Го Цзыи
Го Цзыи | |||||
---|---|---|---|---|---|
Герцог Дай Дай Гогун Принц Фэньяна Король Фэньяна | |||||
![]() Это изображение из книги «Вань Сяо Тан – Чжу Чжуан – Хуа чжуань (晩笑堂竹荘畫傳)», которая была опубликована в 10-й год существования Китайской Республики (民国十年) в 1921 году. | |||||
Рожденный | 697 | ||||
Умер | 9 июля 781 г. (83–84 года) | ||||
Проблема | 8 сыновей, в том числе Го Ай ( 郭曖 ), отец вдовствующей императрицы Го. | ||||
| |||||
Отец | Го Цзинцзы (Го Цзинчжи) | ||||
Занятие | Военный генерал, политик |
Куо Kuo Tzu-i; Traditional Chinese: 郭子儀, Simplified Chinese: 郭子仪, Hanyu Pinyin: Guō Zǐyí, Wade-GilesЦзыи 1 Цзы 3 -я 2 ) (697 – 9 июля 781 г.) [1] ), посмертно принц Чжунво из Фэньяна ( 汾陽忠武王 ), был китайским военным генералом и политиком, положившим конец восстанию Ань Лушаня и участвовавшим в экспедициях против Уйгурского каганата и Тибетской империи . Он считался одним из самых могущественных танских генералов до и после восстания Аньши. После его смерти он был обожествлен в китайской народной религии как Бог Богатства и Счастья ( Звезда Лу Фу Лу Шоу ). Го Цзыи изображен в « У Шуан Пу» (無雙譜, «Таблица несравненных героев») Цзинь Гуляна.
Семья
[ редактировать ]Родители
- Мать: Неизвестно
- Отец: Го Цзинцзы Го Цзинчжи
Жены
- Леди Ван, законная жена
- Го Си (郭晞; 733–794), третий сын
- Го Ву (Го встретил), пятый сын
- Го Ай (郭曖), шестой сын
- Го Шу (郭曙), седьмой сын
- Го Ин (郭映), восьмой сын
- Леди Чжан, наложница
- Леди Ли, наложница
- Неизвестный:
- Го Яо (郭曜), первый сын
- Го Ган (Го Ян), второй сын
- Го По (国昢), четвертый сын
- Восемь дочерей
Ранний период жизни
[ редактировать ]Го Цзыи родился в семье государственного служащего среднего класса в префектуре Хуа (華州, современный округ Хуа в провинции Шэньси ), его описывали как красивого мужчину ростом более 1,9 метра.
Около 735 года Го Цзыи был спасен от военного трибунала поэтом Ли Бай , который заступился за него перед местным полководцем. [2]
В отличие от других членов своей семьи, Го Цзыи вошел в политическую жизнь, сдав официальные военные экзамены, а не экзамен по литературе (для государственных служащих). Он сдал военные экзамены в 749 году, стал офицером в приграничных регионах Империи Тан и быстро поднялся по служебной лестнице, став цзедуши (региональным военным губернатором).
Восстание Ши
[ редактировать ]
Первые победы
[ редактировать ]Существуют ограниченные записи о Го Цзыи до восстания Ань Лушань; именно во время восстания он заслужил свою известность. Когда в 755 году вспыхнуло восстание, Го Цзыи было поручено защищать перевал Тун , стратегическое место на китайской границе. К перевалу маршировали большие силы из десяти тысяч повстанцев. Го Цзыи воспользовался ситуацией, заманив повстанцев на равнины перед перевалом, где было лишь мало поселений. Повстанцы не видели ничего, что можно было бы грабить, и были разочарованы, в то время как танские войска были готовы сражаться, движимые желанием защитить свои семьи на перевале Тонг и в столице Чанъань . Го вступил в бой с семитысячным солдатом в битве при Цинби и рассеял остальных, понеся при этом небольшие потери для своих войск, и одержал свою первую победу.
