Тимофей I Селевкии-Ктесифонский
Тимофей I [1] ( ок. 740 г. [2] — 9 января 823) — Патриарх Церкви Востока с 780 по 823 год и один из самых влиятельных её патриархов. Он также был писателем, церковным лидером, дипломатом и администратором. Во время своего правления он реформировал митрополичье управление Церковью Востока, предоставив большую независимость митрополитам миссионерского поля («внешних» провинций), но исключив их из участия в патриарших выборах. Эти реформы заложили основу для последующего успеха миссий Церкви Востока в Центральной Азии .
Ранняя жизнь и наследование патриархата
[ редактировать ]Тимофей был уроженцем Хаззы в Адиабене , [3] часть более обширного региона Ассирии (Атор). [4] В молодости он учился у Авраама Бар Дашандада в школе Башишо . в Сапсапе, в Акра районе Позже он стал епископом епархии Бет-Бгаш в столичной провинции Адиабене , завоевав уважение Абу Мусы ибн Мусаба , мусульманского губернатора Мосула, и его христианского секретаря Абу Нуха аль-Анбари. После смерти патриарха Хнанишо II в 778 году Тимофей применил разумную смесь взяточничества. [ нужна ссылка ] , обман [ нужна ссылка ] и (вероятно) убийство [ нужна ссылка ] обеспечить свое избрание патриархом. Одним из соперников на этот пост был пожилой Ишо Йахб , настоятель монастыря Бет Абэ , и Тимофей сначала испугался [ нужна ссылка ] он, посоветовав ему, что он, возможно, недостаточно приспособлен, чтобы пережить интриги высокого поста, но почтил его, предложив ему должность митрополита Адиабены . Второй потенциальный соперник, Гиваргис, был выдвинут на синоде, созванном епископом Фомой Кашкарским в монастыре Мар Петион в Багдаде. Гиваргис пользовался поддержкой халифа аль-Махди христианского врача Исы ибн Курайша и мог бы представлять серьезную угрозу для Тимофея, если бы он не умер внезапно при подозрительных обстоятельствах. [ нужна ссылка ] обстоятельства. Затем Тимоти получил большинство в последующем голосовании, пообещав щедро вознаградить своих сторонников. После своего избрания он ничего подобного не сделал. Тем, кто жаловался, сказали: «Священство не продается за деньги». [5]
Эта тактика не была забыта его противниками, и оппозиционная партия во главе с митрополитом Мервским Иосифом провела синод в монастыре Бет-Хейл, на котором отлучила Тимофея от церкви и заменила Ишо Яхба на посту митрополита Адиабенского Рустамом, епископом Хнитским. . Тимофей ответил тем же оружием и сверг Иосифа Мервского, который, не сумев добиться возмещения у халифа аль-Махди, принял ислам. Дальнейшие отлучения от церкви привели к беспорядкам на улицах Багдада, организованным христианами города. Оппозиция Тимофею была окончательно подавлена вмешательством Исы ибн Курайша. [6]
Литературное достижение
[ редактировать ]Тимофей был уважаемым автором научных, богословских, литургических и канонических книг. Сохранилось около 59 его писем, охватывающих примерно первую половину его патриархата. В письмах обсуждаются различные библейские и богословские вопросы, а также многое раскрывается о положении церкви в его время. В одном письме записано, что он рукоположил епископов для тюрков Средней Азии, для Тибета , для Шихарзура, Радана, Рея, Ирана , Гургана, Балада и ряда других мест. Письма также свидетельствуют о широком знакомстве с литературой древнего христианского мира. Поскольку он переехал в Багдад после своего избрания патриархом, он был знаком с двором Аббасидов и помогал в переводе произведений Аристотеля и других.
