Список патриархов Церкви Востока
Часть серии о |
Восточное христианство |
---|
Патриарх Церкви Востока (также известный как Патриарх Вавилонский , Патриарх Востока , Католикос-Патриарх Востока или Великий Митрополит Востока ) [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] является патриархом , или лидером и главным епископом (иногда называемым католикосом или универсальным лидером) Церкви Востока . Это положение восходит к первым векам христианства в Империи Сасанидов , и церковь была известна под разными названиями, включая Церковь Востока, Несторианскую церковь, Персидскую церковь, Сасанидскую церковь или Восточно-Сирийскую церковь . [ 4 ] В 16-м и 17-м веках Церковь, теперь ограниченная своей первоначальной ассирийской родиной в Верхней Месопотамии , пережила серию расколов, что привело к появлению ряда конкурирующих патриархов и линий передачи. Сегодня три основные церкви, возникшие в результате этих расколов, — Ассирийская Церковь Востока , Древняя Церковь Востока и Халдейская Католическая Церковь — имеют каждая своего патриарха — Патриарха Ассирийской Церкви Востока , Патриарха Древняя Церковь Востока и Патриарх Багдада Халдейского соответственно.
Список патриархов до раскола 1552 г.
[ редактировать ]По церковному преданию, апостольство Эдессы (Ассирии) якобы основал Шимун Кипа ( Святой Петр ) (33–64), [ 5 ] Тома Шлиха, ( Святой Фома ), Тулмай ( Святой апостол Варфоломей) и конечно же Мар Аддай (Святой Фаддей) из Семидесяти учеников . Святой Фаддей принял мученическую смерть около 66 г. н. э.
Ранние епископы
[ редактировать ]- 1. Мар Томас Шлиха (ок. 34–50)
- 2. Мар Аддай Шлиха (ок.50-66) [ 6 ]
- 3. Мар Агай (ок.66–81). Первый преемник апостольства своего духовного наставника апостол Мар Аддай , один из семидесяти учеников . Он, в свою очередь, был духовным наставником Мар Мари .
- 4. Палут Эдесский (ок.81–87) переименован в Мар Мари (ок.87–ок.121). [ 7 ] В его дни было официально учреждено епископство в Селевкии-Ктесифоне.
- 5. Абрис ( Абрес или Арасий) (121–148 гг. н. э.) [ 7 ]
- 6. Авраам ( Авраам I Кашкерский ) (148–171 гг. н. э.) [ 7 ]
- 7. Йакоб 172–190 I ( Мар Якоб I ) ( ок. н.э.), сын своего предшественника Авраама. [ 7 ]
- 8. Эбид Мшиха (191–203).
- 9. Ахадабуи ( Ахха д'Абуи ) (204–220 гг. н. э.) Первый епископ Востока, получивший статус католика. Рукоположен в 231 году нашей эры в Иерусалиме. [ 8 ]
- 10. Шахалупа Кашкерский ( Шахлуфа ) (220–266 гг. н. э.)
Епископы Селевкии-Ктесифона
[ редактировать ]Около 280 г. приезжие епископы посвятили Папу бар Аггая в сан епископа Селевкии-Ктесифона, тем самым установив преемственность. [ 12 ] При нем главы церкви приняли титул католикосов .
- 11. Папа бар Аггай ( ок. 280–316 гг. н. э., умер в 336 г.)
- 12. Симеон (коадьютор 317–336 бар Саббае ( ) Симеон Варсава , католикос с 337–341 гг. н. э.)
- 13. Шахдост (Шалидосте) (341–343 гг. н. э.). [ 13 ]
- 14. Барбашмин ( Барбашмин ) ) (343–346 гг. н.э. . Апостольский престол Эдессы был полностью заброшен в 345 году нашей эры из-за гонений на Церковь Востока.
- 15. Тумарса (Тумарса) (346–370 гг. н.э.)
- 16. Кайёма (371–399 гг. н.э.)
