аль-Шахрастани
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( сентябрь 2016 г. ) |
Тадж ад-Дин Абу аль-Фатх Мухаммад ибн Абд аль-Карим аш-Шахрастани | |
---|---|
Тадж ад-Дин Абу аль-Фатх Мухаммад бин Абдул Карим аль-Шахристани | |
Заголовок | Наиб (заместитель) канцелярии Санджара , сельджукского правителя Хорасана |
Персональный | |
Рожденный | аль-Шахрастани 1086 г. н. э. |
Умер | 1153 Шахристан, Хорасан |
Религия | ислам |
Эра | Золотой век ислама |
Область | Шахристан, Хорасан |
Юриспруденция | Шафииты |
Крид | Ашари [1] [2] |
Основной интерес(и) | История, теология, Калам , философия, историография , исламская юриспруденция. |
Известные работы | Аль-Милал ва ан-Нихаль , Нихаят аль-Икдам фи 'Ильм аль-Калам |
Мусульманский лидер | |
Под влиянием | |
Под влиянием |
Тадж ад-Дин Абу аль-Фатх Мухаммад ибн Абд аль-Карим аш-Шахрастани ( арабский : Тадж ад-Дин Абу аль-Фатх Мухаммад ибн Абд аль-Карим аль-Шахрастани ; 1086–1153 гг. Н. Э. ), также известный как Мухаммад аль -Шахрастани , был влиятельным персидским историком религии, историографом , исламским ученым , философом и теологом. [3] Его книга « Китаб аль-Милал ва ан-Нихал» (букв. «Книга сект и вероучений ») была одним из пионеров в разработке объективного и философского подхода к изучению религий . [4]
Жизнь
[ редактировать ]О жизни аль-Шахрастани известно очень мало. Он родился в 1086 году нашей эры в городе Шахристан ( Хорасан , провинция Персии), где он получил свое раннее традиционное образование. Позже его отправили в Нишапур , где он учился у разных мастеров, которые все были учениками ашаритского богослова аль-Джувайни (ум. 1085). В возрасте тридцати лет аль-Шахрастани отправился в Багдад, чтобы продолжить теологическое образование, и в течение трех лет преподавал в престижной ашарской школе ан-Низамия . После этого он вернулся в Персию , где работал наибом (заместителем) канцелярии Санджара , сельджукского правителя Хорасана . В конце своей жизни аль-Шахрастани вернулся в свой родной город, где и умер в 1153 году.
Работает
[ редактировать ]Аль-Шахрастани отличился стремлением наиболее объективно описать всеобщую религиозную историю человечества. [5]
Это отражено в его «Китаб аль-Милал ва ан-Нихал» («Книга сект и вероучений»), монументальном труде, в котором представлены доктринальные точки зрения всех религий и философий, существовавших до его времени. Книга была одним из первых систематических исследований религии и известна своим неполемическим стилем и научным подходом. [6] Французский перевод книги Жимаре, Монно и Жоливе спонсировался ЮНЕСКО ( Livre des Religions et des sectes. Peeters: 1986, 1993).
Философские и теологические мысли Аль-Шахрастани проявились в других его крупных работах, в том числе:
- В книге «Нихайат аль-акдам фи 'илм аль-калам» («Конец шагов в богословской науке») представлены различные богословские дискуссии и показаны пределы мусульманского богословия ( калам ).
- Меджлис — это беседа, написанная в зрелый период его жизни и адресованная аудитории- двунадесятнице шиитской .
- « Мусарат аль-Фаласифа» («Борьба с философами») критикует учение Ибн Сины (Авиценны), подчеркивая некоторые своеобразные исмаилитские аргументы о разделении существ.
- «Мафатих аль-Асрар ва-масабих аль-абрар» («Ключи тайн и светильники праведников») знакомит с Кораном и дает полный комментарий к первым двум главам Корана.
