аль-Махди
аль-Махди Аль-Махди | |||||
---|---|---|---|---|---|
Халиф Амир аль-Муминин | |||||
![]() Золотой динар аль-Махди | |||||
Третий халиф Аббасидского халифата | |||||
Царствование | 6 октября 775 г. - 24 июля 785 г. | ||||
Предшественник | аль-Мансур | ||||
Преемник | аль-Хади | ||||
Рожденный | 744 или 745 Хумейма , Билад аль-Шам (современная Иордания ) | ||||
Умер | 24 июля 785 г. (40–41 год) | ||||
Похороны | Масабадхан | ||||
Супруги | Список | ||||
Проблема |
| ||||
| |||||
Династия | Аббасид | ||||
Отец | аль-Мансур | ||||
Мать | Умм Муса Арва бинт Мансур аль-Химьяри | ||||
Религия | ислам |
Абу Абдаллах Мухаммад ибн Абдаллах аль-Махди ( араб . Абу Абдуллах Мухаммад бин Абдулла аль-Мансур ; 744 или 745–785), более известный под своим царственным именем аль-Махди ( Аль-Махди , «Тот, кто руководствуется Богом »), был третьим Аббасидов халифом , правившим с 775 года до своей смерти в 785 году. Он сменил своего отца, аль-Мансура .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Аль-Махди родился в 744 или 745 году нашей эры в деревне Хумейма (современная Иордания ). Его мать звали Арва , а отца — аль-Мансур . Когда аль-Махди было десять лет, его отец стал вторым аббасидским халифом . [1] Когда аль-Махди был молод, его отцу нужно было сделать аль-Махди самостоятельной влиятельной фигурой. Так, на восточном берегу Тигра аль -Мансур курировал строительство Восточного Багдада, в центре которого находились мечеть и королевский дворец. Строительство в этом районе также в значительной степени финансировалось Бармакидами , и этот район стал известен как Русафа . [2]
По сообщениям, он был высоким, обаятельным и стильным; у него была загорелая кожа, длинный лоб и волнистые волосы. Он любил женщин. [3]
Когда ему было 15 лет, аль-Махди был отправлен разгромить восстание Абдур-Рахмана бин Абдул-Джаббара Азди в Хорасане . Он также разгромил восстания Испахбуда , правителя Табаристана , и Астазиса, [ нужна проверка ] убив более 70 000 своих последователей в Хорасане. Эти кампании поставили Табаристан, который лишь номинально входил в состав халифата, под твердый контроль Аббасидов. [4] В 762 году нашей эры аль-Махди был губернатором восточного региона Аббасидского халифата, базирующегося в Рее . Именно здесь он влюбился в аль-Хайзуран (в переводе «бамбук»), дочь военачальника Герата. [3] и имел несколько детей, в том числе четвертого и пятого будущих халифов, аль-Хади и Харуна ар-Рашида . [5] Около 770 года нашей эры (153 года хиджры) аль-Махди был назначен эмиром аль-хаджем . [1] Аль-Хайзуран был подарен Махди его отцом. [3]
Царствование
[ редактировать ]Отец аль-Махди, аль-Мансур , умер во время хаджа в Мекку в 775 году. Затем трон перешел к избранному преемнику аль-Мансура, его сыну аль-Махди. По словам Мароцци , «по меркам будущего это была пропитанная кровью преемственность халифата Аббасидов, образец порядка и приличия». [6]
Аль-Махди, чье прозвище означает «Правильный путь» или «Искупитель», был провозглашен халифом, когда его отец находился на смертном одре. Его мирное правление продолжило политику его предшественников.
Махди начал свое правление с освобождения нескольких политических заключенных, расширения и украшения святых мест Мекки и Медины, а также строительства фонтанов и чердаков для паломников, совершающих хадж. Он расширил почтовую службу, увеличил свою секретную службу, укрепил города и увеличил количество назначений судей. Его благотворительные пожертвования также были впечатляющими. [7]
Сближение с Алидами в Халифате произошло во время правления аль-Махди. Семья Бармакидов , которая консультировала халифов со времен Абу аль-Аббаса в качестве визирей , получила еще большую власть при правлении аль-Махди и тесно сотрудничала с халифом, чтобы обеспечить процветание государства Аббасидов.

