Яхбаллаха III
Яхбаллаха III | |
---|---|
Патриарх Церкви Востока | |
Церковь | Церковь Востока |
Видеть | Селевкия-Ктесифон |
Избранный | ноябрь 1281 г. |
Установлено | 21 ноября 1281 г. |
Срок закончился | 13 ноября 1317 г. |
Предшественник | Денха я |
Преемник | Тимофей II |
Другие сообщения | Епископ Северного Китая и Онгуда |
Заказы | |
Посвящение | 1279 от Денхи I |
Личные данные | |
Рожденный | Маркос в. 1245 |
Умер | 13 ноября 1317 г. Мараге , Ильханат |
Национальность | Онгуд |
Номинал | Церковь Востока |
Резиденция | Мараге , Ильханат |
Яхбаллаха III ( ок. 1245–13 ноября 1317 г.), известный в прежние годы как Раббан Маркос (или Маркос ), был Патриархом Востока с 1281 по 1317 год. Как патриарх Яхбаллаха возглавлял Церковь Востока во время жестоких гонений во время правления. хана Газана и его преемника Оляйту . Он признал главенство Папы епископами и попытался создать церковный союз, который был отвергнут несторианскими Церкви Востока. [ 1 ]
Уроженец Кошанга, Маркос путешествовал с Раббаном Бар Саумой , монахом -несторианцем из Китая, контролируемого монголами, в Иерусалим . Однако добраться до конечного пункта назначения им помешала война между монголами и мамлюками . Патриарх Денха I Церкви Востока отозвал их и посвятил Маркоса в епископа Катая и Онга, Мар Яхбаллаха. Однако оба предпочли остаться в монастырях Мосула .
Избрание Яхбаллы новым патриархом Церкви Востока было одобрено Абака-ханом по политическим мотивам и рукоположено в 1281 году как Яхбаллаха III. В 1282 году на престол вступил брат Абака-хана Текудер , принявший ислам. Старомонгольская партия буддистов и христиан-несторианцев выступила против Текудера, который начал преследовать Церковь Востока за переход на сторону старомонгольской партии. Яхбаллаха был заключен в тюрьму, но его жизнь спасла мать-христианка Текудера Кутуй Хатун . В 1284 году ханом стал сын Абака-хана Аргун , который пользовался большим уважением как Яхбаллаха, так и Бар-Саума. Аргун стремился к союзу с христианской Европой против мусульман Сирии и Египта и по совету Яхбаллы отправил Бар Сауму с первой в истории восточноазиатской дипломатической миссией в Европу. После захвата Акры мусульманами в 1291 году общественное мнение в Ильханстве начало склоняться в сторону ислама. Отношения между Церковью Востока и ханом сохранялись в период правления Гайхату , преемник Аргуна. Однако с сына Аргуна Газана восхождением на престол мусульмане получили господство. Газан начал преследование христиан, и Яхбаллаха снова был заключен в тюрьму. Его выкупил Хетум II из Армении.
В 1289 году Яхбаллаха разрешил Риккольдо монаху-доминиканцу да Монте ди Кроче проповедовать среди несториан и отказался от их инакомыслия. Он стремился к церковному союзу с католической церковью в Риме . Он начал переговоры в 1302 году, написав письмо Папе Бонифацию VIII и Папе Бенедикту XI в 1304 году, исповедуя в последнем письме католическую веру и признавая главенство Папы над всем христианским миром. Однако уния была отвергнута несторианскими епископами. В 1304 году Оляйту сменил Газана и возобновил гонения на христиан, которые Яхбаллаха безуспешно пытался положить конец. Яхбаллаха умер в Мараге в 1317 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Маркос родился в городе Кошанге (близ современного округа Дуншэн , Внутренняя Монголия ) столице тюркского племени Онгуд . [ 2 ] Его этническое происхождение не совсем ясно. Согласно современному источнику «История Мар Яхбаллахи и Раббана Саумы», он был «восточным турком». Бар Гебреус в своей «Хронографии» называл его « уйгуром , то есть турком». Арабская . хроника несторианского патриарха называет его «турком по происхождению из области Катая (т. е. Северного Китая)» В двух списках патриарха Церкви Востока он упоминается как «турок», а латинская булла называет его «восточным турком». Пьер Джорджио Борбоне предполагает, что Яхбаллаха, вероятно, принадлежал к племени Онгуд, и отвергает утверждение Бар-Хебреуса о его уйгурском происхождении, поскольку уйгуры в то время жили в отдаленном регионе вокруг Турфана . [ 3 ]
