Jump to content

Церковь Востока в Китае

Церковь Востока (также известная как несторианская церковь ) исторически присутствовала в Китае в течение двух периодов: сначала с 7-го по 10-й век при династии Тан , когда она была известна как Цзинцзяо ( китайский : 景教 ; пиньинь : Цзюнцзяо Уэйд -Джайлз : Чинг 3 - Цзяо 4 ; горит. «Светящаяся религия»), а позже, во время династии Юань в 13 и 14 веках, когда она была описана наряду с другими иностранными религиями, такими как католицизм и, возможно, манихейство, как Еликэвэнь цзяо ( китайский : 也里可溫教 ; пиньинь : Yělǐkěwēn jiào ).

Сианьская стела , воздвигнутая в Чанъане в 781 году.

После многовекового перерыва в 2010 году в Китае была совершена первая Ассирийская Церковь Востока Божественная литургия . [1]

Династия Тан

[ редактировать ]
Оригинальная работа
Копия
Реставрация
IX века, Фрагментарная картина Иисуса Христа на шелке связанная с Церковью Востока в Китае, обнаруженная в пещере 17 в пещерах Могао . Сейчас он хранится в Британском музее .
« Шествие в Вербное воскресенье », настенная роспись династии Тан из церкви в Хочо , Китай.

Два, возможно, монаха Церкви Востока проповедовали христианство в Индии в VI веке, прежде чем они контрабандой переправили яйца тутового шелкопряда из Китая в Восточную Римскую империю .

Пагода Дацинь , часть того, что, по мнению некоторых, было ранней церковью на территории тогдашнего Чанъаня , ныне Сианя , Китай, построенной во времена династии Тан.

Первую зарегистрированную христианскую миссию в Китай возглавил сирийский монах, известный по-китайски как Алопен . Миссия Алопена прибыла в китайскую столицу Чанъань в 635 году, во время правления императора Тайцзуна из династии Тан . Тайцзун проявил официальную терпимость к миссии и предложил христианам перевести свои священные произведения для императорской библиотеки. Этой терпимости последовали многие преемники Тайцзуна, что позволило Церкви Востока процветать в Китае более 200 лет. [2] [3]

Китай стал столичной провинцией Церкви Востока под названием Бет Синай в первой четверти VIII века. По словам писателя XIV века Абдишо из Нисибиса, провинция была основана патриархом Слибазхой (714–728). [4] Аргументируя свою позицию в списке внешних провинций, которая подразумевала основание в 8-м веке, и на основании общей исторической вероятности, Абдишо опроверг альтернативные утверждения о том, что провинция Бет-Синай была основана либо патриархом 5-го века Аххой (410 г.). –14) или патриарх VI века Шила (503–23). [5]

Поклонники Церкви Востока во времена Сюаньцзуна приняли конфуцианские религиозные верования императора и, вероятно, другие традиционные китайские религии. [6]

табличку, известную как Сианьская стела В 781 году христианская община Чанъаня установила на территории местного монастыря . Стела содержит длинную надпись на китайском языке с сирийскими глоссами, составленную клириком Адамом , вероятно, митрополитом Беф-Синайским. Надпись описывает насыщенный событиями ход миссии Церкви Востока в Китае с момента прибытия Алопена. В надписи также упоминаются архидиаконы Гигой Хумданский [Чанъань] и Гавриил Сарагский [Ло-ян]; Йездбузид, «священник и сельский епископ Хумдана»; Саргис, «священник и сельский епископ»; и епископ Йоханнан. Эти упоминания подтверждают, что Церковь Востока в Китае имела в конце VIII века хорошо развитую иерархию с епископами в обеих северных столицах и, вероятно, помимо Чанъаня и Лояна существовали и другие епархии.

