Михна
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2015 г. ) |
Часть серии о |
ислам |
---|
![]() |
Михна коранического ( арабский : محنة خلق القرآن , латинизированный : miḥna khalaq al-qurʾān , букв. «испытание сотворения ») (также известный как первая мусульманская инквизиция) была периодом религиозных преследований , установленных аббасидским халифом аль-Ма' мун в 833 году н.э., когда религиозные ученые были наказаны, заключены в тюрьму или даже убиты, если они не соответствовали доктрине мутазилитов . Эта политика продолжалась восемнадцать лет (833–851 гг. Н. Э.), Продолжаясь во время правления непосредственных преемников аль-Мамуна, аль-Мутасима и аль-Ватика , и четырех лет аль-Мутаваккиля, который отменил ее в 851 году. [1] [2]
Отмена Михны имеет важное значение как конец претензий Аббасидского халифа решать вопросы религиозной ортодоксальности . Это считается одним из многих примеров преследований исламских школ друг друга, которые продолжаются и по сей день.
Под аль-Мамуном
[ редактировать ]
В 827 году халиф аль-Мамун издал провозглашение коранического учения о сотворении мира . За провозглашением последовало учреждение Михны шесть лет спустя, примерно за четыре месяца до его внезапной смерти в 833 году. [3] Михна продолжалась при его преемниках, аль-Мутасиме и аль-Ватике, прежде чем аль-Мутаваккиль отменил ее между 848 и 851 годами. Было хорошо известно, что эта конкретная доктрина была принята школой мутазилитов в этот период. Мутазилиты считали, что добро и зло не всегда определяются богооткровенными Писаниями или интерпретациями Священных Писаний, но это рациональные категории, которые можно установить без помощи разума.
Традиционные ученые рассматривали провозглашение доктрины и Михну, где аль-Мамун проверял убеждения своих подчиненных, как связанные события, посредством которых халиф использовал свой религиозный авторитет в определении ортодоксальности и навязывал свои взгляды другим посредством своих принудительных полномочий в качестве правителя. Мотивы, побудившие Аль-Мамуна навязать свои убеждения членам своего правительства (например, своим судьям, поскольку объем Михны не распространялся на изучение верований простолюдинов в духе европейских инквизиций), были приписаны его Интеллектуальные тенденции мутазилитов, его симпатии к шиитскому исламу или проницательное решение укрепить свою религиозную власть в то время, когда улемы начали рассматриваться как истинные хранители религиозных знаний и традиций Пророка.
События и пояснения
[ редактировать ]Объяснение 1: Аль-Мамун и мутазилизм
Ученые, которые приписывают Михну убеждениям аль-Мамуна , мутазилитским указывают на его тесную связь с ведущими мутазилитами той эпохи. [4] Среди мутазилитов аль-Мамуна, назначенных на высокие посты в его администрации, был Ахмед ибн Аби Дуад , известный мутазилит, который стал главным кади во время его правления. [5] Из-за того, что Ибн Аби Дуад был ученым Калама и его строгой защитой Михны при двух последующих халифах, некоторые ученые пришли к выводу, что его влияние привело к тому, что аль-Мамун, наконец, предпринял действия и реализовал Михну в течение прошлого года. его жизни. Однако остается неясным, является ли назначение Ибн Аби Дуада причиной или отражением планов аль-Мамуна по учреждению Михны.