Аль-Махди правил десять лет. Он заключил в тюрьму своего самого доверенного визиря Якуба ибн Дауда . В 167 году хиджры/783 году нашей эры аль-Махди учредил официальную инквизицию, которая привела к казни предполагаемых зиндиков (еретиков). Он любил музыку и поэзию, и во время его халифата многие музыканты и поэты получили его покровительство, и он поддерживал музыкальное выражение и поэзию во всех своих владениях; соответственно, его сын Ибрагим ибн аль-Махди (779–839) и его дочь Улайя бинт аль-Махди (777–825) были известными поэтами и музыкантами. [8]
В 775 году византийский посланник Тарат отправился в Багдад, чтобы передать аль-Махди поздравления византийского императора с восшествием на престол. Тарат был настолько доволен оказанным ему гостеприимством, что предложил применить свои инженерные знания и построить мельницу, которая будет приносить ежегодную прибыль в размере 500 000 дирхамов , равную стоимости ее строительства. По завершении прогноз посланника оказался верным, и обрадованный аль-Махди приказал передать всю прибыль посланнику даже после того, как он покинет Багдад. Считается, что это продолжалось до его смерти в 780 году. [9]
В 775 году аль-Фадл ибн Салих был назначен губернатором региона аль-Джазира к северу от Дамаска халифом аль-Махди. В том же году он переехал в Аль-Джазиру. Аль-Фадл вернулся в Дамаск после поездки в Иерусалим в 780 году, где он сопровождал аль-Махди в составе своей свиты. [10]
В то время как первые халифы Аббасидов были заняты укреплением своей власти, византийцы были заняты борьбой со славянскими кланами в Македонии и Фракии и битвами с булгарами. Как только Махди почувствовал себя уверенно в своем правлении, он начал сражаться с византийцами с большей силой, чем его предшественники. Он расширил свою линию контроля от Сирии до границы с Арменией и заявил права на стратегический город Тарсус , который связывал Анатолию , Сирию и северный Ирак. [7]
В 777 году нашей эры (160 г. хиджры) он подавил восстание Юсуфа ибн Ибрагима в Хорасане. В том же году аль-Махди сверг Ису ибн Мусу своим преемником и назначил на его место собственного сына Мусу аль-Хади и принял к нему присягу ( байат ) от знати.
Аль-Махди освободил из тюрем многих Омейядов и Алидов и вернул им богатство и имущество. [11] Его сын Харун также будет проводить аналогичную политику, освободив многих Омейядов и Алидов, которых заключил в тюрьму его брат Аль-Хади , и объявив амнистию всем политическим группам курайшитов . [12]
Махди также предпринял два важных военных путешествия: одно в 779 году, а другое в 781 году вместе со своим сыном Харуном . При этом Махди учил и воспитывал своего сына, чтобы он стал будущим халифом, так же, как его готовил его отец. [13]
Аль-Махди был отравлен одной из своих наложниц в 785 году нашей эры (169 году хиджры). Наложницу звали Хасана, и она ревновала к другой рабыне, к которой Махди приближался. Она приготовила блюдо со сладостями и положила на верх тарелки ядовитую грушу. Косточку груши удалили и заменили смертоносной пастой. Она отправила блюдо своему противнику через слугу, однако Махди перехватил тарелку и без колебаний съел грушу. Вскоре после этого он пожаловался на боли в животе и умер той же ночью в возрасте 43 лет. [14]
В отдельном сообщении говорится, что аль-Махди упал с лошади во время охоты и умер. [14]
Семья
[ редактировать ]Первой наложницей Аль-Махди, когда он был принцем, была Мухайят. В 759–60 годах она родила сына, который умер во младенчестве. [15] Другой наложницей была Рахим, мать его старшего выжившего ребенка, Аббасы . [15] Другой была аль-Хайзуран бинт Атта . Она была матерью халифов аль-Хади и Харуна ар-Рашида . [16] У нее был еще один сын по имени Иса, [17] и дочь по имени Банука или Бануджа. [18] Она родилась в Мекке и выросла в Джураше. [19] У нее было две сестры Салсал [20] и Асма, [17] и брат Гитриф. [20] Она была любимой женой аль-Махди. [21] В 761 году аль-Махди женился на Райте как на своей первой жене после своего возвращения из Хорасана. [22] Она была дочерью халифа ас-Саффы и его жены Умм Саламы, махзумитки . [23] Она родила двух сыновей, Убайдаллу и Али. [22]
Другой наложницей была аль-Бахтария, благородная дочь персидского мятежника. [24] Масмуган из Дамаванда , [25] против которого Махди впервые был отправлен в Хорасан. [24] Ее матерью была Баканд, дочь Исбахбада, Фаррухана Маленького . [26] У нее была сестра по имени Смир. [25] Она родила аль-Махди сына, названного в честь его деда Мансура , и двух дочерей Сулейму и Алию. [24] Другой была Шакла, негритянка. [24] Ее отцом был Хванадан, управляющий Масмугана. [26] У нее был брат по имени Хумайд. [27] Она была приобретена аль-Махди вместе с аль-Бахтарией, когда она была ребенком. Он подарил ее своей наложнице Мухайят, которая, обнаружив в ребенке музыкальные способности, отправила ее в знаменитую школу Таифа в Хиджазе для получения основательного музыкального образования. Спустя годы аль-Махди, тогдашний халиф, взял ее в качестве своей наложницы. Она родила аль-Махди мощного и темнокожего сына Ибрагима . [28]