К следующему, 756 году, столица пала из-за некомпетентности и коррупции канцлера Ян Гочжуна и его евнухов. Император Тан Сюаньцзун бежал из города в сопровождении своей личной охраны и членов семьи Ян, включая его супругу Ян Гуйфэй . Члены окружения, включая войска, возмущались Ян Гочжуном, считая его ответственным за провальную стратегию, которая привела к падению Чанъаня. Ян Гочжун был осужден и казнен. После этого собственные войска императора также заставили его казнить свою возлюбленную супругу Ян Гуйфэй. Затем император в тяжелых условиях бежал с остальной свитой в Чэнду в Цзяннане.
Тем временем Го Цзыи столкнулся с огромными силами в сто тысяч человек во главе с командиром повстанцев Ши Сымином . Хотя у Го было всего десять тысяч человек, он задержал армию Ши Сымина до прибытия подкрепления. Ши Сымина обманом заставили думать, что он попадет в засаду, если выступит против Го, и был задержан на сорок дней. В этот момент командир Ли Гуанби на помощь Го пришел с девяносто тысячами человек. Противоборствующие силы столкнулись, в результате чего Тан понес небольшие потери, а повстанцы потеряли десять тысяч человек. Ши Сымин быстро собрал остатки своих сил и отступил обратно в Фаньян, оплот повстанцев. Ли рекомендовал Го императору Сюаньцзуну, и Го быстро попросил у императора разрешения начать немедленную контратаку, чтобы уничтожить оставшихся повстанцев, но Сюаньцзун отказал ему.
Смена императора и кампания в Шэньси
[ редактировать ]Сын Сюаньцзуна, Ли Хэн, остался в городе Линву и объявил себя императором 12 августа 756 года. Император Тан Сузун немедленно начал организацию контратаки против наступающих повстанцев. С этого времени Сюаньцзун был известен как «Император в отставке», а после отвоевания Чанъаня у повстанцев вернулся туда, где прожил до своей смерти в 761 году.
Кризис повстанцев уменьшил власть Императорского двора. Таким образом, после прихода к власти авторитет Сузуна был слабым, и многие танские генералы мало заботились о приказах императора. В армии Тан осталось несколько генералов китайского происхождения, таких как Го Цзыи. Го получил пост имперского командующего, а Сузун оказывал поддержку его военным операциям, которые увенчались большим успехом. К 757 году Го Цзыи вступил на фронт Шэньси, и многие местные жители охотно помогали ему в борьбе с повстанцами, увеличив армию Го, возможно, вдвое по сравнению с первоначальной численностью. Повстанцы понесли огромные потери, в том числе погибли их генералы, после чего Го объявил о победе на фронте в Шэньси.
Победа Чанъаня и крах повстанцев
[ редактировать ]
Затем Го Цзыи немедленно сосредоточил свое внимание на возвращении Чанъаня. Он атаковал 15 000 человек, тогда как повстанцам удалось собрать только 10 000 человек, и разгромил их. Победы Го в Шэньси и Чанъане способствовали междоусобице в рядах повстанцев. Лидер повстанцев Ань Лушань был убит своим сыном Ань Цинсюем , который собрал остатки повстанцев и отступил в Лоян. Говорят, что когда Сузун прибыл в Чанъань, он прослезился и сказал Го: «Может быть, это моя страна, но она воссоздана твоей рукой». 「雖吾之家國,實由卿再造」
В 758 году Го Цзыи, Ли Гуанби и другим цзедуши было приказано уничтожить последних оставшихся повстанцев в И. Однако Сузонг был обеспокоен растущей мощью цзедуши, поэтому он поручил своим евнухам руководить кампанией. Это стало катастрофой, но Го Цзыи сумел извлечь из ситуации максимум пользы, убедив своих товарищей цзедуши, что они смогут одержать одну легкую победу, если осадят повстанческий город. Все они согласились с этой стратегией, и во время осады запасы повстанцев были исчерпаны. Однако, когда пришло время штурмовать город, не было главнокомандующего, который мог бы координировать атаку, поскольку все цзедуши были одинакового ранга, и это оказалось неэффективным. Тем временем для подкрепления Ань Цинсюя прибыло подкрепление под командованием Ши Сымина. Силы Тан упустили возможность уничтожить повстанцев. В 759 году последовала кровавая битва, которая велась в плохую погоду и снова без центрального командования Тан. Хотя танские войска одержали победу, обе стороны понесли огромные потери (сам лидер повстанцев Ши Сымин был убит, как и большинство монгольских повстанцев), а результат битвы был неприемлем для императора, поскольку было известно, что танская армия выигрывать сражения, неся при этом относительно небольшие потери. Цзедуши начали обвинять друг друга, и многие из них преследовали Го, возлагая большую часть вины на него. Фактически, помимо самого императора, Го Цзыи был единственным, за кем простые люди были готовы следовать. Сузун, обеспокоенный популярностью Го, использовал это как предлог, чтобы снизить авторитет Го, понизив его в должности и щедро вознаградив других цзедуши.
