Абу Муслим
Абу Муслим | |
---|---|
Абу Муслим | |
![]() Портрет Абу Муслима (ум. 755) из генеалогии ( silsilanāma ) «Сливки историй» ( Zübdet-üt Tevarih , 1598) | |
Рожденный | Имя при рождении неизвестно, возможно, Бехзадан или Ибрагим. 718/19 или 723/27 |
Умер | 755 |
Известный | Аббасидская революция |
Заголовок | Аббасидский правитель Хорасана |
Срок | 748–755 |
Военная карьера | |
Битвы/войны |
Абу Муслим Абд ар-Рахман ибн Муслим аль-Хурасани ( арабский : Абу Муслим Абд ар-Рахман ибн Муслим аль-Хурасани ; персидский : Абу Муслим Абд ар-Рахман ибн Муслим Хурасани ; родился 718/19 или 723/27, умер 755) был персом [1] [2] генерал, который возглавил революцию Аббасидов , свергнувшую династию Омейядов и приведшую к созданию халифата Аббасидов .
О происхождении Абу Муслима мало что известно, но к началу 740-х годов он находился в контакте с агентами Аббасидов и около 745 года был отправлен в Хорасан . В 747 году Абу Муслим поднял открытое восстание против правления Омейядов и быстро захватил Мерв . Он постепенно усилил контроль Аббасидов над Хорасаном и был назначен губернатором провинции после создания халифата Аббасидов в 750 году. Опасаясь растущего влияния и популярности Абу Муслима, второй халиф Аббасидов , аль-Мансур , приказал его убить. Он был казнен на глазах халифа в Аль-Мадаине в 755 году по обвинению в ереси.
Происхождение и название
[ редактировать ]По словам Голам-Хосайна Юсофи, «источники расходятся относительно его настоящего имени и происхождения. Некоторые считают его потомком Годарза и визиря Бозоргмехра и называют его Эбрахимом; некоторые называют его Бехзаданом, сыном Вендада Хормоза ; а другие относят его к Аббасидам или Алидам . Все эти предположения сомнительны». [3] Скорее всего, он был персидского происхождения. [4] и родился то ли в Мерве , то ли недалеко от Исфахана . [3] Точная дата неизвестна: либо 718/9, либо где-то 723/7. [3]
Шиитский активист и миссионерская деятельность в Хорасане
[ редактировать ]Он вырос в Куфе , [3] где он служил рабом и шорником [5] из клана Бану Иджл . [4] Именно там Абу Муслим познакомился с мусульманами-шиитами . [4]
Куфа в то время была очагом социальных и политических волнений против правящей династии Омейядов , чья политика отдавала предпочтение арабам , а не неарабам, принявшим ислам ( мавали ), и, таким образом, воспринималась как нарушение исламских обещаний равенства. Роскошный образ жизни халифов Омейядов и преследования Алидов еще больше оттолкнули благочестивых. [3] Эта сплоченная поддержка шиитского правления со стороны члена семьи Мухаммеда , направляемый Богом , который, как имам или махди , будет править в соответствии с Кораном и Сунной и создать истинно исламское правительство, которое принесет справедливость. и мир мусульманской общине. [6]
К 737 году он записан среди последователей гали («экстремистского, неортодоксального») аль-Мугиры . [4] Эти действия привели его в тюрьму, откуда он был освобожден в 741/2 году ведущими миссионерами Аббасидов ( накаб , синг. накиб ) по пути в Мекку . [4] Его представили главе клана Аббасидов Мухаммаду ибн Али ибн Абдаллаху , который в 745/6 году отправил его руководить миссионерской деятельностью в Хорасане . [4]
