Мана Селевкии-Ктесифона
Мана некоторое время служил епископом Селевкии-Ктесифона, великим митрополитом и предстоятелем Церкви Востока в 420 году. Как и несколько других ранних епископов Селевкии-Ктесифона, он включен в традиционный список патриархов Церкви Востока.
Источники
[ редактировать ]Краткие сведения о епископате Маны даны в «Церковных хрониках» якобитского писателя Бар-Гебреуса ( флорит 1280 г.) и в церковных историях несторианских писателей Мари (двенадцатый век), Амра (четырнадцатый век) и Слибы (четырнадцатый век). . девятого века Его жизнь также описана в «Хрониках Серта» . Во всех этих описаниях его анахронично называют « католиком » — термин, который применялся к предстоятелям Церкви Востока только в пятом веке.
Рассказ о жизни Маны, данный Бар-Гебреем, бесполезен, поскольку Бар-Гебрей спутал его с митрополитом конца V века Маной Фарсским, соратником Бар-Савмы из Нисибиса и ярым сторонником несторианства .
Современные оценки его правления можно найти во « Введении в историю Ассирийской церкви» Дэвида Уилмсхерста Вигрэма и «Церкви мучеников» . [ 1 ]
Епископат Маны
[ редактировать ]Следующий отчет о епископате Маны дан в Хрониках Сирта :
Христианам нужно было избрать преемника Яхбаллаха. Мана, митрополит Фарсский, знал персидский и сирийский языки. Он учился в Эдессе и перевел несколько книг с сирийского на персидский. Йездгирд знал его, так как был представлен ему Яхбаллахом. Христиане попросили Миршабура, главу ополчения, убедить Йездгирда назначить Ману и предложили ему определенную сумму денег для достижения этой цели. Миршабур помог им. Он попросил аудиенции у царя и сказал ему: «Мана — перс и способен служить тебе. Пусть он будет избран католиком». Христиане, довольные таким результатом, надеялись увидеть восстановление церквей и прекращение гонений. Но их надежда, как говорит пророк Исаия, вскоре оправдалась. Однажды, когда Мана предстал перед Йездгирдом в сопровождении нескольких отцов, царь пристально посмотрел на них сверкающими глазами. Они поняли, что он все еще ищет предлог для их преследования, который он нашел в поведении священника Осии, которое мы описали ранее. Тогда царь сказал: «Цезарь — абсолютный правитель своего королевства и может делать там все, что пожелает. Я также хозяин своего королевства и буду делать здесь все, что захочу». Король повторил эти слова дважды. Тогда священник Селевкии по имени Нарсай ответил от имени католика и сказал царю: «Государь, Цезарь может настаивать на уплате налогов и сборов в пределах своего королевства, и он также может убивать своих врагов, но у него нет власти. заставить своих подданных отказаться от своей религии. В его империи проживает большое количество евреев, язычников и еретиков, но он не принуждает их менять свою веру». Царь был разгневан этими словами, а его советники воскликнули, что Нарсай заслуживает смерти за то, что разговаривал с царем таким тоном. Тогда католик сказал: «Нарсай просто ответил на вопрос короля и не сделал ничего, что могло бы заслужить смерть». Но Йездгирд приказал обезглавить священника, если он не отречется от христианства, а также приказал, чтобы католикус был лишен своих служебных одежд и сослан в Фарс, и чтобы он больше не назывался католикусом ни публично, ни в частном порядке. Осия из Нисибиса и Бата из Лашома пытались высказаться за него, но царь запретил им говорить и удалил их. Волхвы усердно работали, пытаясь вернуть жреца Нарсая в свою религию. Но он остался непоколебимым в своей вере и был обезглавлен. Верующие похоронили его в великой церкви Селевкии.
Маана вернулась в Фарс. Йездгирд, узнав, что он управляет своей епархией, не мог этого терпеть и приказал бросить его в тюрьму. Некоторое время он находился в заключении, но некоторые вожди освободили его. Тогда ему было запрещено называться католиком до конца жизни и даже после смерти. Он умер в Фарсе. Да будет он угоден Богу! [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Аббелос, Дж. Б., и Лами, Т. Дж., Бар Гебреус, Chronicon Ecclesiasticum (3 тома, Париж, 1877 г.)
- Ассемани, Дж. А., О католиках или патриархах халдеев и несториан (Рим, 1775 г.)
- Брукс, Э.В., Хронологический труд Илии, митрополита Нисибисского (Рим, 1910 г.)
- Жисмонди, Х., Марис, Амри и др Салиба: De Patriarchis Nestorianorum Commentaria I: Amri et Salibae Textus (Рим, 1896 г.)
- Жисмонди, Х., Марис, Амри и Салибы: Комментарий к несторианским патриархам II: арабский текст Мариса и латинская версия (Рим, 1899 г.)
- Шер, Аддай (редактор), Неопубликованная несторианская история: Хроники Серта. Первая часть. Patrologia Orientalis 4.3 (1908 г.) , 5.2 (1910 г.) (арабский язык с французским переводом).
- Виграм, Уильям Эйнгер, Введение в историю Ассирийской церкви (Лондон, 1910).
- Уилмшерст, Дэвид, Церковь мучеников: история Церкви Востока (Лондон, 2011 г.).