Jump to content

Абу Муслим

Абу Муслим
Абу Муслим
Портрет Абу Муслима (ум. 755) из генеалогии ( silsilanāma ) «Сливки историй» ( Zübdet-üt Tevarih , 1598)
Рожденный
Имя при рождении неизвестно, возможно, Бехзадан или Ибрагим.

718/19 или 723/27
Умер 755
Известный Аббасидская революция
Заголовок Аббасидский правитель Хорасана
Срок 748–755
Военная карьера
Битвы/войны

Абу Муслим Абд ар-Рахман ибн Муслим аль-Хурасани ( арабский : Абу Муслим Абд ар-Рахман ибн Муслим аль-Хурасани ; персидский : Абу Муслим Абд ар-Рахман ибн Муслим Хурасани ; родился 718/19 или 723/27, умер 755) был персом [1] [2] генерал, который возглавил революцию Аббасидов , свергнувшую династию Омейядов и приведшую к созданию халифата Аббасидов .

О происхождении Абу Муслима мало что известно, но к началу 740-х годов он находился в контакте с агентами Аббасидов и около 745 года был отправлен в Хорасан . В 747 году Абу Муслим поднял открытое восстание против правления Омейядов и быстро захватил Мерв . Он постепенно усилил контроль Аббасидов над Хорасаном и был назначен губернатором провинции после создания халифата Аббасидов в 750 году. Опасаясь растущего влияния и популярности Абу Муслима, второй халиф Аббасидов , аль-Мансур , приказал его убить. Он был казнен на глазах халифа в Аль-Мадаине в 755 году по обвинению в ереси.

Происхождение и название

[ редактировать ]

По словам Голам-Хосайна Юсофи, «источники расходятся относительно его настоящего имени и происхождения. Некоторые считают его потомком Годарза и визиря Бозоргмехра ​​и называют его Эбрахимом; некоторые называют его Бехзаданом, сыном Вендада Хормоза ; а другие относят его к Аббасидам или Алидам . Все эти предположения сомнительны». [3] Скорее всего, он был персидского происхождения. [4] и родился то ли в Мерве , то ли недалеко от Исфахана . [3] Точная дата неизвестна: либо 718/9, либо где-то 723/7. [3]

Шиитский активист и миссионерская деятельность в Хорасане

[ редактировать ]

Он вырос в Куфе , [3] где он служил рабом и шорником [5] из клана Бану Иджл . [4] Именно там Абу Муслим познакомился с мусульманами-шиитами . [4]

Куфа в то время была очагом социальных и политических волнений против правящей династии Омейядов , чья политика отдавала предпочтение арабам , а не неарабам, принявшим ислам ( мавали ), и, таким образом, воспринималась как нарушение исламских обещаний равенства. Роскошный образ жизни халифов Омейядов и преследования Алидов еще больше оттолкнули благочестивых. [3] Эта сплоченная поддержка шиитского правления со стороны члена семьи Мухаммеда , направляемый Богом , который, как имам или махди , будет править в соответствии с Кораном и Сунной и создать истинно исламское правительство, которое принесет справедливость. и мир мусульманской общине. [6]

К 737 году он записан среди последователей гали («экстремистского, неортодоксального») аль-Мугиры . [4] Эти действия привели его в тюрьму, откуда он был освобожден в 741/2 году ведущими миссионерами Аббасидов ( накаб , синг. накиб ) по пути в Мекку . [4] Его представили главе клана Аббасидов Мухаммаду ибн Али ибн Абдаллаху , который в 745/6 году отправил его руководить миссионерской деятельностью в Хорасане . [4]

Хорасан и иранская восточная половина Халифата в целом представляли благодатную почву для миссионерской деятельности Аббасидов. [3] Вдали от столичной провинции Омейядов в Сирии , Хорасан имел особую индивидуальность. Здесь проживала большая община арабских поселенцев , что, в свою очередь, привело к появлению большого числа новообращенных местных жителей, а также к смешанным бракам между арабами и иранцами. [7] Будучи приграничной провинцией, подвергавшейся постоянным военным действиям , местные мусульмане имели опыт в военном отношении, и совместная борьба помогла еще больше объединить арабов и коренных мусульман Хорасана, испытывая общую неприязнь к тенденциям централизации Дамаска и поборам сирийских губернаторов. [7] Согласно более поздним данным, уже в 718/9 году Аббасиды отправили двенадцать накабов в провинцию , но современные ученые скептически относятся к таким заявлениям, и похоже, что только после провала восстания Зайда ибн Али в 740 году аббасидский миссионер движение начало набирать обороты в Хорасане. В 745 году Хорасани Кахтаба ибн Шабиб ат-Таи отправился на запад, чтобы присягнуть Ибрагиму ибн Мухаммаду , и именно с ним Абу Муслим был отправлен на восток, чтобы взять на себя управление. [8]

Когда Абу Муслим прибыл в Хорасан, провинция была в смятении из-за продолжающейся гражданской войны Омейядов Третьей Фитны , которая вновь разожгла вражду между племенными группами Яман и Кайс : многочисленный элемент Ямани в провинции выступил против давний губернатор Наср ибн Сайяр и стремились заменить его своим защитником Джудаем аль-Кирмани . Аль-Кирмани возглавил восстание против Ибн Сайяра и изгнал его из столицы провинции Мерва в конце 746 года, когда губернатор бежал в крепость Кайси в Нишапуре . [9] [10] [11]

Абу Муслим и революция Аббасидов

[ редактировать ]
Аббасидский серебряный дирхам во имя Абу Муслима, отчеканенный в Мерве в 132 г. хиджры (749–750 гг.)