Религиозная вера
[ редактировать ]Хотя он идентифицирует себя как ашарит с точки зрения теологии и шафиит с точки зрения права, как можно видеть в его книгах « Аль-Милал ва ан-Нихал» и «Нихайят аль-Икдам фи 'Ильм аль-Калам». Некоторые из его современников обвинили его в том, что он тайно был исмаилитом , а современные учёные полагают, что он на самом деле был исмаилитом, практиковавшим такию , или притворство, основываясь на утверждениях в его произведениях, которые сильно соответствуют исмаилитскому мистицизму и его Центральное учение Имамата . [7] [8] [9] [10]
Аль-Шахрастани был среди тех, кого привлекла «новая проповедь» (да'ва джадида), которую инициировал Хасан-и Саббах , исмаилитский даи и основатель средневекового низаритского исмаилитского государства . Эта проповедь стремилась распространить идею о том, что человечество всегда нуждается в непогрешимом и божественном учении, которое может быть предоставлено только назначенным Богом наставником. Аль-Шахрастани пытался сохранить это в секрете, но это раскрыл его ученик Аль-Самани. Его работы включают коранический комментарий, наполненный исмаилитской терминологией, в котором он намекнул на свое обращение «благочестивым слугой Божьим», который научил его находить эзотерический ( батин ) смысл Корана. В своем «Китаб аль-мусараа» («Книга о борьбе») аль-Шахрастани критикует веру Авиценны в то, что Бог является непроизвольной необходимой причиной мира, а также поддерживает тезис исмаилитов о том, что Бог находится за пределами бытия и небытия. [11]
Христианский комментарий
[ редактировать ]В «Китаб аль-Милал ва ан-Нихал» аль-Шахрастани записывает изображение христианства, очень близкое к ортодоксальным принципам, продолжая при этом исламское повествование:
«Христиане. (Они) община ( умма ) Христа, Иисуса , сына Марии (мир ему). Это тот, кто действительно был послан (как пророк; мабъут ) после Моисея (мир ему) и о ком было объявлено в Торе. Ему были (дарованы) явные знамения и примечательные доказательства, такие как оживление мертвых и исцеление слепых и прокаженных. Сама его природа и врожденный характер ( фитра ) являются совершенным признаком его правдивости; то есть его приход без предварительного семени и его говорение без предварительного обучения. Для всех (других) пророков приход их откровения был в (возрасте) сорока лет, но откровение пришло к нему, когда его заставили говорить в колыбели, и откровение пришло к нему, когда он передал (божественное послание) в (возрасте) тридцати лет. Продолжительность его (пророческой) миссии ( да'ва ) составляла три года, три месяца и три дня». [12]
Аль-Шахрастани также объясняет различия между христианами в Китаб аль-Милал ва ан-Нихал относительно воплощения ( таджасуда ):
«Они утверждали, что Бог имеет три ипостаси ( аканим ). Они говорили, что Творец (да будет он возвышен) есть одна субстанция ( джаухар ), подразумевая под этим то, что самодостаточно ( аль-каим бин-нафс ). , а не (то, что характеризуется) пространственным расположением и физической величиной; и он един по субстанциальности, тройственен по ипостаси ( укнумийя ), подразумевают такие атрибуты ( сифат ), как существование, жизнь и знание, и отец. , сын и святой дух ( рух аль-кудус ). (Ипостась) знания облачилась и воплотилась, но не другие ипостаси». [13]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джон Б. Хендерсон (1998). Построение православия и ереси: неоконфуцианские, исламские, еврейские и раннехристианские модели . СУНИ Пресс . п. 28. ISBN 9780791437599 .
- ^ Исрар Ахмад Хан, Хилман Латиф, Махер Абу-Муншар, Хосров Багери и Зохре Хосрави (2006). Кэтрин Баллок (ред.). Американский журнал исламских социальных наук 23:4 . Международный институт исламской мысли (IIIT). п. 36.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Шиммель, Аннемари (1992). Ислам: Введение (перевод: Дер Ислам). СУНИ Пресс. ISBN 0-7914-1327-6 . ОСЛК 25201546 . п. 86
- ^ Ватт, Уильям Монтгомери (1991). Мусульманско-христианские встречи: представления и заблуждения . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0415054109 .
- ^ Ватт 1991, стр. 68.
- ^ Ватт 1991, стр. 68.
- ^ Штайгервальд, Диана. «Аль-Шахрастани (ум. 1153 г. н.э.)» . Интернет-энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 12 июня 2010 года.
- ^ «Абу аль-Фатх Мухаммад ибн Абд аль-Карим аль-Шахрастани» . Оксфордский словарь ислама . Архивировано из оригинала 16 ноября 2017 года.
- ^ Лоусон, Тодд (январь – март 2011 г.). «Ключи к Тайнам: Эзотерический комментарий Шахрастани к Корану: перевод комментария к суре аль-Фатиха от Мухаммеда б. Абд аль-Карима Шахрастани, Мафатих аль-асрар ва масабих аль-абрар» . Журнал Американского восточного общества . 131 : 170–171. ПроКвест 892229003 .
