Церковь Востока в Китае
Церковь Востока (также известная как несторианская церковь ) исторически присутствовала в Китае в течение двух периодов: сначала с 7-го по 10-й век при династии Тан , когда она была известна как Цзинцзяо ( китайский : 景教 ; пиньинь : Цзюнцзяо Уэйд -Джайлз : Чинг 3 - Цзяо 4 ; горит. «Светящаяся религия»), а позже, во время династии Юань в 13 и 14 веках, когда она была описана наряду с другими иностранными религиями, такими как католицизм и, возможно, манихейство, как Еликэвэнь цзяо ( китайский : 也里可溫教 ; пиньинь : Yělǐkěwēn jiào ).
После многовекового перерыва в 2010 году в Китае была совершена первая Ассирийская Церковь Востока Божественная литургия . [1]
Династия Тан
[ редактировать ]История
[ редактировать ]Два, возможно, монаха Церкви Востока проповедовали христианство в Индии в VI веке, прежде чем они контрабандой переправили яйца тутового шелкопряда из Китая в Восточную Римскую империю .
Первую зарегистрированную христианскую миссию в Китай возглавил сирийский монах, известный по-китайски как Алопен . Миссия Алопена прибыла в китайскую столицу Чанъань в 635 году, во время правления императора Тайцзуна из династии Тан . Тайцзун проявил официальную терпимость к миссии и предложил христианам перевести свои священные произведения для императорской библиотеки. Этой терпимости последовали многие преемники Тайцзуна, что позволило Церкви Востока процветать в Китае более 200 лет. [2] [3]
Китай стал столичной провинцией Церкви Востока под названием Бет Синай в первой четверти VIII века. По словам писателя XIV века Абдишо из Нисибиса, провинция была основана патриархом Слибазхой (714–728). [4] Аргументируя свою позицию в списке внешних провинций, которая подразумевала основание в 8-м веке, и на основании общей исторической вероятности, Абдишо опроверг альтернативные утверждения о том, что провинция Бет-Синай была основана либо патриархом 5-го века Аххой (410 г.). –14) или патриарх VI века Шила (503–23). [5]
Поклонники Церкви Востока во времена Сюаньцзуна приняли конфуцианские религиозные верования императора и, вероятно, другие традиционные китайские религии. [6]
табличку, известную как Сианьская стела В 781 году христианская община Чанъаня установила на территории местного монастыря . Стела содержит длинную надпись на китайском языке с сирийскими глоссами, составленную клириком Адамом , вероятно, митрополитом Беф-Синайским. Надпись описывает насыщенный событиями ход миссии Церкви Востока в Китае с момента прибытия Алопена. В надписи также упоминаются архидиаконы Гигой Хумданский [Чанъань] и Гавриил Сарагский [Ло-ян]; Йездбузид, «священник и сельский епископ Хумдана»; Саргис, «священник и сельский епископ»; и епископ Йоханнан. Эти упоминания подтверждают, что Церковь Востока в Китае имела в конце VIII века хорошо развитую иерархию с епископами в обеих северных столицах и, вероятно, помимо Чанъаня и Лояна существовали и другие епархии.
Несторианские христиане, такие как бактрийский священник Иси из Балха, помогли генералу династии Тан Го Цзыи в военном отношении подавить восстание Ань Лушаня , при этом Иси лично выступал в качестве военачальника. Иси и Церковь Востока были награждены династией Тан титулами и должностями, как описано в Сианьской стеле . [7] [8] [9] [10] [11] [12]
Маловероятно, что в центральном Китае существовало много христианских общин , и единственным городом внутри страны к югу от Желтой реки , где христианское присутствие может быть подтверждено в династии Тан, является Чэнду . [13] Два монастыря расположены в Чэнду и Омей-Шане , оба в провинции Сычуань . [14] Вскоре после этого Фома из Марги упоминает монаха Давида из Бет-Абе, который был митрополитом Бет-Синайским во время правления Тимофея I (780–823). Говорят также, что Тимофей I посвятил митрополита Тибета (Бет Туптайе), провинции, которая больше не упоминается.