Он взял Мерв в декабре 747 года (или январе 748 года), победив наместника Омейядов Насра ибн Сайяра , а также Шайбана аль-Хариджи , хариджитского претендента на халифат. Он стал фактическим губернатором Хорасана и получил известность как генерал в конце 740-х годов, разгромив восстание Бихафарида , лидера синкретической персидской секты, которая была маздаистами . Абу Муслим получил поддержку в подавлении восстания как со стороны мусульман-пуристов, так и со стороны зороастрийцев. [12]

Правление Хорасана и смерть

[ редактировать ]
«Абу Муслим наказывает человека за рассказы», ​​Фолио из « Этики Насира» ( Ахлак-и Насири ) Насир ад-Дина Туси . Копия создана в Лахоре между 1590–1595 гг.

После установления режима Аббасидов Абу Муслим остался в Хорасане в качестве его губернатора. [4] В этой роли он подавил шиитское восстание Шарика ибн Шейха аль-Махри в Бухаре в 750/1 г. [4] и способствовал мусульманскому завоеванию Средней Азии , отправив Абу Дауда Халида ибн Ибрагима в кампанию на востоке. [4]

Его героическая роль в революции и военное мастерство, а также его примирительная политика по отношению к шиитам , суннитам , зороастрийцам , евреям и христианам сделали его чрезвычайно популярным среди народа. Хотя кажется, что Абу аль-Аббас ас-Саффах в целом доверял ему, он опасался его власти, ограничив свое окружение 500 людьми по прибытии в Ирак по пути в хадж в 754 году. Брат Абу аль-Аббаса, аль-Мансур (годы правления 754–775) не раз советовал аль-Саффаху убить Абу Муслима, опасаясь его растущего влияния и популярности. Похоже, что эта неприязнь была взаимной: Абу Муслим стремился к большей власти и с презрением смотрел на аль-Мансура сверху вниз, чувствуя, что аль-Мансур был в долгу перед Абу Муслимом за свое положение. Когда дядя нового халифа, Абдулла ибн Али, восстал, аль-Мансур попросил Абу Муслима подавить это восстание, что он и сделал, и Абдулла был отдан в плен своему племяннику. В конечном итоге Абдулла был казнен.

Отношения быстро ухудшились, когда аль-Мансур послал своего канцлера Абу-аль-Хасиба провести инвентаризацию военных трофеев, а затем назначил Абу Муслима губернатором Сирии и Египта за пределами своей базы власти. После все более ожесточенной переписки между Абу Муслимом и аль-Мансуром Абу Муслим опасался, что его убьют, если он появится в присутствии халифа. Позже он передумал и решил предстать перед ним из-за сочетания предполагаемого неповиновения, обещания аль-Мансура сохранить его на посту губернатора Хорасана и заверений некоторых из его близких помощников, некоторые из которых были подкуплены аль-Мансуром. Мансур. Он отправился в Ирак, чтобы встретиться с аль-Мансуром в аль-Мадаине в 755 году. Аль-Мансур приступил к перечислению своих претензий к Абу Муслиму, который постоянно напоминал халифу о его попытках возвести его на престол. Против Абу Муслима также были обвинения в том, что он зиндик или еретик. [13] Затем аль-Мансур дал сигнал пяти своим охранникам за портиком убить его. Изуродованное тело Абу Муслима было брошено в реку Тигр , а его командиры были подкуплены, чтобы они согласились на убийство.

Криптозороастризм

[ редактировать ]

Последующее падение и казнь Абу Муслима по обвинению в ереси усилили сомнения в искренности его исламской веры. В частности, это включает в себя его тесные отношения с мобадом Сунпадом и его неоднократное восхваление зороастризма. [14] [15]

После его успешной кампании в Горгане есть сообщение о том, что один из соплеменников смог обойти линию Абу Муслима и передать новости об уничтожении Омейядов, сбрив бороду, надев кушти и притворившись зороастрийцем ( тассаббаха бил-маджус). ), что предполагает, что его ряды имели зороастрийское происхождение. [16] Более того, есть записи, указывающие на то, что Абу Муслим планировал казнить всех говорящих на арабском языке в Хорасане. [16]

В « Сиясатнаме» аль-Мульк подчеркнул, что Абу Муслим обладал талантом апеллировать к зороастрийскому возрождению. [17]

Всякий раз, когда он оставался наедине с зороастрийцами, он говорил: «Согласно одной из книг Сасанидов, которую я нашел, арабской империи пришел конец. Я не поверну назад, пока не разрушу Каабу, ибо это было [ошибочно ] заменим солнце; мы сделаем солнце нашей киблой, как это было в старину» [17]