Несторианские христиане, такие как бактрийский священник Иси из Балха, помогли генералу династии Тан Го Цзыи в военном отношении подавить восстание Ань Лушаня , при этом Иси лично выступал в качестве военачальника. Иси и Церковь Востока были награждены династией Тан титулами и должностями, как описано в Сианьской стеле . [7] [8] [9] [10] [11] [12]

Маловероятно, что в центральном Китае существовало много христианских общин , и единственным городом внутри страны к югу от Желтой реки , где христианское присутствие может быть подтверждено в династии Тан, является Чэнду . [13] Два монастыря расположены в Чэнду и Омей-Шане , оба в провинции Сычуань . [14] Вскоре после этого Фома из Марги упоминает монаха Давида из Бет-Абе, который был митрополитом Бет-Синайским во время правления Тимофея I (780–823). Говорят также, что Тимофей I посвятил митрополита Тибета (Бет Туптайе), провинции, которая больше не упоминается.

Были найдены эпитафии , датируемые династией Тан, христианской пары в Лояне , принадлежащей церкви восточнохристианской согдийской женщины, госпожи Ань (安氏), умершей в 821 году, и ее китайского мужа из церкви Восточной Хань Хуа Сяня (花献). ), который умер в 827 году. Эти ханьские китайские мужчины-христиане, возможно, женились на согдийских христианках из-за отсутствия ханьских китайских женщин, принадлежащих к христианской религии, что ограничивало их выбор супругов среди представителей одной этнической принадлежности. [15] В Лояне была обнаружена еще одна эпитафия согдийской несторианки-христианки по фамилии Ан, и 22 января 815 года ее сын-военный положил ее в гробницу. Мужа этой согдийской женщины звали Хэ (和), и он был ханьским китайцем. а на столбе-эпитафии семья была указана как многонациональная. [16] В Лояне сыновьям смешанной расы согдийских женщин-несторианок и китайцев-ханьцев было доступно множество карьерных путей. Ни их смешанная этническая принадлежность, ни их вера не были препятствием, и они могли стать гражданскими чиновниками или военными, открыто исповедовать свою христианскую религию и поддерживать христианские монастыри. [17]

Отклонить

[ редактировать ]

В 845 году указ императора Уцзуна потребовал изгнания иностранных религий, таких как буддизм и христианство, из королевства. Указ требовал, чтобы христиане вернулись к мирянам и стали налогоплательщиками. [18] Этот указ оказал чрезвычайно негативное воздействие на христианскую общину, а более поздние имперские указы, призывающие к религиозной терпимости, вероятно, не имели никакого эффекта на христиан, которые, вероятно, к тому времени были сильно маргинализированы или вымерли. [18] К X веку число христиан Восточной Церкви в Китае значительно сократилось из-за гонений. [19]

Провинция Бет Синай последний раз упоминается в 987 году арабским писателем Ибн ан-Надимом , который встретил монаха Церкви Востока, недавно вернувшегося из Китая, который сообщил ему, что «христианство в Китае только что вымерло; коренные христиане так или иначе погибли; церковь, которую они использовали, была разрушена; и в стране остался только один христианин». [20] Распад Церкви Востока в Китае совпал с падением династии Тан , что привело к бурной эпохе ( период Пяти династий и Десяти королевств ). [3]

Окончательное исчезновение христианства объясняется такими факторами, как то, что эта религия имела статус меньшинства и носила иностранный характер, а также зависела от поддержки империи. [21] Большинство христиан в Танском Китае были иностранного происхождения или происхождения (в основном из Персии и Средней Азии). Религия оказала относительно небольшое влияние на коренных ханьских китайцев. [22] Решающим фактором краха Церкви Востока стало то, что церковь полагалась на защиту и покровительство Танской империи, чтобы продолжать свою деятельность без помех. После падения династии Тан то, что осталось от церкви, быстро исчезло без такой поддержки. [21]

Литература

[ редактировать ]

Десятки текстов Цзинцзяо были переведены с сирийского на китайский. Лишь немногие выжили. Их обычно называют китайскими документами Цзинцзяо . В одном из сохранившихся текстов, « Цуньцзин» , или «Книга хвалы» ( 尊經 ), перечислено около 35 книг, переведенных на китайский язык. Среди этих книг есть несколько переводов Священного Писания, в том числе Пятикнижие ( 牟世法王經 ) — Бытие известно как 渾元經 , Псалмы ( 多惠聖王經 ), Евангелия ( 阿思瞿利容經 ), Деяния апостолов (阿思瞿利容經). 傳化經 ) и сборник посланий Павла ( 寳路法王經 ). Эти переводы Священного Писания не сохранились. Однако три небиблейские христианские книги, перечисленные в Цзуньцзин, входят в число манускриптов Цзинцзяо, обнаруженных в начале 20-го века: Сутра о происхождении истоков , Сутра высшего и таинственного счастья и Гимн совершенства Трех Величества (также называемая Глорией в Excelsis Deo ). две дополнительные рукописи Цзинцзяо, не перечисленные в Цзуньцзин Также были обнаружены : Сутра слышания Мессии. и «Трактат о Едином Боге» . [23] [24]