Митрополиты Селевкии-Ктесифонтской
[ редактировать ]Исаак был признан «Великим митрополитом» и Предстоятелем Церкви Востока на Селевкийско-Ктесифонском Синоде в 410 году. Акты этого Синода были позже отредактированы Патриархом Иосифом (552–567) для присвоения ему титула Католикоса. также. Фактически этот титул патриарха Исаака вошёл в обиход только к концу пятого века.
- 17. Исаак (399–410 гг. н. э.).
- 18. Ахха (Аххи) (410–414 гг. Н.э.)
- 19. Яхбаллаха I (Яб-Алаха I) (415–420 гг. н.э.)
- 20. Мана Значение ( ) (420 г. н. э.)
- 21. Фарбохт (Фрабохт) (421 г. н.э.)
Католикос Селевкии-Ктесифона
[ редактировать ]С Дадишо существенные разногласия относительно дат католикосов в источниках начинают сходиться. В 424 г., при Мар Дадишо I, Церковь Востока объявила себя независимой от всей Церкви Запада (Пентархия императора Юстиниана); после этого его католикосы стали использовать дополнительный титул Патриарха. [ 12 ] Во время его правления Эфесский собор в 431 году осудил несторианство .
- 22. Дадишо ( Дадишу I ) 421–456 гг. н.э.)
- 23. Бабоваи (Бабвахи) (457–484 гг. Н.э.)
- 24. Барсаума (484–485) против
- Акаций (Акация) (485–496/8 гг. н.э.)
- 25. Отец (497–503).
- 26. Шейла (503–523)
- 27. Елисей (524–537)
- Нарсаи Вторжение (524–537)
- 28. Пол (539)
- 29. Аба I (540–552).
В 544 году Синод Мар-Аба I принял постановления Халкидонского Собора . [ 14 ]
- 30. Иосиф (552–556/567 н.э.)
- 31. Иезекииль (567–581).
- 32. Ишояхб I (582–595)
- 33. Сабришо I (596–604).
- 34. Григорий (605–609).
- вакантны (609–628)
- Бабай Великий (соадьютор) 609–628; вместе с Аббой (коадъютор) 609–628
- вакантны (609–628)
С 628 года мафриан также стал носить титул католикоса. смотрите в Списке мафрианцев Подробности .
- 35. Ишояхб II (628–645).
- 36. Маремме (646–649)
- 37. Ишояхб III (649–659)
- 38. Гиваргис I (661–680).
- 39. Йоханнан I (680–683).
- вакантно (683–685)
- 40. Хнанишо I (686–698)
- Иоганн Прокаженный Вторжение ( 691–693)
- вакантны (698–714)
- 41. Слиба-зха (714–728).
- вакантно (728–731)
- 42. Петион (731–740)
- 43. Аба II (741–751).
- 44. Я умер (753)
- 45. Якоб II (753–773)
- 46. Хнанишо II (773–780)
В 775 году резиденция была перенесена из Селевкии-Ктесифона в Багдад, недавно основанную столицу халифов Аббасидов. [ 15 ]
- 47. Тимофей I (780–823).
- 48. Ишо Бар Нун (823–828)
- 49. Гиваргис II (828–831).
- 50. Сабришо II (831–835)
- 51. Авраам II (837–850).
- вакантно (850–853)
- 52. Феодосий (853–858).
- вакантно (858–860)
- 53. Саргис (860–872).
- вакантно (872–877)
- 54. Израиль из Кашкара ( 877 г.)
- 55. Енос (877–884).
- 56. Йоханнан II бар Нарсай (884–891).
- 57. Иоанн III (893–899).
- 58. Йоханнан IV Бар Абгар (900–905).
- 59. Авраам III (906–937).
- 60. Эммануил I (937–960).
- 61. Израиль (961)
- 62. Абдишо I (963–986).
- 63. Мари (987–999).
- 64. Йоханнан V (1000–1011).
- 65. Йоханнан VI бар Назук (1012–1016).
