Jump to content

Михна

Михна коранического ( арабский : محنة خلق القرآن , латинизированный : miḥna khalaq al-qurʾān , букв. «испытание сотворения ») (также известный как первая мусульманская инквизиция) была периодом религиозных преследований , установленных аббасидским халифом аль-Ма' мун в 833 году н.э., когда религиозные ученые были наказаны, заключены в тюрьму или даже убиты, если они не соответствовали доктрине мутазилитов . Эта политика продолжалась восемнадцать лет (833–851 гг. Н. Э.), Продолжаясь во время правления непосредственных преемников аль-Мамуна, аль-Мутасима и аль-Ватика , и четырех лет аль-Мутаваккиля, который отменил ее в 851 году. [1] [2]

Отмена Михны имеет важное значение как конец претензий Аббасидского халифа решать вопросы религиозной ортодоксальности . Это считается одним из многих примеров преследований исламских школ друг друга, которые продолжаются и по сей день.

Под аль-Мамуном

[ редактировать ]
Карта Михны и событий, связанных с ней

В 827 году халиф аль-Мамун издал провозглашение коранического учения о сотворении мира . За провозглашением последовало учреждение Михны шесть лет спустя, примерно за четыре месяца до его внезапной смерти в 833 году. [3] Михна продолжалась при его преемниках, аль-Мутасиме и аль-Ватике, прежде чем аль-Мутаваккиль отменил ее между 848 и 851 годами. Было хорошо известно, что эта конкретная доктрина была принята школой мутазилитов в этот период. Мутазилиты считали, что добро и зло не всегда определяются богооткровенными Писаниями или интерпретациями Священных Писаний, но это рациональные категории, которые можно установить без помощи разума.

Традиционные ученые рассматривали провозглашение доктрины и Михну, где аль-Мамун проверял убеждения своих подчиненных, как связанные события, посредством которых халиф использовал свой религиозный авторитет в определении ортодоксальности и навязывал свои взгляды другим посредством своих принудительных полномочий в качестве правителя. Мотивы, побудившие Аль-Мамуна навязать свои убеждения членам своего правительства (например, своим судьям, поскольку объем Михны не распространялся на изучение верований простолюдинов в духе европейских инквизиций), были приписаны его Интеллектуальные тенденции мутазилитов, его симпатии к шиитскому исламу или проницательное решение укрепить свою религиозную власть в то время, когда улемы начали рассматриваться как истинные хранители религиозных знаний и традиций Пророка.

События и пояснения

[ редактировать ]

Объяснение 1: Аль-Мамун и мутазилизм

Ученые, которые приписывают Михну убеждениям аль-Мамуна , мутазилитским указывают на его тесную связь с ведущими мутазилитами той эпохи. [4] Среди мутазилитов аль-Мамуна, назначенных на высокие посты в его администрации, был Ахмед ибн Аби Дуад , известный мутазилит, который стал главным кади во время его правления. [5] Из-за того, что Ибн Аби Дуад был ученым Калама и его строгой защитой Михны при двух последующих халифах, некоторые ученые пришли к выводу, что его влияние привело к тому, что аль-Мамун, наконец, предпринял действия и реализовал Михну в течение прошлого года. его жизни. Однако остается неясным, является ли назначение Ибн Аби Дуада причиной или отражением планов аль-Мамуна по учреждению Михны.

Объяснение 2: Прошиитские тенденции Аль-Мамуна

В большей степени, чем другие халифы, Аль-Мамун продемонстрировал близость к членам семьи Алидов и некоторым их доктринам, что побудило некоторых ученых предположить, что он, возможно, перенял некоторые из их взглядов. Будучи выдающимся религиоведом, аль-Мамун в письмах своим префектам с просьбой начать инквизицию, кажется, передает представление о том, что его знания и знания находились на более высоком уровне, чем у общественности или даже других религиозных ученых, которых сравнивали с вульгарная толпа, не имеющая никакого понимания или освещения вопросов, касающихся Бога. [6] Эта точка зрения аналогична шиитской вере в то, что только имам обладает эзотерическими знаниями о Коране и вопросах веры. Помимо принятия титула имама, Аль-Мамун сделал особые примирительные жесты семье Алидов, о чем свидетельствует его назначение Али ар-Риды своим наследником и особое почтение, которое он испытывал к Алиду, что он также превращено в доктрину. Шиизм, как и мутазилизм, принял доктрину сотворения Корана, поэтому некоторые ученые истолковывают заявление аль-Мамуна об этой доктрине и Михне как отражение его пристрастия к шиитским доктринам, предполагая при этом, что что отмена указа аль-Мутаваккилем отчасти была вызвана его антагонизмом по отношению к Алидам. [5]

Однако такое описание использования сотворенности Корана в качестве лакмусовой бумажки для мутазилизма или шиизма может ввести в заблуждение. Хотя в этом вопросе существует совпадение между двумя школами мысли, мутазилизм и шиизм были не единственными богословскими течениями, разделявшими эту веру, поэтому не обязательно может существовать связь между ними в случае всех этих теологических течений. -Михна Мамуна. Кроме того, неясно, полностью ли шиизм в этот период принял идею сотворения Корана или же это ретроекция более поздних времен, после того как сунниты и шиизм развили свои доктрины. В то время как некоторые ученые утверждают, что преобладающая точка зрения среди шиитских богословов в то время следовала учению Джафара ас-Садика, который верил в его несотворенность, другие источники оспаривают, придерживался ли имам Джафар ас-Садик такой точки зрения.

