Аба я
Мар Абба Великий | |
---|---|
![]() Мар Абба Великий Патриарх Селевкии-Ктесифонский | |
Католикос Патриарх | |
Рожденный | Хала , Азорестан , Сасанидский Иран. |
Умер | 552 Адурбадаган , Сасанидский Иран. |
Почитается в | Ассирийская церковь Востока Древняя церковь Востока Халдейская католическая церковь Сиро-Малабарская католическая церковь |
Главный храм | Семинария Мар-Аббы Великого Эль-Кахон, Калифорния , США |
Аба I (или, с его сирийским почетным титулом, Мар Аба I ) или Мар Абба Великий был Патриархом Церкви Востока в Селевкии-Ктесифоне с 540 по 552 год. [1] Он ввел в церковь анафоры Феодора Мопсуестийского и Нестория наряду с более древним литургическим чином Аддаи и Мари . [2] Хотя его пребывание на посту католикоса привело к тому, что христианам в регионе угрожала опасность во время персидско-римских войн и попыток как сасанидских персидских , так и византийских правителей вмешаться в управление церковью, его правление считается периодом консолидации. [3] и синод, который он провел в 544 году (несмотря на исключение Мервской епархии), сыгравший важную роль в объединении и укреплении церкви. [4] В 544 году Синод Мар-Аба I принял постановления Халкидонского Собора . [5] Считается, что он написал и перевел ряд религиозных произведений. [3] [6] После его смерти в феврале 552 года верующие перенесли его гроб из его простого дома за Тигр в монастырь Мар-Пифион.
Аба – высоко почитаемый и почитаемый святой в Ассирийской Церкви Востока , Древней Церкви Востока и Халдейской Католической Церкви . [7] Он задокументирован в Ausgewählte Akten Persischer Märtyrer и The Lesser Eastern Churches , двух биографиях восточных святых. Первая семинария Халдейской католической церкви за пределами Ирака была основана в июле 2008 года в Эль-Кахоне, Сан-Диего , как семинария Мар-Аббы Великого .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Родился в зороастрийской семье персидского происхождения . [8] [9] в Хале, Месопотамия. Мар Аба был секретарем губернатора провинции Бет-Гармай до того, как обратился в христианство. [3] Он был крещен в Хирте и учился в школе Нисибиса . [10] Затем он отправился в Эдессу в Римской империи , где выучил греческий язык у Фомы , который стал его спутником в путешествии. Он много путешествовал по Римской империи, посетив Святую Землю , Константинополь и Египет . [11] Он был в Константинополе где-то между 525 и 533 годами. [10] Поскольку он поддерживал библейскую интерпретацию и комментарии Феодора Мопсуестийского, византийский император Юстиниан I попытался встретиться с ним, чтобы убедить его осудить учение Феодора. Юстиниан готовился предать анафеме Феодора и его дела. [12] В Александрии одним из его учеников был купец и писатель, известный как « Косма Индикоплевст ». В своей «Христианской топографии» , написанной между 548 и 550 годами, Косма благодарит Абу за то, что он научил его всему, что он знает. Он говорит, что по-гречески Аба носил имя Патрикиос. [13]
Вернувшись в Персию, Аба стал мпашшканой или преподавателем библейской экзегезы в школе Нисибиса. [11] Одним из его учеников был Кир Эдесский . [14] Позже он преподавал в Селевкии-Ктесифоне , школе, которую, как говорят, он основал. [11] Высоко ценимый как учёный, [3] ему приписывают перевод (или надзор за переводом) ключевых текстов, включая произведения Теодора и Нестория, с греческого на сирийский язык . [15] Переводчик « Книги Гераклида» Нестория посвятил свой труд Абе. [11] Абу также помнят как автора оригинальных произведений, включая библейские комментарии, проповеди и синодальные письма. [16] Сегодня они сохранились только в цитатах из других произведений, особенно из Ишодада Мервского . Замечание в « Хрониках Сирта» может свидетельствовать о том, что Аба сделал перевод Ветхого Завета на сирийский язык, но других подтверждений этому нет. [11]
Патриарх
[ редактировать ]544 Синод
[ редактировать ]Пребывание Абы на посту католикоса последовало за 15-летним периодом раскола внутри церкви, в течение которого отдаленные районы избирали своих собственных конкурирующих епископов. Аба смог разрешить этот раскол, посетив спорные территории и заключив соглашения о воссоединении церкви. [1] В 544 г. он созвал синод для ратификации этих соглашений; Синод согласился, что митрополиты этих регионов, находящихся под престолом Селевкии-Ктесифона, в будущем будут избирать католиков на официальных собраниях. Однако в последующие годы это соглашение было существенно нарушено, не в последнюю очередь, когда персидский правитель Хосров I повлиял на избрание Иосифа, преемника Абы, католикосом. [3]
Акты синода также зафиксировали «ортодоксальность веры», написанную самим Абой. Некоторые из его предписаний указывают на специфически персидский характер церкви на Востоке. [17] включая свод брачных правил, запрещающих союзы между близкими родственниками, очевидно, сформулированных в сознательном ответе на зороастрийскую практику. [18]
В 549 году Аба учредил епархию для гуннов-эфталитов . [19]
Напряженность между империями
[ редактировать ]Напряженность между Персидской и Византийской империями обострилась еще при жизни Мар-Абы, а после начала Лазической войны в 541 году гонения на христиан в Персии стали более распространенными. Зороастрийцы, враждебно настроенные по отношению к Абе как отступнику, вынудили Хосрова действовать против него, и в качестве наказания за прозелитизм среди зороастрийцев Аба был помещен под домашний арест и в конечном итоге сослан в Адурбадаган (Азарбайджан). Ему было разрешено вернуться на престол через семь лет, и он оставался католикосом до 552 года. [1] когда он умер – по некоторым сведениям, в результате пыток и разоблачения, которым он подвергался во время своего заключения.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Бенедетто, Роберт; Джеймс О. Дьюк (2008). Новый Вестминстерский словарь истории церкви . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 406. ИСБН 978-0-664-22416-5 .