Объяснение 2: Прошиитские тенденции Аль-Мамуна
В большей степени, чем другие халифы, Аль-Мамун продемонстрировал близость к членам семьи Алидов и некоторым их доктринам, что побудило некоторых ученых предположить, что он, возможно, перенял некоторые из их взглядов. Будучи выдающимся религиоведом, аль-Мамун в письмах своим префектам с просьбой начать инквизицию, кажется, передает представление о том, что его знания и знания находились на более высоком уровне, чем у общественности или даже других религиозных ученых, которых сравнивали с вульгарная толпа, не имеющая никакого понимания или освещения вопросов, касающихся Бога. [6] Эта точка зрения аналогична шиитской вере в то, что только имам обладает эзотерическими знаниями о Коране и вопросах веры. Помимо принятия титула имама, Аль-Мамун сделал особые примирительные жесты семье Алидов, о чем свидетельствует его назначение Али ар-Риды своим наследником и особое почтение, которое он испытывал к Алиду, что он также превращено в доктрину. Шиизм, как и мутазилизм, принял доктрину сотворения Корана, поэтому некоторые ученые истолковывают заявление аль-Мамуна об этой доктрине и Михне как отражение его пристрастия к шиитским доктринам, предполагая при этом, что что отмена указа аль-Мутаваккилем отчасти была вызвана его антагонизмом по отношению к Алидам. [5]
Однако такое описание использования сотворенности Корана в качестве лакмусовой бумажки для мутазилизма или шиизма может ввести в заблуждение. Хотя в этом вопросе существует совпадение между двумя школами мысли, мутазилизм и шиизм были не единственными богословскими течениями, разделявшими эту веру, поэтому не обязательно может существовать связь между ними в случае всех этих теологических течений. -Михна Мамуна. Кроме того, неясно, полностью ли шиизм в этот период принял идею сотворения Корана или же это ретроекция более поздних времен, после того как сунниты и шиизм развили свои доктрины. В то время как некоторые ученые утверждают, что преобладающая точка зрения среди шиитских богословов в то время следовала учению Джафара ас-Садика, который верил в его несотворенность, другие источники оспаривают, придерживался ли имам Джафар ас-Садик такой точки зрения.
Объяснение 3: Михна как утверждение власти халифа
Некоторые из последних исследований Михны предполагают, что аль-Мамун, возможно, использовал ее как возможность восстановить свой религиозный авторитет как халифа. В серии писем своим губернаторам аль-Мамун подробно остановился на роли халифа как хранителя религии и законов Бога. Похоже, он опирался на шиитское представление о том, что только халиф-имам обладает эзотерическими знаниями, и использовал это, чтобы подчеркнуть свою роль просветителя, призванного вывести людей из невежества в религиозных вопросах. Михна Аль-Мамуна представляла собой попытку отобрать власть над религиозными знаниями у ученых (улемов), особенно у традиционалистов, таких как Ахмед ибн Ханбал, чья власть интерпретировать религию была основана на их знаниях традиций Пророка. Однако в более долгосрочной перспективе досовременной исламской истории религиозная власть стала исключительной компетенцией ученых, в то время как халиф сначала был низведен до политической власти, а затем и до символической сущности. Это объяснение Михны является позицией большинства современных ученых.
Под аль-Мутасимом
[ редактировать ]аль-Мамун умер в 833 году, но его политику продолжил аль-Мутассим. В том же году известному религиоведу Ахмаду ибн Ханбалу был задан вопрос, на который он ответил, что Коран не был создан. Аль-Мутассим отстранил его от должности, заключил в тюрьму и пороли до тех пор, пока он не потерял сознание. Однако жители Багдада пригрозили восстать, узнав об аресте ибн Ханбала, и аль-Мутассим освободил его. [7] аль-Мутассим впоследствии был занят строительством новой столицы в Самарре и военными кампаниями и не рассматривал Михну как нечто большее, чем просто судебную формальность (показания человека, ответившего отрицательно, были недопустимы в суде .) [8] [9]
Последствия
[ редактировать ]![]() | В этом разделе есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Важно отметить, что в классическом исламе именно частные лица, а не халифат, взяли на себя миссию развития различных исламских наук, включая право. То есть закон, в отличие от того, что происходит в современных национальных государствах, не был исключительной прерогативой государства. Фактически, юристы разработали его в сознательной оппозиции государству (например, Джексон, 2002). С самого начала в классическом исламе существовал религиозный порядок, отличный от политического порядка. Полуавтономия ученых привела к такому интересному феномену, как появление различных, а по некоторым вопросам и диаметрально противоположных школ юриспруденции , которые все считались действительными и аутентичными с исламской точки зрения. В этом контексте Михна отражает разочарование халифа в могущественной и влиятельной юридической культуре. Это продолжалось около пятнадцати лет, после чего сферы власти как политических, так и религиозных орденов стали более четко определены. Это не означает, что конфронтация была отличительной чертой отношений между обоими орденами. Отношения были более тонкими и включали не только конфронтацию, но и сотрудничество. Вообще говоря, религиозный порядок выступал в качестве буфера между политическим порядком и простыми людьми.
