Сиясатнама

Сиясатнаме ( персидский : Siyasatnāmeh , букв. « Книга политики »). [1] ), также известный как Сияр аль-Мулук ( арабский : سيرالملوك , букв. « Жизни королей » ), является самым известным произведением Низама аль-Мулька , основателя школ низамии в средневековой Персии и вазира сельджукских . султанов Альп Арслан и Малик Шах . Низам аль-Мульк обладал « огромной властью » в качестве главы администрации империи Сельджуков в течение 30 лет и отвечал за установление отчетливо персидских форм исламского правления и администрации, которые просуществовали веками. Большая часть его подхода к управлению содержится в «Сиясатнаме», который соответствует традиции персидско - исламского письма, известной как « Зеркала для принцев ». [2]
Написанная на персидском языке и составленная в одиннадцатом веке, «Сиясатнаме» была создана по просьбе Малик Шаха , чтобы его министры выпустили книги о правительстве, администрации и проблемах, стоящих перед нацией. Однако трактат, составленный Низамом аль-Мульком, был единственным, получившим одобрение и, следовательно, признанным как формирующий « закон конституции нации ». Всего он состоит из 50 глав, посвященных религии, политике и различным другим актуальным проблемам, причем последние 11 глав, написанные незадолго до убийства Низама, посвящены главным образом опасностям, с которыми сталкивается империя, и особенно возрастающей угрозе со стороны исмаилитов . [3] Трактат посвящен руководству правителя относительно реалий правления и того, как им следует управлять. Он охватывает «должную роль солдат, полиции, шпионов и финансовых чиновников». [4] и дает советы по этике, подчеркивая необходимость справедливости и религиозного благочестия правителя. Низам аль-Мульк подробно определяет, что он считает справедливостью; чтобы всем классам было « отдано должное » и чтобы слабые были защищены. Там, где это возможно, справедливость определяется как обычаями, так и мусульманским законом, и правитель несет ответственность перед Богом. [5]
Часто появляются анекдоты, уходящие корнями в исламскую, а иногда и доисламскую персидскую культуру и историю с популярными героями - например, Махмудом Газне и доисламским шахом Хосровом Ануширваном , - которые считались образцами добра и добродетели. Считается, что Сиясатнаме дает представление об отношении персидской элиты XII века к прошлому своей цивилизации, а также свидетельствует о методах бюрократии и степени влияния на нее доисламских традиций. [5]
Самая ранняя сохранившаяся копия находится в Национальной библиотеке Тебриза в Иране . Впервые оно было переведено на французский язык в 1891 году.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Грин, Нил (2019). «Введение: границы персидского мира (ок. 800–1900)». В Грине, Нил (ред.). Персидский мир: границы евразийского лингва-франка . Издательство Калифорнийского университета. п. 16.
- ^ Эспозито, Джон (2003). Оксфордский словарь ислама . Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . п. 235.
- ^ Боуэн, Х.; Босворт, CE «Ниам аль-Мульк» . Энциклопедия ислама, новое издание, том VIII: Нед-Сэм . Том. 8. С. 69–73.
- ^ Лапидус, Эра истории исламских обществ, с. 151
- ^ Jump up to: а б Морган, Дэвид (1988). Средневековая Персия, 1040-1797 гг . Лондон : Лонгман . стр. 29–30.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Французский перевод 1893 года Чарльза Шефера.
- Английский перевод 1960 года , сделанный Хьюбертом Дарком.