В детстве он стал учеником Раббана Бар Саума , несторианского монаха. [ 2 ] Сначала они, вероятно, жили в монастыре Креста в современном районе Фаншань на западе Пекина. [ 4 ] В 1275/76 году Маркос и Бар Саума отправились в путь в сторону Иерусалима . [ 4 ] В начале путешествия Маркосу было около тридцати, а Бар Сауме — сорок восемь. [ 2 ] Они сначала пошли в Ханбалык , [ 2 ] Место рождения Бар Саума, [ 5 ] собрать больше людей в путешествие. Затем они отправились в Кошанг, Тангут , Хотан и Кашгар . Пробыв в Хотане шесть месяцев и обнаружив Кашгар пустым, поскольку его население бежало от «врага», Бар Саума и Маркос отправились в Тараз (к северу от Тянь-Шаня ) на территории современного Казахстана, чтобы воздать должное Кайду-хану и попросить безопасного прохода через него. свою землю, что он позволил. [ 6 ] Два путешественника, вероятно, прошли через Самарканд и Бухару и прибыли в район Хоросана в город Тус , ныне деревню недалеко от Мешхеда на территории современного Ирана . [ 7 ] В Мараге района Азербайджанского они встретились с Патриархом Денхой I. Из Эрбиля они отправились в Мосул и посетили Нисибис и различные несторианские монастыри вдоль реки Тигр . [ 4 ]
Их плану посетить Иерусалим помешала война между монголами и мамлюками , которые в то время граничили друг с другом по реке Евфрат . [ 7 ] Они все еще пытались добраться до Палестины , путешествуя через Армению и Грузию, а затем по морю. Однако их отозвал Патриарх, желавший передать им руководство церковью в Китае. [ 8 ] Патриарх назначил Маркоса епископом Катая и Онга (Северный Китай и племя Онгуд соответственно), дав ему имя Мар Яхбаллаха. В то же время он назвал Бар Саума саора (приезжий епископ) для восточных стран, [ 7 ] и генеральный викарий. [ 8 ] Новые титулы означали, что эти двое вернутся на Восток; однако оба настояли на том, чтобы остаться жить в монастыре, считая себя недостойными новых титулов. [ 7 ] Они оставались в монастыре недалеко от Мосула два года. [ 9 ]
Патриархат
[ редактировать ]После смерти патриарха Денха I несторианские епископы выбрали Яхбаллаха его преемником в ноябре 1281 года с одобрения Абака-хана , монгольского правителя Ильханства . Причины его избрания были политическими, поскольку Яхбаллаха был знаком с монгольскими обычаями, политикой и языком из-за своего происхождения. [ 10 ] Его знание сирийского языка не говорил по-арабски . было скудным, и он вообще [ 11 ] В присутствии других несторианских епископов Яхбаллаха был хиротонисан в церкви Кохе 21 ноября 1281 года как Яхбаллаха III. Он получил печать, подаренную патриарху до него Мункэ-ханом . [ 11 ]
Абака умер в 1282 году, и ему наследовал его брат Текудер , принявший ислам. Текудер стал непопулярен среди монгольской элиты. [ 12 ] так называемая «старомонгольская» партия христиан-несторианцев и буддистов, [ 13 ] который теперь отдавал предпочтение своему племяннику Аргуну , сыну Абаки. [ 12 ] [ 14 ] Они выразили протест Хубилай-хану , который пригрозил вмешаться. Текудер обвинил Церковь Востока в обращениях к Хубилаю Кану и заключил в тюрьму Яхбаллаха III. [ 14 ] Его жизнь спасла мать Текудера Кутуй-хатун , которая была христианкой. В 1284 году Текудеру наследовал его племянник Аргун. [ 11 ] И Яхбаллаха, и Бар Саума пользовались большим уважением как у Абаки, так и у Аргуна. [ 10 ]