Несмотря на его помощь в подавлении ереси Бехафарида и возможность его собственных зороастрийских симпатий, Абу Муслим не пользовался благосклонностью зороастрийского православия в среднеперсидской традиции, поскольку и Занди Вахман Ясн , и Заратошт-нама осуждают Абу Муслима. [18]

Наследие

[ редактировать ]

Его убийство не было хорошо воспринято жителями Хорасана, и среди населения возникло негодование и восстание по поводу жестоких методов, использованных Аль-Мансуром. [13] Он стал легендарной фигурой для многих в Персии , и несколько персидских еретиков начали восстания, утверждая, что он не умер и вернется; [13] в число последних входили его собственный пропагандист Исхак ат-Турк , зороастрийский священнослужитель Сунпад в Нишапуре , Абу Муслимийя подразделение шиитов-кайсанитов и аль-Муканна в Хорасане. Даже Бабак заявлял о своем происхождении от него. [ нужна ссылка ]

В Средней Азии, Иране и Афганистане существуют различные варианты легенд об Абу Муслиме и формах его поклонения. В зависимости от конкретных местных традиций некоторые местные святые узакониваются благодаря воображаемой связи с Абу Муслимом. [19]

О нем написано как минимум три эпических романа:

  • Марзубани, Мухаммад ибн Имран, Ахбар Шуара аль-Шиах
  • Мухаммад ибн Хасан, Абу Тахир Тарсуси, Абу Мусли́нама
  • Зидан, Джорджи, Абу Муслим аль-Хурасани

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бахрамян, Али; Саджади, Садек; Бернджян, Фархуд (2008). «Абу Муслим аль-Хурасани». В Маделунге, Уилферд ; Дафтари, Фархад (ред.). Исламская энциклопедия . Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1875-9831_isla_COM_0113 . Абу Муслим аль-Хурасани был известным персидским даи (миссионером) и полководцем (ок. 100–137/ок. 718–754).
  2. Encyclepedia.com . Архивировано 30 августа 2019 года в Wayback Machine «ок. 728–755, персидский лидер революции Аббасидов».
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Юсофи 1983 .
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Москати 1960 , с. 141.
  5. ^ «Абу Муслим | Биография, история и факты | Британника» . www.britanica.com . Архивировано из оригинала 12 января 2023 года . Проверено 12 января 2023 г.
  6. ^ Кеннеди 2004 , стр. 123–126.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кеннеди 2004 , с. 125.
  8. ^ Кеннеди 2004 , стр. 125–126.
  9. ^ Шабан 1979 , с. 134–136.
  10. ^ Хоутинг 2000 , стр. 107-1. 107–108.
  11. ^ Шэрон 1990 , стр. 43–45.
  12. ^ Универсалис, Энциклопедия. «АББАСИДЫ» . Энциклопедия Universalis (на французском языке). Архивировано из оригинала 27 июня 2019 года . Проверено 28 июня 2019 г. Абу Муслим начал операцию в 747 году, а победа была достигнута в битве при Гранд-Забе в 750 году.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гольдшмидт, Артур (2002), Краткая история Ближнего Востока , Боулдер, Колорадо: Westview Press, стр. 76–77 , ISBN  0-8133-3885-9
  14. ^ Бабаян, Кэтрин; Бабаян, доцент кафедры иранской истории и культуры Кэтрин (2002 г.). Мистики, монархи и мессии: культурные ландшафты Ирана раннего Нового времени . Гарвардский CMES. ISBN  978-0-932885-28-9 .
  15. ^ Фрай, Ричард Нельсон (1979). Исламский Иран и Средняя Азия (VII–XII вв.) . Лондон: Перепечатки Variorum. ISBN  0-86078-044-9 . OCLC   5823821 .
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ричард Г. Ованнисян; Жорж Сабах; Ихсан Яршатир (1998). Персидское присутствие в исламском мире . Издательство Кембриджского университета. стр. 64–65. ISBN  978-0-521-59185-0 . Архивировано из оригинала 15 апреля 2023 года . Проверено 29 октября 2020 г.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б аль-Мульк, Низам (2002). Книга правления, или Правила для королей: Сияр аль-Мулук, Или, Сиясат-нама Низама аль-Мулька . Психология Пресс. п. 207. ИСБН  978-0-7007-1228-1 .
  18. ^ Дарьяи, Турадж (1 января 1998 г.). «Апокалипсис сегодня: зороастрийские размышления о ранних исламских веках» . Средневековые встречи . 4 (3): 188–202. дои : 10.1163/157006798X00115 . ISSN   1570-0674 . Архивировано из оригинала 8 мая 2021 года . Проверено 29 октября 2020 г.
  19. ^ Маликов Азим. Культ Абу Муслима и его сподвижников в Центральной Азии: варианты мифологизации в «Этнографическом обозрении» №3, 2020, стр. 141–160

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 92ac78c3352ce25d2911830a8c472245__1721764380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/92/45/92ac78c3352ce25d2911830a8c472245.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Abu Muslim - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)