Хорасан и иранская восточная половина Халифата в целом представляли благодатную почву для миссионерской деятельности Аббасидов. [3] Вдали от столичной провинции Омейядов в Сирии , Хорасан имел особую индивидуальность. Здесь проживала большая община арабских поселенцев , что, в свою очередь, привело к появлению большого числа новообращенных местных жителей, а также к смешанным бракам между арабами и иранцами. [7] Будучи приграничной провинцией, подвергавшейся постоянным военным действиям , местные мусульмане имели опыт в военном отношении, и совместная борьба помогла еще больше объединить арабов и коренных мусульман Хорасана, испытывая общую неприязнь к тенденциям централизации Дамаска и поборам сирийских губернаторов. [7] Согласно более поздним данным, уже в 718/9 году Аббасиды отправили двенадцать накабов в провинцию , но современные ученые скептически относятся к таким заявлениям, и похоже, что только после провала восстания Зайда ибн Али в 740 году аббасидский миссионер движение начало набирать обороты в Хорасане. В 745 году Хорасани Кахтаба ибн Шабиб ат-Таи отправился на запад, чтобы присягнуть Ибрагиму ибн Мухаммаду , и именно с ним Абу Муслим был отправлен на восток, чтобы взять на себя управление. [8]
Когда Абу Муслим прибыл в Хорасан, провинция была в смятении из-за продолжающейся гражданской войны Омейядов Третьей Фитны , которая вновь разожгла вражду между племенными группами Яман и Кайс : многочисленный элемент Ямани в провинции выступил против давний губернатор Наср ибн Сайяр и стремились заменить его своим защитником Джудаем аль-Кирмани . Аль-Кирмани возглавил восстание против Ибн Сайяра и изгнал его из столицы провинции Мерва в конце 746 года, когда губернатор бежал в крепость Кайси в Нишапуре . [9] [10] [11]
Абу Муслим и революция Аббасидов
[ редактировать ]
Он взял Мерв в декабре 747 года (или январе 748 года), победив наместника Омейядов Насра ибн Сайяра , а также Шайбана аль-Хариджи , хариджитского претендента на халифат. Он стал фактическим губернатором Хорасана и получил известность как генерал в конце 740-х годов, разгромив восстание Бихафарида , лидера синкретической персидской секты, которая была маздаистами . Абу Муслим получил поддержку в подавлении восстания как со стороны мусульман-пуристов, так и со стороны зороастрийцев. [12]
Правление Хорасана и смерть
[ редактировать ]
После установления режима Аббасидов Абу Муслим остался в Хорасане в качестве его губернатора. [4] В этой роли он подавил шиитское восстание Шарика ибн Шейха аль-Махри в Бухаре в 750/1 г. [4] и способствовал мусульманскому завоеванию Средней Азии , отправив Абу Дауда Халида ибн Ибрагима в кампанию на востоке. [4]
Его героическая роль в революции и военное мастерство, а также его примирительная политика по отношению к шиитам , суннитам , зороастрийцам , евреям и христианам сделали его чрезвычайно популярным среди народа. Хотя кажется, что Абу аль-Аббас ас-Саффах в целом доверял ему, он опасался его власти, ограничив свое окружение 500 людьми по прибытии в Ирак по пути в хадж в 754 году. Брат Абу аль-Аббаса, аль-Мансур (годы правления 754–775) не раз советовал аль-Саффаху убить Абу Муслима, опасаясь его растущего влияния и популярности. Похоже, что эта неприязнь была взаимной: Абу Муслим стремился к большей власти и с презрением смотрел на аль-Мансура сверху вниз, чувствуя, что аль-Мансур был в долгу перед Абу Муслимом за свое положение. Когда дядя нового халифа, Абдулла ибн Али, восстал, аль-Мансур попросил Абу Муслима подавить это восстание, что он и сделал, и Абдулла был отдан в плен своему племяннику. В конечном итоге Абдулла был казнен.