- ^ Беккьо, Бруно; Йоханнес П. Шаде (2006). Энциклопедия мировых религий . Иностранная медиагруппа. ISBN 1-60136-000-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и Баум, Вильгельм; Дитмар Винклер (2003). Церковь Востока . Рутледж. стр. 33–34. ISBN 0-415-29770-2 .
- ^ Рассам, Суха (2005). Христианство в Ираке . Грейсвинг. п. 37. ИСБН 0-85244-633-0 .
- ^ Мейендорф 1989 , с. 287-289.
- ^ Норт, Эдвард; Эйберт Дж. К. Тигчелаар (2002). Жертвоприношение Исаака . Брилл. п. 115. ИСБН 90-04-12434-9 .
- ^ «Семинария Мар-Аббы Великого» . Архивировано из оригинала 16 августа 2009 г. Проверено 3 октября 2009 г.
- ^ Манихейство в Поздней Римской империи и средневековом Китае, изд. Сэмюэл Н.К. Лью (1992), с. 52.
- ^ Greatrex & Lieu (2002), с. 273
- ^ Jump up to: а б Дэвид Уилмшерст, Церковь мучеников: история Церкви Востока (Издательство East and West Publishing, 2011), стр. 56–57.
- ^ Jump up to: а б с д и Лукас Ван Ромпей, «Аба I» , в Энциклопедическом словаре сирийского наследия Горгия: электронное издание под редакцией Себастьяна П. Брока , Аарона М. Баттса, Джорджа А. Кираза и Лукаса Ван Ромпея (Gorgias Press, 2011; онлайн-изд. Бет Мардуто, 2018).
- ^ Бирни, MJ «Церковь Востока и Теодор Мопсуестийский: приверженность его произведениям и их значение для диалога». Журнал ассирийских академических исследований . 10 (1).
- ^ Г.В. Бауэрсок , Трон Адулиса: войны на Красном море накануне ислама (Oxford University Press, 2013), стр. 25. ISBN 978-0-19-973932-5
- ^ Уте Поссекель (2018), «Кир Эдесский», в Оливере Николсоне (редактор), Оксфордский словарь поздней античности , том. 1, Издательство Оксфордского университета, с. 447 .
- ^ Гелстон, А. (1992). Евхаристическая молитва Аддая и Мари. Издательство Оксфордского университета. п. 23. ISBN 0-19-826737-1 .
- ^ Шабо, Жан-Батист (1912). . Католическая энциклопедия . Том. 14.
- ^ Бак, Кристофер (1999). Рай и парадигма . СУНИ. п. 6. ISBN 0-7914-4061-3 .
- ^ Морони, Майкл Г. (2005). Ирак после мусульманского завоевания . Горгиас Пресс. п. 364. ИСБН 1-59333-315-3 .
- ^ Уилмшерст (2011), с. 77.
Источники
[ редактировать ]- Шабо, Жан-Батист (1902). Восточный синодик или собрание несторианских соборов (PDF) . Париж: Национальная империя.
- Хольвек, Ф.Г. , Биографический словарь святых . Сент-Луис, Миссури: Б. Гердер, 1924.
- Грейтрекс, Джеффри; Лью, Сэмюэл, Северная Каролина (2002). Римская восточная граница и персидские войны (часть II, 363–630 гг. н.э.) . Нью-Йорк, Нью-Йорк и Лондон, Великобритания: Рутледж (Тейлор и Фрэнсис). ISBN 0-415-14687-9 .
- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450-680 гг. н. э. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство семинарии Св. Владимира. ISBN 978-0-88-141056-3 .
- Жизнь Мар Аба
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Шабо, Жан-Батист (1912). « Сирийский язык и литература ». Католическая энциклопедия . Том. 14.