Другой наложницей была Макнуна, певица. [29] Она принадлежала аль-Марвании. [30] Аль-Махди, будучи еще принцем, купил ее за 100 000 серебряных дирхамов. Она нашла такое расположение у принца, что аль-Хайзуран говорил: «Ни одна другая его женщина не усложняла мое положение так сильно». Она родила аль-Махди дочь Улайю . [29] Другим был Басбас, певец, обучавшийся в Медине. Он купил ее примерно в то же время за 17 000 золотых динаров. [29] Другой была Хасана, персиянка. [31] Она была певицей и любимой наложницей аль-Махди. Она доставила аль-Хайзурану несколько неприятных моментов. [32] По некоторым версиям, она была непреднамеренно, но трагически причастна к смерти аль-Махди. [33] [14] Другими наложницами были Халла, еще одна певица, и Малка. [32]
Второй женой аль-Махди была Асма, младшая сестра аль-Хайзурана. Она выросла при дворе. В 775–776 годах аль-Махди внезапно привязался к ней. Затем он женился на ней, выплатив ей брачную долю в один миллион дирхамов. Аль-Хайзуран, совершивший паломничество, узнал о браке. После ее возвращения аль-Махди развелся с Асмой и женился на аль-Хайзуране как своей третьей жене. [34] В том же году он женился на своей четвертой жене Умм Абдалле, знатной арабской женщине. В следующем году он женился на своей пятой жене Рукайе, Усманиде. [35] После смерти аль-Махди она вышла замуж за Алида . [36]
Войны с Византией
[ редактировать ]В 778 году византийцы под предводительством Михаила Лаханодракона захватили город Германикея (Мараш), где захватили значительное количество добычи и взяли в плен многих сирийских христиан , а также разгромили армию, посланную против них аббасидским генералом Тумамой ибн аль-аль- Валид . [37] [38] [39] В следующем году византийцы взяли и разрушили город-крепость Хадат , вынудив халифа аль-Махди ( годы правления 775–785 ) заменить довольно пассивного Тумаму ветераном аль-Хасаном ибн Кахтабой . Хасан возглавил более 30 000 солдат во время вторжения на византийскую территорию, но византийцы не оказали сопротивления и отступили в хорошо укрепленные города и убежища, пока нехватка припасов не вынудила Хасана вернуться домой, не добившись многого. [38] [39] [40]
В ответ на эти византийские успехи халиф аль-Махди решил лично выйти на поле боя. 12 марта 780 года Махди покинул Багдад и через Алеппо направился в Хадат, который он восстановил. Затем он двинулся к Арабиссу , где оставил армию и вернулся в Багдад. Его сын и наследник Харун , более известный под своим лакабом , или царственным именем, ар-Рашид, остался командовать половиной армии, которая совершила набег на Армянскую фему и взяла небольшой форт Семалуос. Тумама, которому была доверена вторая половина, проник еще глубже в Малую Азию. Он двинулся на запад до Фракийской фемы , но потерпел там сильное поражение от Лаханодракона. [40] [41] [42] В июне 781 года, когда арабские силы вторжения собрались в Хадате под командованием Абд аль-Кабира, внучатого племянника халифа Умара ( годы правления 634–644 ), и снова приготовились к ежегодному набегу, императрица Ирина призвала тематические армии Малой Азии и поставил их под командование евнуха Саклелярия Иоанна. Мусульмане перешли в византийскую Каппадокию через перевал Хадат и были встречены возле Кесарии объединенными византийскими силами под командованием Лаханодракона. Последовавшая битва привела к дорогостоящему поражению арабов, вынудив Абд аль-Кабира отказаться от своей кампании и отступить в Сирию . [41] [42] [43]
Это поражение привело в ярость халифа аль-Махди, который подготовил новую экспедицию. Задуманный как демонстрация силы и явная демонстрация превосходства Халифата, [б] это была самая крупная армия, посланная против Византии во второй половине VIII века: она предположительно насчитывала 95 793 человека, что примерно вдвое превышало общую численность византийского военного ведомства, присутствовавшего в Малой Азии, и обошлась государству Аббасидов примерно в 1,6 миллиона номизматов , почти столько же, сколько и армия Аббасидов. Весь годовой доход Византийской империи. Его сын Харун был номинальным лидером, но халиф позаботился о том, чтобы послать ему в сопровождение опытных офицеров. [51] [52]
Вторжение халифа в Византию в 782 году.