- вакантен (1016–1020)
- 66. Ишоияб IV бар Иезекииль (1020–1025 гг.)
- вакантен (1025–1028)
- 67. Eliya I (1028–1049)
- 68. Йоханнан VII бар Таргал (1049–1057).
- вакантен (1057–1064)
- 69. Сабришо III (1064–1072).
- 70. Абдишо II ибн аль-Арид (1074–1090).
- 71. Makkikha I (1092–1110)
- 72. Илия II Ночной Искатель (1111–1132).
- 73. Бар Савма (1134–1136).
- вакантен (1136–1139)
- 74. Абдишо III Бар Мокли (1139–1148).
- 75. Ishoʿyahb V (1149–1176)
- 76. Илия III (1176–1190).
- 77. Яхбаллаха II (1190–1222).
- 78. Сабришо IV Бар Кайёма (1222–1224).
- 79. Sabrishoʿ V ibn al-Masihi (1226–1256)
- 80. Makkikha II (1257–1265)
- 81. Денха I (1265–1281).
- 82. Яхбаллаха III (1281–1317). Патриарший престол перенесен в Марагу.
- 83. Тимофей II (1318– ок. 1332).
- вакантен (ок. 1332 – ок. 1336)
- 84. Денха II (1336/7–1381/2).
- 85. Шемон II (ок. 1385 – ок. 1405) (даты неизвестны)
- 86. Элия IV (ок. 1405 – ок. 1425) (даты неизвестны)
- 87 Шемон III (ок. 1425 – ок. 1450) (существование неизвестно)
- 88. Шемон IV Басиди (ок. 1450–1497).
- 89. Shemʿon V (1497–1501)
- 90. Eliya V (1502–1503)
- 91. Шемон VI (1504–1538).
- 92. Shemʿon VII Ishoʿyahb (1539–1558)
Патриархальные линии от раскола 1552 г. по 1830 г.
[ редактировать ]В результате раскола 1552 года Церковь Востока была разделена на множество осколков, но на две основные фракции, одна из которых вступила в полное общение с Католической церковью , а другая осталась независимой. Раскол в прежней линии в 1681 году привел к образованию третьей фракции.
1. Линия Элия
В 1780 году группа отделилась от линии Элия и избрала:
В 1830 году, после смерти Амида патриархального администратора Августина Хинди , он был признан Ватиканом патриархом Вавилона Халдейского , и под его руководством были объединены Мосульский и Амидский патриархаты. Это событие ознаменовало зарождение с тех пор непрерывной патриархальной линии Халдейской Католической Церкви . [ 23 ] [ 24 ] |
2. Шем онлайн
Шем онлайн вновь ввел наследственную преемственность в 1600 году; не признан Римом; переехал в Кочанис
Шем онлайн в Кочанисе формально разорвал общение с Римом:
|
3. Иосифлянская линия
|
Линия Элия (1) в Алкоше закончилась в 1804 году, потеряв большую часть своих последователей Йоханнаном VIII Хормиздом , членом той же семьи, который стал католиком и в 1828 году, после смерти конкурирующего кандидата, племянником последний признанный патриарх линии иосифлян в Амиде (3), был избран католическим патриархом. Затем Мосул стал резиденцией главы Халдейской католической церкви до переезда в Багдад в середине 20 века. О последующих халдейских католических патриархах см. Список халдейских католических патриархов Багдада .
Линия Сима (2) оставалась единственной линией , не находящейся в общении с Католической церковью. В 1976 году она официально приняла название « Ассирийская Церковь Востока ». [ 25 ] [ 26 ] О последующих патриархах этой линии см. Список патриархов Ассирийской церкви Востока .