Были найдены эпитафии , датируемые династией Тан, христианской пары в Лояне , принадлежащей церкви восточнохристианской согдийской женщины, госпожи Ань (安氏), умершей в 821 году, и ее китайского мужа из церкви Восточной Хань Хуа Сяня (花献). ), который умер в 827 году. Эти ханьские китайские мужчины-христиане, возможно, женились на согдийских христианках из-за отсутствия ханьских китайских женщин, принадлежащих к христианской религии, что ограничивало их выбор супругов среди представителей одной этнической принадлежности. [15] В Лояне была обнаружена еще одна эпитафия согдийской несторианки-христианки по фамилии Ан, и 22 января 815 года ее сын-военный положил ее в гробницу. Мужа этой согдийской женщины звали Хэ (和), и он был ханьским китайцем. а на столбе-эпитафии семья была указана как многонациональная. [16] В Лояне сыновьям смешанной расы согдийских женщин-несторианок и китайцев-ханьцев было доступно множество карьерных путей. Ни их смешанная этническая принадлежность, ни их вера не были препятствием, и они могли стать гражданскими чиновниками или военными, открыто исповедовать свою христианскую религию и поддерживать христианские монастыри. [17]
Отклонить
[ редактировать ]В 845 году указ императора Уцзуна потребовал изгнания иностранных религий, таких как буддизм и христианство, из королевства. Указ требовал, чтобы христиане вернулись к мирянам и стали налогоплательщиками. [18] Этот указ оказал чрезвычайно негативное воздействие на христианскую общину, а более поздние имперские указы, призывающие к религиозной терпимости, вероятно, не имели никакого эффекта на христиан, которые, вероятно, к тому времени были сильно маргинализированы или вымерли. [18] К X веку число христиан Восточной Церкви в Китае значительно сократилось из-за гонений. [19]
Провинция Бет Синай последний раз упоминается в 987 году арабским писателем Ибн ан-Надимом , который встретил монаха Церкви Востока, недавно вернувшегося из Китая, который сообщил ему, что «христианство в Китае только что вымерло; коренные христиане так или иначе погибли; церковь, которую они использовали, была разрушена; и в стране остался только один христианин». [20] Распад Церкви Востока в Китае совпал с падением династии Тан , что привело к бурной эпохе ( период Пяти династий и Десяти королевств ). [3]
Окончательное исчезновение христианства объясняется такими факторами, как то, что эта религия имела статус меньшинства и носила иностранный характер, а также зависела от поддержки империи. [21] Большинство христиан в Танском Китае были иностранного происхождения или происхождения (в основном из Персии и Средней Азии). Религия оказала относительно небольшое влияние на коренных ханьских китайцев. [22] Решающим фактором краха Церкви Востока стало то, что церковь полагалась на защиту и покровительство Танской империи, чтобы продолжать свою деятельность без помех. После падения династии Тан то, что осталось от церкви, быстро исчезло без такой поддержки. [21]
Литература
[ редактировать ]Десятки текстов Цзинцзяо были переведены с сирийского на китайский. Лишь немногие выжили. Их обычно называют китайскими документами Цзинцзяо . В одном из сохранившихся текстов, « Цуньцзин» , или «Книга хвалы» ( 尊經 ), перечислено около 35 книг, переведенных на китайский язык. Среди этих книг есть несколько переводов Священного Писания, в том числе Пятикнижие ( 牟世法王經 ) — Бытие известно как 渾元經 , Псалмы ( 多惠聖王經 ), Евангелия ( 阿思瞿利容經 ), Деяния апостолов (阿思瞿利容經). 傳化經 ) и сборник посланий Павла ( 寳路法王經 ). Эти переводы Священного Писания не сохранились. Однако три небиблейские христианские книги, перечисленные в Цзуньцзин, входят в число манускриптов Цзинцзяо, обнаруженных в начале 20-го века: Сутра о происхождении истоков , Сутра высшего и таинственного счастья и Гимн совершенства Трех Величества (также называемая Глорией в Excelsis Deo ). две дополнительные рукописи Цзинцзяо, не перечисленные в Цзуньцзин Также были обнаружены : Сутра слышания Мессии. и «Трактат о Едином Боге» . [23] [24]
Династия Юань
[ редактировать ]Монголы ) называли Церковь восточных христиан (или, в частности, христианских священников Аркаун или Эркеун . [25] [ самостоятельный источник ] который позже был применен к христианам в целом (включая католиков ) [26] [27] в результате чего христианство было названо по-китайски 也里可溫教 ( Yělǐkěwēn jiào ). Однако есть предположение, что термин Yělǐkěwēn jiào может использоваться также для обозначения Мин цзяо и некоторых других религий в Цзяннани . [28]
История
[ редактировать ]Церковь Востока имела значительный евангелический успех во времена Монгольской империи . Хотя и халифат Аббасидов, и генерал Го Цзыи сражались на стороне Тан во время восстания Ань Лушань, потомки Го Цзыи присоединились к монгольским войскам; его прямой потомок Го Кан сыграл важную роль в осаде Багдада монголами (1258 г.) [29] [30] [31] и разрушение халифата Аббасидов, в ходе которого был казнен последний халиф Аббасидов и убиты 800 000–2 000 000 мирных арабских мусульман в Багдаде, при этом остались в живых только несторианские ассирийские христиане.