[ редактировать ]9 февраля 782 года его сын Харун покинул Багдад; арабы перешли Таврские горы через Киликийские ворота и быстро взяли пограничную крепость Магиду . Затем они двинулись по военным дорогам через плато во Фригию . Там Харун оставил своего помощника, хаджиба аль-Раби ибн Юнуса , чтобы осадить Наколею и охранять его тыл, в то время как другой отряд, предположительно 30 000 человек, под командованием аль-Бармаки (неуказанный член могущественной семьи Бармакидов , вероятно, Яхья ибн Халид ), был отправлен в набег на богатые западные побережья Малой Азии. Сам Харун с основной армией двинулся к Опсицианской Теме . Изложения последующих событий в первоисточниках ( Феофан Исповедник , Михаил Сирин , ат-Табари ) различаются в деталях, но общий ход похода можно реконструировать. [41] [53] [54]
По словам Уоррена Тредголда , византийские усилия, судя по всему, возглавил главный министр Ирины, евнух Стауракиос , чья стратегия заключалась в том, чтобы избежать немедленной конфронтации с огромной армией Харуна, но подождать, пока она разделится и выдвинется, чтобы самостоятельно встретить различные отряды. . [55] Фракийцы под командованием Лаханодракона противостояли аль-Бармаки в месте под названием Даренос, но потерпели поражение и понесли тяжелые потери (15 000 человек по Феофану, 10 000 по Михаилу Сирийцу). Исход осады Наколеи ар-Раби неясен, но он, вероятно, потерпел поражение; Формулировка Феофана может подразумевать, что город был взят, но Михаил Сирин сообщает, что арабы понесли большие потери и не смогли его захватить, - версия событий, подтвержденная агиографическими источниками. [53] [55] [56] [57] Ат-Табари сообщает, что часть основной армии под командованием Язида ибн Мазиада аль-Шайбани встретила византийские силы во главе с неким Никетом, который был «графом графов» (возможно, графом Опсицианской фемы), вероятно, где-то недалеко от Никеи . В завязавшейся битве Никита был ранен и сбит с коня в единоборстве с арабским генералом и вынужден отступить, вероятно, в Никомедию имперские тагматы (профессиональные охранные полки) под командованием прислуги школ , где были собраны Антония. Гарун не стал с ними возиться и двинулся к городу Хрисополю, через пролив Босфор от самого Константинополя. Не имея кораблей для пересечения Босфора и вообще не собираясь атаковать Константинополь, Харун, вероятно, намеревался это наступление только как демонстрация силы. [56] [58] [59] [60]
Более того, несмотря на его успех на данный момент, положение Харуна было шатким, поскольку поражение ар-Раби поставило под угрозу его коммуникации с Халифатом. Следовательно, после разграбления азиатских предместий византийской столицы, Гарун повернул свое войско назад, но во время своего марша по долине реки Сангарий , к востоку от Никеи, был окружен с тыла силами тагматов под командованием Антония и букелларианцев . под командованием генерала Тацатеса на его фронте. [58] [61] [62] К счастью для него, в этот момент с ним тайно вступил в контакт Тацатес, армянский принц, который бежал со своей арабской родины к Византии в 760 году и был тесно связан с иконоборческим режимом Константина V. Тацатес предложил помощь Харуну в обмен на помилование и благополучное возвращение для себя и своей семьи в родную Армению. Феофан объясняет действия Тацаса своей враждебностью по отношению к фавориту Ирины, Стауракиосу, но за этим явно скрывается более широкое недовольство режимом Ирины. Как пишет немецкий византинист Ральф-Иоганнес Лилие, «Тацатес не видел для себя больших возможностей при новом режиме и действительно использовал хороший шанс, который ему предоставила ситуация». [57] [61] [62] [63]
Таким образом, когда Харун попросил о переговорах, Ирина отправила делегацию из трех своих самых высокопоставленных чиновников: внутреннего Антония, магистра Петра и самого Стауракиоса. Уверенные в своем военном положении, они не выполнили обещаний о своей безопасности или собственных заложниках, поэтому, когда они прибыли в арабский лагерь, они оказались в плену. В сочетании с предательством Тацатеса и ненадежностью войск под его командованием Ирина теперь была вынуждена вести переговоры об их освобождении, особенно ее доверенного помощника Стауракиоса. [57] [61] [62] [63]