Нумерация патриархов линии Элия
[ редактировать ]Поскольку патриархи линии Элия носили одно и то же имя ( : ��������������/ сирийский Элия ) без использования каких-либо папских номеров , более поздние исследователи столкнулись с несколькими проблемами, пытаясь внедрить давнюю историографическую практику индивидуальной нумерации. Первые попытки были предприняты ранними исследователями в 18 и 19 веках, но их нумерация была позже (1931 г.) пересмотрена Эженом Тиссераном , который также считал, что в период с 1558 по 1591 г. существовало два последовательных патриарха Элии, пронумерованные как VI (1558 г.). -1576) и VII (1576-1591), и в соответствии с этим он присвоил и номера (VIII-XIII) их преемникам. [ 27 ] Эта нумерация была принята и поддержана несколькими другими учеными. [ 28 ] [ 29 ] В 1966 и 1969 годах вопрос был вновь рассмотрен Альбертом Лэмпартом и Уильямом Макомбером, которые пришли к выводу, что в период с 1558 по 1591 год существовал только один патриарх ( Элия VI ), и в соответствии с этим были переназначены соответствующие номера (VII-XII). своим преемникам. [ 30 ] [ 31 ] В 1999 году к такому же выводу пришла Хелен Мурре-ван ден Берг , которая представила дополнительные доказательства в пользу новой нумерации. [ 32 ] Исправленная нумерация принята в современных научных трудах. [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] за одним примечательным исключением.
Нумерацию Тиссеранта до сих пор отстаивает Дэвид Уилмсхерст, который признает существование только одного патриарха Элии в период с 1558 по 1591 год, но считает его Элией «VII», а его преемников - Элией «VII», а его преемников - «VIII»-«XIII», без наличие любого существующего патриарха, обозначенного в его произведениях как Элия VI, [ 40 ] [ 17 ] [ 41 ] аномалия, замеченная другими учеными, [ 36 ] [ 38 ] [ 39 ] но остался необъясненным и неисправленным Уилмсхерстом, даже после дополнительного подтверждения правильной нумерации Сэмюэлем Берлесоном и Лукасом ван Ромпеем в «Энциклопедическом словаре сирийского наследия Горгия» (2011). [ 37 ]
См. также
[ редактировать ]- Список патриархов Ассирийской церкви Востока
- Список халдейских католических патриархов Багдада
- Древняя церковь Востока
- Католикос Востока
- Патриарх Востока
- Патриаршая провинция Селевкия-Ктесифон
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Баум и Винклер (2003) , с. 10.
- ^ Коакли (1999) , с. 65, 66: «Кафолики-Патриархи Востока, служившие на престоле церкви Коке в Селевкии-Ктесифоне».
- ^ Уокер 1985 , с. 172: «главой этой церкви был «католикос», которого стали называть «Патриархом Востока», и его резиденция первоначально находилась в Селевкии-Ктесифоне (после 775 года она была перенесена в Багдад)».
- ^ Уилмшерст 2000 , с. 4.
- ^ 1 Петра, 1:1 и 5:13.
- ^ Патриархи Томасинской церкви
- ^ Jump up to: а б с д Бродхед 2010 , с. 123.
- ^ Совет. https://gedsh.bethmardutho.org/entry/Church-east-Uniate-Continuation
- ^ «Неопубликованная несторианская история: Хроники Серта. Часть первая».
- ^ Совет. https://gedsh.bethmardutho.org/entry/Church-east-Uniate-Continuation
- ^ Баумер, Кристоф (2016). Церковь Востока: иллюстрированная история ассирийского христианства . п. 330. ИСБН 9781838609344 .
- ^ Jump up to: а б Стюарт 1928 , с. 15.
- ^ Св. Садот, епископ Селевкии и Ктесифона, со 128 сподвижниками-мучениками .
- ^ Мейендорф 1989 , с. 287-289.
- ^ Наступающий 1937 год , с.
- ^ Мурре ван ден Берг 1999 , с. 243-244.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Уилмшерст 2011 , с. 477.
- ^ Мурре ван ден Берг 1999 , с. 244-245.
- ^ Мурре ван ден Берг 1999 , с. 245.
- ^ Jump up to: а б Мурре ван ден Берг 1999 , с. 246.
- ^ Мурре ван ден Берг 1999 , с. 247.
