий и Ишияб II: Восточный эпизод «экуменического» проекта византийского императора, опубликованный в: Символ 61: Сирияка • Арабика • Ираника. Париж-Москва, 2012, с. 280–300.
- Виграм, Вашингтон (2004). Введение в историю Ассирийской церкви, или Церкви Персидской империи Сасанидов, 100–640 гг . н.э. Горгиас Пресс. ISBN 1-59333-103-7 .
- Уилмшерст, диджей, Церковь мучеников: история Церкви Востока (Лондон, 2011 г.)
- Райт, В., Краткая история сирийской литературы (Лондон, 1894 г.)