Два государства заключили трехлетнее перемирие в обмен на крупную ежегодную дань — арабские источники упоминают различные суммы от 70 000 до 100 000 золотых номисм , а один также добавляет 10 000 кусков шелка . [63] В отчете Табари указано, что дань составляла «девяносто или семьдесят тысяч динаров » и должна была выплачиваться «в начале апреля и в июне каждого года». [64] [65] Кроме того, византийцы были обязаны обеспечить продовольствием и проводниками армию Харуна на ее пути домой, а также передать жену и имущество Тацатеса. Харун освободил всех своих пленников (5643 человека по данным Табари), но сохранил собранную им богатую добычу и вернулся в Халифат в сентябре 782 года. [57] [64] [66] Табари в своем отчете об экспедиции сообщает, что войска Харуна захватили 194 450 динаров золотом и 21 414 800 дирхамов серебром , убили 54 000 византийцев в бою и 2090 в плену и взяли в плен более 20 000 верховых животных, зарезав при этом 100 000 крупного рогатого скота и овец . Табари также сообщает, что количество грабежа было таково, что «рабочую лошадь продавали за дирхам , а мула менее чем за десять дирхамов , кольчугу менее чем за дирхам и двадцать мечей за дирхам » [64] — в то время, когда один-два дирхама . обычным дневным заработком рабочего или солдата был [67]
Оценка и наследие
[ редактировать ]Культурные и административные аспекты его правления
[ редактировать ]Космополитический город Багдад процветал во время правления аль-Махди. Город привлекал иммигрантов из Аравии , Ирака , Сирии , Персии и таких далеких земель, как Афганистан и Испания . Багдад был домом для христиан , евреев и зороастрийцев , помимо растущего мусульманского населения. Он стал крупнейшим городом мира.
Аль-Махди продолжал расширять администрацию Аббасидов, создавая новые диваны , или департаменты: для армии, канцелярии и налогообложения. Были назначены кади или судьи, а законы против неарабов были отменены.
Семья Бармакидов укомплектовала эти новые отделы. Бармакиды персидское , имевшие происхождение , изначально были буддистами . Их недолговечное исламское наследие будет играть против них во время правления Харуна аль-Рашида .
Введение бумаги из Китая (см. Битва при Таласе ) в 751 г. имело глубокий эффект. Бумага еще не использовалась на Западе: арабы и персы использовали папирус, а европейцы - пергамент. Бумажная промышленность в Багдаде процветала: целая улица в центре города была отдана под продажу бумаги и книг. Дешевизна и долговечность бумаги были жизненно важным элементом эффективного роста расширяющейся бюрократии Аббасидов.
Аль-Махди проводил две важные религиозные политики: преследование занадика , или дуалистов, и провозглашение ортодоксальности. Аль-Махди сосредоточил свое внимание на преследовании занадика, чтобы улучшить свое положение среди шиитов-пуристов, которые хотели более жесткой позиции в отношении ересей и считали распространение синкретических мусульманско-политеистических сект особенно опасным. Аль-Махди заявил, что халиф имеет возможность и даже ответственность определять ортодоксальную теологию мусульман, чтобы защитить умму от ереси. [ нужна ссылка ] Аль-Махди широко использовал эту широкую новую власть, и она стала важной во время кризиса « михны » правления аль-Мамуна .
Хотя Махди во время своего правления достиг большинства своих национальных и внешних целей, он не был таким бережливым, как его предшественник и отец аль-Мансур . Аль-Махди был очень заинтересован в консультировании своей жены аль-Хайзуран по всем важным повседневным делам правительства. Ее повеления и запреты во дворце были равны повелениям мужа, и много раз она применяла их и за пределами дворца. Аль-Махди не стал ей противостоять и предоставил ей относительную свободу действий из Байт аль-маль (казначейства). Наконец, аль-Хайзуран держала свой собственный двор в гареме и в своих покоях, где она встречала просителей, как мужчин, так и женщин, которые просили ее об одолжении или заступиться за них перед ее мужем, халифом. В число этих петиционеров входили судебные чиновники, военные офицеры, дворяне и купцы:
- «Она доминировала во времена Махди, люди приходили и выходили через ее дверь... Она давала предписания и запреты, ходатайствовала и препятствовала, отвергала и подтверждала их по своей собственной воле».