Несторианское христианство
[ редактировать ]Несторианская бактрианский церковь восточных христиан, такая как священник Иси из Балха, помогла генералу династии Тан Го Цзыи военным образом подавить восстание Ань Лушаня, при этом Иси лично выступал в качестве военного командира, а Иси и Несторианская церковь Востока были вознаграждены Таном. династия с титулами и должностями, описанными на несторианской стеле . [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12]
При императоре Сузонге
[ редактировать ]Хотя восстание Ань Лушаня было наконец подавлено в 763 году, Тан сразу же столкнулся с другой угрозой со стороны Тибетской империи. Тибет извлек выгоду из периода процветания Тан, когда торговля с Таном была частой. Во время восстания Ань Лушань он достиг пика своего могущества и предал мирный договор с Таном, поддержав повстанцев. Ослабленные восстанием танские пограничные гарнизоны не смогли противостоять набегам тибетцев на свою территорию. Большинство цзедуши не были этническими китайцами, и у них не было особого стимула защищать Империю Тан, особенно когда ею правил слабый император. В ответ Сузун повторно повысил Го Цзыи, но только как номинального военного главу без полномочий, в надежде, что простая угроза послать Го против них удержит тибетцев на расстоянии. В 762 году генерал по имени Ван Юаньчжи убил Ли Цзинчжи, цзедуши Шэньси, утверждая, что войска все еще были настолько лояльны Го, что потребовали восстановления его в должности цзедуши. Сузун был вынужден вернуть Го Цзыи на прежнюю должность. Однако когда прибыл Го Цзыи, вместо того, чтобы поблагодарить Ваня, он осудил генерала за его нелояльность в убийстве своего командира. Он также отметил, что такой акт нарушил цепочку командования, что могло бы подтолкнуть тибетцев к нападению. Генерал Ван признал свои ошибки и покончил жизнь самоубийством. Го Цзыи быстро принял на себя командование постом, и тибетцы прекратили атаки.
При императоре Дайцзуне и тибетском вторжении
[ редактировать ]
Вскоре после этого Сузун умер, и ему наследовал его сын, император Тан Дайцзун . Новый император был обеспокоен славой Го Цзыи и позвал его обратно в Чанъань. Го Цзыи посоветовал императору принять к сведению угрозу, исходящую от тибетцев, но император по большей части проигнорировал это.
Тибетское вторжение 763 г.
[ редактировать ]В 763 году отряд из 100 000 тибетцев вторгся в Тан. Дайцзун бежал из Чанъаня 16 ноября, когда стало ясно, что город будет захвачен. Тибетцы короновали Ли Чэнхуна императором Тан в Чанъане, но через месяц отступили, опасаясь прибытия танской армии. На самом деле Го приказал кавалерийским разведчикам идти вперед и зажигать костры в местах, где противник мог видеть, а затем отступить. Го также отправил в Чанъань секретные сообщения, приказывая гражданам ударить в гонги и разжечь огонь. Тибетцы, сбитые с толку этими действиями, запаниковали и разбежались, когда распространился слух, что Го Цзыи выступил против них с большими силами. Когда тибетцы отступили со своих позиций, вторжение завершилось без потерь для обеих сторон. Многие китайские военные историки считают эту победу лучшим примером идеи Сунь Цзы о самом чистом виде сражения, «войне без потерь с обеих сторон, но просто разыгрываемой с желаемым эффектом для победителя». Есть расхождения в количестве отправленной кавалерии Го; Китайские источники утверждают, что Го послал только 13 разведчиков, но тибетский текст указывает, что их было 200. Тем не менее, тибетская армия отступила, и когда Го Цзыи прибыл в Чанъань со своим «большим» отрядом, ему явился Дайцзун и заявил: «Не раньше, чем нанять Старейшину: погибло так много людей, горе!» 「用卿不早,故及於此。」
Тибетское вторжение 764 г.