Сменив Текудера, Аргун стремился к союзу с европейскими правителями против мусульман Сирии и Египта. [ 15 ] Он написал Папе Гонорию IV , что Хубилай-хан поручил ему освободить «землю христиан». [ 16 ] он советовался с Яхбаллахом о том, кто должен возглавить посольство в Европе; Яхбаллаха предложил Бар Саума, и Аргун принял его. В 1287 году Бар Саума прибыл в Трабзон на южном берегу Черного моря . июне он отправился в Константинополь , где встретился с императором Византии Андроником , В а затем в Неаполитанское королевство , где встретился с Карлом II . В Риме он узнал о смерти Папы Гонория IV и вместо этого был встречен Коллегией кардиналов . Однако они не смогли ответить на просьбу Аргуна до выборов нового Папы. Бар Саума отправился во Флоренцию и Геную , где встретился с Народным Капитаном . Из Генуи Бар Саума отправился в Ломбардию , а затем в Париж , где встретил Филиппа IV из Франции . Пробыв месяц в Париже, Бар Саума встретился с английским королем Эдуардом в Бордо . И английский, и французский короли выразили свою заинтересованность в союзе. Прежде чем вернуться в Рим, Бар Саума провел зиму в Генуе и встретился с Папой Николаем IV после его избрания. [ 15 ] [ 16 ] Папа издал буллу, признающую Яхбаллаху «патриархом всех христиан Востока». [ 1 ] Бар Саума вернулся в Ильханство летом 1288 года. [ 17 ]
Доминиканский монах Риккольдо да Монте ди Кроче отправился на Восток в 1289 году и оставался там десять лет. Да Монте ди Кроче обнаружил, что несториане уделяли больше внимания ритуалам, чем догмам. Он пишет, что у них была либеральная концепция брака, разрешавшая разводы и повторные браки по желанию. Несториане время от времени практиковали обрезание , даже для женщин, и не признавали практику миропомазания больных . Они также воздерживались от мяса. Яхбаллаха отказался от этих инакомыслий и позволил да Монте ди Кроче проповедовать в Багдаде в 1290 году. Несторианская элита хотела вступить в унию с Римом, прежде всего, по политическим причинам. [ 18 ]
Монголы восприняли захват Акры мусульманами в 1291 году как победу ислама над христианством и впоследствии начали склоняться к исламу. [ 19 ] Однако отношения между Церковью Востока и новым ханом Гайхату , сменившим Аргуна в том же году, оставались хорошими. [ 16 ] После его смерти в 1295 году общественное мнение в Ильханстве было на стороне мусульман. [ 20 ] Другой сын Аргуна, Газан , стал ханом в 1295 году. Он привел мусульман к господству. [ 16 ] и начал преследовать христиан [ 20 ] и разрушение церквей. [ 16 ] Он заключил Яхбаллаху в тюрьму и повесил его вверх ногами. [ 16 ] Жизнь Яхбаллы была спасена Хетумом II , который заплатил выкуп, чтобы освободить его из тюрьмы. [ 16 ] [ 21 ] а в 1296 году Яхбаллаха вернулся в свое место в Мараге . [ 16 ] В следующем году его резиденция была разграблена и разрушена мусульманами, поэтому он переехал в Эрбиль в Ираке . [ 16 ] Хетум убедил Газана положить конец преследованиям в 1296 году. Он также принял контрмеры, чтобы выплатить христианам компенсацию. [ 21 ] Яхбаллаха вернулся в монастырь в Мараге, [ 16 ] реконструкцию которого поддержал Газан, посетивший монастырь в 1303 году. [ 16 ] Однако спорадические преследования продолжались и в других местах. Тем не менее Яхбаллаха пользовался поддержкой Газана до конца своего правления. [ 21 ]
Мы верим в первосвященника Священной Римской империи и универсального отца всех верующих во Христа и исповедуем, что он является преемником блаженного Петра, универсального наместника Иисуса Христа над всеми сынами церкви с востока и запада; любовь и привязанность к которым закрепились в наших сердцах; и мы обязаны Ему послушанием, и просим и умоляем Его благословения, и готовы ко всем Его повелениям, смиренно прося и умоляя Его помощи в нашей нужде и скорбях, в которых мы теперь находимся уже долгое время и остаемся. И пусть добрый отец не отвратит от нас лица своего, ибо все мы братья во Христе и сыновьях Его по истинной католической вере.