- ^ «Введение Шахрастани «Мафатих аль-асрар» | Институт исмаилитских исследований» . www.iis.ac.uk. Проверено 31 декабря 2021 г.
- ^ Джонс, Линдси (2004). Энциклопедия религии . США: Справочник Macmillan.
- ^ Ватт 1991, стр. 68.
- ^ Ватт 1991, стр. 69.
Библиография
[ редактировать ]- Работает и учится на английском языке
- аль-Шахрастани, The Summa philosophiae , ( Kitāb Nihāyatu ʼl-Iqdām fī ʼilmi ʼl-Kalām ), отредактированный с переводом Альфреда Гийома , Лондон, Oxford University Press, 1934.
- Мухаммад б. 'Абд аль-Карим Шахрастани, Мусульманские секты и подразделения. Раздел о мусульманских сектах в Китаб аль-Милал ва 'л-Нибал , перевод А.Кази и Дж.Г.Флинна, Лондон, Kegan Paul International, 1984 г. (переиздание, Нью-Йорк, Routledge, 2013 г.).
- аль-Шахрастани, Борьба с философом: опровержение метафизики Авиценны , перевод Уилферда Маделунга и Тоби Майера из Китаба Мусараат аль-фаласифа , Лондон, Таурис, 2001.
- аль-Шахрастани, Ключи к тайнам: Эзотерический комментарий Шахрастани к Корану: перевод комментария к суре аль-Фатиха , автор Тоби Майер; с арабским текстом, воспроизведенным из издания М.А. Адхаршаба, Нью-Йорк, Oxford University Press, 2009.
- Брюс Б. Лоуренс, Шахрастани об индийских религиях , Предисловие Франца Розенталя, Гаага, Мутон, 1976 (с переводом книги Шахрастани «Китаб аль-миляль ван-нихал», часть II, книга III, раздел Β «Ära al-hind'l) , Взгляды индейцев, стр. 33–62).
- Штайгервальд, Диана, «Божественное слово (Калима) в меджлисе Шахрастани». В «Исследованиях религии/религиозных наук» , том. 25.3, 1996, стр. 335–52.
- Штайгервальд, Диана, «Вклад Аль-Шахрастани в средневековую исламскую мысль». В Тодде Лоусоне (ред.), Разум и вдохновение в исламе: теология, философия и мистицизм в мусульманской мысли. Очерки в честь Германа Ландольта . Лондон: IB Tauris, 2005, стр. 262–273.
- Работает и учится на французском языке
- Аль-Шахрастани, Книга религий и сект , перевод Даниэля Гимаре, Ги Монно, Жана Жоливе, Лувена, Петерса и ЮНЕСКО, 1986–1993 (два тома)
- Аль-Шахрастани, Меджлис: Рассуждения о порядке и творении . ( Majlis-i maktub-i Shahrastāni-i mun'aqid dar Khwārazm . Под редакцией Мухаммада Ризы Р. Джалали Наини) Французский перевод Дайан Штайгервальд), Сент-Фой (Квебек): Les Presses de l'Université Laval 1999.
- Жоливе, Жан, «Критика Авиценны в Аль-Шахрастане в борьбе с философами (некоторые аспекты)», Arab Sciences and Philosophy , 2000, vol. 10, с. 275–292.
- Монно, Гай, «Ислам: толкование Корана». Справочник Практической школы повышения квалификации. Секция религиозных наук , по Шахрастани:
- «Введение Шахрастани к его неопубликованному кораническому комментарию», том 92, 1983–1984 гг. 1983.стр. 305–316;
- «Вступительная сура неопубликованного коранического комментария Шахрастани», том 93, 1984–1985 гг. 1984.стр. 293–303;
- «Неопубликованный коранический комментарий Шахрастани (продолжение)», том 94, 1985–1986 гг. 1985.стр. 347–351;
- «Сура Коровы в неопубликованном комментарии к Корану Шахрастани», том 95, 1986–1987 гг. 1986.стр. 253–259;
- ««Ключи к тайнам» Шахрастани», том 96, 1987–1988 гг. 1987.стр. 237–243;
- «Ключи к тайнам» Шарастани (продолжение)», том 97, 1988–1989 гг. 1988.стр. 249–255.
- Монно, Гай, 1996 «Шахрастани», su: Энциклопедия ислама , 1996, том. 9, с. 220–22.
