Вахба аз-Зухайли
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2016 г. ) |
Вахба Мустафа аз-Зухайли | |
---|---|
Заголовок | Doctor , Professor , Shaykh , Imam |
Персональный | |
Рожденный | 1932 Дайр-Атья , Сирия |
Умер | 8 августа 2015 г. | (82–83 года)
Религия | ислам |
Эра | 20 век |
Область | Левант |
Номинал | сунниты |
Юриспруденция | Шафииты |
Крид | Ашари |
Основной интерес(и) | исламское право , Исламская правовая философия |
Альма-матер | Университет Аль-Азхар |
Вахба Мустафа аз-Зухайли (1932 – 8 августа 2015), родившийся в Дайр-Атье , Сирия, был сирийским профессором и исламским ученым, специализирующимся на исламском праве и философии права . Он также был проповедником в мечети Бадр в Дайр-Атье. Он был автором множества книг по исламскому и светскому праву, многие из которых были переведены на английский язык. Он был председателем кафедры исламской юриспруденции в Колледже шариата Дамасского университета и подписал документы « Амманское послание» и «Общее слово» . [1]
Биография
[ редактировать ]Зухайли родился в сирийском городе Дайр-Атья , к северу от Дамаска, в семье фермера по профессии. Зухайли изучал шариат в Дамасском университете в течение шести лет, окончив его в 1952 году лучшим в своем классе. Зухайли продолжил свое исламское образование в престижном университете Аль-Азхар , который он снова окончил с лучшим результатом в своем классе в 1956 году. После окончания учебы в 1956 году Зухайли также получил иджазу по преподаванию арабского языка в Аль-Азхаре.
Во время учебы в Аль-Азхаре Зухайли изучал право в Университете Айн-Шамс в Каире , Египет, где в 1957 году он получил степень бакалавра с отличием. В 1959 году он получил степень магистра права в Каирского университета юридическом колледже . В 1963 году он получил степень доктора права с отличием по специальности исламский шариат. Его диссертация была «Влияние войны на исламскую юриспруденцию: сравнительное исследование, включающее восемь школ исламского права и светского международного права».
С 1963 года Зухайли преподавал в Дамасском университете, где он был профессором с 1975 года. Он читал лекции в колледжах шариата и права и специализировался на исламском праве, философии исламского права и сравнительном праве. Он также преподавал в качестве приглашенного профессора на юридическом факультете Университета Бенгази в Ливии (1972–1974), факультете шариатского права в Университете Объединенных Арабских Эмиратов (1984–1989), Хартумском университете , Судан, и Исламский университет Эр-Рияда . Доктор Зухайли также преподавал принципы исламского юридического письма и доказывания аспирантам в Судане, Пакистане и других странах. Эрудированное понимание д-ром Зухайли исламского права привело к тому, что в конце 1960-х годов его выбрали для разработки учебной программы Шариатского колледжа Дамасского университета. [2]
Зухайли был членом Королевского общества по исследованию исламской цивилизации Фонда Аал аль-Байт в Аммане, Иордания, а также многих других исламских юридических организаций по всему миру, включая сирийский Маджис аль-Ифта , Исламскую академию фикха в Джидде , Саудовская Аравия и Исламские академии фикха США, Индии и Судана. Он также был председателем Научно-исследовательского института исламских финансовых институтов. Многие из его книг и сочинений также касаются светских правовых систем, таких как международное право или право Объединенных Арабских Эмиратов.
Зухайли также работал консультантом по исламскому праву в исламских финансовых компаниях и учреждениях, включая Международный исламский банк. Он также был известным религиозным проповедником в исламском мире, часто появлявшимся в теле- и радиопрограммах; он также часто появлялся в арабской прессе. Он был имамом и проповедником в мечети Осман в Дамаске , а затем летним проповедником в мечети Бадр в Дайр-Атие.
Зухайли умер 9 августа 2015 года.
Указы Зухайли
[ редактировать ]Зухайли широко считался одним из ведущих экспертов по исламскому праву и теории права в мире, а также публичным интеллектуалом и популярным проповедником. [3] На своей должности в сирийском Меджлисе аль-Ифта он отвечал за издание фетв или религиозных мнений. Многие мнения доктора Зухайли были восприняты как очень умеренные, включая его поддержку того, что он называл исламской демократией , правами человека и свободой.