Династия Юань

[ редактировать ]

Монголы ) называли Церковь восточных христиан (или, в частности, христианских священников Аркаун или Эркеун . [25] [ самостоятельный источник ] который позже был применен к христианам в целом (включая католиков ) [26] [27] в результате чего христианство было названо по-китайски 也里可溫教 ( Yělǐkěwēn jiào ). Однако есть предположение, что термин Yělǐkěwēn jiào может использоваться также для обозначения Мин цзяо и некоторых других религий в Цзяннани . [28]

Камень династии Юань с крестом и сирийской надписью из церкви Востока в районе Фаншань недалеко от Пекина (тогда называвшийся Ханбалык или Даду)
Китайская каменная надпись несторианского креста из Крестового храма района Фаншань в Пекине (тогда называвшегося Даду или Ханбалык ), датируемая династией Юань (1271-1368 гг. н. э.) императорского Китая.
Бодхисаттвы , Фигурка сидящая на кресте, реликвия Церкви Востока из Императорского Китая , вероятно, династии Юань .
династии Юань Восточной церкви Обтирка надгробия , 1317 год нашей эры.

Церковь Востока имела значительный евангелический успех во времена Монгольской империи . Хотя и халифат Аббасидов, и генерал Го Цзыи сражались на стороне Тан во время восстания Ань Лушань, потомки Го Цзыи присоединились к монгольским войскам; его прямой потомок Го Кан сыграл важную роль в осаде Багдада монголами (1258 г.) [29] [30] [31] и разрушение халифата Аббасидов, в ходе которого был казнен последний халиф Аббасидов и убиты 800 000–2 000 000 мирных арабских мусульман в Багдаде, при этом остались в живых только несторианские ассирийские христиане.

Возвышение возглавляемой монголами династии Юань в 13 веке позволило церкви вернуться в Китай и обрести более высокий статус, чем когда-либо прежде. [32] Однако это было в первую очередь среди иностранцев. [33] [34] К концу века в Китае были созданы две новые метрополии: Тангут и Катай и Онг. [35]

Провинция Тангут охватывала северо-запад Китая, а ее митрополит, по-видимому, находился в Алмалыке . В провинции, очевидно, было несколько епархий, хотя сейчас их невозможно локализовать, поскольку митрополит Шем на Бар-Калиге Тангутском был арестован патриархом Денхой I незадолго до своей смерти в 1281 году «вместе с рядом его епископов». [36]

Провинции Катай ( Катай ) и Онг, которые, по-видимому, заменили старую провинцию Бет Синай династии Тан , охватывали северный Китай и страну христианского племени Онгут вокруг великого излучины Желтой реки. Митрополиты Катая и Онга, вероятно, сидели в юаньской столице Ханбалыке . Патриарх Яхбаллаха III вырос в монастыре на севере Китая в 1270-х годах, в его биографии упоминаются митрополиты Гиваргис и Несторис. [37] Сам Яхбаллаха был рукоположен в митрополита Катаи и Онга патриархом Денхой I незадолго до своей смерти в 1281 году. [38]

В первой половине XIV века во многих городах Китая существовали церковно-христианские общины, а в провинциях Катай и Онг, вероятно, было несколько суфражистских епархий. В 1253 году Вильгельм Рубрукский упомянул епископа Церкви Востока в городе Сегин (Сицзин, современный Датун в Шаньси провинции ). Могила епископа Восточной церкви по имени Шлемун, умершего в 1313 году, недавно была обнаружена в Цюаньчжоу в Фуцзянь провинции . В эпитафии Шлемуна он описывается как «администратор христиан и манихеев Манзи (Южный Китай)». Марко Поло ранее сообщал о существовании манихейской общины в провинции Фуцзянь, которую сначала считали христианской, и неудивительно, что это небольшое религиозное меньшинство официально представлено христианским епископом. [39]