Возвышение возглавляемой монголами династии Юань в 13 веке позволило церкви вернуться в Китай и обрести более высокий статус, чем когда-либо прежде. [32] Однако это было в первую очередь среди иностранцев. [33] [34] К концу века в Китае были созданы две новые метрополии: Тангут и Катай и Онг. [35]
Провинция Тангут охватывала северо-запад Китая, а ее митрополит, по-видимому, находился в Алмалыке . В провинции, очевидно, было несколько епархий, хотя сейчас их невозможно локализовать, поскольку митрополит Шем на Бар-Калиге Тангутском был арестован патриархом Денхой I незадолго до своей смерти в 1281 году «вместе с рядом его епископов». [36]
Провинции Катай ( Катай ) и Онг, которые, по-видимому, заменили старую провинцию Бет Синай династии Тан , охватывали северный Китай и страну христианского племени Онгут вокруг великого излучины Желтой реки. Митрополиты Катая и Онга, вероятно, сидели в юаньской столице Ханбалыке . Патриарх Яхбаллаха III вырос в монастыре на севере Китая в 1270-х годах, в его биографии упоминаются митрополиты Гиваргис и Несторис. [37] Сам Яхбаллаха был рукоположен в митрополита Катаи и Онга патриархом Денхой I незадолго до своей смерти в 1281 году. [38]
В первой половине XIV века во многих городах Китая существовали церковно-христианские общины, а в провинциях Катай и Онг, вероятно, было несколько суфражистских епархий. В 1253 году Вильгельм Рубрукский упомянул епископа Церкви Востока в городе Сегин (Сицзин, современный Датун в Шаньси провинции ). Могила епископа Восточной церкви по имени Шлемун, умершего в 1313 году, недавно была обнаружена в Цюаньчжоу в Фуцзянь провинции . В эпитафии Шлемуна он описывается как «администратор христиан и манихеев Манзи (Южный Китай)». Марко Поло ранее сообщал о существовании манихейской общины в провинции Фуцзянь, которую сначала считали христианской, и неудивительно, что это небольшое религиозное меньшинство официально представлено христианским епископом. [39]
Отношения между католическими францисканскими миссионерами и Церковью восточных христиан были натянутыми и часто конфликтными. Католики считали Церковь восточных христиан еретиками и соперниками, а Церковь восточных христиан рассматривала их как политических соперников. Римский католицизм в Китае был расширен за счет Церкви Востока во время династии Юань, при этом некоторые из них перешли в католицизм. [40]
Отклонить
[ редактировать ]Церковь Востока в Китае существенно пришла в упадок в середине 14 века. Некоторые современники, в том числе папский посланник Иоанн Мариньолли , упоминают убийство латинского епископа Ричарда и шести его товарищей в 1339 или 1340 году мусульманской толпой в Алмалике, главном городе Тангута, и насильственное обращение христиан города в христианство. Ислам. [41] Последние надгробия на двух восточно-сирийских кладбищах, обнаруженные на территории современной Монголии примерно в конце XIX века, датируются 1342 годом, а несколько из них посвящены смерти во время чумы в 1338 году. [42] В Китае последние упоминания о восточно-сирийских и латинских христианах датируются 1350-ми годами, и вполне вероятно, что все иностранные христиане были изгнаны из Китая вскоре после падения династии Юань и возвышения династии Мин в 1368 году. [43]