- ^ Мурре ван ден Берг 1999 , с. 248.
- ^ Уилмшерст 2000 , с. 29-30.
- ^ Баум и Винклер 2003 , с. 120-122.
- ^ Баум и Винклер 2003 , с. 4.
- ^ Баттс 2017 , с. 604.
- ^ Тиссеран 1931 , с. 261-263.
- ^ Мукен 1983 , с. 21.
- ^ Фией 1993 , с. 37.
- ^ Лампарт 1966 , стр. 53-54, 64.
- ^ Макомбер 1969 , с. 263-273.
- ^ Мурре ван ден Берг 1999 , с. 235–264.
- ^ Коакли 2001 , с. 122.
- ^ Баум и Винклер 2003 , с. 116, 174.
- ^ Баум 2004 , с. 232.
- ^ Jump up to: а б Сад 2007 , стр. 473.
- ^ Jump up to: а б Бурлесон и Ромпей, 2011 , с. 481-491.
- ^ Jump up to: а б Якоб 2014 , стр. 96.
- ^ Jump up to: а б Бурбон 2014 , с. 224.
- ^ Уилмшерст 2000 , с. 3, 355.
- ^ Уилмшерст 2019 , с. 799, 804.
Библиография
[ редактировать ]- Ассемани, Джузеппе Луиджи (1775). Историко-хронологический комментарий о католиках или патриархах халдеев и несториан . Рим
- Ассемани, Джузеппе Луиджи (2004). История халдейских и несторианских патриархов . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press.
- Баум, Вильгельм ; Винклер, Дитмар В. (2003). Церковь Востока: Краткая история . Лондон-Нью-Йорк: Рутледж-Керзон. ISBN 9781134430192 .
- Баум, Вильгельм (2004). «Так называемые несториане в эпоху османов (15-19 вв.)» . Между Евфратом и Тигром: австрийские исследования Древнего Ближнего Востока . Вена: ЛИТ Верлаг. стр. 229–246. ISBN 9783825882570 .
- Баумер, Кристоф (2006). Церковь Востока: иллюстрированная история ассирийского христианства . Лондон-Нью-Йорк: Таурис. ISBN 9781845111151 .
- Бенджамин, Дэниел Д. (2008). Патриархи Церкви Востока . Пискатауэй: Gorgias Press. ISBN 9781463211059 .
- Бурбон, Пьер Джорджио (2014). «Халдейский бизнес: начало восточно-сирийской типографии и исповедание веры патриарха Илии» . Разное Апостольской библиотеки Ватикана . 20 : 211–258.
- Бродхед, Эдвин К. (2010). Еврейские способы следовать за Иисусом: перерисовка религиозной карты древности . Тюбинген: Мор Зибек. ISBN 9783161503047 .
- Берлесон, Сэмюэл; Ромпей, Лукас ван (2011). «Список патриархов главных сирийских церквей на Ближнем Востоке» . Энциклопедический словарь сирийского наследия Горгия . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. стр. 481–491.
- Баттс, Аарон М. (2017). «Ассирийские христиане» . Во Фраме, Эккарте (ред.). Спутник Ассирии . Молден: Джон Уайли и сыновья. стр. 599–612. дои : 10.1002/9781118325216 . ISBN 9781118325216 .
- Коакли, Джеймс Ф. (1999). «Патриарший список Церкви Востока» . После Бардайсана: исследования преемственности и изменений в сирийском христианстве . Лувен: Издательство Peeters. стр. 65–84. ISBN 9789042907355 .
- Коакли, Джеймс Ф. (2001). «Мар Элиа Абуна и история Восточно-Сирийского Патриархата» . Ориенс Христианус . 85 : 119–138. ISBN 9783447042871 .
- Фий, Жан Морис (1970). Вехи истории Церкви в Ираке . Левен: Секретариат CSCO.
- Фий, Жан Морис (1979) [1963]. Сирийские общины в Иране и Ираке от зарождения до 1552 года . Лондон: Перепечатки Variorum. ISBN 9780860780519 .