Отношения между католическими францисканскими миссионерами и Церковью восточных христиан были натянутыми и часто конфликтными. Католики считали Церковь восточных христиан еретиками и соперниками, а Церковь восточных христиан рассматривала их как политических соперников. Римский католицизм в Китае был расширен за счет Церкви Востока во время династии Юань, при этом некоторые из них перешли в католицизм. [40]

Отклонить

[ редактировать ]

Церковь Востока в Китае существенно пришла в упадок в середине 14 века. Некоторые современники, в том числе папский посланник Иоанн Мариньолли , упоминают убийство латинского епископа Ричарда и шести его товарищей в 1339 или 1340 году мусульманской толпой в Алмалике, главном городе Тангута, и насильственное обращение христиан города в христианство. Ислам. [41] Последние надгробия на двух восточно-сирийских кладбищах, обнаруженные на территории современной Монголии примерно в конце XIX века, датируются 1342 годом, а несколько из них посвящены смерти во время чумы в 1338 году. [42] В Китае последние упоминания о восточно-сирийских и латинских христианах датируются 1350-ми годами, и вполне вероятно, что все иностранные христиане были изгнаны из Китая вскоре после падения династии Юань и возвышения династии Мин в 1368 году. [43]

Причины, которые часто называют быстрым упадком и исчезновением Церкви Востока после падения династии Юань, включают иностранный характер религии и ее приверженцев, состоящих в основном из среднеазиатской и тюркоязычной иммигрантской общины. [44] Также наблюдалась нехватка новообращенных ханьских китайцев, отсутствие китайских переводов Библии и сильная политическая зависимость от покровительства со стороны императорского двора Юань. [44] Вследствие этих факторов, как только династия Юань пала, Церковь Востока в Китае быстро стала маргинализированной и вскоре исчезла, оставив мало следов своего существования. [44]

Современный Китай (20 век-настоящее время)

[ редактировать ]