Аль-Махди подолгу отдыхал в Аль-Русафе, официально разрешал своей жене Хайзуран заниматься некоторыми делами, касающимися государства, и вообще любил хорошо проводить время. Обычно он много ездил в такие поездки или во время похода находился вдали от столицы, поэтому позволял ей действовать от его имени, а чиновники и офицеры получали от нее приказы. Бывшие халифы, отправившиеся в паломничество в хадж в Мекку, совершили долгое путешествие с фляжками, полными мутной воды, и сумками с финиками. Махди не видел причин для такого крайнего самоограничения, вместо этого он путешествовал как королевская особа и даже привозил лед с гор северной Персии, чтобы его напитки могли быть холодными. [68]
Знаменитый анекдот об аль-Махди
[ редактировать ]Однажды аль-Махди охотился на оленей. Вскоре после отплытия Махди и его помощник отделились от остального его окружения. Вскоре они оба устали и проголодались и, к счастью, нашли палатку, принадлежащую бедуину, и спросили его, есть ли у него что-нибудь поесть. Мужчина сказал «да» и предоставил им хлеб, масло и растительное масло. Махди попросил вина, и бедуин дал ему. Махди спросил бедуина, знает ли он, кто он такой, и тот, не интересуясь, ответил, что нет, не знает. Мало кто из людей, не живших на королевских землях, знал бы халифа в лицо. Махди сказал бедуину, что он слуга халифа. Бедуин, впечатленный, сказал, что это хорошая работа. Выпив еще одну чашку вина, Махди снова спросил, знает ли бедуин, кто он такой. Мужчина ответил, что Махди уже рассказал ему. Махди сказал: нет, я лгал, я один из лучших генералов в армии халифа. Выпив еще одну чашу вина, халиф заявил, что на самом деле он сам и есть халиф! Бедуин отказался подавать Махди больше вина и воскликнул, что если он это сделает, то следующий Махди провозгласит себя посланником Бога! [69]
Чеканка аль-Махди
[ редактировать ]Аль-Махди использовал несколько стилей чеканки, но обычным был традиционный исламский стиль — золотой динар , серебряный дирхам и медный фаль .
- Дирхам аль-Махди, монетный двор Мединат аль-Салам ( Багдад ). Датировано 162 г. хиджры (778/9 г. н.э.)
- Дирхам аль-Махди, отчеканенный в Бухаре.
- Дирхам аль-Махди, отчеканенный в Табаристане (недавно завоеванная Аббасидами территория).
- Бухарская чеканка при Аль-Махди.
Преемственность
[ редактировать ]Его старшим сыном был Аль-Хади, старший брат Харуна ар-Рашида. Аль-Хади был очень дорог своему отцу аль-Махди, был назначен своим отцом первым наследником в возрасте 16 лет и выбран лидером армии. [70]
Во второй раз, набеги Харуна на византийцев, повысили его политический имидж, и по возвращении ему был вручен лакаб «ар-Рашид», что означает «Праведный путь». Он был назначен наследником халифа и получил ответственность за управление западными территориями империи, от Сирии до Азербайджана . [7] Аль-Хади был назначен его первым наследником, а Харун ар-Рашид был назван вторым. После смерти аль-Махди его сменил аль-Хади. Он правил год и два месяца. Аль-Хади сменил его брат Харун согласно плану преемственности аль-Махди.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Асма развелась с аль-Махди через месяц или несколько дней.
- ↑ В отличие от своих предшественников Омейядов , халифы Аббасидов проводили консервативную внешнюю политику. В целом они были довольны достигнутыми территориальными границами, и какие бы внешние кампании они ни вели, они носили ответный или упреждающий характер и были призваны сохранить свою границу и убедить соседей в мощи Аббасидов. [44] В то же время походы против Византии особенно имели важное значение для внутреннего потребления. Ежегодные набеги были символом продолжающегося джихада раннего мусульманского государства и были единственными внешними экспедициями, в которых халиф или его сыновья участвовали лично. В официальной пропаганде им тесно соответствовало руководство членами семьи Аббасидов ежегодного паломничества ( хаджа ) в Мекку , подчеркивающее ведущую роль династии в религиозной жизни мусульманской общины. [45] [46] Харун ар-Рашид, в частности, активно стремился воплотить в жизнь эту обязанность: говорят, что он попеременно возглавлял хадж в один год и нападал на Византию в следующем. [47] Невиданная до сих пор степень его личного участия в джихаде превратила его в центральный принцип его концепции халифата, что побудило современных историков рассматривать Харуна как создателя нового типа образцового правителя, « гази -халифа». [48] [49] [50]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Аббасидские халифы при жизни имама Резы (А)» . Сеть Имама Резы . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 г. Проверено 10 декабря 2016 г. .
- ^ Мароцци 2015 , стр. 21–2.
- ^ Перейти обратно: а б с Бобрик 2012 , с. 19.
- ^ Тайиб 2011 , с. 36.
- ^ Кеннеди, Хью (2004). «Истинный халиф арабских ночей» . История сегодня . 54 (9).
- ^ Мароцци 2015 , стр. 25–6.