- Фий, Жан Морис (1993). Для Oriens Christianus Novus: Справочник восточно- и западно-сирийских епархий . Бейрут: Институт Востока. ISBN 9783515057189 .
- Фостер, Джон (1939). Церковь династии Тан . Лондон: Общество распространения христианских знаний.
- Хаге, Вольфганг (2007). Восточное христианство . Штутгарт: Кольхаммер Верлаг . ISBN 9783170176683 .
- Якоб, Иоахим (2014). Восточно-сирийские христиане и курды в Османской империи XIX и начала XX веков . Мюнстер: LIT Verlag. ISBN 9783643506160 .
- Лампарт, Альберт (1966). Мученик союза с Римом: Иосиф I 1681-1696, патриарх Халдейский . Кельн: Бензигер Верлаг.
- Макомбер, Уильям Ф. (1969). «Похоронное медресе по случаю убийства Мара Хнанишо» . Мемориал монсеньора Габриэля Хури-Саркиса (1898-1968) . Левен: Востоковедная пресса. стр. 263–273.
- Малех, Джордж Д.; Малех, Несторий Г. (1910). История сирийского народа и Старой Евангелическо-Апостольской Церкви Востока: от далекой древности до современности . Миннеаполис: Авторское издание.
- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450-680 гг. н.э. Церковь в истории. Том. 2. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 9780881410563 .
- Мукен, Апрем (1983). Халдейско-Сирийская Церковь Востока . Дели: Национальный совет церквей Индии.
- Мурре ван ден Берг, Хелен Х.Л. (1999). «Патриархи Церкви Востока с пятнадцатого по восемнадцатый века» (PDF) . Хьюгойе: Журнал сирийских исследований . 2 (2): 235–264. дои : 10.31826/hug-2010-020119 . S2CID 212688640 .
- Стюарт, Джон (1928). Несторианское миссионерское предприятие: Церковь в огне . Эдинбург: Т. и Т. Кларк.
- Тан, Ли; Винклер, Дитмар В., ред. (2013). От реки Окса до китайских берегов: исследования восточно-сирийского христианства в Китае и Центральной Азии . Мюнстер: LIT Verlag. ISBN 9783643903297 .
- Тфинкджи, Джозеф (1914). «Халдейская католическая церковь тогда и сейчас». Папский католический справочник . 17 : 449–525.
- Тиссеран, Эжен (1931). «Несторианская церковь» . Словарь католического богословия . Полет. 11. Париж: Летузи и Ане. стр. 157–323.
- Вайн, Обри Р. (1937). Несторианские церкви . Лондон: Независимая пресса.
- Восте, Жак Мари (1930). «Надписи Раббана Хормизда и Богоматери Семен близ Алькоша (Ирак)» . Музеон . 43 : 263–316.
- Восте, Жак Мари (1931). «Мар Иоаннан Сулака, первый патриарх Халдеев, мученик унии с Римом (†1555)» . Ангеликум . 8 : 187–234.
- Виграм, Уильям Эйнгер (1910). Введение в историю Ассирийской церкви или церкви Сасанидской Персидской империи 100–640 гг. н.э. Лондон: Общество распространения христианских знаний. ISBN 9780837080789 .
- Уилмшерст, Дэвид (2000). Церковная организация Церкви Востока, 1318–1913 гг . Лувен: Издательство Peeters. ISBN 9789042908765 .
- Уилмшерст, Дэвид (2011). Церковь-мученичка: История Церкви Востока . Лондон: East & West Publishing Limited. ISBN 9781907318047 .
- Уилмшерст, Дэвид (2019). «Патриархи Церкви Востока» . Сирийский мир . Лондон: Рутледж. стр. 799–805. ISBN 9781138899018 .
- Уокер, Уиллистон (1985) [1918]. История христианской церкви . Нью-Йорк: Скрибнер. ISBN 9780684184173 .