[ редактировать ]Тибетская империя снова вторглась в 764 году с силой в 70 000 человек, но была отбита в Цзяннане цзедуши Ян Ву.
Тибетская угроза 765 года и уйгурский альянс
[ редактировать ]Тибетцы снова атаковали в 765 году, когда Тиле цзедуши Пугу Хуайэнь отправил ложные сообщения Трисонг Децену , императору Тибета , в которых говорилось, что Го Цзыи умер. Тибетский император стремился отомстить за свои прежние поражения и направил большие силы, чтобы снова атаковать Танский Китай. Различные уйгурские вожди, также полагавшие, что Го мертв, объединили свои силы с тибетцами. Численность тибетских сил насчитывала более 30 000 человек (включая несколько тысяч уйгуров), то есть почти всю тибетскую армию того времени. Однако Пугу умер 27 сентября, и его армия перешла на сторону Тан.
Когда новости о тибетском нападении дошли до императора Дайцзуна, он отправил Го Цзыи защищать Тан всего с несколькими тысячами человек. Когда Го находился на расстоянии одного дня пути от врага, он решил пойти один навестить уйгурских вождей. Его офицеры и сын Го Си ( 郭晞 ) были настолько встревожены и запаникованы его намерением, что не отпускали поводья его лошади, заявляя, что такой поступок будет самоубийством. Го засмеялся и убедил своих офицеров отпустить его, но сын не позволил. Возмущенный, Го хлестнул сына по руке, чтобы тот выпустил поводья, сделав ему выговор и сказав, что это была ситуация жизни и смерти для империи; их силы были невелики, и если бы они сражались с тибетцами в одиночку, погибли бы и отец, и сын, и их войска. Если бы он преуспел в своем плане, империя была бы защищена, но если бы он провалился, погибла бы только его собственная жизнь. [ нужна ссылка ]
Когда Го прибыл в лагерь уйгуров, он не раскрыл свою личность и оказался посланником, которого послали сообщить им, что Го Цзыи приедет навестить их. Уйгурские вожди, многие из которых присоединились к повстанческой стороне во время восстания Ань Лушань, были удивлены и запаниковали, узнав, что Го жив, и решили, что им необходимо встретиться с ним. Го посмеялся над ними и спросил, почему они хотят снова встретиться с Го Цзыи после своего поражения от его рук во время восстания Ань Ши. Уйгурские вожди ответили, что им сказали, что он мертв, но если они встретятся с ним и увидят, что он жив, они отступят. Го, однако, настаивал на том, что Го Цзыи не искал их отступления, а вместо этого хотел, чтобы они присоединились к нему в борьбе с тибетцами. Уйгурские вожди, заявив, что тибетцы обманули их по поводу смерти Го, согласились разорвать с ними союз. Они даже утверждали, что шаманы предсказали, что великий человек приведет их к победе, и что теперь они поверили, что этим человеком должен быть Го, и согласились объединить силы с Тан.
Битва при Сиюане
[ редактировать ]Го вернулся в свой лагерь и приказал тысяче легких всадников быстро броситься на тибетский лагерь в Сиюане. Когда тибетцы поняли, что уйгуры разорвали свой союз, они попытались отступить, но прибыли всадники Го и рассеяли их силы; в то же время прибыли уйгурские союзники Го и предотвратили отступление тибетцев. Более 10 000 тибетцев были убиты в боях и еще 10 000 взяты в плен. Го продолжал преследовать тибетцев и освободил более 4000 танских подданных, взятых в плен.
Когда император Тибета услышал, что его войска потерпели поражение, он быстро отправил императору Дайцзуну сообщение с просьбой о мире, заявив, что его армия находилась на охоте и не собиралась нападать на Империю Тан. Хотя Дайцзун не верил в это, он согласился на мир, и Тибет больше никогда не представлял угрозу для Китая.