Позиции и взгляды по богословским/доктринальным вопросам
[ редактировать ]Зухайли защищал школы веры Ашари и Матуриди как ортодоксальные и защищал возможность мусульман-мирян следовать мазхабу или школе исламской юриспруденции в своей повседневной жизни. Его работы по теории исламского права устанавливают, что традиционная суннитская исламская ортодоксия определяется тем, что соответствует одному из четырех действительных суннитских мазхабов , однако он также заявил, что следование одному из четырех мазхабов не является обязательным - то, что является религиозным обязательным, является для мирянина. , определяемый как тот, кто не достиг способности к независимому юридическому рассуждению, должен следовать за компетентным действительным ортодоксальным муфтием . [4] Он заявил, что «правда в том, что большинство членов Ахль ас-Сунны придерживались мнения, что следует следовать одному из четырех мазхабов, однако другие, несогласные с ними, а также представители Ахль ас-Сунны, имели другое мнение и доказательства, и это место записанных дебатов; мусульманин обязан подчиняться тому, о чем договорились ученые ( иджма ), и это большинство юридических вопросов, однако он не обязан подчиняться мнению какой-либо конкретной группы или секты, и мы не устанавливаем постановления о неверии и не спорим с такими людьми, поскольку у каждой группы есть свои доказательства, учёные и учителя. [5] Он заявил, что мирянин не имеет мазхаба и может просто полагаться на действующего муфтия с надлежащим иджазом в одном из мазхабов для установления правовых постановлений. Он также защищает право мусульман следовать разным мазхабам в различных юридических вопросах, пока это делается при определенных условиях, например, не делать этого, чтобы следовать самой легкой позиции в каждой школе - хотя иногда при определенных условиях допускается поиск более легкой позиции в другой школе. [6]
Позиция Зухайли относительно празднования дня рождения Мухаммеда или маулида заключалась в том, что это разрешено и даже поощряется до тех пор, пока оно не считается религиозным обязательством или актом поклонения и не содержит греха. Он также защищал «Касида аль-Бурда» стихотворение Бусири от нападок со стороны некоторых пуританских мусульманских групп. [7]
Позиция Зухайли суфизм Некоторые считают умеренным, другие - слишком резким, а некоторые даже считают, что он находится под частичным влиянием ваххабитов . Во многих отношениях он критиковал то, что он считал еретическим нововведением (бид'а), а в некоторых случаях даже то, что он считал неверием (куфром), совершаемым некоторыми суфийскими группами, которые он называл «неприемлемыми» и «достойными порицания», например, обращение к благочестивым людям. святые или Мухаммед ответили на молитву - полагая, что такие люди обладают всемогуществом или силой, независимой от Бога, [8] из-за чего некоторые высмеивали его как находящегося под влиянием ваххабитов или, по крайней мере, как модерниста. Однако аз-Зухайли защищает практику обращения к Богу посредством заступничества исламских пророков и святых ( тавассуль ), говоря, что это «абсолютно разрешено людьми Сунны, будь то при жизни или после смерти, на основании многих доказательств из наших источников». учёные, написавшие об этом в книгах по богословию и юриспруденции. [9] Он также сказал, что лучшие ектении – это те, которые изложены в Коране и хадисах . Однако он также сказал, что присоединение к суфийскому ордену ( тарикату ) будет «приемлемым», если такой порядок будет изучен и в полном соответствии с шариатом. и ортодоксальное суннитское исламское богословие.
В одной из фетв Зухайли сказал, что видит два типа суфизма:
Есть два типа суфизма: похвальный суфизм и порицаемый суфизм. Хвалится то, что соответствует Корану и Сунне. Это означает исцеление души и мастерство в обращении к Богу, а также в соединении с Богом, что невозможно без ектений, основанных на Коране и примере Пророка Мухаммеда.
Виновным является то, что выходит за рамки этого, с его формальностями и преувеличениями, как, например, барабан и рог, подпадающие под отклоняющиеся нововведения. Это то, что утверждали (классические) исламские ученые-правоведы, такие как аль-Куртуби , и это также моя позиция.