Причины, которые часто называют быстрым упадком и исчезновением Церкви Востока после падения династии Юань, включают иностранный характер религии и ее приверженцев, состоящих в основном из среднеазиатской и тюркоязычной иммигрантской общины. [44] Также наблюдалась нехватка новообращенных ханьских китайцев, отсутствие китайских переводов Библии и сильная политическая зависимость от покровительства со стороны императорского двора Юань. [44] Вследствие этих факторов, как только династия Юань пала, Церковь Востока в Китае быстро стала маргинализированной и вскоре исчезла, оставив мало следов своего существования. [44]
Современный Китай (20 век-настоящее время)
[ редактировать ]В 1998 году Ассирийская Церковь Востока отправила тогдашнего епископа Мара Геваргиса в Китай. [45] Более поздний визит в Гонконг побудил Ассирийскую церковь заявить, что: «спустя 600 лет Евхаристическая литургия, согласно анафоре Мар Аддай и Мари, была совершена в часовне Лютеранской духовной семинарии в среду вечером, 6 октября 2010 года». [1] Этот визит продолжился два года спустя по приглашению Содружества Цзянцзяо, когда Мар Ава Ройель в сопровождении преподобного и диакона прибыл в Сиань , Китай, в октябре 2012 года. В субботу 27 октября была совершена Святая Евхаристия на арамейском языке. Мар Ава при содействии о. Генард и диакон Аллен в одной из церквей города. [46]
См. также
[ редактировать ]- Сиань Старс
- Пагода Дацинь
- Документы Цзинцзяо
- Раббан Бар Саума
- Яхбалла III
- Онгуд
- Кераиты
- Церковь Востока в Сычуани
- Христианская живопись Могао
- Фрески христианского храма в Кочо
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Возвращение в Китай» . Новости Ассирийской Церкви . 07.10.2010 . Проверено 22 октября 2019 г.
- ^ Моул, Христиане в Китае до 1550 года , 38.
- ^ Jump up to: а б Моффетт, стр. 14–15.
- ^ Май, Новое собрание старых сочинений , x. 141
- ^ Уилмшерст, Церковь мучеников , 123–4.
- ^ Ли, Дан Дж. (1965). Нестареющие китайцы: история . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера . п. 373.
- ^ Джонсон, Скотт Фицджеральд (26 мая 2017 г.). «Христиане Шелкового пути и распространение культуры в Танском Китае» . Исследования по истории церкви . 53 . Опубликовано онлайн издательством Кембриджского университета: 15–38. дои : 10.1017/stc.2016.3 . S2CID 164239427 .
- ^ ДЭГ, МАКС (Кардиффский университет, Великобритания) (2013). «ВОИНСТВЕННЫЙ СВЯЩЕННИК – ЙИСИ И ЕГО ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ» . Ин Тан, Ли; Винклер, Дитмар В. (ред.). От реки Окс до китайских берегов: исследования восточно-сирийского христианства в Китае и Центральной Азии (иллюстрированное издание). ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 113. ИСБН 978-3-643-90329-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Диг, Макс (2007). «Риторика древности. Политико-религиозная пропаганда в несторианской стеле Чанъаня安長» . Журнал позднеантичной религии и культуры . 1 :17–30. дои : 10.18573/j.2007.10291 . ISSN 1754-517X .
- ^ Годвин, Р. Тодд (2018). Персидские христиане при китайском дворе: Сианьская стела и раннесредневековая церковь Востока . Библиотека средневековых исследований. Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-78672-316-1 .
- ^ Чин, Кен-па (2019). «Цзинцзяо под призмой китайской политической теологии» . Религии . 10 (10): 551. дои : 10.3390/rel10100551 .
- ^ ЛИППИЕЛЛО, ТИЦИАНА (2017). «О ТРУДНОЙ ПРАКТИКЕ СРЕДНЕГО В ОБЫЧНОЙ ЖИЗНИ УЧЕНИЕ ИЗ ЧЖОНЮН*» . В Хостере, Барбара; Кульманн, Дирк; Весоловский, Збигнев (ред.). Укорененные в надежде: Китай – Религия – Христианство Том 1: Фестиваль в честь Романа Малека СВД по случаю его 65-летия . Серия монографий Monumenta Serica. Рутледж. ISBN 978-1-351-67277-1 .