Дальнейшая жизнь, смерть и посмертная честь
[ редактировать ]Позже Го стал принцем Фэньяна ( 汾陽郡王 ), и поэтому его часто называют «Го Фэньян». Он дожил до 85 лет (по восточноазиатским меркам) и получил посмертное имя после смерти Чжунву (忠武: «Верный и воинственный»).
Существует общеизвестная история, датированная 767 годом, в которой его сын поссорился со своей женой, принцессой Тан. Во время ссоры принцесса и сын Го сравнили своих отцов, императора Дайцзуна и Го Цзыи. Сын Го якобы сказал: «Что такого хорошего в том, чтобы быть императором? Мой отец мог стать императором в любое время, если бы захотел». Го был так зол на своего сына за то, что он намекнул на такую идею нелояльности, что запер его и ждал, пока император Дайцзун вынесет ему приговор. Принцесса сожалела о случившемся и просила Го простить сына, но Го отказался. Когда прибыл император Дайцзун, он простил сына и сказал Го: «Когда сын и дочь ссорятся, старикам лучше притворяться глухими». («不痴不聾,不作家翁。兒女子閨房之言,何足聽也!»)
В другом случае сын в пьяной ярости ударил жену. И снова Го так рассердился на своего сына, что снова арестовал его. Но принцесса снова умоляла мужа о прощении, и снова вмешался император Дайцзун и простил своего зятя. Эта история о сыне Го и принцессе была популяризирована Пекинской оперой с довольно буквальным названием «Ударить принцессу в нетрезвом виде» (醉打金枝).
Популярный фольклор гласит, что Нефритовый император был настолько доволен действиями Го по защите нации и принесению счастья людям, что послал небесного чиновника с небес, чтобы спросить Го, каково его самое большое желание. Го ответил, что он так долго сражался и видел столько кровопролития, что все, что он желает, — это мира и счастья. В качестве награды Нефритовый император направил Го на небеса и даровал ему небесный пост «Бога процветания и счастья».
Наследие
[ редактировать ]Многие историки приписывают Го Цзыи подавление восстания Ань Лушань, характеризуя его как человека, который в одиночку спас династию Тан . Его влияние на Восточную Азию также было драматичным, поскольку он возобновил отношения Тан со многими ее союзниками-уйгурами, которые позже поддержали династию в кампаниях против Тибетской империи. После его различных побед над тибетцами они так и не смогли восстановить свою военную мощь и потеряли большую часть своей политической силы в Азии. [ нужна ссылка ]
Примерно в 757 году или около того Го Цзыи спас известного поэта Ли Бая от смертного приговора за измену, предложив императору Тан Сузонгу свое официальное звание в обмен на жизнь Ли Бая. В этом случае Сузун заменил приговор Ли Баю ссылкой, а затем помиловал его, а Го Цзыи было разрешено сохранить свое звание. [13]
Будущие члены его семьи также станут знаменитыми генералами, среди них Го Пуйо , генерал, которого широко использовал Чингисхан , и Го Кан , один из лучших генералов Монгольской империи , который сыграл важную роль в монгольской осаде Багдада ( 1258) [14] [15] [16] и разрушение халифата Аббасидов , в результате которого был казнен последний халиф Аббасидов и убито 800 000–2 000 000 мирных арабских мусульман в Багдаде, при этом остались в живых только несторианские ассирийские христиане.
В художественной и популярной культуре
[ редактировать ]- Сыграл Люнг Ка-Яна в TVB сериале «Укрощение принцессы» (1997).
- Сыграл Ли Квок-Лун в «Легенде о госпоже Ян» . (2000)
- Сыграл Ван Чжи Хуа в фильме «Влюблён в принцессу» (2006).
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Две тысячи лет преобразования китайского и западного календаря» Архивировано из оригинала 31 января 2019 г. Проверено 15 июня 2008 г.
- ^ Ву, 59 лет.
- ^ Морроу, Кеннет Т. (май 2019 г.). Переговоры о принадлежности: оспариваемая идентичность Церкви Востока в Танском Китае (PDF) (Диссертация). Техасский университет в Далласе. С. 557, 77, 78, 95, 104.