Одним из самых известных литературных произведений Тимофея была запись безрезультатных дебатов о конкурирующих притязаниях христианства и ислама, которые предположительно состоялись в 782 году с третьим аббасидским халифом Аль-Махди (годы правления 775–85). Дебаты, которые некоторые [ ВОЗ? ] «Спор» был литературным вымыслом, он представляет собой несколько неорганизованную дискуссию, которая подтверждает утверждение о том, что дебаты имели место и были записаны самим Тимоти. [7] Сначала он был опубликован на сирийском , а затем на арабском языке. В сохранившейся форме, на сирийском языке , оно заметно уважительно относится к исламу и вполне могло быть написано для удовольствия как христианских, так и мусульманских читателей. Дебаты были переведены на английский язык в 1928 году Альфонсом Минганой под названием «Апология Тимофея за христианство». Его тема вызывает вечный интерес, и его до сих пор можно читать как для удовольствия, так и для выгоды. [8]
Юридическая работа Тимоти двоякая. Вероятно, он составил Synodicon Orientale (сборник синодов Церкви Востока) между 775 и 790 годами. [9] Он также написал свод законов под названием «Ṭaksē d-dēne ʿtānāye wad-yārtāwaṯā» иастические суждения и наследования»). Книга законов Тимофея построена следующим образом: вводный пролог, 99 судебных решений и эпилог. В прологе сборника законов представлена правовая теория, оправдывающая использование и применение христианских судов и судей внутри христианских зимми империи Аббасидов . [10] Темы, рассматриваемые в своде законов, включают церковный порядок и иерархию, брак и развод, наследование и приданое, а также право рабства и собственности. [11] Его лишь во вторую очередь интересуют организация церковных судов и процессуальное право. [12]
Интерес к миссионерской экспансии
[ редактировать ]Тимофей проявлял особенно живой интерес к миссионерской экспансии Церкви Востока. Известно, что он рукоположил митрополитов для Дамаска , для Армении , для Дайлама и Гилана , для Раи в Табаристане, для Сарбаза в Сегестане, для тюрков Средней Азии и для Китая, а также заявил о своем намерении рукоположить митрополита для Тибет . [13] Мар Шубхалишо , митрополит Дайлама и Гилана, принял мученическую смерть. [14] Он также отделил Индию от столичной провинции Фарс и сделал ее отдельной столичной провинцией. [15]
Место отдыха
[ редактировать ]Тимофей был похоронен в багдадском Дайр аль-Джаталике (« Монастырь Католикоса »), первоначально Дайра Клила Ишу ( сирийский : Иешуа �������������� ���������������������������������������������������� „Венок / монастырь Иисуса ”)», который был монастырем Церкви Востока, построенным на западный берег Тигра в провинции империи Месопотамии Сасанидской , Асористан . [16]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сирийский : ����������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������; Тиматаос кадмайя
- ↑ Традиционная дата рождения — 727/728 год, согласно Томас, Дэвид; Роггема, Барбара (2009). Христианско-мусульманские отношения: библиографическая история (600–900) . Лейден: Koninklijke Brill NV. п. 515. ИСБН 978-90-04-16975-3 .
- ^ Дэвид Д. Банди, «Тимофей I» в Энциклопедическом словаре сирийского наследия Горгия: электронное издание под редакцией Себастьяна П. Брока, Аарона М. Баттса, Джорджа А. Кираза и Лукаса Ван Ромпея.
- ^ Джоэл Томас Уокер, Легенда о Мар Карде: повествование и христианский героизм в позднеантичном Ираке (Калифорнийский университет Press, 2006), стр. 26.
- ^ Бар Гебреус, Церковные хроники (изд. Абелос и Лами), ii. 168–70
- ^ Райт, Краткая история сирийской литературы , 191–3.
- ^ Клинт Хакенбург, «Перевод религиозных дебатов между несторианским патриархом Тимофеем I и аббасидским халифом аль-Махди с арабского на английский» (магистерская диссертация, Университет штата Огайо, 2009), 32.
- ^ Мингана, Альфонс. «Тимофей I, Апология христианства (1928), стр.v-vii, 1–15» . Бюллетень библиотеки Джона Райлендса . Проверено 12 января 2012 г.
- ^ Вуд, Филип (2013). Хроники Сирта: христианское историческое воображение в позднеантичном Ираке . Издательство Оксфордского университета. стр. 221–256. ISBN 978-0-19-967067-3 .
- ^ Тома, Джеймс. «Пролог к «приказам» Тимофея как источник изменений в восточно-сирийском законодательстве». Журнал Канадского общества сирийских исследований, том. 21, нет. 1, 2021, стр. 85-97.
- ^ Тома, Джеймс. «Пролог к «приказам» Тимофея как источник изменений в восточно-сирийском законодательстве». Журнал Канадского общества сирийских исследований, том. 21, нет. 1, 2021, стр. 85-97.
- ^ Тилье, Матье (2017), «Глава 5. Справедливость немусульман на исламском Ближнем Востоке» , Изобретение кади: Справедливость мусульман, евреев и христиан в первые века ислама , Библиотечная история стран ислама, Париж: Éditions de la Sorbonne, стр. 455–533, ISBN 979-10-351-0102-2
- ^ Fiey, POCN , 47 (Армения), 72 (Дамаск), 74 (Дайлам и Гилан), 105 (Китай), 124 (Рай), 128–9 (Сарбаз), 128 (Самарканд и Бет-Тюркае) и 139 (Тибет). )
- ↑ См. Письмо Тимофея 47 .
- ^ Фией, POCN , 94–6.