Отношения быстро ухудшились, когда аль-Мансур послал своего канцлера Абу-аль-Хасиба провести инвентаризацию военных трофеев, а затем назначил Абу Муслима губернатором Сирии и Египта за пределами своей базы власти. После все более ожесточенной переписки между Абу Муслимом и аль-Мансуром Абу Муслим опасался, что его убьют, если он появится в присутствии халифа. Позже он передумал и решил предстать перед ним из-за сочетания предполагаемого неповиновения, обещания аль-Мансура сохранить его на посту губернатора Хорасана и заверений некоторых из его близких помощников, некоторые из которых были подкуплены аль-Мансуром. Мансур. Он отправился в Ирак, чтобы встретиться с аль-Мансуром в аль-Мадаине в 755 году. Аль-Мансур приступил к перечислению своих претензий к Абу Муслиму, который постоянно напоминал халифу о его попытках возвести его на престол. Против Абу Муслима также были обвинения в том, что он зиндик или еретик. [13] Затем аль-Мансур дал сигнал пяти своим охранникам за портиком убить его. Изуродованное тело Абу Муслима было брошено в реку Тигр , а его командиры были подкуплены, чтобы они согласились на убийство.
Криптозороастризм
[ редактировать ]Последующее падение и казнь Абу Муслима по обвинению в ереси усилили сомнения в искренности его исламской веры. В частности, это включает в себя его тесные отношения с мобадом Сунпадом и его неоднократное восхваление зороастризма. [14] [15]
После его успешной кампании в Горгане есть сообщение о том, что один из соплеменников смог обойти линию Абу Муслима и передать новости об уничтожении Омейядов, сбрив бороду, надев кушти и притворившись зороастрийцем ( тассаббаха бил-маджус). ), что предполагает, что его ряды имели зороастрийское происхождение. [16] Более того, есть записи, указывающие на то, что Абу Муслим планировал казнить всех говорящих на арабском языке в Хорасане. [16]
В « Сиясатнаме» аль-Мульк подчеркнул, что Абу Муслим обладал талантом апеллировать к зороастрийскому возрождению. [17]
Всякий раз, когда он оставался наедине с зороастрийцами, он говорил: «Согласно одной из книг Сасанидов, которую я нашел, арабской империи пришел конец. Я не поверну назад, пока не разрушу Каабу, ибо это было [ошибочно ] заменим солнце; мы сделаем солнце нашей киблой, как это было в старину» [17]
Несмотря на его помощь в подавлении ереси Бехафарида и возможность его собственных зороастрийских симпатий, Абу Муслим не пользовался благосклонностью зороастрийского православия в среднеперсидской традиции, поскольку и Занди Вахман Ясн , и Заратошт-нама осуждают Абу Муслима. [18]
Наследие
[ редактировать ]Его убийство не было хорошо воспринято жителями Хорасана, и среди населения возникло негодование и восстание по поводу жестоких методов, использованных Аль-Мансуром. [13] Он стал легендарной фигурой для многих в Персии , и несколько персидских еретиков начали восстания, утверждая, что он не умер и вернется; [13] в число последних входили его собственный пропагандист Исхак ат-Турк , зороастрийский священнослужитель Сунпад в Нишапуре , Абу Муслимийя подразделение шиитов-кайсанитов и аль-Муканна в Хорасане. Даже Бабак заявлял о своем происхождении от него. [ нужна ссылка ]
В Средней Азии, Иране и Афганистане существуют различные варианты легенд об Абу Муслиме и формах его поклонения. В зависимости от конкретных местных традиций некоторые местные святые узакониваются благодаря воображаемой связи с Абу Муслимом. [19]
Книги
[ редактировать ]О нем написано как минимум три эпических романа:
- Марзубани, Мухаммад ибн Имран, Ахбар Шуара аль-Шиах
- Мухаммад ибн Хасан, Абу Тахир Тарсуси, Абу Мусли́нама
- Зидан, Джорджи, Абу Муслим аль-Хурасани
См. также
[ редактировать ]- Бабак Хоррамдин
- Сунпад или Синдбад Волхв
- Бехафарид
- аль-Муканна
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Бахрамян, Али; Саджади, Садек; Бернджян, Фархуд (2008). «Абу Муслим аль-Хурасани». В Маделунге, Уилферд ; Дафтари, Фархад (ред.). Исламская энциклопедия . Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1875-9831_isla_COM_0113 .
Абу Муслим аль-Хурасани был известным персидским даи (миссионером) и полководцем (ок. 100–137/ок. 718–754).