- ^ Перейти обратно: а б с Бобрик 2012 , с. 24.
- ^ Хилари Килпатрик, « Мавали и музыка», в книге «Патронат и покровительство в раннем и классическом исламе» , изд. Моник Бернардс и Джон Навас (Лейден: Брилл, 2005), стр. 326–48.
- ^ Мароцци 2015 , с. 25.
- ^ Кобб, 2001, стр. 27-28.
- ^ Догерти, Бет К. (15 июня 2019 г.). Исторический словарь Ирака . ISBN 9781538120057 .
- ^ Гариб, Эдмунд А.; Догерти, Бет (18 марта 2004 г.). Исторический словарь Ирака . ISBN 9780810865686 .
- ^ Бобрик 2012 , с. 25.
- ^ Перейти обратно: а б с Бобрик 2012 , с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б Эбботт 1946 , с. 21.
- ^ Эбботт 1946 , с. 24.
- ^ Перейти обратно: а б Эбботт 1946 , с. 31.
- ^ Эбботт 1946 , с. 32.
- ^ Эбботт 1946 , с. 26.
- ^ Перейти обратно: а б Эбботт 1946 , с. 29.
- ^ Эбботт 1946 , стр. 26, 20.
- ^ Перейти обратно: а б Эбботт 1946 , с. 25.
- ^ Эбботт 1946 , с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б с д Эбботт 1946 , с. 33.
- ^ Перейти обратно: а б Хоутсма, Мартин Теодор (1993). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936 гг . Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936 гг. Э. Дж. Брилл. п. 399. ИСБН 978-90-04-09791-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Эт-Табари ; Джон Олден Уильямс (1988). Аль-Табари: Том 1, Правление Абу Джафара аль-Мансура 754–775 гг. Н. Э.: Ранняя империя Аббаси . Аль-Табари. Ранняя империя Аббаси. Издательство Кембриджского университета. п. 46. ИСБН 978-0-521-32662-9 .
- ^ Фишбейн, Майкл (2015). История ат-Табари Том. 31: Война между братьями: Халифат Мухаммеда аль-Амина, 809–813 гг. Н. Э./193–198 гг . Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 187. ИСБН 978-1-4384-0289-5 .
- ^ Эбботт 1946 , стр. 33–34.
- ^ Перейти обратно: а б с Эбботт 1946 , с. 36.
- ^ Аль-Хейтти, AK (2005). Роль женщины-поэтессы во дворце Аббасидов, 132–247, 750–861 гг . Аль Райан. п. 185.
- ^ Клонский, Милтон (1974). Сказочное эго: абсолютная власть в истории . Четырехугольник. п. 87. ИСБН 978-0-8129-0490-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Эбботт 1946 , с. 37.
- ^ Эбботт 1946 , с. 38.
- ^ Эбботт 1946 , стр. 38–39.
- ^ Эбботт 1946 , с. 39.
- ^ Эбботт 1946 , с. 98.
- ^ Тредголд 1988 , стр. 33–34.
- ^ Перейти обратно: а б Брукс 1923 , с. 123.
- ^ Перейти обратно: а б Макрипулиас 2002 , Глава 1 «Большая интернет-энциклопедия Малой Азии» . Архивировано из оригинала 09.11.2013 . Проверено 16 марта 2012 г. .
- ^ Перейти обратно: а б Тредголд 1988 , с. 34.
- ^ Перейти обратно: а б с Брукс 1923 , с. 124.
- ^ Перейти обратно: а б Лилия 1996 , с. 148.
- ^ Тредголд 1988 , стр. 66–67.
- ^ Эль-Хибри 2010 , с. 302.
- ^ Эль-Хибри 2010 , стр. 278–279.
- ^ Кеннеди 2001 , стр. 105–106.
- ^ Эль-Шейх 2004 , стр. 89–90.
- ^ Босворт 1989 , с. XVIII.
- ^ Боннер 1996 , стр. 99–106.
- ^ Хауг 2011 , стр. 637–638.
- ^ Лили 1996 , с. 150.
- ^ Тредголд 1988 , с. 67.
- ^ Перейти обратно: а б Лилия 1996 , стр. 150–151.
- ^ Тредголд 1988 , стр. 67–68.
- ^ Перейти обратно: а б Тредголд 1988 , с. 68.
- ^ Перейти обратно: а б Макрипулиас 2002 , Глава 2.1 «Большая интернет-энциклопедия Малой Азии» . Архивировано из оригинала 09.11.2013 . Проверено 16 марта 2012 г. .
- ^ Перейти обратно: а б с д Манго и Скотт 1997 , стр. 629–630.
- ^ Перейти обратно: а б Лилия 1996 , с. 151.