Рост буквального толкования и центральное место Сунны
Буквальное толкование Корана было принято в богословских вопросах за основу. Сунне . (достоверным действиям и высказываниям Пророка Мухаммеда) была придана божественная и священная природа и важный законодательный источник, помимо маргинализации мнений и опоры на утверждения древних ученых при разрешении богословских споров
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мухаммад Касим Заман (1997). Религия и политика при ранних Аббасидах: появление прото-суннитской элиты . БРИЛЛ. стр. 106–112. ISBN 978-90-04-10678-9 .
- ^ https://escholarship.mcgill.ca/downloads/4x51hp478?locale=en. [ пустой URL PDF ]
- ^ Навас, Джон А. (1994). «Повторный анализ трех современных объяснений введения аль-Мамуном Михны». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 26 (4): 615–629. дои : 10.1017/s0020743800061134 . JSTOR 163805 . S2CID 159973328 .
- ^ Навас, Джон А. (1994). «Повторный анализ трех современных объяснений введения аль-Мамуном Михны». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 26 (4): 616. дои : 10.1017/s0020743800061134 . JSTOR 163805 . S2CID 159973328 .
- ^ Jump up to: а б Паттон, Уолтер Мелвилл (1897). Ахмед ибн Хунбал и Михна: биография имама, включая отчет о мусульманской инквизиции под названием Михна, 218–234 гг. Хиджры, Э. Дж. Брилл. стр. 54–55.
- ^ Аль-Суюти, Джалалуддин (1881 г.). История халифов . Калькутта: Дж. В. Томас, Baptist Mission Press. п. 322.
- ^ Брилл, Э.Дж., изд. (1965–1986). Энциклопедия ислама, том. 7 . п. 3.
- ^ Брилл, Э.Дж., изд. (1965–1986). Энциклопедия ислама, том. 7 . п. 4.
- ^ Тилье, Матье (08.11.2019), «Глава 3. Справедливость кади в первые два века ислама» , «Изобретение кади: справедливость мусульман, евреев и христиан в первые века ислама» Ислам , Историческая библиотека стран ислама, Париж: Éditions de la Sorbonne, стр. 179–377, ISBN 979-10-351-0102-2 , получено 14 июня 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- Куперсон, Майкл (2005). Аль-Мамун (Создатели мусульманского мира) . Оксфорд, Англия: Публикации Oneworld. ISBN 978-1-85168-386-4 .
- Эсс, СП (2006). Расцвет мусульманской теологии . США: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-02208-9 .
- Гурвиц, Н. (2001). «Михна как самооборона». Студия Исламика . 92 : 93–111. дои : 10.2307/1596192 . JSTOR 1596192 .
- Джексон, Ю.А. (2002). «Джихад и современный мир». Журнал исламского права и культуры . 7 (1): 1–26.
- Навас, Дж. А. (1994). «Пересмотр трех современных объяснений введения аль-Мамуном Михны». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 26 (4): 615–629. дои : 10.1017/S0020743800061134 . S2CID 159973328 .
- Навас, Дж. А. (1996). «Возвращение к Михне 218 года хиджры / 833 года нашей эры: эмпирическое исследование». Журнал Американского восточного общества . 116 (4). Журнал Американского восточного общества, Vol. 116, № 4: 698–708. дои : 10.2307/605440 . JSTOR 605440 .