В 1998 году Ассирийская Церковь Востока отправила тогдашнего епископа Мара Геваргиса в Китай. [45] Более поздний визит в Гонконг побудил Ассирийскую церковь заявить, что: «спустя 600 лет Евхаристическая литургия, согласно анафоре Мар Аддай и Мари, была совершена в часовне Лютеранской духовной семинарии в среду вечером, 6 октября 2010 года». [1] Этот визит продолжился два года спустя по приглашению Содружества Цзянцзяо, когда Мар Ава Ройель в сопровождении преподобного и диакона прибыл в Сиань , Китай, в октябре 2012 года. В субботу 27 октября была совершена Святая Евхаристия на арамейском языке. Мар Ава при содействии о. Генард и диакон Аллен в одной из церквей города. [46]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Возвращение в Китай» . Новости Ассирийской Церкви . 07.10.2010 . Проверено 22 октября 2019 г.
  2. ^ Моул, Христиане в Китае до 1550 года , 38.
  3. ^ Jump up to: а б Моффетт, стр. 14–15.
  4. ^ Май, Новое собрание старых сочинений , x. 141
  5. ^ Уилмшерст, Церковь мучеников , 123–4.
  6. ^ Ли, Дан Дж. (1965). Нестареющие китайцы: история . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера . п. 373.
  7. ^ Джонсон, Скотт Фицджеральд (26 мая 2017 г.). «Христиане Шелкового пути и распространение культуры в Танском Китае» . Исследования по истории церкви . 53 . Опубликовано онлайн издательством Кембриджского университета: 15–38. дои : 10.1017/stc.2016.3 . S2CID   164239427 .
  8. ^ ДЭГ, МАКС (Кардиффский университет, Великобритания) (2013). «ВОИНСТВЕННЫЙ СВЯЩЕННИК – ЙИСИ И ЕГО ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ» . Ин Тан, Ли; Винклер, Дитмар В. (ред.). От реки Окс до китайских берегов: исследования восточно-сирийского христианства в Китае и Центральной Азии (иллюстрированное издание). ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 113. ИСБН  978-3-643-90329-7 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  9. ^ Диг, Макс (2007). «Риторика древности. Политико-религиозная пропаганда в несторианской стеле Чанъаня安長» . Журнал позднеантичной религии и культуры . 1 :17–30. дои : 10.18573/j.2007.10291 . ISSN   1754-517X .
  10. ^ Годвин, Р. Тодд (2018). Персидские христиане при китайском дворе: Сианьская стела и раннесредневековая церковь Востока . Библиотека средневековых исследований. Издательство Блумсбери. ISBN  978-1-78672-316-1 .
  11. ^ Чин, Кен-па (2019). «Цзинцзяо под призмой китайской политической теологии» . Религии . 10 (10): 551. дои : 10.3390/rel10100551 .
  12. ^ ЛИППИЕЛЛО, ТИЦИАНА (2017). «О ТРУДНОЙ ПРАКТИКЕ СРЕДНЕГО В ОБЫЧНОЙ ЖИЗНИ УЧЕНИЕ ИЗ ЧЖОНЮН*» . В Хостере, Барбара; Кульманн, Дирк; Весоловский, Збигнев (ред.). Укорененные в надежде: Китай – Религия – Христианство Том 1: Фестиваль в честь Романа Малека СВД по случаю его 65-летия . Серия монографий Monumenta Serica. Рутледж. ISBN  978-1-351-67277-1 .
  13. ^ Ли, Тан; Винклер, Дитмар В., ред. (2016). Ветры Цзинцзяо . Мюнстер: LIT Verlag. п. 261. ИСБН  978-3-643-90754-7 .
  14. ^ Баумер, Кристоф (2016). Церковь Востока: иллюстрированная история ассирийского христианства (новое изд.). Лондон: ИБ Таурис. п. 183. ИСБН  978-1-78453-683-1 .
  15. ^ Морроу, Кеннет Т. (май 2019 г.). ПЕРЕГОВОРЫ О ПРИНАДЛЕЖНОСТИ: ОСПОРУЮЩАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЦЕРКВИ ВОСТОКА В ТАНСКОМ КИТАЕ (PDF) (ДИССЕРТАЦИЯ, Представленная факультету Техасского университета в Далласе в рамках частичного выполнения требований для получения степени ДОКТОРА ФИЛОСОФИИ В ИСТОРИИ ИДЕЙ). ТЕХАССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В ДАЛЛАСЕ. стр. 109–135, viii, xv, 156, 164, 115, 116.
  16. ^ Морроу, Кеннет Т. (май 2019 г.). ПЕРЕГОВОРЫ О ПРИНАДЛЕЖНОСТИ: ОСПОРУЮЩАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЦЕРКВИ ВОСТОКА В ТАНСКОМ КИТАЕ (PDF) (ДИССЕРТАЦИЯ, Представленная факультету Техасского университета в Далласе в рамках частичного выполнения требований для получения степени ДОКТОРА ФИЛОСОФИИ В ИСТОРИИ ИДЕЙ). ТЕХАССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В ДАЛЛАСЕ. стр. 155–156, 149, 150, viii, xv.