- ^ Ли, Тан; Винклер, Дитмар В., ред. (2016). Ветры Цзинцзяо . Мюнстер: LIT Verlag. п. 261. ИСБН 978-3-643-90754-7 .
- ^ Баумер, Кристоф (2016). Церковь Востока: иллюстрированная история ассирийского христианства (новое изд.). Лондон: ИБ Таурис. п. 183. ИСБН 978-1-78453-683-1 .
- ^ Морроу, Кеннет Т. (май 2019 г.). ПЕРЕГОВОРЫ О ПРИНАДЛЕЖНОСТИ: ОСПОРУЮЩАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЦЕРКВИ ВОСТОКА В ТАНСКОМ КИТАЕ (PDF) (ДИССЕРТАЦИЯ, Представленная факультету Техасского университета в Далласе в рамках частичного выполнения требований для получения степени ДОКТОРА ФИЛОСОФИИ В ИСТОРИИ ИДЕЙ). ТЕХАССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В ДАЛЛАСЕ. стр. 109–135, viii, xv, 156, 164, 115, 116.
- ^ Морроу, Кеннет Т. (май 2019 г.). ПЕРЕГОВОРЫ О ПРИНАДЛЕЖНОСТИ: ОСПОРУЮЩАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЦЕРКВИ ВОСТОКА В ТАНСКОМ КИТАЕ (PDF) (ДИССЕРТАЦИЯ, Представленная факультету Техасского университета в Далласе в рамках частичного выполнения требований для получения степени ДОКТОРА ФИЛОСОФИИ В ИСТОРИИ ИДЕЙ). ТЕХАССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В ДАЛЛАСЕ. стр. 155–156, 149, 150, viii, xv.
- ^ Морроу, Кеннет Т. (май 2019 г.). ПЕРЕГОВОРЫ О ПРИНАДЛЕЖНОСТИ: ОСПОРУЮЩАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЦЕРКВИ ВОСТОКА В ТАНСКОМ КИТАЕ (PDF) (ДИССЕРТАЦИЯ, Представленная факультету Техасского университета в Далласе в рамках частичного выполнения требований для получения степени ДОКТОРА ФИЛОСОФИИ В ИСТОРИИ ИДЕЙ). ТЕХАССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В ДАЛЛАСЕ. п. 164.
- ^ Jump up to: а б Моффетт, Сэмюэл Хью (1998). История христианства в Азии, Том. Я: От начала до 1500 . Книги Орбис. п. 304. ИСБН 978-1-60833-162-8 .
- ^ Уотсон Андайя, Барбара (2018), «Христианство в Азии» , Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Азии , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-027772-7 , получено 8 июля 2024 г.
- ^ Уилмшерст, Церковь мучеников , 222 г.
- ^ Jump up to: а б Моффетт, Сэмюэл Хью (1998). История христианства в Азии, Том. Я: От начала до 1500 . Книги Орбис. стр. 312–313. ISBN 978-1-60833-162-8 .
- ^ Моррис, Джеймс Х. (2017). «Перечитывая свидетельства существования первых христианских общин в Восточной Азии во время и до периода Тан » . Миссиология: международный обзор . 45 (3): 252–264. дои : 10.1177/0091829616685352 . ISSN 0091-8296 . S2CID 164412254 .
- ^ П. Я. Саэки , Несторианские документы и реликвии в Китае , стр. 248-265.
- ^ «Китайские несторианские документы династии Тан» . Архивировано из оригинала 17 мая 2014 г. Проверено 15 мая 2014 г.
- ^ Джонсон, Дейл А. (2013). В поисках Иисуса на Шелковом пути . Лулу.com. п. 133. ИСБН 978-1-300-43531-0 .
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Китай: пять тысяч лет истории и цивилизации . Городской университет Гонконга Пресс. 2007. с. 680. ИСБН 978-962-937-140-1 .
- ^ Оорт, Дж. ван Йоханнес; Берг, Джейкоб Альберт ван ден, ред. (2011). «Новая интерпретация Еликэвэня и его связь с Минцзяо » . В поисках истины. Августин, манихейство и другой гностицизм . БРИЛЛ. стр. 352–359?. ISBN 978-90-04-18997-3 .