Объяснение 3: Михна как утверждение власти халифа

Некоторые из последних исследований Михны предполагают, что аль-Мамун, возможно, использовал ее как возможность восстановить свой религиозный авторитет как халифа. В серии писем своим губернаторам аль-Мамун подробно остановился на роли халифа как хранителя религии и законов Бога. Похоже, он опирался на шиитское представление о том, что только халиф-имам обладает эзотерическими знаниями, и использовал это, чтобы подчеркнуть свою роль просветителя, призванного вывести людей из невежества в религиозных вопросах. Михна Аль-Мамуна представляла собой попытку отобрать власть над религиозными знаниями у ученых (улемов), особенно у традиционалистов, таких как Ахмед ибн Ханбал, чья власть интерпретировать религию была основана на их знаниях традиций Пророка. Однако в более долгосрочной перспективе досовременной исламской истории религиозная власть стала исключительной компетенцией ученых, в то время как халиф сначала был низведен до политической власти, а затем и до символической сущности. Это объяснение Михны является позицией большинства современных ученых.

Под аль-Мутасимом

[ редактировать ]

аль-Мамун умер в 833 году, но его политику продолжил аль-Мутассим. В том же году известному религиоведу Ахмаду ибн Ханбалу был задан вопрос, на который он ответил, что Коран не был создан. Аль-Мутассим отстранил его от должности, заключил в тюрьму и пороли до тех пор, пока он не потерял сознание. Однако жители Багдада пригрозили восстать, узнав об аресте ибн Ханбала, и аль-Мутассим освободил его. [7] аль-Мутассим впоследствии был занят строительством новой столицы в Самарре и военными кампаниями и не рассматривал Михну как нечто большее, чем просто судебную формальность (показания человека, ответившего отрицательно, были недопустимы в суде .) [8] [9]

Последствия

[ редактировать ]

Важно отметить, что в классическом исламе именно частные лица, а не халифат, взяли на себя миссию развития различных исламских наук, включая право. То есть закон, в отличие от того, что происходит в современных национальных государствах, не был исключительной прерогативой государства. Фактически, юристы разработали его в сознательной оппозиции государству (например, Джексон, 2002). С самого начала в классическом исламе существовал религиозный порядок, отличный от политического порядка. Полуавтономия ученых привела к такому интересному феномену, как появление различных, а по некоторым вопросам и диаметрально противоположных школ юриспруденции , которые все считались действительными и аутентичными с исламской точки зрения. В этом контексте Михна отражает разочарование халифа в могущественной и влиятельной юридической культуре. Это продолжалось около пятнадцати лет, после чего сферы власти как политических, так и религиозных орденов стали более четко определены. Это не означает, что конфронтация была отличительной чертой отношений между обоими орденами. Отношения были более тонкими и включали не только конфронтацию, но и сотрудничество. Вообще говоря, религиозный порядок выступал в качестве буфера между политическим порядком и простыми людьми.


Рост буквального толкования и центральное место Сунны

Буквальное толкование Корана было принято в богословских вопросах за основу. Сунне . (достоверным действиям и высказываниям Пророка Мухаммеда) была придана божественная и священная природа и важный законодательный источник, помимо маргинализации мнений и опоры на утверждения древних ученых при разрешении богословских споров

  1. ^ Мухаммад Касим Заман (1997). Религия и политика при ранних Аббасидах: появление прото-суннитской элиты . БРИЛЛ. стр. 106–112. ISBN  978-90-04-10678-9 .
  2. ^ https://escholarship.mcgill.ca/downloads/4x51hp478?locale=en. [ пустой URL PDF ]
  3. ^ Навас, Джон А. (1994). «Повторный анализ трех современных объяснений введения аль-Мамуном Михны». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 26 (4): 615–629. дои : 10.1017/s0020743800061134 . JSTOR   163805 . S2CID   159973328 .
  4. ^ Навас, Джон А. (1994). «Повторный анализ трех современных объяснений введения аль-Мамуном Михны». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 26 (4): 616. дои : 10.1017/s0020743800061134 . JSTOR   163805 . S2CID   159973328 .
  5. ^ Jump up to: а б Паттон, Уолтер Мелвилл (1897). Ахмед ибн Хунбал и Михна: биография имама, включая отчет о мусульманской инквизиции под названием Михна, 218–234 гг. Хиджры, Э. Дж. Брилл. стр. 54–55.
  6. ^ Аль-Суюти, Джалалуддин (1881 г.). История халифов . Калькутта: Дж. В. Томас, Baptist Mission Press. п. 322.
  7. ^ Брилл, Э.Дж., изд. (1965–1986). Энциклопедия ислама, том. 7 . п. 3.
  8. ^ Брилл, Э.Дж., изд. (1965–1986). Энциклопедия ислама, том. 7 . п. 4.
  9. ^ Тилье, Матье (08.11.2019), «Глава 3. Справедливость кади в первые два века ислама» , «Изобретение кади: справедливость мусульман, евреев и христиан в первые века ислама» Ислам , Историческая библиотека стран ислама, Париж: Éditions de la Sorbonne, стр. 179–377, ISBN  979-10-351-0102-2 , получено 14 июня 2020 г.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7ffb393e3c3ae6b1077559cb0033144d__1721853540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7f/4d/7ffb393e3c3ae6b1077559cb0033144d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mihna - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)