- Монно, Гай, 1999 г. Рецензия на книгу «Философская и богословская мысль Шахрастани» (ум. 548/1153) Дайаны Штайгервальд в: Bulletin critique des annales islamologique , vol. 15, с. 79–81.
- Монно, Гай, 2001 Рецензия на книгу « Маджлис-и мактуб-и Шахрастани-и мунакид дар Хорезм» . Эд. Мухаммад Рида Р. Джалали Наини и переведен на французский язык Дайаной Штайгервальд в Меджлисе: «Дискурс о порядке и творении» . Сент-Фуа (Квебек): Les Presses de l'Université Laval в Критическом бюллетене Des Annales исламологического журнала , том. 17.
- Штайгервальд, Диана, 1995 «Порядок (Амр) и Созидание (хальк) в Шахрастани». Folia Orientalia , том. 31, с. 163–75.
- Штайгервальд, Диана, 1997 Философская и теологическая мысль Шахрастани (ум. 548/1153) . Сент-Фуа (Квебек): Les Presses de l’Université Laval.
- Штайгервальд, Диана, 1998 «Сокрытие ( такийя ) веры в исмаилитском шиизме». Исследования в области религии/Науки религиозные , том. 27.1, с. 39–59.
- Работает и учится на немецком языке.
- Аль-Шахрастани, Абу аль-Фатх ибн Абд аль-Карим, религиозные партии и философские школы , перевод Китаб аль-Милал ва ан-Нихал а кура Теодора Хаарбрюкера, Галле, Швечке, 1850–1851 (из-за тома).
- Маделунг, Вилферд, «Полемика Аш-Шахрастани против Авиценны и ее опровержение Насир ад-дином ат-Туси». Акты VII конгресса арабских и исламских исследований, трактаты Академии наук в Геттингене, 1976, вып. 98, стр. 250–9.
- Работает на арабском языке
- Аль-Шахрастани, Абу аль-Фатх ибн Абд аль-Карим, 1923 г. Китаб аль-Милал ва ан-Нихаль . Эд. Уильям Кюртон в «Книгах о религиях и философских сектах» . 2 тома. Лейпциг : Отто Харрасовиц (перепечатка лондонского издания 1846 г.).
- Даниш-Пажух, Мухаммад Таки, «Даи ад-дуат Тадж ад-дин-и Шахрастана». Нама-йи астан-и кудс , 1968. т. 7, с. 77–80.
- Даниш-Пажух, Мухаммад Таки, «Даи ад-дуат Тадж ад-дин-и Шахрастана». Нама-йи астан-и кудс , 1969, т. 8, с. 61–71.
- Наини, Джалали, 1964 г. Шарх-и Хал ва Атар-и Худжат аль-Хакк Абу аль-Фатх Мухаммад б. Абд аль-Карим б. Ахмад Шахрастани . Тегеран.
- ан-Нуман, Абу Ханиф, 1956 г. Аль-Рисала аль-Мудхиба . В: Хам Расаил Исмаилийя . Эд. Ариф Тамир, Бейрут.
- Аль-Шахрастани, Абу аль-Фатх ибн Абд аль-Карим, 1366–1375/1947–1955 гг . Китаб аль-Милал ва ан-Нихал . Эд. Мухаммад Фатх Аллах Бадран, 2 тома. Каир.
- Аль-Шахрастани, Абу аль-Фатх Ибн Абд аль-Карим, 1396/1976 Мусараат аль-фаласифа . Эд. Сухайр М. Мухтар. Каир.
- Аль-Шахрастани, Абу аль-Фатх Ибн Абд аль-Карим, 1989 Мафатих аль-асрар ва-масабих аль-абрар . Тегеран.
См. также
[ редактировать ]- Китаб аль-Милал ва ан-Нихаль
- Список ашарисов и матуридисов
- Список мусульманских богословов
- Список персидских ученых и ученых
Ссылки
[ редактировать ]- Книги
- Шиммель, Аннемари (1992). Ислам: Введение (перевод: Ислам) . СУНИ Пресс. ISBN 0-7914-1327-6 . ОСЛК 25201546 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Аль-Шахрастани в Интернет-энциклопедии философии
- Аль-Шахрастани (Исламская философия онлайн)
- (на французском языке) Биография Имама Аль-Шахрастани, написанная Ибн Халликаном (at-tawhid.net)
- Оцифровка (немецкий перевод Хаарбрюкера 1850–1851 гг.), В Google Книгах: т.1: [1] , [2] , т. 1–2: [3]