  17. ^ Морроу, Кеннет Т. (май 2019 г.). ПЕРЕГОВОРЫ О ПРИНАДЛЕЖНОСТИ: ОСПОРУЮЩАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЦЕРКВИ ВОСТОКА В ТАНСКОМ КИТАЕ (PDF) (ДИССЕРТАЦИЯ, Представленная факультету Техасского университета в Далласе в рамках частичного выполнения требований для получения степени ДОКТОРА ФИЛОСОФИИ В ИСТОРИИ ИДЕЙ). ТЕХАССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В ДАЛЛАСЕ. п. 164.
  18. ^ Jump up to: а б Моффетт, Сэмюэл Хью (1998). История христианства в Азии, Том. Я: От начала до 1500 . Книги Орбис. п. 304. ИСБН  978-1-60833-162-8 .
  19. ^ Уотсон Андайя, Барбара (2018), «Христианство в Азии» , Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Азии , Oxford University Press, ISBN  978-0-19-027772-7 , получено 8 июля 2024 г.
  20. ^ Уилмшерст, Церковь мучеников , 222 г.
  21. ^ Jump up to: а б Моффетт, Сэмюэл Хью (1998). История христианства в Азии, Том. Я: От начала до 1500 . Книги Орбис. стр. 312–313. ISBN  978-1-60833-162-8 .
  22. ^ Моррис, Джеймс Х. (2017). «Перечитывая свидетельства существования первых христианских общин в Восточной Азии во время и до периода Тан » . Миссиология: международный обзор . 45 (3): 252–264. дои : 10.1177/0091829616685352 . ISSN   0091-8296 . S2CID   164412254 .
  23. ^ П. Я. Саэки , Несторианские документы и реликвии в Китае , стр. 248-265.
  24. ^ «Китайские несторианские документы династии Тан» . Архивировано из оригинала 17 мая 2014 г. Проверено 15 мая 2014 г.
  25. ^ Джонсон, Дейл А. (2013). В поисках Иисуса на Шелковом пути . Лулу.com. п. 133. ИСБН  978-1-300-43531-0 .
  26. ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Церковь в Китае» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  27. ^ Китай: пять тысяч лет истории и цивилизации . Городской университет Гонконга Пресс. 2007. с. 680. ИСБН  978-962-937-140-1 .
  28. ^ Оорт, Дж. ван Йоханнес; Берг, Джейкоб Альберт ван ден, ред. (2011). «Новая интерпретация Еликэвэня и его связь с Минцзяо » . В поисках истины. Августин, манихейство и другой гностицизм . БРИЛЛ. стр. 352–359?. ISBN  978-90-04-18997-3 .
  29. ^ Ходус, Флоренция (2020). «1. Го Кан: Военные обмены между Китаем и Ближним Востоком». Азиатские исследования — Études Asiatiques . 71 (4): 1137–1151. дои : 10.1525/9780520970786-005 . ISBN  978-0-520-97078-6 . S2CID   225038696 .
  30. ^ «Флоренс Ходус | Исследователь семантики» .
  31. ^ «Флоренс Ходус | Независимый исследователь — Academia.edu» .
  32. ^ Адлер, Джозеф А. (2005). «Китайские религии: обзор» . Департамент религиоведения Кеньон-колледжа . Гамбье, Огайо: Колледж Кеньон . Проверено 2 марта 2023 г.
  33. ^ Авгеринос (июнь 1998 г.). «Как христианские конфессии появились в Китае» . В июньском номере журнала The Censer за 1998 год. Восточно-православная митрополия Гонконга и Юго-Восточной Азии . Архивировано из оригинала 21 сентября 2022 г.
  34. ^ Лау, Хуа Тек (2003). «Крест и Лотос». Церковь и общество . 26 (2): 90.
  35. ^ Fiey, POCN , 48–9, 103–4 и 137–8.
  36. ^ Бар Гебреус, Церковная хроника , ii. 450
  37. ^ Уоллис Бадж, Монахи Хубилай-хана , 127 и 132.
  38. ^ Бар Гебреус, Церковная хроника , ii. 452
  39. ^ Лиу, С., Манихейство в Центральной Азии и Китае , 180.
  40. ^ Тан, Ли (2011). Восточно-сирийское христианство в монголо-юаньском Китае . Харрасовиц. стр. 141–142. ISBN  978-3-447-06580-1 .
  41. ^ Юл и Кордье, Катай и путь туда , iii. 31–3 и 212
  42. ^ Нау, «Несторианские надгробия музея Гиме», РПЦ , 18 (1913), 3–35.
  43. ^ Моул, Христиане в Китае до 1550 года , 216–40.
  44. ^ Jump up to: а б с Тан, Ли (2011). Восточно-сирийское христианство в монголо-юаньском Китае . Харрасовиц. стр. 146, 149. ISBN.  978-3-447-06580-1 .
  45. ^ «Биография Его Святейшества Мара Геваргиса III» . Новости Ассирийской Церкви . 28 сентября 2015 г. Проверено 22 октября 2019 г.
  46. ^ «Епископ Мар Ава Ройель посещает Китай» . Новости Ассирийской Церкви . 10 декабря 2012 г. Проверено 22 октября 2019 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9b75c07a8183d909377bdd8c06d8be92__1722345480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9b/92/9b75c07a8183d909377bdd8c06d8be92.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Church of the East in China - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)