- Письмо Яхбаллы Папе Бенедикту XI. [ 22 ]
В 1302 году Яхбаллаха начал переговоры с Римской курией об унии. [ 23 ] и отправил письмо папе Бонифацию VIII . [ 24 ] 18 мая 1304 года Яхбаллаха написал Папе Бенедикту XI письмо. [ 23 ] исповедуя католическую веру, [ 24 ] принятие Папы, [ 25 ] и признание его главенства над всем христианским миром. [ 26 ] Однако несторианские епископы отвергли унию. [ 1 ]
Во время правления хана Оляйту , сменившего Газана в 1304 году, гонения на христиан продолжались. [ 23 ] Хотя лично он был в хороших отношениях с Яхбаллахой, он не хотел или не мог положить конец преследованиям и даже проводил их сам, причем преследование 1306 года запомнилось как самое жестокое. [ 27 ] Вспышка насилия произошла в Эрбиле в 1310 году, многие христиане были убиты, а Яхбаллаха, находившийся там в то время, едва выжил. [ 28 ] Яхбаллаха пытался предотвратить резню христиан, спрятавшихся в Цитадели Эрбиля , но когда мусульмане захватили цитадель 1 июля 1310 года, все они были убиты. [ 29 ] Оляйту не сделал ничего, чтобы предотвратить насилие. [ 28 ] Яхбаллаха, обескураженный неудачей, удалился в Мараге. [ 30 ] Он умер там 13 ноября 1317 года. [ 23 ] [ 29 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Филони 2017 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б с д Бурбон 2008 , с. 222.
- ^ Бурбон 2008 , с. 239.
- ^ Jump up to: а б с Баум 2003 , с. 94.
- ^ Бурбон 2008 , с. 221.
- ^ Бурбон 2008 , с. 224.
- ^ Jump up to: а б с д Бурбон 2008 , с. 225.
- ^ Jump up to: а б Баум 2003 , с. 95.
- ^ Баум 2003 , стр. 95–96.
- ^ Jump up to: а б Бурбон 2008 , с. 226.
- ^ Jump up to: а б с Баум 2003 , с. 96.
- ^ Jump up to: а б Де Никола 2017 , с. 98.
- ^ Груссе 1970 , с. 371.
- ^ Jump up to: а б Гросет 1970 , с. 372.
- ^ Jump up to: а б Бурбон 2008 , стр. 226–237.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Баум 2003 , с. 97.
- ^ Бурбон 2008 , с. 227.
- ^ Баум 2003 , стр. 97–100.
- ^ Наступающий 1937 год , стр. 153.
- ^ Jump up to: а б Вайн 1937 , стр. 154.
- ^ Jump up to: а б с Вайн 1937 , стр. 155.
- ^ Винклер 2020 , с. 219.
- ^ Jump up to: а б с д Баум 2003 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б Диккенс 2019 , стр. 288–289.
- ^ Аутербридж 1952 , с. 61.
- ^ Винклер 2020 , с. 218.
- ^ Наступающий 1937 год , стр. 156–157.
- ^ Jump up to: а б Вайн 1937 , стр. 157.
- ^ Jump up to: а б Гросет 1970 , с. 383.
- ^ Браун 1933 , с. 163-166.
Ссылки
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Баум, Вильгельм (2003). «Эпоха монголов: тринадцатый и четырнадцатый века». В Бауме, Вильгельм; Винклер, Дитмар В. (ред.). Церковь Востока: краткая история . Лондон: Рутледж. ISBN 0415297702 .
- Браун, Лоуренс Э. (1933). Затмение христианства в Азии: со времен Мухаммеда до четырнадцатого века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Никола, Бруно (2017). Женщины в монгольском Иране: Хатуны, 1206-1335 гг . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9781474437356 .
- Диккенс, Марк (2019). Отголоски забытого присутствия: реконструкция истории Церкви Востока в Центральной Азии . Мюнстер: LIT Verlag. ISBN 9783643911032 .
- Филони, Фернандо (2017). Церковь в Ираке . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. ISBN 9780813229652 .
- Груссе, Рене (1970). Степная империя: История Центральной Азии . Рутгерс: Издательство Университета Рутгерса. ISBN 9780813513041 .
- Аутербридж, Леонард М. (1952). Затерянные церкви Китая . Лондон: Вестминстер Пресс.
- Вайн, Обри Р. (1937). Несторианские церкви: краткая история несторианского христианства в Азии от персидского раскола до современных ассирийцев . Лондон: Независимая пресса.
- Винклер, Дитмар В. (2020). «Два письма Яхбаллы III Папам Римским: исторический контекст и английский перевод». Ин Тан, Ли; Винклер, Дитмар В. (ред.). Артефакт, текст, контекст: исследования сирийского христианства в Китае и Центральной Азии . Мюнстер: LIT Verlag. ISBN 9783643911957 .
Журналы
[ редактировать ]- Борбоне, Пьер Джорджио (2008). «Путешествие XIII века из Китая в Европу: «История Мар Яхбаллахи и Раббана Саумы» ». Egitto e Vicino Oriente . 31 : 221–242.