Барсаума из Нисибиса
![]() | Эта статья включает список использованной литературы , связанной литературы или внешних ссылок , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( декабрь 2016 г. ) |
Барсаума | |
---|---|
митрополит Нисибисский | |
Церковь | Церковь Востока |
Архиепископия | Нисибис |
Установлено | 460 |
Срок закончился | 491 |
Заказы | |
Классифицировать | Митрополит Епископ |
Личные данные | |
Умер | 491 |
Барсаума ( сирийский : ����������������, Barṣaumâ Бар , по прозвищу Савма , «сын Великого поста » на сирийском языке, был митрополитом Нисибисским ) в V веке и важной фигурой в истории Церкви Востока . Под его руководством церковь отошла от римской лояльности и все больше стала поддерживать несторианское движение. [1]
Барсаума был учителем и учеником Эдессской школы , где его наставником был Ибас , епископ Эдессы . Барсаума был отлучен от церкви вместе с Ибасом и другими церковниками за поддержку несторианского учения , объявленного еретическим на Эфесском соборе в 431 году.
Хотя Ибас был оправдан в ереси на Халкидонском соборе в 451 году, после его смерти в 457 году его соратники снова оказались изгнанными со своих должностей. Барсаума и другие последователи Ибаса переехали в Сасанидскую империю .
Барсаума стал митрополитом Нисибиса, одной из пяти великих архиепархий Церкви Востока . Он быстро стал фаворитом короля Пероза I , который предпочитал его уступчивую позицию позиции Бабоваи , католикоса Селевкии-Ктесифона и главы Персидской церкви, которого он считал проримским предателем. Со временем отношения Барсаумы и Бабоваи стали откровенно антагонистическими и вступили в конфликт по вопросу брака епископов, что вызвало возмущение в Церкви Востока. Барсаума сыграл важную роль в падении Бабоваи, что в конечном итоге привело к казни последнего Перозом в 484 году.
После смерти Бабоваи Барсаума стал самой влиятельной фигурой в Персидской церкви, хотя он так и не был возведен в сан католикоса или патриарха. Он проводил политику проперсидского и антиримского взаимодействия, и под его руководством церковь приняла более несторианскую теологию, хотя при его жизни она никогда полностью не придерживалась этой доктрины. Он возглавил Синод Бет-Лапат в 484 году, который официально объявил несторианство доктриной церкви, а также отрекся от церковного безбрачия .
В 485 году политические враги Варсаумы посвятили в сан патриарха умеренного церковника Акакия из Селевкии-Ктесифона в надежде, что он предотвратит захват Церкви Востока несторианцами. Акакий, несмотря на частые ссоры с Барсаумой, не смог помешать победе могущественной фракции несториан. , состоялся синод В августе в Бет-Эдрае, недалеко от Ниневии , на котором Варсаума и Акакий примирились и договорились встретиться снова для решения нерешенных вопросов.
В следующем году предложенный собор был проведен в Ктесифоне , однако Барсаума в нем не участвовал, и синод согласился утвердить учение Феодора Мопсуетского в качестве официальной доктрины и брак всех священнослужителей. В этот период монофизитство распространилось по всей его архиепархии, и Варсаума столкнулся с враждебностью со стороны многих христиан. Изо всех сил пытаясь сохранить свое место, Барсавма договорился с Акацием, чтобы сохранить свое место.
После принудительного закрытия Эдессской школы в 489 году императором Зеноном Барсаума приветствовал учителей и учеников и вновь открыл Школу Нисибиса , став ключевым центром несторианства на Востоке.
Барсаума умер в 491 году, по словам Бар-Хебреуса, он был убит монахами из Тур-Абдина ключами от своих келий, однако он также упоминает, что его могилу можно найти в церкви Мар Якоба в Нисибисе.
Примечания
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Беккер, Адам Х. «Баршавма из Нисибиса». У Себастьяна П. Брока; Аарон М. Баттс; Джордж А. Кираз; Лукас Ван Ромпей (ред.). Энциклопедический словарь сирийского наследия Горгия: электронное издание .
- Шабо, Жан-Батист (1902). Восточный синодик или собрание несторианских соборов (PDF) . Париж: Национальная империя.
- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450-680 гг. н.э. Церковь в истории. Том. 2. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 9780881410563 .
- Виграм, Уильям Эйнгер (1910). Введение в историю Ассирийской церкви или церкви Сасанидской Персидской империи 100–640 гг. н.э. Лондон: Общество распространения христианских знаний. ISBN 9780837080789 .
- Бар Гебреус, Церковная хроника (изд. Абелос и Лами), ii. 72–8.
- Стивен Геро, Барсаума Нисибиса и персидское христианство в пятом веке, Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium , Subsidia 63, Лувен, 1981 г.