- ↑ Encyclepedia.com . Архивировано 30 августа 2019 года в Wayback Machine «ок. 728–755, персидский лидер революции Аббасидов».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Юсофи 1983 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Москати 1960 , с. 141.
- ^ «Абу Муслим | Биография, история и факты | Британника» . www.britanica.com . Архивировано из оригинала 12 января 2023 года . Проверено 12 января 2023 г.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 123–126.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кеннеди 2004 , с. 125.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 125–126.
- ^ Шабан 1979 , с. 134–136.
- ^ Хоутинг 2000 , стр. 107-1. 107–108.
- ^ Шэрон 1990 , стр. 43–45.
- ^ Универсалис, Энциклопедия. «АББАСИДЫ» . Энциклопедия Universalis (на французском языке). Архивировано из оригинала 27 июня 2019 года . Проверено 28 июня 2019 г.
Абу Муслим начал операцию в 747 году, а победа была достигнута в битве при Гранд-Забе в 750 году.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гольдшмидт, Артур (2002), Краткая история Ближнего Востока , Боулдер, Колорадо: Westview Press, стр. 76–77 , ISBN 0-8133-3885-9
- ^ Бабаян, Кэтрин; Бабаян, доцент кафедры иранской истории и культуры Кэтрин (2002 г.). Мистики, монархи и мессии: культурные ландшафты Ирана раннего Нового времени . Гарвардский CMES. ISBN 978-0-932885-28-9 .
- ^ Фрай, Ричард Нельсон (1979). Исламский Иран и Средняя Азия (VII–XII вв.) . Лондон: Перепечатки Variorum. ISBN 0-86078-044-9 . OCLC 5823821 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ричард Г. Ованнисян; Жорж Сабах; Ихсан Яршатир (1998). Персидское присутствие в исламском мире . Издательство Кембриджского университета. стр. 64–65. ISBN 978-0-521-59185-0 . Архивировано из оригинала 15 апреля 2023 года . Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б аль-Мульк, Низам (2002). Книга правления, или Правила для королей: Сияр аль-Мулук, Или, Сиясат-нама Низама аль-Мулька . Психология Пресс. п. 207. ИСБН 978-0-7007-1228-1 .
- ^ Дарьяи, Турадж (1 января 1998 г.). «Апокалипсис сегодня: зороастрийские размышления о ранних исламских веках» . Средневековые встречи . 4 (3): 188–202. дои : 10.1163/157006798X00115 . ISSN 1570-0674 . Архивировано из оригинала 8 мая 2021 года . Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ Маликов Азим. Культ Абу Муслима и его сподвижников в Центральной Азии: варианты мифологизации в «Этнографическом обозрении» №3, 2020, стр. 141–160
Источники
[ редактировать ]
- Хоутинг, Джеральд Р. (2000). Первая династия ислама: Халифат Омейядов, 661–750 гг. Н.э. (второе изд.). Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-24072-7 .
- Москати, С. (1960). «Абу Муслим» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис, Б. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 141. OCLC 495469456 .
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Шабан, Массачусетс (1979). Аббасидская революция . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-29534-3 .
- Шарон, Моше (1990). Восстание: социальные и военные аспекты революции Аббасидов . Graph Press Ltd. Иерусалим: ISBN 965-223-388-9 .
- Юсуфи, Х. ЧАС. (1983). «АБУ МУСУЛЬМАН В ТОРАСАНИ» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том I/4: Абу Мансур Херави – Адат . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. пп. 341–344. ISBN 978-0-71009-093-5 .
- Маликов Азим. «Культ Абу Муслима и его сподвижников» в Центральной Азии: варианты мифологизации в «Этнографическом обозрении» №3, 2020, стр. 141–160.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дэниел, Элтон Л. (1979). Политическая и социальная история Хорасана при правлении Аббасидов, 747–820 гг . Миннеаполис и Чикаго: BibliothecaИсламика, Inc. ISBN 0-88297-025-9 .
- Хилленбранд, Кэрол , изд. (1989). История ат-Табари, том XXVI: Упадок халифата Омейядов: прелюдия к революции, 738–744 гг. Н. Э. / 121–126 гг. Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-810-2 .