в наши мечети проникли барабаны и рожки С глубоким сожалением во время церемоний мавлида , и это то, что многие ученые назвали отклонением и не имеющими прочного основания (в исламском праве), и это моя позиция. Я люблю умеренных суфийцев , тех, кто привержен Корану и Сунне; и я ненавижу ( суфизм ) еретические нововведения и то, что чуждо исламу, это моя методология. [10]
Зухайли частично критиковал ваххабизм и салафизм , используя оба термина для описания секты в своих указах. Говорят, что салафиты, впадающие в антропоморфизм из-за буквального толкования некоторых стихов Корана, находятся в «явном заблуждении». [11] Он также осудил некоторые группы салафитов, выступающие за насилие. [12] Тем не менее, он также неоднократно заявлял о своей неприязни к спорам с салафитами и заявлял, что «ваххабиты не являются неверующими», хотя он категорически не согласен со многими из их взглядов. [13] Кроме того, отмечено, что Зухайли в определенные моменты защищал и поддерживал ваххабитов, соглашался с их позициями. [14]
Исламское международное право
[ редактировать ]Зухайли был одним из ведущих мировых экспертов по исламскому международному праву. Его работы цитировались в западных научных трудах, таких как «Этика и оружие массового уничтожения: религиозное и светское» Реувена Файерстоуна Сохаила Хашими и «Несоответствие и разрешение в коранических учениях о войне: переоценка традиционной проблемы» . В научной статье, представленной в 2005 году Международному комитету Красного Креста под названием «Ислам и международное право», аз-Зухайли утверждал, что основой отношений между мусульманами и немусульманскими странами согласно исламскому праву является мир, а не война, и что война должна быть следует избегать и рассматривать в качестве крайней меры jus ad bellum . Более того, аз-Зухайли установил, что боевой джихад допустим только в трех конкретных ситуациях:
- «агрессия против мусульман, индивидуально или коллективно, как проповедников ислама, или попытки сделать мусульман отступниками или развязывание войны против мусульман».
- «помощь жертвам несправедливости, будь то отдельные лица или группы».
- «самооборона и отражение нападений на свою родину».
Зухайли также утверждал, что исламское право утверждает, что некомбатанты не должны быть убиты во время войны и что материальный ущерб запрещен, если только он не ограничивается тем, что напрямую связано с военными боями. Он также утверждал, что война никогда не должна вестись с целью заставить немусульман принять ислам или из-за их религии, а только в связи с агрессией. Он выразил сожаление по поводу тезиса Сэмюэля П. Хантингтона о столкновении цивилизаций и вместо этого подтвердил, что Коран восхваляет разнообразие человечества. [15]
Учителя и студенты
[ редактировать ]Некоторые из религиозных учителей Зухайли включают:
- Шейх Ахмед Сумак в Коране
- Шейх Махмуд Ясин в хадисах
- Шейх Махмуд Альрнкуси в спекулятивном богословии ( калам )
- Шейх Хашем аль-Хатиб в шафиитской юриспруденции
- Шейх Абу Касаб Хасан в арабской грамматике
- Шейх Салех Алвервор на арабском языке и литературе
- Профессор Джавдат аль-Мардини в риторике
- Шейх Хасан Аль-Хатиб в области этики
- Шейх Исса Менон , декан шариатского факультета аль-Азхара, сравнительное правоведение
- Шейх Мохаммед Али Зуби в юриспруденции богослужения
- Мохамед Салам и шейх Фарадж Алнохори учатся в аспирантуре по сравнительному правоведению.
Среди преподавателей Зухайли на юридическом факультете Университета Айн-Шамс:
Шейх Ахмед Иссавия , Шейх Заки Дин Шабан , Др. Абдель Муним аль-Бадрави , Осман и Халил Сулейман Тамави , Али Рашид , Хельми Мурад , Яхья аль-Джамал , Али Юнис , Мохамед Али Имам и Актам Хули .
Среди учеников Зухайли:
Мохамед Аль Зохейли , его брат, Мохамед Фарук Хамада , Мухаммад Наим Ясин , Абдель-Саттар Абу Гудда , Абдул-Латиф Эрфурт , Мохаммед Абу Лейл , Абдул Салам Аббади , Мохаммад Шурбаджи , Маджед Абу Серхио , Хамза Хамза и другие преподаватели университета на факультете шариата и сотни преподавателей религиозного образования в Министерстве образования Сирии. А также более сорока человек, выпустивших на своих руках целое поколение в Сирии, некоторые в Ливии, Судане, Объединенных Арабских Эмиратах, а также тысячи людей на Востоке, в Марокко, США, Малайзии, Афганистане и Индонезии. [3]
Работает
[ редактировать ]Зухайли написал множество чрезвычайно подробных работ, в основном посвященных исламскому праву и теории права. Всего доктор аз-Зухайли написал более ста шестидесяти книг. Среди них:
- Атар аль-Харб фи аль-Фикх аль-Ислами: Дираса Мукарин («Влияние войны в исламской юриспруденции: сравнительное исследование»). Оно было переведено на французский язык.