- ^ Ходус, Флоренция (2020). «1. Го Кан: Военные обмены между Китаем и Ближним Востоком». Азиатские исследования — Études Asiatiques . 71 (4): 1137–1151. дои : 10.1525/9780520970786-005 . ISBN 978-0-520-97078-6 . S2CID 225038696 .
- ^ «Флоренс Ходус | Исследователь семантики» .
- ^ «Флоренс Ходус | Независимый исследователь — Academia.edu» .
- ^ Адлер, Джозеф А. (2005). «Китайские религии: обзор» . Департамент религиоведения Кеньон-колледжа . Гамбье, Огайо: Колледж Кеньон . Проверено 2 марта 2023 г.
- ^ Авгеринос (июнь 1998 г.). «Как христианские конфессии появились в Китае» . В июньском номере журнала The Censer за 1998 год. Восточно-православная митрополия Гонконга и Юго-Восточной Азии . Архивировано из оригинала 21 сентября 2022 г.
- ^ Лау, Хуа Тек (2003). «Крест и Лотос». Церковь и общество . 26 (2): 90.
- ^ Fiey, POCN , 48–9, 103–4 и 137–8.
- ^ Бар Гебреус, Церковная хроника , ii. 450
- ^ Уоллис Бадж, Монахи Хубилай-хана , 127 и 132.
- ^ Бар Гебреус, Церковная хроника , ii. 452
- ^ Лиу, С., Манихейство в Центральной Азии и Китае , 180.
- ^ Тан, Ли (2011). Восточно-сирийское христианство в монголо-юаньском Китае . Харрасовиц. стр. 141–142. ISBN 978-3-447-06580-1 .
- ^ Юл и Кордье, Катай и путь туда , iii. 31–3 и 212
- ^ Нау, «Несторианские надгробия музея Гиме», РПЦ , 18 (1913), 3–35.
- ^ Моул, Христиане в Китае до 1550 года , 216–40.
- ^ Jump up to: а б с Тан, Ли (2011). Восточно-сирийское христианство в монголо-юаньском Китае . Харрасовиц. стр. 146, 149. ISBN. 978-3-447-06580-1 .
- ^ «Биография Его Святейшества Мара Геваргиса III» . Новости Ассирийской Церкви . 28 сентября 2015 г. Проверено 22 октября 2019 г.
- ^ «Епископ Мар Ава Ройель посещает Китай» . Новости Ассирийской Церкви . 10 декабря 2012 г. Проверено 22 октября 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Баум, Вильгельм ; Винклер, Дитмар В. (2003). Церковь Востока: Краткая история . Лондон-Нью-Йорк: Рутледж-Керзон. ISBN 978-1-134-43019-2 .
- Фий, Жан Морис (1993). Для Oriens Christianus Novus: Справочник восточно- и западно-сирийских епархий . Бейрут: Институт Востока. ISBN 978-3-515-05718-9 .
- Лью, Сэмюэл, Северная Каролина (1997). Манихейство в Средней Азии и Китае . Брилл. ISBN 90-04-10405-4
- Моффетт, Сэмюэл Хью (1999). «Алопен». Биографический словарь христианских миссий . Вм. Б. Эрдманс. стр. 14–15. ISBN 978-0-8028-4680-8 .
- Малек, Роман; Питер Хофрихтер, ред. (2006). Цзинцзяо: Церковь Востока в Китае и Центральной Азии . Санкт-Августин: Институт Монумента Серика. ISBN 3-8050-0534-2 .
- Мул, Артур К., Христиане в Китае до 1550 года , Лондон, 1930 г.
- Уилмшерст, Дэвид (2000). Церковная организация Церкви Востока, 1318–1913 гг . Лувен: Издательство Peeters. ISBN 978-90-429-0876-5 .
- Уилмшерст, Дэвид (2011). Церковь-мученичка: История Церкви Востока . Лондон: East & West Publishing Limited. ISBN 978-1-907318-04-7 .
- В эту статью включен текст из китайского репозитория, том 13 , публикации 1844 года, которая сейчас находится в свободном доступе в Соединенных Штатах.