- ^ «Католический монастырь или монастырь Келлешуа » . калдая.нет . Проверено 22 августа 2017 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Аббелос, Дж. Б., и Лами, Т. Дж., Бар Гебреус, Chronicon Ecclesiasticum (3 тома, Париж, 1877 г.)
- Ассемани, Джузеппе Луиджи (1775). Историко-хронологический комментарий о католиках или патриархах халдеев и несториан . Рим
- Берти, Витторио, Жизнь и учение Тимофея I, христианского патриарха Багдада. Исследования писем и смежных источников, Cahier de Studia Iranica 41, Chrétiens en terre d'Iran III (Париж: Association pour l'avancement des études iraniens – Peeters Publishers, 2010).
- Бидавид, Рафаэль Дж., Письма несторианского патриарха Тимофея I, Studi e Testi 187 (Ватикан: Biblioteca Apostolica Vaticana, 1956).
- Bogoslovskie sobesedovanija mezhdu Katolikosom Tserkvi Vostoka Mar Timateosom I (727–823) i khalifom al-Mahdi, povelitelem pravovernykh / Russian translation by Nikolai N. Seleznyov in consultation with Dmitry A. Morozov. Moscow: Assyrian Church of the East, 2005, 48 pp.
- Шабо, Жан-Батист (1902). Восточный синодик или собрание несторианских соборов (PDF) . Париж: Национальная империя.
- Фий, Жан Морис (1993). Для Oriens Christianus Novus: Справочник восточно- и западно-сирийских епархий . Бейрут: Институт Востока. ISBN 9783515057189 .
- Жисмонди, Х., Марис, Амри и Салиба: De Patriarchis Nestorianorum Commentaria I: Amri et Salibae Textus (Рим, 1896 г.)
- Жисмонди, Х., Марис, Амри и Салибы: Комментарий к несторианским патриархам II: арабский текст Мариса и латинская версия (Рим, 1899 г.)
- Хакенбург, Клинт, «Перевод религиозных дебатов между несторианским патриархом Тимофеем I и аббасидским халифом аль-Махди с арабского на английский» (магистерская диссертация, Университет штата Огайо, 2009 г.)
- Хантер, Эрика К.Д., Межконфессиональные диалоги: Церковь Востока и Аббасиды , в «Христианском Востоке и его среде» , изд. С.Г.Вашаолмидзе и Л. Грейзигер, Харрасовице (2007), стр. 289–302.
- Суерманн Х., Тимоти и его диалоги с мусульманами, в «Арфе VIII, IX» (1995–1996), 263–275.
- Суерманн, Х., Тимоти и его забота о школе Башоша, в: The Harp X, (1997), 2, 51–58.
- Суерманн, Х., Несторианский патриарх Тимофей I и его богословские письма в контексте ислама, в книге « Об истории, богословии, литургии и современном положении сирийских церквей» под ред. М. Тамке и А. Хайнца = Исследования по истории восточной церкви. 9, (Мюнстер, 2000), стр. 217–230.
- Суерманн, Х., Тимофей I, † 823, в «Отцах сирийской церкви» , изд. В. Кляйн (Штутгарт, 2004), 152–167.
- Тома, Джеймс. «Пролог к «приказам» Тимофея как источник изменений в восточно-сирийском законодательстве» Журнал Канадского общества сирийских исследований, том. 21, нет. 1, 2021, стр. 85-97. https://doi.org/10.31826/jcsss-2021-210108
- Уоллис Бадж, Э.А., Книга управляющих: Historia Monastica Томаса, епископа Марги, 840 г. н.э. (Лондон, 1893 г.)
- Райт, В., Краткая история сирийской литературы (Лондон, 1894 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Тимофей I, Диалог с мусульманским халифом , тр. Альфонс Мингана (1928). Введение и перевод
- Религиозные дебаты между Тимофеем I и халифом аль-Махди. Арабский текст с английским переводом Клинта Хакенбурга, 2009 г.
- О Тимофее I, несторианском патриоте, и положении восточных христиан при халифах Аббасидов, Жером Лабур, 1904 г.
- Тимофей I, Письма: сирийский текст и латинский перевод Оскара Брауна , 1915 г.
- Тимофей I, Письмо 47: английский перевод
- 823 смерти
- Патриархи Церкви Востока
- Христианские апологеты
- Несториане в Аббасидском халифате
- Греко-сирийские переводчики
- Сирийско-арабские переводчики
- Люди 8-го века из Аббасидского халифата
- Писатели сирийского языка IX века
- Епископы Церкви Востока VIII века
- Епископы Церкви Востока 9-го века
- Сирийские писатели