- аль-Фикх аль-Ислами ва Адилатаха («Исламская юриспруденция и ее доказательства») - очень длинное восьмитомное резюме различных школ исламской юриспруденции и их дискуссий по различным правовым вопросам. Он был переведен на турецкий, урду, малайский и фариси и в настоящее время переводится на английский язык.
- Усул аль-Фикх аль-Ислами («Корни исламской юриспруденции»), двухтомный трактат по теории и философии исламского права.
- аль-Ваджиз фи Усул аль-Фикх («Краткое содержание Усул аль-Фикха»), краткое изложение его более длинного труда «Усул аль-Фикх аль-Ислами».
- аль-Фикх аш-Шафии аль-Муясир («Легкая шафиитская исламская юриспруденция»)
- аль-Фикх аль-Ислами аля Мазхаб аль-Малики («Исламская юриспруденция согласно маликитскому мазхабу » )
- Финансовые операции в исламской юриспруденции, подробный двухтомный трактат по современному исламскому деловому праву.
- аль-Алакат ад-Давали фи аль-Ислам («Международные отношения в исламе»), подробный трактат по исламскому международному праву.
- аль-Хукук аль-Инсан фи аль-Фикх аль-Ислами би аль-Иштирак ма аль-Ахирин («Права человека в исламской юриспруденции, касающейся взаимоотношений с другими людьми»)
- аль-Ислам Дин Шура ва Димукратия («Ислам: религия консультаций и демократии»)
- Хакк аль-Хурия фи аль-Алам («Право на свободу в мире»)
- Асл Мукаранит аль-Адян («Основы сравнительного религиоведения»), переведенный на английский язык.
- Аль-Укуд аль-Мусама фи аль-Канун аль-Муамилат аль-Мадани аль-Эмирати («Именованные договоры в гражданском праве Объединенных Арабских Эмиратов»)
- Тафсир аль-Мунир («Просвещенная экзегеза») — толкование Корана, состоящее из 17 томов. [16]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Инна Лиллахи Ва Инна Илаихи Роджун, Исламский мир потерял факиха, Шейх Вахба Зухайли - dakwatuna.com» . dakwatuna.com (на индонезийском языке). 9 августа 2015 года . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ «zuhayli.net – Ресурсы и информация Zuhayli» . www.zuhayli.net . Архивировано из оригинала 29 марта 2017 года . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «zuhayli.net – Ресурсы и информация Zuhayli» . www.zuhayli.net . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ «zuhayli.net – Ресурсы и информация Zuhayli» . www.zuhayli.net . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ «zuhayli.net – Ресурсы и информация Zuhayli» . www.zuhayli.net . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ «Защищенный блог › Войти» . alkashif.wordpress.com . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ «zuhayli.net – Ресурсы и информация Zuhayli» . www.zuhayli.net . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ «Фетва доктора Зухайли о суфизме 2» . Проверено 27 августа 2019 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «zuhayli.net – Ресурсы и информация Zuhayli» . www.zuhayli.net . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ «zuhayli.net – Ресурсы и информация Zuhayli» . www.zuhayli.net . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ «zuhayli.net – Ресурсы и информация Zuhayli» . www.zuhayli.net . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ «zuhayli.net – Ресурсы и информация Zuhayli» . www.zuhayli.net . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ «zuhayli.net – Ресурсы и информация Zuhayli» . www.zuhayli.net . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ «Арабские ученые: монолитная группа? Доктор Вахба Зухайли» . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 23 августа 2010 г.
- ^ «Ислам и международное право» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 29 июля 2012 года . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ «Биография доктора Зухайли 2» . Проверено 27 августа 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Шафииты
- Ашарис
- Ученые-экзегетики Корана
- Ученые-исламоведы
- Ученые суфизма
- Выпускники Дамасского университета
- Выпускники Университета Аль-Азхар
- Выпускники Университета Айн-Шамс
- Выпускники Каирского университета
- Критики ваххабизма
- Жители провинции Риф-Димашк
- Академический состав Дамасского университета
- 1932 рождения
- смертей в 2015 г.