- ^ Джонсон, Скотт Фицджеральд (26 мая 2017 г.). «Христиане Шелкового пути и распространение культуры в Танском Китае» . Исследования по истории церкви . 53 . Опубликовано онлайн издательством Кембриджского университета: 15–38. дои : 10.1017/stc.2016.3 . S2CID 164239427 .
- ^ Перевод Макса Дига, «Воинственный священник: Йиси и его политический контекст», в Тан и Винклер, ред., From the Oxus River, 109–10 (с типографскими исправлениями и с небольшими изменениями на основе Экклса и Лью, «Стела на Распространение Светлой Религии»); текст и пунктуация соответствуют Pelliot, L'Inscriptionnestorienne.
- ^ Диг, Макс (Кардиффский университет, Великобритания) (2013). «Воинственный священник – Йиси и его политический контекст» . Ин Тан, Ли; Винклер, Дитмар В. (ред.). От реки Окс до китайских берегов: исследования восточно-сирийского христианства в Китае и Центральной Азии (иллюстрированное издание). ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 113. ИСБН 978-3-643-90329-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Диг, Макс (2007). «Риторика древности. Политико-религиозная пропаганда в несторианской стеле Чанъаня安長» . Журнал позднеантичной религии и культуры . 1 :17–30. дои : 10.18573/j.2007.10291 . ISSN 1754-517X .
- ^ Чен, Хуайлунь (6 января 2021 г.). Твиттер https://mobile.twitter.com/tweetistorian/status/1346589742494855169?lang=ar-x-fm .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Годвин, Р. Тодд (2018). Персидские христиане при китайском дворе: Сианьская стела и раннесредневековая церковь Востока . Библиотека средневековых исследований. Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-78672-316-1 .
- ^ Чин, Кен-па (2019). «Цзинцзяо под призмой китайской политической теологии» . Религии . 10 (10): 551. дои : 10.3390/rel10100551 .
- ^ Липпиело, Тициана (2017). «О трудной практике среднего в обычной жизни. Учение Чжунъюн» . В Хостере, Барбара; Кульманн, Дирк; Весоловский, Збигнев (ред.). Укорененные в надежде: Китай – Религия – Христианство Том 1: Фестиваль в честь Романа Малека СВД по случаю его 65-летия . Серия монографий Monumenta Serica. Рутледж. ISBN 978-1-351-67277-1 .
- ^ Ву, Пол (24 декабря 2019 г.). «Рождество праздновали в Древнем Китае более 1000 лет назад?» . Китайская христианская газета .
- ^ Ву, 61 год
- ^ Ходус, Флоренция (2020). «1. Го Кан: Военные обмены между Китаем и Ближним Востоком». Азиатские исследования — Études Asiatiques . 71 (4): 1137–1151. дои : 10.1525/9780520970786-005 . ISBN 978-0-520-97078-6 . S2CID 225038696 .
- ^ «Флоренс Ходус | Исследователь семантики» .
- ^ «Флоренс Ходус | Независимый исследователь – Academia.edu» .
Ссылки
[ редактировать ]- Старая книга Тан , т. 120 .
- Новая книга Тан , т. 137 .
- Ву, Джон Ч. (1972). Четыре времени года танской поэзии . Ратленд, Вермонт: Чарльз Э. Таттл. ISBN 978-0-8048-0197-3 .
- Зыжи Тунцзянь , т. 216 , 217 , 218 , 219 , 220 , 221 , 222 , 223 , 224 , 225 , 226 , 227 .
- 697 рождений
- 781 смерть
- Китайские военнослужащие VIII века
- Канцлеры при императоре Тан Сузонге
- Канцлеры при императоре Танском Дайцзуне
- Канцлеры при императоре Дезонге Танском
- Китайские боги
- Обожествленные китайские мужчины
- Люди восстания Лушаня
- Политики из Вэйнаня
- Династия Тан Цзедуши округа Шуофан
- Династия Тан Цзедуши округа Биннинг
- Династия Тан Цзедуши округа Фуфан
- Династия Тан Цзедуши округа Хэчжун
- Генералы династии Тан воюют против Тибета
- Неимперские принцы династии Тан
- Генералы династии Тан из Шэньси