- ^ Тредголд 1988 , стр. 68–69.
- ^ Кеннеди 1990 , стр. 220–222.
- ^ Перейти обратно: а б с Тредголд 1988 , с. 69.
- ^ Перейти обратно: а б с Макрипулиас 2002 , Глава 2.2 «Большая интернет-энциклопедия Малой Азии» . Архивировано из оригинала 09.11.2013 . Проверено 16 марта 2012 г. .
- ^ Перейти обратно: а б с Лилия 1996 , с. 152.
- ^ Перейти обратно: а б с Кеннеди 1990 , с. 221.
- ^ Тредголд 1988 , с. 69 интерпретирует это как два ежегодных платежа по 90 000 и 70 000 монет в апреле и июне соответственно.
- ^ Тредголд 1988 , стр. 69–70.
- ^ Кеннеди 2001 , стр. 78–79.
- ^ Бобрик 2012 , с. 20.
- ^ Бобрик 2012 , с. 26.
- ^ Хидри, Тарих-и Халафат-и Аббасиян, стр. 51
Библиография
[ редактировать ]- аль-Масуди . Золотые луга, Аббасиды . перевод Пол Лунде и Кэролайн Стоун, Кеган Пол , Лондон и Нью-Йорк, 1989 год.
- Эбботт, Набия (1946). Две королевы Багдада: мать и жена Харуна аль-Рашида . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-86356-031-6 .
- Бобрик, Бенсон (2012). Великолепие халифа: ислам и Запад в золотой век Багдада . Саймон и Шустер. ISBN 978-1416567622 .
- Боннер, Майкл (1996). Аристократическое насилие и священная война: исследования джихада и арабо-византийской границы . Нью-Хейвен, Коннектикут: Американское восточное общество. ISBN 0-940490-11-0 .
- Босворт, CE , изд. (1989). История ат-Табари, Том XXX: Халифат Аббасидов в равновесии: Халифаты Мусы аль-Хади и Харуна ар-Рашида, 785–809 гг. Н.э./169–192 гг . хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-564-4 .
- Брукс, EW (1923). «Глава V. (А) Борьба с сарацинами (717–867)» . В Бери, Дж. Б. (ред.). Кембриджская средневековая история, Том. IV: Восточная Римская империя (717–1453) . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 119–138. ОСЛК 241580719 .
- Эль-Шейх, Надя Мария (2004). Византия глазами арабов . Кембридж, Массачусетс: Гарвардский центр ближневосточных исследований. ISBN 978-0-932885-30-2 .
- Эль-Хибри, Тайеб (2010). «Империя в Ираке, 763–861». В Робинсоне, Чейз Ф. (ред.). Новая Кембриджская история ислама, Том 1: Формирование исламского мира, с шестого по одиннадцатый века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 269–304. ISBN 978-0-521-83823-8 .
- Хауг, Роберт (2011). «Границы и государство в ранней исламской истории: джихад между халифами и добровольцами». Исторический компас . 9 (8): 634–643. дои : 10.1111/j.1478-0542.2011.00791.x . ISSN 1478-0542 .
- Кеннеди, Хью , изд. (1990). История ат-Табари, том XXIX: Аль-Мансур и аль-Махди, 763–786 гг. Н.э./146–169 хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0142-2 .
- Мароцци, Джастин (2015). Багдад: Город мира, Город крови . Книги о пингвинах .
- Тойиб, Биодун (2011). «Аббасидский халифат» (PDF) . Школа искусств и социальных наук Национального открытого университета Нигерии . Архивировано из оригинала (PDF) 14 июля 2015 г.
- Кобб, Пол М. (2001). Белые знамена: раздор в Аббасидской Сирии, 750–880 гг . СУНИ Пресс. ISBN 0-7914-4880-0 .
- Кеннеди, Хью (2001). Армии халифов: армия и общество в раннем исламском государстве . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-203-45853-2 .
- Лили, Ральф-Йоханнес (1996). Византия при Ирине и Константине VI. (780–802) [ Византия при Ирине и Константине VI (780–802) ] (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: Питер Ланг. ISBN 3-631-30582-6 .
- Макрипулиас, Христос (2002). «Поход арабов в Малую Азию, 781-82» . Энциклопедия эллинского мира Малой Азии . Афины: основание эллинского мира. Архивировано из оригинала 9 ноября 2013 года . Проверено 15 марта 2012 г.
- Манго, Кирилл ; Скотт, Роджер (1997). Летопись Феофана Исповедника. История Византии и Ближнего Востока, 284–813 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-822568-7 .
- Тредголд, Уоррен (1988). Византийское возрождение, 780–842 гг . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-1462-4 .
